Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


О результатах операции по выселению



4 апреля 1936 г. Совершенно секретно.

г. Новосибирск

Вас, видимо, уже информировали о результатах операции в Ойротской автономной обл. по выселению байско-кулацких и бандитских семейств. Мой помощник по спецделам т. Случанко, принимавший участие в операции, давал заключение по каждому расследованному делу на тройку и участвовал, как представитель краевой прокуратуры, в тройке. О результатах операции он пишет, что вся операция изъятия кулацко-байских и бандитских элементов прошла неплохо.

Как известно, ЦК ВКП(б) разрешил выселить из Ойротии в Караганду 300 семейств. Органами НКВД было направлено в прокуратуру на заключе­ние о выселении большее количество дел, нежели как указано в решении ЦК ВКП(б), т.е. 343 дела (на 343 семьи). В результате пересмотра прокуратурой дел по 25 делам, т.е. семьям, не дано согласия на выселение этих лиц, и по трем делам дано согласие на выселение только глав семейств из бывших ку­лаков и баев с исключением из них семейств бывших ранее членов семьи, ко­торые давно живут самостоятельно и ничего общего с выселением не имеют. Всего, таким образом, прокуратурой было «отсеяно» 28 семейств, с чем со­гласилась тройка УНКВД, заседая в Ойрот-Туре.

Например, семья Беспоместных Харитона, рождения 1909 г., бывшего красноармейца, была намечена к выселению по мотивам, что якобы до

1933 г. имел кулацкое хозяйство и распространял провокационные слухи о
безжизненности колхозов. Эти факты подтвердились частично свидетелями.
Тщательный просмотр дела показал, что он вернулся из Красной Армии в

1934 г., факт применения наемного труда в его хозяйстве и антисоветская де­
ятельность не установлены.


Также была представлена к выселению семья Шеврякова Дмитрия Пав­ловича, рождения 1909 г., по мотивам, что он имел кулацкое хозяйство и, состоя в колхозе, вел подрывную работу. На основании этого он сейчас был лишен избирательных прав. Все это подтвердил единственный свидетель, ко­торый доказывал, что с 1921 по 1930 гг. Шевряков имел зажиточное хозяй­ство. Сомнительность утверждений этого свидетеля заключается в том, что ему в 1921 г. было всего лишь 12 лет.

Была также представлена семья Каширина Василия Федоровича, при­ехавшего в Турачакский аймак в 1926 г. из Старо-Бардинского района, по мотивам, что он как будто бы бывший кулак и сбежал из Старо-Бардинского района, боясь раскулачивания. На основании чего он сейчас был лишен из­бирательных прав. Прокуратура не согласилась с его выселением. Предста­вители НКВД возражали, потом запросили телеграфом подтвердить соцполо-жение Каширина из Старой Барды, откуда был получен ответ, что он бедняк и ни от какого раскулачивания не скрывался.

Вот, примерно, такие мотивы были по всем другим делам, по которым не дано краевой прокуратурой согласия на выселение.

Особенно серьезный перегиб и искривление были допущены по Усть-Кан-скому и Турачакскому аймакам.

По Усть-Канскому аймаку, где был представителем управления НКВД т. Гротов, было изъято для выселения 31 семейство, главы семей которых были арестованы, имущество изъято, и они лишены избирательных прав. В результате просмотра дел из 31 семейства освобождено 10 семейств. Другими словами, одна треть семейств были изъята неправильно, чем было допущено политическое искривление.

По Турачакскому аймаку, где был представителем УНКВД т. Жуков, из 37 семейств после просмотра дел освобождено от выселения 7 семейств, при­чем полностью, 4 семьи и 3 семьи, неправильно соединенных.

Для исправления этих, по сути дела, вопиющих ошибок, на месте проку­ратурой с УНКВД были приняты решительные меры исправления.

Во-первых, все арестованные были немедленно освобождены; во-вторых, дано указание аймакисполкомам немедленно вернуть им все имущество, изъ­ятое у них, и в-третьих, пересмотреть свои постановления об ограничении их прав, в частности, восстановить в избирательных правах тех из них, которые были лишены этих прав в связи с выселением.

И совершенно правильно сделал т. Залпетер, командировав в Усть-Кан-ский аймак т. Гротова, который проводил там эту операцию и допустил ис­ключительно большие ошибки, для проведения всех мероприятий, связанных с восстановлением в имущественных и политических правах тех семейств, в выселении которых отказано.

Нужно отметить, что лишение избирательных прав аймакисполкомами проводилось непосредственно аймакисполкомами и сугубо формально, без об­суждения этих кандидатур не только на общих колхозных собраниях, но даже и на пленумах сельских советов, исключительно по материалам, добы­тым при оформлении дел на выселяемых, чем усугубили ошибку, в особен­ности по Усть-Канскому аймаку.

Краевой прокурор И.Барков. ГАНО. Ф. Р-47. Оп. 5. Д. 227. Л. 49—50 об. Заверенная копия.


№ 308

Докладная записка инспектора кавалерии РККА С.М.Буденного И.В.Сталину и наркому обороны К.Е.Ворошилову о настроениях советского казачества и необходимости восстановления его традиций1*

27 марта 1936 г. О советском казачестве

Исключительно теплый прием, оказанный руководителями партии и пра­вительства, выступавшим на совещании животноводов казакам-колхозникам, награждение их орденами Союза, а также статья в «Правде» о советских ка­заках, буквально всколыхнули все население Азово-Черноморского и Северо-Кавказского краев. Судя по газетам, такое же воодушевление отмечено и в ос­тальных бывших казачьих областях.

Подавляющее число казаков-колхозников, от старых до малых высказыва­ют огромнейшее удовлетворение вниманием партии и правительства. Харак­терные высказывания:

«...2* Получаю я газеты аккуратно и читаю их внимательно, но такой ра­достной статьи, как статья «Советские казаки», я никогда не читал. Я из-за этой статьи аж помолодел. Шутка ли сказать, что нас теперь считают своими советскими казаками! Теперь мы заживем» (бригадир колхоза из Алагиро-Ар-донского района).

«...Аж радостно, что правительство так хорошо пишет за казаков» (Гамов, 60-летний терский казак).

«...Раньше казаков угнетали атаманы да свои же кулаки, а мы все терпе­ли, а после революции на Советскую власть даже косо поглядывали. А выхо­дит, что Советская власть поднимает казаков, заботится о них. Советская власть говорит, не кривя душой: «Будешь честно работать в колхозе, жить будет хорошо». Нам нужно оправдать доверие власти во время войны; мы своим геройством должны поднять авторитет Советской власти» (казак-кол­хозник Торпатин из ст. Усть-Джегутинской).

«...Мы поедем в Ростов и докажем правительству, что наши казаки могут показать свою преданность Советской власти. Своей работой мы вытянем не только нашу станицу, но и весь район в передовые районы» (казак ст. Плас-туновской Чернявский).

«...Казакам сейчас живется хорошо и им сейчас обижаться не за что. В случае войны они будут защищать Советскую власть, так как от другой власти им лучше не будет. Я слышал от многих казаков-стариков, они говорят, хоть и обидела сначала Советская власть казаков, но сейчас хочет их поставить на­равне с другими красными партизанами и иногородними и это, они говорят, правильно делает Советская власть» (переменник-казак Тарасов после читки газеты «Правда» о казаках среди переменников Табаксовхоза).

«...Наши старики, как только увидели нас в форме, так, как один, радост­но заговорили: «Казачество воскресло, опять вернулась наша старая форма. Но хоть старая казачья форма вернулась, но одеты теперь в эту форму не ста­рые бывшие казаки, а казаки советские, колхозники, которые бывшей каза­чьей жизни и не видали, и не хотят ее видеть. Я воспитался при Советской власти и за нее умру» (казак ст. Крыловской из 3 взвода Кубанской сотни).

«...Наши кубанцы очень довольны почетным отношением к ним как в до­роге до Ростова, а также и в Ростове3*. Многие говорят, что никогда так не хотелось жить, как сейчас. Уж если умирать, то умирать в бою, защищая нашу родину от фашистов» (казак ст. Ленинградской орденоносец Головань).


«...Мы, молодые казаки Дона, будем самыми лучшими казаками для Со­ветской власти. Старая жизнь у донского казака сдохла и никогда не вернет­ся. Если т. Сталин разрешит нам сделать свои казачьи части, то мы, донцы, не подкачаем и будем воевать с буржуазией лучше кубанцев и терцев» (казак из Донской сотни в группе казаков и граждан г. Ростова).

«...Хорошо и правильно говорили Буденный, Шеболдаев и Евдокимов, что казак бесповоротно встал на путь социализма, но ко всем казакам так от­носиться нельзя4*. Советское казачество — это молодое казачество, которое воспиталось в колхозной советской семье» (казак Самойлов 2 взвода Кубан­ской сотни).

«...Раньше горцы нашего брата били, били и мы их, это было тоже вроде соревнования, кто кого скорее убьет, а вот теперь дело совсем иначе. Мы, со­ветские казаки, стали друзьями с горцами, и они, и мы теперь думаем о дру­гом соревновании: как бы лучше и скорее выполнять приказы Сталина, Мо-лотова, Ворошилова. Теперь хочется жить несколько веков, а как посмотришь на т. Буденного, то и война не страшна. С такими командирами мы непобеди­мы. Вот если создадут дивизию из терцев-горцев, то мы тогда покажем при­мер всем казакам нашего государства, как надо служить Советской власти. Ведь терцы и горцы — самый боевой народ».

Присутствовавший при этом разговоре кубанский казак, обращаясь к ука­занному выше терцу, сказал: «А вот если начнется война, то тогда посмотрим, кто лучше будет бить Гитлера и косоглазых японских фашистов — вы или мы, кубанцы. Кубанский народ тоже геройский».

Другой казак из донской сотни говорил: «Я не думал, что нас так хорошо будут встречать рабочие, а вот вышло хорошо. Рабочий теперь понимает, что казаки теперь ударники в колхозах и не хуже их любят Советскую власть и Сталина; почаще бы встречаться с рабочими для смычки. Воевать-то с бур­жуазией придется вместе с рабочими. А что теперь скажут буржуи за грани­цей, когда почитают наше письмо т. Сталину? Но пусть, гады, что хотят го­ворят, все равно Советская власть будет во всем мире. Казаки, которые сейчас за границей околачиваются, теперь скажут, что и казаки против них. Ведь у нас теперь взгляды на жизнь разные: они генеральские холуи, а мы советские герои и стахановцы».

Сомнения

Из-за недостаточно хорошо поставленной разъяснительной работы в стани­цах некоторая часть казаков проявляет недоумение и заняла выжидательную позицию.

«...Никак не вдолблю в свою голову, почему это Советская власть вспом­нила за нас, казаков, и делает нам такие почеты. Вот за нашими делегатами, которые поехали верхами в Ростов, даже подвода пошла с хорошими продук­тами и ящиком больших хороших папирос. Я так думаю, что скоро будет война, и они знают, что казачество воинственно, и если оно пойдет за Совет­скую власть, то победа будет обеспечена» (казак ст. Пластуновской того же района Дибров, 40 лет).

«...Опять возвращается наше родное казачество, аж сердце радостно би­лось, когда на площадь приехали верхами в полной форме наши казаки, отъ­езжающие в Ростов. Теперь мы опять наденем нашу казачью форму. Верно старики говорили, что наше казачество никогда не умрет — оно так и получи­лось. Только для меня одно непонятно, почему так получается, что Советская власть искореняла казачество. А теперь о нем пишет в газетах и хвалит его. Наверно, правительство чувствует что-нибудь такое» (переменник из кавэска-дрона Бойко Иосиф, казак ст. Пластуновской того же района).


«...Если Советская власть правильно, без фальши хочет организовать ка­зачество и опять сорганизует его так, как оно было сорганизовано в старое время, в свои казачьи части, то это будет большая сила. Я как посмотрел на отъезжающих из станицы казаков походом в Ростов, так радостно стало: все здоровые, красивые, а форма их прямо красит, все в куртках. Это не то, что приехали их провожать красноармейцы эскадрона: там народ маленький, и на конях сидят не так, как наши казаки. С такой казачьей силой, если ее орга­низовать в войско, не будет страшен никакой японец» (казак ст. Пластунов-ской того же района, колхозник Коновалов Василий, 40 лет).

О войне

«...Советская власть стала всячески хвалить казаков и писать неспроста. Я думаю, что скоро будет война, и для того, чтобы казаки хорошо воевали и за­щищали Советскую власть, нас сейчас возвышают. Наверно, скоро опять будут формировать казачьи полки и одевать их в казачью форму. Я уже вчера вспоминал: «Ты, Кубань, ты наша родина» (переменник кавэскадрона 74 Салов, казак-колхозник, житель ст. Пластуновской того же района).

«...Раньше казаков так не поощряли, а наоборот — жали их, а сейчас, когда запахло войной, так начали приглашать в Москву и ордена дарить им, знают, что казаки воинственный народ и чтобы заставить их воевать за Совет­скую власть, начинают заманивать их на свою сторону. Почему раньше к ка­заку так не относились, — наверное потому, что раньше войны не предвиде­лось» (переменник 221 стр. полка Строков, казак-колхозник, житель ст. Бе­лореченской).

Антисоветские высказывания

«...Я не верю, чтобы было восстановлено казачество, так как казаков Со­ветская власть считает контрреволюционерами и везде и всюду им мстит, ста­вит им кругом рогатки. Как только узнают, что ты казак, так и чертом смот­рят на тебя, из нас, казаков, никто не может никогда относиться преданно к Советской власти потому, что мы бывшее военное привилегированное сосло­вие, которого Советская власть дать нам не может, и она для нас, казаков, яв­ляется мачехой, как бы она для нас, казаков, ни старалась быть хорошей, но она нам мачеха, а родная наша мать — это Деникин, он нас родил, но не вы­растил» (казак ст. Пластуновской того же района Коробко М., служащий, брат его переменник, как социально-чуждый, из переменного состава отписан. Имеет ряд репрессированных родственников-кулаков, отец бывший контрраз­ведчик).

«...Начали обвешивать орденами и казаков. Политика вполне понятная: привлечь казачество на свою сторону. Советская власть в своих расчетах оши­бется, казака Советскую власть защищать не заставишь, таких дураков не найдется. Казачество испытало Советскую власть на своей шкуре, и пусть только начнется заварушка, так сразу будет видно, с кем пойдет казачество» (Чернявский, учитель с. Великовечное Белореченского района, бывший белый офицер-осваговец).

В ряде случаев высказывания носят повстанческий характер:

«...Хорошо понимаю ихнюю политику: должна быть война с иностранца­ми, а иностранцы ненавидят эту... (следует похабная ругань по адресу Совет­ской власти), но как бы не получилась внутри СССР своя война. Вот всего этого боятся они и нас заговаривают на свою сторону4*, чтобы мы, казаки, за­щищали их» (Иващенко Тихон, казак-кулак ст. Кирпилской Усть-Лабинского района).


«...Я был сослан, и обратно в колхоз не пойду всякой сволочи подчинять­ся. Потерпим до весны, она скажет на нашу руку4*» (Дронов Михаил, казак ст. Усть-Лабинской).

Переменник Калугин Иван, казак рождения 1912 г., разговаривая в столовой колхоза, в отношении казачества заявил: «... Дело подходит ближе к войне. Те­перь и казакам все права дают, боятся, чтобы они в случае войны не наделали чего-либо в тылу. Ведь казаков боятся и боялись в старую войну иностранцы. Те­перь Советская власть хочет на нас отыграться, но все равно будем бить комму­нистов. Они не загладят того, что сделали казакам. Пусть они знают: казак че­ловек мстительный, когда-нибудь дождемся момента, все равно отомстим».

Перед выступлением казачьей Кубанской сотни в Ростов в ряде станиц от­мечено распространение антисоветским элементом провокационных слухов.

Выделенный делегатом в конный переход в Ростов казак ст. Динской Пластуновского района Соломко, 40 лет, ехать согласился, получил казачью форму, а через некоторое время явился в сельсовет и заявил о категорическом отказе от поездки. При выяснении причин его отказа он после долгих и упор­ных запирательств сказал: «Мне жинка сказала, что ей передавали люди о том, что нас, всех казаков, которые едут в Ростов, там посажают в тюрьму и вышлют». После разъяснения ему он ехать согласился.

«...Я слышал на хуторе, что это наших казаков одели в форму и посылают в Ростов, а там их возьмут и всех посажают в тюрьму» (Переменник кавэска-дрона 74 Круглый, казак-колхозник, тракторист, житель ст. Пластуновской того же района).

Среди иногородней части отмечается разговор о том, что возрождение ка­зачества снова повлечет за собой сословную рознь, и что казачество не будет надежным защитником Советской власти, что опять-таки является главным образом недостаточностью разъяснительной работы4*:

«...Плохая надежда на то, чтобы на казачество опереться во время войны. Сколько волка не корми, а он все равно в лес смотрит, это такой народ, кото­рый не забудет той обиды, которую нанесла ему Советская власть. Они за нее (Советскую власть) не воевали и воевать не будут. Им только дай орудие, так они сразу повернут против Советской власти» (переменник 221 стр. полка Пшеничный Иван, иногородний, житель ст. Белореченской того же района).

Встреча казачьих сотен Дона, Кубани и Терека в Ростове превратилась в подлинно народный праздник. Разговоры среди населения Ростова велись почти исключительно на эту тему. Рабочие г. Ростова, среди которых была проведена предварительная политическая работа, относятся в основном впол­не благожелательно к движению за советское казачество.

«Когда-то казаки в старое время, при царе, били рабочих плетьми за за­бастовки и собрания рабочих, а теперь казачество осознало, что Советская власть делает добро для всех трудящихся, и вот видите, по инициативе самих казаков они проявляют свою солидарность к Советской власти и к Красной Армии4*» (рабочий Ростсельмаша Ищенко).

Контрреволюционный элемент, почуяв новую поднимающуюся силу актив­ных борцов за социализм в лице казачества, высказывает ненависть и злобу против мероприятий партии и правительства в отношении советского казаче­ства. Все сводится к тому, что «перед лицом неизбежной войны Советская власть пытается ухватиться за казака, как утопающий за соломинку».

Но все эти злопыхательства тонут среди общего одобрения и приветствий мероприятий партии и правительства, особо выделяя роль т. Сталина4* — первого, обратившего внимание на казаков-колхозников Дона, Кубани, Терека.


Чувство огромнейшей благодарности партии и правительству и т. Сталину звучит буквально во всех выступлениях казаков. «...Советская власть нам до­веряет и мы это доверие оправдаем». Во всех выступлениях казаки подчерки­вают, что они не прежние казаки, а казаки советские, колхозные, беспредель­но преданные своей великой социалистической Родине, за которую они отда­дут всю свою жизнь без остатка, а сейчас будут биться за укрепление колхоз­ного строя, за выполнение и перевыполнение хозпланов 1936 г.

Каждое выступление на торжественном пленуме ростовского горсовета ка­заки заканчивали просьбой передать т. Сталину и правительству их ходатай­ство сформировать Донскую, Кубанскую и Терскую казачьи дивизии. «Почет­ному казаку ст. Горячеводской т. Сталину " Ура! " » — этот лозунг повторялся неоднократно на торжественном собрании.

Вопрос о казачьих частях сейчас волнует казаков. Разрешат или нет? Же­лание служить в них на колхозных конях огромное.

Некоторую незначительную часть казачества занимает вопрос, как поступить с иногородними, будут ли они носить казачью форму. Однако этот вопрос разре­шается казаками таким образом, что теперь все казаки, и разницы между быв­шим казаком и иногородним нет. Следует отметить, что со стороны иногородних возражений против казачьей формы нет. Носить будут с удовольствием.

Прежде основные противоречия между казаками и иногородними происходили из-за того, что раньше у иногородних земли не было, и они арендовали ее у каза­ков. Теперь земля у всех. Казаки раньше пользовались особыми привилегиями, те­перь этих привилегий нет. Раньше на сходе в казачьей станице иногородние правом голоса не пользовались, а сейчас пользуются и те, и другие на равных правах.

Особо следует провести работу среди бывших красных партизан, у кото­рых отмечаются такие настроения: «...Красных партизан льгот лишили, пол­ковников ввели, а теперь казаков восстанавливают» (Ворошиловщина)'**. «...Мы с казаками воевали и сейчас придется воевать...»

Всего масштаба проводимых мероприятий там еще недопонимают и когда там узнают, что казаками будут все, а не только старые коренные казаки, и что все будут служить в коннице, это мероприятие будут приветствовать и в Ставрополье. Ставропольцам нужно дать также название казаков.

Вывод

В целом движение за советское казачество выливается в мощное движение за укрепление социалистического колхозного строя в бывших казачьих облас­тях, в демонстрацию любви и преданности ленинской партии и ее вождю т. Сталину, в желание смыть кровью контрреволюционное прошлое и готовность к защите советской родины.

Движение за советское казачество своевременно и происходит на здоровой социалистической основе, движение это вызвало глубокий подъем масс и под­няло настроение их, в особенности, молодежи.

Исходя из этого, предлагаю следующее:

1. Казаками считать поголовно все население Азово-Черноморского и Се­
веро-Кавказского краев, в том числе и бывшее Ставрополье, за исключением,
разумеется, горских народностей.

2. В связи с движением за восстановление советского казачества необходи­
ма большая продуманная работа среди казачьего населения (иногородних) и
в особенности красных партизан (последних в связи с лишением льгот —
Ставропольщина).

Необходимо:

а) восстановить некоторые материальные льготы тем из красных партизан, которые особенно нуждаются вследствие потери трудоспособности или мизер-


ного размера пенсий и пособий^?; в отношении достаточно обеспеченных ка­тегорий красных партизан это мероприятие не вызывается необходимостью;

б) быстрее разрешить вопрос о присвоении военных званий начальствую­
щему составу запаса, причем было бы очень целесообразным, если бы при
присвоении званий командирам запаса им бы предоставлялись некоторые
льготы, определяющие их почетное положение наряду с другими категориями
знатных людей данного общества;

в) в связи с тягой, в особенности среди молодежи, к ношению форменной
казачьей одежды, предоставить право ношения ее всему населению указанных
краев, имея ввиду, что и иногородние, в особенности молодежь, будут с удо­
вольствием носить казачью одежду. Нужно установить форму и порядок ее
ношения.

3. По военному строительству:

а) Четвертый кавалерийский корпус иметь в составе трех кавалерийских
дивизий: 9, укомплектованной донцами и переформированной из ныне суще­
ствующей 9 Донской стрелковой дивизии, 10 Терско-горской, укомплектован­
ной терцами и горцами, и 12 Кубанской, укомплектованной кубанцами;

б) кроме того, во всех кадровых кавдивизиях иметь четвертыми полками
полки, укомплектованные казаками определенных казачьих районов;

в) в тех казачьих районах, где нет территориальных кавалерийских фор­
мирований или где имеются стрелковые территориальные формирования,
ввести особую допризывную подготовку соответственно формам допризывной
подготовки, существовавшей в старых казачьих войсках и, кроме того, пере­
формировать территориальные стрелковые части в кавалерийские.

5. В связи с принципиальным разрешением предыдущего вопроса будет
нуждаться в разрешении и ряд других специфических вопросов, как-то: о по­
рядке выращивания и эксплуатации конского состава, порядке приобретения
и хранения седел, холодного оружия, обмундирования и т.д.

6. В случае положительного разрешения вопроса о командировании для
участия в первомайском параде 1936 г. или в день 19 годовщины Великой
пролетарской революции казачьих полков необходимо теперь же дать соответ­
ствующие указания секретарям крайкомов ВКП(б) тт. Шеболдаеву и Евдоки­
мову и командующему войсками СКВО командарму 2 ранга Каширину.

Буденный. РГВА. Ф. 33987. Оп. 3. Д. 834. Л. 16-27. Подлинник.

'* Докладная записка составлена в связи с проведением слета советского казаче­ства в г. Ростов-на-Дону с 12 по 19 марта 1936 г. 2* Здесь и далее отточия документа.

3* Имеется в виду поездка на слет советского казачества г. Ростов-на-Дону. 4* Так в тексте.

№ 309

Справка Павловского райотдела НКВД Западно-Сибирского края об -«антисоветской деятельности кулачества» в колхозах

3 апреля 1936 г. Совершенно секретно.

Кулачество, проникшее в колхозы, за последнее время особенно активизи­рует свою деятельность по двум направлениям:

а) проведение среди колхозников антиколхозной антисоветской агитации в целях разложения трудовой дисциплины с тем, чтобы колхозники на работы


не выходили, а в отдельных случаях бросали колхоз и выходили из колхоза, используя в этих целях имевшиеся в колхозе продзатруднения.

б) уничтожение тягла путем создания бескормицы, заражения лошадей че­соткой и вредительским уходом за последними, добиваясь этим значительного

падежа скота1

Факты агитации

Группа кулаков в колхозе «Путь крестьянина» Колыванского сельсовета в составе Степанова, Лиханова — последний ранее исключен из рядов ВКП(б) — систематически вела антисоветскую агитацию, сговаривая колхоз­ников не выходить на работы, говоря: «Можно ли работать без хлеба и разу­тыми и раздетыми, давайте же бросать работу», «Советская власть с этими колхозами делает к тому, чтоб мы подохли с голоду, вот смотрите, работали весной и осенью, и в результате хлеб у нас забрали, а самих заставили сидеть голодными, надо из колхоза выходить».

В целях усиления агитации эта группа пыталась склонить на проведение агитации батраков Полукарова, Вдовина и др.

В результате агитации этой группы колхозники бросали работы — от 30% до 40% не выходили, по причине невыходов в колхозе скот, в частности сви­ньи, до 100 голов сутками не кормились.

На почве агитации вышло из колхоза до 50 хозяйств.

В колхозе «Восход» Черемновского сельсовета группа кулаков (Шершнев, Боков и др.) проводила антиколхозную агитацию в направлении: «Колхоз — одна принудиловка, работаем и ничего не получаем, сидим голодом1*, надо колхоз бросать и убегать на Камчатку».

Шершневым использовались сборища колхозников в хомутной, в кузнице и там, где только сосредотачивались колхозники. В силу агитации колхозники не выходили на работу от 5 до 10 чел.

Колхоз им. Яковлева Н-Обинцевского сельсовета, кулаки Зыбзеев, Тро­шев: «Хотя бы скорей пришел японец и разбил Советскую власть, что смот­рите, сидим голодом, разутые, к тому же обдирает, от нас принимает хлеб по...2* руб., а потом продает ценой 100 руб., надо бросать работу и из колхоза выходить». В силу такой агитации колхозники на работу не выходят, кроме того, по их агитации вышло уже 7 хозяйств.

Колхоз «На страже» Босмалинского сельсовета, зажиточный Речкунов среди колхозников агитирует: «На работу не выходите, скоро все равно будет перемена, так как японец уже наступает, и все Ваши труды пропадут, да и лучше всего совсем заранее выйти из колхоза».

В результате в колхозе не выходят на работы от 10 до 20 колхозников.

Усиленная агитация на почве продзатруднений в колхозе «Вперед» Косма-линского сельсовета ведется со стороны кулака Косачева в характере1*: «В колхозе хлеба не дают, работаем голодные, а работу спрашивают, зачем нам тогда работать, лучше в батраки идти к какому-нибудь советскому поме­щику». Наряду с агитацией сговаривал колхозников не выходить на работу. В колхозе не выходит на работы от 10 до 15 чел.

Уничтожение тягла

В колхозе «14 лет Октября» Колыванского сельсовета группа кулаков [в составе] Котова, Дрянева, Чеснокова и др. на протяжении с октября 1935 г. по день ареста занималась подрывной работой в колхозе путем созда­ния бескормицы, систематического недокорма скота, особенно тягла, зараже­ния лошадей чесоткой, вредительским уходом за больными и т.д., отчего скот тощал и [от] плохого ухода падал. В результате этого погибло скота 29 лоша-


дей и заражены острой чесоткой 16 лошадей, которых трудно излечить. Нане­сено убытка колхозу в сумме 136 260 руб.

В колхозе «Путь крестьянина» и «Агросвет» группа кулаков [в составе] Рыженкова, Воронина и др. своим саботажем во время осени не заготовила корма для скота, в силу чего сейчас в этих колхозах бескормица, скот тощает и имеется ряд случаев большого падежа.

Помимо агитации и подрывной деятельности со стороны антисоветского элемента и кулачества, отдельные хозяйства выходят из колхозов по причи­нам нетактических отношений1* и обращений руководителей колхозов к кол­хозникам.

«В колхозе «Рыбак» Шелаболихинского сельсовета председатель Потапов, собрав колхозников, угостив их вином, произнес речь такого содержания: «Я ваш помещик, а вы мои рабы, я вас сейчас пригласил нанять на 1936 г.»

В колхозе «Факел социализма» бывший председатель колхоза Подмарь-ков при обращении к колхозникам для посылки их на работу называет «сибу-лонцами»3.

Имеются факты серьезных перегибов со стороны председателей сельских советов по отношению [к] единоличникам, в связи с подготовкой к весеннему севу, характерными из них являются: председатель Черемновского сельсовета Тишаков, собрав в начале марта с.г. единоличников, заявил: «Вы из моего сельсовета должны немедленно выехать, сейчас я вас отправлю на лесозаго­товки, и Вы больше ко мне не возвращайтесь, а если вы вернетесь, вам будет беда, мы вам доведем план посева, и вы из него не выцарапаетесь. У кого есть задолженность, всем прощаю».

Обращаясь к секретарю сельсовета, говорит, что «их выкорчевывать надо, их дома немедленно сломать, тогда им вернуться будет не к чему».

Начальник Павловского райотдела НКВД Громов. ГАНО. Ф. Р-47. Оп. 5. Д. 200. Л. 86-87 об. Копия.

)* Так в тексте.? * Отточие документа.

^* По-видимому, производное от Сибулон — Сибирское управление лагерей осо­бого назначения.

№310


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.058 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь