Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Атомистическая программа Левкипа – Демокрита.



Значит-ое место в ранней греч. Ф. заняло творчество атомистов (Левкипп, Демокрит). Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемых св-в вещей-их мн-ва, дв-ия и изменения. Суть атомизма состоит в признании основой мира атомов как мельчайших неделимых частиц, движущихся в пространстве. Основатель атомизма Левкипп учил, что атомы перемещаются в пустом пр-ве, имеют опр-ую величину и форму. Продолжатель атомизма Демокрит развил идею атома в целое философское учение. По его убеждению, невидимые атомы имеют бесконечное число форм (выпуклые, вогнутые, шарообразные и др.). Отсюда и вытекает факт разнообразия материальных вещей и явлений мира. Атомы отделяет друг от друга пустота, иначе бы они слились. Их осн. св-ом явл. дв-ие, присущее им по природе и существующее в разных формах — хаос, вихрь и испарение. Сталкиваясь, атомы образуют сочетания разных вещей. След-но, причиной вещей явл-ся процесс их взаимодействия. Вводя в оборот понятие причины, Дем. рассм. ее в качестве «виновницы» всех вещей, их «рождающей» силы. Он полагал, что все происходит по необходимости, а случайности нет места. Дем. считал, что атомы вечны и неуничтожимы, а единичные вещи тленны и распадаются. Греческие атомисты предполагали сущ-ние и др. миров, наряду с земным. Им представлялось, что мир развивается в силу естественных причин, без присутствия Бога. Атомистическое учение распростроняется Дем. на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть сводятся к соединению и разложению атомв. Душа человека состоит из огневидных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна. Сам же чел-к, как утверждал Дем., произошел естественным путем (из теплой грязи), без участия Творца. Чел-к-это «малый мир», «микрокосм», в к-ом есть огонь и тепло. Он может познавать окружающий мир поср-ом чувств и мыслей. Познание есть единство чувственной и рациональной сторон познават. деят-ти. Дем. попытался применить свою теорию для объяснения происхождения и развития Вселенной. По его мнению, бесконечное движение атомов приводит к их совпадению, взаимной встрече и столкновению сначала отдельных атомов, а потом и целых комплексов. Под влиянием этого столкновения образуется единый вихрь, в к-ом атомы кружатся, наталкиваются друг на друга, соединяются и разделяются. При этом подобные отходят к подобным. Имеющие одинаковый вес, вследствие большого скопления, больше не в состоянии кружиться и образуют различные соединения. Тонкие тельца отступают в наружные части пустоты, как бы пролетая к периферии. Прочие же остаются в центре и образуют некое шарообразное соединение. Из этой шарообразной массы отделяется нечто вроде «оболочки», к-ая в виде неба простирается над всем миром. Более плотные и тяжелые тельца собираются в середине и образуют землю, занимающую центр мироздания. По Дем., Вселенная бесконечна и бесконечно в ней количество миров. Далее положения атомизма Дем. принял в основу своего учения Эпикур (эпоха Эллинизма). Но в отличие от Дем.а движение атомов Эпикура вызвано не необходимостью, а обусловлено внутр. св-ом атомов-их тяжестью, к-ая на ряду с их формой, положением и порядком становится важным опр-ем атома. Кол-во форм атома ограничено, т.к. атомы не м. обладать бесконечной тяжестью.

32. Аристотель и его философия природы.

Арист. один из величайших мыслителей древности, ученик Платона, учитель А. Македонского. Систематизировал все предшествующие учения. Истинным бытием обладает не идея, не число, о конкретны вещь, представляющая сочетание материи и формы. Материя–это то из чего возникает вещь, ее материал. Но ч-бы стать вещью, материя должна принять форму. По Арист. в иерархии вещей на самом 1-ом уровне после первичной материи находятся четыре стихии. Стихия это первичная материя, к-ая получила форму под действием той или иной пары сил: горячего, сухого, холодного и влажного. Огонь=сух.+гор.; земля=сух.+хол.; воздух=гор.+влаж.; вода=холл.+влаж. Стихии м. переходить друг в друга и образовывать разные вещ-ва, к-ые наз. «подобочастными» (напр., бронза, мясо и т.д.). На след. уровне находятся неподобочастные преобразования: отдельные органы и вещи, созданные чел-ом. Ч-бы объяснить изменения в природе, Арист. вводит 4 класса причин: материальная, формальная, действующая, целевая. Найти эти причины, значит, объяснить то или иное явл-ие. Напр., причинами бронзовой статуи явл-ся бронза (материальная причина), деят-ть ваятеля (действующая), форму к-ая приобрела бронза (формальная) и цель, к-ую поставил воятель (целевая). Подобным образом Арист. рассм-ет и процессы органического мира. Источник находится внутри вещи. Этот источник – «природа». Природа – принцип внутренне присущий вещам. В связи с понятием природа Арист. дает первое опр-ие " физики": физика – наука о природе. Она изучает род бытия, к-ый имеет в себе принципы дв-ия и покоя. Она не есть наука о деят-ти или наука, о тв-ве, поск-ко в них начало лежит либо в деятеле, либо в Творце. Физика теоретич. наука, но она имеет дело с таким бытием, к-ое способно к дв-ию такими формами и образами, к-ые неотделимы от материи. Совр. физика не затрагивает чел-ка, а у Арист. физика представляетестествознание в самом широком смысле этого слова. Новым по срав. с предшественниками было у Арист. использование идеи природы для объяснения мех-кого дв-ия. По Арист. всякое тело обладает естественной присущей ему по природе формой дв-ия. Для земных тел таким дв-ем явл. дв-ие по прямой линии к центру Космоса (тяжелые вещи: земля, вода, а также все сложные тела, в к-ых эти эл-ты преобладают-они падают вниз), либо от центра (легкие вещи: огонь, воздух и все вещи, состоящие их них, поднимаются вверх). Основы космологии Арист. излагает в трактате «О небе». Арист. в отличие от атомистов отрицает пустоту. Он считает, что это противоречит космологии. Космос ограничен и имеет форму сферы, за ее пределами нет ничего. Этот космос вечен и неподвижен. Он не возник ни в результате творения (как считал Платон), ни в ходе естественного процесса, он заполнен материальными телами, образованными в подлунном мире из 4-х эл-ов: вода, воздух, огонь и земля. Это область изменчивого и приходящего, здесь происходят процессы роста, возникновения и гибели. В надлунном мире нет места возникновению и гибели, здесь находятся звезды, планеты, Луна и Солнце, к-ые совершают вечные движения. Пятый эл-т-эфир. Эфир ни с чем не смешан, вечен и не м. переходить в др. эл-ты, не обладает ни тяжестью, ни легкостью, естественное дв-ие-дв-ие по кругу. Но он не везде одинаково чист, особенно это относится к пограничному с подлунным миром слою, где он соседствует с огнем и воздухом. В центре космоса – Земля в форме шара, неподвижная, не вращающаяся вокруг своей оси. Арист. дал оценку размеров земного шара, но ошибся в 2 раза. Небесные светила также шарообразны. В отношении дв-ия небесных тел Арист. опирался на рез-ты, полученные Евдоксом. Вся надлунная область – ряд сфер имеющих эфирную природу и равномерно вращающихся с разными скоростями вокруг разных осей. К нек-ым из этих сфер прикреплены небесные тела. Внешняя сфера – сфера неподвиж. звезд. Она увлекает своим дв-ем след. сферу – сферу Сатурна. Сфера Сатурна не д. влиять на сферу Юпитера, поэтому между сферами надо поместить еще три сферы, к-ые погасят влияние Сатурна. Такие промежуточные сферы д.б. для каждой планеты. Источник дв-ия неоднозначен. Круговое дв-ие внешней сферы – ее божественное св-во. В «Метафизике» Арист. развивает концепцию вечно действующего первичного двигателя-Бога, к-ый сам, будучи неподвиж., двигает небо. Кроме этого он допускает существование и др. сущностей, к-ые, ведая дв-ем остальных сфер, занимают низшее положение. В подлунном мире дв-ия делятся на естественные и насильственные (под действием внешней силы). Арист. пришел к динамике осн. понятиями, к-ой явл. сила, скорость и сопротивление. Сила опр-ся как причина дв-ия. Скорость движущегося тела пропорциональна действующей на него силе. Изменение величины силы вызывает изменение скорости. Причиной того, что движущееся тело продолжает двигаться является воздух, окружающий тело. Если бы воздуха не было, то с прекращением действия тело остановилось бы. С др. стороны среда окружающая тело оказывает сопротивление движению. Скорость тела пропорциональна отношению действующей на него силы к сопротивлению окружающей среды. Если бы сопротивление отсутствовало бы, то любая сила сообщила бы телу бесконечную скорость. Это один из аргументов, которым Арист. доказывает невозможность существования пустоты. Таким образом, динамика Аристотеля – динамика тел движущихся в среде. Не будучи математиком, Арист. был знаком с достижением греческих математиков. Наряду с физикой и первой философией математику он относил к теоретическим наукам. Предметом математики является не чувственно воспринимаемые объекты, а некоторый род свойств присущих любым объектам; это те свойства, которые имеют отношение к категории количества. Под категорию количества попадают числа и протяжение. Математика познается с помощью разума. Это – особенность математического метода. Математика исходит из определений и аксиом – аксиоматический метод. Помимо чистой математики Арист. отмечал, что есть дисциплины, которые изучают количественные свойства определенных классов объектов: мех-ка, оптика, гармония и другие. Аристотеля считают одним из основоположников биологической науки. Им написано 15 трактатов о биологии. Арист. исследовал флору и фауну. В своих трактатах он описал 495 видов млекопитающих, 160 видов птиц, 120 видов рыб. Он дает первую классификацию животных. Арист. делит животных на обладающих кровью и не имеющих крови. Кровь только красная, то есть эта классификация совпадает с делением на позвоночных и беспозвоночных. Животные с кровью делятся на четвероногих живородящих, четвероногих яйцекладущих, двуногих, безногих. Выделяет четыре особые группы, которые не подходят – водные живородящие, летающие живородящие и змеи. Арист. расположил всех животных соответственно шкале. У него много сведений об образе жизни, о ходе беременности, постройке гнезд и так далее. Он описывает место обитания многих животных. В трактате «О возникновении животных» Арист. приводит сведения из эмбрионологии. В трактате «О душе» он рассматривает органы чувств, происхождение ощущений, умственную деятельность человека. Душа человека состоит из души растительной, чувствующей и разумной. Арист. – создатель формальной логики. Считает, что обязательны доказательства. Арист. – один из основоположников научно-философской школы – перипатетиков. Самый известный ученик – Феофраст.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь