Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Научные знания Римской империи. Упадок научного знания.



Из среды римлян не вышло ни одного значительного ученого, но Рим дал миру поэтов, историков, ораторов. Большой славой пользовалась 9-томная энциклопедия Варрона, содержавшая знания из обл. грамматики, логики, риторики, геометрии, арифметики, астрономии, теории музыки, медицины и архетиктуры. Наиболее известное сочинение этой поры-поэма Лукреций-«О природе вещей», в к-ой дано наиболее полное и системтическое изложение эпикурейской философии. Полибий написал «Историю Пунических войн». Появляется целый ряд историков-римлян: Тит Ливий, Корнелий Тацит; Плутарх – грек по происхождению, составил сборник биографий великих, соединив их в пары: А. Македонский – Ю. Цезарь, Демосфен – Цицерон и т.д.; В 1 в. н.э. в Риме возрождается астрономическая наука, хотя это была другая астрономия, чем раньше. Птолемей. Основное произведение «Альмагест» (" Аль-Магисте", т.е. великое) или " Великая математическая система астрономии". В этой работе Птолемей уточняет картину мира Арист. Науку делит на практическую, поэтическую, теоретическую. Теоретические: физика, мат-ка, теология (метафизика). Теорет. наукам отдавал приоритет, и больше всего мат-ке. Теология имеет объект слишком удаленный, физика обращена к вещам, к-ые являются субъектами дв-ия, математика дает прочное и твердое знание, она открывает дорогу к теологии (т.е. математика основа всех наук). Астрономии уделяет большое внимание. Она имеет точное этическое и эстетическое значения. Структура мира и Земли: Мир – это небо, сферичен и движется как сфера. Земля аналогично мыслится сферообразно. Она расположена посреди мир в центре. Земля покоится относит. сферы неподвиж. звезд в положении точки. Птол. аргументировал эти положения так: то, что небо сферообразно подтверждается практикой и опытом. Люди единодушны в этом, наблюдая как Солнце, Луна и звезды сдвигаются с Востока на Запад описывая круги, с регулярность поднимаясь в одном и опускаясь в др. месте. Центр таких поворотов один и тот же – он совпадает с Землей. То, что Земля круглая док-ся тем фактом, что С., Л.и звезды не восходят и заходят в одно и то же время для тех, кто находится в разных местах Земли, сначала для обитателей восточных земель, а затем – западных. То что Земля относит. сферы сравнима с точкой можно док-ть тем, что с любого пункта Земли величины звезд и дистанции между ними везде равны. Земля недвижна в центре, т.к. это точка, куда падают все тяжелые тела. Земля не вращается вокруг своей оси, поскольку дв-ие д.б. весьма стремительным и тогда все тела не имеющие опоры на Земле должны бы двигаться в обратном направлении видимым образом, нельзя было бы видеть облака, все бы металось и летало исчезая из зоны видимости и движение Земли обгоняло бы все своей скоростью. А если допустить, что воздух вращается вместе с телами, то все казалось бы статичным. Небо состоит из эфира. Оно сферично и неразрушимо. Птол. рассматривал С., Л. и 5 планет. Дв-ие планет – круговое. По срав. с Арист. вводит 2 новых типа кругового дв-ия: эксцентрические орбиты, где центры не совпадают с Землей; эпициклические орбиты с двумя вращающимися орбитами. Эпициклы соотнесенные с эксцентрическими орбитами относительно Земли давали геометрическое объяснение всем феноменам и видимым отклонениям планет. Отсюда Птол. сделал вывод, что, движение планет обусловлено витальной силой, которой они наделены природой. Клавдий Гален – врач, ученый, литератор. Был придворным врачом Марка Аврелия. Ставил задачу – восстановить античный образ врача, достойным примером к-го считал Гиппократа. Медики, отвернувшиеся от Гиппократа невежественны. Для них типичны коррупция, им присуща абсурдная разобщенность. Невежество закл. в том, что они не утруждают себя познанием природы чел-го тела и отсюда как следствие не умение отличать болезни по родам и видам. Не располагают отчетливыми логическими понятиями, без чего не могут верно ставить диагноз. Коррупция состоит в пренебрежении обязательствами, ненасытной жажде денег, лени и праздности духа. Эти пороки влекут атрофию ума и воли врача. Разобщенность – разбиение по сектам, следует помнить, что уже после Эрористрата медицина пережила раскол и в результате, чего выделились 3 позиции: 1. догматики, которые считали, что факторы болезнетворные и излечивающиеся определяются разумом; 2. эмпирики – считали, что искусство врачевания опирается на чистый опыт; 3. методисты полагали основой медицинского искусства некоторые очень простые понятия. Гален отвергает эти позиции, считая их поверхностными. Его метод соединяет логическое и экспериментальное. Его достижения: больших успехов достиг в области анатомии. Трактат «О природе человека» излагает теорию темпераментов. Из 4-х кач-в и эл-ов: хол., гор., сух., влаж., соотнесенных опр-ым образом, происходит все прочее. Темперамент это смесь этих качеств. Жидкости (кровь, флегма, желчь желтая и желчь черная) – это не первоначальные эл-ты, они происходят от др. эл-ов и их кач-в. Все вещи происходят из 4-х качеств. Любой организм рождается, развивается со специфической активностью, к-ая подчиняется природе и называется способностью. Гален выделил две основные: втягивающая и выталкивающая. Гален опираясь на учение Платона о душе, делит души на душу рациональную, возбудимую (гневную), вожделеющую. Рац. душа сидит в мозгу, возбудимая – в сердце (эмоции), вожделеющая – в печени. Гален систематизировал знания в области медицины, придав свой теоретической схеме высокий религиозный и моральный смысл. Его теория на многие века стала догмой, как и у Арист.

35, 36. Основные черты средневекового мировоззрения и особенности средневекового познания./Научные знания в эпоху Средневековья. Зарождение университететов.

В период средневековья философия развивалась приемущественно в лоне теологии. Она-служанка богословия. Ее осн. направления: апологетика (защита и обоснование христианского вероучения с пом. доводов, обращенных к разуму), патристика (догматизация учений " отцов церкви", утвержавших несовместимость религиозной веры с античной философией; Аврелий Блаженный: бог явл. высшим бытием, сотворил мир из ничего по своей доброй воле. Душа нематериальна, бессмертна. Чел-к свободен, но все предопределено богом.), схолостика (рац-ое обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной философии, Ф. Аквинский). Космоцентризм древнегреч. философии вытеснен теоцентризмом, исходня идея к-ого закл. в след.: все изменяемое сотворено богом из " ничего" и стремится в конце концов к ничтожному. Природное и соц. бытие-рез-т божественного предопределения. Чел-к пониматеся как персона, неделимая личность, обладающая разумом, свободой воли и совестью. Носителем чел-ой личности явл. душа, созданная Богом. Порча души ведет к порче личности. Знания, к-ые формируются в эпоху Средневековья в Европе, вписаны в сист. средневекового миросозерцания, для к-ого хар-но стремление к всеохватывающему знанию. Подлинное знание это знание всеобщее, доказательное. Но обладать им может только Творец, только ему доступно знать, и это знание только универсальное. В этой парадигме нет места знанию неточному, частному, относительному. Т.к. все на земле сотворено, то сущ-ие любой вещи опр-но свыше, след-но, она не м.б. несимволической. Моральный символизм – стремление видеть в окружающем высший смысл. Предметы – символы ценностей. И в зав-ти от приближения или отдаленности от Бога между символами сущ-ет опр-ая иерархия. (Напр., Луна – символ церкви, ветер –святой дух.) Познавательная деят-ть сводится к изучению текстов Святого писания, поэтому грамотными были в основном служители церкви. Анализируются не вещи и явления, а понятия. Поэтому универсальным методом становится дедукция. В мире, сотворенном Богом и по его планам, нет места объективным з-ам, без к-ых не могло бы формироваться естествознания. Но в это время уже сущ-ют обл. знания, к-ые подготавливали возможность рождения науки: алхимия, астрология, натуральная магия и т.д. В этот период монастыри явл. средоточием интеллектуальной мысли. Именно здесь переписывали труды античных ученых. Переписывание считалось делом угодным Богу. Книги преобритают вид знакомый нам. Писали их на пергаменте гусиными перьями, а не на парирусе, как в античности. (Летописи на Руси, хроники на Западе). Для подготовки священников открывали школы при больших монастырях. В образование входили: грамматика, риторика, диалектика, математика, геометрия, астрономия, музыка. Все обучение велось на латыни. Учились все вместе. Не было разделения. Счет велся только римскими цифрами. В эту эпоху возникают университеты, к-ые явл-ся формой организац познават. деят-ти, представляют собой корпорацию учеников и учителей. Университет состоял не только из факультетов, но и из наций: франц., нормандская, пикардийская, англ. Гл. смыслом занятий было сохранение и упорядочение имеющихся знаний, а не их обновление. Университетские корпорации обладали привилегиями: право иметь печать, право быть судимыми только церковным, а не светским судом, своими программами, экзаменами, дипломами, званиями. Посредством выдачи дипломов сохранялся установленный интеллектуальный стандарт, статус и монополоия копрорации. Учились 6 лет, потом 2 года необх. читать лекц. на факультете под надзором наставника. Экзамен в виде публичного диспута, только после этого разреш сам-но читать лекции. Факультеты неравноправны: теология, право, медицина и свободн. искусство. Последний–общеобразовательный, окончание его –обязательное усл. поступления на др. Высший факультет теологический. Университетское образование и получение ученых степеней бесплатно. Университеты опекались монастырскими орденами, т.к. не было единой системы финансирования. К 15 в. в Европе около 60 университетов, они способствовали появлению светской интеллигенции и общему подъему культуры. Наука средних веков не была разделана на дисциплины.

Представителем данной эпохи явл. Р. Бекон -францинсканский монах, философ, естествоиспытатель. Считал, что схоластика д. уступить место опыту, как единственному способу поиска истины. Впервые употребил словосоч. «опытная наука». Его авторитетот был Арист. Считал, то истина-дочь времени. Дает анализ припятствий, стоящих на пути истины. У невежества людей 4 причины: доверие сомнительному авторитету, привычка, вульгарные глупости, невежество под маской всезнайства. Если истина-это дитя времени, то наука–дочь всего чел-ва. Каждое поколение исправляет ошибки предыдущего. Есть 2 пути к знанию: 1) аргументация, к-ая дает вывод, но не избавл от сомнения, не прибавляет уверенности, поэтому истину надо искать путем эксперимента. 2) эксперимент: внешний (чувства), внутренний (опыт в свете божественного). Через внеш. мы приходим к природным истинам; через внутр. к сверхприродным. Для внеш. опыта фундамент. знание имеет мат-ка. В трудах Бекона прорисовываетсяся очертания экспериментальной науки.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь