Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Роль общенациональных и международных торгово-промышленных выставок во второй половине 19 в.



В середине XIX в. Англия была самым богатым государством мира и занимала первое место в мировой торговле. На всех рынках мира дешевые по сравнению с изделиями других государств товары из Англии имели боль­шой спрос. Они буквально наводнили рынки Европы, Азии и Америки, успешно вытесняя продукцию других стран, так как их техническое пре­восходство было очевидно. Выставки промышленных изделий проводились здесь с 1756 г., но они пока не были не только всемирными, но и междуна­родными.

Первая Всемирная выставка открылась почти через 100 лет - в 1851 г. в Лондоне, когда стали очевидными необходимость расширения рынка и поиск новых потенциальных потребителей продукции стремительно воз­растающей промышленности. Торжество новой техники называлось «Ве­ликая выставка изделий промышленности всех наций 1851 г.». Эта выс­тавка стала одним из факторов, способствовавших процветанию промыш­ленности Англии, которую ее современники называли всемирным конгрес­сом продуктов и производителей. Одним из инициаторов проведения выс­тавки был Генри Кол, видный государственный деятель и предпринима­тель. Санкционировал проведение этого грандиозного мероприятия принц Альберт, супруг английской королевы Виктории. Он сумел убедить коро­леву и внушить ей такой же интерес к совершенно новому в то время пред­приятию.

Примерно за год до открытия выставки, в марте 1850 г. был объявлен конкурс на лучший проект выставочного павильона. К намеченному сроку архитекторами разных стран было представлено 245 проектов. Но ни один из них не прошел по условиям конкурса. Все они были решены в старом, академическом духе и были отвергнуты. Условия конкурса предъявляли требование, гласившее, что здание должно отличаться «такой особеннос­тью, которая отражала бы современный уровень развития строительной техники в Англии».

Со своим предложением выступил англичанин Джозеф Пакстон, уп­равляющий садами в имении герцога Девонширского. Его проект нашел поддержку у принца Альберта и у членов Королевского общества искусств. Пакстон вместе с инженером по строительству железных дорог Р. Стефенсоном за восемь дней спроектировал здание выставочного павильона прин­ципиально новой конструкции, отвечавшей требованиям конкурса, исполь­зуя при этом опыт строительства теплиц. Проект Пакстона имел конструк­ции из одного железа и стекла. Выставочный павильон получил название Кристалл-палас (Хрустальный дворец). Грандиозное здание из стекла и стали было построено за 3, 5 месяца - невиданно короткий срок - и разме­щено в Лондоне, в Гайд-парке. И по форме, и по примененным в его соору­жении материалам это здание было новаторским.

Для Англии викторианской эпохи привычными были иные формы и материалы: массивность, монументальность, воплощение архитектурных творений в дереве и камне. Здесь же, в выставочной архитектуре, произо­шел сдвиг от живописности и украшательства к инженерии, что стало глав­ной тенденцией развития всей архитектуры XX в. В проекте дворца был использован принцип металлического каркаса - железные столбы и рамы со стеклянным заполнением, модуль несущих столбов в 24 фута (пример­но 720 см), монтаж готовых блоков. Дворец стал эпохальным сооружени­ем, предвосхитившим новые методы строительства. Начиная с Хрусталь­ного дворца, всем выставочным павильонам дальнейших выставок прида­вали вид «дворцов». Они так и назывались - «Дворец сельского хозяйства», «Дворец электричества» и т. д., дворцы всех видов, всех эпох, в любом ма­териале - от металла и стекла до злаков и овощей.

Если в архитектуре уже намечались более или менее радикальные из­менения, то в других областях искусства дело обстояло гораздо сложнее. Создание адекватного эпохе стиля здесь очевидно запаздывало. Со второй половины XIX в., с распространением фабричного производства, начали меняться экономические условия, технический уровень и потенциал, но эстетический фон эпохи менялся медленно, почти незаметно.

Массовое производство товаров, развитие техники и экономики вне­сли радикальные изменения в общественную структуру и социально-бы­товые условия жизни людей. Осваивались новые материалы и техничес­кие приемы, казалось, новые потребности должны были бы вызвать к жиз­ни и новые формы. Однако эпоха оказалась неспособной к самостоятель­ному художественному формообразованию и была вынуждена ограничить­ся обновлением старых стилей. Эстетические нормы классицизма были к тому времени уже полностью разрушены. Интерьера, объединенного еди­ным стилем культуры, больше не существовало.

Механическое соединение различных стилей составило сущность эк­лектики, распространившейся тогда повсеместно. Поскольку при этом фор­мальные элементы заимствовались из исторических стилей, то наряду с понятием эклектики существует и термин историзм. Зачастую стилевые формы одной исторической эпохи использовали в качестве формального языка современности - отсюда и могли возникать такие курьезы, как, на­пример, чугунные литые колонны готической формы.

В выставочных экспозициях, как в зеркале, отразилась вся специфика создавшейся сложной ситуации. Первые экспонаты промышленных выс­тавок представляли собой любопытное зрелище. Инженеры, создавая опыт­ные выставочные образцы паровозов, котлов локомобилей, насосов и се­нокосилок, пытались придавать им те или иные архитектурные формы в стиле барокко, готики, предназначенные для иных функций и возникшие совсем в иные времена, обильно покрывали их орнаментом методом литья, чеканки и т. д.

Прототипом выставочного оборудования - витрин, стендов, подста­вок - служили шкафы и комоды, «горки» для фарфора, пюпитры для нот, балдахины из тканей, спальные ложа. Все это было элементами парадно­го интерьера минувших эпох. Натуральные экспонаты, промышленные изделия просто «тонули» в антураже стиля «неоготика», «неоренессанс», «а-ля рюсс», в бесконечных фронтонах, пилястрах, каннелюрах, фризах-карнизах.

Специалистов по устройству экспозиций в то время еще не существо­вало. Как только здание павильона было закончено, архитекторы и строи­тели уходили, а на смену им приходили не художники и дизайнеры, а при­казчики фирм, которые размещали экспонаты и украшали раздел выстав­ки по своему вкусу без всякой системы. Полностью отсутствовала компо­зиционная идея - концепция выставки. Роль объемных доминант в «экс-позитах» разных стран выполняли разнообразные «ворота» - вестибюли в виде уменьшенных копий знаменитых храмов и дворцов данной страны.

Экспозиция первых промышленных выставок делилась по фирмам, как и ныне, но с той разницей, что выставки не были специализированными. Один и тот же завод производил разные товары, и на одном стенде оказы­вались колокола, пушки и всякая бытовая мелочь. Не было тематического разделения. В результате рядом с кабинетной мебелью - паровой молот и электрический телеграф Сименса. При этом страны-участницы шли на все, чтобы перещеголять друг друга, поразить воображение посетителей. В особо большой моде были гипертрофированные экспонаты - уникумы, скульп­туры и архитектурные декорации из изделий промышленности и сырья. Воздвигались гигантских размеров свечи, сахарные головы, пивные бутыл­ки, статуи из серебра и соли, шоколада и золота. Демонстрировался моно­лит антрацита весом 65 пудов, в павильоне Круппа - пушка весом 124 тон­ны. В Чикаго на выставке 1893 г. были выставлены модели ячменя с листь­ями и хмеля из чистого золота, в земледельческом отделе целый фасад был сделан из кукурузы, кукурузные скульптуры, даже знамена и гербы, ме­бель из гигантских натуральных тыкв и картофелин.

Однако посетителям первых выставок все это не казалось курьезным или нелепым, напротив, вызывало огромный интерес. Внимание посетите­лей лондонской выставки 1851 г. привлекали прежде всего новинки тех­ники - различные машины, изобретенные в Англии и в других индустри­ально развитых странах. Среди наиболее интересных экспонатов были мо­дели мостов и паровозов, гидравлические прессы и макет Суэцкого канала, телескопы и дагерротипы (предшественники современных фотографий), новейшие прядильные и ткацкие станки, печатная машина, дававшая за час 5 тысяч оттисков «Иллюстрированных лондонских новостей», паро­вой молот Крупна и электрический телеграф Сименса.

Менее развитые в индустриальном отношении страны не могли сопер­ничать с Англией и представили на выставке более традиционные изде­лия. Франция представила севрский фарфор, лионские шелка и ковры, Россия - драгоценные меха и художественные изделия, Испания - вино, шерсть овец-мериносов и кинжалы, изготовленные ремесленниками из Толедо.

Экспонаты Англии - машины и товары занимали на выставке больше места, чем такие же изделия всех других стран, вместе взятых. В большей степени изделия машиностроения были представлены английскими фир­мами.

По производству машин Англия занимала тогда первое место в мире, что было результатом промышленного переворота, начавшегося в этой стра­не во второй половине XVIII в. Более того, в ту пору Англия была в мире основным поставщиком машин, многие британские фирмы снискали себе хорошую репутацию. Покупатели, как правило, отмечали высокие качества и прочность их станков и машин, наличие специальных конструктивных приспособлений. Большое внимание посетителей привлекали машины, показанные в действии. Выставка заявила человечеству о том, что мир всту­пил в век изделий из металла и машин.

В 1855 г. состоялась вторая Всемирная выставка в Париже, которая ос­тавила в истории менее заметный след, чем первая. В 1862 г. в Лондоне приняла своих посетителей третья Всемирная промышленная выставка, имевшая почти такой же грандиозный успех, как и первая. На лондонской выставке 1862 г., кроме всего прочего, впервые был осуществлен смотр про­изведений искусства за последние сто лет. Современники отмечали, что среди экспонатов этой выставки преобладали картины, скульптуры и иные художественные изделия. Большое внимание привлекала в высшей степе­ни изящная мебель, особенно небольших габаритов, из черного дерева в стиле Ренессанс, выдвижные ящики которой отделаны слоновой костью.

С большим успехом экспонировались здесь и статуя Венеры в исполне­нии знаменитого английского скульптора Джибсона, и прекрасные карти­ны известного художника Великобритании Тернера.

Среди английских экспонатов выставки, отмеченных медалями, была и фирма «Моррис, Маршалл, Фолкнер и К°», которая демонстрировала цвет­ное стекло, декорированную мебель и вышитые изделия. Возглавлял фир­му 28-летний художник и поэт Уильям Моррис, о деятельности которого речь пойдет ниже.

Искусство экспозиции совершенствовалось от выставки к выставке. Постепенно складываются фундаментальные требования к выставочному павильону, к показу изделий. К концу века большое влияние на выставки оказал стиль модерн, своим рационализмом вытеснявший безалаберность эклектики. Влияние модерна стало очевидным на парижской выставке 1900 г. Появляется деление не только по странам и фирмам, но и по отде­лам-отраслям. Создаются модели, макеты для показа производственных процессов. Постоянно совершенствовались и старые методы показа - дио­рамы и панорамы (первая диорама была устроена в Париже еще в 1822 г. Дюгером и Батаном с развлекательной целью). Живописные картины и гравюры с изображением заводов-участников сменялись макетами этих заводов, а то и диорамами.

Технический прогресс призвал на службу в выставочные стенды черте­жи, таблицы, диаграммы и новейшее изобретение - фотографию. Уже на первой Всемирной выставке 1851 г. возникла проблема передвижения по­сетителей но территории выставки. Так появился первый выставочный транспорт (омнибусы). Позднее, на выставке в Чикаго (1893), были впер­вые применены «подвижные тротуары», передвигавшие на ленте транспор­тера ежедневно до 10 тысяч посетителей. Появилась проблема утомляемо­сти посетителей. Организация зон отдыха повлекла за собой создание це­лой индустрии развлечений. Появляются театры, рестораны, а также раз­личные аттракционы, доходные зрелища, так называемые «гвозди».

Особой популярностью у публики пользовалась всякая экзотика с аро­матом колониальных наполеоновских и английских войн. Создавались «га­вайские деревни» и «индийские чайные», стрелковые тиры в стиле афри­канского сафари, «уголки средневекового Парижа» и т. д. В индустрию раз­влечений привлекались новинки технической мысли и прогресса: элект­ричество, кинематограф.

В индустрии выставочных развлечений широко использовались «оп­тические дворцы» с лабиринтами зеркал (превратившиеся позднее в ком­наты смеха), мареорамы, изображавшие кругосветное путешествие (дви­жущаяся панорама), мизансцены со статистами в национальных костюмах разных стран, глобусы Галерона (гигантская вращающаяся модель небос­вода с волшебным фонарем-стереоскопом). На чикагской выставке огром­ная толпа глазеет на целлулоидные шарики, чудесным образом держащие­ся в воздухе (их поддерживает струя воздуха из пневмотормозов фирмы «Вестингауз»), на фонтан из зерна, приводимый в движение электромото­ром, - мы видим первые примеры динамического показа промышленного изделия. Все эти научно-технические изобретения впоследствии расшири­ли диапазон выразительных средств рекламы.

Требования рекламы, конкуренция делали показы изделий более изоб­ретательными. Вот как решили свои экспозиции две конкурирующие фир­мы - производители шоколада на чикагской выставке 1893 г. Производитель шоколада, некий Менье, выставил массив из шоколада весом в 50 тыс. кг, что составляло всю дневную продукцию фирмы. Его конкурент Блокерс показал интерьер жилища: в гостиной беседуют дама и девочка в изящных туалетах (восковые манекены), а время от времени входит живая горнич­ная с чашками горячего шоколада, ставит чашки перед манекенами, а заодно и угощает посетителей, которые тут же могут присесть за свободный столик.

В начале XX в. наравне с всемирными промышленными многоотрас­левыми выставками стали устраивать и специализированные выставки. С появлением нового архитектурного стиля модерн и в связи с этим - раз­витием ремесел, новых строительных технологий во всех странах стали от­крываться выставки ремесел, архитектуры, строительных материалов и конструкций в русле достижений нового стиля.

Все знаменитые архитекторы и строители этого периода прошли через «горнило» первых промышленных выставок, где могли дать свободу своей фантазии, попробовать новые технологии, смело экспериментировать в проектировании выставочных павильонов. Всемирные промышленные выставки стали своеобразной творческой лабораторией, способствовали дальнейшему прогрессу строительной техники. Многие выставочные со­оружения и павильоны принадлежат к лучшим образцам новаторской ар­хитектуры. В устройстве выставочных павильонов все больше использо­вались новые конструкторские решения, все чаще применялись такие со­временные строительные материалы, как металл, стекло, железобетон; на­метилась тенденция перехода от живописности к инженерии.

Всемирные промышленные выставки как своеобразная творческая ла­боратория сыграли значительную роль в становлении и развитии дизайна. Прежде всего значение этих выставок состояло в том, что здесь впервые были представлены промышленные изделия для всеобщего обозрения. И хотя, как отмечалось выше, все основные эстетические недостатки пер­вых технических изделий обнаружились здесь со всей очевидностью, имен­но отсюда начинается широкое обсуждение проблем формообразования и осознание всей серьезности социально-эстетических аспектов создания предметной среды. Началось исследование общих принципов формообра­зования в сфере промышленного производства.

Первые теории дизайна. (Готфрид Земпер, Джон Рескин, Уильям Моррис.)

Первая Всемирная промышленная выставка 1851 года в Лондоне, одним из

инициаторов и устроителей которой был и Г. Коул, до конца обострила культурные

проблемы взаимодействия человека с предметной средой, искусства (художественной

деятельности) — с техникой (инженерным проектированием). Наиболее

прогрессивные европейские архитекторы, художники и искусствоведы

были поражены «бесстильем и эклектикой» изделий машинного производства и

произведений прикладного искусства, представленных на выставке.

Художник и общественный деятель Уильям Моррис под влиянием идей

Дж. Рескина предпринял в Англии утопические попытки через движение за обновление

искусств и ремесел вернуться к высокому художественному уровню ремесленного

труда.

Джон Рескин (1819—1900), английский философ, писатель, теоретик искусства

выступал с лекциями-проповедями, пользовавшимися большим успехом.

Большинство его идей и утверждений сегодня кажутся тривиальными (лишенными

оригинальности), но надо помнить, что они высказывались полтора столетия

назад. Это он впервые заговорил в Оксфорде о первостепенности утилитарного,

что «здоровое направление искусства, прежде всего, зависит от его приложения

в промышленности», что искусство любой страны «есть выражение ее

общественной и политической добродетели». Он проклинал машинное производство,

т.к. оно, по его мнению, разрушает красоту и радость, присущие вещам, созданным

руками человека.

Уильям Моррис (1834—1896 ) сыграл завидную роль в развитии культуры

своей эпохи. Он был не только талантливым художником, но и теоретиком искусства,

публицистом, издателем, политическим деятелем и организатором.

У. Моррис не принимал современную ему техническую цивилизацию и пытался

осуществить на практике идеи Дж. Рескина по возрождению средневекового искусства,

ремесленного изготовления вещей. С друзьями он основал фирму «Моррис

и К0», где на основе ручного труда создавались мебель, посуда, занавеси,

ковры, обои, витражи и пр. В 1865 году было основано движение «Искусства и

ремесла» с мастерскими, издавался журнал «The Studio» (1893), появилось понятие

«Нового английского стиля», или стиля «Студия» [7.2].

Позиция Морриса: от массовой продукции с безвкусной имитацией ручного

декора назад к выразительной работе ремесленников для широких народных

масс. Это были наивные и безрезультатные попытки остановить технический

прогресс, уничтожить машинное производство с гораздо более дешевой продукцией.

Но его усилия помогли увидеть и осознать проблему необходимости иного,

чем ремесленный, подхода к воссозданию предметного окружения, к проблемам

материально-художественной культуры в период промышленной революции.

Идеи и деятельность У. Морриса, его лозунг «Красота и удобство» были подхвачены

художниками модерна, нашли продолжение в деятельности английских

рационалистов рубежа XIX и XX веков, во многом повлияли на формирование

течений функционализма и конструктивизма, в т.ч. в Германии и России.

Готфрид Земпер (1803—1879), немецкий архитектор и теоретик искусства,

иначе относился к машинному производству, чем Дж. Рескин и У. Моррис. Он

был достаточно известным архитектором, построил, в частности, Оперный театр

и здание Картинной галереи в Дрездене, реконструировал район в Вене.

После участия в революционных событиях 1850 года эмигрировал из Германии

в Англию, где занимался подготовкой экспозиции Первой Всемирной выставки

1851 года. Сразу после закрытия выставки вышла его небольшая книга

«Наука, промышленность и искусство» с подзаголовком «Предложения по

улучшению вкуса народа в связи со Всемирной промышленной выставкой в

Лондоне». Он попытался дать анализ современной ему культуры с точки зрения

связи художественного творчества и массового промышленного производства,

разбирая представленные на выставке произведения прикладного искусства

и изделия промышленности. Отмечал, что неудовлетворительное положение

в художественной промышленности основано на «отсутствии таких уже

требуемых наукой материалов, которые придали бы новым творениям качество

строгой необходимости».

Углубляясь в анализ вопросов эстетического и художественного порядка в

изделиях машинного производства с позиций теории стиля, написал труд

«Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика».

В этом 2-томном капитальном труде (1860—863), оставшемся незаконченным,

Земпер попытался создать всеобъемлющую теорию художественной формы и

обозначить пути выхода из кризиса. Он впервые достаточно полно рассмотрел

причины, определяющие характер формы объектов в природе и в искусстве, в

повседневных вещах. По его суждениям, форма вещи определяется: целью, которой

вещь служит (утилитарной функцией); используемым материалом; технологией

производства вещи; религиозными установлениями и социально-политическими

порядками (идеологией); личностью творца — художника (архитектора).

Земпер не был противником машинного производства, а искал новую «эстетику

» в изделиях этого производства. Его учение во многом предопределило идеи

теории функционализма.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1616; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.123 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь