Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ЛЕКЦИЯ 1. Сущность и виды научения, современные теории научения.Стр 1 из 30Следующая ⇒
Л. Б. ИТЕЛЬСОН
ЛЕКЦИИ ПО СОВРЕМЕННЫМ ПРОБЛЕМАМ ПСИХОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Владимир 1972 МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ П. И. ЛЕБЕДЕВА-ПОЛЯНСКОГО Кафедра психологии Проф. Л. Б. ИТЕЛЬСОН
ЛЕКЦИИ ПО СОВРЕМЕННЫМ ПРОБЛЕМАМ ПСИХОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
ВЛАДИМИР — 1972 Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения Владимир, 1972 – 264 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЛЕКЦИЯ 1. Сущность и виды научения, современные теории научения. - 4 - 1. Что такое научение - 4 - 2. В поисках сущности научения (рефлекторный и когнитивный уровни научения). - 5 - 3. Ассоциативная модель. Рефлекторный уровень. Сенсорное научение - 10 - 4. Когнитивный уровень. Научение знаниям - 15 - 5. Применима ли к человеку модель сенсорного научения? Теория эмоционального подкрепления - 17 - 6. Универсальна ли модель сенсорного научения? Теория выбора реакции - 19 - 7. Формирование новых программ поведения. Научение как случайный процесс, управляемый результатами - 21 - 8. Условно-рефлекторный уровень. Моторное научение - 22 - 9. Универсальна ли моторная модель научения? Научение как направленный 10. Когнитивный уровень. Научение навыками - 27 - 11. Сравнение сенсорной и моторной моделей научения. Понятие видов научения - 30 - 12. Универсальна ли ассоциативная модель научения? - 31 - 13. Интеллектуальное научение. Рефлекторный уровень - 34 - 14. Знаковое научение - 37 - 15. Когнитивный уровень. Научение понятиям - 38 - 16. Научение мышлению - 40 - 17. Научение умениям - 44 - ЛЕКЦИЯ II. Учебная деятельность. Её источники, структуры и условия - 46 - 1. Попутное научение и целесообразное учение - 46 - 2. Учение как деятельность - 49 - 3. Первичное и вторичное учение - 51 - 4. Структура учебной ситуации - 53 - 5. Типы учебных ситуаций - 54 - 6. Мотивация учебной деятельности - 56 - 7. Источники учебной деятельности - 57 - 8. Структуры учебной деятельности - 60 - 9. Внутренние факторы заучивания. Внимание и установка - 62 - 10. Внешние факторы заучивания. Содержание и форма учебного материала - 65 - 11. Трудность учебного материала - 66 - 12. Значимость и осмысленность учебного материала - 68 - 13. Структура учебного материала - 71 - 14. Объем учебного материала - 74 - 15. Характер заучивания - 77 - 16. Организация заучивания - 78 - ЛЕКЦИЯ III. Сущность обучения. Современные теории и модели 1. Что такое обучение? - 81 - 2. Обучение как управление процессом накопления знаний - 84 - 3. Обучение как организация познавательной активности - 88 - 4. Обучение как стимуляция исследовательской активности - 93 - 5. Обучение как управление процессом накопления познавательных структур - 95 - 6. Обучение как стимуляция самостоятельной мыслительной активности 7. Обучение как управление мыслительной деятельностью учащихся - 101 - ЛЕКЦИЯ IV. Обучение навыкам - 105 - 1. Сущность и виды навыков. Ассоциативные теории - 105 - 2. Две основные методики обучения навыкам - 106 - 3. Универсальна ли ассоциативная концепция навыка? - 109 - 4. Структура действий человека - 110 - 5. Сознательные и бессознательные компоненты действия навыки у человека - 113 - 6. Перестройка структуры действия при формировании навыка - 115 - 7. Условия и источники формирования навыков - 118 - 8. Процесс формирования навыков. Влияние на него методики обучения - 120 - 9. Процесс формирования навыков. Влияние на него содержания осваиваемых ЛЕКЦИЯ V. Обучение понятиям - 129 - 1. Что такое понятие - 129 - 2. Обучение отличительным признакам - 132 - 3. Обучение значимым признакам - 139 - 4. Обучение структурным признакам - 145 - 5. Обучение инвариантным признакам - 149 - 6. Обучение значениям - 153 - 7. Управление формированием понятий - 155 - ЛЕКЦИЯ VI Обучение мышлению и умениям - 160 - 1. Познавательные структуры мышления - 160 - 2. Операциональные структуры мышления - 167 - 3. Пути обучения мышлению - 172 - 4. Обучение умениям - 175 - 5. Непонятийные и нелогические виды мышления - 182 - 6. Вопрос об этапах развития мышления - 186 -
ЛЕКЦИЯ 1. Сущность и виды научения, современные теории научения. ЧТО ТАКОЕ НАУЧЕНИЕ Обучить, научить, выучить, учить, научиться... Наверное, ни одно слово не используется в педагогике, методиках, да и в речи учителя, так часто, как слово «учение» и его различные производные. Но, что такое — «учение»? На первый взгляд вопрос кажется надуманным. Ну, кто же не знает, что означает слово «учение»! Нет такого человека, который изрядную часть своей жизни не потратил на это занятие. Тем более, по-видимому, неуместно задавать этот вопрос учителю, который всю жизнь только и занимается тем, что учит, который видит, направляет, оценивает это самое учение повседневно и тысячекратно. Если мы все же будем очень настаивать на этом вопросе, то человек, не изучавший педагогики, ответит приблизительно: «Ну, например, ученик не знал, почему бывают приливы. Ему объяснили. Он повторил по учебнику и теперь знает. Мы говорим, что он выучил материал. Или человек не мог бегать на коньках. Потренировался. И теперь может. Он выучился. Или студент на первом курсе не умел решать задачи на дифференциальные уравнения. А на третьем — умеет. Это и называется научился.» Учитель, изучавший педагогику, скажет то же самое короче и более обобщенно: «Научение — это усвоение учащимся определенной системы знаний, умений и навыков». Итак, – раньше не знал, не мог, не умел. А теперь знает, может, умеет. Значит, научение связано с какими-то изменениями в учащемся, в его поведении и в его действиях. Какие это изменения? Слова «знает», «умеет», «может» указывают на те задачи, с которыми сталкивается человек. Например, объяснить, почему бывают приливы, бегать на коньках, решать дифференциальные уравнения. Научение выражается в том, что человек овладевает действиями, нужными для успешного решения соответствующих задач. Причем, эти действия могут включать и физические (движения, позы), и психические (наблюдение, размышление, припоминание), и речевые акты (называние, рассказывание, письмо). Значит, научение предполагает такие изменения внешней (физической) и внутренней (психической) деятельности или поведения, которые приводят их в соответствие с целью этой деятельности (или поведения), позволяют достичь этой цели. Короче, научение выражается в целесообразном изменении внешней и внутренней деятельности (или поведения). Однако, не всякие изменения деятельности или поведения, даже очень целесообразные, представляют собой научение. Так, например, входя в темную комнату, мы сначала ничего не видим. Но постепенно тьма как бы рассеивается, и мы начинаем различать контуры предметов. Это происходит благодаря автоматическому повышению чувствительность глаза и именуется зрительной (темновой) адаптацией. Такое изменение деятельности глаза нельзя назвать научением. Человек не научается зрительной адаптации. Она представляет собой врожденное физиологическое свойство его зрительной системы. Следовательно, чтобы целесообразное изменение деятельности или поведения имело характер научения, это изменение непосредственно должно вызываться не какими-то врожденными свойствами организма, а определенной предшествующей деятельностью или поведением. По этой же причине не относятся к научению изменения поведения, непосредственно вызванные утомлением, травмами, механическими воздействиями извне, голодом, жаждой, болью, сильными чувствами, действием химических препаратов, а также физиологическим созреванием. Нет научения и в тех случаях, когда изменения деятельности или поведения носят мимолетный характер. Так, относительно человека, который один раз удачно выполнил акробатический номер, но затем не мог его повторить, не говорят, что он научился этому номеру. Итак, подводя первый итог, можно сказать, что научение—это устойчивое целесообразное изменение физической и психической деятельности (поведения), которое возникает благодаря предшествующей деятельности (или поведению), а не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма. Любое закономерное изменение вещей и явлений называется процессом. Следовательно, научение представляет собой определенный процесс, происходящий в учащемся (или у учащегося). Деятельность и поведение учащегося, благодаря которым у него возникает и развертывается этот процесс, называют учением. Результаты этого процесса у учащегося называют знаниями, умениями и навыками. ЗНАКОВОЕ НАУЧЕНИЕ Как бы не были ограничены способности животных к научению отношениям и переносу, однако, эти способности существуют. И поэтому необходимо объяснить, на что опирается такое научение. Американский психолог Толмен высказал предположение, что здесь имеет место знаковое научение. Животное реагирует на предмет, как на знак, т.е. отвечает не на свойства самого предмета, а на то, что этот предмет обозначает. Уже в учении И. П. Павлова отмечался такой сигнальный, т.е. знаковый характер условных раздражителей. Собака реагирует слюноотделением не на свойства самой лампочки (свет, тепло, форму), а на то, что она является знаком скорого появления пищи. Однако, во всех ассоциативных теориях стимул выступает как знак определенных других предметов или действий. Ведь связываются элементы воспринимаемого мира и элементы ответного поведения. Толмен предположил, что стимул (предмет или его свойства) может выступать как знак определенной структуры действий. И обратно, действие может выступать как знак определенной структуры предметов или их свойств. Это уже совершенно иное отношение, чем ассоциативные связи: вещь — вещь, свойство — свойство, вещь — действие, свойство — действие и т.д. Отношения: Знак — означаемое, вещь — структура действий, действие — отношения вещей информационные. В этих отношениях один из членов не отражает каких либо конкретных вещей, свойств вещей или действий. Он отражает нечто отвлеченное — соотношения, структуры, характер связей. Так, например, связь между обобщенным образом окружности и словом «окружность» — это связь между двумя «вещами». Она может образоваться на основе ассоциаций: показа рисунка, сопровождаемого словом «окружность». Но связь между словом «окружность» и понятием «место точек, равноудаленных от данной» — это связь между «вещью» (звучащее или написанное слово — тоже вещь) и «не — вещью» — некоторой структурой. Такую связь нельзя усвоить на основе ассоциаций. (Они закрепят лишь связь слов, а не отношение слово — понятие). Эта связь не основана на пространственно-временной физической смежности обоих членов (понятие не находится в физическом времени и пространстве). Не основана она и на психологической смежности (слово «окружность» не похоже на саму окружность). Нет здесь и смежности логической (слово «окружность» не является ни видом, ни родом того, что оно означает). Наконец, нет и функциональной смежности (слово «окружность» не является ни причиной, ни следствием, ни целью, ни свойством окружности и т.д.). Это—связь смысловая, т.е. знаковая, информационная, или как ее еще называют, семиотическая. Сам знак может не иметь ничего общего с обозначаемым. Он представляет собой код, т.е. просто средство описания, отображения, выражения любой информации. Именно поэтому знак может выделять и отображать такие абстрактные, невидимые, не имеющие «зримого образа» свойства вещей и процессов, как их структуры и отношения «а чистом виде». Означаемым значением при этом может быть и любая смежность вещей или их свойств, лежащая в основе ассоциативных связей. Но знак означает не эти вещи или их свойства, а сам характер их смежности (сходство, логическое отношение, причинную связь и т.д.). Например, высказывание «туча — причина дождя) не соединяет просто тучу и дождь, а отображает характер самой связи между ними (причинная). Но и высказывание: «из тучи пошел дождь» тоже отображает не только тучу и дождь, по и характер их связи (в пространстве и времени). Итак, рассматриваемая концепция включает в структуру научения информационные процессы. По ней: 1. Сущность интеллектуального научения заключается в формировании у обучающегося информационных систем типа знак — означаемое. 2. Содержание интеллектуального научения заключается в отражении и закреплении самих общих структур, связей и отношений, характеризующих реальный мир и целесообразную деятельность. 3. Условия интеллектуального научения: а) отвлечение, абстрагирование структур от вещей и процессов, которым они присущи; б) отвлечение, абстрагирование действий и поведения от объектов, над которыми они совершаются, и конкретных условий, в которых они осуществляются. 4. Основа научения, соответственно, не отбор (селекция) и выделение значащей информации, а ее организация и кодирование. НАУЧЕНИЕ МЫШЛЕНИЮ При всем своем богатстве, приведенная концепция не охватывает, однако, всех сторон научения человека. В ней еще остается без ответа вопрос — как образуются сами информационные отношения: «знак — означаемое», слово — «понятие», «понятие — реальные отношения». Мы видели уже, что информационные отношения не могут возникать на основе ассоциаций. На какой же основе они возникают? Исследования и теория этого процесса связаны с работами советского психолога А. Н. Леонтьева и его школы. Мы видели, что уже у животных интеллектуальное научение выражается в отделении действий от предмета и переносе их на новые предметы. Этот перенос основывается на одинаковых отношениях между разными предметами в старой и повой ситуациях. Такие действия, отделившиеся от своих конкретных объектов, А. Н. Леонтьев назвал операциями. Нетрудно заметить, что образование операций уже не укладывается в рамки чисто рефлекторных теорий. Оно основано как раз па разрыве связи «определенный стимул — определенная реакция» и ведет к образованию нового типа связей: «определенное отношение — определенная операция». А. Н. Леонтьев показал, что операции направлены не на прямое удовлетворение биологической потребности, а на отношения вещей. Цель операции — преобразование существующего «неудовлетворительного» отношения вещей в новое, которое позволит разрешить задачу, удовлетворить определенную потребность. Так, например, в опытах с палкой и бананом, сама палка, как таковая, не представляет «интереса» для обезьяны, не удовлетворяет никаких ее потребностей. Значит, этап поведения, на котором обезьяна берет палку, связан не с ее привлекательностью, а с отношением палки к плоду (как средства его достать). Иначе говоря, стимулом к этому действию является не сам предмет (как в навыке), а отношение этого предмета к другому предмету, составляющему конечную цель, конечный стимул деятельности. Такую деятельность А. Н. Леонтьев назвал двухфазной. Особенно наглядно двухфазная структура интеллектуального поведения проявляется в следующем опыте. Перед клеткой лежит банан. Около банана лежит длинная палка, которой его можно достать из клетки. Но эта палка лежит снаружи клетки. В клетке же небольшая палка, которой достать до банана невозможно. Обезьяна сначала пытается схватить банан. Увидев, что она до него не достает, она пытается его к себе подвинуть короткой палкой, которая лежит в клетке. Это тоже не удается. Тогда она как будто перестает обращать внимание на банан, начинает бегать, прыгать по клетке, играть с этой короткой палкой. И вдруг что-то происходит: обезьяна усаживается, смотрит на эту короткую палку, потом смотрит на длинную, на банан, и вдруг без проб, без ошибок, без каких-либо неправильных попыток сразу просовывает короткую палку через решетку, подтягивает ею длинную палку, потом берет эту длинную палку и ею же притягивает к себе банан. Здесь действия животного явственно расчленяются на две фазы. Первую — подготовления, как ее называет А. Н. Леонтьев (подтягивание короткой палкой длинной палки) и вторую —фазу осуществления (подтягивание длинной палкой плода). Именно эта подготовительная фаза выглядит как «разумная», «осмысленная». В чем суть этих квалификаций? В том, что действия, совершаемые животным на этом этапе, не приближают его непосредственно к пище. Они создают условия, при которых оно сможет добраться до пищи, подготовляют возможность совершить врожденные или усвоенные пищедобывательные действия. Иначе говоря, в этой фазе действия животного не непосредственно направлены на удовлетворение потребности, а носят опосредованный характер. Это — действия, посредством которых создается возможность для действий, удовлетворяющих потребность. Таким образом, выбор операции и ее характер диктуются уже не самой потребностью, а объективными отношениями вещей и результатами преобразования этих отношений. Цель операции — как раз осуществить такое «подготовительное» преобразование. Как же обнаруживают животные отношения вещей? Ряд опытов, проведенных гештальт - психологами, позволили им предположить, что это происходит автоматически, благодаря работе каких-то врожденных механизмов восприятия. Новейшие физиологические исследования показали, что в зрительных полях мозга у многих животных действительно есть участки, реагирующие на определенные структуры видимых предметов (движение, наклоны прямых и т. п.). Таким образом животные, в прямом смысле слова, непосредственно «усматривают» определенные отношения. Гештальт - психологи обобщили этот факт и решили, что также происходит обнаружение отношений человеком. Они прямо «усматриваются» им, благодаря работе врожденных механизмов мозга, которые по своим законам организуют поток ощущений, поступающих от органов чувств, в определенные структуры. Этот процесс и лежит, по мнению гештальт - психологов, в основе инсайта, понимания и интеллектуального научения. Однако, здесь явственно видна натяжка. «Усмотрение» может обнаружить лишь такие отношения, которые отражаются в структуре ощущений. Например, взаимное расположение в пространстве и времени, сходство и различие и т. п. То есть физическую и психологическую смежность. И действительно, как показывают факты, животные способны «усматривать» лишь такие отношения. Но человек способен «обнаруживать» и непосредственно «невидимые» отношения. Например, связи причин и следствий, целей и средств, рода и вида, посылки и вывода, т. е. смежности функциональные и логические. Как же человек «усматривает невидимое», как он обнаруживает у вещей объективные связи, которые не даны непосредственно в ощущениях? Ответ на этот коренной вопрос дает диалектико-материалистическая теория познания. Такие связи человек обнаруживает через практику, с помощью своей деятельности. Действуя над вещами, он заставляет их раскрывать свои скрытые существенные отношения. Например, как можно обнаружить имеется ли причинная связь между новым методом обучения (обозначим его М) и улучшением успеваемости учащихся (обозначим это через у)? Для этого мы изменяем все остальные факторы обучения. Берем разных учеников, разные школы, разных учителей, разный учебный материал (если метод М не предназначен только для определенного материала) и т.д. Сохраняем неизменным только один фактор — применяем наш новый метод обучения (М). Если факт у всегда обнаруживается (успеваемость повышается), то имеются основания предполагать, что новый метод является причиной повышения успеваемости. Однако, это еще только предположение. Может быть мы «прозевали» и сохранили еще какой-то фактор, который в действительности повышает успеваемость (например, то, что в экспериментальных классах повышена зарплата учителей). Поэтому мы поступает теперь наоборот. Сохраняем все те же условия. Берем тех же учеников, тех же учителей, те же классы, школы, программный материал, ту же зарплату учителей и т.д. Убираем только фактор М, т.е. ведем обучение другими методами. Если во всех этих случаях успеваемость достоверно снижается, мы утверждаем: что именно новый метод является причиной повышения успеваемости. Итак, схема отношения явлений, которая закрепляется в понятии причинной связи между ними, следующая: всегда, когда есть М, есть у и всегда, когда нет М — нет у. Или короче — только когда есть М есть у. Обозначим этот результат буквой г. Тогда формально эту схему можно описать так: (М *у )—г Схема действий, при помощи которых мы обнаруживаем эту связь такая: операции I — изменяем каждую сторону процесса, кроме М, и проверяем, есть ли у; операции II— сохраняем каждую сторону процесса, кроме М, и проверяем имеется ли у. Нетрудно заметить, что эта схема деятельности зависит не от свойств ее объектов, а от того, какую связь мы хотим обнаружить. Везде, где стоит цель проверить имеется ли причинная связь, можно использовать эту схему деятельности. Значит, она не связана с какими-либо конкретными вещами или явлениями, т.е. имеет характер операционный. Утверждение «At — причина у» означает только одно — что совместное применение операций I и операции II к М и у, дает всегда результат г. Не больше, но и не меньше. Таким образом, отношение представляет собой отображение определенного результата определенных операций над любым заданным кругом вещей или явлений. Если эти операции дают указанный результат, то между этими вещами (явлениями) имеет место данное отношение. Но отношения, как мы уже знаем, отображаются, закрепляются понятиями. Следовательно, понятия формируются с помощью операции. Они отображают определенные результаты определенных операций над реальностью. Итак, в качестве знака здесь выступают операции и системы операций, а обозначаемым (значением) являются их результаты. Информационное отношение устанавливается через деятельность. Операции, которые мы до сих пор рассматривали, были предметными. Это были реальные физические действия над реальными объектами. Как мы увидели, такие предметные операции могут быть средством для образования информационных отношений, т. е. для формирования понятий. Но область этих отношений и содержание понятий будут в этом случае еще ограничиваться только личным опытом учащихся. Человек, однако, обладает одной существенной отличительной способностью. Он может осуществлять определенные операции над самими содержаниями своей психики — над представлениями и понятиями. Такие идеальные действия, отделенные от практических действий над самими предметами, называют умственными действиями или мыслительными операциями. Возможность таких операций возникает благодаря слову. Оно может обозначать не только отношения вещей, но и отношения представлений и понятий, не только реальные операции над вещами, но и идеальные операции над отображениями вещей (представлениями) и отношений вещей (понятиями), Речевые действия выступают поэтому как отображения и вместе с тем как орудия идеальных операций над образцами вещей и их отношений в самой психике. Если эти идеальные операции правильно отображают определенные реальные преобразования вещей и их отношений, то результаты этих преобразований дают тот же итог — изменение отношений, позволяющее решить определенную задачу. Только сами эти отношения теперь имеют идеальную форму — понятий, и задача тоже носит идеальный характер — мыслительной проблемы. Известная уже нам подготовительная фаза поведения как бы переносится в саму психику, в идеальный план. Здесь «в уме» совершаются пробы и преобразования вещей и их отношений, устанавливаются отношения вещей, отыскиваются целесообразные способы действия с ними. Такой перенос операций а идеальный план и оперирование в нем образами вещей, зафиксированными в представлениях, и отношениями вещей, зафиксированными в понятиях, направленное на решение определенной задачи, называют мышлением. Подробнее все эти процессы мы рассмотрим в следующих главах. Здесь же достаточно вывода, что интеллектуальное научение в своей высшей форме выступает как научение мышлению. Итак, чтобы у учащегося сформировались понятия и он мог успешно ими оперировать, необходим еще один вид научения — научение мышлению. 1. Его сущность: формирование у учащегося умственных действий и их систем, отражающих основные операции с помощью которых познаются существенные отношения реальности. 2. Содержание: освоение идеальных операций и систем таких операций над чувственной информацией, представлениями и понятиями. 3. Условия: а) выделение, абстрагирование самих идеальных операций из предметной деятельности; б) закрепление этих операций с помощью слов; в) связывание систем таких операций с отношениями, которые они выявляют и порождают (т. е. с понятиями); г) применение этих операций для решения различных типов познавательных задач. 4. Основа: образование информационной связи между предметными, а также речевыми операциями и отношениями вещей или понятий, которые они выявляют или порождают. НАУЧЕНИЕ УМЕНИЯМ До сих пор мы рассматривали, так сказать, только «путь вверх» — от реальных вещей — к отображению их отношений в понятиях, от предметных действий — к их отображениям в мыслительных операциях. Но, как мы видели, уже на уровне животных все «духовные» знаковые процессы имеют весьма земную практическую почву и назначение. Дифференцировка отношений и формирование операций имеют конечным назначением обеспечить правильный перенос действий. Их цель—применение имеющегося опыта для успешного решения новых задач, которые ставит перед организмом окружающий мир. Шире — для успешного приспособления поведения к условиям среды. И у человека конечная цель всей его интеллектуальной деятельности — обеспечить успешное решение разнообразных сложнейших задач, которые ставит перед ним производственная и общественная практика. Шире — для успешного регулирования его целесообразной деятельности и поведения в отношении к природе и обществу. Для достижения этой цели необходимо реализовывать идеальные решения, полученные через оперирование знаниями и понятиями, в практических действиях, применительно к конкретным предметам, ситуациям и задачам. Короче — прилагать знания и понятия к осуществляемой деятельности, использовать их для решения конкретных задач. Способность осуществлять эти процессы называют умениями, Таким образом, интеллектуальное научение в его высшей форме можно считать полным, если оно включает также научение умениям. Этот вид научения широко исследуется сегодня многими советскими психологами (Н. Ф. Талызина, Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда и др.). Из описанной теории вытекает следующая основная модель указанного вида научения: 1. Сущность — формирование у учащегося способов целесообразного регулирования своих действий и поведения в соответствии с целью и структурой конкретной ситуации. 2. Содержание — освоение операций и действий, необходимых для: а) выявления в конкретной проблемной ситуации известных ученику общих отношений, а также особенностей их проявления в задаче; б) определения па этой основе идеальных и практических действий, нужных для ее решения; в) исполнения этих действий в форме и последовательности, соответствующих особенностям ситуации. 3. Условия: а) выделение в ситуации ориентиров, определяющих характер отношений, имеющих в ней место и существенных для поставленной цели; б) соотнесение этих отношений с операциями, необходимыми для ее целесообразного преобразования; в) соотнесение содержания действий с конкретным характером объектов и явлений, участвующих в задаче. г) исполнение этих действий; д) контроль результатов, сопоставление их с идеальной целью, выявление причин отклонений и путей их устранения.
ЛЕКЦИЯ II. Учебная деятельность. Её источники, структуры и условия УЧЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Таким образом, учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения, формы поведения и виды деятельности. Отсюда видно, что учение является специфически человеческой деятельностью. У животных возможно лишь научение. Да и у человека учение возможно лишь на той ступени, когда он овладевает способностью регулировать свои действия сознаваемой идеальной целью. По-видимому, эта способность достигает достаточного развития лишь к 4—5 годам, формируясь на базе предшествующих видов поведения и деятельности — игры, речи, практического поведения и др. Что же это за деятельность? Первый возможный ответ очень прост. Любая деятельность — это совокупность каких-то физических действий, практических или речевых. Следовательно, и научение совершается путем выполнения человеком различных действий: движений, письма, речи, работы и т.д. Плавать человек научается плавая; мыслить — рассуждая, решая задачи; писать — практикуясь в письме и т. п. Это и есть теория «учения через делание» — главный лозунг педагогики США. Его основа — понимание научения, как закрепления связей между стимулом и реакцией при помощи награды или поощрения. Но награждать можно только то, что сделано. Отсюда и опора на исполнение, на делание. Отсюда ведущий метод научения — активное решение учащимся различных задач или проблем путем проб и ошибок, применения общих принципов или «усмотрения». Практическое выражение этой концепции «метод проектов», «проблемный метод» и др. Однако опыт школы свидетельствует, что и без активной внешней деятельности, просто молча и неподвижно сидя, глядя, слушая, люди тоже могут научиться. Причем, порой совсем неплохо. Это подтверждается и специальными опытами. Например, в одном из экспериментов сравнивали результаты обучения тому же материалу тремя разными методами: лекцией, совместным обсуждением с учителем, наконец, путем самостоятельного исследования. Ни один из этих способов обучения не показал заметных преимуществ, когда обучение проводилось по тому же учебнику, а проверка на основе тех же объективных критериев. Еще интереснее с этой точки зрения опыты по обучению во сие. За последние годы такие эксперименты проводились в США (Ч. Саймон, В. Эммонз, Д. Кэртис и др.), в СССР (Л. А. Близниченко, В. П. Зухарь, А. М. Свядош и др.), во Франции (Ж. Женэвэ) и других странах. По утверждению этих авторов, слова и тексты, произносимые магнитофоном во время сна испытуемых, запоминались последними. Здесь уже явно научение происходит без какой-либо внешней деятельности. Аналогичный характер носят сообщения о запоминании подпороговых раздражителей, т. е. заучивания стимулов, которые не ощущаются и не воспринимаются человеком. Так, в опытах американских психологов удавалось создавать условный рефлекс на звук, столь слабый, что человек его не слышал. Советский психолог Б. И. Хачапуридзе демонстрировал учащимся иностранные слова, проектируя их на экран с такими короткими экспозициями, что испытуемые не успевали ничего увидеть. Тем не менее, по утверждению авторов, слова запоминались. Об этом свидетельствовало то, что они в дальнейшем легче заучивались. Есть и сенсационные американские сообщения о том, что, якобы, подписи и изображения, помещенные в киноленту 25-м кадром, оказывали явное влияние на поведение и настроение зрителей, хотя они не успевали его заметить, смотря кино. Если все это так, то здесь мы имеем научение даже без сознавания того, чему научаются. Итак, внешняя деятельность, точнее двигательная активность вовсе не оказывается обязательным условием научения. В одних случаях она, по-видимому, играет важную роль. Например, для усвоения двигательных навыков (письмо, речь, плавание, рисование, управление машиной). В других—не имеет особого значения. Например, для запоминания слов или текста, решения математических задач, сочинения текстов, узнавания и различения предметов и их свойств. Итог неожиданный и тревожный. Если учение — это деятельность, то как же деятельность может осуществляться без деятельности? Это кажущееся противоречие возникает в американской психологии учения, потому что большинство ее представителей неправильно понимают активность. Будучи бихевиористами, они под активностью понимают лишь наблюдаемое поведение, т. е. в конечном счете, движения, совершаемые учащимся. Нет движений, значит нет активности, нет деятельности. Глубокие исследования советских психологов показали, что кроме практической деятельности, человек (и многие высшие животные) способен осуществлять еще особую — гностическую деятельность (от греческого «гнозис» — знание). Цель этой деятельности — познавание, т. е. сбор и переработка информации о свойствах окружающего мира. Гностическая деятельность, как и практическая, может быть внешней (ощупывание, перемещение вокруг предметов, манипулирование ими, разрушение, соединение и т. д.). Но в отличие от практической деятельности, она может быть и внутренней, или, по крайней мере, ненаблюдаемой. Так, исследования В. П. Зинченко и др. показали, что восприятие и, особенно, наблюдение осуществляются с помощью специальных перцептивных действий («перцепцио» — восприятие). Это — движения глаз по предмету, отбор ориентиров, конструирование образа, и др. Исследования А. А. Смирнова, А, Н. Леонтьева и др. показали, что запоминание реализуется путем специальных мнемических действий (мнемос» — память). К ним относятся, например, упорядочение и организация материала, выделение в нем смысловых ориентиров и связей, установление его связей с прошлым опытом или знаниями, называние и означивание, схематизация и повторение и др. Исследования С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, П. Я, Гальперина, Н. А. Менчинской и др. обнаружили, что мышление заключается в осуществлении ряда умственных действий или интеллектуальных операций — анализа и синтеза, отождествления и различения, абстрагирования и обобщения, ориентировки и селекции, классификации и сериации, кодирования и перекодирования и др. Можно, правда спросить: ну, а как во сне или подпороговых восприятиях? |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 2325; Нарушение авторского права страницы