Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Обладает ли человек свободной волей?



Сегодня много спорят об этом. Ответ на этот вопрос: и, да и нет. Когда мы говорим о воле человека, то должны понимать, что её свобода относительна. Представьте, что вы зашли в супермаркет, где много всего продается. Вы свободны купить все это, но у вас нет денег…

Люди говорят: «но Бог же должен уважать свободную волю человека! » Не должен! С апостолом Павлом все было четко. Бог не обратился к Савлу со словами: «Послушай, Савл у Меня есть к тебе предложение – хочешь быть Моим избранным сосудом? Ты хорошенечко подумай, а потом дашь ответ… Тебя будут бить палками, побивать камнями, будешь бегать по всей стране голодный, тонуть, а потом тебе отрубят голову – как ты на это смотришь? А Павел?

Жан Кальвин говорил, что если под свободной волей вы подразумеваете способность выбирать, что вы желаете, тогда у всех нас есть свободная воля. Если же под свободной волей вы подразумеваете способность падшего человека быть предрасположенным и выбирать то, что угодно Богу, но без Его предваряющего монергичного труда возрождения, то тогда свободная воля – это слишком претенциозный термин, чтобы применить его к человеку. То есть, мы должны различать способность делать естественный выбор и выбор нравственный.

Существуют два лимитирующих источника, которые не позволяют говорить о том, что человек обладает абсолютно свободной волей:

А. Внешние ограничения воли: исходят от Бога

«Разве я не властен в своем делать, что хочу? » (Матф.20: 15)

Например, принимали ли вы участие в принятии решения:

где вам родиться? Никто из людей не «выбивал» у Бога местечко под солнцем. Разве мы решали, родиться ли нам в России, США или Папуа Новой Гвинеи? Разве мы решали, в какой семье нам родиться – в богатой или бедной, христианской или мусульманской? А ведь религиозное воспитание это то, что может оказать прямое влияние на участь человека в вечности. Мы не выбирали себе родителей… Только Бог от вечности определил наше место под солнцем.

в какое время родиться? «Всему свое время» – говорил Екклесиаст, и в том числе каждому свое время… Если вы сегодня живете в мирное время, то благодарите Бога, потому что многие вынуждены терпеть на себе все ужасы военного времени. Общественная аморальность, глады, моры – возможно, это тоже не коснулось вас в такой степени, как других. А ведь кому-то суждено родиться в период великой скорби!...

каким вам родиться? Заказывали ли вы у Бога цвет глаз, волос или количество рук и ног? Думали ли вы, почему Бог явил вам больше милости, чем другим, и вы не родились сиамским близнецом? Мы не подбирали себе комплект генов ДНК или темперамент личности… Пройдите по Земле, и вы встретите тех, которые намного превосходят вас, и в тоже время вы увидите множество людей, которых Бог благословил намного меньше, чем Вас:

    • Глаза многих людей никогда не смогут увидеть красоту заснеженных горных вершин, насладиться закатом или причудливыми формами цветов - Бог лишил их этих даров.
    • Уши многих людей никогда не смогут услышать прекрасное пение птиц, насладиться шумом океанского прибоя или созвучьями прекрасной симфонии – Бог лишил их этих даров.
    • Уста многих людей никогда не смогут открыться, чтобы прославить Бога или поговорить с другом о том, что у них на сердце - Бог лишил их этих даров.

Многие спрашивают: «кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? » (Иоан.9: 2). Чтобы люди не говорили, ответ один: «ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (Матф.11: 26).

Итак, никто из людей конечно не принимал подобных решений – Бог положил это в Своей власти и таким образом, человек уже рождается не свободным. Вы уже ограничены, ваша свобода была лимитирована.

Хоть внешние ограничения воли не являются результатом грехопадения, этого уже достаточно, чтобы попрощаться с идеей свободной воли. Но есть еще второй лимитирующий источник:

 

Б. ВнУТРЕННЕЕ ограничениЕ воли: ПРОИЗВОДИТ ГРЕХ

«Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Иоан.8: 34).

Если Бог ограничивает нашу свободу таким образом, что у человека остается право нравственного выбора, то после грехопадения воля лишилась этого права - она попала в рабство греху.

Что такое свободная воля? Свободная воля - это способность делать выбор согласно своему желанию. Воля не может быть нейтральной, то есть без каких-либо склонностей, в противном случае это уже не воля, а «ноль». Именно в способности последовать за желанием и сделать выбор в его пользу проявляется свобода того, что мы называем волей.

Поэтому, говоря о свободе воле человека, следует учитывать следующее:

Греховность человека провоцирует его волю на совершение грехов

Воля всегда будет делать то, чем наполнен разум и чувства человека. Грех, используя эти два канала - помраченный разум и извращенные чувства, оказывает мощное воздействие на волю человека и буквально руководит ей, производя соответствующие действия. Какие действия она будет выдавать? – неправильные. Если у человека греховный хаос внутри, то при помощи «свободной» воли он запустит этот хаос и в свою жизнь.

Это максимум на что способна воля человека – сделать невидимые грехи видимыми, то есть заставить человека шагать по греховному пути, а не просто стоять на нем.

Между разумом и чувствами человека идет постоянная борьба за право оказать влияние на волю. (Алкоголик, который не может бросить пить – разумом он понимает и хотел бы, но говорит: не могу. Почему? Потому что его он находится в рабстве своих греховных желаний, которые поработили его волю).

Если в вопросах «повседневного» (естественного) выбора у человека есть хоть какой-то шанс сделать правильный выбор (известны случаи, когда как говорят «силой воли» человек бросил пить, курить), то в вопросе «выбора» Бога, человек обречен. И его разум, и его желания абсолютно порабощены грехом, а, следовательно, без действия Божьей благодати никогда не будут способными оказать «правильное» влияние на волю человека, побудив ее любить Бога всею душою: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сём надобно судить духовно» (2 Кор. 2: 14).

Греховность человека формирует в его воле эгоцентричные склонности

 

«Существуют акты воли, которые направлены на внешние по отношению к воле предметы. Например, заставить себя поднять руку, встать со стула и т.п. И есть акты воли, направленные вовнутрь - на саму волю, например, приказать себе любить ближнего. В первом случае богословы говорят об обыкновенном хотении, во втором о склонности.

 

По отношению к внешним предметам у человеческой воли нет заранее сформированной склонности. Например, если я приказываю своему телу поднять руку, я полностью даю себе отчет в том, могу я это сделать или нет. В этом случае у меня есть возможность альтернативного выбора. Я могу с такой же легкостью поднять руку, с какой и не поднять ее. И у меня нет заранее сформированной склонности в сторону «поднятия руки» или «не поднятия руки».

 

Совсем другое дело, когда речь идет об актах воли, направленных на саму волю. Например, когда я говорю себе: «Я буду любить Бога превыше всего на свете». Здесь я не могу уже дать себе отчет в том, способен ли я это сделать или нет. Более того, у меня уже существует склонность в какую-то сторону. Я не могу с такой же легкостью исполнить это приказание своей воли, как предыдущее (поднять руку). Я не могу просто взять и выбрать «любить Бога превыше всего на свете», потому что я УЖЕ люблю СЕБЯ превыше всего на свете! »[10]

 

Августин писал об этом так: «Откуда это чудовищное явление и почему оно? Душа приказывает телу, и оно тотчас же повинуется; душа приказывает себе - и встречает отпор. Душа приказывает руке двигаться - она повинуется с такой легкостью, что трудно уловить промежуток между приказом и его выполнением. Но душа есть душа, а рука - это тело. Душа приказывает душе пожелать: она ведь едина и, однако, она не делает по приказу. Откуда это чудовищное явление? И почему оно? » (Исповедь VIII.21). Да и еще апостол Павел добавляет: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим.7: 19, 20).

 

Греховность человека уловляет его волю во власть дьявола

Если Библия открывает человеку путь к жизни по воле Божьей, то его греховность – путь к жизни по воле дьявола. Воля неверующего человека «настроена» таким образом, что она «дышит в такт» с волей дьявола, то есть исполняет волю своего господина: «С кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаянья к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим. 2: 25). Также: «в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф.2: 2).

Большинство людей никогда не согласятся с тем, что они живут по воле дьявола, так как в их представлении это относится только к сатанистам (перевернутые кресты, могилы), но Библия говорит, что каждый не рожденный свыше человек утверждает себя и противостоит Богу, а значит, имеет своим господином дьявола.

В РЕЗУЛЬТАТЕ:

 

Человек свободен прийти к Богу, но не способен на это. Он не может просто взять и приказать своей воле: «Умри, отвергни себя, забудь о своем господстве и покорись Христу». Человек не может этого сделать не потому, что Бог закрыл все пути к этому, не потому, что Бог нам не дал чего-то. Мы не можем этого сделать потому, что мы любим СЕБЯ всем сердцем, и душою, и крепостью, и разумением. Так кого в этом винить? Разумеется, только себя. Вот почему человек действительно по справедливости несет ответственность за непринятие Христа, хотя и НЕ СПОСОБЕН в своем испорченном, не возрожденном состоянии принять Его.

Человечество после грехопадения можно сравнить с птицей со сломанным крылом. Птица «свободна» летать, но неспособна это делать. Грех «обломал крылья» человеку, то есть он обладает естественной способностью делать выбор, но у него напрочь отсутствует нравственная способность делать благочестивый выбор. Или мертвый человек – он свободен в гробу, но он не может вылезти из него, потому что мертв. «Как он может покаяться в своем грехе, если любит его? Как он может прийти к Богу, если ненавидит Его? Это бессилие воли, под гнетом которого находится человек. Люди способны откликнуться лишь в том случае, когда Бог приходит к избранным со Своей особой благодатью»[11].

Воля человека может иметь только два состояния:

1. Раб греха «Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Иоан.8: 34).

2. Раб праведности «… если Сын освободит вас, то истинно свободны будете». (Иоан.8: 36). Сам по себе человек может выбрать только грех (отвергнуть Бога и выбрать себя).

ПОЭТОМУ:

Великий миф гуманизма заключается в том, что человек имеет свободную волю (в полном смысле этого слова). Абсолютно свободен только Бог и человеческое «я» сможет стать свободным только тогда, когда станет Богом, а этого не произойдет никогда. Более того воля человека порабощена грехом. Вот почему «… нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим.3: 10-12). Вот почему ««Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец…».

Отстаивая «свободную» волю, христиане тем самым отвергают Христа. Если бы мы могли обрести благодать через свободную волю, то Христос был бы не нужен.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь