Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эпоха Античности : Греция и Рим



Область дизайна, как вида художественно-творческой деятельности. Основные понятия и разделы дизайна. Истоки и движущие силы развития дизайна. Место дизайна в синтезе искусств.

Дизайн – это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством. Будучи творческим методом, процессом и результатом художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, дизайн ориентирован на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим.

Выделяют следующие основные области дизайна: - промышленный – массовый дизайн промышленных товаров, проектирование 3-мерных объектов, где от дизайнера требуется применение всех его профессиональных навыков); - стайлинг-дизайн – художественная адаптация уже готовой формы (интерьер-экстерьер) или улучшение технической части объекта; - графический дизайн – проектирование символов-знаков, логотипов, услуги дизайнеров, проектирующих полиграфическую продукцию и т. д.; - паблишер-арт – так называемый народный (городской) дизайн; - нон-дизайн – организует процессы производства, обслуживания, сбыта, обучения; - рекламный дизайн, основанный больше на достижении прибыли, чем на искусстве; - китч – примитивный дизайн, ориентированный на массового потребителя; - арт-дизайн – штучный, элитный дизайн и др.Художественное проектирование - эстетизация промышленной среды. Создание духа вещи.Художественное конструирование - эстетизация техники. Творческая деятельность по созданию технических систем индустриальным способом в соответствии с художественными и утилитарными закономерностями.
Техника - искусственные материальные средства человеческойй деятельности.
Design - это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена. В результате получается бесконечное число решений, где одни решения более правильные, чем другие. Правильность решений зависит от вложенного смыслового значения.
Design (англ.) - производное от итальянского " disegno offshore banking", означает не только чертеж или рисунок, но и сложные вещи - всю область работы художника.Дизайн - англ. проект, образ, замысел, идея, необычность нестандартность деятельности.
Дизайн - теория (техническая эстетика) + практика (художественное конструирование).Из книги Кагана можно сделать вывод, что дизайн относится к группе искусств не воспринимающих действительность. Они существуют как самостоятельная группа искусств, служащих для удовлетворения не только эстетических запросов человеческого общества, но и утилитарных, каждодневных его потребностей. Архитектонические искусства наиболее приближены к человеку и выражают его духовные, культурные, эстетические и материальные запросы и возможности. В основе произведений архитектонических искусств лежат формообразующий фактор, структура, строение, выраженные в эстетически осмысленном, возведенном в художественный образ виде. Поэтому и архитектурное сооружение, и костюм не могут быть истинно красивыми, если в них нарушена логическая связь между строением, внешним видом и назначением.Дизайн -- самое распространенное и самое «неожиданное» из искусств, порожденных неугомонно-новаторским XX веком. Потому что его принципы, его продукция, его дух сумели соединить извечное стремление каждого человека к красоте окружающих его вещей и пространств с колоссальными производственными возможностями и требованиями новейшего времени.В начале XXI в. воспринимается как самоочевидный факт влияние дизайна на развитие предметного мира всей материально-художественной культуры XXв., а также то обстоятельство, что формируя предметную среду в разных сферах жизнедеятельности людей, дизайн одновременно влияет на изменение их ценностных ориентаций, установок, идеалов, что обусловлено активным воздействием вещей и предметной среды на человеческое сознание.Способствуя расширению пространства художественного освоения самых разных сторон человеческого бытия, внедрения продукции художественно-технического творчества во многие области жизни общества, дизайн служит удовлетворению не только материальных, но и духовных (в том числе эстетических) потребностей людей. Тем самым он содействует формированию и возвышению различных сторон духовной культуры человека: эстетических ценностных ориентаций, эстетического и художественного вкуса, гуманизации социально-культурных отношений, ценностей стиля и образа жизни людей.

2. Протодизайн. Предметный мир в эпоху ремесленного производства. Первобытное общество и Древний мир (Египет, Древняя Греция, Древний Рим).

Облик и устройство вещей в ходе истории постепенно менялись, хотя ремесленники, изготовители этих вещей, всегда были подвластны традициям. Мастерство переходило из поколения в поколение, от отца к сыну, от сына к внуку. Вместе со способом изготовления наследовались и сами формы предметов: они были в старину канонизированы.

Тем не менее одни и те же типы вещей со временем приобретали совсем иной вид, иное строение. Поэтому получилось так, что большинство окружающих нас вещей имеет свою очень давнюю историю.

Первобытная эпоха – самый большой период в истории человечества. Она длилась с момента появления человека и до возникновения социальной неоднородности, социального неравенства.

Таким образом, большая часть человеческой истории приходится на период первобытной эпохи.

Согласно археологической периодизации, основанной на различиях в материале и технике изготовления орудий труда, в истории первобытного общества выделяются три века: каменный, бронзовый (медный) и железный.

Каменный век делится на древне­каменный – палеолит, среднекаменный – мезолит, новокаменный – неолит, меднокаменный – энеолит. Бронзовый век – примерно II – начало I тысячелетия до н. э. Железный век – примерно с середины I тысячелетия до н. э. Древнекаменный век делится на эпохи раннего (нижнего), среднего и позднего (верхнего) палеолита. Животное берет средства для своего существования у природы в готовом виде. Человек же создает их сам, используя для этого созданные им же различного рода приспособления.

К неолиту относится дальнейшее развитие первобытной культуры. Совершенствуются орудия труда, приемы обработки камня (пиление, сверление, шлифование). Появляются луки, стрелы, керамическая посуда. Человек переходит к более сложным формам производства. Вместе с охотой, рыболовством, собирательством получают распространение земледелие и скотоводство.

В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки, силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины), декоратив­ное искусство (резьба по дереву, камню, кости, рогу, рельефы, орнаменты). В глубокую древность уходят также истоки других видов художественного творчества: музыки, пения, танца, театрализованных представлений.

К числу наиболее загадочных явлений первобытного искусства относится группа памятников – мегалитов. Это менгиры – врытые в землю, вертикально поставленные каменные столбы высотой 4 – 5 м и более, стоящие отдельно или группами; дольмены – огромные, весом до нескольких десятков тонн, каменные глыбы, поставленные вертикально и перекрытые каменной пли­той, служившие погребальными сооружениями эпохи неолита, бронзы и раннего железного века; кромлехи – культовые сооружения, представляющие собой круговую ограду из каменных блоков, которые поддерживают перекрывающие их каменные плиты.

Целый ряд обычных для нас бытовых предметов (домашнюю утварь, посуду - предков современных обыденных предметов) мы знаем еще по памятникам Древнего Египта.

В середине V тысячелетия до н.э в Египте произошел переход от присвающего к производящему хозяйству. Немалую роль сыграло здесь усовершенствование каменных орудий труда.

С эпохи Неолита они изготовляли из камня топоры, молоты, наконечники мотыг и кирок, ножи и др. К концу V тысячелетия, в эпоху энеолита (медно-каменного века) появляются медные орудия труда, что позволило выработать новые способы обработки камня, кости и дерева.
Основным источником, знакомящих нас с ремеслом в Древнем Египте, кроме самих подлинных памятников, являются многочисленные дошедшие до нас рельефные и живописные композиции, в основном на стенах гробниц. В этих композициях все предметы быта давались очень точно, поэтому изображения сосудов, мебели, тканей и других вещей являются ценнейшим материалом для изучения предметного Древнего Египта.
Египтяне освоили обработку практически всех природных материалов. Особого мастерства они добились в обработке камня: известняка, алебастра, гранита, базальта, которыми изобилуют области, прилегающие к долине Нила. Строительство храмов и пирамид из камня началось с III династии. В Египте процветало производство каменных сосудов.

Ювелирное искусство древнего Египта было развито чрезвычайно высоко для того времени. Технология обработки камня и метала была на высоком уровне, что положительно отражалось на качестве изделий. При раскопках было найдено несколько статуэток богов сработанных из камня и метала возраст которых достигает пяти тысяч лет. Статуэтки изображают богов в виде животных: кошка - богиня Бастет, сокол - бог Гор, шакал - бог Анубис, корова - богиня Хатор, ибис - бог Тот, и конечно же скарабей - Кефер. В качестве материалов, главным образом, использовались золото, лазурит, аметист, бронза, яшма, обсидиан и изумруды.


Одним из древнейших производств в Египте было гончарное. Из глины делали горшки, миски, чаши, кувшины, кубки, большие сосуды с заострённым дном для хранения вина и пива или такие же большие кувшины со скруглённым дном.

С додинастического периода до нас дошли амулеты и бусы, сосуды и изразцы из фаянса. Глазурь для фаянса была большей частью синего или зелёного цвета.

Изобретение египтянами стекла связывают именно с изготовлением фаянса и глазури. Как самостоятельный материал стекло стали использовать со времени XVII династии. От времени Нового царства дошли стеклянные сосуды и вазы, свидетельствующие о зарождении производства стеклянной мозайки. Состав стекла был близок современному, но египетское стекло большей частью совсем не пропускало света, иногда просвечивало, ещё реже – было прозрачным. Египтяне изобрели и цветное стекло.

Дерево в Египте всегда было редкостью. Строевой лес доставляли из Сирии и Палестины, а чёрное дерево привозили из Куша. На рельефах в гробницах Тии (Древнее царство) сохранилось изображение столярной мастерской, где столяры распиливают стволы медными пилами на доски. На протяжении Среднего и Нового царства орудия и способы обработки дерева совершенствовались.

Столярное дело в Новом царстве стало самостоятельным ремеслом, которым занимались специалисты. Технология и технические познания были весьма развиты, однако несовершенство инструментов являлось большой преградой на пути дальнейшего развития мастерства. Именно поэтому назначение орнамента часто сводилось к тому, чтобы скрыть технические недостатки. Несмотря на дороговизну дерева, из него изготовляли множество предметов: саркофаги, мебель всех родов – кровати, подголовники, стулья, скамеечки, столы, а также колонны, двери, паланкины, жезлы, гребни и т.д.

Египтяне создали целый ряд типов мебели. Самые ранние из них относятся к эпохе Мемфиса, это неуклюжая и довольно грубая мебель. В период расцвета Фив она становится более легкой, изящной, комфортабельной и элегантной.
Элементы орнаментики, с помощь. которых украшали мебель ( солнечный диск, скарабей, змея, коршун, лотос, пальма, папирус и т.д) имели символическое значение.

В Древнем Египте впервые появляется стул со спинкой, здесь его форма получает логическое обоснование, он приобретает конструктивную форму, ставшую основу для всех последующих форм стульев. Во времена Раннего царства появляются сиденья без спинок, с ножками в виде бычьих и львиных лап. В эпоху Древнего царства кресла уже имеют спинки и подлокотники. При этом конструкция кресел оставалась предельно простой – она представляла собой квадратный ящик на низких ножках со спинкой высотой всего с ладонь. Простоту формы компенсировались ценность материала и богатство отделки.

Основные формы многих видов египетской мебели отличают ясная логика и практическое чутье. Египтяне находили логически рассчитанные, начерченные с помощью линейки, циркуля и угольника основные решения, которые не претерпели существенных изменений и по сей день. Табурет с вогнутой поверхностью, соответствующей форме тела, - древний пример «функциональной формы». (Пр. из лекций «Всё делается из дерева но всё покрывается золотом, дорогими камнями» «Развитие ювелирного искусства» )

 

Приливные мельницы.

Приливные мельницы — это особый вид водяных мельниц, которые используют энергию приливов. Дамба со шлюзом возводится на пути приличной волны, либо используется рукотворный резервуар в эстуарии реки. Когда приходит прилив, вода входит в мельничный пруд через специальные воротца, и воротца автоматически закрываются, когда прилив начинает спадать.

Когда уровень воды достаточен, запертую воду начинают понемногу спускать, и она вращает водяное колесо. Самые ранние из известных приливных мельниц датируются 787 годом. Прежде всего это мельница монастыря Нендрам на острове Стрэнгфорд-Лох в Северной Ирландии. Его жернова имеют 830 миллиметров в диаметре, а горизонтальное колесо может создавать на пике работы давление 7/8ГПк. Найдены останки и более старой мельницы, предположительно построенной в 619 году.

Песочные часы.

Так как песочные часы — один из важных приборов для учета времени на море, то предполагалось, что они были в использовании примерно с 11 века, когда они могли бы дополнять магнитный компас и таким образом помогать навигации. Тем не менее, никаких визуальных свидетельств их существования не найдено до 14 века, когда песочные часы появляются в картинах Амброзио Лоренцетти в 1328 году. Более ранние письменные свидетельства — это как раз корабельные журналы. А с 15 века песочные часы применяются очень широко — на море, в церкви, в производстве и даже в кулинарии.

Это был первый надежный, многоразовый и точный метод измерения времени. Во время путешествия Фердинанда Магеллана вокруг света в его флоте полагалось 18 песочных часов на корабль. Была специальная должность для человека, который переворачивал песочные часы и замерял время для бортового журнала. Полдень был очень важным временем проверки точности навигации, поскольку он не зависел от песочных часов, а только от времени подъема солнца в зенит.

Доменная печь.

Самая старая из известных доменных печей на Западе была построена в Дюрстеле в Швейцарии, в Маркише, Зауэрленд, Германия, а также в Лапутане в Швеции, где доменный комплекс активно использовался между 1150 и 1350 годами. В Нораскоге в Шведском округе Ярнбоз были найдены остатки доменных печей, которые построили даже раньше, возможно, около 1100 года.

Технология была подробно описана в Генеральном уставе цистерцианских монахов, включая и устройство печи. Цистерцианцы были известны как очень хорошие металлурги. Согласно Джейн Гимпель, они имели высокий уровень промышленных технологий: «Каждый монастырь имел своеобразную фабрику, часто большую по площади, чем монастырская церковь, причем некоторые механизмы приводились в движение силой воды». Железную руду дарили монахам в качестве пожертвований, а уже железо они выплавляли сами, так что часто оставались излишки на продажу. Цистерцианцы были главными производителями железа в Шампани, Франция, с середины 13 по 17 столетие, а богатый фосфатами шлак из печей они использовали как удобрение.

Перегонный аппарат.

Первые свидетельства о настоящей дистилляции пришли из Вавилона и датированы примерно четвертым тысячелетием до нашей эры. Специальные закрытые глиняные горшки использовались, чтобы получать небольшое количество чистого спирта, который затем использовался в духах. Это не сыграло в истории большой роли. Дистилляция через заморозку была известна как «монгольский» способ и применялась в Центральной Азии с 7 века нашей эры.

Способ заключался в заморозке спиртного и извлечении затем кристаллов замерзшей воды. Появление перегонного аппарата с охлаждающим элементом, который позволял очищать спирт без заморозки, было заслугой мусульманских алхимиков в 8 или 9 веке нашей эры. В частности, Гебер (Хабир ибн Хайян, 721-815) изобрел перегонный куб; он установил, что нагретое вино в его кубе превращается в легковоспламеняющиеся пары, которые он описал как не слишком практически применимые, но очень важные для науки.

Очки.

В 1268 году Роджер Бэкон сделал самый ранний из зафиксированных комментариев об использовании линз для оптических целей, но увеличительные линзы, вставленные в оправы, использовались в то время для чтения и в Европе, и в Китае, что до сих пор порождает споры, Запад ли почерпнул это изобретение у Востока, или же наоборот. В Европе первые очки появились в Италии, их введение приписывают Алессандро ди Спина во Флоренции.

Первый портрет, на котором есть очки, это портрет Хью Провенса работы Томмазо да Модена, нарисованный в 1352 году. В 1480 году Доменико Жиральдайо, рисуя Святого Иеронима, изобразил его за рабочим столом, с которого свисают очки. В итоге Святой Иероним стал покровителем создателей зрелищ. Самые ранние очки имели выпуклые линзы для дальнозорких. Вогнутые линзы для страдающих миопией или близорукостью впервые замечены на портрете Папы Льва Десятого кисти Рафаэля, сделанном в 1517 году.

Механические часы.

Происхождение идеи механических часов как таковых неизвестно; первые такие устройства могли быть изобретены и использованы в монастырях, чтобы точно вычислять время, когда следует звоном колоколов созывать монахов на службу.

Первые механические часы, о которых известно точно, были большими, с тяжелым механизмом, который помещался в башне, и сейчас их называют башенными часами. На этих часах была только часовая стрелка. Самые старые из сохранившихся механических часов находятся в Англии, на соборе в Солсбери, и созданы в 1386 году. Часы, установленные в Руане, Франция, в 1389, до сих пор идут, и как раз они-то изображены на фото. А часы, сконструированные для собора в Уэльсе, сейчас хранятся в Музее Науки в Лондоне.

Прялка с колесом.

Прялка с колесом была предположительно изобретена в Индии, хотя точное ее происхождение неизвестно. Прялка попала в Европу через Ближний Восток.

Она заменила ручную прялку прошлого, где нить вытягивалась из массы кудели вручную, а затем нитки скручивались вместе, и получившаяся единая нить наматывалась на веретено.

Этот процесс механизировался тем, что веретено помещалось горизонтально так, чтобы его могло вращать большое колесо с ручным приводом.

Кудель с массой будущей пряжи держалась в левой руке, а колесо медленно вращалось правой. Вытягивание волокна под углом к оси колеса приводило к нужному результату.

Книгопечатание.

Сначала перепиской книг были заняты монахи. В городах возникло множество мастерских по переписке книг и даже целых библиотек. Библиотеки были теперь не только в соборах и монастырях, но и в университетах (где учебники можно было брать на время на дом), у королей и богатых людей.

В XIV веке в Европе стали изготовлять более дешевый писчий материал — бумагу, но книг по-прежнему не хватало. Чтобы размножить текст, делали оттиски с деревянной или медной доски с вырезанными на ней буквами, но этот способ был очень несовершенным и требовал больших затрат труда.

В середине XV века немец Иоганн Гуттенберг (ок. 1399—1468) изобрел книгопечатание. После долгих и упорных трудов и поисков он стал отливать из металла отдельные литеры (буквы); из них изобретатель составлял строки и страницы набора, с которого делал оттиск на бумагу. С помощью разборного шрифта можно было набрать сколько угодно страниц любого текста. Гуттенберг изобрел и печатный станок.

В 1456 году Гуттенберг выпустил первую печатную книгу — Библию, которая в художественном отношении не уступала лучшим рукописным книгам. С тех пор книгопечатание стало быстро распространяться в Европе. До конца XV века было издано 40 тысяч книг общим числом до 20 миллионов экземпляров. Полки библиотек наполнились книгами по разным отраслям знаний на всех европейских языках. Книг стало больше, и они уже были не такие дорогие, как рукописные.

эпохальное изобретение человеческой цивилизации - книгопечатание. Зачатки книгопечатания были еще в Древнем Китае, однако именно христианская Европа совершила настоящую революцию в издании книг. С изобретением книгопечатания Гуттенбергом по всей Европе стали создаваться типографии, начинается быстрое развитие бумажного производства. Строится большое количество бумажных мануфактур и фабрик. Изобретение бумаги и книгопечатания сыграло неоценимую роль в распространении научной - технической и экономической информации, а, следовательно, ускорило технический прогресс.

Изобретение книгопечатания — одно из величайших открытий в истории человечества. Оно способствовало развитию образования, науки и литературы. Благодаря печатной книге знания, накопленные людьми, вся необходимая информация, стали распространяться быстрее. Они полнее сохранялись и передавались следующим поколениям людей. Успехи в распространении информации» важной части развития культуры и всех отраслей жизни общества, сделали в позднее Средневековье свой очередной важный шаг — шаг к Новому времени.

 

5. Материальная культура эпохи Возрождения. Декоративно-прикладное искусство, машины и механизмы. Леонардо да Винчи.

 

Единство профессий художника и инженера сохранялось вплоть до эпо­хи Возрождения. Некоторая специализация объяснялась лишь проявле­нием природных склонностей. Так, скульптор и ученый, инженер и мате­матик Брунеллески известен больше как архитектор, а владевший обшир­ным кругом профессий Джотто — как живописец. Однако уже во времена Леонардо да Винчи такая специализация сказывалась все отчетливее, а в дальнейшем процесс дифференциации продолжался. В XVI столетии ху­дожники и инженеры хотя и продолжали числиться в одних цехах, но раз­делялись настолько, что мы уже знаем чистых художников и чистых тех­ников, как, например, Микеланджело и Агостино Рамелли, из которых пер­вый занимался живописью, скульптурой и архитектурой, а второй был инженером.

В XIV-XVI вв. развитие техники достигло такого уровня, что даже до­вольно сложные технические изобретения перестали быть диковинкой. Уже повсеместно применялись ручные прялки с приводом от колеса, вращае­мого рабочим; разного рода водяные колеса служили источником энергии для многочисленных мельниц: мукомольных, сукновальных, пильных, же­лезоделательных. Известны были и молоты весом до тонны, также рабо­тавшие от водяного колеса, и часы, украшавшие башни городских ратуш и являвшиеся нередко гордостью и достопримечательностью городов. В эпоху Возрождения число машин растет. Строятся подъемные краны, военные, горные и различные технологические приспособления, водоподъемные устройства и другие машины, поражающие современников хитроумными механизмами и мощью.

Проектировали и строили эти машины люди, одаренные универсаль­ным талантом архитектора, механика, ремесленника, изобретателя и худож­ника. На этой ранней ступени, когда техническое творчество не подкреп­лялось еще научными знаниями, именно человек с наиболее развитыми творческими способностями и фантазией мог создавать новые конструк­ции и формы. Один и тот же человек создавал архитектурный проект и руководил строительством, расписывал стены фресками и конструировал машины, необходимые для стройки. Органическая связь технического твор­чества с художественным была характерным признаком эпохи Возрожде­ния и определяла особенности формообразования всей предметной среды, включая мир техники. В эпоху Ренессанса формообразование носит уже рациональный, планомерный характер. Предметы зарождаются сначала на бумаге, в виде проектов, и лишь затем по этим проектам выполняются в материале.

Создатели машин связывали свою деятельность с размышлениями над формами природы — растениями, животными, насекомыми. Знаменитый архитектор и теоретик искусства Леон Баггиста Альберти (1404-1472) го­ворил, что машины должны подражать движениям мышц и сухожилий че­ловека. Он постоянно проводил мысль, что польза осмысливает красоту, а красота одухотворяет пользу. В своем трактате «О зодчестве» Альберти сформулировал и эстетическое кредо эпохи Возрождения — синтез красо­ты и пользы.

Основная идея произведения, а также и главное требование к каждому созидаемому объекту у Альберти — органичное соединение красоты и пользы, в котором польза осмысливает красоту, а красота одухотворяет пользу. Зарождение архитектуры он ведет от ее утилитарного предназна­чения — быть кровом для людей, а затем определяет ее функциональную спецификацию: «Все должно соответствовать определенному назначению и быть прежде всего совершенно здоровым; в отношении прочности и стой­кости — цельным, крепким и в некотором роде вечным; в отношении пре­лести и приятности — красивым, изящным и в любой своей части, так ска­зать, разукрашенным… чтобы углам, линиям и всем частям было присуще известное разнообразие, не слишком, однако, большое и не слишком ма­лое, но так согласованное с пользой и прелестью, чтобы целые части соот­ветствовали целым, а равные — равным». И наконец, еще одно, вполне оп­ределенное высказывание: «Прелесть формы никогда не бывает отделена или отчуждена от требуемой пользы».

Как уже отмечалось, для раннего этапа эпохи Возрождения была ха­рактерна идея универсальности, гармоничного сочетания художественной и инженерной мысли. Художник должен был совмещать в одном лице це­лый ряд профессий: он был скульптором, архитектором, живописцем. Очень часто выступал он и в роли инженера. В его обязанности входило сооруже­ние повозок, мельниц, мостов, водоемов, расширение рек. Ему же поруча­лось строить военные крепости и машины. Таким образом, профиль инже­нера-художника оказывался чрезвычайно широким, и круг его техничес­ких обязанностей был не уже, чем его художественный диапазон. При та­ком положении дел зачастую именно архитекторы и художники брались за изучение технического опыта предшественников. Занятия архитекту­рой и живописью неизбежно предусматривали необходимость изучения строительной техники, теории перспективы, а значит, и математики.

Наиболее ярким из художников-инженеров был Леонардо да Винчи (1452-1519), чья гениальная мысль на века опередила свое время. Как в художественном, так и в техническом творчестве Леонардо форма была неразрывно связана с содержанием. Каждую свою новую техническую идею он обдумывал до мельчайших подробностей, проверял в действии, прово­дил многочисленные аналогии, что не могло не отразиться на форме его конструкций. Проектируя, например, летательную машину, он наблюдает полет птиц и летучих мышей, сравнивает перьевую и кожистую поверх­ность крыльев тех и других, рисует, строит модель и снова наблюдает и проверяет, подмечая тончайшие особенности согласования и движения частей. Не подозревая о существовании аэродинамических сил, он ищет аналогии в полете птицы; у нее заимствует внешнюю форму и форму дви­жения.

Процесс работы Леонардо над изобретением был таким же, как у совре­менного дизайнера: от первого чернового наброска, через тщательную про­работку деталей в материале к построению действующей модели и новой ее проверке в действии. Моделирование было необходимым элементом его научной и технической деятельности; можно сказать, что без моделирова­ния Леонардо не мыслил никакой технической конструкции или научного опыта. В его рукописях имеются сведения о построении, например, модели глаза для изучения преломления света; в рукописи «О полете птиц» изоб­ражен прибор для определения центра тяжести птицы, которому Леонар­до придавал весьма большое значение и без которого, по его словам, лета­тельный аппарат имел бы мало цены. Тут же описывается особая модель для изучения роли хвоста птицы в полете и при посадке. Построение моде­лей не только помогало проверять теоретические предположения, но и по­зволяло широко применять любимый им метод аналогий.

Леонардо конструировал текстильные и строительные машины, метал­лообрабатывающие станки, шлюзы. Иные из его замыслов смогли полу­чить свое практическое воплощение только в наши дни. В его бумагах были найдены наброски, в которых воплощены идеи парашюта, танка и даже вер­толета.

Однако было бы ошибкой преувеличивать влияние техники на худо­жественную культуру Возрождения — в целом оно было не столь уж значи­тельным. В Италии на базе античного наследия начинается невиданный до тех пор расцвет искусства. В то время как на севере Европы продолжает торжествовать готика, вступившая в свой завершающий период со всеми своими излишествами, в Италии древнеримские памятники, спустя более чем тысячелетие увидевшие свет, порождают глубокий интерес к класси­ческой литературе и искусству.

Как и древнеримский, ренессансный архитектурный стиль довольно эклектичен и по характеру скорее декоративный, нежели конструктивный. Формальные элементы этого стиля почерпнуты из арсенала форм греко-римских ордеров. Возвращенные архитектуре спокойные горизонтальные членения противопоставляются устремленным ввысь линиям готики. Кров­ли становятся плоскими; вместо башен и шпилей появляется купол — им­позантный, красивый, хотя и не новый архитектурный мотив.

В эпоху Средневековья мебель жилых помещений тяготела к стенам. Все неподвижно стояло на своих местах, подобно людям в общественной иерархии. В эпоху Возрождения, когда и человек получает больше свобо­ды, появляется более легкая, «подвижная» мебель. Люди Средневековья обходились сравнительно небольшим количеством типов мебели. Ренессансная мебель превосходит средневековую не только количеством и раз­нообразием, но и большей индивидуальностью решений отдельных пред­метов. Все более растет художественный вкус заказчиков. Роскошный дом и дорогая мебель с богатой отделкой становятся символом социального ста­туса их владельца.

Ренессансную мебель характеризуют четкая форма, ясное построение и активное использование в оформлении архитектурных элементов. Кор­пусная мебель решается как архитектурное сооружение, как миниатюрный палаццо, с колонками, пилястрами, карнизами, фронтонами. Такую состав­ленную из архитектурных элементов мебель, в которой каждая часть явля­ется самостоятельной, независимой формой, называют архитектонической. Композиции строятся на красоте пропорций, чистоте контуров, ясности силуэта изделий.

Столярное дело в этот период достигает высокого художественно­го уровня. Мастер-столяр должен отлично чувствовать форму, конст­рукцию, хорошо рисовать и быть подготовлен технически. С освоени­ем способа получения пиленых досок появилась возможность для про­изводства более легкой и изящной мебели. Столь же эпохальным со­бытием, как изобретение в эпоху Средневековья механической пилы, приводимой в действие водой, для развития мебельного производства Ренессанса стало изобретение станка для выработки тонких листов древесины (фанеры). Оно открыло путь для широкого распростране­ния техники фанерования, а вместе с ней приема украшения изделий мебели интарсией.

В итальянском ренессансном жилище значительную роль играет сундук-кассоне, по важности второй после кровати предмет обстановки. Кассоне — это и сундук для хранения и перевозки вещей, и скамья, и традици­онная принадлежность приданого невесты. Сундуки богато украшались резьбой, инкрустацией, росписью. Из сундука-кассоне развивается предок дивана — ларь-скамья со спинкой и подлокотниками, который предназна­чался для почетных гостей. Спинка часто делалась высокой, в отдельных случаях даже с навесом. Новыми типами мебели были также посудный шкаф и секретер. Приземистый, снабженный, как правило, двумя-четырьмя дверцами, посудный шкаф представлял собой нечто среднее между сундуком и развитой формой шкафа.

Представление о форме итальянской ренессансной кровати можно по­лучить по изображениям на картинах и гравюрах. Кровати были высоки­ми, с приступкой и балдахином или задергивающимися занавесками, с высоко приподнятым изголовьем.

Наиболее часто встречаются два типа столов: один — прямоугольной формы с толстой столешницей, покоящейся на двух массивных устоях, в пластике которых чувствуется влияние древнеримских мраморных столов. Другой тип — центральный, или одноопорный, со столешницей круглой, шести- или восьмиугольной формы. Однако в повседневной жизни наибо­лее распространенной формой обеденного стола по-прежнему остаются козлы с покоящимся на них дощатым настилом.

Распространенным видом сидений были табуреты с расходящимися книзу ножками. Но встречались и более сложные и нарядные Х-образные кресла. Их отличали изящество и конструктивная изысканность, такие кресла могли изготовить только очень искусные мастера. Другой тип -простой стул на четырех ножках и развившийся из него вид кресла с сиде­ньем и спинкой, обитыми кожей. Главным декоративным элементом тогда становится не резьба, а обивка из тисненой кожи или дорогой ткани с круп­ными латунными шляпками гвоздей.

Несколько позднее, чем в Италии, культура Возрождения распростра­нилась и в других странах Европы, центр ее стал постепенно перемещаться из Италии на север. Там предметный мир наряду с мощным влиянием италь­янского искусства и ремесла испытал влияние и местных условий. Для Франции, Голландии, Германии традиционным было совсем иное отноше­ние к интерьеру, прежде всего тяга к его замкнутости, к большему, по срав­нению с открытыми пространствами итальянских палаццо, уюту. По срав­нению с итальянскими палаццо здесь ниже потолки, меньше окна и двери. В отделке стен превалирует дерево, а не модный в Италии мрамор; совсем иную, более заметную роль играют мебель и домашняя утварь — они зримо заполняют пространство интерьера.

С середины XVI в. идеология эпохи Возрождения претерпевает значи­тельные изменения. Религиозные войны, обострение социальных проти­воречий — все это, казалось, происходило вопреки разуму, заставляло со­мневаться в человеческих силах и разрушало цельность мировоззрения, свойственную эпохе Возрождения.

Изменяется и социальное положение художника. Массовый регуляр­ный спрос на работу начинает постепенно иссякать, исчезает уверенность в заработке. Выполняя заказы власть имущих, художник отрывается от цеховых традиций, его деятельность приобретает аристократический, при­дворный характер, в его творчестве усиливаются тенденции индивидуа­лизма.

Для эстетики второй половины XVI в. характерна идея противопос­тавления замысла произведения его художественному воплощению. Воз­никают понятия художественного своеобразия, необычайности замысла, артистичности исполнения. Теперь отрицается связь художественного творчества с научными методами, с математическими измерениями; хотя от изучения натуры не отказываются, но подчеркивается роль фантазии и свободы творчества, что опять-таки противостоит эстетике Раннего Воз­рождения.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1792; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь