Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 10. Татарская социально-политическая мысль. С. Максуди, Г. Исхаки, Ю. Акчура.



Методические рекомендации .

Обратите внимание на следующие ключевые проблемы при изучении данной темы:

Всероссийские мусульманские съезды (I — август 1905 г., II — январь 1906 г., III — август 1906 г.). Партия «Иттифак аль-муслимин», уставные документы партии. Садри Максуди и мусульманская фракция в Государственной Думе. Проблема культурно-национальной автономии российских мусульман. Литературная и общественно-политическая деятельность Г.Исхаки. Ю.Акчура и идеи пантюркизма, годы эмиграции. Редакторско-издательская деятельность А.Баруди, Г.Баязитова, Ф. Карими, А.Баттал-Таймас. Революция 1905-07 гг. и создание национальных политических организаций.

Татарская общественно-философская мысль начала XX века имеет свою особенность – она развивается как политическая мысль, под воздействием Российской революции 1905-07 гг., которая сыграла важную роль в поднятии самосознания татарского народа, способствовала пробуждению народных масс, когда были поколеблены основы традиционного мировоззрения – светское мировоззрение начало занимать все больше места в общественной жизни татар в сравнении с религиозным. В это время появляется значительный слой татарских мыслителей, светски образованных личностей, предпринимателей, осознающих себя представителями татарской нации, стремящихся поднять культурный уровень татарского народа на европейский уровень. Европейски образованные татары-интеллектуалы начинают формировать собственную идеологию. Многие татары выезжают для получения образования и на Ближний и Средний Восток, и в известные европейские, американские, японские учебные заведения (Г.Сагди, Х.Файзи, М.Бигиев, З.Кадыри, З.Камали, Г.Буби, И.Рамиев, Х.Байбулатов). Знаменитую Сорбонну в Париже окончили не только С.Максуди и Ю.Акчура, но и женщины (например, С.Шакулова). Диплом Женевского университета получили С.Сыртланова, М.Габдрахманова.

Татары, обладая значительным духовным потенциалом, стояли в авангарде политической жизни мусульман России: активно участвовали в выборах в Государственную Думу, в деятельности различных общественных организаций, политических партий, проведении первых мусульманских съездов России, создали собственные органы печати. Так, уже в 1905-07 гг. на татарском языке легально выходили 33 издания (21 газета и 12 журналов)1. В условиях небывалой демократизации общественной жизни интеллектуальная элита татар направила всю свою энергию не только на просвещение своего народа, приобщение его к высшим сокровищницам мировой цивилизации, но и на обретение татарами суверенных прав в составе России. Одна часть национальной элиты выступала за права татарского народа, исповедуя демократические принципы парламентаризма. Во главе этого движения стояли С.Максуди, М.Бигиев, Ю.Акчура. Другая придерживалась взглядов социалистов – Г.Исхаки (в начале своей деятельности), М.Вахитов, М.Султангалеев, Г.Ибрагимов и выступала за революционное изменение общества.

Наряду с реформаторско-просветительским направлением существовали и направления, связанные с политической жизнью татарского общества. Проблема происхождения татарской нации, ее места в Российском государстве стала одной из наиважнейших в татарской общественно-философской мысли в начале XX века, и, по сути, определила дальнейший цивилизационный вектор развития татар.

Во многом возникновению татарского либерализма способствовала Российская революция 1905-07 гг. Истинная сущность татарского либерализма проявилась в политической сфере. Татарские либералы провозгласили идею суверенитета нации, противопоставив ее легитимизму классического либерализма. Феодальному мировоззрению они противопоставили принцип классического либерализма: «свобода во всем» – «в религии, в философии, в литературе, в политике». Они стали приверженцами стихийно складывающегося общественного порядка, эволюционного развития общества в результате равновесия социальных сил. Либеральная философия – это философия позитивизма. В татарской философии идей позитивизма в широком смысле слова придерживались С.Максуди и Ю.Акчура.

Разновидностью либерализма является теологический либерализм, характеризующийся новым религиозным сознанием начала XX века. Ярким представителем татарской либеральной теологии был М.Бигиев.

 

Садри Максуди (1878-1957) – татарский общественно-политический деятель: первый председатель парламента и президент татар (председатель Национального собрания и Национального управления мусульман внутренней России), первый татарский либерал, социолог, один из лидеров национально-освободительного движения России. С 1906 года С. Максуди в активно включается в политическую жизнь татарского общества. В том же году он избирается членом ЦК партии «Иттифак аль-муслимин» (Союз мусульман). В 1907 году избирается депутатом II и III-й Государственной Думы. Во II Думе является членом президиума и секретарем мусульманской фракции. Его выступления на прекрасном русском языке в защиту прав татарского, тюркских, мусульманских народов России, по законопроектам о народном образовании, против обвинения мусульман в панисламизме сделали его популярным по всей России как политика, защищающего интересы российских мусульман. Максуди становится одним из признанных лидеров татарского либерализма и идеологов национального движения. В многочисленных статьях, которые печатаются во многих газетах, он проводит мысль о том, что только сохранив свою самобытную культуру, язык, религию, развивая культуру и экономику, татары смогут стать вровень с современными европейскими нациями.

Февральскую революцию 1917 г. он встретил с оптимизмом, надеясь на осуществление главной цели жизни как политика – обретение татарами государственности. В этот период свой жизнедеятельности он выступает уже сторонником этнокультурной нации татар.

В 1917 г. Максуди был одним из организаторов и участников I и II Всероссийских мусульманских съездов. На I съезде был одним из лидеров унитаристов, выступавших за национально-культурную автономию для мусульман России. Он полагал, что создание территориальной автономии (федералисты) в условиях отсталости некоторых регионов России (Кавказа, Туркестана) приведет еще к более сильной эксплуатации национальных меньшинств. В сентябре 1917 года на II Всероссийском съезде мусульман Максуди был избран председателем коллегии по осуществлению культурно-национальной автономии тюрко-татар России.

В конце 1917 года С. Максуди был избран председателем Национального собрания (Национальный парламент) – Миллет меджлисе, которое приняло первую Конституцию национально-культурной автономии татар. 5 января на сессии Миллет меджлисе Максуди был избран председателем Национального управления (Милли идара) с правами министра-президента, а 6 января 1918 г. Миллет меджлисе заявило о рождении нового субъекта России – штата «Идель-Урал». Миллет меджлисе и Милли идара были первые законодательные и исполнительные органы татарской государственности как субъекта России, а первым председателем парламента и президентом татар был избран Садри Максуди.

Позднее, в годы вынужденной эмиграции, С. Максуди стал одним из идеологов туркизма, советником президента по политическим вопросам. Ататюрк с помощью Максуди на практике претворял идеи национального строительства Турции, используя европейский опыт. Несколько раз Максуди избирали в Турецкий парламент. Одновременно он занимался научной и преподавательской деятельностью: профессор юридической школы Анкарского университета (1925-1943) и Стамбульского университета (1943-1950). За время преподавания в университетах Анкары и Стамбула он написал семнадцать учебных пособий, монографий по праву, опубликовал многочисленные статьи по проблемам истории, философии и языкознания. Особенно его как юриста интересует проблема федеративного построения государства без ущерба принципам суверенитета. Максуди полагает, что «принцип суверенитета для всех юристов был непогрешимым критерием не только в области отношений между независимыми государствами, но также и в отношениях государства со своими субъектами». Он связывает с принципом суверенитета, естественными правами и свободами человека большие надежды в урегулировании межгосударственных отношений.

В 1950 году Максуди ушел из большой политики и полностью посвятил остаток своей жизни науке. «Миллият тойгысының социологик ә сә слә ре» (Социологические принципы национального чувства) – один из последних трудов ученого до сих пор является актуальным сочинением по теории нации и национальных отношений. В нем получает дальнейшее развитие концепция федерализма, суверенизации, образования содружества наций.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 742; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь