Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ КАПИТАЛИЗМА



 

Тенденции

 

С развитием капитализма (середина ХIХ в.) в градостроительстве произошли глубокие изменения. Научные и технические открытия в промышленном производстве, строительство железных дорог, упорядочение транспорт ной сети городов, замощение улиц и площадей, уличное освещение привели к поискам новой структуры городов и возникновению новых сооружений: фабрик, заводов, административных зданий, доходных домов, вокзалов, спортивных сооружений, выставочных залов, торговых зданий и т. д. Появились новые конструктивные мате риалы (чугун, сталь) и новые методы, облегчающие строительство. Чугунные колонны, стропила, перекрытия начинают сочетать с каменными, кирпичными и деревянными стенами, впервые металл конструктивно соединяют со стеклом: крытые рынки, вокзалы, универмаги с металлическими сводчатыми перекрытиями.

Большое значение для развития архитектуры имели всемирные промышленные выставки. Здание Всемирной промышленной выставки в Лондоне — Кристалл-палас (1851, Д. Пэкстон)— было сооружено впервые в архитектурной практике только из стали и стекла. Остекленные элементы и стальные рамы положили начало так называемой ажурной архитектуре. Памятником архитектуры стала 300-метровая Эйфелева башня (1851, Г. Эйфель), построенная для Всемирной промышленной выставки в Париже. Начиная с 30-х годов Х в. для композиции и художественной отделки зданий характерны стилизация (подражание стилям прошлого) и эклектика. Псевдоготический стиль выражался в деталях фасадов и интерьере, псевдопомпейский — в имитации росписи древней Помпеи.

Эклектика — смешение форм различных стилей, привела к нарушению связи между функцией, конструкцией и обликом архитектуры. Пестрой эклектической обработкой отличались фасады доходных домов, банков, вокзалов.

В начале 90-х годов ХX в. в Бельгии, Франции, Голландии, Австрии, Германии почти одновременно возник как реакция на эклектику новый стиль — модерн (фр.— современный), который порывал с исторической преемственностью в мировом искусстве. Для него характерны простая выразительность плавных линий (плавные изгибы стен и сложные криволинейные очертания деталей, окон, дверей), живописность цветовых решений, использование новых материалов — бетона, стали, керамики, освобождение от симметрии и классических форм, в том числе ордеров. Идеологом нового стиля в архитектуре был бельгиец ван де Вельде, работавший в Германии. В творчестве испанского архитектора А. Гауди (1852—1926) даже несущие конструкции имеют силуэт «льющихся линий». В стиле модерн строились городские особняки и загородные виллы.

В США в конце ХX в. в Чикаго впервые появилась идея использовать стальной каркас в строительстве многоэтажных зданий. Конструктивные и функциональные проблемы высотного строительства разработал американский архитектор Л. Салливен (1856—1924), которому принадлежит крылатая фраза «форма следует функции», т. е. форма сооружения зависит от его назначения. С 60-х годов ХIХ в. бетон стали армировать, чтобы увеличить сопротивление растяжению, сжатию и изгибу. Была разработана железобетонная рамная конструкция многоэтажного жилого дома (1903, 0. Перре). К началу ХХ в. относится создание больших промышленных комплексов на основе железобетонных конструкций, стального каркаса, элементов заводского изготовления, что привело к возникновению идей унификации и стандартизации элементов зданий.

Другой путь, по которому шло развитие архитектуры, был связан с использованием пластических свойств железобетона, т. е. его способности принимать любую форму. Пластически динамичный объём Башни Эйнштейна в Потсдаме (1920—1921, Э. Мендельсон) воспринимается как скульптура.

Для периода 1917—1926 гг. характерно увлечение формальными элементами, плоскостями, геометрическими телами (голландская группа «Стиль»). Под влиянием этого направления создан дом над водопадом в Бэар-Ране, Пенсильвания (1936, ф. Л. Райт), в котором пересечение прямоугольных объёмов под прямым углом — один из приемов равновесия всей композиции.

В Баухаузе – художественно-промышленном училище г. Веймара, которое было основано архитектором В. Гропиусом, зарождается новое течение в архитектуре (1920-е годы) — функционализм, провозгласивший идею синтеза искусства и техники основой современного формообразования. Функционализм требовал строгого соответствия зданий протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям).

Один из лидеров функционализма — немецкий архитектор Мис ван дер Роэ (1886—1969) — выдвинул новую концепцию пространства: стена — не подчиненный элемент, а имеет самостоятельное значение, связывая внутреннее пространство с окружающей средой. Он развивал идею совершенной «универсальной формы» в архитектуре, т. е. пригодной для любых зданий.

Один из создателей современной архитектуры — французский архитектор и теоретик архитектуры Ле Корбюзье (1887—1 965) видел основу обновления архитектуры в современной технике и серийности индустриального строительства. Он формулирует пять основных принципов новой архитектуры: гибкая планировка, возможная внутри каркасной конструкции; свободное решение фасада, вынесенного перед каркасом; сплошные горизонтальные ленты окон; плоская крыша, используемая как сад; постановка здания на железобетонные столбы с отрывом от земли, чтобы продолжить под зданием зеленую зону. Эти принципы нашли свое отражение в архитектуре жилого блока в Марселе (1947—1952), который представляет собой единый 17-этажный жилой дом, оснащенный магазинами, детскими садами, амбулаториями, гостиницами, большими двухэтажными квартирами. Размеры дома и его элементов установлены по разработанной архитектором модульной системе — модулору — ряду пропорциональных величин на основе принципа «золотого сечения», увязанных с размерами человеческой фигуры.

В западной Европе и Америке после войны развитие архитектуры получило название «современное движение». Ему была присуща ориентация на рациональную геометрию технического мира. Начало оно получило в Италии, где возникла проблема строительства новых зданий в архитектурной среде старых городов, их функциональной и художественной связи. В Милане Башня Веласка (1954 – 1957, коллектив ББПР) и универмак «Ринашенте» в Риме (1959 – 1961, Ф. Альбини) соединили рациональную тему с ассоциацией исторической застройки. В доме Бальди близ Рима (1959 – 1961, П. Портогези) организованы перетекающие пространства (необарокко). Архитектура 50—60-х годов при строительстве отелей, мотелей, зрелищных сооружений, крытых бассейнов, стадионов широко использовала достижения строительной техники. Большие залы стали перекрывать вантовыми покрытиями — гибкими элементами типа растяжек, системой стальных тросов, растянутых между наклоненными железобетонными контурами (хоккейное поле Иельского университета, 1958, Э. Сааринен).

В архитектуре новых колледжей студенческого городка Йельского университета в Нью-Хейвене (1958 – 1962, Э. Сааринен) на сложившуюся неоготическую застройку наложена новая декорация с башней и группировкой блоков вокруг дворов.

В здании медицинских лабораторий Пенсильванского университета в Филадельфии (1957 – 1961, Л. Кан) выражено обращение к изначальным архетипам традиционного европейского зодчества – массивности, симметрии, естественному освещению каждого помещения. В большом монументе мемориального центра в Хиросиме (Япония, К. Танге) железобетонные конструктивные формы имитируют приёмы национальной тектоники.

Для этого периода характерно массовое строительство высотных зданий (небоскребов), создание нового типа здания — параллелепипеда со стальным каркасом, с нерасчлененным внутренним пространством и сплошным остеклением навесных стен (здание Сиграм Билдинг в Нью-Йорке, 1956—1958, Мис ван дер Роэ, Джонсон). Здание имеет простую геометрическую форму, выразительность которой достигается простейшими архитектурными средствами.

Новая Национальная галерея в Берлине (1962 – 1968, Мис ван дер Роэ) показывает выход стиля Миса к архетипам классической архитектуры (неоклассицизм).

Гибкость пространственно-пластической структуры монолитного железобетона выражена в Капелле в Роншане (1950—1954, Ле Корбюзье).

Поворот американской официальной архитектуры к неоклассицизму 60-х гг. вызвал заказ на проектирование 50 зданий дипломатических служб США в различных странах мира. В здании посольства США в Дели (1954 – 1958. Э.Д. Стоун) как бы хрустальный ларец Миса был одет ажурными решётками – орнаментом.

Неоклассицизм 60-х годов массивен и респектабелен. Крупнейший псевдоклассический комплекс 60-х годов – культурный центр Линкольна в Нью-Йорке 91962 – 1968) – площадь с аркадой здания Метрополитен-опера (У. Гаррисон), где фланги – театр штата Нью-Йорк (Ф. Джонсон); замыкает её филармония (М. Абрамович). Симметрия. Ритм колоннад, ярусные залы, белый мрамор с расным плюшем, анодировка, хрусталь люстр – версия американского неоклассицизма.

Рационализм в некоторых странах на базе неоклассицизма США стал основой профессионального сознания. Технологизм определил архитектуру жилища в том же стиле. Схемы неоклассицизма не имеют конкретных ассоциаций в истории.

«Новая архитектура» в 60-е годы стала распадаться. Массовое сознание отвергало техницизм.

Новое веяние в архитектуре современного капиталистического мира — постмодернизм (его популяризаторы Ч. Дженкенс, Р. Стерн и Ч. Мур) — направление, ищущее субъективные, сенсационные эффекты благодаря неожиданным формам.

Его принципы: подчинение факторам окружающей среды: введение элементов исторических ассоциаций; возвращение неконструктивных и нефункциональных элементов архитектуры. Архитектура провозглашается способом коммуникации с зашифрованной символикой, многозначностью образа, эклектичностью формальных средств. Появляются и здания — копии образов прошлого.

Альтернативные новации возникли в 70-е годы в разных местах – в США, Великобритании, Франции, Бельгии, Испании, Австрии, Японии. Они были разными: с одной стороны, нейтральный каркас, а с другой – архитектура образного начала с новыми формами историзма. Жилой дом в Токио (К. Курокава) с квартирами-капсулами, навешенными на металлические башни остова, демонстрирует отход от традиционных тектонических схем и пластических средств гармонизации.

Итогами поисков стал обобщающий стиль – постмодернизм.

Модернизму новой архитектуры приставка «пост» придала определённое противопоставление. Три его принципа: контекстуализм – подчинение архитектуры фактору среды и контексту культуры, аллюзионизм – введение в объект намёков (аллюзий), отсылающих к историческому времени, и орнаментализм – расширение круга архитектурных элементов. Характерно двойное кодирование: соединение современной техники с исторической традицией для достижения коммуникативности с публикой.

«Классический образ» постмодернистского кича создал Чарльз Мур, один из наиболее утончённых архитекторов постмодернизма. Фонтан на площади Италии в Нью-Орлеане, США (1975 – 1980, Ч. Мур) показал постмодернизм и приёмы кича в архитектуре; видна реминисценция итальянской архитектуры рубежа XIX и XX веков.

Ироническая вариация неоклассицизма представлена фрагментом экспозиции «Биеннале – 80» в Венеции (1980, Х. Холляйн). Таковы были примеры экстравагантных частных домов, выставочных павильонов, интерьеров дорогих магазинов и туристических бюро. В крупных престижных объектах постмодернизм 80-х приобрёл респектабельность. Начало положили работы Ф. Джонсона рубежа 70-80-х гг. для небоскрёба фирмы «АТТ-билдинг» на Мэдисон авеню в Нью-Йорке (1978-1983, Ф. Джонсон) применено расчленение на три части по вертикали: основание, тело, венчание; облицовка из розового гранита.

В Портленд – билдинге в Портленде, США (1982) М. Грейвз представил постмодернистский вариант крупного офиса. Сущность его стиля – кубизм.

После укрепления позиций постмодернизма в американской и западноевропейской практике стали появляться прямые копии памятников прошлого. В 80-е годы появилось псевдопалладианство. Интерьеры Госдепартамента США в Вашингтоне (1985, А. Гринберг) несут палладианские черты.

Историзм 70-80-х годов имеет определённое наследие. Здание общественного центра Хиллингдона в Лондоне (1974-1979, Э. Дербишир, Р. Мэтью, Р. Джонсон) привело к масштабу жилищ Лондонского пригорода начала века. Жилой комплекс, расположенный вдоль гавани озера Тегель (1987, Ч. Мур0, - наиболее зрелищный жилой комплекс в духе постмодернистского историзма на международной строительной выставке в Западном Берлине. Идея выставки – интеграция с городским контекстом («Критическая реконструкция»0 с целью обновления, исправления и завершения его.

В доме на Фазаненштрассе в Берлине (1986, Г. Бем) преобразован исторический тип 8-этажного «берлинского дома», характерного для застройки 1920-х годов.

Преобразование здания заброшенного парижского вокзала Орсэ (1998-1900, В. Лалу) в музей искусства XIX века (1974-1986, Г. Ауленти) стало крупнейшим достижением архитектуры. Новая функция потребовала изменения структуры внутреннего пространства.

Испанский архитектор Рикардо Бофилл, работавший со своей фирмой «Де тальер де Архитектура» во Франции, создал «индустриализованный ренессанс» в жилых комплексах: «Озёрные аркады» в Сен-Кантен ан Ивалин (1875), жилой комплекс «Антигона» в Монпелье (1979-1984). Ансамбли Бофилла представляют собой крупные комплексы отчуждённого мира – близкого к кичу историзма.

Рационализм 70-80-х годов отличается от рационализма 20-х годов и «новой архитектуры» послевоенного периода.

Кладбище в Морене (1971-1977, А. Росси) лаконично, излучает впечатление спокойной монументальности.

Альдо Росси развивает линию неорационализма, основанного на архетипах классической архитектуры. Третья архитектурная выставка Венецианского Биеннале в 1985 г. по сравнению с Первой в 1980 г., декларировавшей историзм, противостояв «современному движению», показала новую картину развития архитектуры.

В новом корпусе Государственной галереи в Штутгарте (1977 – 1985, Дж. Стерлинг) представлен метафорический историзм 1980-х годов. Произведения Дж. Стерлинга художественно значительны. Столь же интересны произведения Паоло Портогези и Витторио Джильотти, которые вывели концепцию необарокко на новый уровень. Они разработали ансамбль Исламского культурного центра в Риме (1976-1992, П. Портогези, В. Джильотти), в котором прослеживается синтез восточной и западной культур в историзме 1980-х годов.

Обращения к опыту истории, к «классическим» системам архитектурного языка и образам прошлого чередуются с периодами поиска нового.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь