Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Промышленная революция в Европе. Телефон и радио, фотография и кино, бытовые механизмы, воздухоплавание и авиация.
Значительную роль в генезисе и протекании промышленной революции в Англии сыграла техника - различного рода машины. Высокая степень развития мануфактур с их далеко зашедшим процессом разделения груда подготовила условия для технического переворота замены ручного труда машинным. Первые машины механический ткацкий станок, а за ним механическая прялка «Дженни» - появились в XVIII в. в хлопчатобумажной промышленности, в достаточной мерс обеспеченной сырьем (хлопком из Индии и Америки) и подгоняемой конкурентной борьбой. Внедрение машин в производство означало огромный рывок вперед; никакой самый совершенный ручной труд не мог соперничать с машинным. Естественно, что стремительное развитие хлопчатобумажной промышленности сразу же выявило отставание других отраслей индустрии. Чтобы преодолеть его, и здесь надо было безотлагательно вводить машины. Еще одним компонентом революции в коммуникациях стало применение электричества, выразившееся в изобретении телеграфа и телефона. Первой важной областью применения электричества стал телеграф, отчасти потому, что здесь практические трудности были проще, чем, скажем, в деле электрического освещения, и отчасти потому, что потребность в телеграфе ощущалась нагляднее и настоятельнее. С ростом торговли все нужнее становились быстрые способы связи, а с развитием железнодорожного сообщения стала совершенно безотлагательной необходимость в том или ином способе оперативного предупреждения сигнальщика о приближении поезда. С самого начала XIX века многие люди работали над созданием телеграфа, но только в 1832г. первый в мире электромагнитный телеграф был построен в Петербурге П.Л. Шиллингом, независимо от него в 1837 году его изобрели американец С.Морзе и англичане Кук и Уитсон. Через год телеграф английского изобретения был установлен на железнодорожной линии между Паддингтоном и Уэст-Дрейтоном, протяженностью около 20 километров, а Морзе закончил в 1844 году линию, соединяющую Вашингтон с Балтимором (64 километра). В США через четыре года телеграфная связь была установлена во всех штатах (кроме одного) к востоку от Миссисипи. В Англии протяженность телеграфных линий достигла в 1868 году свыше 25000 километров. Подводный кабель между Дувром и Кале был уложен в 1851 году. С открытием трансатлантического сообщения в 1866 году телеграф стал средством международной связи. Если людям удалось с помощью электричества передавать сигналы на большие расстояния, то, вполне естественно, они стали искать путей удобного способа передачи устной речи. Ф.Рейсу первому в 1861 году удалось добиться некоторых успехов в этой области, но его аппарат, работавший с перебоями, так и остался просто забавной игрушкой. И только в 1876 году А.Беллу, переселенцу из Шотландии в США, удалось изобрести телефон, получивший практическое применение. Через несколько лет его телефон уже применялся во всех цивилизованных странах мира. Первые шаги фотоискусства. Фотоателье как театр и галерея Среди первых дагеротипов преобладали пейзажи и натюрморты (жанровая структура и терминология в фотографии были заимствованы из области изящных искусств). Из-за несовершенства оптики и фотоматериала фотографируемому приходилось сидеть неподвижно 15—20 минут под лучами солнца. Чтобы облегчить участь модели, были придуманы подпорки для спины и рук, а также «головодержатели» — специальные захваты для головы. С появлением нового объектива и применением брома вместо йода выдержку удалось сократить до 15— 20 секунд. Поэтому 1841 год можно считать временем рождения портретной фотографии. С этого момента число фотоателье резко возрастает. По данным отдела гелиографии Промышленной выставки 1849 г. в Париже, в то время ежегодно выполнялось до 100 тыс. дагеротипных портретов. Дагеротипы были, как правило, небольшими. Иногда их оправляли наподобие драгоценных живописных миниатюр в кулоны, небольшие рамочки, вирировали золотом, раскрашивали. Для хранения использовали закрытые предохраняющие от света и окисления на воздухе футляры (нередко обитые бархатом изнутри). Период мокроколлодионного способа — 1851 — 1880 гг. — стал расцветом портретной студийной фотографии. Почти все фотографы профессионалы в те годы были преимущественно художниками, граверами, литографами, т.е. людьми, знакомыми с искусством и приемами композиции, освещения, принятыми в живописи.Техника увеличения отпечатков была еще слабо разработана. Для того что-бы сделать большую фотографию, тре-бовалась пластинка формата 30x40, 50x60 см и более. Соответственно увеличивались и размеры фотоаппаратов. Первоначально общий вид мастер-ской фотографа (за исключением, по-жалуй, темной комнаты, сложной сис-темы штор на окнах для управлениясветом и деревянной камеры на дере-вянном штативе) почти ничем не отли-чался от ателье художника-живописца.Укоренилось и само название — «фото-ателье». Студийная фотография подражала живописи не только в устройстве ате-лье, но и в организации кадра, расста-новке объектов съемки. Такой подход к фотографированию порождал целый ряд специфических именно для фотографии вещей и оборудования (рис. 11). Героем этого первого этапа фотографии был, несомненно, Феликс Надар (псевдоним венгерского художника, мастера диорам Гаспара Феликса Турнашона, приехавшего в юности в Париж). До того как в 1853 г. заняться фотографией, был журналистом и карикатуристом. В 1860 г. открыл собственное ателье. Выполненные им замечательные по глубине психологические портреты деятелей культуры (Дюма, Гю- го, Домье, Берлиоза, Россини, Сары Бернар) создали ему широкую клиентуру. В 1874 г. Надар предоставил свое просторное фотоателье на бульваре Капуцинов для выставки, на которой демонстрировалась картина К. Моне «Впечатление. Восход солнца». Эта картина и дала название направлению «импрессионизм» (от франц. V impression — впечатление). Самый известный российский художник-фотограф XIX в. — Ан- дрей Карелин. Окончив Академию художеств (учился вмессе с И. Крамским), он вернулся в родной город — Нижний Новгород и открыл фотоателье. Карелин пользовался мокроколлодионным спо- собом, т.е. съемкой на свежеприготовленную пластинку большого формата — до 50x60 см. Его снимки — сюжетные постановочные картины, по тематике близкие живописи передвижников. Среди жа- нровых сценок, созданных им в 1870-х гг., — «Подаяние». «Уличные музыканты», «Путешественники», «Сватовство». В качестве персо- нажей он использовал своих знакомых и близких — жену, дочерей, нередко позировал сам. Он мастерски строил композиции, пользу- ясь литературной основой при выборе аксессуаров, костюмов, поз, освещения. Карелин известен и как портретист, и как фотограф-документа- лист. По заказу городской управы он снимал виды Нижнего, Кремль, пристани, пароходы на Волге. Его снимки — это историческая энцик- лопедия конца XIX в. До начала XX в. наиболее распространенной продукцией массовых фотоателье были кабинетные портреты размером 10x16 см и небольшие визитки — примерно 9x5 см. Отпечатки тщательно наклеивались на плотный картон. На обороте типографским способом размещалась информация об ателье, включая награды на выставках. Постоянно повторялась фраза: «Негативы хранятся». Это означало, что в любой момент клиент мог повторить понравившийся отпечаток, заказать еще одну партию визиток. Именно эти крошечные фотопортреты и стали прототипом современных визитных карточек. В своей студии, наполненной всевозможным реквизитом (мебелью, утварью, костюмами разных народов), фотограф мог воспроизвести практически любой тип пейзажа или интерьера для фона. В каталоге фотографического оборудования, выпущенном в начале XX в. в России торговой фирмой «И.К. Гек», приводились примеры фонов: «Беседка», «Море (несколько состояний)», «Аэроплан», «Ав томобиль» — и фрагменты интерьеров различных эпох и стилей. Профессиональный фотограф, исходя из традиций культуры живо- писи, всегда ставил портретируемых на среднем плане — между пло- ским фоном (который на фотографии создавал иллюзию бесконеч- ного пространства) и каким-либо реальным фрагментом среды (например, садовая скамейка, перила или калитка, валун, декора- тивное растение). Предмет на первом плане служил точкой отсчета глубины иллюзорного пространства и был как бы пластическим подтверждением реальности плоского, условного фона. Вся эта си- туация напоминала статичный театр, где человек играл роль, приду- манную для него фотографом. Воздухоплавание и авиация после революции После революции, еще до появления ЦАГИ, в Москве 23 марта 1918 г. создается " Летучая лаборатория" . В ее задачи входили всесторонние экспериментальные исследования в области воздухоплавания и авиации. Летучая лаборатория, руководимая Н.Е. Жуковским, стала первым советским научным авиационным институтом. 16 июля 1919 г. коллегия лаборатории принимает решение о передаче ее в ведение ЦАГИ ВСНХ, как высшего научно- авиационного центра Республики. В 20-х гг. воздухоплавание в России достигло успехов как в военной, так и в мирной областях. За время гражданской войны аэростаты наблюдения Красной Армии совершили более 6000 подъемов, проведя в воздухе около 9730 часов. Они применялись на суше с неподвижных и подвижных (бронепоезда) стартовых установок, использовались боевыми флотилиями на Волге, Каме и Днепре. Начиная с 1920 г, свободные аэростаты привлекались для решения научных проблем. Первый полет свободного аэростата (правда, еще дореволюционной постройки) состоялся 27 июля 1920 г. Старт был дан с Красной площади в Москве в честь открытия III Конгресса Интернационала. С 1921 г. промышленность приступила к выпуску отечественных свободных аэростатов. Были сделаны попытки и полукустарного строительства дирижаблей. В 1920 г. курсанты петроградской воздухоплавательной школы приступили к восстановлению наиболее сохранившегося дирижабля " Астра" . После замены на нем подвесной системы и некоторых механических частей он был подготовлен к полету. 3 января 1921 г. под командованием В. Л. Нижевского дирижабль, получивший новое название " Красная звезда", впервые поднялся в воздух. Всего на " Красной звезде" было выполнено шесть полетов общей продолжительностью 16 ч. 27 ноября 1923 г. состоялся полет дирижабля " И Октябрь", построенного из частей старых русских дирижаблей. После двух полетов его эксплуатация из-за ветхости оболочки была прекращена. Со всей остротой вставал вопрос о воссоздании отечественной дирижаблестроительной промышленности. Этому и было посвящено заседание НТК Главвоздухфлота, состоявшееся 24 декабря 1922 г. На нем шла речь о возможности постройки " жестких и вообще больших дирижаблей". На основании проработок Комиссии НТК Главвоздухфлота 12 октября 1923 г. инженеру Н.В. Фомину поручается составить проект дирижабля. К этой работе рекомендовалось привлечь ЦАГИ, так как институт отвечал за все виды летательных аппаратов - как легче, так и тяжелее воздуха. Так и сделали. При этом на авиационный отдел ЦАГИ возлагалась разработка всех металлических конструкций дирижабля. Именно с этого решения начинается участие А. Н. Туполева, как руководителя авиационного отдела, в создании отечественного дирижаблестроения. Ниже дается краткое описание дирижаблей, строительство которых включало в себя работы, выполняемые КБ А. Н. Туполева.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1073; Нарушение авторского права страницы