Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Часть I. ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ СТИЛЕЙ



Учебно-практическое пособие

ВВЕДЕНИЕ

История развития человеческого общества на всех этапах мировой цивилизации отражалась в памятниках архитектуры. Архитектурные сооружения являются на­иболее крупными и доступными для обозрения памят­никами эпохи. Они формируют облик многих городов.

История человечества – это история освоения человеком природы. При этом памятники архитектуры и искусства – вехи на пути развития человечества от эпохи подавляющего господства природы над человеком до осознания природы и творчества в гармонии с её законами. Вехи, отражающие и рост отдельного человека, и рост цивилизации в целом.

По мере освоения природы и овладения её тайнами, открывающимися новыми ещё неизвестными её сторонами менялось представление человека о себе самом и своём месте в природе. В соответствии с миропониманием и мироощущением человек создавал вокруг себя жизненное пространство. Приёмы пространственной организации менялись в зависимости от мировоззрения и выражали стили.

Само понятие «стиль» сложно. Стилем в архитектуре и искусстве принято называть общность средств и приемов художественной выразительности, проникнутых мироощущением господствующей идеологии общества. Во все времена и у всех народов существовали особые представления о красоте и художественной гармонии, которые и выражались в стиле. На стиль каждой эпохи влияли различные факторы: идеологические и эстетические взгляды, материалы и техника строительства, уровень развития производства, бытовые запросы, художественные формы. Единство архитектурной композиции подразумевает единство стиля, который создается совокупностью признаков, типичных для искусства определенного времени и места. Архитектурная композиция не ограничивается механической закономерной организацией элементов, но обладает эмоциональным содержанием, которое определяется мировоззрением эпохи. Каждая эпоха формирует своё мировоззрение и выбирает свои композиционные приёмы. Так складываются стили, охватывающие все виды искусства.

Архитектура

Каменная летопись архитектуры ведётся с возведения первых мегалитических сооружений. Первый «словесный» труд по строительному искусству был написан небезызвестным Имхотепом, жрецом, хранителем казны, ключей Верхнего и Нижнего Египта, философом и, наконец, зодчим и врачом. Имхотеп – первое из известных «архитектурных» имён, именно ему принадлежит строительство самой древней ступенчатой пирамиды фараона Джосера в Саккара.

Самое древнее и самое лаконичное определение архитектуры дал древнеримский зодчий, военный инженер Марк Витрувий Поллион. Он обозначил её как триединство пользы, прочности и красоты. С тех пор было дано множество определений, по-разному расставляющих акценты на уже обозначенных составляющих.

Например, Пьер Луиджи Нерви подчёркивал главенство прочности: «Архитектура – это конструктивная реальность, правильно понятая и осуществлённая с любовью».

Функционалист Мис Ван дер Роэ считал, что «архитектура – есть область выражения духа. Она кристаллизация содержания своего времени, всеобъемлющее выражение его сущности».

Огюст Перре – автор ряда последовательных афоризмов об архитектуре:

«Архитектура не столько строение, которое украшают, сколько украшение, которое строят».

«Архитектура – это искусство, заставляющее звучать точки опоры».

«Пространство – материал архитектуры»

«Строительство – родной язык архитектора»

«Архитектор – поэт, который мыслит и говорит, конструируя»

«Техника в руках поэта рождает архитектуру»

«Для того, чтобы стать поэтом, недостаточно выучить чужие стихи. Нужно прежде всего выработать собственный язык».

Ле Корбюзье: «Овладение пространством – это первое движение всего живого, людей и животных, растений и облаков, это основное проявление равновесия и прочности. То, что предмет занимает пространство – первое доказательство существования этого предмета».

«Архитектура есть сознательный волевой акт. Создавать архитектуру означает «наводить порядок». В чём же? В функциях и элементах предметного мира. Заполнять пространство зданиями, пересекать дорогами. Создавать кров, предназначенный дать приют человеку, и ведущие к нему коммуникации. Воздействовать на интеллект искусностью решений, а на чувства – зрительно воспринимаемыми формами и разделяющими их расстояниями. Рождать эстетическое волнение посредством комплекса впечатлений, неизбежно воздействующих на каждого. Пространства, расстояния и формы, внутренние формы, движение внутри здания и внешние формы, пространства вне здания – количества, вес, расстояния, атмосфера – вот компоненты, с помощью которых мы созидаем. Вот наши средства».

Эмоциональные, однако, полемические определения архитектуры принадлежат Фрэнку Ллойду Райту:

«Пространство – это дыхание произведения искусства».

«Стиль» - это стандартизация, логически доведённая до смерти стиля в процессе, который мы называем цивилизацией. Да минует всех несчастье стать причиной появления стиля или преумножить собой число разносчиков стиля. Существует большая надежда, что эра великих стилей кончилась».

Обзор определений архитектуры хочется закончить высказыванием советского архитектора Андрея Бурова: «Что такое архитектура? Это не стиль – Ренессанс или барокко, или какой-нибудь другой, это не дом, и даже не города. Всё это – только части огромного явления, в которых она воплощается. Архитектура – среда, в которой человечество существует, которая противостоит природе и связывает человека с природой, которую человечество создаёт, чтобы жить, и оставляет потомкам в наследство, как улитка – раковину – иногда жемчужную».

Основы архитектуры

Исторически слово «архитектура» происходит от греческого слова «architecton», что значит «мастер-строитель». Архитектура — это строительное искусство, вид твор­чества, организующее материальное пространство по законам красоты.

Ко всем архитектурным произведениям предъявляются следующие требования: функциональные (удобство, польза), конструктивные (прочность, экономичность), эстетические (красота, худо­жественный образ, выражающий идейное содержание).

От функционального назначения, будь то жилое, об­щественное, промышленное здание или открытое пространство, зависят тип ар­хитектурного сооружения, количество и состав поме­щений в нем, их расположение, группировка и размеры. Типы зданий сложились не сразу, они возникали в связи с политическим устройством страны, религиозными и иде­ологическими требованиями, бытом, народными тради­циями. Некоторые типы зданий отмирали, появлялись новые, другие (например, жилые дома) видоизменялись, подчиняясь новым условиям.

Эстетическая ценность здания определяется выра­зительностью решения его внешнего и внутреннего обли­ка. Художественно выразительный облик здания создаётся композицией архитектурных форм (внешних и внутренних объемов, группировкой масс, силуэтом, пропорциями и т. д.) и их членениями (карнизами, балконами, наличниками окон и дверей, элементами декора).

Архитектура находится в тесной связи с эстетическими идеалами и утилитарными потребностями общества. Архитектура выражает характер эпохи. На нее воздействуют социальные факторы: характер общественного устройства, господствующая идеология. Во все времена и у всех народов существовали особые представления о красоте и художественной гармонии архитектурного стиля. Стилистически разная архитектура – фиксированные вехи изменения мировоззренческих представлений, а также технических, технологических и экономических возможностей.

Конструкции во многом зависят от технологических особенностей строительных материалов и изменяются с их развитием. В классическом периоде древнегреческой архитектуры несущие конструкции монументальных зданий возводили из мраморных блоков. В императорском периоде древнеримской архитектуры монументальные здания строили из обожженного кирпича в сочетании с бетоном, что расширило композиционные возможности. В средние века достигла совершенства техника обработки камня. Эпоха Возрождения снова вернулась к кирпичу, облицованному камнем или штукатуркой. Эта традиционная техника лишь в ХХ в. сменилась индустриальной техникой монолитных и сборных железобетонных конструкций. Любое изменение материала, конструкции или технологии, безусловно, влекло за собой изменение архитектурной формы и пространства.

История показывает нам процесс развития архитектуры, изменяющейся в процессе борьбы нового со старым, претерпевающей взлёты и падения, изменения общего художественного стиля в связи с национальным своеобразием архитектуры каждой страны, подтверждая его синхронность с развитием человечества.

Характерная особенность архитектуры состоит в том, что она включает в себя и технику, и искусство, поскольку проектирование ведется на основе инженерно- технических знаний, с одной стороны, а с другой — на основе творческого процесса, в котором архитектор мыслит художественными, эмоциональными образами, в основном геометрическими формами. Идейное содержание здания и его художественно-пластический образ помогают раскрывать монументальные искусства — живопись и скульптура, в органической связи с архитектурой они образуют «синтез искусства».

Ряд архитектурных сооружений, обладающих художественно-планировочным единством и пространственно взаимодействующих друг с другом, образует архитектурный ансамбль. Ансамбль и связь архитектуры с природным окружением, синтез с различными видами искусства (монументальной живописью, скульптурой, прикладным и декоративным искусством) являются важнейшими чертами архитектурных сооружений.

 

Глава I. АРХИТЕКТУРА ЕВРОПЫ

АРХИТЕКТУРА ДРЕвНЕГО мира

Древняя Греция

 

В культурном наследии древних цивилизаций особое место занимает греко-римская культура в Средиземноморском бассейне, Причерноморье и соседних странах (с 3-го тысячелетия до н. э. до Середины Ч в. н. э.), которую называют античной (лат.antiques — древний).

Термин «античный был введен итальянскими гуманистами в эпоху Возрождения для определения Греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Она привлекала их жизнеутверждающей силой, сознанием ценности и красоты человеческой личности, верой в безграничные творческие способности человека.

История Древней Греции охватывает временной промежуток, начиная с рубежа III – II тыс. до н.э. и до II до н.э. Если сама история поступательна и непрерывна, то история культуры при этом испытывает величайшие взлёты и падения. В этот отрезок времени укладывается древнейшая высокоразвитая, богатая крито-микенская цивилизация, гибель этой цивилизации, разрушение культуры вплоть до утраты письменности; затем Гомеровский период, оставивший «Илиаду» и «Одиссею»; архаический период, сформировавший письменность, новую демократическую государственную систему – город-государство – полис, создавший религиозную систему, мифологию, натурфилософию, театр, поэзию, олимпийские игры, архитектурные ордера, понятие общегреческого государства – Эллады и граждан – эллинов; классический период – время расцвета Древней Греции, наивысшего развития всего того, что было наработано в архаический период; эллинистический период – развитие науки, техники, распространение греческой культуры по всему миру.

Греки всегда хранили в своих мифах и эпических сказаниях воспоминание о древнейшем периоде их культуры. Они видели развалины крепостных стен, которые, по их мнению, могли построить только легендарные великаны – циклопы. Но эти древнейшие обитатели страны были лишь неуловимой тенью. Только раскопки английского учёного А. Эванса (1851-1941 гг.) на Крите вернули материальность великолепной догреческой культуре. Хотя ещё благодаря Г. Шлиману, откопавшему Трою, Микены и Тиринф, стало ясно, что греческая история фактически начинается не с Гомера, а много раньше. Раскопки Эвансом Большого и малого дворца в Кноссе обнаружили целый мир культуры, названной им минойской – по имени мифического царя Миноса. Раскопки на о-вах Пилос, Мелос, Делос, Фера обогатили картину. В результате сложился целостный образ многовековой эгейской культуры, созданной догреческим населением, а во II тысячелетии до н.э. при участии предков позднейших греков – ахейцев, которые заимствовав, творчески развили достижения минойской культуры и создали микенскую культуру.

Культурный период 3—2-е тысячелетия до н. э. (эгейская культура) названная так потому, что ее создали племена, обитавшие на островах и побережье Эгейского моря, в материковой Греции, на острове Крит и в Трое (западное побережье Малой Азии), включает следующие главные культуры:

1. минойскую – о-в Крит;

2. кикладскую –Кикладских о-вах: Делос, Мелос, Фера и т.д.;

3. элладскую – развивавшуюся на территории материковой Греции (Микены, Тиринф);

4. троянскую.

Раньше других районов Эгейского моря вступил на путь культурного развития остров Крит с центром в Кноссе, к середине 2-го тысячелетия — города Микены и Тиринф. Там была обнаружена значительная группа памятников архитектуры, поэтому эгейский период называют еще и крито-микенским. В последнее время установлено, что эгейская культура распространилась и на острова Мелос, Санторин, Кипр.

Критская или минойская культура делится на 3 периода:

· раннеминойская (3000 – 2300/2100 гг. до н.э.)

· среднеминойский (2300/2100 – 1600 гг. до н.э.)

· позднеминойский (1600 – 1200 гг. до н.э.)

В начале раннеминойского периода мелкие поселения были разбросаны по всему острову и состояли из глинобитных хижин на простейших каменных фундаментах. Стены внутри домов были оштукатурены.

В среднеминойский период на Крите формируются крупные экономические и культурные центры, где создаются большие жилые комплексы и первые монументальные здания — дворцы — резиденции правящего рода, а позже — царя. Все постройки дворцов, частично двухэтажные, размещались по сторонам большого двора и были обращены входами во двор. Такой тип жилища с обширным прямоугольным центральным залом, окруженный по периметру сплошной каменной стеной, получил название «мегарон». Дворцовый комплекс включал и хозяйственные помещения.

Период «старых дворцов» оборвался в 1750 г. до н.э. в результате сильного землетрясения. Но через 50 лет Крит вновь вступил в пору расцвета, ещё более пышного, чем прежде – наступил позднеминойский период. На фундаментах «старых дворцов» воздвигаются новые, гораздо более масштабные, с богатым внутренним убранством. Стены дворцов сложены из правильных квадратов камня, частично из рваного камня, кирпича, колонны деревянные, с большой дорического типа капителью на каменной базе. Внутренние стены помещений украшаются росписями по штукатурке, оформляется система освещения дворца световыми колодцами, устраиваются женская и мужская половины дворца, хозяйственные помещения – кладовые, мастерские, сооружается зрелищная площадка с местами для зрителей в виде лестницы.

Кносский дворец, так называемый лабиринт (по легенде принадлежал царю Миносу, там же обитал Минотавр), несёт на себе признаки восточной пышности. Его архитектура отличается цельностью, идеальной приспособленностью к местному климату, живописностью декоративного убранства. В объёмно-пространственном и планировочном отношении Кносский дворец представляет собой двухэтажное здание с огромным количеством просторных залов, сгруппированных вокруг центрального двора и соединённых многочисленными коридорами. Центральный мощёный двор делит дворец на две половины: восточную и западную. Западная часть включала – тронный зал, дворцовое святилище, 22 большие кладовые. Восточная половина – комнаты царицы, парадный зал с изображением на стенах двойных секир – лабрисов (священных на Крите предметов). Дворец был оборудован водостоками, ваннами. Свет проникал в залы дворца с обширного центрального двора или же через световые отверстия в перекрытиях (тронный зал), или через специальные окна верхнего света.

В кносском дворце сохранились многочисленные царские архивы, фрески, гипсовые рельефы, отличающиеся оптимистическим, радостным характером, стремлением к роскоши, восхваляющие силу и красоту природы и человека. На фресках – изображения морских растений, летающие рыбы, осьминоги, каракатицы (так называемый «морской стиль» 16 в. до н.э.). Позже появляется тенденция к стилизации – на фресках предстаёт придворная и религиозная жизнь острова. Изображены элегантные дамы, сильно декольтированные, сверкающие драгоценными камнями, гуляющие мужчины, срывающие крокусы. От периода наивысшего расцвета Крита дошёл фрагмент росписи, представляющий танцовщицу, за элегантность и очарование названную археологами «парижанкой». Нередки и изображения традиционных ритуальных игр с быками – тавромахий (культ бога-быка – один из главных минойских культов – воплощение разрушительных сил природы). Центральная фигура минойского пантеона богов – Великая богиня (Владычица) – символ вечного обновления природы, материнства, женственности.

В период «новых дворцов» процветал и остров Фера. Археологи раскопали часть городского поселения, название которого неизвестно, однако дома, фрески, керамика аналогичны критским. Установлено, что город погиб в 1450 г. до н.э. в результате грандиозного землетрясения и извержения вулкана, при этом часть острова опустилась на морское дно. Стихийное бедствие на Фере было столь велико, что цунами, дождь из пепла достигли Крита и разрушили все дворцы и поселения. Ослабленный Крит был завоёван пришельцами с материковой Греции – ахеянами.

В конце позднеминойского периода (14-12 вв. до н.э.) происходило разложение критской культуры, деградация искусства. В то же время наступил расцвет ряда поселений материковой Греции. Наиболее сильными становятся города Микены, Тиринф, Пилос.

Микенская культура делится на:

· раннемикенский период (1700-1550 гг. до н.э.)

· среднемикенский (1550-1400 гг. до н.э.)

· позднемикенский (1400-1200 гг. до н.э.)

В раннемикенский период сильно влияние минойской культуры – женщины одеваются, как критянки, строятся святилища критских богинь, однако архитектура носит суровый, оборонительный характер. Жили в мегаронах с постоянным очагом. Если критяне, главенствовавшие на море, не боялись набегов и не строили укреплений, то ахейцы строили мощные оборонительные сооружения.

Символ могущества царя – крупное укрепление на возвышенном месте, обнесённое прочными стенами – акрополь, гдерасполагалась центральная религиозная и политическая площадь.

Древнейшие крепостные стены Микен окружали только дворец и не охватывали площадь акрополя. Позже были возведены громадные по высоте и толщине стены из глыб камня, частью неправильной формы. Греки считали, что эти стены воздвигли одноглазые великаны– циклопы, поэтому такая кладка называется циклопической. Вход на акрополь оформлен Львиными воротами. Справа от входа была устроена большая защитная башня. Часть стены у ворот возведена из больших, правильных по форме камней (квадров), уложенных ровными рядами. Львиные ворота сложены из двух колоссальных плит, поставленных вертикально и перекрытых третьей плитой. Для облегчения нагрузки на горизонтальную плиту над нею было оставлено пустое пространство - ряды кладки сходятся выше, образуя свободный треугольник (или «ложный свод»), закрытый огромной треугольной плитой с рельефным изображением двух львиц, опирающихся на пьедестал с изящной «эгейской» колонной, суживающейся книзу, напоминающей критскую. «Львиные ворота» считаются первым в эгейском искусстве примером монументальной скульптуры.

От ворот дорога вела на широкую, круглую площадь, обнесённую стеной – кладбище (шахтные гробницы, выдолбленные в скале), а затем на холм, где находился царский дворец, план которого отличался простотой и строгостью архитектурного замысла. В центре дворца — парадное прямоугольное помещение (12 Х 13 м) с очагом в середине — мегарон. Четыре колонны поддерживали крышу с отверстием для дыма. Вокруг мегарона размещались коридоры, кладовые, ванные и жилые комнаты.

Планировка мегарона была применена и в жилище. В древней Греции мегарон стал характерным типом жилища. Это небольшое прямоугольное в плане здание с двускатной крышей и входом по узкой стороне в виде портика с двумя колоннами. Греческие дома были несимметричными в плане и состояли из переднего помещения и зала с очагом. Тесаные камни стен штукатурили, перекрытия были деревянными. На этой основе сформировались древнегреческие храмы, ставшие классическими. Эгейская архитектура широко пользовалась полихромией: штукатурку окрашивали в белый или красный цвет, на фасаде части ордера — в черный, охристый, голубой.

Когда могущество микенских царей возросло «шахтные гробницы» сменились в 14 в. до н.э. купольными – толосами. Такова гробница царя Агамемнона, сокровищница Атрея. В купольную гробницу вёл коридор –дромос, 36 метров длиной. Свод украшался бронзовыми, позолоченными розетками. Вход из дромоса в камеру оформлялся также как и львиные ворота. Полуколонны, обрамлявшие вход, выполнены из зелёного мрамора.

Прибытие с севера на рубеже XII-XI вв. до н.э. новых греческих племён – дорийцев повлекло за собой значительные исторические события. Это были самые воинственные и доблестные племена, противопоставившие бронзовым мечам ахейцев более эффективное железное оружие. Они считали себя потомками Геракла. Под их натиском рухнула микенская культура, произошла утрата письменности в связи с усвоением повсеместно диалекта дорян. Они положили начало могущественным государствам на Пелопоннесе. Именно доряне начали создавать собственно греческую культуру, возвеличившую и прославившую в будущем всю Элладу.

Ранний период истории Древней Греции (ХI—IХ вв. до н. э.) принято называть - гомеровским, потому что главным письменным источником для изучения его служат поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». От архитектурных сооружений этого периода сохранились лишь руины, по которым можно судить о преемственности гомеровской Грецией эгейской культуры: в именах богов, которым посвящались храмы; в планах храмов, напоминавших очертания мегарона микенской эпохи с входом на узкой стороне прямоугольной постройки. Фундаменты жилых домов и храмов делали из грубого камня, стены — из кирпича-сырца, частично с деревянным каркасом. Деревянные балочные перекрытия домов обычно поддерживались внутри помещения четырьмя деревянными столбами с отверстиями между ними для выхода дыма. Вход в дом или храм представлял собой двухколонный портик. Здание завершалось двускатной крышей, образующей на торцовых сторонах фронтоны. Эта форма стала исходной для всех типов греческих храмов последующего периода.

С VIII в. до н. э. начинается массовое строительство храмов. Простейший храм, посвященный какому-либо божеству, состоял из одного помещения — наоса, где стояла культовая статуя, освещавшаяся лучами восходящего солнца через проем входа на восточном фасаде. Святилище называлось целла. Перед входом помещался алтарь для жертвоприношений. Один из древнейших храмов – храм Артемиды Орфии в Спарте (9-8 вв. до н.э.) имеет прямоугольную форму, разделённую внутри рядом деревянных столбов на две параллельные галереи – нефы.

Типы храмов были разнообразны: с выдвинутыми вперед 4, 6, 8-колонными портиками на одном или двух противоположных торцовых фасадах. Часто здание храма окружали одним (периптер) или двумя (диптер) рядами колонн.

Храмы становятся центрами политических, культурных, экономических связей. Так, у храма Зевса в Олимпии с 766 г. до н. э. каждые четыре года устраивали олимпийские игры.

Период греческой истории, охватывающий VIII и VI вв. до н. э., получил название архаического. Это время Великой греческой колонизации, освоения греками побережий Средиземного и Чёрного морей, формирования греческого рабовладельческого общества и возникновения городов-государств (полисов) — укрепленных экономических и политических центров гражданской общины, обеспечивающей членам право собственности на землю и рабов. Оживлённая торговля и взаимодействие с другими народами способствовали складыванию понятий «эллины» и «Эллада». Важными центрами экономических, политических, культурных связей становятся общегреческие святилища, а объединяющими событиями – общегреческие игры, посвящённые богам: олимпийские (спортивные – Зевсу), пифийские (музыкальные – Аполлону), истмийские.(морские – Посейдону).

В архаический период появляются монументальные постройки из камня, главным образом из известняка мягких местных пород. Эллинские мастера архитектуры уже в VII в. до н. э. разработали строго продуманную систему рациональных соотношений между несущими и ненесущими (несомыми) частями здания, между колоннами и перекрытием, лежащим на них. Эта цельная, художественно осмысленная система сочетания конструктивных и декоративных частей с определенными соотношениями их размеров, установившая определенный порядок в отношениях частей здания, получила название ордер (лат. ordo — порядок).

Греческий архитектурный ордер состоял из следующих основных элементов: трехступенчатого стереобата — цокольной части храма; колонн, состоящих из базы, ствола (фуст) и капители; антаблемента (перекрывающей части сооружения), делящегося, в свою очередь, на архитрав (балку), фриз и карниз. Выше антаблемента — треугольной формы фронтон, ограниченный сверху двумя скатами крыши.

В процессе формирования греческой архитектуры возникли вначале два основных ордера: дорический и ионический, несколько позже (430 г. до н. э.) появился коринфский в интерьере храма Аполлона в Бассах (Иктин). Они различались в деталях и пропорциях. Дорическая архитектура отличалась простотой и мужественностью форм, ионическая — легкостью, стройностью, изяществом, женственностью, коринфская — большей декоративностью. Дорический и ионический ордера возникли еще в деревянно-сырцовых постройках, где архитектурные элементы составляли необходимые конструктивные части. Позднее эти же формы были переведены, с небольшими изменениями, в камень. В каменных постройках многие конструктивные части превратились лишь в декоративные элементы, воспроизводившиеся по традиционной схеме, но в новом материале. Переход от дерева к камню мягких пород совершился во второй половине VII в. до н. э.

Дорический ордер развивался в основном на Пелопоннесе и на западе Греции на основе микенской архитектуры, ионический — в Аттике и в восточных районах Средиземноморья на основе архитектуры стран Передней Азии.

Характерным дорическим храмом архаики был храм Аполлона в Коринфе (вторая половина V в. до н. э.). Его окружали 6 Х 15 колонн, тяжелых пропорций, с капителями с большим выносом абаки (прямоугольная плита, венчающая капитель).

Ионический храм Артемиды в Эфесе — большой диптер (75 х 142 м в плане), колонны его имели сильно развитые капители со свисающими вниз волютами и рельефные пояса над базами. Храм был построен из мрамора, который в ионической архитектуре начали применять раньше, чем в дорической.

Архитектурные ордеры как композиционная система сложились в древней Греции в VI — V вв. до н. э., окончательно ознаменовав начало классического периода в архитектуре.

Классический период древнегреческой архитектуры (V — последняя треть IV в. до н. э.) начался с греко-персидских войн, завершившихся созданием Афинской морской державы. Созданные с первых десятилетий V в. творения зодчих, скульпторов, художников в последующие века стали образцом для подражания и назывались классическими (лат. с1аssicus — первоклассный). Преобладающим типом храма в V в. становится дорический периптер. На фронтонах дорических храмов размещали высеченные из мрамора многофигурные композиции. Рельефы на метопах фриза выдерживали в одном масштабе и с одинаковым количеством действующих фигур.

Мастера V в. до н. э. успешно решили одну из величайших задач, которая во все эпохи стоит перед архитекторами, — задачу органической связи (синтеза) архитектуры, скульптуры и живописи.

Мраморную скульптуру (круглую скульптуру, рельеф, украшения архитектурных сооружений) по-прежнему раскрашивали. Примером классического дорического периптера является храм Зевса в Олимпии (468—456 гг. до н. э., Либон), построенный в честь победы над персами. Высота его колонн (10, 43 м) стала каноном при создании многих храмов.

Середина V в. до н. э.— время возвышения Афин. Центральный архитектурный ансамбль Афин — Акрополь — включал в себя следующие сооружения (рис. 4): главный храм Парфенон (447—438 гг. до н. э., Иктин и Калликрат рис. 5); парадный вход на западном склоне Акрополя — Пропилеи (437—432 гг. до н. э., Мнесикл); грандиозную статую Афины-воительницы, созданную скульптором Фидием. Позже были построены храм Нике Аптерос (449—421 гг. до н. э., Калликрат) и Эрехтейон — храм, посвященный Афине и Посейдону (421—407 гг. до н. э., Архилох и Филокл). Асимметричный ансамбль Акрополя — пример единого композиционного замысла.

Парфенон — крупнейший дорический храм в Греции, построен из пентелийского мрамора на вершине Акрополя. Размеры его стилобата 30, 89 Х 69, 54 м. По типу Парфенон — октастильный (восьмиколонный на коротких фасадах) периптер, высота колонн —10, 4 м. Сосредоточенная в верхних частях здания раскраска восковыми красками (энкаустикой) по мрамору подчеркивала тектонику.

Эрехтейон — несимметричный храм из пентелийского мрамора, расположенный на крутом рельефе. Шести колонный портик с восточной стороны и четырех колонный с северной решены в ионическом ордере. Фриз выложен из темного элевсинского мраморовидного известняка, на фон которого наложены высеченные из белого мрамора рельефные скульптуры. С юга расположен портик кариатид, где роль опор играют изображения девушек (кор).

Афинский акрополь в V в. до н.э. был символом свободного демократического государства, средоточением совершенных образцов греческой архитектуры. Улицы города оставались узкими и кривыми, дома низкими и скромными. Лишь новый построенный по планировке Гипподама порт Пирей свидетельствовал о бурном развитии всех сторон жизни. Украшалась агора – была построена Стоя Пойкиле, административное сооружение, «расписной портик» которого был украшен живописью Полигнота и др. мастеров. Росписи прославляли великие деяния афинян, начиная с легендарной войны против амазонок и до исторической битвы под Марафоном. Ещё одним памятником классической эпохи были знаменитые Длинные стены, соединявшие Афины и порт Пирей.

В течение IV в. до н.э. в классической Греции преобладали Афины, затем Спарта, затем Фивы. Между тем возвысилась Македония во главе со способным царём Филиппом II, который ловко используя распри греческих городов, выступая союзником и защитником то одних, то других овладел большинством из них в короткий срок. После битвы под Херонеей в 338 г. до н.э. Греция лишилась независимости. Созданный Филиппом Коринфский Союз (формальный союз против Персии) фактически закреплял гегемонию Филиппа. Сын Филиппа II Александр прекратил греко-персидские войны, вступил в 334 г. до н.э. в Малую Азию и за 3 года подчинив себе Персидское царство. Утвердив столицу в Вавилонии, он стремился создать вселенскую монархию, включавшую в себя Грецию, Македонию и Персию. В планы входило и завоевание Индии, Африки и Италии, но преждевременная смерть помешала осуществлению этих планов. После 20-летних междоусобных войн полководцы Александра основали на территории его бывшей империи свои государства: Птолемеи в Египте, Селевкидов в Сирии и Месопотамии, Антигонидов в Македонии и Греции и государство Лисимаха во Фракии и северной части Малой Азии, распавшееся на Пергамское, Вифинское, Галатское и Понтское царства.

С распада державы Александра Македонского (последняя треть IV в. до н.э.) начался последний – эллинистический – период истории древнегреческой культуры и продолжался до завоевания подчинённого Греции Египта Римом (30 – годы до н.э.). Греция переживала экономический упадок, возросло расслоение общества. Предприимчивые люди покидали страну, устремляясь на Восток. Ко дворам эллинистических владык прибывали греческие поэты, художники, учёные. Греция стала страной бедной, обезлюдевшей, но хранившей памятники, поэтому привлекательной, особенно для римлян. Почти все крупные культурные центры располагались за пределами собственно Греции, в столицах новых эллинистических государств. Греческая культура, выйдя за пределы полиса, стала более открытой, впитала в себя новые восточные элементы, стала космополитичной культурой интеллектуальной элиты, цвела в тени восточных дворцов на деньги местных владык, служа их престижу и интересам.

Достижения эллинистической культуры были высоки и многообразны. Рубеж III-II вв. до н.э. ознаменовался бурным расцветом науки и техники. Это время оставило в истории такие имена как Эпикур, Зенон, Феофраст, Евклид, Архимед, Аристотель.

После завоевания Александром Македонским Персидского царства возникло много городов. Сам Александр основал 70 с Александрией Египетской во главе. Города имели прямоугольную планировку (милет, Делос, Эфес), подобно пирею Гипподама Милетского. Проводилось санитарное обустройство – канализация, водоснабжение. Агоры окружались портиками, часто двухэтажными. По образцу храмов строили административные здания – булевтерии (для заседаний городского совета), экклесиастерии (где находился священный огонь города). Города обносились оборонительными стенами, вдоль широких улиц стояли дома разного типа: партерные, без окон, куда свет проникал из центрального дворика, или же многоэтажные дома с окнами, выходящими прямо на улицу. Богатые дома обносились колоннадой, перистилем. Александрия поражала богатством и пышностью. Треть городской территории занимал дворцовый комплекс Птолемеев. Дворцы аристократии украшались мозаичными полами, стенными росписями. Царские парки содержали монументальные фонтаны из мрамора. В городе были гимнасии, палестры, стадионы и театры.

В архитектуре преобладали ионический и коринфский ордера. Теоретик и практик архитектуры Гермоген (сер. II в. до н.э) создал новую архитектурную форму – псевдодиптер, представляющий собой постройку, обнесённую двойной колоннадой, причём внутренний ряд колонн до половины спрятан в стенах здания (тип сооружения широко применявшийся впоследствии римлянами). Коринфский ордер получил развитие с IV в. до н. э. в ряде памятников греческой архитектуры. Он впервые оформился в конце V в. до н. э.

Пример коринфского ордера — памятник Лисикрата (335—334 гг. до н. э) — объём цилиндрической формы, конусообразная черепичная кровля его завершается скульптурным украшением — акротерием. Его полуколонны легче изящнее ионических колонн, у них более высокая капитель, изогнутый в плане импост — переход от колокола капители к архитраву. Волюты капители — в форме стилизованных завитков растения аканта.

Ещё в IV в. до н. э. появилось много сооружений круглой формы, в том числе открытые греческие театры, сооружавшиеся на склоне скалы. Театры состояли из здания (скены), полукруглой нижней площадки (орхёстры), расположенных вокруг нее концентрическими полу фугами рядов амфитеатра (театрон). Выдающимися памятниками эллинистической архитектуры являются театры в Эпидавре и Герода Аттика в Афинах. Ведущими архитекторами I в. до н. э. были Филон, Скопас, Поликлет Младший, Пифей и Сатир.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь