Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Либеральные аспекты мировоззрения Г.Исхаки ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
На втором этапе жизнедеятельности Г.Исхаки – после февральской революции 1917 г. либеральные пласты в его мировоззрении становятся определяющими. Февральская революция 1917 г. полностью меняет политические взгляды Исхаки, хотя отход от социалистических идей уже прослеживается в деятельности редактируемой им газеты «Ил» (Страна), выходившей с 1914 г. в Петербурге и Москве с перерывами, окончательно закрытой большевиками 11 апреля 1918 г., где он пропагандирует в качестве главного условия прогресса национальное и религиозное единство мусульман. Исхаки становится лидером татарского национального движения, наряду с С.Максуди и Ю.Акчура, являясь выразителем либеральной идеологии. Такая эволюция его взглядов не случайное явление. Исхаки приветствует февральскую революцию, когда демократические свободы стали реальностью. Теперь их надо было воплотить в действительность. И на этом пути он отдает приоритет интересам нации, демократическим свободам гражданского общества, взамен классовым интересам. Исхаки выступает за создание национально-культурной автономии для татар внутренней части России, является одним из инициаторов и организаторов I и II Всероссийских мусульманских съездов, где его избирают членом Всероссийского мусульманского совета (Милли Шура). На I Всероссийском мусульманском съезде, проходившем в мае 1917 г. в Москве был избран в президиум съезда, и стал автором ряда резолюций (о государственном устройстве России, по женскому вопросу, о народном образовании). На съезде примыкал к группе так называемых «унитаристов», которые выступали за национально-культурную автономию мусульман России, предполагавшую три компонента общей платформы тюрко-мусульман на этапе их государственного становления: исламизм, демократизм и право народов на самоопределение. В июле 1917 г. Исхаки принимал активное участие в работе трех съездов, проходивших в Казани: II Всероссийском мусульманском съезде, I Всероссийском военном съезде и съезде мусульманского духовенства. На II Всероссийском мусульманском съезде при участии Исхаки были разработаны основы концепции национально-культурной автономии мусульман внутренней части России. 22 июля 1917 г. в здании Казанского городского театра на совместном заседании участников трех съездов в торжественной обстановке была провозглашена национально-культурная автономия мусульман внутренней части России и Сибири. Для проведения мероприятий по осуществлению автономии была образована Комиссия мухтариата в составе двенадцати человек под председательством С.Максуди. В состав этой комиссии был избран и Исхаки. В качестве исполнительного органа было образовано Национальное управление, состоящее из трех ведомств (назарат) – по делам религии, просвещения и финансов. Исхаки был одним из руководителей назарата просвещения. Высшим законодательным органом автономии провозгласили Национальное собрание (Миллет маджлисе), депутатом которого был избран Исхаки. В декабре 1931 г. Исхаки как представитель татар Поволжья и Приуралья участвует в работе Всемирного конгресса мусульман в Иерусалиме. Он выступает с докладом, где подвергает критике нигилистскую политику советской власти в отношении религии – закрытие мечетей, преследовании мулл как классовых врагов советского режима. По докладу Исхаки Исламский конгресс принимает резолюцию, осуждающую антирелигиозную политику СССР, которую направляет в Лигу Наций. В 1933 г. на татарском языке в Берлине, в том же году на русском и французском языках в Париже выходит небольшая по объему, но емкая по содержанию книга Исхаки «Идель-Урал», посвященная политической истории татар, проблемам государственности, созданию конфедерации поволжских народов. В ней он предлагает тюркским народам Поволжья и Приуралья объединиться на основе общности религии, языка, культуры и территории. Он полагает, что подобное объединение – единственный путь для обретения независимости тюркским нациям России. После Второй мировой войны возобновил политическую деятельность. В эти же годы написал свои новые художественные произведения, в которых описывал жизнь татар дооктябрьского периода, выступая за пробуждение самосознания своего народа. Умер в Анкаре, согласно завещанию похоронен в Стамбуле. Это был блестящий писатель и драматург, крупнейший представитель татарской общественной мысли, занявший достойное место в политической истории татарского народа.
Самостоятельная работа №9 Движение татарского джадидизма в начале ХХ века. Галимджан Баруди, братья Буби. План: 1. Общественно-политические взгляды татарского просветителя Г. Баруди. 2. Основные вехи жизни и общественно-политической деятельности Г. Баруди. 3. Формирование и становление мировоззрения Г. Баруди. 4. Участие Г. Баруди в общественно-политической жизни татарского общества. 5. Г. Баруди во главе Духовного управления. 6. Г. Баруди организатор и руководитель медресе «Мухаммадия» 7. Идеология татарского образования в трудах Г. Баруди. 8. Г. Баруди издатель журнала «ад-Дин вэ-л-Эдэб» 9. Просветительская деятельность Нигматуллиных-Буби. 10. Преобразование медресе «Буби». Деятельность братьев Буби и М. Буби. 11. Общественно-религиозные взгляды Г. Буби 12. Проблема иджтихада и возврата к первоначальному исламу в трудах Г. Буби. 13. Таклид и освещение его в трудах Г. Буби. 14. Проблема образования женщины-мусульманки в трудах Г. Буби. Темы рефератов, докладов, сообщений: 1. Политическая деятельность Г. Баруди в годы трех российских революций. 2. Годы учебы и юности Г. Баруди. 3. Политическая ситуация в России в период реформы татарской конфессиональной школы в конце XIX – начале XX вв. 4. Джадидское движение и Г. Баруди. 5. Г. Баруди и медресе «Мухаммадия». 6. История развития медресе «Буби». 7. Генеалогия семьи Нигматуллиных-Буби. 8. Проблема образования женщины-мусульманки в трудах Г. Буби. 9. Проблема иджтихада и возврата к первоначальному исламу в трудах Г. Буби.
Основная литература: 1. Гимазова РА. Просветительская деятельность Нигматуллиных-Буби. Казань: Печатный двор, 2004 г. – С. 220. 2. Бертуган Бубыйлар һ ә м Иж-Бубый мә дрә сә се. Казан, “Рухият” нә шрияты, 1999. - 240 б. 3. Юсупов М.Х. Галимджан Баруди. Казань: Тат. кн. изд.- во, 2003. – С. 208. 4. Акчура Й. Дамелла Галимҗ ан Ә л-Баруди. – Казан: Иман, 1997. – 76 б. 5. Атилла Р. Ишан оныгы. Казан, 1996. – 256 б. 6. Баттал-Таймас А. Казан тө ркилә ре. Казан, 1996. – 184 б. 7. Амирханов Р. У. Татарская демократическая печать (1905-1907г.г.) – Москва: Наука, 1988. – С.191. 8. Исхаков С. Галимджан Баруди: политик и просветитель/Татарстан. -1997.- №8 - с.86-90. 9. Баруди Г. Хә тирә дә фтә ре. – Казан: Иман, 2000. — 147 б.
ГЛАВА IV. ВЕК РЕЛИГИОЗНОГО ОБНОВЛЕНИЯ (ТАДЖДИД). Методические рекомендации . Обратите внимание на следующие ключевые проблемы при изучении данной темы: Общественно-религиозная деятельность Р.Фахретдина (кади Духовного собрания, муфтий 1921-1936 гг.). Р.Фахретдин — редактор журнала «Шура».Религиозно-философские («Джавами калим шархе», «Дини ва иджтимаи масалалар»), библиографические труды («Асар», «Машхур хатыннар»). Р.Фахретдин как историк арабо-мусульманской философии («Ибн Араби», «Ибн Рушд», «Имам Газали»). Основные этапы жизнедеятельности М. Бигиева (обучение в учебных заведениях арабо-мусульманского мира, общественно-политическая и религиозная деятельность на родине, эмиграция). Проблема всеохватности божественного милосердия, проблема перевода Корана. Причины упадка мусульманского мира. Взгляд на роль и место женщины в исламе. Основные этапы жизнедеятельности З. Камали. «Философия калама» (4 тт.) — анализ мировоззренческих аспектов ислама. Религиозное реформаторство, соотношение традиции и обновления в творчестве З. Камали. Решение проблемы свободы воли и обоснование справедливости Аллаха. Ислам и этика.
В начале XX в. наряду с религиозным реформаторством, которое перекрещивалось с просветительством, образуя реформаторско-просветительское направление и консерватизмом появляются новые течения: либерализм, теологический либерализм и социализм, которые развиваются под влиянием русской (западноевропейской) общественно-философской мысли. Джадидизм как культурно-идеологическое движение, сутью которого является реформа образования в медресе, идея обучения по новому, звуковому методу, является лишь частью вышеназванных течений. Важная особенность философской мысли татар начала XX века – реформаторско-просветительское направление, продолжающее традиции предшествующей философии А.Курсави, Х.Фаизханова, Ш.Марджани и К. Насыйри. Религиозно-реформаторские компоненты оказались гармонично сочетаемыми с просветительскими началами, образуя реформаторско-просветительское направление татарской общественно-философской мысли. Это течение стремилось, оставаясь на принципах ислама, заимствовать все лучшее из западноевропейской, русской культуры через которую и шло главным образом проникновение новых знаний и современных достижений науки. Наиболее выдающимися преставителями этого движения были такие мыслители как Р.Фахретдин, М.Бигиев, Г. Баязитов, З. Камали.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы