Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ТАТАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-Стр 1 из 6Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАТАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Р.Р.Шангараев
ИСТОРИЯ МУСУЛЬМАНСКОЙ МЫСЛИ В ВОЛГО-УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Допущено Учебно-методическим советом по реализации образовательных программ профессиональной подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в качестве методических рекомендаций по изучению учебных дисциплин для студентов заочной формы обучения учреждений среднего профессионального религиозного мусульманского образования
КАЗАНЬ
УДК 1(091)(471.41) + 28 ББК 87.3(2 Рос. Тат) +86.38-4 Ш 20
Рецензенты: Хайрутдинов А. Г. кандидат философских наук, с.н.с. Института истории им. Ш. Марджани АН РТ
Ш 20 Шангараев Р.Р. История мусульманской мысли в Волго-Уральском регионе: методические рекомендации для студентов заочной формы обучения / Р.Р. Шангараев. – Казань: ТГГПУ, 2009. – 59 с. Пособие предназначено для организации процесса изучения роли ислама в истории формирования и развития основных направлений религиозно-философской и общественно-политической мысли татарского народа. В пособии освещаются вопросы эволюции татарской религиозной философии с X по XX вв., общетеоретические и концептуальные установки, течения и школы татарской философской мысли и их место в формировании интеллектуального и религиозно-философского пространства российской уммы. Особое место уделяется роли татарской религиозно-философской мысли в формировании этноконфессиональной и культурно-политической идентичности татар, этнической элиты и роста национального самосознания. Разработка предназначена для студентов, заочной формы обучения учреждений среднего профессионального религиозного мусульманского образования, а также всем, кто интересуется развитием татарской общественно-политической и религиозно-философской мысли.
Научный редактор: д-р полит. наук, профессор Р.М. Мухаметшин
© Шангараев Р.Р., 2009 © Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2009
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 4 Глава I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ В X-XVIII ВВ. 6 Тема 1. Основные течения общественной и философской мысли в тюркской литературе XI – XVI вв. 6 Самостоятельная работа № 1. Социально-этическая мысль эпохи Булгарского государства. Кул-Гали. 8 Тема 2. Суфийские мотивы в тюркской литературе XI-XVI вв. 9 Самостоятельная работа № 2. Эпоха Золотой Орды и период Казанского ханства в татарской социально-философской мысли. Сайф Сараи. Кутб. Махмуд Булгари. Мухаммедьяр. 14 Тема 3. Развитие мусульманской религиозной мысли после падения Казанского ханства (XVI-XVIII вв.) 18 Самостоятельная работа № 3. Суфизм как форма сохранения и развития духовного наследия татарского народа периода потери независимости. Мауля Колый. Аллахияр Суфи. 20 Глава II. РЕЛИГИОЗНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ И ТРАДИЦИИ МУСУЛЬМАНСКОЙ МЫСЛИ ВОЛГО-УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА (КОНЕЦ XVIII в. - XIX вв.) 22 Тема 4. Религиозная политика Российского государства и возрождение религиозных институтов мусульман. 22 Тема 5. Богословское наследие Г. Утыз-Имяни. 23 Самостоятельная работа №4. Жизненный путь и творчество А. Утыз-Имяни 24 Тема 6. А. Курсави и его роль в возрождении религиозной мысли. 25 Контрольная работа № 5. Реформаторские взгляды А. Курсави. 27 Тема 7. Просветительские и религиозные воззрения Ш. Марджани. 28 Самостоятельная работа№6. Реформаторские и просветительские взгляды Шихаб ад-дина Марджани. 30 Тема 8. Татарские просветители XIX века. 31 Самостоятельная работа №7. Татарские просветители XIX века. Хусаин Фаизханов. Каюм Насыйри. 32 ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ (ДЖАДИДИЗМ) В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ ВВ.) 35 Тема 9. Кадимизм и джадидизм в татарском обществе. 35 Самостоятельная работа №8. Кадимизм в татарском обществе. Ишмухаммад Динмухаммадов (Ишми-ишан). 40 Тема 10. Татарская социально-политическая мысль. С. Максуди, Г. Исхаки, Ю. Акчура. 41 Самостоятельная работа №9. Движение татарского джадидизма в начале ХХ века. Галимджан Баруди, братья Буби. 48 ГЛАВА IV. ВЕК РЕЛИГИОЗНОГО ОБНОВЛЕНИЯ (ТАДЖДИД) 50 Тема 11. Реформаторско-просветительские взгляды Р. Фахретдина. 51 Тема 12. Реформаторско-просветительские аспекты мировоззрения М. Бигиева. 53 Самостоятельная работа №11.Творческое наследие Мусы Джаруллаха Бигиева. 55 Тема 13. Реформаторско-просветительские аспекты мировоззрения А. Баязитова. 56 Тема 14. Реформаторско-просветительские аспекты мировоззрения З.Камали. 57 Самостоятельная работа №12. Философское наследие Зийааддина аль-Камали. 58 Введение. Методические рекомендации для студентов заочной формы обучения «История мусульманской мысли в Волго-Уральском регионе»разработаны согласно типовому учебному плану среднего профессионального религиозного мусульманского образования и предназначены для использования преподавателями и студентами, изучающих дисциплину «Ислам в культуре и истории татарского народа». Тематика данного пособия охватывает историю развития татарской религиозно-философской мысли со времен официального принятия ислама государством Волжская Булгария до Октябрьской революции 1917 года. Методические рекомендации рассчитаны на студентов заочного отделения и могут быть использованы как для подготовки к самостоятельным занятиям, так и в ходе подготовки к экзаменам. Материал распределен по главным темам истории развития мусульманской мысли в Волго-Уральском регионе. Каждая тема включает в себя название, методические рекомендации, изложение вводного материала по теме, план самостоятельной работы, перечень основной и дополнительной литературы для самостоятельной работы, а также перечень тем для докладов, сообщений и рефератов. Предполагается, что каждый студент наряду с предлагаемыми методическими указаниями в процессе обучения будет пользоваться учебником или учебным пособием по дисциплине «Ислам в культуре и истории татарского народа» Целью изучения данной дисциплины в мусульманских средних профессиональных учебных заведениях является не только закрепление в памяти студента знания исторических фактов духовного наследия, но и углубление понимания прошлого татарского народа, систематизация содержания курса татарского богословского наследия. Изучение дисциплины призвано помочь будущему специалисту овладеть навыками исторического анализа, умением проникать в сущность исторических явлений, событий. Особенностью данного курса является включение в канву истории многонационального государства вопросов истории ислама и мусульманской культуры народов, проживавших на территории российского государства и сопряженных с ней территорий. Эти вопросы рассматриваются как конкретизация и углубление уже имеющейся дидактической единицы Государственного образовательного стандарта. Предлагаемый подход позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у студентов высокие гражданские, патриотические чувства, толерантность, уважение к культуре, обычаям, традициям других народов, чувство гордости принадлежности к великой и многогранной культуре своего народа. Цель данного курса – представить системный и исторический взгляд на те богословские и философские учения, которые самым непосредственным образом связаны с религией и историей татарского народа. Специфика изучаемого курса в формировании представления об основных направлениях татарского мусульманского мышления, получении представления о научной картине прошлого татарского народа, приобщение к творческому наследию выдающихся мыслителей прошлого. Одновременно студент, изучающий данный курс, должен для себя четко уяснить и проблему соотношения политики и нравственности, веры и знания, науки и религии. Изучение наследия своего народа, а одновременно и изучение ее в историко-сопоставительном плане с религиозными ценностями, являющимися интеллектуальным опытом человечества, способствуют духовному развитию человека, формируют его как личность. Настоящая методическая разработка поможет студентам развить свое мышление и способности к философскому анализу, научит самостоятельно пополнять и углублять свои знания, развивать навыки работы с научной литературой. В ней предлагается комплекс вопросов и заданий по узловым вопросам по курсу татарской мусульманской философии, выполнение которых ориентировано на решение следующих конкретных задач: 1. Анализ узловых богословских и философских теорий, концепций и положений, а также взглядов и высказываний различных татарских мусульманских богословов и философов, оценка их теоретического содержания и значения. 2. Формирование и уточнение студентом своей собственной позиции, взгляда на ту или иную богословскую и философскую проблему 3. Нахождение ответа на тот или иной вопрос, построение системы доказательств, аргументов в пользу истинного решения. 4. Развитие навыков работы с богословской и философической литературой. 5. Анализ путей формирования и исторического развития религиозно-философских концепций в истории татарского народа; 6. Раскрытие содержания основных религиозно-философских проблем татарского богословского наследия; 7. Раскрытие специфики основных направлений, где эти проблемы ставились и решались; 8.Формирование у студентов исламских учебных заведений систематических знаний по богословскому наследию татарского народа. Методические рекомендации. Студентам заочного отделения, выполняющим домашние задания, необходимо пользоваться широким кругом литературы по данному вопросу, которая предлагается в пособии. Важно правильно составить план к работе, сформулировать актуальность проблемы и логично изложить материал. Студент должен стараться самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы. Необходимой стороной самостоятельной работы является верное оформление работы, правильное цитирование первоисточников, верное составление списка использованной литературы.
Самостоятельная работа № 1. Литература золотоордынской эпохи. 4. Более 100 лет отделяет «Кысса-и-Йусуф» от создания крупнейшего тюркоязычного памятника золотоордынской эпохи «Хосров-Ширин хикаяты» Кутба. За это время народы региона, их культура пережили страшный разгром, упадок, затем постепенное восстановление, возрождение и дальнейшее развитие, результаты которого предстают нам со страниц поэмы на другой бессмертный сюжет классической литературы мусульманского Востока - о любви Хосров и Ширин. Ко времени создания «Хосров-Ширин» Кутба Золотая Орда, пройдя пик своего расцвета и могущества, но оставаясь еще мощным централизованным государством, вступала в полосу смут, междоусобиц, внутреннего разложения. Обе эти стороны жизни - историческая реальность могучей державы и тревожное, трагичное ощущение близости конца этого величия можно найти в содержании, в тональности поэмы и, что нас сейчас интересует в первую очередь, в мироощущении автора поэмы Кутба, в своеобразной контаминации в ее художественной ткани светского, рационалистического и суфийского, мистико-пантеистического осмысления мира и человека, его места и роли в нем. Как представляется, не в последнюю очередь именно таким усложненным, не одномерным осмыслением мира и человека, кардинальных проблем бытия привлекала Кутба как мыслителя поэма его великого предшественника Низами Гянджеви. «Хосров-Ширин» Кутба в мировоззренческом плане, в плане оценки его социально-философского содержания - классический, пожалуй, наиболее яркий пример переплетения двух тенденций - светской и суфийской в мировоззрении средневекового поэта-мыслителя. С одной стороны, со страниц поэмы вырастает светлое, оптимистическое мироощущение человека, влюбленного в земную жизнь с ее радостями и заботами, успехами и горестями, размышлениями и наставлениями об условиях благополучия и процветания страны и народа. С другой - в свете смутно ощущаемой надвигающейся катастрофы - раздумья о бренности, преходящем характере земной жизни, беспомощности человеческого разума проникнуть в сокровенные тайны Бытия, мироздания, о человеческой душе как его частице, и обращение мыслителя в связи с этим к духовному началу в личности как альтернативе рациональному способу познания и, главное, как единственной истинной опоре человека в беспредельном океане Вечности. И фокусируется это противоречивое единство мироощущения мыслителя в культе Любви как универсального принципа Бытия и одновременно как критерия оценки его различных ипостасей, одной из которых выступает сфера человеческой жизнедеятельности. 5. Если «Хосров-Ширин хикаяты» является в мировоззренческом плане попыткой найти через синтез интеллектуального и духовного третий, гармоничный путь личностного и общественного развития, то написанное примерно в эти же годы прозаическое сочинение «Нахдж аль-фарадис» представляет с этой точки зрения цельную, лишенную внутренней противоречивости, мировоззренческой двойственности религиозно-суфийскую доктрину, призванную укреплять позиции ислама среди мусульман и воспитывать их в его морально-этических канонах. Что касается мировоззренческого содержания, то это сочинение, в художественной форме популяризирующее этический кодекс жизни мусульманина, полностью лежит в русле исламского вероучения, осмысленного с позиции умеренного, газалиевского суфизма. Жанр «Нахдж аль-фарадис», жанр увлекательных и поучительных притч, новелл, преданий из истории разных народов, стран, иллюстрировавших моральный кодекс ислама, если брать шире - представлявших своеобразный «народный» вариант ислама, оказался необычайно популярным по художественной форме и благотворным по воспитательному воздействию. 6. Традиции художественной литературы религиозно-этического характера продолжает в тюрко-татарской литературе и другое известное сочинение XIV века - дастан «Джумджума-и-Султан» Хисама Кятиба. В этом поэтическом произведении мировоззрение автора, как и в «Нахдж аль-фарадис», находится в рамках религиозной картины мира. Автор «Джумджума-и-Султан» с первых же строк заявляет об этом, оспаривая рационалистический философский тезис о вечности Вселенной и жизни на ней. Что касается социально-этического содержания «Джумждума-и-Султан», то здесь мы видим отличие в акцентах от «Нахдж аль-фарадис». Сочинение Махмуда Булгари-Сараи - энциклопедия исламской морали, образа жизни вообще, несущее в основном положительное начало, в спокойно-доброжелательном тоне утверждающее, «что такое хорошо и что такое плохо» с точки зрения исламских этических норм. Пафос же поэмы «Джумджума-и-Султан» не только в утверждении среди масс позитивных этических норм и ценностей, скорее более в осуждении неправедных, власть и богатство имущих, и пророчестве неотвратимого возмездия за все несправедливости, за все отступления от нравственных норм жизни мусульманина. Указанную разницу в социальных аспектах легко понять, если учесть, что «Нахдж аль-фарадис» относится по времени создания к эпохе стабильности (хотя и конца ее) политической жизни Золотой Орды, относительного общественного порядка, являвшегося гарантом спокойствия и благополучия населения страны. «Джумджума-и-Султан» же - произведение «смутного» времени, когда государственные, политические устои общественной жизни ослабли, порядка и былого благополучия уже не было, в верхах междоусобица, в отношении к народу - беззаконие, произвол, поборы. В этих условиях обличительный, критический пафос близкой к народу суфийской литературы отражает общественные, политические, экономические последствия разложения верхов и паразитирующей прослойки. Предостережение и увещевание сменяется прямой, открытой угрозой возмездия на разорение страны, подданных, за моральное падение. В противовес всему этому суфийский автор противопоставляет идею нравственного совершенствования, милосердия и добрых дел1.
Самостоятельная работа № 2. Самостоятельная работа № 3. Самостоятельная работа №4. Контрольная работа № 5. Самостоятельная работа№6. Литература. 1. Марджани Шихабутдин. Извлечение вестей о состоянии Казани и Булгара (Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар). Ч. 1. Перевод со старотатарского Р.К. Адыгамова. Казань: АН РТ Издательство «Фэн», 2005. – 255 с. 2. Ибрагим Т.К., Султанов Ф.М., Юзеев А.Н. Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте. Казань: Татар. кн. из-во, 2002. 3. Очерки Марджани о восточных народах. Перевод с арабского А.Н. Юзеева. Казань: ТКИ, 2003. 4. Шиһ абетдин Мә рҗ ә ни. Казан: “Рухият”, 1998. – 175 б. 5. Шихаб ад-дин. Вафият ал-аслаф ва тахият ал-ахлаф (Подробное о предшественниках и приветствие потомкам). Публикация А.Н. Юзеева. Перевод с араб., комментарии, вступительная статья и примечания А.Н. Юзеева. Казань: Иман, 1999. 6. Юзеев А.Н. Марджани. Казань: Иман, 1997. 7. Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII-XIX веков (эволюция, основные направление и представители). Книга вторая. 8. Юзеев А.Н. Шихаб ад-дин Марджани: мыслитель, религиозный реформатор, просветитель. Казань: Иман, 1997. 9. Юсупов М. Шигабутдин Марджани. Казань: ТКИ, 2005. – 271 с.
Самостоятельная работа №7. Биография К. Насыйри. 2. Биография Х. Фаизханова. 3. Значение трудов Х. Фаизханова “Реформа медресе” и “Рисаля» в реформе мусульманской системы образования. 4. Просветительские взгляды К.Насыйри. 5. Основные мировозренческо-религиозные взгляды К.Насыйри. 6. К. Насыйри о познании и его значении. 7. Петербургский этап деятельности Х. Фаизханова. Основная литература: 1. Абдуллин И., Закиев М. Каюм Насыри – основоположник татарского национального литературного языка. //Советская тюркология. – 1975. -№3. – С. 52-67. 2. Абдуллин Я.Г., Фасеев К.Ф. Выдающийся просветитель-гуманист. //Вопр.философии. – 1975. - №4. –С. 132-137. 3. Выдающийся просветитель-демократ Каюм Насыри. – Казань, 1976. – С. 175. 4. Насыйри К. «Кырык бакча»дан хикә ялә р. //Казан утлары. – 1996. - №10. – Б.92 – 97. 5. Насыри К. Избранные произведения. – Казань: Таткнигоиздат, 1977. 6. Насыри К. Сказания о мудром Абу Али Сине, его брате Абу Али Харисе и невероятных приключениях, которые были с ними. – Казань: Таткнигоиздат, 1981. – С.128. 7. Насыри К. Фаваких аль-джуласа. – Казан, 1884. 93 б. 8. Хусаин Фаизханов. Жизнь и наследие: историко-документальный сборник. Н. Новгород: ИД “Медина”, 2008. – 152 с. 9. Усманов М. Заветная мечта Хусаина Фаизханова. – Казань: Татарское книжное издательство, 1980. – 223 с. Дополнительная литература: 1. Гайнуллин М. Каюм Насыри. Очерк жизни и творчества. – Казань: Таткнигоиздат, 1975. – С. 48. 2. Гайнуллин М. Каюм Насыров и просветительское движение среди татар. Казань, 1955. 3. Ефимий Малов о Ш. Марджани, К. Насыри и В.Радлове. //Гасырлар авазы. – Эхо веков. – 1999. - №1/2. – С. 152-160. 4. Каюм Насыйри Казан турында. //Шә һ ри Казан. – 1991. – 28 февраль, 1 март. 5. Магдеев М. Ученый Каюм бабай // Наука и религия. – 1975. - №12. – С. 82 – 86. 6. Насыйри К. Бозыклыкларның анасы: Аракы дигә н эчемлек кеше ө чен агудыр. //Мә дә ни җ омга. – 1996. – 12 июль. – Б.16. 7. Синугыл Ү. Насыйрилар нә селеннә н. //Шә һ ри Казан. – 1996. – 20 ноябрь. 8. Халитова Н. Истоки музыкально-эстетических воззрений Каюма Насыри. //Аргамак. – 1995. - №8. – С.144-148. 9. Хә мидуллин Ә. Каюм Насыйриның «Ә бугалисина кыйссасы»нда акыл культы. //Мә гариф.-1994.-№2.-Б.2-21. 10. Хусаинов А. Первопроходец: участь Каюма и судьба его творений. //Казань. - 1997. - №7. – С. 112-114.
Самостоятельная работа №8 Самостоятельная работа №9 ГЛАВА IV. ВЕК РЕЛИГИОЗНОГО ОБНОВЛЕНИЯ (ТАДЖДИД). Методические рекомендации . Обратите внимание на следующие ключевые проблемы при изучении данной темы: Общественно-религиозная деятельность Р.Фахретдина (кади Духовного собрания, муфтий 1921-1936 гг.). Р.Фахретдин — редактор журнала «Шура».Религиозно-философские («Джавами калим шархе», «Дини ва иджтимаи масалалар»), библиографические труды («Асар», «Машхур хатыннар»). Р.Фахретдин как историк арабо-мусульманской философии («Ибн Араби», «Ибн Рушд», «Имам Газали»). Основные этапы жизнедеятельности М. Бигиева (обучение в учебных заведениях арабо-мусульманского мира, общественно-политическая и религиозная деятельность на родине, эмиграция). Проблема всеохватности божественного милосердия, проблема перевода Корана. Причины упадка мусульманского мира. Взгляд на роль и место женщины в исламе. Основные этапы жизнедеятельности З. Камали. «Философия калама» (4 тт.) — анализ мировоззренческих аспектов ислама. Религиозное реформаторство, соотношение традиции и обновления в творчестве З. Камали. Решение проблемы свободы воли и обоснование справедливости Аллаха. Ислам и этика.
В начале XX в. наряду с религиозным реформаторством, которое перекрещивалось с просветительством, образуя реформаторско-просветительское направление и консерватизмом появляются новые течения: либерализм, теологический либерализм и социализм, которые развиваются под влиянием русской (западноевропейской) общественно-философской мысли. Джадидизм как культурно-идеологическое движение, сутью которого является реформа образования в медресе, идея обучения по новому, звуковому методу, является лишь частью вышеназванных течений. Важная особенность философской мысли татар начала XX века – реформаторско-просветительское направление, продолжающее традиции предшествующей философии А.Курсави, Х.Фаизханова, Ш.Марджани и К. Насыйри. Религиозно-реформаторские компоненты оказались гармонично сочетаемыми с просветительскими началами, образуя реформаторско-просветительское направление татарской общественно-философской мысли. Это течение стремилось, оставаясь на принципах ислама, заимствовать все лучшее из западноевропейской, русской культуры через которую и шло главным образом проникновение новых знаний и современных достижений науки. Наиболее выдающимися преставителями этого движения были такие мыслители как Р.Фахретдин, М.Бигиев, Г. Баязитов, З. Камали.
Самостоятельная работа №11. Самостоятельная работа №12. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАТАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Р.Р.Шангараев
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы