Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИСТОРИЯ МУСУЛЬМАНСКОЙ МЫСЛИ В ВОЛГО-УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Допущено Учебно-методическим советом по реализации образовательных программ профессиональной подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в качестве методических рекомендаций по изучению учебных дисциплин для студентов заочной формы обучения учреждений среднего профессионального религиозного мусульманского образования

 

КАЗАНЬ

 

УДК 1(091)(471.41) + 28

ББК 87.3(2 Рос. Тат) +86.38-4

Ш 20

 

Рецензенты:

Хайрутдинов А. Г. кандидат философских наук, с.н.с. Института истории им. Ш. Марджани АН РТ

 

 

Ш 20 Шангараев Р.Р.

История мусульманской мысли в Волго-Уральском регионе: методические рекомендации для студентов заочной формы обучения / Р.Р. Шангараев. – Казань: ТГГПУ, 2009. – 59 с.

Пособие предназначено для организации процесса изучения роли ислама в истории формирования и развития основных направлений религиозно-философской и общественно-политической мысли татарского народа. В пособии освещаются вопросы эволюции татарской религиозной философии с X по XX вв., общетеоретические и концептуальные установки, течения и школы татарской философской мысли и их место в формировании интеллектуального и религиозно-философского пространства российской уммы. Особое место уделяется роли татарской религиозно-философской мысли в формировании этноконфессиональной и культурно-политической идентичности татар, этнической элиты и роста национального самосознания. Разработка предназначена для студентов, заочной формы обучения учреждений среднего профессионального религиозного мусульманского образования, а также всем, кто интересуется развитием татарской общественно-политической и религиозно-философской мысли.

 

 

Научный редактор: д-р полит. наук, профессор Р.М. Мухаметшин

 

© Шангараев Р.Р., 2009

© Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет­, 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ В X-XVIII ВВ. 6

Тема 1. Основные течения общественной и

философской мысли в тюркской литературе XI – XVI вв. 6

Самостоятельная работа № 1. Социально-этическая мысль эпохи

Булгарского государства. Кул-Гали. 8

Тема 2. Суфийские мотивы в тюркской литературе XI-XVI вв. 9

Самостоятельная работа № 2. Эпоха Золотой Орды и период

Казанского ханства в татарской социально-философской мысли.

Сайф Сараи. Кутб. Махмуд Булгари. Мухаммедьяр. 14

Тема 3. Развитие мусульманской религиозной мысли после

падения Казанского ханства (XVI-XVIII вв.) 18

Самостоятельная работа № 3. Суфизм как форма сохранения и

развития духовного наследия татарского народа периода потери независимости.

Мауля Колый. Аллахияр Суфи. 20

Глава II. РЕЛИГИОЗНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ И ТРАДИЦИИ МУСУЛЬМАНСКОЙ МЫСЛИ ВОЛГО-УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА (КОНЕЦ XVIII в. - XIX вв.) 22

Тема 4. Религиозная политика Российского государства и возрождение религиозных институтов мусульман. 22

Тема 5. Богословское наследие Г. Утыз-Имяни. 23

Самостоятельная работа №4. Жизненный путь и творчество А. Утыз-Имяни 24

Тема 6. А. Курсави и его роль в возрождении религиозной мысли. 25

Контрольная работа № 5. Реформаторские взгляды А. Курсави. 27

Тема 7. Просветительские и религиозные воззрения Ш. Марджани. 28

Самостоятельная работа№6. Реформаторские и просветительские взгляды

Шихаб ад-дина Марджани. 30

Тема 8. Татарские просветители XIX века. 31

Самостоятельная работа №7. Татарские просветители XIX века.

Хусаин Фаизханов. Каюм Насыйри. 32

ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ И ОБЩЕСТВЕННАЯ

МЫСЛЬ (ДЖАДИДИЗМ) В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ ВВ.) 35

Тема 9. Кадимизм и джадидизм в татарском обществе. 35

Самостоятельная работа №8. Кадимизм в татарском обществе.

Ишмухаммад Динмухаммадов (Ишми-ишан). 40

Тема 10. Татарская социально-политическая мысль.

С. Максуди, Г. Исхаки, Ю. Акчура. 41

Самостоятельная работа №9. Движение татарского джадидизма

в начале ХХ века. Галимджан Баруди, братья Буби. 48

ГЛАВА IV. ВЕК РЕЛИГИОЗНОГО ОБНОВЛЕНИЯ (ТАДЖДИД) 50

Тема 11. Реформаторско-просветительские

взгляды Р. Фахретдина. 51 Тема 12. Реформаторско-просветительские аспекты

мировоззрения М. Бигиева. 53

Самостоятельная работа №11.Творческое наследие

Мусы Джаруллаха Бигиева. 55

Тема 13. Реформаторско-просветительские аспекты

мировоззрения А. Баязитова. 56

Тема 14. Реформаторско-просветительские аспекты

мировоззрения З.Камали. 57

Самостоятельная работа №12. Философское наследие Зийааддина аль-Камали. 58

Введение.

Методические рекомендации для студентов заочной формы обучения «История мусульманской мысли в Волго-Уральском регионе»разработаны согласно типовому учебному плану среднего профессионального религиозного мусульманского образования и предназначены для использования преподавателями и студентами, изучающих дисциплину «Ислам в культуре и истории татарского народа». Тематика данного пособия охватывает историю развития татарской религиозно-философской мысли со времен официального принятия ислама государством Волжская Булгария до Октябрьской революции 1917 года. Методические рекомендации рассчитаны на студентов заочного отделения и могут быть использованы как для подготовки к самостоятельным занятиям, так и в ходе подготовки к экзаменам. Материал распределен по главным темам истории развития мусульманской мысли в Волго-Уральском регионе. Каждая тема включает в себя название, методические рекомендации, изложение вводного материала по теме, план самостоятельной работы, перечень основной и дополнительной литературы для самостоятельной работы, а также перечень тем для докладов, сообщений и рефератов. Предполагается, что каждый студент наряду с предлагаемыми методическими указаниями в процессе обучения будет пользоваться учебником или учебным пособием по дисциплине «Ислам в культуре и истории татарского народа»

Целью изучения данной дисциплины в мусульманских средних профессиональных учебных заведениях является не только закрепление в памяти студента знания исторических фактов духовного наследия, но и углубление понимания прошлого татарского народа, систематизация содержания курса татарского богословского наследия. Изучение дисциплины призвано помочь будущему специалисту овладеть навыками исторического анализа, умением проникать в сущность исторических явлений, событий. Особенностью данного курса является включение в канву истории многонационального государства вопросов истории ислама и мусульманской культуры народов, проживавших на территории российского государства и сопряженных с ней территорий. Эти вопросы рассматриваются как конкретизация и углубление уже имеющейся дидактической единицы Государственного образовательного стандарта.

Предлагаемый подход позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у студентов высокие гражданские, патриотические чувства, толерантность, уважение к культуре, обычаям, традициям других народов, чувство гордости принадлежности к великой и многогранной культуре своего народа.

Цель данного курса – представить системный и исторический взгляд на те богословские и философские учения, которые самым непосредственным образом связаны с религией и историей татарского народа. Специфика изучаемого курса в формировании представления об основных направлениях татарского мусульманского мышления, полу­чении представления о научной картине прошлого татарского народа, приобщение к творчес­кому наследию выдающихся мыслителей прошлого. Одновременно студент, изучающий данный курс, должен для себя четко уяснить и проблему соотношения политики и нравственности, веры и знания, науки и религии. Изучение наследия своего народа, а одновременно и изучение ее в историко-сопоставительном плане с религиозными ценностями, являющимися интеллектуальным опытом человечества, способствуют духовному развитию человека, формируют его как личность.

Настоящая методическая разработка поможет студентам развить свое мышление и способности к философскому анализу, научит самостоятельно пополнять и углублять свои знания, развивать навыки работы с научной литературой. В ней предлагается комплекс вопросов и заданий по узловым вопросам по курсу татарской мусульманской философии, выполнение которых ориентировано на решение следующих конкретных задач:

1. Анализ узловых богословских и философских теорий, концепций и положений, а также взглядов и высказываний различных татарских мусульманских богословов и философов, оценка их теоретического содержания и значения.

2. Формирование и уточнение студентом своей собственной позиции, взгляда на ту или иную богословскую и философскую проблему

3. Нахождение ответа на тот или иной вопрос, построение системы доказательств, аргументов в пользу истинного решения.

4. Развитие навыков работы с богословской и философической литературой.

5. Анализ путей формирования и исторического развития религиозно-философских концепций в истории татарского народа;

6. Раскрытие содержания основных религиозно-философских проблем татарского богословского наследия;

7. Раскрытие специфики основных направлений, где эти проблемы ставились и решались;

8.Формирование у студентов исламских учебных заведений систематических знаний по богословскому наследию татарского народа.

Методические рекомендации.

Студентам заочного отделения, выполняющим домашние задания, необходимо пользоваться широким кругом литературы по данному вопросу, которая предлагается в пособии. Важно правильно составить план к работе, сформулировать актуальность проблемы и логично изложить материал. Студент должен стараться самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы. Необходимой стороной самостоятельной работы является верное оформление работы, правильное цитирование первоисточников, верное составление списка использованной литературы.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 772; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь