Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
А. Комментарии рисуночной фазы
Было обнаружено, что процесс изображения дома, дерева или человека и (или) их последующее обсуждение вызывают у испытуемых сильные эмоциональные реакции, в результате которых они способны или вынуждены вербализовать материал, который до настоящего времени подавляли или считали невыразимым. Из этого следует, что может быть чрезвычайно полезно анализировать спонтанные комментарии испытуемого, сделанные в процессе рисования или пострисуночного опроса. Объем комментариев. Полное отсутствие спонтанных комментариев фактически подтверждает предположение, что испытуемый склонен к замкнутости, однако многие хорошо приспособленные испытуемые также не делают спонтанных комментариев. Патоформность отсутствия спонтанных комментариев можно отчасти объяснить в процессе определения общего отношения испытуемого к выполняемому заданию или беседе. Гораздо более значимыми моментами, чем отсутствие комментариев, являются: 1) наличие чрезмерного количества комментариев и 2) изложение материала, который на первый взгляд может показаться странным или совершенно не относящимся к делу. Уместность комментариев. Неуместные комментарии встречаются довольно часто и могут выражать: 1) потребность в тщательном структурировании ситуации и представляют собой признак базовой незащищенности; 2) попытку ослабить напряжение ситуации тестирования посредством вербализации. Обусловленность комментария. Считается, что спонтанные комментарии, как правило, вызваны определенными причинами. Предполагается, что наиболее важный фактор, — это фрагмент данного рисунка, который испытуемый только что закончил, над которым продолжает работать или который собирается нарисовать; или вопрос пострисуночного опроса, который только что был задан. Интервал времени между стимулом и ответом может указать на степень развития конфликта. Б. Пострисуночные комментарии Объем комментариев. Отсутствие комментариев в пострисуночном опросе расценивается как патологический признак, ввиду того, что исследователь задает вопросы открытого типа. Выражение «я не знаю» следует истолковывать не как отсутствие ответа, а как неудовлетворительный ответ. Диапазон. В пострисуночном опросе диапазон тем для ответа более или менее ограничен вопросом, по крайней мере, теоретически. Любое значительное отклонение от темы должно расцениваться как патоформное. Субъективность. Исследователь должен определить степень и характер идентификации испытуемого (насколько тот соотносит себя и в каком качестве) с любым из нарисованных объектов. Реальность в комментариях. Ответы испытуемого могут предоставить исследователю информацию о способности испытуемого понимать реальность. Эта информация, в свою очередь, способствует оценке общей приспособленности испытуемого, а также уровня его интеллекта. Особенно полезны в этой связи ответы испытуемого на вопросы Ч1, Ч2, Ч6, Др1, Дрб, Др10, Др12, Др16, Д1, Д2, Д7, Д8, Др20, Др22, Ч12, Ч14, а также ответы на дополнительные вопросы Ч18, Др23, Д15 и Ч20. Эмоциональность. Можно предположить, что случаи выражения более сильных или незначительных, но постоянных эмоциональных проявлений, а также любые отмеченные признаки стабильного аффекта являются весьма подозрительными. Косвенное выражение эмоциональности (и ее предполагаемая причина) может проявиться в ответах на дополнительные вопросы, начиная с Д17. В пострисуночных комментариях, относящихся к рисунку человека, испытуемый часто позволяет себе открыто выразить свои чувства и отношения к межличностным взаимосвязям — как в целом, так и в конкретных случаях. Фактор «жизни» в комментариях. Средний, хорошо приспособленный испытуемый воспринимает нарисованный им дом как жилой (то есть содержащий жильцов), а дерево и человека — живыми. Ответы в пострисуночном опросе, свидетельствующие о том, что испытуемый воспринимает дом пустующим, дерево умирающим или мертвым, а человека больным, умирающим или мертвым, по-видимому, говорят о плохой приспособленности испытуемого. Чем менее одушевленным, с точки зрения испытуемого, является изображение, чем большее число объектов он воспринимает лишенными жизни, тем глубже его предполагаемый уровень дезадаптации.
Вариант 2 Интерпретация формальных признаков Расположение рисунка Рисунок на листе бумаги может располагаться в центре, вверху, внизу, слева, справа, может не поместиться и «выходить» за край листа. Левая сторона пространства листа является в большей степени проявлением бессознательного и символизирует связи с прошлым, с самим собой и с матерью. Правая сторона более тесно связана с сознанием и символизирует связи с будущим, другими людьми и отцом. Низ листа связывают с материальным, бессознательным, инстинктами, коллективными символами, а верх — с интеллектуальной и духовной сферой, развитием и контактом с окружающей средой. Рисунок в центре листа Это самое распространенное расположение рисунка, его принято считать наиболее соответствующим адекватному восприятию мира и себя (если нет признаков, противоречащих такому прочтению, например, крайне мало надежным будет симптоматический диагноз, а наименее надежным — этиологический. В силу проективной методологии и направленности методики ДДЧ на целостное изучение личности возможен и еще один вид диагноза — индивидуальный. Ошибки интерпретации Снижение надежности психологического заключения, может быть следствием допущенных при интерпретации ошибок. Можно привести примеры наиболее часто встречающихся ошибок. Первый тип ошибок заключается в изначальном выборе неверной гипотезы вследствие незнания анамнеза, личностной ситуации и прочего. Примером такого рода ошибок может служить психологическая интерпретация без должного основания. Если какой-либо элемент на рисунке человека акцентирован, то есть его субъективная значимость для автора очевидна, то фиксированность обследуемого на определенном участке тела рассматривают как проекцию психологической проблемы, тогда как это может быть прямым отражением физического заболевания или дефекта. Второй тип ошибок, названный Л. и И. Шванцара «выходом за интерпретационную схему», представляет собой попытки автора прямолинейно соотнести реальность с рисунком. Примером ошибки такого рода, на наш взгляд, является интерпретация Д. Аланом спонтанного рисунка «Спущенная шина». На рисунке изображена тележка с четырьмя цветками, стоящими в вазах, причем у трех цветков стебли не доходят до ваз. Автор объясняет этот факт тем, что девочка тяжело больна и ее тело на три четверти поражено раком. Третий тип ошибок возникает при формальном (догматическом) использовании каталогов, когда исследователь не учитывает того, что символическая интерпретация рисунков при интеллектуальном дефекте обследуемого человека ненадежна, если не невозможна вовсе. Например, нельзя согласиться с интерпретацией рисунка девятилетнего ребенка, болеющего симптоматической эпилепсией с парциальными приступами, который к 9 годам не смог освоить навыков письма, то есть, практически не обучаем. Как сообщают авторы статьи, ребенок «может написать печатными буквами только свои имя и фамилию», что явно указывает на умственную отсталость. Авторы интерпретации рисунка основывались на «стандартизованной оценке рисуночных тестов». Такая точка зрения, к сожалению, часто складывается у непрофессионалов. Только на основании анализа рисунков были выявлены: «ощущение небезопасности» (ствол сужен книзу), внезапные гневливые реакции (утолщенные, замкнутые ветви), страдание (крест в корнях), деперсонализация, ощущение внешнего контроля (человек-робот), знак физической травмы (линия на теле). Все эти выводы делаются без учета индивидуальных особенностей ребенка, вследствие которых в рисунках нашли отражение не личностные и эмоциональные проблемы, а умственная отсталость и нарушение моторики. Четвертый тип ошибок заключения связан с недооценкой или неучетом ситуации, в которой проводилось исследование. В нашей практике был случай, когда при амбулаторном приеме психолог при анализе рисунков выявил ригидность и на основании этого сделал заключение об эпилептоидном типе акцентуации характера. Когда девочка поступила в стационар, признаки ригидности в ее рисунках не проявлялись. Оказалось, что в связи с ограниченным временем на прием психолог предложила, чтобы девочка у себя дома нарисовала дом, дерево и человека, то есть психолог не имела возможности наблюдать за процессом рисования и поведением девочки. При дальнейших расспросах выяснилось, что семья очень ответственно подошла к заданию психолога: девочка старательно выполняла рисунки в течение нескольких дней, поэтому они содержали огромное количество мелких деталей и значительно отличались от изобразительной продукции, полученной в стационаре. Таким образом, содержание заключения определяется целью исследования и может представлять собой: • оценку соответствия нормативам уровня развития испытуемого (психического, интеллектуального, сексуального, психомоторного); • психологический портрет личности; • описание индивидуальных особенностей личности (психофизиологического статуса, эмоциональной сферы, Я-концепции, социального взаимодействия и др.); • оценку уровня социальной адаптации обследуемого; • заключение о конфликтных зонах личности; • предположение о возможности органических нарушений, психической патологии и др. (на основе описания признаков, которые могут быть индикаторами тех или иных нарушений). |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы