Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие греха в Ветхом Завете



ПРИРОДА ГРЕХА

Определение греха

 

Понятие греха в Ветхом Завете

 

«В Писании употребляется разнообразная терминология для обозначения греха, что не удивительно, поскольку основная тема Библии – восстание человека против Бога и милостивый ответ Бога» [Milne, Know the Truth, 103].

Для обозначения греха в Ветхом Завете использованы слова, образованные от 12 еврейских корней. Наиболее часто встречаются слова с корнем «хатá », имеющим буквальное значение «промахнуться», «не попасть в цель» (Суд.20: 16 ).

В еврейском языке присутствуют и другие слова и риторические фигуры, вносящие свой вклад в учение о грехе в Ветхом Завете.

Понятие греха в Новом Завете

Для обозначения греха в Новом Завете использованы слова, образованные от 13 греческих корней.

Наиболее часто встречаются слова с корнем «гамарт», например, глагол «гамартá но», имеющий, как и его еврейский аналог «хата», основное значение «промахнуться», «не попасть в цель»..

В какую цель должен попасть человек? Цель: Божья слава. Всякий раз, когда человек совершает грех, он промахивается мимо Божьей славы, каждый грех бесславит Бога. Более того, все, что не славит Бога – это грех. Человек же постоянно промахивается мимо цели, так как нарушает Божью волю и грешит.

В греческом языке также можно найти множество других терминов и речевых фигур, вносящих свой вклад в учение о грехе в Новом Завете.

 

Обобщение (понятие греховности)

 

Изучая смысловые значения и оттенки слов, обозначающих понятие «грех», можно сделать несколько наблюдений и выводов:

А). Грех проявляется во многих формах.

Б). Суть греха – это бунт против Бога.

В). Грех включает в себя неподчинение Божьему закону.

Г). Грех включает в себя нарушение Божьего закона.

Д). Грех – это не просто промах (непопадание в нужную цель), но попадание не в ту (в ложную) цель.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГРЕХА

Четыре состояния природы человека

Прежде всего, нужно сказать что Библия, открывая нам, Божий взгляд на человека, говорит о четырех состояниях его природы:

согрешить

1. Первоночальный человек (до грехопадения) - был наделен двумя способностями: способностью грешить и способностью не грешить.

2. Падший человек (после грехопадения) - сохранил способность грешить и утратил способность не грешить.

3. Новый человек (оживотворенный Христом) - сохраняя способность грешить, вновь приобретает способность не грешить.

4. Прославленный человек (после воскресения) - утратит способность грешить вообще.

Факт грехопадения

· История грехопадения первых людей описана в Быт.3. Это не красивый миф, не легенда и не образное описание событий. Это действительная история (Лк.3: 38 Иуд.14, 1 Тим.2: 13-14). Действие происходило в Едеме через некоторое время после сотворения первых людей.

· Действующие лица: Адам, жена, змей (сатана – Отк.12: 9).

Третья глава книги Бытие начинается с того, что змей искушает жену. Дьявол не появляется Еве открыто и не говорит ей: " Я сатана, враг Бога, и пришел оклеветать Его и погубить вас". Он гораздо мудрее и поэтому лжет ей. Сатана и сегодня постоянно искушает нас и лжет нам: «…Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан.8: 44). Если мы не хотим быть обмануты, то должны знать, как звучит ложь дьявола – она не изменилась. Поэтому, давайте более внимательно посмотрим на универсальный метод обольщения, который использует дьявол для того, чтобы вводить людей в грех.

Ложь, в которую мы верим или три шага на пути ко греху:

1. Сомнение в Божьем Слове: « подлинно ли сказал Бог…» (1ст.) Для дьявола очень важно посеять в умах людей, особенно верующих, сомнение в Божьем Слове, ведь, как Адам и Ева они не сомневаются в существовании Бога, но вот в подлинности того, что Бог говорит…

Дьявол знает, что сомнение в Слове – это движок, который заставляет человека двигаться в направлении греха. Вот, как звучит сегодня эта ложь:

· Библия не богодухновенна

· Библия не достаточна и не практична (оторвана от реальности современной жизни)

· Библия не авторитетна

· Библия не истинна

 

2. Неверное представление о Боге. Это следующий шаг, который делает Ева на пути к грехопадению. Сомнение в Божьем Слове обязательно ведет к неправильному пониманию характера Бога. Змей наносит:

А). Удар по благости Бога: «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (1ст). Другими словами: «Ева, ты, что не знаешь, что Бог злой! Он все запрещает! Наверное, он желает вам зла…» И человек, проглотивший очередную дозу лжи, возможно подумает: «Наверное, Бог меня не любит – то нельзя, это нельзя…» Кажется, что Ева еще держит оборону: «2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, 3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». На самом же деле тень сомнения уже закралась к Еве и потихоньку начала расшатывать её здание.

Б). Удар по святости Бога: «4 И сказал змей жене: нет, не умрете». Змей нагло отрицает слова Бога и обещает безнаказанность Еве. Он устраняет сдерживающий фактор, лишая её страха наказания. Ложь дьявола заключается в том, что если Бог запрещает и ограничивает, то он предлагает путь свободы, за которую не нужно будет нести ответственность. Дьявол не обязательно искажает характер Бога, делая его злым, он может представить Бога чересчур добрым, Богом, который смотрит на грех «сквозь пальцы». Но правда в том, что Бог свят и Его святость защищает Его от всякого греха. Не думайте, что Бог вас поймет, лучше подумайте о том, кто вас защитит от Его гнева?

 

Итак, дьявол, с помощью лжи, преодолевает барьеры в сознании Евы, все больше обольщая её, для того чтобы достичь своей цели и ввести Еву в грех. Он сокрушает её редуты - ступенька за ступенькой, удар за ударом, сначала он сеет сомнение в Божьем Слове, а затем лишает Еву веры в бесконечную благость и святость Бога. Но и на этом он не останавливается…

3. Неверное понимание греха. Еве предстоит сделать третий шаг навстречу греху. Убедив её в том, что грех может остаться безнаказанным, змей показывает ей притягательность греха, подробно расписывая все его «прелести». Он не заставляет жену есть плоды, но указывает на «положительные» последствия их вкушения, то есть действует методом обольщения:

А). Змей обещает особое положение, равное Богу: «но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги » (4). Вы задумывались, почему люди не хотят верить в Бога? Потому что они верят в себя! - в своем мышлении человек сам Бог. Вы задумывались, почему люди распяли Христа? Да потому, что им не нужен рядом конкурент и при первой же возможности они его ликвидируют. Искушения сатаны, всегда направлено на отвержение людьми власти Бога, как в плане повелений, так и в плане определений, что есть добро и что есть зло. Поэтому:

Б). Змей обещает особые возможности, присущие Богу: «и вы будете, как боги, знающие добро и зло »). Дьявол пытается внушить человеку, что он не только может независимо смотреть на вещи, но также и обладать правом самостоятельно определять, что добро и что зло, что правильно и что неправильно. В результате, человек выстраивает свою систему стандартов и уже по ней строит свою жизнь.

Это очень ярко видно в поведение Евы: «6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание»; Что-то серьёзное произошло с Евой! Она стала видеть по-другому. Когда она слушала Бога раньше, ни у неё, ни у Адама не было необходимости даже смотреть в сторону дерева и запрещенных плодов. А теперь она увидела… Что? Ева увидела удовольствие в грехе. Она на себе прочувствовала притягательную силу греха (Быт 4: 7). Почему люди грешат? Потому что им нравиться грешить, а нравиться им, потому что они обольщены дьяволом: «и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел».

Жена поддается обольщению и нарушает повеление Бога (Быт.3: 6).

Адам подчиняется жене и нарушает повеление Бога (Быт.3: 6).

Суть грехопадения состоит в том, что первые люди восстали против абсолютной власти Бога. «Действия Евы не были открытым бунтом против Бога: обольщение и обман заставили её верить в то, что она действует правильно»[1].

Поведение присущее нам или шесть «сюрпризов» встречи с грехом:

1. Стыд. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» (7ст). Адам и Ева познали добро и зло, но не путем всеведения (как Бог), а через личный опыт. Таким образом, из-за личного морального разложения они не познали присущей Богу совершенной святости, но вместо этого – стыд! Очень точно сказано, что грех имеет отцом Диавола, товарищем стыд и стоимостью смерть (Томас Ватсон). Адам и Ева уже представляли себя богами, как вдруг, грех открыл им глаза на то, что они раньше не замечали. Оказывается король то голый! Человеку стыдно, ведь ему даже нечем прикрыть свою наготу. Конечно, этого нельзя так оставлять…

2. «Покрытие» вины. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (7ст). Каждый человек рождается с объективной виной (он виновен перед Богом) и часто он испытывает субъективное чувство вины. Но вместо того, чтобы покаяться в своих грехах, люди пытаются покрыть свою вину – они постоянно заняты тем, чтобы шить себе смоковные листья. Человек совершает разные религиозные действия, например, идет в церковь и ставит свечку не для того, чтобы получить прощение, а чтобы заглушить свою вину. И если ему удастся заглушить чувство вины, то объективная вина перед Богом никуда не исчезнет…

Есть только один путь избавления – нужно чтобы Сам Бог покрыл грехи человека. Интересно, что в 21 стихе сказано, что «сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт.3: 21). Бог Сам покрыл их срам. Должны были умереть Адам с Евой, но умерли животные – это прообраз совершенной жертвы Иисуса Христа (Евр. 7: 27). Должны были умереть мы, но умер Божий Сын. Бог словно говорит: «Смоковные листочки, которые вы сшили не годятся, я сошью вам одежду, которая устроит Меня, Я дам вам Свою праведность» (Фил.3: 9).

 

3. Панический страх. Адам услышал голос Бога, и ему стало страшно: «Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся» (10ст). Он испугался, что Бог идет его убивать. Адам помнил Его предупреждение. Какая перемена! Если раньше человек боялся Бога и бежал к Нему, то теперь он боится Бога и бежит от Него – это то, что делают неверующие люди. Этим отличается страх Божий от страха панического – согрешивший человек бежит от лица Бога.

 

4. Бегство. «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая» (8ст). Итак, смоковные листья не помогли, поэтому человек бежит и прячется за деревья, думая, что может они, наконец, скроют его наготу перед Богом. Но разве Бог создавал деревья с той, целью, чтобы люди там прятались от Него? Нет. Человек же использует творение для того, что бы прятаться за ним от Бога – за работу, семью, любимое хобби и т.д. Люди бегут от Бога «и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца» (Откр.6: 16).

Стыд, угрызения совести, смущение, вина и страх – заставляют сегодня человека со всей мочи бежать от своего Творца и прятаться за творение. Удалось им спрятаться? Там не было место спрятаться, такого места нет нигде. (Пс.138: 8-13).

 

Что же происходит дальше? Что делает Бог? – «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? » (9). Бог ищет человека! Он ищет «…смиренного и сокрушенного духом…» (Ис.66: 2). Бог обращается к Адаму с вопросом (11) не потому что не знал, того что сделал Адам, а потому что ждал его раскаяния. Когда грешники не каются, они наказываются, а когда раскаиваются, получают прощение. Но падший человек постоянно противится Богу и вместо того, чтобы покаяться, даже начинает обвинять Бога в своих грехах.

 

5. Перекладывание вины. Адам предпринимает третью попытку самостоятельно «расправиться» со своей виной. Вину, которую не смогли заглушить ни смоковные листья, не деревья, он теперь перекладывает на других: «Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт.3: 12). Это свойственно всем нам.Наше лживое сердце обманывает нас (Иер. 17: 4). Виноваты все, кроме меня, все плохие – президент, которого Ты дал, жена, которую Ты дал, Бог ты злой, это ты виноват.

Сегодня человек видит зло в мире и интерпретирует его неверно. Люди спрашивают: «Почему со многими людьми происходит столько несчастий, куда смотрит Бог? » Это совсем неправильная постановка вопроса. Библия поворачивает фокус нашего зрения совсем в другую сторону, поэтому надо спрашивать так: «Почему эти несчастья и страдания не происходят со всеми, а только с некоторыми? Почему я еще жив? » Не Бог отвернулся от нас, но мы ушли от него, не Бог сотворил и дал людям автоматы, чтобы они убивали друг друга, не Он придумал самолеты, которые взрывают террористы, не Бог приехал к нам в город, чтобы перевернуть мусорные баки и разрисовать стены. Это даже сделал не президент. Это сделали мы сами, это сделал грех, живущий в сердце человека.

6. Самооправдание. Наконец, человек оправдывается. Ева оправдывается, объясняя свой поступок действиями змея: «И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт.3: 13). Человек похож на арбузную косточку, стоит её посильнее сжать пальцами и она тут же выскальзывает. Горы оправданий, в ход идет все что угодно, лишь бы не нести ответственность за свои грехи.

Итак, вот она, правда о человеке – это правда о нас. Мы верим в ложь, грешим и потом ведем себя абсолютно неадекватным образом. Каковы же результаты грехопадения?

Г. АРМИНИАНСТВО???

 

Отправной точкой арминианства является 1610 год. Яков Арминий, голландский профессор, только что умер, и его учение было изложено его учениками, известными как арминиане, в пяти основных принципах арминианства (ремонстранты).

В этом учении взгляд на греховность человека близкий к максимальному, но не максимальный. Хотя сам Якоб Арминий придерживался умеренной позиции, многие его сторонники пошли дальше.

Согласно этой теории человек рождается порочным, но предваряющая благодать, нисходящая на всех людей, нейтрализует человеческую греховность, и, таким образом, человек становится свободным, чтобы принять решение спастись. Благодаря какой-то предваряющей благодати (которой в Библии нет) греховность человека во многом нейтрализована, таким образом, спасение – это чудо Божье, зависящее от человеческого выбора.

СРАВНЕНИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ
Взгляды Рим. 5.12 Спасение Иллюстрация Современные сторонники
Пелагианский взгляд Люди навлекают на себя смерть, когда грешат по примеру Адама       Унитариане
Полупелагианский взгляд Все люди молчаливо согласились с грехом Адама и поэтому грех им вменился     Методисты, Веслиане, Баптисты Пятидесятники и группы святости
Арминианский Грех вменяется человечеству из-за греха Адама     Методисты, Веслиане, Баптисты Пятидесятники и группы святости
Реформатский или Кальвинистический взгляд (теория Августина) Грех вменяется человечеству из-за греха Адама     Реформаторы, Пресвитериане Поздние кальвинисты Баптисты

В. ЛИЧНЫЙ ГРЕХ

Мало того, что все люди согрешили перед Богом в Адаме, каждый человек совершает еще и «личные» грехи. Даже, если бы мы не совершали личных грехов, за грех Адама мы заслуживаем ад, но мы уже столько нагрешили за свою жизнь…

Грех совершают даже христиане (Иак.3: 2, 1 Ин.1: 8-10). Даже христиане, которых Бог освободил из рабства греха и соделал рабами праведности совершают грехи, так как их греховная плоть продолжает искушать их.

Подобно Гамлету Шекспира, мы можем воскликнуть: моих грехов так много, что моих мыслей не хватит, чтобы их описать, воображения, чтобы придать им форму, времени, чтобы воплотить их в жизнь.

Таким образом, библейский взгляд на первородный грех заключается в следующем: «нет ни одной частички в нашем естестве, которая осталась бы не затронута грехом, и потому все наши действия не могут быть настолько благими, как могли бы быть, и, следовательно, ничто в нас или вокруг нас не будет иметь цены в глазах Бога. Мы ничем не можем заслужить милости Божьей; и если благодать не спасает нас, мы погибаем»[5]

ПРИМИНЕНИЕ:

Роберт Спраул в книге «Избранные Богом» приводит такой пример: «Представим, что Бог говорит человеку: «Я хочу, чтобы ты к трем часам обрезал эти кусты. Только будь осторожен - на том краю сада вырыта большая яма. Если ты упадешь туда, сам не выберешься. Поэтому постарайся держаться от нее подальше».

Предположим также, что вскоре после того, как Бог из сада ушел, человек побежал «на тот край» и прыгнул в яму. К назначенному часу Бог возвращается в сад и видит, что кусты стоят нетронутыми. Он начинает звать садовника и в ответ слышит приглушенные крики, доносящиеся со стороны ямы. Он подходит к ее краю и видит: на дне беспомощно сидит садовник. Тогда Всевышний говорит садовнику: «Почему ты не обрезал кусты, как Я тебе велел? » А садовник гневно отвечает: «Как, по Твоему, я мог их обрезать, когда сижу в этой яме? Если бы Ты не оставил ее здесь, я бы не попал в такое положение».

Адам прыгнул в яму. И вместе с ним прыгнули в нее и все мы. Ирония в том, что кусты нам по-прежнему нужно стричь - Бог не отменил Своего требования. Но как это сделать, когда мы сидим в глубокой яме, из которой мы сами не в состоянии выбраться?

При сотворении Бог не требовал от Адама и Евы ничего такого, чего бы они не смогли сделать. Но когда в мир вошел грех и человечество пало, Божий закон не был отменен, и Бог не стал изменять Свои требования специально для слабого, падшего состояния Его творения. Грех человека не отразился на Его святости. Закон продолжает оставаться законом, а нагорная проповедь Иисуса Христа являет человечеству всю туже высокую планку Божьих заповедей, которая непосильна падшему человеку. Однако «…Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Матф.19: 26) Поэтому мы просим Бога, так как однажды молился Августин: «дай, что повелишь и повели что хочешь! », то есть дай способность выполнить то, что требуешь от нас.

Если у вас нет сил жить по Божьим заповедям, сил молиться, творить добро и изучать Библию (а у нас действительно нет сил на это), то помните, что эта сила есть у Бога:

«Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога» (Пс.61: 12)


 
 
Глава Четвертая


МАСШТАБЫ ГРЕХА –

ПОЛНАЯ ПОРОЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

 

 

Полная порочность человека не означает, что человек делает все грехи, которые описаны в первой главе послания к Римлянам, полная порочность - это не практический грех, но греховный потенциал внутри человека.

Человека можно сравнить с трухлявым деревом: снаружи оно выглядит нормально, а внутри все сгнило – труха, все изъедено червями. Или выражаясь словами Иисуса Христа: человек - это ходящий гроб окрашенный (то есть красивый), а внутри полон костей мертвых и всякой нечистоты.

В истории всегда находились люди, которые хотели каким-то образом смягчить оценку состояния человека, которое ему дает Библия и, в общем, большинство этих попыток сводится к следующему:

В. ЧЕЛОВЕК СМЕРТЕЛЬНО БОЛЕН

Эту небиблейскую теорию называют полупелагианством.

Она гласит: человек не добр, то есть он не приходит в этот мир предрасположенным к добру, человек не нейтрален, человек сильно испорчен грехом Адама, склонен к злу, но при определенных обстоятельствах способен выбрать или отвергнуть Бога.

Такая теория очень близка к библейской только на первый взгляд.

В ней явно не хватает понимания глубины порочности человека.

Мера порочности человека

Отрывая нам состояние человека после грехопадения, Писание никогда не допускало мысли, будто мужчины и женщины представляют собой просто слабые и достойные жалости творения, которые, если только захотят, могут стать хорошими и сами примириться с Богом. Наоборот, Бог говорит о тотальной испорченности человека. Грех поразил все естество человека – его разум, чувства и волю.

I.Человек помрачен в своем разуме

А). Ум находится в полнейшей тьме.

 

Вот почему апостол Павел говорил и заклинал Господом, «чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме…» (Еф.4: 17, 18) Кто такие прочие народы? Это язычники, неверующие люди с поломанным мышлением – их разум погружен во тьму, он суетен и мертв. В послании к Римлянам Павел пишет: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим.1: 18) Почему человек подавляет Бога и истину своей неправедностью? Потому что в его мышление проник вирус греха, в результате:

люди поражены интеллектуальной суетностью: «по суетности ума своего». Все размышления о вечности, грехе, Боге - развращены и необъективны. Их мышление вращается вокруг мелочных и пустых занятий, они поглощены страстью к приобретению временных ценностей, они ищут удовольствия в обмане, который всегда приводит к разочарованию.

 

люди имеют помраченный разум: «будучи помрачены в разуме». То есть они не способны воспринимать истину и поэтому подавляют ее дьявольской ложью. Библия говорит, что все неверующие люди глупцы и безумцы, потому что имеют помраченный разум, покрытый «мраком вечной тьмы» (2Пет.2: 17).

 

Б). Ум мыслит в греховной плоскости.

 

«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6: 5).

Изложена в ВЗ: Быт. 6: 5, 11; 8: 21.

(До и после потопа! )

 

«Наиболее глубокое описание степени человеческой греховности находится уже на первых страницах Библии (Быт. 6: 5 – первобытный период). Духовная развращенность человечества с самого начала окончательна и на протяжении библейского откровения не ‘прогрессирует’. Бытие 6: 5 и два других утверждения в стихах немного ниже открывают, что грех людей был велик по меньшей мере по семи основным параметрам: 1) распространенность – «на (всей) земле»; 2) глубина – «помышления сердца»; 3) неотъемлемость – «y‘ser», т.е. «самая суть» мыслей; 4) исключительность – «все [мысли] ra, зло»; 5) продолжительность – «во всякое время»; 6) охват – «всякая плоть» (Быт. 6: 12); 7) время проявления – «от юности его» (8: 21). Последующее откровение лишь развивает эту исчерпывающую характеристику» (J. Barton Payne, Theology of the Older Testament, 209).

 

Одна из причин грехопадения заключается в том, что человек попытался мыслить независимо от Бога. Это не значит, что человек потерял вообще способность мыслить, но он мыслит теперь в определенной плоскости – греховной. Теперь все ценности человека сфокусированы на том, что неугодно Богу. Другими словами, ум неверующего человека находится в оппозиции духовной истине.

В). Ум отрицает свою греховность.

 

«Таков путь и жены прелюбодейной; поела и обтерла рот свой, и говорит: " я ничего худого не сделала" » (Прит.30: 20).

 

Человек не способен на истинную самооценку, потому что его сердце лжет ему, и он верит (Иер 17: 9). Одна из самых важнейших и больших «пакостей», которые делает сатана на земле, заключается в том, чтобы ослеплять разум неверующих: «3 Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, 4 для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2Кор.4: 3, 4). Поэтому человек слеп и глух к истине, которая обличает его грех: «... а тем внешним всё бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют». (Мк. 4: 11).

 

· «Слепец не в состоянии увидеть различия между шедевром Тициана или Рафаэля и рисунком на придорожном указателе. Глухой не может отличить свист от звучания кафедрального органа. Животные, чей звериный запах внушает нам отвращение, не имеют об этом понятия и сами не считают этот запах отвратительным. И человек, падший человек, не способен понять, сколь омерзителен грех в глазах Бога, Чьи творения абсолютно совершенны». Д. Райл[8].

· Помрачение разума несказанно хуже физической слепоты, ибо слепой хотя бы понимает и признает свое заболевание, тогда как духовный слепец не способен даже распознать свою слепоту» (Hendrickson, Ephesians, 210).

 

Этим и отличаются верующие, что Бог творит в них новую способность и страстное желание ненавидеть грех. Стремление к святости, вот что непонятно, незнакомо и даже отвратительно для неверующего человека, который просто обожает грешить.

 

Г). Ум направлен на угождение плоти.

 

«Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились». (Иоан.6: 26).

 

На первый взгляд может показаться, что люди ищут Бога, однако люди ищут того, что Бог дает, а не Его Самого. Они хотят благ, которые есть у Него, и в тоже время не хотят прийти к Тому, Кто эти блага дает - они ищут пищи, а не спасения.

Человек, который думает о том, стоит ли ему отдать свое сердце Богу, перестает об этом думать тогда, когда начинает взвешивать все «за и против» - «А что Бог даст мне? Ну не знаю… Зато нужно будет отказаться от того и того греха», что для него представляется абсурдным. Даже если вы верующий человек, то скорее всего вы ловили себя на этой мысли…

 

Очень интересно это переживал Августин в своей жизни. Он хотел идти к Богу, но его греховный разум не хотел сдаваться. Описывая эту ожесточенную борьбу, он писал: «Удерживали меня сущие негодницы и сущая суета - эти старинные подруги мои; они тихонько дергали мою плотяную одежду и бормотали: " Ты бросаешь нас? ". " С этого мгновения мы навеки оставим тебя! ". " С этого мгновения тебе навеки запрещено и то и это! " - " То и это", - сказал я; а что предлагали они мне на самом деле, что предлагали. Боже мой! От души раба Твоего отврати это милосердием Твоим! Какую грязь предлагали они, какое безобразие! …они задерживали меня; я медлил вырваться, отряхнуться от них и ринуться на зов; властная привычка говорила мне: " Думаешь, ты сможешь обойтись без них? " [9]

 

Таким образом, в результате того, что ум человека направлен на угождение плоти, человек теряет чувствительность ко греху, он его недооценивает и тем более он не в состоянии смотреть на грех глазами святого Бога.

 

Д). Ум активно противится Богу и Его Слову.

 

«Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами» (Деян.7: 54).

Для помраченного разума Божественная истина это все равно, что солью сыпать на рану, поэтому они враждебно настроены против истины. Человек постоянно придумывает ложные, направленные против Бога и Библии теории. Ум грешника не просто пассивен, он находится в состоянии активного противостояния Богу.

 

II. ЧЕЛОВЕК ИЗВРАЩЕН В СВОИХ ЧУВСТВАХ (ЖЕЛАНИЯХ)

Греховность человека не останавливается на его мышлении. Ее метастазы поражают чувства и желания человека. «…между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие» (Еф.2: 3). Пораженный грехом, теперь человек не ищет удовлетворения в Боге, в общении с Ним, в познании Его и поклонении Ему. Он ищет удовлетворения вне Бога.

Мало того, что человек не ищет Бога, сам по себе, чтобы уверовать в Него, но даже когда Господь приходит, человек и тогда не желает прийти к Нему навстречу: «Но вы не хотите прийти ко мне что бы иметь жизнь». (Ин.5: 40). Вместо этого, люди хотят неправильных вещей и хотят их опять же неправильно.

  1. Во-первых, человек рождается с ярко выраженным чувством эгоизма. Разум младенца еще не сформирован, он почти ничего не понимает, но у него уже есть сильное желание удовлетворять себя. Ни у одного ребенка нет врожденного чувства, заботиться о своей матери (не беспокоить ее, пока она спит).
  2. Во-вторых, мощным фактором в формировании чувств является греховное мышление. Любое желание в человеке рождается под воздействием того, во что человек верит. Именно доверие источнику информации будет формировать желания. Если человек помрачен в разуме, то его желания и потребности, пусть даже естественные, будут погружены во тьму и извращены.

Чувственность – это бич современного человека. Люди создали миф: «Чувствам не прикажешь». Многие люди относятся к своим желаниям, как к священной корове. В Индии, если корова выйдет на дорогу и ляжет, то все будут объезжать ее, но никто не посмеет сдвинуть ее с места. Человек живет в рабстве своих желаний, которые порой в буквальном смысле уничтожают его, но это его не останавливает - он хочет! … Писание говорит нам, что «…желание нечестивых погибнет» (Пс.111: 10)

III. ЧЕЛОВЕК ПОРАБОЩЕН В СВОЕЙ ВОЛЕ

Грех не остановился на разуме и чувствах человека, но поразил его полностью, так что и его воля творит зло и отвергает Бога. Человек не думает, не хочет и даже не может прийти к Богу. В Евангелие от Иоанна 6: 44 Христос говорит: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец…». Другими словами, без действия Божьей благодати человек абсолютно неспособен прийти к Богу.

А). Люди предаются всякой нечистоте с ненасытимостью

 

«Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью (Еф.4: 19).

 

Вы задумывались, почему наркоман постепенно увеличивает дозу? Почему подвыпившему человеку «мало»? Или почему извращенцы находятся в постоянном «творческом» поиске новых извращений? Потому что они дошли до бесчувствия, старое уже не «зажигает», не даёт насыщения, поэтому нужно взять новый рубеж и изобрести что-то новенькое: люди «изобретательны на зло» (Рим 1: 30). Люди постоянно ищут новые формы, новые обертки в которые можно будет «завернуть» грех и подать его ненасытимым грешникам.

 

Как действует грех? Предположим вас посетило искушение, вы еще не согрешили, но вам так хочется, что кажется, наступит конец света, если не получите желаемого. И что. Вы согрешили. Как только вы «скушали» грех, к вам приходит временное насыщение: тут же вы начинаете сожалеть, клясться себе в том, что это был последний раз, что с понедельника начнете все заново – но это самообман. Почему вы не думали об этом раньше? Придет понедельник и ваша плоть начнет требовать новой дозы, да с такой силой… ведь она стала еще сильней, чем раньше – прошлая трапеза не прошла бесследно, но позволила ей еще более укрепиться.

 

Человеческая порочность никогда не насытится. Пытаться насытится грехом это все равно, что пытаться утолить жажду морской водой – грешить хочется еще с большей силой.

 

Б). Люди НЕ СПОСОБНЫ ТВОРИТЬ ИСТИННОЕ ДОБРО

 

Это утверждение не означает, что человек никогда не совершает добрых поступков. Во все времена жили люди, которые неизменно стремились к добродетели. Да и Сам Христос говорит: «Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф.7: 11).

 

С другой стороны, Писание говорит: «все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим.3: 12). Учитывая сказанное раньше многие не хотят согласится со словами Павла и говорят: «есть неверующие люди, которые делают добро, разве вы не видите этого в жизни? ».

 

Божья благодать

В). Люди НЕ МОГУТ «ЗАСЛУЖИТЬ» СВОЁ СПАСЕНИЕ

 

Испорченность человека делает его неспособным угодить Богу добрыми делами.

 

 

ПРИРОДА ГРЕХА

Определение греха

 

Понятие греха в Ветхом Завете

 

«В Писании употребляется разнообразная терминология для обозначения греха, что не удивительно, поскольку основная тема Библии – восстание человека против Бога и милостивый ответ Бога» [Milne, Know the Truth, 103].

Для обозначения греха в Ветхом Завете использованы слова, образованные от 12 еврейских корней. Наиболее часто встречаются слова с корнем «хатá », имеющим буквальное значение «промахнуться», «не попасть в цель» (Суд.20: 16 ).

В еврейском языке присутствуют и другие слова и риторические фигуры, вносящие свой вклад в учение о грехе в Ветхом Завете.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1145; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.111 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь