Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


К интерпретационным каталогам



Ошибочно мнение, которое, к сожа­лению, является очень распространен­ным, о том, что анализ и интерпретация рисунков сводятся лишь к их тщатель­ному и последовательному просмотру, направленному на выделение всех воз­можных формальных и содержатель­ных признаков, а затем к поиску в ка­талоге значения каждого из них.

Хочется призвать исследователей к разумности и умеренности при ис­пользовании каталогов и предостеречь от бездумного и формального подхо­да к интерпретации. Предостережения связаны с несколькими причинами.

За время, прошедшее после разра­ботки интерпретационных каталогов, а большая часть из них была создана более 50 лет назад, мир значительно изменился. Изменения затронули все грани жизни, например, потеряли дет­скую специфику сюжеты раскрасок, комиксов. Изменился стиль изобра­жения человека, приобрела популяр­ность кукла Барби с ее недетской фи­гурой, и в настоящее время уже не редкость детские рисунки с акценти­рованными признаками пола. Это надо иметь в виду, потому что в мето­дической литературе по графическим методам исследователи часто ссыла­ются на зарубежные источники 1948, 1950, 1953 и 1958 гг. относя их к совре­менной литературе (Романова Е. С, Потемкина О. Ф., 1991).

Исторические корни ДДЧ — это за­падная культура, и в каталогах не мо­гут учитываться культурные, этничес­кие и национальные особенности. На­пример, при интерпретации рисунков женщины-мусульманки следует при­нимать во внимание различия в мента­литете, в отношении к семейному оча­гу, к себе, к своей роли. Другой пример влияния социокультурных факторов — изменение символической интерпретации изображения волос на рисунке че­ловека (мужчины). В каталогах 50-лет­ней давности волосы интерпретируют­ся как признак мужественности, храб­рости, силы и стремления к ним. Присущее многим мужчинам желание любыми способами сохранить волосы соотносится с такой интерпретацией. Однако в настоящее время есть и дру­гая тенденция — бритье волос наголо как доказательство свой мужественно­сти. Такие молодежные группировки, как «бритоголовые», трудно назвать миролюбивыми.

Поп-культура, средства массовой информации оказывают все более сильное влияние на представления об идеале красоты, формируя соци­альные стереотипы, которые в некото­рых случаях могут не иметь широкого распространения, а быть присущими представителям отдельных субкуль­тур. Отслеживать также изменения сложно, так как это требует проведе­ния масштабных социально-психоло­гических и социологических исследо­ваний и связано с финансовыми и вре­менными затратами, тем более что достаточно сложно прогнозировать, какие тенденции сохранятся, а что ока­жется сиюминутным. Так, с именем Бритни Спирс связано усиление зна­чимости зоны живота при оценке жен­ской привлекательности для молоде­жи. Дженифер Лопес изменила взгля­ды некоторых людей на объем идеальных женских бедер. Сказанное не относится ко всем социальным и возрастным группам, но в некоторых случаях может помочь при интерпре­тации рисунка человека.

В большей части каталогов интер­претация символического значения элементов основана на классическом понимании проекции как защитного механизма, в меньшей степени учтены другие, описанные в литературе виды проекции — атрибутивная, аутистическая, рационализированная и др.

Согласно психоаналитической тео­рии, являющейся основой имеющихся каталогов, в символизации нуждается то, что вытеснено. Как известно, пси­хоанализ возник почти 100 лет назад в пуританском обществе, жестко регла­ментирующем сексуальное поведение, что привело к вытеснению сексуальных переживаний в сферу бессознательно­го. Из-за сексуальной свободы в совре­менном обществе снижена вероятность возникновения травматических пере­живаний, связанных с сексуальной сферой. Поэтому возникает вопрос: всегда ли правомерна установка иссле­дователя на поиск в рисунке фалличес­ких или других сексуальных символов?

Каталоги изначально предназнача­лись для анализа рисунков взрослых, сформировавшихся людей, не учитыва­лось влияние возрастных особенностей детей на изобразительную деятель­ность. Мы не исключаем возможности использования каталогов в детской практике, но призываем к большой ос­торожности.

Ни один каталог не в состоянии охватить все разнообразие особеннос­тей рисунков; любые выводы, сделан­ные исследователем на основании со­держащейся в них информации, носят вероятностный характер, это отмеча­ют и сами составители этих изданий.Строя свои интерпретации на сим­волике коллективного бессознатель­ного, авторы каталогов не могут учи­тывать индивидуальное своеобразие значений, смысла, символики элемен­тов изображения. Следует отметить, что наличие у обследуемого интеллек­туального дефекта ограничивает, а воз­можно, и исключает символическую интерпретацию.

В опубликованных интерпретаци­онных каталогах можно видеть тен­денцию к анализу все большего коли­чества признаков рисунков за счет выделения более тонких нюансов в изображении объектов. Известно опа­сение исследователя упустить какую-нибудь важную информацию о пси­хологических особенностях обследуе­мого. Признаки рассматриваются как рядоположенные и не дифференциру­ются по степени значимости и инфор­мативности. Причины этого достаточ­но очевидны и понятны: прежде всего, это — многозначность анализируемых признаков, значение которых может существенно различаться у разных людей и у одного человека в разные периоды времени или при изменении состояния.

Достаточно типична ситуация, ког­да на рисунке имеется оригинальная деталь или особый характер изображе­ния элемента, интерпретация которых отсутствует в каталоге.

Пути решения исследователем этой проблемы:

• использование пострисуночного опроса (ассоциации, комментарий автора рисунка);

• использование словарей символов;

• интерпретация по аналогии (для этого необходим достаточный про­фессиональный и практический опыт);

• использование литературы по не­вербальному общению (при интер­претации позы изображенного че­ловека, положения рук и др.);

• мнение экспертов.

Однако все вышесказанное ни­сколько не умаляет значения интер­претационных каталогов: они дают ориентиры для понимания рисунков, без них нельзя обойтись. Но не следу­ет относиться к ним догматически.

Дом

Рисунок дома может рассматри­ваться как символическое изображе­ние самого автора; дом также представ­ляет собой семейную проблематику (отношение к матери и другим близ­ким), социальную адаптацию субъек­та, принятие внешнего мира и спосо­бы контакта с ним.

Следует отметить, что интерпрета­ция рисунка дома наименее разрабо­тана, возможно, именно поэтому рису­нок дома редко используется в само­стоятельном варианте.

Типы домов

Характер взаимосвязей между ти­пом нарисованного дома и личностны­ми особенностями его автора остается не до конца раскрытым и нуждается в дополнительных исследованиях. При интерпретации всегда необходимо учитывать реальную ситуацию, симво­лическое и индивидуальное значение, вложенное в рисунок.

Варианты изображения дома мно­гообразны: палатка, хижина, вигвам, шалаш, изба, многоэтажный дом, кот­тедж, вилла, замок, крепость, дворец, храм, избушка на курьих ножках, цер­ковь, школа, тюрьма, больница.

Одноэтажный дом остается наибо­лее популярным, типичным и менее информативным типом изображения. Детали будут иметь определяющее значение для интерпретации.

Многоэтажный дом:

• часто встречается у городских жи­телей как отражение реальности (дом, в котором он живет);

• признак семейного неблагопо­лучия;

• неудовлетворенная потребность в семейном очаге.

Дворец, замок:

• демонстративность личности;

• неудовлетворенность семейной си­туацией;

• оторванность от реальной жизни;

• социальная дезадаптация;

• желание уйти от окружающего мира в мир фантазий;

• потребность в восхвалении и восхи­щении по отношению к себе как к особе «царской крови»;

• креативные способности.

Крепость:

• потребность в безопасности и защите;

• восприятие мира как враждебного;

• возможно, социальная дезадап­тация.

Церковь — потребность в духовной поддержке или искуплении.

Палатка, шалаш — ощущение не­стабильности семейного очага.


Детали дома

Стены

Стены рассматриваются как грани­цы личности, характер их изображе­ния указывает на особенности отноше­ний человека с окружающей средой.

Фундаментальные, мощные стены:

• отгороженность от внешнего мира;

• потребность в защите;

• труднодоступность человека для воздействий извне. Тщательно прорисованные стены

(кирпичи, бревна, гвозди):

• педантичность, ригидность мыш­ления;

• признак органического поражения головного мозга.

Окна

Окна символизируют способность человека устанавливать контакт с людь­ми. Окна обычно рассматриваются в качестве признака открытости и доступ­ности, способности к самовыражению.

Отсутствуют или очень маленькие окна:

• подозрительность, враждебность, отчужденность;

• интровертированность, уход от об­щения;

• аутистические тенденции. Решетки на окнах, закрытые став­нями окна:

• закрытость;

• подозрительность.

Множество окон:

• готовность к контактам (возмож­но, демонстрируемая);

• доступность для взаимодействия.

Большие открытые окна:

• активная готовность к контактам;

• демонстрация чрезмерной откры­тости;

• эксгибиционистские тенденции.

Окна, расположенные на верхнем этаже дома и отсутствующие на нижнем, — стремление жить нереаль­ной, воображаемой жизнью, разрыв между фантазией и реальностью.

Наличие занавесок, ставней — стрем­ление контролировать открытое про­явление своих чувств.

Чуть приоткрытое занавеской окно:

• созерцательность;

• стремление к роли наблюдателя при общении.

Двери

Двери символизируют способность человека к прямым, непосредствен­ным контактам с людьми, степень от­крытости и доступности в общении. Анализируется очередность рисова­ния двери, имеет значение то, насколь­ко дверь доступна и удобно ли ее от­крывать.

Отсутствие двери:

• трудности в общении;

• низкая потребность в общении;

• неприступность и недосягаемость.

Маленькая дверь:

• нерешительность в социальных контактах;

• стремление ограничить сферу кон­тактов;

• нежелание впускать других в свое «Я».

Закрытая дверь (на запор, на за­мок):

• скрытность;

• враждебность;

• мнительность, подозрительность.


Большая дверь:

• излишняя зависимость от других;

• чрезмерная доступность;

• легкость в установлении контактов.

Открытая дверь:

• стремление демонстрировать до­ступность в межличностных кон­тактах;

• потребность получать тепло и сер­дечность от других людей;

• потребность в свободе.

Крыша

Крыша является символическим изображением сферы фантазии у че­ловека.

Отсутствие крыши (если она раз­рушена или ее снесло ветром) — чув­ство подчинения воздействию чуждых посторонних сил.

Крыша большая, акцентированная:

• фиксация на фантазиях как источ­нике удовольствия при межлично­стном взаимодействии;

• защитное фантазирование;

• мечтательность.

Дом, изображенный лишь в виде кры­ши — слабый контакт с реальностью.

Крыша в виде простой линии, соеди­няющей две стены:

• эмоциональная скованность;

• слаборазвитое воображение.

Труба

Труба может рассматриваться как символ теплоты в интимных отноше-.ниях, как признак эмоциональной зре­лости и равновесия. Представляется допустимой (со значительными ого­ворками) интерпретация трубы на ри­сунке как фаллического символа.

Отсутствие трубы:

• дистанцированность по отношениюк родительскому дому;

• недостаток психологического тепла.

Труба, нарисованная косо относи­тельно крыши, — начиная со школьно­
го возраста это — возможный признак интеллектуальной недостаточности.

Большое количество густого дыма над трубой:

• значительное внутреннее напря­жение;

• потребность освободиться от из­лишнего давления (как бы выпус­тить пар).

Дополнительные детали

Дорожка, хорошо прорисованная и подходящая к двери:

• открытость в общении, доступ­ность;

• тактичность;

• самоконтроль в социальных кон­тактах.

Очень длинные дорожки:

• противоречие между стремлением к контактам и необходимостью в
дополнительном времени для их установления;

• избирательность контактов.
Дорожка, суживающаяся перед вхо­дом в дом:

• потребность в ограничении кон­тактов;

• стремление к одиночеству.

Дорожки, которые окружают дом, но не ведут к дверям, — барьеры для общения, или защита. Деревья, кусты, цветы:

• символическое изображение значимых других;

• потребность структурировать про­странство из-за неуверенности, не­удовлетворенность потребности в безопасности, недостаточное удов­летворение потребности в любви и тепле;

• стремление оградить себя защит­ным барьером;

• чувство одиночества.

Забор:

• защита от нежелательного вторже­ния;

• замкнутость, интровертированность;

• потребность в эмоциональной за­щите.

Дерево

Дерево, как известно, — символ жизни и познания; рисунок дерева трактуется как отражение жизненных сил рисующего. Он раскрывает бессоз­нательную картину развития субъекта, отражает глубокое ощущение самого себя, чувствительность автора рисунка к влиянию среды, способы взаимодей­ствия с окружающим миром. Рисунок дерева более стабилен во времени и позволяет определить соматическое состояние человека, уровень его психо­логической зрелости. Этот рисунок ме­нее подвержен влиянию социальных норм и собственной цензуры, поэтому человек в нем легче выражает свои не­гативные и конфликтные черты.

Типы деревьев

Лиственные деревья

Они являются наиболее популяр­ными образами, что свидетельствует об адекватности, хорошем уровне адаптации к окружающему миру. Од­нако такое значение возможно только при отсутствии других деталей или особенностей изображения, например, засыхающего дерева, большого коли­чества мертвых веток и т. п. Яблоня:

• инфантильность личности;

• креативные способности;

• у женщин может указывать на же­лание иметь детей.

Береза:

• наличие конформизма;

• при эстетическом восприятии дей­ствительности (при условии эсте­тического изображения дерева).

Плакучая ива:

• сниженное настроение;

• эмоциональная лабильность;

• депрессивные тенденции;

• неудовлетворенность жизненной ситуацией.

Хвойные деревья

Сосна:

• целеустремленность;

• высокая потребность в достижении успеха;

• эмоциональная сдержанность. Ель:

• эмоциональная неудовлетворен­ность;

• чувство отверженности;

• нарушения в поведении, враждеб­ность (особенно в рисунках подро­стков).

Экзотические породы (пальма, эв­калипт, баобаб):

• желание новых впечатлений и при­ключений;

• авантюризм;

• демонстративность, желание пора­жать, удивлять окружающих своей необычностью;

• социальная дезадаптация;

• потребность в отдыхе;

• чувство потерянности в новых, не­привычных условиях;

• сложности в нахождении своего места в жизни;

• потребность в «тепличных» усло­виях.

Фантастические, или несуществу­ющие, деревья:

• социальная дезадаптация;

• воображение, креативность;

• уход от реальности в мир фантазий(может носить компенсаторный
характер).

Жизнеспособность дерева (уточня­ется при помощи пострисуночного опроса).

Мертвое дерево (не путать с изобра­жением «зимнего» дерева, без листьев):

• низкий уровень адаптации;

• неудовлетворенность человека жизненной ситуацией и собой;

• ощущение физической или психо­логической неполноценности;

• бессилие, беспомощность, невоз­можность изменить ситуацию;

• суицидальные тенденции;

• переживания, вызванные тяжелой или неизлечимой болезнью.

Умирающее, больное, засыхающие дерево:

• нарушенная приспособляемость;

• сниженное настроение;

• нехватка жизненных сил;

• в рисунках ребенка — переживание отсутствия заботы и опеки со сто­роны родителей;

• тяжелая хроническая болезнь;

• переживание неполноценности.

Детали дерева

Корни

Корни символизируют потреб­ность в безопасности и защите, внут­реннее равновесие человека, устойчи­вость его позиции.

Акцентирование корней, длинные корни:

• потребность в безопасности, опоре;

• привязанность, значимость семей­ных связей;

• ориентация на прошлое, чувство незащищенности.

Тонкие корни — слабый контакт че­ловека с реальностью. Мертвые корни:

• отсутствие или потеря внутренне­го равновесия;

• негативные переживания в раннем детстве.

Ствол дерева

Ствол дерева рассматривается как символ эго, ощущение силы своего Я, отражает понимание и осознание че­ловеком своих возможностей.

Маленький, слабо прорисованный ствол — ощущение дефицита соб­ственных возможностей.

Чрезмерно большой ствол:

• внешнее окружение воспринимает­ся как враждебное;

• защитная агрессия (иногда);

• гиперкомпенсация.

Ствол, нарисованный одной линией (одномерный), — конкретность мыш­ления, возможно, интеллектуальная недостаточность.

Ствол, срубленный или обломан­ный — психотравмирующее событие, которое «сломало» человека (его вли­яние сохраняется в настоящее время).

Отметки на стволе:

• недифференцированная тревога;

• травматические переживания.

Сломанные сучки, рубцы, шрамы на стволе, дупла рассматриваются как следы травматических переживаний. При рассмотрении рисунка как авто­портрета человека высота дерева — это линия жизни, и чем выше на ство­ле дерева отметка, тем ближе травма­тические переживания к настоящему времени. Дупло:

• различные сексуальные пережива­ния и травмы.

Дупло с птицами, маленькими жи­вотными:

• потребность в защите, тепле и уюте;

• наличие личностной подструкту­ры, которая не поддается контролю;

• неоднозначные отношения с эмо­ционально значимыми людьми;

• ощущение вторжения в свое эго.

Кора

Кора символизирует границу меж­ду эго и социумом.

Сильно прорисованная кора:

• замкнутость, отгороженность, аутистичность;

• потребность в защите;

• озабоченность отношениями с ок­ружающими;

• восприятие окружающего мира как враждебного.

Кора, изображенная путем зачернения всего ствола, — внутренняя тревога, наличие психологических про­блем, связанных с эго человека.

Крона

Крона дерева символизирует то­тальную психологическую защищен­ность человека, уровень сознательно­го контроля, отражает его настроение, уровень развития интеллектуальной сферы, фантазии и воображения. Вет­ви, образующие крону, отражают осо­бенности приспособления человека к среде, характер взаимоотношений с внешним миром, способность полу­чать удовлетворение от контактов, особенности личности,

Вершина кроны:

• способность к целеполаганию;

• степень осознанности целей;

• стратегия жизнедеятельности. Острая вершина — четкие пред­ставления о цели, направлении и об­щей стратегии своей жизни.

Вершина нечеткая, размытая — не­четко определенные жизненные цели, подверженность чужому влиянию.

Направление ветвей — уровень ак­тивности, фон настроения.

Ветви, направленные вверх, — ак­тивность, энергичность.

Ветви, направленные вниз, опущен­ные — низкий уровень активности, сниженное настроение, депрессивные тенденции.

Ветви, наклоненные вправо или вле­во, — отсутствие внутреннего равнове­сия человека.

Ветви, расходящиеся в стороны, — экстравертированность, экспансив­ность в общении.

Симметричность ветвей — уравно­вешенность эмоциональной и интел­лектуальной сфер.

Ветви, повернутые внутрь (к цен­тру дерева), — интравертированность, эгоцентризм, закрытость.

Тонкие ветви — беспокойство, нере­шительность.

Тонкие и высокие ветви — стремле­ние к фантазированию, компенсирую­щее проблемы в реальной жизни.

Сломанные, сухие, мертвые, по­врежденные ветви — пережитые физи­ческие или психические травмы; появ­ление молодых побегов отражает субъективное улучшение ситуации.

Листья дерева

Листья символизируют способность человека к установлению контактов с окружением и его психологическую защищенность в этих контактах.

Большое количество тщательно прорисованных листьев:

• педантичность как личностная чер­та, ригидность мышления;

• склонность к эмоциональному «за­стреванию» на переживаниях;

• застойность психических процес­сов, признак органического пора­жения головного мозга;

• художественная одаренность;

• эстетические потребности и чувства (только если большое количество
листьев способствует эстетическому совершенству изображения).

Острые листья — признак агрес­сивных отношений с окружающими.

Опадающие или опавшие листья — чувство одиночества или разочарова­ния, недостаток сил.

Дополнительные детали

Линия земли может рассматривать­ся как потребность в дополнительной опоре при контакте с реальностью.

Солнце:

• влияние на человека авторитетной и значимой личности;

• потребность в дополнительном ис­точнике тепла.

Облака на небе — признак генера­лизованной тревоги.

Атмосферные явления (солнце, ра­дуга, гроза, дождь, тучи):

• проблемы в эмоциональной сфере;

• эмоциональная нестабильность;

• сложности в самоконтроле.

Два дерева — символическое изоб­ражение себя и значимого другого.

Лес:

• чувство изоляции, одиночества;

• повышенная потребность в обще­нии.

Грибы встречаются на рисунках наркозависимых лиц.

Птицы, гнезда на дереве:

• переживание внедрения во внут­ренний духовный мир человека;

• сниженная способность принимать самостоятельные решения;

• желание быть полезным, приносить окружающим пользу.

Пейзаж:

• сентиментальность;

• хорошее воображение, креативные способности;

• склонность подчиняться эмоциям;

• потребность в дополнительных источниках тепла.

Изображение дерева в целом мож­но анализировать по следующим кри­териям.

Стандартность — оригинальность образов; это может отражать конформ­ность или нестандартность мышления. Чаще всего рисуют лиственные дере­вья, затем хвойные, экзотические бао­бабы, пальмы и реже всего — несуще­ствующие, фантастические.

Особенности контакта с окружа­ющим миром проявляются в характе­ре и количестве листвы, степени про­рисовки ствола, кроны.

Эстетические наклонности — уме­ние чувствовать прекрасное, эстети­ческая одаренность.

Интеллектуальная состоятель­ность — при нормальном развитии ре­бенка уже к школьному возрасту его рисунок приобретет двумерность: ствол не должен заканчиваться пря­мой линией (быть как бы обрублен­ным), а если прорисовываются отдель­ные листочки, то они не должны рас­ти от ствола.

Уровень адаптации.

Человек

Рисунок человека в большей степе­ни можно рассматривать как автопор­трет. Рисунок человека является отра­жением представления человека о себе, о своем реальном и идеальном «Я», о физическом (телесном), психо­логическом и социальном (предъявля­емом другим) образе. Изображение человека отражает осознаваемые и неосознаваемые аспекты отношения к себе и к окружению. Оно больше под­вержено социальным искажениям и цензуре со стороны сознания, поэтому в рисунке человека могут ярче про­явиться защитные механизмы.

Тип изображения человека

Человечек из палочек:

• неуверенность в себе;

• нежелание раскрываться в ситуа­ции обследования, сопротивление;

• непринятие своего тела;

• проблемы в сфере взаимоотно­шений.

Карикатура, шарж, мультиплика­ционный образ:

• потребность в самозащите;

• проблемы с самовыражением;

• негативное отношение к обследо­ванию;

• использование юмора для того, что­бы спрятать себя от других;

• непринятие себя.

Человек-кукла:

• желание вернуться в мир детства;

• инфантильность;

• зависимость от окружающих.

Фигура Бабы-Яги:

• враждебное отношение к женщи­нам;

• материнская депривация, отверже­ние матерью.

Поза человека

Бегущий человек:

• желание уйти, скрыться от какой-либо ситуации, тревожность, страх;

• стремление достичь чего-то, силь­ная занятость.

Человек, сидящий на краешке стула:

• сильное желание найти выход из ситуации;

• страх;

• одиночество;

• подозрительность.

Сидящий человек — недостаток энер­гии.

Человек в движении — креативные способности.

Человек изображен спиной к зрителю:

• замкнутость, закрытость, интровертированность;

• непринятие сложившийся ситуа­ции, психологический уход из нее.

Пол человека

Чаще всего при изображении чело­века рисуют человека своего пола.

Женщина рисует мужскую фигуру:

• нарушение половой идентифика­ции;

• непринятие своего тела;

• маскулинные черты личности;

• высокая значимость человека про­тивоположного пола (отца, люби­мого) или зависимость от него;

• амбициозность, карьерная направ­ленность.

Мужчина рисует женскую фигуру (встречается значительно реже, поэто­му имеет большую диагностическую ценность):

• нарушение половой идентифика­ции;

• гомосексуальная ориентация;

• пассивность;

• чувство неадекватности;

• фемининные черты личности.

Фигура с отсутствием признаковполовой принадлежности — наличие сексуальных проблем (кроме рисун­ков детей).

Элементы изображения человека Голова

Голова рассматривается как симво­лическое отражение сферы интеллек­туального, рационального контроля, воображения, фантазирования и эго человека.

Большая голова:

• на рисунках лиц с высоким интел­лектуальным уровнем, творчески одаренных;

• на рисунках детей дошкольного возраста;

• при интеллектуальной недостаточ­ности, органическом поражении головного мозга (грубое нарушение пропорций тела);

• в рисунках лиц, придающих боль­шое значение интеллектуальным способностям, сверхценность ин­теллектуальной сферы;

• фантазирование воспринимается как основной источник наслаж­дения;

• при наличии головных болей раз­личного происхождения. Маленькая голова:

• чувство неадекватности в социаль­ной и (или) интеллектуальной сфе­рах;

• стремление преодолеть рациональ­ный контроль для удовлетворения телесных влечений и уйти от болез­ненных переживаний или чувства вины, повышенная импульсив­ность в поведении.

Волосы

Волосы — символ величия для муж­чин и красоты, изящества, привлека­тельности для женщин, признак здоро­вья, силы, обаяния. Важно учитывать количество волос, вид прически, осо­бенности линий и штриховки.

Необычные прически:

• демонстративность;

• нарциссические черты личности.

Роскошные, красивые волосы (на женских рисунках) — значимость сек­суальной привлекательности.

Лицо

Лицо является символическим ото­бражением сферы общения, показате­лем уровня социального приспособле­ния и отношения к окружающим лю­дям.

Слабо прорисованные элементы лица, их нечеткость:

• застенчивость, боязливость, ро­бость;

• ощущение собственной неадекват­ности в персональных взаимоотно­шениях.

Тщательная прорисовка элементов лица:

• сильная озабоченность взаимоот­ношениями с окружающими;

• озабоченность своим внешним ви­дом;

• восприятие действий окружающих как враждебных и возникновение защитного доминантного, агрессив­ного стиля взаимодействия.

Заштрихованное лицо:

• выраженная тревога;

• психическое расстройство.

Отсутствие черт лица:

• враждебность, настороженность;

• шизоидные черты личности;

• стремление избежать общения;

• несформированность коммуника­тивных навыков.

«Разорванное лицо» (контур лица не замкнут или прерывается):

• неадекватность в отношениях с людьми;

• органическое или психическое на­рушение.

Глаза

Глаза рассматриваются как симво­лическое отображение способа взаи­модействия и получения информации об окружающем мире и других людях, принятия или отвержения внешнего мира, отражение внутреннего мира человека (глаза — зеркало души).

Большие глаза:

• чувство страха, беспокойства, подо­зрительности;

• потребность в самозащите;

• эгоцентризм;

• демонстративность, желание обра­тить на себя внимание;

• склонность обольщать, соблазнять, кокетливость (особенно в сочета­нии с длинными ресницами).

Маленькие глаза:

• погруженность в себя;

• желание видеть как можно меньше.

Глаза как точки:

• подозрительность;

• нарушение межличностных отно­шений.

Отсутствие глаз:

• стремление избегать зрительной информации;

• наличие зрительных галлюци­наций.

Закрытые глаза:

• враждебность;

• стремление избегать неприятных визуальных стимулов.

Уши

Уши символизируют отношение человека к аудиальной стимуляции —

открытость восприятия или насторо­женность к окружающему миру.

Необычные или акцентированные уши:

• навязчивое стремление постоянно прислушиваться;

• поражение слухового анализатора, нарушение слуха;

• чувствительность к критике;

• слуховые галлюцинации.

Маленькие или слабо прорисованные уши:

• желание закрыться, защититься от критики, заглушить ее;

• избирательное восприятие инфор­мации.

Нос

Нос рассматривается как сексуальный символ, его принято считать наиболее оче­видным «фаллическим заменителем».

Необычное или акцентированное изображение носа:

• сексуальная проблематика (чув­ство сексуальной неполноценнос­ти, значимость сексуальной сферы, стремление к мужской роли, сексу­альная дезадаптация);

• дисморфофобия (убежденность в мнимом уродстве носа или пере­оценка физического дефекта).

Прорисованные ноздри:

• стремление человека к чувствен­ным удовольствиям;

• повышенная обонятельная чув­ствительность;

• нарушение обоняния.

Рот

Психоаналитики считают рот пер­вым источником чувственного и эро­тического удовольствия.

Рот также может восприниматься как орган познания и контакта с ми­ром, а также как орудие «вербальной» агрессии.

Акцентирование рта:

• повышенная речевая активность;

• словесное «недержание», скверно­словие, вербальная агрессия;

• наличие речевых нарушений;

• алкоголизм;

• фиксация на пищевых проблемах.

Отсутствие рта:

• оральные конфликты (с позиции психоаналитической теории);

• проблемы с вербальной коммуни­кацией.

Рот, изображенный одной линией:

• напряженность;

• тенденция к гиперкритичности, аг­рессивности;

• возможны садистские наклонности.

Широкий оскал улыбки: характерен для рисунков детей; у взрослых может выражать подав­ленную агрессию, вынужденную при­ветливость.

Изображение зубов — вербальная аг­рессия (особенно на рисунках взрослых).

Полные губы — женственность, чув­ственность.

Подбородок

Подбородок — символ мужествен­ности, решительности, настойчивости.

Подчеркнутый подбородок — по­требность доминирования, подчине­ния себе других людей.

Слишком крупный подбородок:

• слабость и нерешительность, жела­ние скрыть собственную неполно­
ценность;

• стремление проявить свою муже­ственность, продемонстрировать большую решительность;

• скрытый страх перед ответственно­стью;

• агрессивные черты личности.
Слабовыраженный, маленький под­бородок — чувство беспомощности, неуверенности.

Подбородок, скрытый за бородой, — выраженное желание подчеркнуть свои сексуальные достоинства и муж­скую привлекательность.

Шея

Шея связывает тело (импульсивная жизнь) и голову (интеллектуальный контроль) и характеризует уровень равновесия между интеллектуальными и эмоциональными проявлениями.

Акцентированная, подчеркнутая шея — сильная потребность в интел­лектуальном контроле эмоциональ­ных импульсов.

Короткая, толстая шея — потвор­ствование своим слабостям и желаниям.

Толстая и длинная шея (крупная) — осознание своих телесных импульсов и выраженное стремление к их контролю.

Длинная шея:

• гиперсоциальные установки, ри­гидность, желание жестко контро­лировать потребности своего тела;

• шизоидные черты личности.

Отсутствие шеи:

• в рисунках детей дошкольного воз­раста;

• низкая зрелость, нахождение во власти телесных влечений;

• проблемы с рациональным управ­лением своими импульсами.

Кадык — подчеркивание своей му­жественности.

Туловище

Тело человека рассматривается в связи с основными потребностями че­ловека и его отношением к ним. Про­порции головы и туловища соотносят­ся с отношением между телесными и духовными потребностями человека.

Длинное и узкое туловище:

• замкнутость, отгороженность, ши­зоидные черты личности;

• плохой контакт с окружающими. Угловатое или квадратное тело —

стремление подчеркнуть мужествен­ность.

Маленькое туловище — отрицание телесных влечений как низменных, чувство собственной малоценности.

Крупное туловище — неудовлетво­ренность потребностей как осознава­емых, так и неосознаваемых.

Отсутствие тела:

• интеллектуальная недостаточность;

• психические нарушения;

• нарушения схемы тела;

• отрицание телесных влечений;

• непринятие себя.

Мускулистое тело:

• нарциссические черты личности, эгоцентризм;

• стремление представить себя в вы­годном свете.

Плечи

Плечи — символическое выраже­ние физической силы и физического совершенства.

Маленькие плечи — ощущение ни­чтожности, малоценности.

Покатые плечи:

• чувство отчаяния, вины, уныния;

• недостаток жизненных сил;

• женственность.

Угловатые плечи (квадратные, пря­моугольные):

• оборонительная позиция по отно­шению к людям;

• излишняя осторожность;

• враждебные тенденции.

Большие плечи:

• ощущение большой физической силы или стремление к этому;

• чрезмерная озабоченность силой и властью;


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.273 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь