Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Г. Последовательность деталей.



МЕТОДИКИ

1. ТАТ (взрослый или детский вариант).

2. ДДЧ.

3. Тесты Люшера, Розенцвейга (реакция на фрустрацию), ТЮФ.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. - К., 1977.

2. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию.-К., 1997.

3. Методы психологической диагностики. - М., 1994.

4. Общая психодиагностика / Под ред. А. Бодалева, В. В. Столина. - М., 1987.

ХОД РАБОТЫ

І.

1. До практического занятия студенту необходимо провести процедуру диагностики (Например, теста «ДДЧ» (Дж. Бук, 1948 г.)) использованием нижеуказанных материалов, инструкции, записи наблюдения за рисованием и фиксирования пострисуночного опроса.

Материалы. Белый лист бумаги, сложенный пополам и образующий таким образом 4 страницы размером 15x21 см (рису­ночная форма). Первая страница предназначена для регистра­ции даты и записи необходимых данных, касающихся испыту­емого, последующие три страницы отведены для рисунков и соответственно озаглавлены: Дом, Дерево, Человек; несколько простых мягких карандашей, ластик.

Исследование может проводиться как в группе, так и индивидуально. Предпочтение отдается индивидуальному тестированию, дающему большие возможности для наблюдения.

Инструкция. «Возьмите один из этих карандашей. Нарисуйте дом настолько хорошо, насколько сможете. Вы можете нарисовать дом любого типа, какой вам захочется. Можете стирать нарисованное сколько угодно — это не отразится на вашей оценке. Обдумывайте рисунок столько времени, сколько вам понадобится. Только постарайтесь нарисовать дом как можно лучше».

Как только испытуемый начинает рисовать, включается се­кундомер (испытуемому не сообщают, что он будет установ­лен, но и скрыть часы тоже не пытаются). После того как дом нарисован, исследователь просит испыту­емого нарисовать дерево, а затем человека — так хорошо, как только он сможет. При этом оговаривают, что человек должен быть нарисован в полный рост. В остальном испытуемого не ограничивают в выборе размеров, образов и типов рисунка.

Запись наблюдения.

Пока испытуемый рисует дом, дерево и человека, ис­следователь должен записать:

1) следующие аспекты, касающиеся времени: а) интервал вре­мени с момента предоставления исследователем инструкции до момента, когда испытуемый приступил к рисованию; б) длительность любой паузы, возникающей в процессе рисова­ния (соотнося ее с выполнением той или иной детали); в) об­щее время, затраченное испытуемым с того момента, когда ему была дана инструкция, и до того, когда он сообщил, что полностью закончил рисунок (например, дом);

2) последовательность изображения деталей каждого рисунка (дома, дерева и человека), пронумеровывая их. Отклонению от предполагаемой последовательности изображения деталей обычно приписывают определенное значение; необходима точная запись, поскольку упущение таких отклонений может отразиться на оценке рисунка в целом;

3) все комментарии (по возможности дословно), самопроиз­вольно сделанные испытуемым в процессе рисования, и соот­нести каждый такой комментарий с последовательностью де­талей. Процесс рисования может вызвать комментарии, на первый взгляд совершенно не соответствующие изображае­мым объектам, которые, тем не менее, могут предоставить мно­го интересной информации об испытуемом;

4) любую эмоцию (самую незначительную) испытуемого в процессе выполнения теста. Затем нужно связать это эмоциональное выражение с изображаемой в этот момент деталью. Процесс рисования часто вызывает у испытуемого сильные эмоции, и они должны быть записаны.

Пострисуночный опрос

Создает благоприятные условия для того, чтобы испытуемый, описывая и комментируя рисунки дома, дерева и человека, мог отразить свои чувства, отношения, потребности и т. п., а также предоставляет исследователю возможность прояснить любые непонятные аспекты рисунков. Ниже приводится список вопросов. Вопросы, обозначенные буквой Д, предназначены для рисунка дома, Др — для рисун­ка дерева, Ч — для рисунка человека.

Исследователь обращается к испытуемому: «Сейчас я задам вам ряд вопросов, касающихся ваших рисунков».

Ч 1. Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)?

2. Сколько ему (ей) лет?

3. Кто он?

4. Это ваш родственник, друг или кто-нибудь другой?

5. О ком вы думали, когда рисовали?

6. 4то он делает? (И где он в это время находится? )

7. О чем он думает?

8. 4то он чувствует?

9. О чем вас заставляет думать нарисованный человек?

10. Кого вам напоминает этот человек?

11. Этот человек здоров?

12. Что именно на рисунке производит на вас такое впечат­ление?

13. Этот человек счастлив?

14. 4то именно на рисунке производит на вас такое впечат­ление?

15. 4то вы чувствуете по отношению к этому человеку?

16. Считаете ли вы, что это характерно для большинства лю­дей? Почему?

17. Какая, на ваш взгляд, погода на рисунке?

18. Кого напоминает вам этот человек? Почему?

19. 4его больше всего хочет этот человек? Почему?

20. Как одет этот человек?

Др 1. Что это за дерево?

Др2. Где в действительности находится это дерево?

ДрЗ. Каков приблизительный возраст этого дерева?

Др4. Это дерево живое?

Др5. А (если испытуемый считает, что дерево живое):

а) что именно на рисунке подтверждает, что дерево жи­вое?

б) нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно?

в) Чем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева?

г) Как вы думаете, когда это произошло?

Б (если испытуемый считает, что дерево мертвое):

а) чем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева?

б) Как вы думаете, когда это произошло?

Др6. Как вы думаете, на кого это дерево больше похоже — на мужчину или на женщину?

Др7. 4то именно в рисунке подтверждает вашу точку зрения?

Др8. Если бы здесь вместо дерева был человек, в какую сторо­ну он бы смотрел?

Др9. Это дерево стоит отдельно или в группе деревьев?

Др10. Когда вы смотрите на рисунок дерева, как вам кажется: оно расположено выше вас, ниже или находится на од­ном уровне с вами?

Др11. Как вы думаете, какая погода на этом рисунке?

Др 12. Есть ли на рисунке ветер?

Др13. Покажите мне, в каком направлении дует ветер.

Др14. Расскажите подробнее, что это за ветер.

Др15. Если бы на этом рисунке вы изобразили солнце, где бы оно располагалось?

Др16. Как вы считаете: солнце находится на севере, востоке, юге или западе?

Др17. О чем заставляет вас думать это дерево?

Др18. О чем оно вам напоминает?

Др19. Это дерево здоровое?

Др20. 4то именно на рисунке производит на вас такое впечат­ление?

Др21. Это дерево сильное?

Др22. 4то именно на рисунке производит на вас такое впечат­ление?

Др23. Кого вам напоминает это дерево? Почему?

Др24. В чем больше всего нуждается это дерево? Почему?

Др25. Если бы вместо птицы (другого дерева или другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к основному дереву) был человек, то кто бы это мог быть?

Д 1. Сколько этажей у этого дома?

Д2. Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь?

ДЗ. Это ваш дом? (Если нет, то чей? )

Д4. Когда вы рисовали этот дом, кого вы представляли себе в качестве его хозяина?

Д5. Вам бы хотелось, чтобы этот дом был вашим? Почему?

Д6. Если бы этот дом был вашим, и вы могли распоряжаться им так, как вам хочется:

а) Какую комнату вы бы выбрали для себя? Почему?

б) С кем бы вы хотели жить в этом доме? Почему?

Д7. Когда вы смотрите на рисунок дома, он вам кажется рас­положенным близко или далеко?

Д8. Когда вы смотрите на рисунок дома, вам кажется, что он рас­положен выше вас, ниже или примерно на одном уровне с вами?

Д9. О чем вас заставляет думать этот дом?

Д10. О чем он вам напоминает?

Д11. Этот дом приветливый, дружелюбный?

Д12. Что именно на рисунке производит на вас такое впечат­ление?

Д13. Считаете ли вы, что эти качества свойственны большин­ству домов? Почему?

Д14. Какая, по вашему мнению, погода на этом рисунке?

Д15. О ком вас заставляет думать этот дом? Почему?

Д16. В чем больше всего нуждается этот дом? Почему?

Д17. Для чего нужна труба на крыше?

Д18. Куда ведет эта дорожка?

Д19. Если бы вместо дерева (куста, ветряной мельницы или любого другого объекта на рисунке, не имеющего отно­шения к самому дому) был человек, то кто бы это мог быть?

ІІ.

1. Провести качественную и количественную интерпретацию симптомов рисунка пользуясь 1 или 2 вариантом качественной интерпретации и схемой симптомокомплексов признаков, выделенных по методике ДДЧ Р. Ф. Беляускайте.

2. При изучении методики «Дом-Дерево-Человек» необходимо придерживаться следующей схемы анализа и интерпретации:

ДЕТАЛИ

А. Количество.

Б. Уместность.

В. Акцентирование.

Г. Последовательность деталей.

Д. Эротические проявления.

Е. Согласованность.

ПРОПОРЦИИ

А. Отношение размера рисунка к размеру страницы.

Б. Отношение фрагмента к рисунку в целом.

В. Отношение между фрагментами рисунка.

Г. Согласованность.

ПЕРСПЕКТИВА

А. Положение рисунка на странице.

Б. Положение рисунка относительно наблюдателя.

В. Положение фрагмента относительно рисунка в целом.

Г.Взаимное расположение фрагментов.

Д. Движение.

Е. Способ изображения.

Ж. Согласованность.

ВРЕМЯ

А. Отношение общего количества затраченного времени к каче­ству рисунков.

Б. Отношение качества рисунка к количеству затраченного вре­мени.

В. Латентный период, предваряющий рисование.

Г. Пауза в процессе рисования

Д. Пауза в комментариях.

Е. Согласованность.

КАЧЕСТВО ЛИНИЙ

А. Моторный контроль.

Б. Нажим.

В. Тип линии.

Г. Согласованность.

САМОКРИТИЧНОСТЬ

ОТНОШЕНИЕ К ЗАДАНИЮ

КОММЕНТАРИИ

А. Комментарии рисуночной фазы

Б. Пострисуночные комментарии

3. В заключении работы предоставляется отчет по психодиагностической процедуры с обобщенным психологическим диагнозом и прогнозом перспектив развития личности

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОЦЕДУРЫ ИНТЕРПРИТАЦИИ МЕТОДИКИ «Дом—Дерево—Человек» Предложен Дж. Буком в 1948 г.

Цель методики. Оценка личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.

Интерпретация

Вариант 1

Каждый объект (дом, дерево, человек), нарисованный отдель­но или в композиции, следует рассматривать как автопортрет, поскольку каждый испытуемый изображает его с некими осо­бенностями, имеющими для него по каким-либо причинам существенное значение, причем эти особенности имеют ре­альную подоплеку, отличную от того, что могут говорить об этом испытуемые.

Процесс интерпретации заключается в последовательном ана­лизе следующих групп элементов: детали, пропорции, перспек­тива, время, качество линий, самокритичность, отношение к заданию, комментарии.

Исследователь должен иметь в виду, что тот или иной элемент в одной конфигурации может иметь значение, полностью отли­чающееся от присвоенного ему значения в другой конфигура­ции, а также и то, что он может иметь больше одного значения.

ДЕТАЛИ

Считается, что детали рисунка символизируют собой то, на­сколько испытуемый ориентируется в различных ситуациях повседневной жизни и его интерес к ним. Исследователь дол­жен выяснить глубину этого интереса, насколько реалистичен его взгляд на жизнь, субъективное значение, которое он при­писывает жизненным ситуациям, и способ организации по­вседневной жизни в целом.

А. Количество.

Во-первых, исследователь должен установить количество основных обязательных деталей, использованных в рисунке. Например, дом должен иметь, по крайней мере, од­ну дверь (за исключением того случая, когда нарисована толь­ко боковая стена), одно окно, одну стену, крышу и, если не было оговорено, что дом находится в теплых краях, — трубу, или другое средство для выхода дыма из печи, или что-то, что может использоваться для обогрева дома. Дерево должно иметь ствол и, по крайней мере, одну ветвь (если не оговарива­ется, что это пень, — в таком случае, очевидно, ответ необхо­димо расценивать как «аномальный»). Нарисованный человек должен иметь голову, тело, две ноги, две руки (при условии, что отсутствие какой-либо конечности или конечностей не объясняется устно и что человек не нарисован в профиль), а также два глаза, нос, рот и два уха (опять же если отсутствие какой-нибудь из данных деталей не объясняется отдельно). Отсутствие обязательных деталей в рисунках испытуемых, имевших средний уровень интеллекта или выше среднего, ча­сто свидетельствует о снижении этого уровня.

Если с точки зрения пропорций и перспективы рисунок вы­полнен хорошо, но содержит минимум деталей, это может оз­начать, что испытуемому свойственны:

1) склонность к замк­нутости (считается, что по количеству деталей можно судить о степени контактности с окружающей средой)

2) «аномаль­ное» игнорирование традиционных вещей.

Если использование минимума деталей в рисунке сочетается с низким уровнем качества пропорциональных и пространст­венных отношений, можно предположить, что:

1) испытуе­мый является умственно отсталым;

2) происходит снижение его интеллектуальной работоспособности, которое имеет либо обратимый, либо необратимый характер.

Изображение чрезмерного количества деталей, по-видимому, всегда является патоформным элементом, так как обычно это признак непреодолимой потребности в структурировании си­туации в целом, чрезмерное беспокойство, связанное с окру­жающей средой (определить, с чем именно связаны эти про­явления, можно по типу использованных деталей).

Во-вторых, производится качественная оценка использован­ных деталей. Например, окно (окна) дома — это образ визуаль­ного контакта. Очевидно, что дверь (или двери) подразумевает возможность входа или выхода; фронтальная дверь может представлять собой и вход и выход, то есть она символизирует доступность, а задняя и (или) боковая дверь, по-видимому, обычно представляет выход, бегство от действительности. Замкнутый, ушедший в себя испытуемый может проявлять свою враждебность в том, что рисует окна без стекол, совсем не рисует окна или не рисует их на первом этаже; рисует окна, но дополняет их ставнями, штриховкой, занавесками, штор­ками и т. п.; рисует дверь с тяжелыми дверными петлями, ог­ромными замками и т. д. Считается, что дерево в виде замочной скважины, т. е. с кроной в виде круга или овала, место соединения со стволом у которо­го может быть как замкнутым, так и незамкнутым, а ствол — в виде двух вертикальных линий, соединенных или не соеди­ненных в основании, означает сильные враждебные импульсы. Дерево такой формы большей частью представляет собой неза­полненное пространство.

Враждебность выражается:

1) в неже­лании испытуемого рисовать те детали, которые обычно изоб­ражаются или представляются в виде штрихов;

2) в его отказе изобразить более подробно структуру кроны (которая интерпре­тируется как показатель взаимосвязи, степени и т. д. его стрем­ления к получению удовлетворения от окружающего мира).

Рубцы и (или) сломанные, поникшие или мертвые ветви дерева, по-видимому, символизируют психические травмы. Графические или вербальные указания, свидетельствующие о том, что дерево мертвое, расцениваются как признаки чувства неполноценности или несостоятельности, бесполезности, вины и т. п. При этом об­раз совершенно мертвого дерева может означать плохую приспо­собленность испытуемого в большей мере, чем образ частично мертвого дерева. Чаще всего мертвыми или частично мертвыми называют ветви или корни, в этом случае интерпретация, право­мерность которой пока не доказана, трактует поврежденные вет­ви как символ травмирующего воздействия окружающей среды; мертвая корневая система подразумевает внутриличностную дис­гармонию или распад психических функций. Если испытуемый не нарисовал корни, можно попросить его сделать это. Предполагается, что корневая структура может представлять силу и качество тех аспектов личности, которые теоретически располагаются как бы ниже сознательного уровня. Вероятно, дерево символизирует то, как чувствует себя испы­туемый в окружающей его реальности. Так как внешние силы, воздействующие на дерево, преимущественно являются мете­орологическими, неудивительно, что через описание погод­ных условий многие испытуемые могут выражать свои чувства по отношению к тому, является ли окружающая реальность в целом благосклонной и дружественной или угнетающей и враждебной.

Ветер, как принято считать, символизирует чувство подвер­женности воздействию сил, которые практически не поддают­ся управлению. Направление ветра умеренной силы слева направо по гори­зонтали считается общепринятым и никак не интерпретирует­ся. Если, по словам, испытуемого, ветер сильный, а направле­ние отличается от обычного, то это, как правило, имеет какое-то особое значение. Считается, что ветер, который, по словам испытуемого, дует снизу вверх (вертикально или по диагона­ли), символизирует его сильное желание перенестись из ре­ального мира в мир фантазии; а ветер, дующий по диагонали от верхнего угла к нижнему, имеет противоположное значение (при этом направление интерпретируется с точки зрения вре­мени: левый угол — прошлое, правый — будущее). Считается, что заходящее солнце может означать депрессивное на­строение. Солнце, нарисованное за облаком, подразумевает тре­вожащие и не дающие удовлетворения отношения между испыту­емым и «согревающей» или враждебной, угрожающей фигурой. Даже при наличии таких негативных характеристик погоды, как сильная жара или сильный холод и т. п., исследователь не должен делать скоротечных выводов без получения дальней­ших доказательств, ибо описание таких экстремальных усло­вий может указывать просто на то, что испытуемый чувствите­лен и даже отзывчив к новым и интенсивным раздражителям. Руки человека как бы представляют собой орудие, при помо­щи которого совершается оборонительное или наступатель­ное действие в отношении окружающего мира или самого се­бя, а ступни символизируют движение. Испытуемый может выразить чувство собственной беспомощности, нарисовав ав­топортрет без рук и ступней.

Глаза, нос, рот и уши представляют собой органы, восприни­мающие внешние стимулы, которые могут быть неприятными (как, например, выслушивание обвинений), могут привести к конфликту или проблеме. Рисунок человека, имеющего толь­ко глаза, свидетельствует о подозрительности и излишней ос­торожности, отсутствие носа, ушей и рта указывает на нежела­ние общаться.

Б. Уместность .

Поскольку испытуемого просят нарисовать только дом, дерево и человека, то можно подвергнуть логичес­кому сомнению уместность любой детали, которая не является реально неотъемлемой частью каждого из перечисленных объ­ектов. Примерами лишних деталей (которые, по-видимому, представляют собой потребность испытуемого структурировать ситуацию) являются следующие: для рисунка дома — дерево во дворе, для рисунка дерева — птица на нем или животное около него, для рисунка человека — дверь, в которую он стучит, и т. п. Считается, что деревья (или кусты), нарисованные возле дере­ва или человека, часто олицетворяют людей (обычно членов семьи испытуемого), а расстояние между ними часто символи­зирует близость или отдаленность в их взаимоотношениях. Линия земли (линия основания) в рисунке дома, дерева или чело­века, строго говоря, не является уместной деталью. Она интер­претируется как признак незащищенности вообще (поскольку можно сказать, что в некотором смысле линия земли является элементом, укрепляющим реальность рисунка). Кроме того, человек, рисующий эту линию, испытывает большую потреб­ность в структурировании рисунка, чем все остальные испыту­емые. Линия основания дает необходимую точку отсчета, обеспечивает стабильность рисунка в целом. Конкретное значение линии основания, по-видимому, зави­сит от:

1) объекта, который над ней нарисован (линия основа­ния реже всего рисуется под человеком, чаще всего под дере­вом);

2) количества объектов, нарисованных над этой линией;

3) степени акцентирования (о котором можно судить по раз­мерам линии, подкреплению, свойствам и т. д.).

Значение линии основания может напрямую зависеть от каче­ства, которое приписывает ей испытуемый. К неуместным деталям можно отнести облака в небе для лю­бого из трех рисунков (в «ДДЧ» облака, по-видимому, симво­лизируют тревожность, связанную с взаимоотношениями с окружающей реальностью),

В. Акцентирование.

Оно может быть как позитивным, так и не­гативным. Существует несколько форм позитивного акценти­рования. В некоторых случаях может уделяться чрезмерное внимание несущественным деталям, например окно, расчер­ченное на множество клеток и похожее на сетку. Может про­являться навязчивая потребность в подкреплении какой-либо детали: испытуемый возвращается к ней снова и снова, иногда даже после завершения рисунка. Такое подкрепление в целом может означать смутную тревогу, а конкретно — свидетельст­вовать о фиксации на данном объекте (объект фиксации может быть реально нарисован или представлен в символичес­ком виде), действии или отношении.

Негативное акцентирование также может быть передано не­сколькими способами:

1) испытуемый может стереть нарисо­ванную деталь частично или полностью;

2) может вычеркнуть одну из основных деталей рисунка.

Примеры акцентирования на такой детали дома, как труба на крыше: а) над трубой изображаются густые клубы дыма; б) тщательно прорисовывается сама труба и (или) материал, из которого она сделана; в) выделяется контур трубы. Подобное акцентирование может обозначать определенную озабочен­ность мужским сексуальным символом и другие проблемы по­добного рода.

Д. Эротические проявления.

Исследователь должен проверить все три рисунка на предмет наличия эротических деталей, изо­браженных реально или символически. Окна, нарисованные без оконных стекол, иногда символизи­руют оральный (или) анальный эротизм, так же как и чувство враждебности. Дерево, нарисованное на вершине дугообразного холма, по-видимому, нередко означает орально-эротиче­скую фиксацию, часто вместе с потребностью в материнской защите. Рисунок трубы на крыше с трудом дается тому испы­туемому, который переживает сексуальный конфликт, если он воспринимает ее как фаллический символ. Часто чрезмерное внимание уделяется эрогенным зонам тела (рот, груди, ягодицы и т. п.), в этом случае можно обнаружить некоторые психосексуальные отклонения, фиксации или не­зрелость при помощи интерпретации и тщательного опроса после выполнения рисунка.

По-видимому, в случае более откровенного представления сексуальных деталей, — особенно если интеллектуальный уро­вень испытуемого средний или выше и он ведет себя в соци­ально приемлемой манере, — наиболее вероятно, что это про­явление серьезного расстройства личности.

Е. Согласованность.

Исследователь должен определить отно­сительную согласованность деталей как в каждом рисунке, так и между всеми тремя рисунками. Если между ними существу­ет значительная разница — например, когда в двух из них ис­пользовано большое количество деталей, не согласующееся с их незначительным числом в третьем, ему необходимо обяза­тельно обратить на это внимание.

ПРОПОРЦИИ

Считается, что значение пропорциональных отношений, от­раженных в рисунках дома, дерева и человека, в большинстве случаев демонстрирует оценки, которые испытуемый присва­ивает вещам, ситуациям, людям и т. д., представленным в его рисунках в реальном или символическом виде.

Г. Согласованность.

Не следует ожидать полной пропорцио­нальной согласованности между фрагментами рисунка, также как и пропорциональности отдельных фрагментов. Однако, если замечена рассогласованность, ее необходимо расцени­вать как подозрительный факт, и исследователь должен поста­раться найти этому объяснение.

ПЕРСПЕКТИВА

Считается, что, используя в рисунке тот или иной вид пер­спективы, испытуемый раскрывает свое видение очень широ­ких и сложных взаимосвязей, которые он вынужден устанав­ливать с окружающим миром, существующими в нем людьми, а также способы поддержания этих взаимосвязей.

Д. Движение.

Если испытуемый рисует дом в движении (такое движение должно носить катастрофический характер — на­пример, падение или разрушение), следует расценивать такое изображение по меньшей мере как патоформное, а чаще всего — патологическое.

За «движение» в рисунке дерева можно принять только такое изменения положения дерева, причиной которого могут быть природные катаклизмы или разрушительные действия чело­века.

Движение в рисунке человека, в отличие от движения в рисунке дерева, а особенно дома, не должно расцениваться как патоформное или патологическое. Напротив, оно может выражать ощущение удовлетворительной адаптации испытуемого.

Е. Способ изображения.

Исследователь должен обратить вни­мание на два момента: 1) применение нетипичных способов штриховки; 2) применение правдоподобного и реалистичного изображения.

Прежде всего, исследователь должен научиться различать нор­мальный и ненормальный тип штриховки (который, как пред­полагают, всегда служит показателем тревожности). В связи с этим необходимо рассмотреть следующие моменты: 1) коли­чество времени, затраченного на штриховку; 2) нажим; 3) под­крепление штриховки — произвольный возврат к штриховке в процессе работы над данным рисунком или над следующими либо на этапе пострисуночного опроса. Нормальная штрихов­ка (используется тогда, когда присутствие некоторых деталей на рисунке только подразумевается) наносится быстро, без сильного нажима и повторного возврата к ней. Что касается реалистичного способа изображения, то иногда, например, испытуемый может начать с создания проекта или плана этажей дома. Исследователь должен позволить закон­чить эту работу без комментариев со своей стороны. Очевид­но, что этот тип изображения противоречит норме. По-види­мому, такой рисунок всегда является показателем серьезного конфликта в доме испытуемого. Рисуя план этажей дома, ис­пытуемый, по-видимому, систематизирует ситуацию и факти­чески обнаруживает перед исследователем существование сложных взаимоотношений. Особого внимания заслуживает присущее таким испытуемым свойство выражать в рисунке свое отношение к проблемам, связанным с определенной комнатой (гостиная комната — гости, спальня — секс, ванная — отвержение, гигиена) или с людьми, проживающими в них, что выражается в бессознательном изменении размеров ком­нат, а иногда — их расположения.

Попытки уклонения, с одной стороны, и погрешности в изоб­ражении действительности — с другой, расцениваются соот­ветственно — первая как потенциально, а вторая как фактиче­ски патоформная реакция.

Ж. Согласованность.

Не следует ожидать абсолютной согласо­ванности рисунка с точки зрения оценки перспективы, поскольку в большинстве случаев рассогласованность выражает индивидуальные различия испытуемых (на самом деле абсо­лютную согласованность, очевидно, можно считать патологи­ческой). Тем не менее приемлемая степень согласованности должна иметь место. К сожалению, в настоящее время поня­тию «приемлемая степень согласованности» нельзя дать удов­летворительное определение.

ВРЕМЯ

Предполагается, что, определив как количество времени, за­траченного испытуемым, так и продуктивность его использо­вания в процессе рисования и последующего опроса, исследо­ватель может узнать, насколько значим для испытуемого дан­ный рисунок в целом или составляющие его части.

А. Отношение общего количества затраченного времени к каче­ству рисунков.

Если качество рисунка высокое, нет нужды за­даваться вопросом о степени психической интеграции лично­сти испытуемого, даже если было затрачено много времени. Исследователь должен решить, оправдано ли затраченное вре­мя количеством деталей и способом их изображения. Если об­щее время (на все три рисунка) меньше 2 минут или больше 30 минут, исследователь, вероятно, имеет полное основание сде­лать вывод о наличии некоего аномального фактора, если нет доказательств обратного.

Б. Отношение качества рисунка к количеству затраченного вре­мени.

Критерий в данном разделе тот же, что и в предыдущем, только рисунки рассматриваются по отдельности.

Д. Пауза в комментариях.

Продолжительность паузы, сделан­ной испытуемым во время непосредственного или пострисуночного комментария, который он внезапно прерывает, долж­на быть записана. В таких случаях обязательной процедурой является дополнительный опрос.

Е. Согласованность.

Предполагается, что время, затраченное на тот или другой рисунок, должно быть примерно одинаково. Хо­тя также необходимо учесть, что обычно на адекватное изобра­жение дома и человека затрачивается больше времени, чем на рисунок дерева. Большое количество времени, затраченное на тот или иной рисунок, может свидетельствовать о наличии у ис­пытуемого сильного чувства (положительного или отрицатель­ного) по отношению к изображаемому объекту в целом или к его конкретному фрагменту либо к той идее, которая символи­чески выражена рисунком или его фрагментом. Если испытуе­мый затратил очень мало времени, это указывает на отклонение испытуемым самого задания и (или) изображенного объекта, идеи или ситуации, символически представленной в рисунке.

КАЧЕСТВО ЛИНИЙ

А. Моторный контроль.

Среднестатистический индивид не должен испытывать больших затруднений при рисовании, прямых линий. Углы и кривые линии в его рисунке должны быть четко прорисованы, а процесс их рисования — контро­лируемым. Несоответствие уровня моторного контроля этим требованиям предполагает недостаточную функциональную приспособленность личности или нарушение в центральной нервной системе, при этом степень отклонения от нормы за­висит от значительности органического или функционально­го нарушения.

Однако необходимо учитывать, что люди, которые большую часть жизни занимались тяжелым ручным трудом, не смогут манипулировать таким довольно деликатным инструментом, как карандаш или мелок, с легкостью клерка, поэтому иссле­дователь должен быть осторожен в выводах, чтобы не сделать заключения, что эта неспособность, обусловленная родом за­нятий, является симптомом нервной болезни — такой, как ранний атеросклероз.

Б. Нажим.

Жирные линии в рисунке испытуемого, не имею­щего нарушений центральной нервной системы, оцениваются в соответствии с характером их использования. Например: 1) если весь рисунок выполнен жирными линиями, можно сде­лать вывод о наличии напряженности неопределенного харак­тера; 2) если такие линии использованы в изображении опре­деленных деталей рисунка, это может означать: а) фиксацию на этой детали — и (или) б) враждебность, подавленную или открытую, по отношению к нарисованному объекту или тому, что он символизирует; 3) если контур дома, дерева или челове­ка нарисован жирными линиями, в отличие от других линий внутри этих рисунков, можно предположить, что испытуемый прилагает все усилия, чтобы сохранить личностный баланс; 4) если жирными линиями нарисован торец дома или ствол дере­ва, это, вероятно, означает, что пациент старается сохранить контакт с реальностью и отказывается от возможности полу­чить удовлетворение в фантазии; 5) очень жирная линия зем­ли обычно интерпретируется как отражение чувства тревож­ности, вызванного взаимоотношениями в реальной жизни; 6) жирные линии контура крыши дома означают (если рассмат­ривать дом в качестве автопортрета) фиксацию на фантазии как источнике удовлетворения с сопутствующим этому чувст­вом тревоги.

Если все три рисунка выполнены чрезвычайно слабыми лини­ями, то это интерпретируется как показатель генерализован­ного чувства неполноценности, сопровождаемого нереши­тельностью и боязнью поражения. Если линии постепенно становятся более тонкими, начиная с рисунка дома и заканчи­вая рисунком человека, можно предположить наличие генера­лизованной тревоги и (или) депрессии. Если слабые линии ис­пользованы только при выполнении некоторых деталей, это говорит об определенном нежелании испытуемого рисовать данную деталь (или несколько деталей) из-за того, что она (они) фактически или символически представляет (ют).

В. Тип линии.

Исследователь должен определить следующие характеристики линий, использованных испытуемым в рисун­ке: 1) линии прерывистые или непрерывные; 2) линии всегда (или почти всегда) твердые и прямые — или всегда (или почти всегда) плавные и изогнутые.

Постоянное использование эскизных отрывистых линий в лучшем случае, вероятно, выражает потребность в аккуратно­сти и скрупулезности, в худшем (особенно если линия нарисо­вана очень медленно) — это патоформный признак. Жесткая, прямая линия часто оказывается выражением внутренней ри­гидности (бескомпромиссности). Обычно кривая линия — здоровый знак, хотя она также может свидетельствовать о не­приятии условностей и (или) ограничений.

Г. Согласованность.

Изображение дома, как правило, требует прямых линий. Человека в целом преимущественно рисуют с помощью кривых линий. Для рисунка дерева обычно необхо­димо сочетание линий обоих типов. Отклонения от обычно используемого типа линий и качества их нажима в данном ри­сунке, очевидно, являются патоформными; кроме того, необ­ходимо регистрировать колебания типа и нажима линий внут­ри контура данного рисунка.

САМОКРИТИЧНОСТЬ

Самокритичностью считается: а) критическая позиция испы­туемого и б) его готовность что-то предпринять с тем, что он посчитал неправильным.

Способность к объективной оценке, критике и умение поль­зоваться такой критикой — одни из тех интеллектуальных функций, которые в первую очередь страдают от чрезмерной эмоциональности и (или) процессов, связанных с органичес­ким поражением мозга. Из этого следует, что полезно анали­зировать дефекты, обнаруженные испытуемым в рисунках, и определять, какие корректирующие шаги он предпринимал и насколько они были успешны. Считается (и критический опыт, по-видимому, оправдывает это шредположение), что самокритичное отношение хорошо интегрированного индивида будет достаточно стабильным в течение работы над всеми тремя рисунками. Полное отсутствие попыток испытуемого со средним или бо­лее высоким интеллектуальным уровнем внести изменения в рисунок не очень высокого качества фактически является патоформным случаем.

ОТНОШЕНИЕ К ЗАДАНИЮ

Предполагается, что отношение испытуемого к «ДДЧ» в целом будет указывать на степень его готовности принять новое и, возможно, более трудное задание, что его отношение к отдель­ным рисункам зависит от ассоциаций, вызванных тем или иным рисунком или отдельным его фрагментом.

КОММЕНТАРИИ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.085 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь