Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Русская архитектура XV —XVII вв.
Объединение русских земель, завершившееся к концу ХУ в. после освобождения от монголо-татарского ига, способствовало политическому, экономическому и культурному росту русского государства. Во второй половине XV в. начались реконструкция и строительство собора Московского Кремля. Был построен Успенский собор (1475—1479, А. Фиораванти) — крестово-купольный, трехнефный, шестистолпный храм в стиле владимиро-суздальской архитектуры, но с использованием новой строительной техники. Впервые были применены крестовые своды, железные связи, что сделало интерьер просторным. Фасады облицованы тесаными каменными плитами. На Соборной площади Кремля возвели Благовещенский собор (1484—1489). Тогда же началось строительство новых стен и башен Кремля, которое закончилось через 10 лет. Кремль сохранил треугольный план, но расширился. Его омывали реки Москва и Неглинка и окружал ров с водой, через который от Спасской башни был перекинут подъемный мост. В Кремле, на холме, были построены княжеский дворец (1487—1508) с каменными палатами, связанными друг с другом переходами, Грановитая палата (1487—1491, М. Руффо, П. Солари), Архангельский собор (1505—1509, Алевиз Новый) — усыпальница московских великих князей. В Архангельском соборе заметны черты Ренессанса: два яруса пилястр классического ордера, четкие горизонтали антаблемента, завершающего поле стены. В это время был создан тип шатрообразного завершения здания: церковь Вознесения в Коломенском (1532) — подмосковном селе Василия I. Расположение на берегу Москвы-реки подчеркивает торжественность, монументальность, динамичность, гармоничность в ансамбле с деревянными хоромами. Церковь представляет собой высокий крестообразный в плане объем, переходящий с помощью кокошников в восьмерик с маленькой главой. Внутренне пространство шатра оставалось в интерьере открытым. Здание стоит на подклете и окружено галереей. Каменное шатровое зодчество XVI в. характерно простотой и ясностью конструктивной схемы, где шатер является единственной доминантой композиции. В конце XVI в. появился новый тип бесстолпных объемов, перекрытых сомкнутым сводом с тремя декоративными ярусами кокошников снаружи — возник разрыв между конструкцией перекрытия и внешним декором. Другим типом культовых сооружений стали небольшие бесстолпные посадные храмы, перекрытые крещатым сводом. Крещатый свод — изобретение русского зодчества — представляет собой сомкнутый тип свода с врезанными в него четырьмя цилиндрическими сводами от середины стен к центру, где поставлен световой барабан. Примером является старый собор Донского монастыря (1593) в Москве. Бесстолпные восьмиугольные объемы, сужающиеся кверху, создали ярусную композицию Ивановской колокольни (1508), расположенной на верши не Кремлевского холма, — монумента, отмечающего восшествие на престол представителя новой династии. В 1535—1538 гг. были построены крепостные стены и башни Китай-города, окружавшие большой посад столицы. Центром его явился комплекс Кремля, Красной площади и Китай-города. Радиальная система улиц была ориентирована на Покровский собор— Храм Василия Блаженного (1555—1561, Барма и Постник). Кубический пятиглавый собор обстроен четырьмя приделами, крыльцами, переходами, колокольней, в которых заметна связь архитектуры собора с деревянным зодчеством. Таким образом, композиция собора состоит из девяти самостоятельных небольших шатровых церквей, поставленных на один общий подклет, пространство между которыми было застроено позже. Первоначально собор был естественного кирпичного цвета с белокаменными деталями. В дальнейшем появилась многоцветная наружная отделка. Объемная композиция собора имеет преобладающее значение по сравнению с затесненными интерьерами, что делает памятник скорее скульптурным монументом, чем архитектурным зданием. В 1583—1593 гг. зодчий Ф. Конь построил Белый город — второе кольцо укреплений Москвы — белокаменные стены и 28 башен. Третье кольцо — дубовые стены и башни Земляного города — появилось в 1591— 1592 гг. Объединение русских земель привело к становлению Руси как централизованного многонационального государства, что потребовало укрепления оборонных сооружений. В первой половине XVI в. были построены на высоком берегу Волги Кремль Нижнего Новгорода, Кремль в Туле, Кремль Коломны, сооружаются кремлевские стены Смоленска (1596—1602, Федор Конь). Во второй половине XVI в. на торговых путях создается ряд городов. Для архитектуры этого периода характерны: строгая симметрия композиции, скупость декора, лаконичность цвета — сочетание красного кирпича с белокаменными деталями, соответствие внешнего облика конструкции здания. Архитектура середины и второй половины XVI в. отличается многообразием форм, живописностью, декоративностью. Массовое применение цветных поливных изразцов, сочетание белокаменных деталей с красной кирпичной стеной — характерные ее черты. Появилось больше гражданских зданий: жилых каменных палат, монастырских общежитий, трапезных. В Кремле построен Теремной дворец (1635—1636, Б. Огурцов и др.) с четкими горизонтальными поэтажными членениями фасадов, фресковой росписью интерьеров. Золоченая кровля и шатровое покрытие над крыльцом дополняли праздничный облик дворца. Планировка каменных жилых домов богатых горожан была несложной: помещения лепились друг к другу. В середине XVII в. развился новый стиль церковной архитектуры: двойные и тройные декоративные шатры, поставленные на сомкнутый свод. Но с середины ХVII в. строительство шатровых церквей было запрещено, шатровые покрытия остались лишь на колокольнях и крыльцах. Архитектура в 70—80-х годах XVII в. носит название «узорочной». Она не отражает сущности конструкций, живописна, дробна, с несимметричной группировкой масс, с широким применением полихромии на фасадах: раскраска деталей, обработка стены в цветную шашку, вставки и полосы из цветных, чаще зелено-желтых поливных изразцов. Росписи в интерьере располагают горизонтальными рядами, иллюстрирующими библейские сюжеты. Появляются новые архитектурные детали: в сдвоенных арках декоративные резные капители — «гирьки», пышные наличники, богатые порталы. Возникло большое разнообразие типов и решений. Московские памятники создаются на основе бесстолпного объема, перекрытого сомкнутым сводом, увенчаны ложным пятиглавием, декоративными ярусами кокошников. Трапезная, один—два придела, крыльцо, шатровая колокольня примыкают к основному объему, образуя несимметричную композицию. Ярославские памятники XVII в.— четырехстолпные, пятиглавые, перекрыты по традиционной крестово-купольной схеме, с живописным богатым декором крылец, приделов, колоколен. Стиль под условным названием «московское барокко» возник под влиянием изменений в мировоззрении, общественной жизни, культуре, а также как реакция на перегрузку декором «узорочья». Появляются монолитные объемы. Четкие членения делят здание храма на ярусы: четверик, два восьмерика, барабан и глава, в верхнем восьмерике расположена звонница — так называемая «церковь под колоколы». Строгая симметрия с ярко выраженной центричностью — характерная черта этого времени. Перерабатываются классические ордеры, появляются хорошо прорисованные белокаменные скульптурные украшения, детали, отставленные от стены, колонки со сложными фронтонами над оконными и дверными обрамлениями проемов. Характерны овальные и восьмиугольные окна. Каждый ярус имеет свой ордер, причем углы здания закреплены колонками классического типа. Ярусная композиция усадебных церквей конца Х в. местного русского происхождения. Наиболее законченный памятник подобного типа — церковь Покрова в Филях (1693) в подмосковной усадьбе бояр Нарышкиных. Основной объем этой церкви квадратный в плане с примыкающими к нему четырьмя полукруглыми пристройками, одна из которых, восточная, является алтарной апсидой. Подклет под церковью повторяет тот же план, но площадь его больше, образуется узкая открытая обходная галерея. Безукоризненно найденные пропорциональные отношения частей здания в сочетании с точно прорисованными деталями придают ему мягкость, ажурный, утонченно-элегантный вид. Ярусная композиция отразилась как в церковных сооружениях (колокольня Новодевичьего монастыря), так и на жилых домах (Крутицкий теремок — проходной павильон в усадьбе Крутицкого митрополита). В жилых домах новое направление проявилось и в симметричных построениях с подчеркнутой центральной частью (дворец Голицына, палаты Волкова). К этому же времени относится создание новых архитектурных образов — гражданских общественных зданий: Монетный двор, Сухарева башня — здание с торжественным входом и башенкой над основным объемом. Жилая деревянная архитектура развивалась медленнее городской, ее формы более устойчивы. Выработанные веками русские народные приемы композиции зданий часто переносились в каменную архитектуру. деревянные жилые дома XV —XVI вв., квадратные или прямоугольные в плане со стороной 5—6 м и печью посередине, ближе к входу, вдоль стен располагались скамьи. Стены возводили из горизонтально уложенных одно на другое сосновых бревен, сплоченных между собой пазами путем врубок. Проемы были невысокими, окна вырубали в двух смежных бревнах на полбревна вверх и вниз; их называют волоковыми, так как они «заволакиваются» задвигаются доской изнутри. Для увеличения размеров зданий рядом ставили несколько срубов. Нижние венцы клали на землю без фундаментов. Покрытия были чаще рублеными, из горизонтальных венцов. При двускатных крышах торцы из бревен, образуя фронтоны, соединяли слегами. Часто фронтоны были с «полицами», опирающимися на повалы (выпуски бревен). Были фронтоны килевидного завершения, они образовывали «бочечную» кровлю. Тесовые кровли делали без применения гвоздей. На слеги клали перпендикулярно «курицы», т. е. срубленные с корнем елки, на крюки корней — «водотечники» — бревна-желоба для опоры кровельных тесин. Стык верх-них тесин покрывали «охлупнем» — выдолбленным бревном. К деревенской избе-срубу почти всегда присоединяли второй сруб для хлева и сенника, находившийся или под одной крышей с избой (на севере), или покрытый самостоятельно (в центральных областях). Городские деревянные жилые дома были двух- и трехсрубными, но каждый сруб чаще покрывали отдельной крышей, причем средний сруб (сени) делали ниже боковых, имевших до трех этажей. Яркий пример деревянной дворцовой архитектуры — несохранившийся дворец в селе Коломенском под Москвой (1667—1 668). В планировке каменных жилых домов Х в. видна связь с деревянным зодчеством: жилые комнаты ставили на подклет, в котором были кладовые и другие хозяйственные помещения. Наружные лестницы с крытыми площадками и крыльцами по форме также близки к деревянным. Архитектура усеченной деревянных церквей была трех типов: клетские церкви — двускатные, прямоугольные; шатровые восьмиугольные или крестообразные в плане (изнутри часто подшивали потолок) и ярусные. Появились приделы и трапезные, высокие подклеты. Наиболее сложные покрытия этого времени — «кубоватые», т. е. четырехскатные. Подвесные потолки устраивали «небом» в виде пирамиды. Первая половина XVIII в.
В архитектуре петровского времени в первую четверть XVIII в. утверждаются идеи национального могущества России. Расширялось производство строительных и отделочных материалов, широко применяли штукатурные работы. Появились новые типы зданий: верфи, арсеналы, госпитали, театры, музеи, библиотеки и т. п. Этот период иногда называют условно «петровским барокко», однако русские зодчие этого времени обращались и к наследию Ренессанса, и к барокко и к классицизму, уже появившемуся во Франции. Одним из первых дворцов в Москве был Лефортовский в Немецкой слободе (1697—1707, Д. Аксамитов, Д. Фонтана). В Московском Кремле был построен Арсенал (1702— 1736, Д. Иванов, Х. Конрад и др.) с применением ордерных членений. Ведущее значение приобретают жилые, общественные и административные здания. Из культовых сооружений выделяется «Меньшикова башня» (1705— 1707, И. Зарудный) в традиционной форме триумфального столпа. Большую роль в архитектуре сыграли указ Петра 1 (1714) о запрете монументального строительства во всех других городах России, кроме новой столицы, утверждение новой систем образования, появление иностранных книг в переводе. В конце XVII в. в Россию проникла бастионная система крепостей. В 1703 г. была заложена Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге — начало новой столицы с судостроительной верфью (1704) на берегу Невы. Строительство новой столицы началось с каменного Летнего дворца Петра (1708—1711, А. Шлютер, Н. Микетти, М. Земцов). В Петропавловской крепости был возведен собор (1712—1733, д. Трезини) с трехнефным базиликальным планом, с ярусной колокольней. Загородные дворцы Петра были ансамблями нового типа с симметричной планировкой зданий и парков. В Петергофском дворце и парке (1714—1 728, М. Земцов, А. Леблон и др.) композиция решена террасным спуском к морю с системой фонтанов, гротов, павильонов. В 1716 г. началась разработка генерального плана Петербурга с учетом трехлучевой композиции планировки Адмиралтейской части, где главным лучом был Невский проспект. Лучи трех магистралей сходились к Адмиралтейству. Для зданий петровского времени характерны рустовка углов, пилястры, филенки, обрамление окон, наличников в духе французского классицизма. Петровский период был переломным этапом в русской архитектуре. Ведущими типами сооружений в архитектуре этого периода становятся общественные здания, а также городские и загородные дворцово-парковые ансамбли. Русское зодчество периода 40—50-х годов XVIII в. называют русским барокко, вкусы этого времени выразил В. Растрелли (1700—1771). Растрелли придал цельность объему здания Большого Царскосельского дворца под Петербургом, надстроив галереи и создав ось анфилады помещений дворца. Четкий ритм, заложенный в протяженном фасаде, получил богатую декоративную разработку как в цвете, так и в пластических приемах. Прекрасно решены интерьеры. Тронный зал является шедевром архитектуры XVIII в. В 1755—1762 гг. в Петербурге по проекту Растрелли был построен Зимний дворец. Фасады дворца по высоте делятся на два яруса композитного ордера с колоннами, расположенными в сложном ритме, с акцентированием входов и углов. Разнообразные формы оконных наличников, фронтонов, множество статуй, ваз делают южный фасад дворца, обращенный к городу, нарядным и праздничным, что подчеркнуто ярким цветом стен в контрасте с белыми деталями. С 60-х годов ХVIII в. намечается отход от барокко, особенно заметный в садово-парковых комплексах, где появляются строгие, классические формы. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы