Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Власть как глобальный социокультурный феномен
«Власть вечна в той степени, в которой вечно человеческое сообщество» (А.В. Скорняков. Власть как система. – Екатеринбург: УрАГС, 2010)
Термин «кратология» происходит от греческих слов «kratos» — власть, сила, могущество, победа и «logos» — учение. Власть существует издавна во множестве видов, проявлений и модификаций. Властителей было множество в прошлом и есть в настоящем. Претендентов на эти роли всегда было много и будет еще больше. О власти, властях и правителях написана масса книг, статей, драм, комедий, трагедий. Создаются конституции, издаются законы, указы, постановления, принимаются декларации, заключаются договоры, провозглашаются манифесты, программы и т.д. Однако собственно науки о власти как таковой, самостоятельной современной науки со своей собственной системой представлений, понятий, отраслей знаний, как отмечает В.Ф. Халипов, пока еще все-таки нет. Даже наука о политике – политология, которая вошедшая в нашу жизнь в конце 1980-х годов, не может заменить науку о власти. Политика, будучи производной от власти, являясь ее функцией, характеризуя основные направления деятельности власти, конечно же вправе иметь собственную науку. В свое время немецкий социолог Макс Вебер (1864—1920) в работе " Политика как призвание и профессия" (1919) писал: " Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем". М. Вебер допускал, что "...политика, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами или внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает". " Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным и эгоистическим), либо к власти " ради нее самой", чтобы наслаждаться чувством, которое она дает". Вебер также отмечал, что " главное средство политики – насилие". Таким образом, признавая важность политики и ее изучения, следует вычленить в отдельную категорию власть, причем ее исследование должно осуществляться с учетом положений политологической, экономической, управленческой, антропологической, социальной и других наук. Это связано с многогранностью власти. Достаточно лишь представить следующий, вовсе не исчерпывающий перечень: · власть отца (родителей), общества, государства, церкви; · власть монархическая или республиканская; · власть народа; · единоличная власть (монарха, личности, лидера); · власть коллегии (дуумвирата, триумвирата); · власть выборная, наследственная, традиционная, узурпированная, смешанная; · власть монарха (императора, царя, короля, князя, шаха, эмира, графа, герцога, фараона и т.д.); · власть президента, парламента, сената, конгресса, правительства; · власть патриарха, папы римского, примаса, имама; · власть вождя, фюрера, дуче; · власть партий; · власть над народом, над населением, над нацией, над гражданами; · власть в организации, органе, учреждении, фирме, семье; · власть общегосударственная, федеральная, центральная, республиканская, губернаторская, региональная, области, штата, местная, городская, районная, окружная, муниципальная, аппарата, номенклатурная; · власть первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая; · власть международная, планетарная, национальная (государственная), экономическая (хозяйственная), социальная, политическая, духовная, информационная; · власть государственная, гражданская, материальная, научная, военная, полицейская, карательная; · власть представительная, законодательная, исполнительная, судебная, контрольная, избирательная, учредительная; · власть по формам осуществления: господство, руководство, управление, организация, контроль; · власть по формам проявления: законная, принудительная, вознаграждающая, коммуникационная, компетентная; · власть официальная, фактическая, реальная, демократическая, выборная, легитимная, харизматическая, назначаемая, экспертная, номинальная, формальная, культурная, цивилизованная, " третья", " четвертая", " пятая" и т.д., альтернативная, коррумпированная, антинародная, консервативная, бюрократическая, кастовая, элитная, деспотичная, несправедливая, тоталитарная, тираническая, охлократическая, закулисная, тайная, " телефонная", " карманная"; · власть абсолютная, безраздельная, неограниченная, тотальная, ограниченная; · власть универсальная, высшая, блистательная, высокая, независимая, диктаторская; · макровласть, мегавласть, мезовласть, микровласть, минивласть; · власть центральная, местная, первичная; · власть на постоянной основе, стабильная, традиционная, временная; · протовласть (провласть, предвласть), примитивная, рождающаяся, обретающая жизнь; · власть формируемая, становящаяся на ноги, обретающая силу, опирающаяся на закон; · развивающаяся власть: крепнущая, набирающая силу, формирующая законодательство, приобретающая социальную опору; · развитая власть: зрелая, справедливая, сильная, уверенная в себе, авторитетная, почитаемая, образцовая, активная, эффективная, инициативная, решительная, твердая, монолитная, крепкая, устойчивая, торжествующая, надежная, созидательная; · слабеющая власть: полувласть, упущенная, жиреющая, дряхлеющая, беспринципная, ленивая, безнадежная, бесцветная, критикуемая; · уходящая власть: слабая, безынициативная, хилая, недееспособная, глупая, беспомощная, мнимая, фальшивая, формальная, фиктивная, псевдовласть, призрачная, все более ненавидимая, отвергаемая, утраченная; · власть по последствиям: перспективная; реакционная, несущая печать прошлого, тормозящая развитие общества; открывающая новые горизонты, устремленная в завтрашний день, в будущее. В чем же сущность власти? Утверждение человеческого рода на нашей планете, возникновение человеческого общества, переход людей к совместной жизни и труду привели к появлению такого уникального феномена, как власть во всех ее проявлениях. Феномен власти присущ человеческому сообществу, как любому развитому сообществу биологических существ. Примечательно, что у древесных обезьян (в первую очередь, шимпанзе) социальная организация носит простой характер. А вот сообщества наземных обезьян (азиатские макаки, африканские павианы и т.д.) отличают жестко иерархиизированные схемы и более строго организованная система властных отношений. Что не удивительно: эти звери, проживая на земле, вынуждены чаще сталкиваться с разного рода опасностями, бороться за выживание (самих себя, своего потомства, вида), нежели их «хорошо устроившиеся» древесные собратья. Так и у людей. Ключ к организации регулируемой совместной, коллективной жизни и труда людей, величайшее интеллекта — вот что такое власть в руках высшего создания природы – человека. Интересующий нас феномен власти — это явление исключительное, выдающееся, глобальное, требующее особого внимания к практике сотен веков человеческого рода, создавшего власть как социальный институт вообще и власти самых различных предназначений в частности и настойчиво ищущего у власти ответы на свои жизненные вопросы и помощи в устранении своих бед. Свыше ста лет назад Владимир Даль писал, что власть — это " право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление; начальство, начальник или начальники". В качестве примеров употребления этого понятия он приводил суждения и поговорки своего времени: " Всякому дана власть над своим добром. Закон определяет власть каждого должностного лица, а верховная власть выше закона. Великая власть от Бога. Всякая власть от Бога. Всякая власть Богу ответ дает". А затем следовали десятки слов, широко употреблявшихся в свое время и являвшихся производными от основного слова. В их числе — властитель, властительство, властвование, властодержец, властолюбец и властоненавидец. Содержались пояснения сути власти и властелинства: владычество, господство, полновластное управление. Обращаясь к проблематике власти, ряд российских и зарубежных исследователей отмечали ее двойственный характер. Так, англичанин, лорд Эктон пустил по миру фразу, ставшую крылатой, - «Власть – это зло, абсолютная власть – зло абсолютное». М.А. Бакунин категорично провозгласил: " Власть всегда аморальна". Английский социолог Р. Мартин писал: " Власть, как и любовь, — это слово, постоянно используемое в повседневной речи, интуитивно понимаемое и редко определяемое". В то же время власть — это порядок, сохранение целостности государства, его культуры, традиций, обеспечение его жизнедеятельности. Безвластие угрожает любому обществу анархией, развалом, упадком. Как заметил Р. Арон, " Всякая власть кажется предпочтительной в отсутствие власти". Власть — это всепланетное, глобальное явление. Это — целый мир явлений, по своей неисчерпаемости имеющий мало равных себе феноменов. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы