Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
А. Отношение размера рисунка к размеру страницы.
С точки зрения отклонения от нормы исследователя прежде всего должны заинтересовать два способа использования пространства листа: 1) когда рисунок занимает очень маленькую площадь доступного пространства; 2) когда рисунок занимает почти всю страницу или даже не умещается на ней. Первое обычно интерпретируется как проявление чувства неполноценности испытуемого, наличие определенной тенденции избегания реальности или желание отвергнуть конкретный рисунок либо его символическое значение (например, часто через рисунок дома выражается символическое отвержение семьи). Второе может интерпретироваться как: 1) проявление сильной фрустрации, вызванной ограничивающим воздействием окружающей реальности, в сочетании с чувством враждебности и потребностью в агрессивных действиях (возможности осуществлять эти действия может и не быть); 2) раздражительность и проявление довольно острого ощущения напряженности или 3) отражение ощущения состояния двигательной беспомощности (если, например, ступни и (или) часть ног на рисунке человека «срезаны» нижним краем страницы). Считается, что размер дерева по сравнению с размером страницы отражает то, как испытуемый ощущает себя в психологическом поле. Если дерево имеет огромную высоту, то, по-видимому, испытуемый остро ощущает свою зависимость от окружающей реальности вообще и, возможно, проявляет агрессивность или склонность к ней. Если дерево имеет крошечные размеры, то, вероятно, испытуемый ощущает свою неполноценность, неадекватность и потребность замкнуться в себе. Б. Отношение фрагмента к рисунку в целом. Исследователь должен обратить внимание на существующую диспропорцию между размером какого-либо фрагмента и рисунка в целом. Например, крошечная дверь, которая имеет гораздо меньшие размеры по сравнению со средним окном в доме, интерпретируется как отражение нежелания испытуемого допускать кого-либо к своим истинным чувствам. Если испытуемый рисует человека с очень длинными и мускулистыми руками (совершенно непропорциональными по сравнению с телом), то он, вероятно, проявляет тем самым потребность в компенсации физического несовершенства. В. Отношение между фрагментами рисунка. Зависимый, несамостоятельный испытуемый может нарисовать дерево с огромной, но плохо сформированной кроной и маленьким стволом (что интерпретируется как проявление чувства базовой неполноценности в сочетании с интенсивным стремлением получить удовольствие от окружающего мира). Г. Согласованность. Не следует ожидать полной пропорциональной согласованности между фрагментами рисунка, также как и пропорциональности отдельных фрагментов. Однако, если замечена рассогласованность, ее необходимо расценивать как подозрительный факт, и исследователь должен постараться найти этому объяснение. ПЕРСПЕКТИВА Считается, что, используя в рисунке тот или иной вид перспективы, испытуемый раскрывает свое видение очень широких и сложных взаимосвязей, которые он вынужден устанавливать с окружающим миром, существующими в нем людьми, а также способы поддержания этих взаимосвязей. А. Положение рисунка на странице. Положение рисунка часто имеет значение для определения индивидуальных различий. Склонность к тщательной центровке рисунка обычно интерпретируется как проявление ощущения незащищенности (симметрия пространства по краям, по-видимому, служит критерием безопасности для испытуемого) и неумения приспособиться, адаптироваться к среде, а степень проявления этих качеств напрямую связана со степенью точности симметрии и количеством рисунков, представленных в таком виде. Устойчивая тенденция, наблюдаемая в стремлении разместить рисунок в верхнем левом углу страницы, свойственна тем испытуемым, которые проявляют довольно заметную тревожность или регрессию (реакцию избежания). Считается, что это положение отражает стремление избегать нового опыта и, вероятно, желание вернуться в прошлое, поскольку, согласно культурной традиции, верхний левый угол представляется исходным пунктом. Возможно, угол страницы, символизирует безопасность, которая традиционно приписывается углу комнаты. Испытуемый, чей контакт с реальностью ограничен, может иногда выражать это в символической форме, изображая дом без линии основания, или как бы в подвешенном над землей состоянии, без нижнего края стены, или (и это, по-видимому, всегда имеет патологический характер) как бы в виде крыши забора; изображая дерево с корнями в виде тонких линий, которые почти не касаются линии земли, либо с корнями, опирающимися на ее поверхность, подобно когтям большой птицы, и не проникающими вглубь. Обычно все три объекта имеют прямое положение на рисунке: крепкий, исправный дом, прямое дерево, стройный человек. Однако встречаются и другие случаи. Среди тех, кто склонен демонстрировать агрессивное поведение и (или) негативистское неприятие инструкций, наблюдалась тенденция не соглашаться с заданным расположением рисуночной формы (вертикальное — для дерева и человека и горизонтальное — для дома), вероятно, потому, что принятие инструкции расценивается ими как признак слабости. Они считают необходимым изменить оптимальное положение листа и делают свою задачу более трудной. Случай неоднократного изменения положения страницы можно считать патоформным. Считается, что если рисунок соприкасается с краем (несколькими краями) листа, то это всегда является значимым фактором. Существуют, по крайней мере, четыре вида такого контакта: 1) края страницы (один или более) «срезают» часть рисунка; 2) та или иная часть рисунка касается верхнего края страницы, но не выходит за его пределы; 3) рисунок примыкает к боковому краю страницы, но не выходит за него; 4) нижний край страницы используется как основание рисунка. Клинический опыт показал, что каждое из вышеперечисленных положений может быть интерпретировано следующим образом: 1) случай «срезания» краем листа одной или нескольких комнат дома часто выражает нежелание испытуемого рисовать данную комнату (или комнаты) из-за неприятных ассоциаций, связанных с этой частью дома и (или) проживающими в ней людьми; «срезание» макушки дерева говорит о желании найти удовлетворение в фантазии, отказавшись от поиска его в реальности; случаи «срезания» элементов рисунка человека (например, «ампутация» ступней или нижней части ног со ступнями), по-видимому, выражают переживание чувства двигательной беспомощности по отношению к окружающей реальности. С точки зрения отношения ко времени «срез» левого края рисунка, по-видимому, обозначает фиксацию на прошлом вкупе со страхом перед будущим; «срез» правого края рисунка, вероятно, свидетельствует о желании оказаться в будущем, чтобы уйти от прошлого; 2) контакт рисунка с верхним краем страницы, по-видимому, означает фиксацию на размышлениях и фантазиях как источниках удовлетворения; 3) рисунок дома, примыкающий к краю страницы (боковой срез страницы используется в качестве границы стены дома), по-видимому, символизирует генерализованное чувство незащищенности, которое часто имеет: а) определенное временное значение (левый край — прошлое, правый — будущее) и (или) б) определенное значение, связанное с назначением комнаты или ее постоянным жильцом. Дерево, примыкающее к краю страницы, подразумевает сужение пространства и, как следствие, усиление чувствительности и проявление агрессивно-реактивных тенденций, которые могут быть либо подавленными, либо нет. Рисунок человека, примыкающий к краю страницы, по-видимому, выражает генерализованную, а иногда и более конкретную и ситуативную незащищенность; 4) использование нижнего края страницы вместо линии основания рисунка означает: а) более или менее генерализованную незащищенность; б) депрессивно окрашенное настроение. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы