Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Доклассичекий период развития научного знания и его особенности.
Говорить о Н. в доклассическом периоде в том понимание, к-ое используется нами еще рано. Этот период наз. периодом преднауки, где зарождаются эл-ты (предпосылки) науки. Временные рамки 6 в. до н.э.-кон. 16, нач. 17 вв. н.э. В Др. Египте носителями знаний были жрецы. Знания сущ-ли в религиозно-мистической форме и поэтому были доступны только жрецам, к-ые м. читать священные книги и как носители практич. знаний имели власть над людьми. В виду того, что люди селились в долинах рек, возникала необх-ть наблюдений за явлениями природы, что способствовало открытию опр-ых связей между ними и привело к созданию календаря, открытию затмений Солнца и т.д. Жрецы накапливают знания в обл. математики, химии, медицины, психологии, хорошо владеют гипнозом. Искусное мумифицирование говорит о том, что древние египтяне имели достижения в обл. медицины, хирургии и т.д. Т.к. любая хоз. деят-ть была связана с вычислениями, то был накоплен большой массив знаний по математики: вычисление площадей, подсчет произведенного продукта, расчет выплат, налогов и т.д. Древние египтяне занимались только теми математич. операциями, к-ые были необх-мы в хоз-ве, но ник-да не занимались созданием теорий-одним из важнейший признаков науч. знания. Шумеры изобрели гончарный круг, колесо, бронзу, цв. стекло, установили, что год равен 365 дням. Специфика освоения мира шумерскими и др. цивилизациями Др. Месопотамии обусловлнео способом мышления, в корне отличающимся от европейского: нет рац-ого исслед-ия мира, теоретич. решения проблем, а чаще всего для объяснения явл-ий используются аналогии из жизни людей. Предпосылкой возникновения науч. знаний многие исслед-ли истории Н. считают миф. В нем, как правило, происходит отождествление разл. предметов, явл-ий, событий (Солнце=золото, вода=молоко=кровь). Для отождествления необх-мо было овладеть операцией выделеня сущ-ых признаков, а также научиться сопостовлять разл. предметы, явл-ия по выделенным признакам, что в дальнешем сыграло значит. роль в становлении знаний. Дальнейшее формирование науч. знаний связано с культурным перевором, к-ый произошел в Др. Грец. в V-IV вв. до н.э. В отличии от Востока, где бурно развивлась техника счета для практич., хоз-ых нужд, в Греции начала формироваться " Н. доказывающая". Древние греки пытаются научно описать и объяснить возникновение, развитие и строение мира в целом и вещей его состовляющих (З., С., звезд, животных, растений и чел-ка), Космоса. Н. возникала и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Все это получило название натурфилософия. НатурФ.-Ф. природы. Все явл-ия природы объясняются не строгим доказательством, а логическими объяснениями и множеством догадок. Иногда используются нек-ые естественнонауч. понятия. Для создания моделей Космоса нужен был достаточно развитый матем. аппарат. Важную роль в этом сыграли работы пифогорийсокй ш-лы. В основе их учения лежал принцип: началом всего является чилсо. Числовые отношения-ключ к пониманию мироустр-ва. Числа представляли как особые объекты, к-ые нужно постигать разумом, изучать их св-ва и связи, а затем уже, объяснять наблюдаемы явления. В пифагорейской математике доказан ряд теорем, наиболее знаменитая среди них теорема Пифагора. Земля у Пифагора представляет собой огненное шаровидное тело и помещаетс в центр Вселенной. И можно даже сказать, что Пифагор заложил основы гелеоцентристской системы. К нач.6 в. до н.э. Гиппократом Хиосским было представлено первое в истории чел-ва изложение основ геометрии, базирующейся на методе мат. индукции. Немного позже стала развиваться стереометрия. Т.к греческое мышление было рац-ым, теоретич., а вернее соцерцательным, то осн. деят-ть ученого состояла в созерцании и осмыслении уведенного. А созерцали небо и небесные тела, поэтому греками были высказаны интересные идеи о движении, величине и форме небесных тел, о причине солнечных затмений, о количестве дней в году и т.д. Евдокс предложил первую геометрич. модель космоса, к-ая получила наз. модель гомоцентрических сфер. Затем эта модель была усовершенствована Калиппом. Последним этапом в создании гомоцентрических моделей была модель, предложенная Аристотелем. Космос состоит из вращающихся гомоцентричных сфер (27), обладающим общим центром, совпадающим с центром Земли. Одна из них-сфера неподвижных звезд, ограничивающая Космос сверху, совершает за сутки полный оборот вокруг мировой оси. Плоскость экватора этой сферы совпадает с плоскостью земного экватора. Остальные сферы распределены между другими небесными телами: Солнце (3), Луна (3), и пяти планет: Верена, Марс, Юпитер, Сатурн (по 4). Все сферы находятся в непр. дв—ии. Эта модель не воспроизводила к.-л. детали видимого дв-ия планет и не давала объяснения изменению блеска планет. Планеты в этой модели находятся всегда на одном расстоянии от центра Земли и д. поэтому обладать неизменной яркостью. Евдокс был наблюдателем, он организовал первую греческую обсерваторию. Он дал описание созвездий видимых в Греции, составил каталог звездного неба. Важный вклад в построение общей картины мира был сделан Гераклидом. Его модель являлась гелиоцентрической. Он предположил, что планеты вращаются вокруг Солнца, к-ое движется вокруг Земли, объяснял видимое дв-ие неба не оборотами внешних сфер, а вращением Земли вокруг своей оси. Гелиоцентричесой модели придерживался также Аристарх Самосский (современник эпохи Эллинизм). Но эта модель в том время не имела успеха, т.к. это расходилось с традиционным воззрением на центр-ое положение Земли как центра мира. Многие греческие ученые пытались найти единую и неделимую первооснову мира. В основе в кач-ве первоналача выступали стихии: у Фалеса-вода, у Гераклида-огонь, у Анаксимена-воздух, но предлагались и такие первоначала как: Демокрит-атомы, Пифагор-число, Анаксиманд-апейрон. Важный вклад в развитие греческой Н. внес древнегреческий ученый Аристотель. Аристотель систематизировал все предшествующие учения. Он создал сист. знаний о мире, наиболее адекватную сознанию своих современников. В эту сист. вошли знания из обл. физики, этики, политики, логики, ботаники, зоологии, философии. Истинным бытием обладает не идея, не число, о конкретны вещь, представляющая сочетание материи и формы. Материя–это то из чего возникает вещь, ее материал. Но ч-бы стать вещью, материя должна принять форму. По Аристотелю в иерархии вещей на самом первом уровне после первичной материи находятся четыре стихии. Стихия – первичная материя, которая получила форму под действием той или иной пары сил: горячего, сухого, холодного и влажного. Огонь – сухой и горячий; земля – сухая и холодная; воздух – горячий и влажный; вода – холодная и влажная. Стихии могут переходить друг в друга и образовывать разные вещества, которые называются «подобочастными» (например, бронза, мясо и т. д.). На следующем уровне находятся неподобочастные вещи – отдельные органы. Чтобы объяснить изменения, Аристотель вводит четыре класса причин: материальная, формальная, действующая, целевая. Найти эти причины-значит, объяснить то или иное явление. Физика – теоретическая наука, но она имеет дело с таким бытием, к-ое способно к дв-ию т.о., к-ое неотделимо от материи. М.сказать, что физика – это естествознание. Новым по сравнению с предшественниками было у Аристотеля использование идеи природы для объяснения механического движения. Основы космологии Арист. излагает в трактате «О небе». Космос ограничен, имеет форму сферы, за ее пределами, к-ой нет ничего, Космос вечен и неподвижен, он не возник ни в рез-те творения, ни в ходе естественного процесса, он заполнен материальными телами, к-ые в " подлунном мире" образованы из 4-х эл-ов-воды, воздуха, огня и земли, в этой обл. происходят процессы роста, возникновения и гибели. В " надлунном" мире нет места возникновению и гибели, здесь находятся звезды, планеты, Луна и Солнце, к-ые совершают круговые вечные дв-ия. Пятый эл-т-эфира. Эфир ни с чем не смешан, вечен и не может переходить в др. эл-ты, он не везде одинаково чист. В центре космоса – Земля в форме шара. Земля неподвижна. Арист. впервые в истории чел-ого знания попытался опр-ть размеры Земли. Не будучи математиком, Аристотель был знаком с достижением греческих математиков. Наряду с физикой и первой философией математику он относил к теоретическим наукам. Математика познается с помощью разума. Это – особенность математического метода. Математика исходит из определений и аксиом – аксиоматический метод. Аристотеля считают одним из основоположников биологической науки. Им написано 15 трактатов о биологии. Аристотель исследовал флору и фауну. Он дает первую классификацию животных. Аристотель делит животных на обладающих кровью и не имеющих крови. Животные с кровью делятся на четвероногих живородящих, четвероногих яйцекладущих, двуногих, безногих. В трактате «О душе» он рассматривает органы чувств, происхождение ощущений, умственную деятельность человека. Душа человека состоит из души растительной, чувствующей и разумной. Аристотель – создатель формальной логики. Самый известный ученик – Феофраст. Эпоху эллинизма (4 в. до н.э.-1 в. н.э.) считают наиболее блестящим периодом в истории становления науч. знания. Продолжает развиваться учение Аристотеля. Развивается теория атомизма в виде учения Эпикура. Но если у Демокрита дв-ие атомов вызывается мех-ой необходимостью, то у Эпикура дв-ие обусловлено внутр. св-ом атомов-их тяжестью. В эту эпоху наибольшие успехи были зафиксированы в обл. математики: Евклид и его знаменитая работа " Начала" (15 томов), Архимед разработал методы вычисления площадей поверхностей и объемов геометрич. тел, прославился как известный механик и инженер. Римская эпоха не дала миру ни одного мыслителя, к-ый мог быть приблежен к Аристотелю, Арихимеду. Но Рим дал миру замечат. поэтов, историков, ораторов. Знания, к-ые формируются в эпоху Средних веков в Европе, вписаны в сист. средневекового миросозерцания, для к-ого хар-но стремление к всеохвытывающему знанию, что вытекает из представлений, заимствованных из античности: подлинное знание-это знание всеобщее, доказательное. Но обладать им м. только творец, только ему доступно знать, и это знание универсально. Нет знания неточного, частного, относитльного. Яркой хар-ой эпохи явл. теоцентризм-все явления действительности сущ-ют по промыслу Бога. Познавательная деят-ть сводится к изучению текстов Святого писания, поэтому грамотными были в основном служители церкви. Анализируются не вещи и явления, а понятия. Поэтому универсальным методом становится дедукция. В это время сущ-ют обл. знания, к-ые подготавливали возможность рождения Н.: алхимия, астрология, натур. магия и др. В эпоху средневековья возникли университеты. Университет служил целям обучения, сохранения и систематизации знания. На Востоке в средние века наметился прогресс в обл. математических, физических, астрономических, медицинских знаний. Эпоха Возрождения. Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Центральная фигура не Бог, а человек. В эпоху Возрождения первоначальное целое науки в отличии от Ф.-это математическое естествознание, и прежде всего мех-ка. Это обусловлено развитием производства и науки. Изобретение книгопечатания, компаса, самопрялки, пороха, возобновление интереса к астрономии, физике, анатомии, физиологии, развитие экспериментального естествознания – все это расширило человеческий кругозор, укрепило власть человека над природой. Геоцентрическая система сменятся гелеоцентрической системой Коперника. В центре мира Коперник поместил Солнце, вокруг которого движутся планеты, и среди них к подвижным звездам он отнёс Землю с ее спутником Луной. На огромном расстоянии от планетной системы находится сфера звезд. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы