Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Как социальный феномен власть противоположна не естественному состоянию человеческой жизнедеятельности, а безвластию как миру анархии и хаоса, которое существовало в догосударственный период.



Тогда (равно как и сейчас) древрегреческому термину «архэ» (власть), символизирующему организованный порядок в сообществе людей на основе определенного регулируемого комплекса общеобязательных норм и правил, противопоставлялся термин «анархэ», т.е. безвластие, свобода от господства и принуждения.

Древнегреческий философ Ксенофан называл анархией время без Архона, т.е. без высшего правителя государства. Идеал такого общества на рубеже нашей эры изобразил римский поэт Овидий, назвавший его «золотым веком, когда люди без всяких судей сами, по собственной воле соблюдают честность и справедливость».

Однако с древних времен и по настоящее время греческое слово «анархэ», как и прилагательное «анархос», используется с отрицательным оттенком (анархическими считают общину без вождя, команду корабля без капитана, армию без командующего и т.д.). Для подавляющего большинства мыслителей (как античных и современных) является очевидным тот факт, что человеческое общежитие всегда нуждается во властном начале, призванном укротить стихийные импульсы людей и обеспечить порядок в обществе.

Анализ исторических форм сообществ людей показывает, что разного рода идеи о свободных обществах без принуждения и господства относятся к политическим утопиям, достаточно вспомнить провалившуюся идею коммунизма (от каждого по способностям, каждому по потребностям – принцип, требующий исключительной ответственности от каждого члена общества).

Властное начало коренится в самой природе человека как общественного существа. Само возникновение человеческого сообщества, выход его из стадного состояния обусловлен укрощением отдельных природных задатков. Потребность в подобном укрощении связана с необходимостью подчинения эгоистически-индивидуалистических и агрессивных устремлений отдельно взятого индивида императивам социальной жизни, интересам общины, коллектива – в лице рода, племени, организации.

В качестве доказательства наличия и проявления эгоистических мотивов у человека и необходимости жесткого их пресечения достаточно вспомнить библейский сюжет об изгнании первого человека из рая – что было не так сделано человеком и Богом?

На первоначальных этапах в основе власти лежали скорее отрицательные стимулы. Не случайно табу и по сей день имеют запретительный смысл. И первым властным актом нужно считать именно первое табу, запрет человеку делать что-то. И первого субъекта, произнесшего «Ты не должен…», можно считать основателем власти.

Несмотря на довольно длительную историю развития политической мысли, общепризнанного подхода к проблеме власти так и не выработано.

Существуют разные подходы к объяснению феномена власти.

1. Биологический подход рассматривает власть как естественное состояние в обществе, предопределяемое самой природой. Власть не является специфичной только для человека, а имеет предпосылки в биологической структуре, общей у человека и животных. Основа власти заключена в природе человека.

2. Антропологический подход имеет некоторые общие черты с биологическим, распространяя власть на все социальные образования. Все действия, опирающиеся на власть и авторитет, признаются организационными, и на этом основании говорится о существовании организационной власти во всяком обществе. Носителями организационной власти являются вожди, советы старейшин, собрания общины и т.д.

3. Психологический подход исследует власть под углом зрения восприятия ее человеком. Субъективное восприятие либо основывается на особых качествах непосредственного носителя власти, либо вытекает из особенностей психологической природы человека.

4. Философский подход включает в себя следующие положения: власть — категория общественная, это волевое отношение между людьми; истоки власти лежат в условиях материальной жизни общества, в системе его экономических отношений; сущность власти образует господствующая воля конкретного лидера или социальной, этнической, профессиональной, конфессиональной группы.

5. Социологический подход состоит в сведении власти к влиянию одной социальной группы на другую. Ядром власти служит статусно-ролевая система отношений, закрепленная в правовых и иных социальных нормах. В рамках этого подхода выделяются следующие направления исследований:

- бихевиористское — сводит понятие власти к субъективной мотивации, взаимодействию отдельных личностей на основе стремления к власти как средству обладания материальными благами или как самоцели.

- телеологическое — характеризует власть как способ достижения поставленных целей, получение намеченных результатов;

- инструменталистское — власть трактуется как возможность использования определенных средств, в том числе насилия; как особого рода отношение между управляющим и управляемым;

- функционалистское — рассматривает власть как способ самоорганизации человеческого общества, обусловленный асимметричностью отношений между субъектами, разделением социальных ролей на управленческие и исполнительские.

- марксистское — связывает феномен власти с отношениями собственности, экономическим господством определенных классов;

- конфликтологическое — определяет власть с точки зрения форм и методов разрешения организационных конфликтов.

Власть как социальный феномен обладает рядом специфических признаков:

- всеобщностью, т.е. способностью проникать во все сферы деятельности отдельных индивидов, человеческих общностей и социальных институтов;

- порядком и согласованностью действий сторон, обусловленных различными факторами, например, общей материальной заинтересованностью, духовной близостью, страхом, подражанием, привычкой и т.д. В конечном счете, любая власть опирается на добровольный или вынужденный консенсуса сторон, готовность к подчинению;

- тесной связью с объективными потребностями и интересами конкретного индивида, социальной группы либо класса.

 

 

Власть в мире человека

 

Ключевое социальное явление, плод творчества многих поколений людей — власть – существует в обществе, т.е. в общей системе множества общественных явлений, человеческих дел, отношений и взаимодействий. Она органично связана с ними.

В фокусе человеческой жизнедеятельности повсюду стоит проблема взаимодействия человека и власти. Можно привести следующий, далеко не полный перечень таких отношений:

· власть и жизнь,

· власть и образ жизни,

· власть и народ,

· власть и общество,

· власть и государство,

· власть и отечество,

· власть и право,

· власть и конституция,

· власть и закон,

· власть и политика,

· власть и экономика,

· власть и культура,

· власть и наука,

· власть и информатика,

· власть и идеология,

· власть и мораль,

· власть и собственность,

· власть и рынок,

· власть и предпринимательство,

· власть и свобода,

· власть и патриотизм,

· власть и справедливость,

· власть и равенство,

· власть и совесть,

· власть и честь,

· власть и достоинство,

· власть и семья,

· власть и воспитание,

· власть и образование,

· власть и школа и т.д.

Следует отметить, что в реальной жизни человек, входя в мир, застает власть готовой, повелевающей и либо беспрекословно подчиняется ей (что происходит чаще всего), либо может взбунтоваться (хотя обычно безуспешно, это бывало веками и тысячелетиями и бывает в наши дни).

Обращая внимание на значение власти, С.С. Фролов пишет: «...Власть имеет огромное значение в деятельности человека. Каждая политическая кампания, любая организованная группа, любой социальный процесс — это упражнение в использовании власти. Окружающая нас действительность дает множество примеров специфических проявлений властных отношений: социальная власть и соперничество из-за власти порождают большинство драм нашей жизни. Власть, таким образом, предстает перед нами не только как всеобщее свойство социальных структур, но и как трудно поддающийся определению, можно сказать, загадочный социальный феномен».

А теперь перейдем к вопросу о самом человеке в его отношении к власти и об отношении власти к нему самому.

Человек — субъект и объект общественно-исторической деятельности и культуры, власти и правления. С понятием " человек" связаны многие понятия во властной практике.

Ныне в России законом и властью признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

Для успеха власти, ее процветания необходимо, чтобы она не была настроена против человека, против народа, а служила людям, обществу, их благополучию и процветанию. Очень важно также, чтобы этому содействовал чрезвычайно сложный комплекс, затрагивающий всех и каждого, а не только власть имущих, — комплекс разумных властных интересов, властных отношений, властного сознания. Это тоже существенные компоненты феномена власти.

Властные интересы — это прежде всего нужды, потребности человека, лиц, органов, учреждений, организаций, двигающихся к власти, обладающих ею, использующих ее, связанные со стремлением ко все более полному освоению и распоряжению ею. Это и интересы простых людей, желающих иметь над собою нормальную власть.

Жизнь людей в целом регулируют их отношения — их взаимные связи, а также связи их организаций, социальных институтов, социальных групп, государств, т.е. именно те многогранные виды связей, которые образуют человеческое общество и порождают саму потребность во власти. Среди таких отношений выделяют государственные, дипломатические, культурные, международные, политические, правовые, производственные, социальные, торговые, экономические, дружественные, семейные, личные и другие отношения. И все эти отношения в той или иной степени сопряжены со властью.

 

 

Человек в мире власти

 

Мир власти многопланов и далеко не сводится только к собственно государственной власти.

Учитывая взгляды ряда ученых, перечислим в алфавитном порядке совокупность заметных, бросающихся в глаза властей и властных явлений, с которыми в первую очередь сталкивает человека жизнь:

Власть авторитета — это влияние на множество людей, их умонастроения, поведение, поступки, на общественное мнение конкретных авторитетных лиц разного ранга, вплоть до глав государств, а также правящих организаций, учреждений, органов в силу их публичного признания и почитания. Это один из важнейших каналов властной деятельности. Информация о ней способна управлять делами, поступками, поведением миллионов, а также способствовать дальнейшему росту известности уже существующего авторитета, умножению его популярности и влияния.

Власть аппарата — это реальное, нередко могущественное влияние, которое имеет во властной практике так называемый аппарат, т.е. совокупность сотрудников различного рода органов власти.

Власть банков — реальное влияние банков как достижения цивилизации, как крупных кредитных учреждений, их курса и финансовых возможностей на государственную, социально-экономическую и общественно-политическую жизнь как отдельных граждан, так и целых стран.

Власть бизнеса — фактическое, на деле растущее влияние существующей предпринимательской практики, финансовых и коммерческих сделок на поведение и умонастроения граждан, на ход и содержание общественного развития, а также на реальный авторитет и экономическую мощь данного государства и в регионах, и в мировом сообществе в целом.

Власть веры — степень влияния убежденности в чем-либо в данном обществе на данной стадии его развития и воздействия той или иной религии в современном мире.

Власть денег — растущее влияние и воздействие капитала и финансовых магнатов на судьбы общества, на различные стороны его жизни и слои населения, на существующие организации и множество конкретных людей.

Власть диктатора — неограниченное право и возможность властителя распоряжаться судьбами своей страны и подданных. Масштабы, объем и результаты влияния этой власти предопределяют и личную судьбу самого диктатора, его триумфы и поражения.

Власть догм — утвердившееся в тех или иных партиях, организациях, обществах влияние положений, нередко слепо принимаемых на веру в качестве истины, способное в течение длительного периода осложнять нормальную общественную жизнь, негативно воздействовать на ее процессы.

Власть закона — реальное влияние конституции, постановлений и актов государственных органов на жизнь и судьбы общества, его структур и отдельных граждан; желательное состояние нормально устроенной, цивилизованной жизни.

Власть мафии — жестокое управление главарей и мафиозных структур, стремящихся держать население соответствующего региона в страхе и повиновении.

Власть мест — руководящее влияние периферийных организаций и учреждений в автономной или общей системе власти (порой в противопоставлении центральной власти).

Власть монарха — в течение долгих веков по большей части неограниченное господство лица, стоящего во главе монархии (императора, царя, шаха, короля, эмира и т.д.). В условиях современных парламентарных монархий эта власть ограничивается определенными рамками, что, как правило, оговаривается в конституциях.

Власть народа — всеобщее установленное законом участие населения страны, ее жителей в управлении государством, государственными и общественными делами. В известном смысле — это идеал общественного устройства, к которому стремятся прогрессивные мыслители, партии, общественные движения и передовые слои народа.

Власть отца (матери) — в древнем мире и в средние века безоговорочное господство отца (матери); ныне — влияние на детей, свойственное одному из родителей (или обоим) и базирующееся на сыновнем (дочернем) уважении, внутреннем авторитете или же покорности, беспрекословном подчинении, связанных с системой соответствующего воспитания ребенка (или отсутствием такой системы, заменяемой окриком, угрозами, принуждением и т.д.).

Власть партии — воздействие той или иной партии на своих членов (нередко без достаточных оснований и полномочий), а также попытки оказывать влияние на население страны в целом и его конкретные слои или граждан в отдельных регионах.

Власть президента — регламентируемый конституцией и другими законами круг полномочий высшего должностного лица в конкретном государстве.

Власть рынка — воздействие, испытываемое производителями и потребителями по мере их вхождения в рынок, влияние на них сферы обмена товара на деньги и денег на товар, взаимоотношений и взаимо­связей, существующих между действующими здесь лицами.

Власть семьи — воздействие этой ячейки общества на каждого из ее членов, на входящих в нее представителей разных поколений и лиц разного пола. В нормальных семьях определяющее влияние сохраняется, как правило, за старшими.

Власть собственности — влияние на общество, а также на конкретных физических и юридических лиц тех или иных видов собственности; осознание человеком возможностей, предоставляемых той или иной собственностью, накладываемых ею ограничений, а также открываемых ею путей самореализации личности.

Власть учителя — благотворное влияние, оказываемое педагогом на обучаемых и воспитуемых своими знаниями, убеждениями, навыками, жизненным опытом, нравственным примером, подвижничеством.

Власть центра — политическое и деловое влияние высших руководящих органов власти государства на его федеральную или территориально-административную структуру, их объединяющее, централизующее воздействие на местные органы власти. Одной из наиболее ответственных проблем такого влияния является обеспечение взаимодоверия, взаимопонимания, гармоничного сочетания интересов центра и мест, целого и его составных частей, а также разграничение их прав и полномочий.

Власть церкви — фактическое воздействие, оказываемое на жизнь верующих, их сознание, дела и поведение со стороны такой влиятельной организации, как ведающая религиозной жизнью церковь. Ее влияние на общественно-политическую и государственную жизнь многих стран и доныне достаточно велико.

Данный далеко не полный перечень явлений власти позволяет судить об их влиянии на человека, на жизнь и судьбы людей.

Оценивая власть (власть над людьми и их объединениями), можно показывать, где она проявляется: власть в армии, государстве, сословии, группе людей, коллективе, народе, обществе и его системах, организациях разного рода, различных сферах деятельности людей, партии, регионе, стране, учреждении, т.е. повсюду.

Не стоит забывать и о том, что человек может оказаться под властью политики или секса, под властью слов, той или иной информации или даже стрессов и страхов.

 

Клеопатра. Внешность египетской царицы на самом деле была вполне заурядной. Судя по прижизненным изображениям, она была полноватой, с невыразительным лицом. Тем не менее она обладала исключительным личным обаянием и сексуальностью. Она владела искусством вкрадчивой речи, обольстительной игрой глаз и могла легко манипулировать человеком. Современники подчеркивали, что в ней все дышало сладострастием. Вполне возможно, что Клеопатра обладала тем же, чем и Григорий Распутин – так называемым «половым гипнозом».

 

Такова наиболее распространенная сфера власти, возникшая и развивавшаяся с момента перехода людей к жизни сообща, жизни семьей, в племенах, в обществах и государствах, при воздействии религий и церквей. Такова сфера власти, регулирующая связи и взаимодействия людей в течение долгих времен и в разных странах.

Чтобы завершить этот экскурс , рассмотрим другие проявления власти («кратии»), рожденные многовековой практикой.

Автократия (англ. autocracy, от греч. autokratia — самодержавие, самовластие) — форма власти, система правления, при которой одному лицу принадлежит неограниченная власть. С этим словом связаны понятия " автократизм", " автократ", " автократор", " автократичный руководитель".

Агиократия (от греч. hagios — святой) — высоконравственная власть святынь, как ее толковал отечественный исследователь П. И. Новгородцев (1866—1924), противопоставляя ее морально ущербной, по его мнению, демократии.

Адхократия (от лат. ad hoc — предназначенный для данного случая) — система мер для преодоления бюрократических тенденций в хозяйственной жизни и повышения эффективности системы управления в США.

Аристократия (греч. aristokratia, от aristos — лучший) — 1) форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати; 2) в рабовладельческом и феодальном государствах — наиболее привилегированное сословие, сохраняющее ряд преимуществ и в буржуазном государстве; 3) привилегированная верхушка какого-либо слоя, класса, общества.

Аэрократия (от греч. аer — воздух) — силовой компонент стратегии, основанной на освоении воздушного пространства и его использовании в целях геополитической экспансии.

Бандократия (от ит. banda) — власть банды, шайки. В сферу ее влияния попадают как простые граждане, так и сами члены банд.

Банкократия (от фр. banque) — власть банков, их реально растущее влияние во всей экономической и политической жизни.

Бюрократия (фр. bureaucratic, от фр. bureau — бюро, канцелярия) — 1) совокупность бюрократически мыслящих и бюрократически действующих лиц, прежде всего в органах власти и управления; 2) не всегда правомерное оскорбительное наименование лиц, по долгу службы занятых в административных структурах и выполняющих определенный круг жизненно необходимых обществу технических управленческих обязанностей; 3) характеризуемый в позитивном смысле тип организации, для которой характерны специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, определенные правила и стандарты, показатели оценки работы, основывающиеся на компетенции работника.

Видеократия — власть видений, царство зрительных образов, предлагаемых средствами массовой информации.

Геократия (от греч. ge — земля) — власть Земли, понятие, используемое для определения геократических периодов в истории Земли, отличавшихся значительным расширением площади земной суши.

Геронтократия (от греч. geron — старик) — 1) власть старшего поколения; 2) предполагаемая ранняя форма общества, в котором власть принадлежала старейшим. Влиятельное положение старейших членов общины — один из элементов верховной власти у ряда народов при первобытнообщинном строе.

Гинекократия (от греч. gyne — женщина) — женовластие; предполагаемая универсальная стадия в истории общества. Ее основные признаки: родство по материнской линии, главенство женщин в общественной жизни. Это понятие, введенное швейцарским историком права И.Я. Бахофеном (1815—1887), тождественно понятию " матриархат".

Демократия (греч. demokratia, от demos — народ) — 1) народовластие; 2) общественно-политический, государственный строй, при котором верховная власть принадлежит народу; 3) принцип организации коллективной деятельности, при соблюдении которого обеспечивается активное и равноправное участие в ней всех членов того или иного коллектива, партии, организации.

Жрецекратия — власть жрецов во многих древних обществах, их могущественное религиозное влияние.

Идеократия (от греч. idea — понятие, представление) — власть идей, идеалов, идеологий. Этот термин русских евразийцев (Н.С. Трубецкой, П.Б. Савицкий) противопоставлялся " власти материи", " рыночной системе", " торговому строю".

Иерократия (от греч. hieros — священный) — буквально " власть жрецов" (см. " Жрецекратия" ), священнослужителей в различных формах.

Изократия (от греч. isos — равный, одинаковый, подобный) — 1) идея торжества принципов равенства людей в обществе, преобладание такой установки в общественном устройстве; 2) концепция равенства, тождественности в правах, обязанностях, функциях властей одного и того же уровня.

Информократия (от лат. information — ознакомление, разъяснение) — власть информации, фактически в полной мере начинающаяся с развитием информатики в информационном обществе.

Классократия (от лат. classis — разряд) — теоретические концепции и практические действия, направленные на выделение в обществе определенных больших социальных групп (классов) и обоснование их авангардной, ведущей, господствующей роли в отношении других групп граждан и государства в целом. Такая позиция наиболее характерна для марксистского мировоззрения и примыкающих к нему движений.

Клептократия (от греч. klepto — ворую) — понятие, аналогичное клептомании (болезненной неодолимой тяге к воровству); стремление определенных недобросовестных лиц, получивших власть, к личному обогащению, коррупции, как правило, резко пресекаемое в цивилизованном обществе. В чистом виде — власть разрушителей богатства общества, коррупционеров, грабителей государственной казны и частных состояний, рано или поздно разоблачаемых и строго караемых по закону.

Кратократия (от греч. kratos) — властовластие, повелительное и сдерживающее воздействие на людей, оказываемое самим фактом существования властей, потенциальной возможностью использования силы власти в их защиту или против них.

Криптократия (от греч. kryptos — тайный, скрытый) — тайная власть.

Маникратия (от англ. money — деньги) — власть денег. Один из наиболее влиятельных и чувствительных видов власти. Важно, чтобы сами деньги не теряли авторитета, доверия, не обесценивались.

Медиакратия (от англ. mass media — средства массовой информации) — власть, мощное влияние, оказываемое на население в современном мире средствами массовой информации. Часто их именуют " четвертой властью".

Меритократия (от лат. merito — по заслугам, по справедливости, по делам) — власть наиболее достойных, одаренных.

Милитакратия (англ. militacracy, от лат. militaris — военный) — власть военных в обществе; непропорционально высокий, социально неоправданный уровень их участия в высших властных структурах, засилие в высшем эшелоне. Крайний, но в мировой практике нередкий случай — военная диктатура со всеми проявлениями и последствиями ее антидемократического содержания.

Монократия (от греч. mono.s — один-единственный) — власть одного лица в самых различных вариациях — от абсолютизма до демократизма. В числе такого рода властителей: самодержец, царь, император, король, князь, герцог, султан, шах, эмир, фараон, диктатор, тиран, деспот, дуче, фюрер, президент и т.д.

Нациократия (от лат. natio — народ) — теоретический и практический курс на установление преобладающего влияния данной нации, оправдание ее преимущества над другими, ее ведущей роли в определении их места, роли, судеб, поведения в рамках конкретного государства и на международной арене.

Ноократия (от лат. noos — ум, разум) — власть разума; возможное и желательное грядущее состояние ноосферы, планеты в целом.

Нормократия (от лат. norma) — растущее в обществе влияние (власть) узаконенных установлений (норм права и др.); порядок, признанный обязательным для всех, несмотря на то, что в реальной жизни могут иметь место отступления от этого порядка.

Охлократия (от гр. ochlo.s — толпа, чернь) — буквально власть толпы. Это — термин Аристотеля, обозначавший периоды власти, когда она переходила к восставшему народу, но он вследствие своей неорганизованности не мог ее удержать.

Панкратия (пантократия) (от греч. pan — все) — всеохватывающая распространенность власти как важнейшего социального явления, принципа устройства, организации жизни людей в обществе, управляемости основных социальных процессов, признак упорядоченности сожительства огромных масс людей (граждан) в рамках государств, регионов и планеты в целом.

Партократия (англ. partocracy) — пренебрежительная оценка руководящей деятельности бывшей КПСС, сосредоточившей в руках руководителей центральных и местных органов огромную фактическую власть. Это понятие используется при характеристике деятельности политической партии, пришедшей к власти, обладающей огромной властью и злоупотребляющей ею.

Плутократия (англ. plytocracy; греч. plutokratia, от plutos — богатство) — государственный строй, при котором власть формально и фактически принадлежит богатой верхушке господствующего класса.

Поликратия (от греч. poly — много) — одновременная власть многих субъектов, многовластие. Это явление опасно тем, что ведет к неопределенности, соперничеству властей, столкновению их интересов и притязаний и в конечном счете к противоборству и безвластию, пагубному для жизни общества и государства.

Порнократия (от греч. pornos — развратник) — противоестественное для человеческой морали, но реально имеющее место огромное влияние (власть) на умы, настроения, поведение, особенно молодежи, порнографической литературы и данной темы в искусстве, натуралистического изображения явлений, касающихся пола и половых отношений (особенно наглядных в порнофильмах, фотографиях и т. д.).

Псевдодемократия (англ. pseudodemocracy, от греч. pseudos — ложь) - ложная, фальшивая демократия, прикрываемая разговорами об учете и использовании мнения народа и о якобы осуществляемом народовластии. Нередкое явление в истории многих стран, особенно в XX в.

Психократия (от греч. psyche" — душа) — власть духа, духовное родство всех живущих на земле, обретающее способность к действию благодаря соединению с Богом.

Советократия — неологизм, относящийся к характеристике типа власти, имевшего место в годы существования СССР.

Социократия (от лат. societas — общество) — власть, влияние социальных наук, идей, которые должны обеспечивать теоретическую базу социальных реформ.

Талассократия (от греч. talassa — море) — власть, опирающаяся на морское могущество. Характеристика государств с явной морской геополитической ориентацией. К таковым, например, относятся государства, сформировавшиеся в свое время в рамках средиземноморских цивилизаций.

Теллурократия (от лат. tellus — земля) — власть, опирающаяся на сухопутное могущество. Характеристика держав с явной сухопутной геополитической ориентацией.

Теократия (англ. theocracy, от греч. theos — бог) — форма правления, при которой государственная власть принадлежит духовенству, жрецам, главе церкви. Примером такого государства является Ватикан.

Технократия (англ. technocracy, от греч. techne— искусство, мастерство) — власть технократов, сторонников передачи государственной власти в руки профессионалов — специалистов в области техники и технических наук, обладающих современным уровнем квалификации, образования и культуры.

Фаллократия (от греч. phallos — мужской половой орган, а также его изображение) — реальное влияние представлений, связанных с обоготворением фаллоса, его культом, восприятием его как символа оплодотворяющего и рождающего начала природы у древних народов. Ныне имеют место проявления такого культа в условиях эротизации некоторых произведений искусства (литература, драматургия, живопись, скульптура, шоу-бизнес и т.д.) и во всякого рода околокультурной деятельности.

Феминократия (англ. feminocracy, от лат. femina — женщина) — власть женщин: 1) социальное явление, вероятно, имевшее место в доисторический период; 2) не очень частое, но все более дающее о себе знать явление прихода женщин к власти на ключевые посты.

Фидекратия (от лат. fides — вера) — разрешительное, цензовое влияние властей на участие граждан в политической жизни с учетом их религиозной принадлежности.

Филократия (от греч. phileo — люблю) — любовь к власти, потребность во власти, стремление к пользованию ею, обладанию влиянием над другими людьми, нередко обретающее характер ненормальной, противоестественной, психопатической мании, широко распространенное в среде лиц с сильным, властным характером, особенно тиранов, деспотов, диктаторов.

Фобократия (от греч. phobos — страх) — власть страха.

Экономократия (от греч. oikonomike — управление хозяйством) — власть (влияние) экономики и экономистов.

Экспертократия (от лат. expertu.s — опытный) — власть (растущее влияние) экспертов — высококвалифицированных специалистов, занятых в высших властных сферах.

Элитократия (от фр. elite — отборный) — власть элиты — избранных, принадлежащих к определенным, считаемым лучшими, богатым, образованным слоям общества. Выделяют элиту правящую, политическую, экономическую, военную, городскую и т.д.

Этатократия (от фр. etat — государство) — 1) практически полная, безраздельная, абсолютная власть государства, его активное влияние на все стороны жизни общества, прежде всего на экономическую; ориентация на всемерное развитие государства как цель общественного развития и его высший результат; 2) политика активного и эффективного участия государства в жизни общества, в первую очередь экономической, динамичного, действенного влияния на нее.

Этнократия (от греч. ethnos — племя, народ) — власть той или иной этнической группы над другими этносами (племенем, народностью, нацией). Необходимость всестороннего осмысления такого рода явлений позволяет говорить и об этнократологии. Ныне широко используется понятие " этнополитика".

Этократия (от греч. ethika — этика, от ethos — обычай) — власть, основанная на соблюдении не только норм права, но и морали.

Эфирократия (от греч. aither — воздух над облаками) — власть, предполагающая использование надатмосферных пластов и преобладающую роль космического оружия, а также развитие талассократических и аэрократических тенденций.

Юнократия (от лат. junior — младший) — власть молодых.

Юрократия (от лат. jus (juris) — право) — власть юристов в прямом и переносном смысле.

Если обратиться к проявлениям власти " этажом ниже", это будет собственно власть человека над другим человеком, его влияние, часто безраздельное, безграничное и нередко бессердечное.

Вариантов здесь множество: власть над человеком с улицы, над подданным, над подчиненным, над отдельным лицом в группе и т.д. В большей части случаев нужно говорить о проявлениях власти.

Обратимся, наконец, к проявлениям власти «этажом выше» - на уровень международный, межгосударственный. Власть одного государства над другим государством — явление нередкое, с давних пор и поныне существующее (достаточно вспомнить влияние США на менее развитые в экономическом и военном плане страны).

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.061 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь