Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СРУБНЫХ ПЛЕМЕН О МИРОЗДАНИИ



 

Основными источниками, на основе анализа которых можно попытаться восстановить представления срубных племен о мироздании, являются орнаменты керамики и погребальные памятники (в первую очередь сама организация, структура сакрального пространства).

Учитывая разработки в области семантики орнаментов бронзового века, сделанные Б.А. Рыбаковым, А.А. Формозовым, В.Н. Слоновым, О.В. Кочерженко, Э.Л. Лаевской, Г.Ф. Турчаниновым и др., а также опираясь на тезис о том, что орнаментированный сосуд – это своего рода модель космоса, можно выделить среди срубных орнаментальных композиций изображения основных ярусов – уровней космоса. Причем данные срубные орнаменты отображают картину мира в нескольких вариантах.

Первая группа орнаментальных композиций отражает трехъярустное строение мира в точном соответствии с данными «Ригведы» и схемой трипольских орнаментов по Б.А. Рыбакову.

1) Узкий верхний ярус – так называемое «верхнее небо» («Свах» по «Ригведе»); на трипольских сосудах обычно содержит волнистую или зигзагообразную линию, оберегающую горло сосуда – символ воды, поскольку это небо обладает неистощимыми запасами дождевой воды. На срубных сосудах этот верхний ярус может изображаться в виде зигзаговой линии (Утевский III могильник); зигзаговой линии и косых полос (п. 19 к.1 Бородаевка II); в виде волны-зигзага, четко отделенной линиями сверху и от среднего яруса (п.13 к.1 Подшибаловка); как горизонтальная елочка (п.2 к.4 Новопавловка); тройной волнистой линией (п.1 к.10 Лебедевка IV; 1 Тюбякское пос.); косыми насечками-штрихами (к.7 Подстепкинский).

2) Второй - средний ярус, называемый в «Ригведе» «Бхувах», включает символы солнца и его хода по небу (спирали и солярные знаки на трипольских сосудах; кресты и зигзаги на срубных); звезды; зигзаги – молнии, косые полосы дождя. В этот ярус включаются изображения земной поверхности – гор, рек, растений. Например, на срубном сосуде из п.19 к.1 Бородаевка II, средний ярус пустой; на сосуде из п.2 к.4 Новопавловки в среднем ярусе кресты – солярные символы, зигзаг – обозначение молнии или движения солнца по небосводу; на сосуде из п.1 к.10 Лебедевки IV средний ярус «Бхувах» содержит косые полосы – дождь и т.п.

3) Третий - самый нижний ярус («Бхух» – земля, почва, по «Ригведе») – на трипольских сосудах обычно пуст или полон точек – изображений семян. На срубном сосуде из п.19 к.1 Бородаевки II этот ярус обозначен, видимо, косо заштрихованными треугольниками – зигзагами (взрыхленная, вспаханная почва? ); на сосуде из Новопавловки он заполнен точками (семена? ); на сосуде из Лебедевки IV земля, видимо, изображена зигзагом (горы? ), а под ней - семена в почве; на сосуде из Тюбякского поселения этот нижний, третий четко выделенный ярус содержит цепочку заштрихованных ромбов (явный символ вспаханной почвы? ).

К группе орнаментов, читаемых по аналогичной схеме, относятся также орнаменты ряда сосудов из погребений Бородаевки I, Новобелогородского, Чапаевки 3, Осинов-Гай, Богатого, Вислой Дубравы, а также из синташтинских погребений С III – малого кургана, С I – комплекса грунтовых и курганных захоронений, СМ – синташтинского могильника и из жертвенного комплекса I.

Вторая группа орнаментальных композиций отображает трехъярусную структуру мироздания в более упрощенном виде – в соответствии со схемой: I ярус – небо с дождем; II ярус – земля, горы, руки, растения, символы плодородия (ромбы) и III ярус – подземный, почва. Таковы, например, орнаменты пяти сосудов из Осиновки; из Питерки I, Саратовки I, Новобелогорского, Генеральского, Богатого и др.

Третья группа орнаментов представляет изображения либо только одного «этажа» мироздания, либо – двух: например, на одном из сосудов Новобелогорского могильника видим дождь (косые насечки в ряд), выпадающий на землю (обозначена горизонтальной елочкой – подземная вода? – треугольниками вершиной вверх с «ростками» внутри); на сосуде из Крутоярки (Граф) видим небо (крест – солярный символ и косые штрихи – дождь) и землю (в виде заштрихованных зубцов (горы? ); аналогично изображение на сосуде из Чапаевки 3.

У скифов, отчасти родственных срубникам, Д.С.Раевский выделил трехчленную по вертикали структуру мира, включающую верхний мир (небо, солнце), нижний мир (земную и водную глубь) и горы как средний, связующий элемент. У срубников могли бытовать подобные представления, перекочевавшие затем в скифскую среду. В то же время подтверждать существование в срубном обществе II-I тыс. до н.э. идеи о «многоэтажном» мире косвенно может «Авеста» – согласно ей вселенная в целом делилась на 3 части: землю; промежуточную область между землей и бесконечным светом (сферы звезд; луны, солнца) и собственно небо. Предлагаемая трехступенчатая по вертикали структура мира вполне соотносится и с существовавшей в срубном обществе социальной структурой, также трехчленной, аналогичной другим индоиранским обществам (авестийскому, ведическому, скифскому) и подтверждается конструктивными особенностями погребений (например, наличие ступенек). Аналогия семантики срубных орнаментов с семантикой более ранних (энеолит – ранняя бронза) вполне правомерны, поскольку ряд типичных для трипольской, микенской и ближневосточной керамики орнаментальных композиций и мотивов мог перейти и в срубную культуру – в более геометризованном и стилизованном виде при сохранении традиционного значения (явление геометризации и схематизации в поздней трипольской и крито-микенской орнаментике XVII-XVI вв. до н.э.). Кроме того, анализ Б.А.Рыбаковым трипольских орнаментов позволиливыявить явные параллели с мифологемами ряда гимнов «Ригведы» (три яруса мираЮ лик Праматери Адити, титан Пуруша).

Широко распространенный в бронзовом веке спиральный орнамент, так характерный для многих трипольских сосудов, также, видимо, распространен в срубной среде – но в более геометризованно-упрощенном виде. Ряд срубно-алакульских, срубных (из степи и лесостепи) и синташтинских орнаментов явно отображает мотив спирали как символа бега солнца по небосводу и смены времен года, к тому же, вписанного в трехъярусную картину мироздания. Зачастую сохраняется типично трипольское направление витков спирали снизу вверх направо, с востока на запад (например, срубный сосуд из п. 1, к.2, Луговское II).

Из трех выделенных основных ярусов мира необходимо подробнее остановиться на характеристике самого нижнего, третьего, подземного яруса, связанного, скоре всего, с загробным существованием умерших. Его основными характеристиками можно считать следующие:

1) пространственно-временные связи загробного/подземного мира «перевернуты», зеркальны по отношению к миру земному; характеристики мира живых дублируются в этом мире умерших, но там «все наоборот». Об этом говорит наличие на ряде фатьяновских, праславянских (по Рыбакову), синташтинских и срубных (могильник Купцын-Толга в Калмыкии; Васильевский курган) сосудов солярного знака на дне (крест, свастика). Это – изображение «подземного солнца». Мотив такого отражения характеристик среднего, земного, яруса мира в мире подземном, может быть, также воспроизведен срубными орнаментами Волго-Уральского междуречья, которые можно назвать «отраженный зигзаг» или «отраженные треугольники» (Кривая Лука XXIX, Ровное, Натальино II, Быково IV);

2) загробное существование является продолжением (отражением) земного; умершие сохраняют свой социальный статус после смерти. Об этом говорит сопровождение умерших символами их социального статуса и соответствующими орудиями (вождей, воинов – инсигниями власти и оружием; жрецов – амулетами, бараньими лопатками для гадания и кремнем для высекания священного огня; ремесленников-литейщиков – литейными формами; скотоводов – костяными трубочками для раздаивания скота и т.п.). Возможно, захоронение в некоторых случаях собак вместе с людьми говорит о существовании представлений о животном проводнике покойного в мир иной, призванном охранять человека в загробном царстве;

3) умершие члены общины, предки, скорее всего, напрямую влияли га обеспечение плодородия на земле. Некая страна предков помещалась срубными племенами, вероятно, где-то на юге. В пользу этого свидетельствует совершение поминальных действий (сосуды с остатками пищи) в юго-восточной части курганов (лесостепь); поминально-родовые жертвенники на комплексах Аркаима таже располагались на южной периферии (могильник Большекараганский); в ведической ритуальной практике известен «южный огонь» в честь душ умерших; в Синташте именно в южной части ритуального домика на памятнике СМ располагался некогда священный очаг.

Юг в то же время мог ассоциироваться с «низом», с нижним ярусом мира. Общение живых с умершими предками обеспечивалось посредством обрядов «кормления» живущих под землей предков, принесение им даров и произнесение молитв (в основном о ниспослании благополучия и плодородия). Причем, обряды общения с предками приурочивались, видимо, к крупным вехам календарного (аграрного цикла), и большим праздникам и проходили непосредственно рядом с курганами или погребальными комплексами. Такими вехами могли быть дни летнего и зимнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия, Новый год.

В данном случае поминальная трапеза-тризна могла символизировать вкушение «первых плодов» в рамках целого цикла обрядов повторения космогонии обновления мира и обыгрывания мифа о творении, когда все уровни бытия, все социальные градации, все общественные институты должны на время перейти в состояние «хаоса», чтобы из него потом заново воссоздался космос (по М. Элиаде). Именно поэтому практиковались жертвоприношения скота и жертвенные расчленения людей: ритуальное расчленение обычно предполагало разделение жертвы на три части, символизирующие ярусы мироздания. Само сооружение кургана или жертвенника как символов Оси мира, Древа Мира, имитировало космогонический акт, поскольку ритуальное сооружение становилось точкой отсчёта для построения системы пространственно-временных координат нового мира и обладало всеми характеристиками космоса в целом. Это и обусловливало планировку организации сакрального пространства погребальных комплексов по схеме-принципу мандалы (срубные курганы; курган 25 Большекараганского могильника в Аркаиме; курган 25 могильника Восточно-Курайли I; надмогильные сооружения на памятниках CI и CIII в Синташте и др.).

Курган как особым образом организованное пространство и символ Оси Мира, мог обладать характеристиками “моста”, “дороги”, соединяющей ярусы мира и служил, таким образом, для связи неба и земли – потому что мир умерших предков помещался одновременно и в подземном, и в небесном этажах мира. Общаться с обитающими в небесной обители предками можно было, проведя необходимые обряды в соответствующем месте на (в) земле (курган). Это положение снимает парадоксальность такого «раздвоения» – тем более, что и во всех индоевропейских мифологических традициях (скандинавской, славянской, индийской, иранской и др.) обитель умерших помещается то где-то в небе, то под землёй, нет чёткого отграничения подземного мира от небесного. Причём обе эти сферы – небесная и подземная – равно ответственны за земное плодородие. Согласно этим мифологическим традициям, умерший продолжает существовать в загробном мире во плоти. Традиция возведения деревянных внутримогильных конструкций (срубов, перекрытий) может быть порождена одновременно бытовавшими в срубной среде двумя эсхатологическими концепциями (по Л.С. Клейну). С точки зрения индоарийской ЭК, срубы призваны были предохранять мёртвое тело от разрушительного воздействия земли, стихий и т.п., а с точки зрения индоиранской ЭК срубы обеспечивали защиту священных стихий и людей от «остаточной телесности» мёртвых (близко авестийским представлениям). Обе концепции, видимо, сочетались в срубной среде.

 

 

Лопатин. В.А., Филимонова С. А. (Саратов)

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь