Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Архитектура эпохи феодализма



Византийская архитектура

 

Эпоха феодализма охватывает огромный период (IV —XIX вв.). Ее начало относится к разделу Римской империи в 395 г. на восточную, получившую название Византии, и западную.

Византийская архитектура развивалась под влиянием философии христианства и на основе традиций античного зодчества. В Византии строили дворцы, акведуки, термы, но основным типом зданий стали церкви. Главным строительным материалом являлась плинфа — квадратный или прямоугольный хорошо обожженный кирпич толщиной 4—5 см. Кладку вели на известковом растворе, фасады не штукатурили. В V — VI вв. сформировался тип крестово-купольного храма на основе базилики и центрического храма. В крестово-купольном храме стоящие на четырех опорах подпружные арки поддерживают паруса и купол, к аркам с четырех сторон примыкают цилиндрические своды, обеспечивающие устойчивость опор.

Наиболее значительный памятник крестово-купольной системы — собор Святой Софии в Константинополе (532—537, Анфимий и Исидор). Высота его около 60 м, диаметр купола 33 м. Купол прорезан у основания кольцом окон и опирается на четыре арки, в углах образована конструкция треугольно-сферической формы, называемая парусом. С востока и запада к куполу примыкают два более низких полукупола, перекрывающих концы зала.

Крестово-купольная система прочно вошла в культовую архитектуру стран восточного христианства, оказав влияние на архитектуру последующих периодов.

 

Романский стиль

 

Архитектура Западной Римской империи несколько веков находилась в упадке и лишь в Х вв. в Западной Европе началось строительство городов. Получила распространение фахверковая конструкция жилья и хозяйственных построек.

В ХI — ХII вв. на территории, населенной народами романский языковой группы (Франция, запад Германии и север Италии), возник романский стиль, который основывался на наследии древнеримской и византийской культур.

От раннефеодальных романских городов до нас дошли соборы, частично замки и крепостные стены с башнями. Для архитектуры романского стиля характерно сочетание разновысоких объёмов, конструктивно связанных опорами и сводами, каменными перекрытиями, полуциркульными арками. Определяющими зданиями романского стиля стали базиликальные соборы с двумя башнями по обеим сторонам входа, увенчанными высокими шатровыми крышами пирамидальной или конусообразной формы.

Такие соборы имели в плане форму латинского креста. Продольное пространство главного нефа отделялось от боковых нефов рядами колонн, на которые опирались арки, несущие стену с оконными проемами. Центральный неф перекрывался цилиндрическим сводом, а боковые — крестовыми сводами, возродив во Франции через семь столетий после их применения в древнем Риме. Крестовый свод образовывался пересечением двух взаимно перпендикулярных цилиндрических сводов и обычно опирался на четыре опоры. Дверные и оконные проемы завершались полуциркульными арками. Входы соборов выкладывали в виде ряда последовательно уменьшающихся арок, опирающихся на пристенные колонны, так называемый перспективный портал.

Другим архитектурным типом, характерным для романского стиля, были загородные замки феодалов, которые строили как крепости. Их окружали каменной стеной, являвшейся фортификационным сооружением.

В планировке и конструкциях замков использовали формы крепостного строительства Ближнего Востока, воспринятые во время крестовых походов. до нас дошли лишь части романских замков.

Для романской архитектуры Франции и Германии характерны монументальность, суровость и лаконичность форм, для Италии нарядные многоярусные мраморные аркады. Например, главная площадь в Пизе с собором (1063—1118), баптистерием (1153) и знаменитой «падающей башней» (1174) отличается единством пластической обработки фасадов со сквозными либо глухими полуциркульными характерными романскими аркадами. План собора имеет форму вытянутого латинского креста: главный объем с пятью нефами, поперечный — трехнефный трансепт. Главный объем — продольная часть христианского храма — расчленен на нефы аркадой.

Пизанская башня окружена аркатурными галереями. Из-за неравномерной осадки грунта еще при строительстве она получила наклон.

Готический стиль

 

Во Франции с середины Х в. романский стиль сменился готическим. Появление нового стиля обусловлено потребностью увеличить вместимость соборов, поскольку они стали местом не только богослужения, но и собрания горожан. Были до предела уменьшены сечения конструкций и толщина опор, которые делали в виде пучков тонких колонн. Опирающиеся на колонны стены облегчены за счет больших окон. Появляются круглые окна — «розы» Интерьер стал воздушнее и светлее, высота готических соборов вдвое больше романских. Для готического стиля характерны стрельчатые арки. Своды строили на системе арок, переброшенных в нескольких направлениях, выделенных гуртами, или нервюрами — утолщенными каменными жгутами. Нагрузка от сводов передавалась на контрфорсы, вынесенные наружу, а распор сводов — на аркбутаны — наклонные упорные арки, имеющие вид ребер. Глухая романская стена превратилась в ряд узких простенков и больших окон, массивные объемы романского стиля заменил каменный остов.

Техника обработки камня достигла высокого уровня. Из камня вырезали оконные переплеты, выкладывали шатры башен, шатровые башенки на контрфорсах — фиалы, резные фронтончики над окнами — вимперги. Большим достижением готики были витражи — окна с живописными картинами из кусков цветного стекла в свинцовой оправе.

Соборы строили по полтора-два столетия, и башни часто так и оставались незавершенными. Таков парижский собор Нотр-дам (Собор Парижской Богоматери, 1163— 1182) — первая значительная постройка готического стиля. Расцвет готического стиля относится к XII — XIII вв. В XIV — XV вв. наступил его последний этап, отличающийся обилием деталей и эффектных ажурных форм.

Готический стиль в городах-республиках Италии характерен более нарядными, богатыми и разнообразными формами. Крупнейший Миланский собор (1386) — типичный пример готического стиля, где формы чисто декоративны. Кроме церковного в больших масштабах велось светское строительство (дворцы, ратуши, жилые дома). Во дворце Дожей в Венеции (1309—1340) готические стрельчатые арки первых этажей контрастируют с плоскостью стены.

Ренессанс. Барокко

 

В ХIII-XIV вв. в городах-республиках Италии начала формироваться новая светская культура, проникнутая гуманизмом античности. Движение за возрождение античной цивилизации получило название Ренессанса (фр.— возрождение). На основе архитектурных форм античности создавались новые типы зданий: учебные заведения, больницы, воспитательные дома и т. д.

Ведущую роль в дальнейшем развитии архитектуры сыграл флорентийский собор Санта Мария дель Фьоре. В его восьмидесятиметровой колокольне, стоящей от дельно от собора, украшенной рельефами и мраморной инкрустацией (Джотто ди Бондоне), проявились новые черты стиля проторенессанс — предвестника Возрождения—еще в 1334 г.

Время архитектуры Ренессанса в Италии —XV — XVI вв., основные периоды — ранний, высокий и поздний Ренессанс. Наиболее характерные памятники раннего Ренессанса сохранились во Флоренции. В этом городе работал виднейший архитектор раннего Ренессанса Ф. Брунеллески (1377—1446). По его проекту возведен грандиозный купол собора Санта Мария дель Фьоре (1420—1434). Оригинальна конструкция купола: две оболочки, скрепленные ребрами. Купол доминирует в застройке города, высота его 13, 5 м, диаметр 42 м.

Значительное место в архитектуре Ренессанса в Италии занимали гражданские здания. Городские дворцы (палаццо) зарождающейся буржуазии во Франции предназначались для торжественных приемов. Для палаццо характерны четкость прямоугольного объема, уравновешенность композиции фасада, обычно с тремя поэтажными горизонтальными членениями, обращенность фасадов на улицу города, квадратные внутренние дворы, окруженные галереями. Фасады решались как плоскость с изображением архитектурной композиции на основе ордерной системы.

В начале XVI в. центр архитектуры переместился в Рим — столицу папского государства. Здесь работал выдающийся архитектор Высокого Ренессанса Д. Браманте (1444—1514), построивший часовню Темпьетто центрической композиции (1502), лаконичные формы и классические пропорции которой выражают спокойствие и величие, характерные для этого периода. Самое крупное его произведение — дворцы Ватикана (1503). Ему принадлежит замысел собора Святого Петра, осуществленный после его смерти другими зодчими.

Огромное влияние на архитектуру позднего Ренессанса (вторая половина XVI в.) и последующих эпох оказало творчество Микеланджело Буонарроти (1475— 1564). Он создал в Риме ансамбль площади Капитолия (1546)— один из ранних примеров пространственного ансамбля в истории западно-европейской архитектуры, возвел основную часть здания собора Святого Петра. Купол собора диаметром 42 м покоится на барабане с раскрепованным антаблементом, небольшие окна зажаты между гигантскими пилястрами.

Зародившись в Италии, архитектурные идеи и формы Ренессанса в XVI в. распространялись по Европе. Но употребление ренессансных деталей и форм становилось зачастую механическим, не связанным с конструкцией здания, в результате поверхностного понимания архитектурной системы Ренессанса.

В XVI —XVII вв. продолжали строить дворцы, виллы и храмы, которые стали богаче по форме, пластически насыщеннее. Этот стиль, получивший название барокко (по-итальянски — причудливый, странный), завершил Ренессанс усложненным и, подчеркнуто экспрессивными формами. Его основатель — архитектор, скульптор и живописец Микеланджело Буонарроти — положил начало пластически выразительной архитектуре барокко в капелле Медичи во Флоренции (1520—1534) и вестибюле библиотеки Лауренциана (1555—1568), где формы архитектуры и скульптуры выражают напряженность и скованную силу.

В архитектуре барокко особенно пышными были интерьеры и фасады католических храмов, например новый фасад (1614, К. Мадерна) собора Святого Петра в Риме и величественная колоннада (1598— 1680, Л. Бернини), охватывающая овальную площадь перед собором.

Для стиля барокко характерны криволинейные очертания плана, сложные пространственные построения, частое применение овала, разорванные фронтоны, спаренные колонны и пилястры.

В эпоху барокко были развиты приемы ансамблевого строительства. Ансамбль Капитолийского холма в Риме (1546, Микеланджело) объединил несколько дворцовых зданий вокруг трапециевидной площади с ведущей к ней парадной лестницей. Принцип ансамбля был зало жен в планировке овальной площади дель Пополо (1662) при въезде в Рим с расходящимися от нее тремя улицами.

Барокко проявилось своеобразно в каждой из стран Западной Европы как стиль феодально-католической реакции.

Классицизм. Рококо

 

Классицизм как стиль возник во Франции еще в середине ХУ в., предвосхитив на столетие всеобщее развитие европейского классицизма середины Х в. Классицизм провозглашал античную архитектуру образцом, а подражание ей единственным путем творчества (от лат.classicus — образцовый), противопоставляя свободе композиции и обилию декора барокко уравновешенные композиции и разумные формы, Композициям классицизма свойственны симметрия и соподчинение частей.

В первый период классицизма (вторая половина Х в.) образцом стала архитектура Древнего Рима. Типичный пример: загородный дворец Людовика XIV Версаль (60-е годы XV в., Лево, Лебрен, Мансар). Одним фасадом он обращен к огромному парку с широкой главной аллеей, рассчитанной на эффект уходящих вдаль перспектив, с фонтанами, цветниками, скульптурой. Со стороны главного фасада к дворцу сходились тремя лучами проспекты из Парижа и предместий.

Восточный фасад Лувра в Париже в этот период обогатился мощной колоннадой коринфского ордера со сдвоенными колоннами (1613—1688, К. Перро), которая послужила образцом для архитектуры классицизма в разных странах.

В начале XVIII в. во Франции наряду с классическим стилем с его суровым величием возник легкий, как бы наряженный стиль рококо (от фр. рокайль — раковина), который особенно ярко проявился в интерьере. Декор интерьера маскирует конструкцию помещений, чему способствуют пышная резная орнаментика (измельченные несимметричные растительные формы, раковины, гирлянды), бронза, зеркала, живописные панно, светлые цвета, позолота. Примером стиля рококо является отель де Субиз (1730, Р. Деламер, Ж. Боффран), где утонченно роскошным интерьерам противопоставлены геометрический ритм стены, филенки, лопатки, обработанные плоским дощатым рустом на фасаде, мелкие скульптурные украшения оконных и дверных наличников, фронтонов.

Стиль рококо не просуществовал и нескольких десятилетий. Со второй половины ХVIII в. господствующим опять становится классицизм, который теперь в качестве образца взял архитектуру древней Греции. Был выработан канонический набор форм и правил в архитектуре. Пример: дворец Малый Трианон в парке Версаля (1762— 1768, Ж. А. Габриэль) —почти квадратное в плане здание с гладкими, облицованными мрамором стенами, которое послужило прототипом городских особняков классицизма. К этому времени относится создание ансамблей ряда новых площадей в Париже и ряде городов Франции и монументов в честь Людовика XV. Франция заняла ведущее место в Западной Европе по размаху парадной застройки городов.

Завершающая форма классицизма начала ХIХ в.— ампир (стиль империи Наполеона), отличающийся монументальностью, лаконичностью, контрастом рельефных деталей и приставных колонн на фоне нейтральной поверхности стены, использованием элементов древнеегипетской и позднеантичной архитектуры. Прямым подражанием сооружению императорского Рима — Арке Септимия Севера — явилась Арка Карусель в Париже (1806, Ш. Персье, П. Фонтэн). Арка Звезды (1806—1836, Ж. Шальгрен), Вандомская колонна (1806, Ж. Лепер, Ж. Годуэн) также представляют собой новую интерпретацию классических образцов.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 831; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь