Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Анализ содержания пострисуночного рассказа
Проведение пострисуночного опроса по стандартной процедуре (в виде беседы или интервью) не требовало разработки специальных приемов анализа вербальной продукции. Ответы обследуемого человека на заданные вопросы анализировались в основном на качественном уровне. Направление анализа определялось целью вопросов, таких как уточнение деталей изображения, получение ассоциаций, проверка возникших у психолога предположений. Использовались разнообразные формы применения вербальной части методики ДДЧ: составление рассказа, истории, сочинение сказки по созданным рисункам, поэтому перед исследователями возникала задача поиска оптимальных способов анализа текста. Если мы предлагаем обследуемому человеку придумать рассказ (историю, сказку), то тем самым усиливаем вербальную фазу методики. В этом случае мы можем получить разную, а зачастую и неожиданную, информацию, которая требует более пристального рассмотрения. При индивидуальной работе с клиентом качественного уровня анализа рассказов, как правило, достаточно. Акцент делается на рассмотрении содержательных и смысловых характеристик, таких как тема, наличие сюжета, персонажи или герой. Непосредственность контакта с клиентом позволяет при необходимости получить от него дополнительную информацию, проясняющую возникшие вопросы. При проведении научных исследований и использовании групповой формы применения методики исследователь работает с письменными вариантами рассказов. Поэтому здесь важно найти способы формализации процедуры анализа и определить количественные показатели. Несмотря на многочисленные публикации, подтверждающие клиническую информативность проективных рассказов, технология их анализа и интерпретации разработана недостаточно. В психологии интерес к изучению информативности, диагностической ценности и приемов анализа проективного рассказа во многом связан с использованием «Тематического апперцептивного теста» (ТАТ) — классической проективной методики Г. Мюррея. Широкое применение этой методики требовало решения теоретических, методологических и методических проблем. Не рассматривая подробно имеющиеся в литературе данные, остановимся на том, что может быть использовано при решении практических задач, возникающих при анализе рассказов по методике ДДЧ. Так, вполне применимы при анализе и оценке информативности рассказов по рисункам дома, дерева и человека сформулированные Г. Линдзи допущения, определяющие интерпретацию рассказов по методике ТАТ. Линдзи говорит о том, что при сочинении истории велика вероятность идентификации автора с одним из действующих лиц, переживания, потребности и конфликты которого могут быть присущи автору. Это положение справедливо для любого проективного рассказа (так же, как и для рисунка), но не всегда легко определить объект (если персонажей несколько) и степень идентификации. Критерии для определения объекта идентификации и возникающие при этом проблемы подробно рассмотрены Г. Мюрреем. Указаниями на персонаж, с которым автор истории себя идентифицирует (в методике ТАТ он именуется «героем»), могут быть: • совпадение с ним по полу; • совпадение по возрасту; • совпадение по социальному статусу; • совпадение фактов биографии; • то, что взгляды и переживания персонажа наиболее близки автору; • подробное описание мыслей и чувств какого-либо из персонажей; • употребление прямой речи; • то, что чаще всего в рассказе ему отводится ведущая роль. При попытке определения объекта, с которым автор себя идентифицирует, можно столкнуться со сложностями, например: • возможна идентификация не с одним, а с несколькими объектами, когда социально неприемлемые действия и переживания приписываются персонажу, наименее похожему на автора (возможно, другого пола или возраста); • идентификация по ходу рассказа может перемещаться с одного персонажа на другой; • две конфликтующие тенденции личности автора могут приписываться двоим разным персонажам, внутренний конфликт проявляется как внешний. • Положение Линдзи о необходимости учитывать при анализе содержания текста возможность представления информации о стремлениях, конфликтах и особенностях автора в неявной или символической форме очевидно и не требует подтверждения. Диагностическая ценность рассказов не одинакова, а в некоторых из них такая информация может отсутствовать, Это важное наблюдение приводит исследователя к взвешенной оценке возникающих предположений и выводов. При составлении рассказа может быть сделан пересказ известных сказки, истории, литературного произведения: это — способ ухода от травматических переживаний или нежелание раскрываться. Присутствие в рассказах повторяющейся темы или темы, не имеющей прямой связи с выполняемым заданием, имеет большее диагностическое значение. Анализируя проективные рассказы, необходимо учитывать, что их содержание может относиться не только к настоящему времени и отражать актуальные проблемы, но и к значимым событиям из прошлого опыта или к представлениям о будущем. Кроме общих теоретических и методических положений были разработаны многочисленные и разнообразные схемы анализа рассказов по методике Г. Меррея, которые послужили основанием для современных схем интерпретации, представленных в «Руководстве Д. Н. Леонтьева к Тематическому апперцептивному тесту». Широко известна схема анализа проективного рассказа С. Томкинса, где предлагались четыре основные категории анализа — векторы, уровень, условия и квалификаторы. При анализе рассказов по методике ДДЧ могут представлять интерес первые две категории. Векторы — это характеристика направленности поведения и стремлений человека (героя или персонажа рассказа). По предлогам, используемым автором рассказа («на», «от», «к», «с», «для», «против», «ради», «под», «из-за», «за»), можно определить характер отношений героя с окружающими. Например, предлоги «к», «с» свидетельствуют о желании присоединиться, приблизиться, сократить психологическую дистанцию с другими персонажами, предлог «от» — о желании дистанцироваться. Уровень, по С. Томкинсу, определяется тем, что описывается в рассказе, в какой плоскости разворачиваются события. Диапазон достаточно широк — от реальных событий и действий до воображаемых и иллюзорных (всего 17 уровней). По-видимому, категория «уровень» оказалась очень продуктивной, поэтому предлагается разными авторами, но ее содержательное наполнение может быть разным. Так, Ф. Уайетт выделяет уровни: • конкретно-фактический; • эндопсихический (описание внутренних переживаний); • символический; • прошлого и мифологии; • мнимости; • условности. Обращает на себя внимание то, что нет единого основания для выделения уровней; учитывается лишь несколько возможных оппозиций: внешнее-внутреннее, реальное-вымышленное, прошлое-будущее. При анализе содержания рассказов Уайетт предлагает различать персонажи по степени значимости, подразделяя их на основных и второстепенных. Отношения между персонажами рассказа рассматриваются на двух уровнях — формальном и эмоциональном. Д. А. Леонтьев (2000) предлагает при анализе рассказа выделять следующие уровни: • описания (статичность описания); • сюжета (развитие событий); • идентификации (выраженное отождествление себя с персонажем); • интерпретации (события получают оценку с позиции наблюдателя); • обобщения (делаются выводы, событие рассматривается как частный случай). В интерпретационной схеме Л. Бел-лака понятие «уровень» имеет иной, более конкретный смысл и раскрывает не особенности содержания текста, а различия в глубине его анализа, сделанного исследователем. Уровень описания — исследователь ограничивается анализом сюжета. Уровень диагностики — утверждения о возможных проблемах автора рассказа. Уровень интерпретации — раскрытие смыслового значения текста. Символический уровень — интерпретация на основе психоаналитических гипотез. Диагностические показатели анализа рассказа, описываемые в работах современных исследователей, например, В. Э. Реньге, во многом основаны на разработках Г. Меррея. Не перечисляя все возможные содержательные показатели, которые могут быть использованы при анализе рассказа, приведем главные из них. Тема — конкретная сфера жизненных интересов автора (личная, семейная, сексуальная и др.). Персонаж, или герой, — основное действующее лицо, играющее ведущую роль в сюжете. В центре внимания — выявление чувств, желаний и потребностей героя, а также степени воздействия на него внешних сил. Это позволяет раскрыть динамическую структуру взаимодействия личности и среды, получить информацию о конфликтах личности (содержание, тип конфликта — внешний или внутренний), а также о способах их разрешения. Цели героя — эта категория анализа может быть дифференцирована на содержание целей, степень их реалистичности, временную локализацию целей, средства достижения целей, преграды (внешние-внутренние, активные-пассивные). Интерпретация рассказа определяется выбором не только диагностических показателей для его анализа, но и общего теоретического подхода. Наиболее полно в литературных источниках представлены такие подходы, как: • психоаналитический, при котором анализ текста проводится на основе механизмов проекции и идентификации; • поведенческий, основанный на положениях бихевиоризма, при котором анализ содержания направлен на выявление типичных паттернов поведения; • подход с позиции символического интеракционизма, при котором акцент делается на анализе социального, ролевого взаимодействия. В последнее время наиболее популярным и продуктивным считается психосемантический подход, позволяющий с помощью анализа вербальной продукции раскрывать содержание индивидуального сознания (включая и неосознаваемые явления): субъективное представление о себе, своей жизни и о мире в целом. Логика и общий алгоритм анализа вербальной и невербальной продукции, полученной по методике ДДЧ, аналогичны. Поэтому последовательность действий психолога при анализе рассказов соответствует этапам, выделенным при рассмотрении рисунков. Как и при анализе рисунков, важно сформировать общее впечатление, что позволит проникнуть во внутреннее поле сознания автора, почувствовать общий эмоциональный тон рассказа. Следующий шаг — качественный и количественный анализы текста по заранее определенным формальным и содержательным критериям. Очевидно, что в данном случае можно опираться на уже имеющиеся многочисленные схемы анализа. Перечень диагностических признаков, которые могут быть использованы при анализе рассказов, очень широк, мы рассмотрим лишь некоторые из них. Наше представление об их информативности сложилось главным образом на основе анализа рассказов подростков. Не исключено, что обследуемый человек может отказаться от обсуждения выполненного им рисунка и составления рассказа. Отказ является значимым признаком; очень важно определить, чем он вызван. Причинами такого поведения испытуемого могут быть: • негативное отношение к обследованию; • боязнь самораскрытия; • низкие вербальные способности; • заниженная самооценка; • астения, сниженная работоспособность; • наличие сильной психотравмирующей ситуации, каким-то образом связанной с рисунком. Формальные показатели Темп речи При обследовании детей предпочтительнее устная форма составления рассказа. Это позволяет учесть невербальные проявления и паралингвисти-ческие особенности речи. Кроме того, речь ребенка в этом случае ярче и непосредственнее; при письменной форме рассказа боязнь сделать ошибку может проявиться в использовании более простых слов и коротких предложений. Характерно, что при устном изложении рассказы обычно бывают больше по объему. Быстрый темп речи: • эмоциональное возбуждение (возможно, ситуативно обусловленное); • индивидуальная особенность, свойство темперамента; • развитое воображение; • интерес к выполнению задания. Медленный темп речи: • состояние утомления; • сниженное настроение; • отсутствие интереса к заданию; • нарушение внимания; • тревожность; • низкий уровень вербального интеллекта. Особенности речи В зависимости от формы составления рассказа (устной или письменной) могут быть использованы различные критерии анализа. Особенности лексики Соотношение количества глаголов и прилагательных — показатель, более надежный при анализе письменной речи, он может быть использован и при анализе устной речи. Преобладание глаголов и глагольных форм — признак высокого уровня активности и экстравертированности. Преобладание прилагательных — признак низкого уровня активности, склонности к созерцательности, интровертированности. Речевые штампы и цитаты • Низкий уровень вербального интеллекта. • Маскировка субъективной значимости или болезненности темы. Объем рассказа Объем рассказа — это хотя и формальная, но далеко не однозначная характеристика текста, значение которой мы можем определить, наблюдая за поведением испытуемого. Большой объем рассказа
§ Эмоциональная возбудимость (при устном рассказе) — рассказ малологичен, стремительная речь, испытуемый не может удержаться на месте.
§ Высокий уровень вербального интеллекта (в случае подтверждения этого предположения при качественном анализе текста — например, логичность рассказа, большой словарный запас, использование сложных грамматических конструкций и др.).
Малый объем рассказа
Логичность рассказа Логичность: • хороший уровень вербально-логического мышления; • сформированность функции самоконтроля. Нелогичность, непоследовательность изложения, незаконченность: • низкий уровень развития вербально-логического мышления; • нарушение внимания; • погруженность в переживания и в связи с этим слабый рациональный контроль. Наличие противоречий между рисунком и рассказом: • проявление невнимательности; • результат богатого воображения (рисунок только дает импульс для фантазии автора); • проявление психологической неадекватности при психических расстройствах; • проявление защитных механизмов (рисунок — это то, как себя воспринимает автор, а рассказ — это то, чего он хотел, как реальное и идеальное Я). Временной план описываемых событий Временной план рассказа позволяет понять отношение автора к настоящему, степень удовлетворенности собой и своим положением в социуме. Наличие временного плана, то есть сочетания прошлого, настоящего и будущего, — признак отсутствия психологических проблем и сформированное временного аспекта Я-концепции личности. Прошлое: • отрицательное отношение к настоящему или к себе в настоящем; • проявление актуальности ранее пережитых психологических проблем или психотравмирующих ситуаций (неотреагированных или все еще не потерявших своего значения); • желание найти в своем прошлом опору для решения актуальных проблем; • желание снизить остроту эмоциональных переживаний путем воспоминаний о прежних приятных чувствах и эмоциях; • проявление желания уйти от конфликтных или субъективно значимых проблем, к решению которых испытуемый не готов. Если в рассказе подростка описывается только отдаленное прошлое (личное или историческое), то это признак не только дискомфорта в реальной ситуации, но и отсутствия жизненной перспективы. Настоящее: • более типичный и менее диагностически значимый вариант описания; • признак отсутствия значимых психологических проблем; • проявление способности контролировать актуальные жизненные ситуации; • проявление индивидуальных особенностей отношения ко времени: быть (здесь и теперь). Будущее: • один из вариантов ухода от проблем в настоящем, особенно при глубине и нереалистичности временной перспективы; • осознание автором своих возможностей (что дает основание для благоприятного прогноза, особенно в сочетании с описанием настоящего времени); однако при этом важно учитывать, какой тип реакции на внешние воздействия свойствен подростку и какова степень зрелости механизмов совладающего поведения. Содержательные показатели |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы