Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Первобытная эпоха и древний Египет



 

Основными источниками изучения первобытного общества являются археологические памятники, этнография, данные геологии, антропологии, мифологии, фольклора.

Вся история первобытного человека на основе применения различного материала и техники изготовления орудий делится на три эпохи: каменную, бронзовую и железную. Первобытные люди еще в каменную эпоху строили полуземлянки, деревянные дома на сваях и жилища из глины, которые выполняли лишь утилитарную функцию.

Интересное сооружение обнаружено в 1908 году недалеко от с. Мезин. По окружности, диаметром в 6 м располагались частью поставленные на затылок, частью закопанные в грунт 18 черепов мамонтов. Их лбы были обращены внутрь сооружения. Это был цоколь дома. Внутри устанавливали деревянные дуги (делались из молодых деревцев, перевязанных жилами в дугу. Наверху, где они перекрещивались, их стягивали жилами. Нижними концами дуги-арки упирались в черепа мамонтов, до половины закопанные в землю. Получался купол, свод, который потом забыли и вновь открыли его только древние римляне. Покрывали сверху шкурами, прижимали рогами, бивнями. Интересно то, что тяжёлая крыша, которая, намокнув от дождя, весила до 3 тонн, давила не на тонкие деревянные дуги, а на крепкий костяной цоколь.

С фасадной стороны в расположении черепов был промежуток метровой ширины, а два больших слабо изогнутых бивня обрамляли аркоподобный вход.

К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений – крепости, сооружения из огромных грубо отёсанных камней, которые сохранились во многих местах Западной Европы и Кавказа. Со второй половины первого тысячелетия до н.э. распространились поселения и погребения.

Поселения делят на неукреплённые (стоянки, селища) и укреплённые (городища). Принадлежат они к эпохам бронзы и железа (селища и городища). Стоянки – поселения каменного и бронзового веков. Особое место занимают мезолитические поселения, называемые «къекенмеддингами», что в переводе с датского означает «кухонные кучи», т.к. похожи на отбросы устричных раковин.

Особый вид поселений «римские террамары» - укреплённые поселения на сваях, построенные на болоте или озере. Строительный материал – ракушечник.

В эпоху бронзы (2-е тысячелетие до н. э.) возводили сооружения из огромных каменных глыб: менгиры, дольмены, кромлехи, циклопические крепости и городища — так называемая мегалитическая архитектура (греч. megas— большой + lithos— камень).

Мегалитические постройки несли в себе разное начало и были художественным выражением идеологических, духовных и эстетических потребностей. Так, менгиры — вертикально поставленные камни, иногда завершавшиеся изображением головы, обозначали место общественных церемоний. Дольмены, состоявшие обычно из двух или четырех вертикально поставленных камней, перекрытых камнем, служили местом захоронения членов рода. Погребения были двух основных видов: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и погребения грунтовые, т.е. без надмогильных сооружений. Кромлех сооружали из каменных плит или столбов, расположенных по кругу. В Англии около Стоунхенджа был найден кромлех, в котором каменные столбы образуют несколько концентрических кругов: один — из небольших менгиров, другой, центральный, — из огромных глыб, попарно перекрытых каменными блоками. Центр архитектурной композиции — прямоугольная плита. Есть предположение об использовании этого кромлеха в астрономических целях.

Первобытная архитектура явилась основой архитектуры раннеклассовых государств древнего Востока. Яркий пример архитектуры древнейших классовых обществ — архитектура Древнего Египта.

Жаркий сухой климат Египта, обилие тростника и ила определили характер строительных материалов: обмазанный глиной тростник, кирпич из нильского ила с соломой, в монументальных сооружениях — камень. Художественные формы и изобразительные мотивы сохранившихся храмов, дворцов, гробниц царей и знати взяты у природы: солнце, считавшиеся священными лотос и папирус, пальма, львы и т. п. Памятники древнеегипетской архитектуры и подчинявшихся ей остальных видов искусства на протяжении всей ее истории имели в основном культовое назначение.

История развития архитектуры древнего Египта делится на несколько эпох. Раскопки захоронений дают представление о характере и уровне развития искусства и архитектуры Египта самого раннего времени. Воображаемый загробный мир мыслился древними египтянами подобным земному, поэтому умершего снабжали предметами, которые служили ему при жизни.

В додинастический период (5—4-е тысячелетия до н. э.) древнейшие могилы, как и ранние жилища, имели круглую или овальную форму и представляли собой ямы, покрытые ветками, циновками. Затем появились прямо угольные захоронения со стенами, обложенными изобретенным в то время кирпичом-сырцом, т. е. необожженным глиняным кирпичом, причем стены смыкались, образуя ложный свод — из выступающих один над другим концов кирпичей. В конце периода над могилами стали устраивать песчаные насыпи.

В эпоху Раннего царства (ХХХ—ХХVII вв. до н. э.) при первых фараонах, когда оформилось патриархальное рабовладельческое общество, в архитектуре закрепились образные и изобразительные средства и нормы, установились культовые каноны. Дома бедняков, как и раньше, строили из тростника и глины, дома богачей — из дерева и кирпича-сырца с угловыми прямоугольными в плане плоскими выступами — лопатками. Надземная часть гробниц царей и вельмож представляла собой прямоугольное в плане помещение для статуй богов и жертвенника перед ложной дверью в «вечное жилище» умершего. При гробницах строили заупокойные храмы, где совершали обряды, посвященные погребенному.

Наиболее известные памятники архитектуры Древнего царства (ХХУI II—ХХI II вв. до н. э.) — монументальные пирамиды обожествляемых фараонов и гробницы знати (мастаба), храмы с лотосовидными, пальмовидными, папирусообразными колоннами. Получило развитие искусство рельефа. Сохранились знаменитые пирамиды фараонов в Гизе: пирамиды Хеопса (зодчий Хемиун, ХХII в. до н. э.), Хефрена и Микерина. Высота самой большой из них — пирамиды Хеопса — около 150 м. Наклонный ход ведет в центральную погребальную камеру фараона. Сложена она из плотно пригнанных блоков известняка (две с половиной тонны каждый) без связующего материала, насухо. Конструкция и пропорциональные соотношения всех частей пирамид основаны на пропорциях «золотого сечения — деления отрезка на две неравные части, из которых меньшая относится к большей так, как большая к сумме этих частей. Формы и пропорции пирамид отработанны, четки и лаконичны, они выражают идею величия и мощи грандиозных царских усыпальниц.

В эпоху Среднего царства (ХХI—ХVIII вв. до н. э.) получают распространение скальные гробницы, декорированные росписями на традиционные сюжеты. Появляются новые формы храмов c двумя рядами колонн и повышенной средней частью, у входа в которые устанавливают монументальные пилоны, колонны с капителью в виде головы женщины с ушами коровы — богини Гатор.

Замечательным памятником является скальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-Эль- Бахри (зодчий Сенмут), называемый «египетским Парфеноном». Пропорции храма изящны и легки, интерьеры отделаны дорогими материалами, рельефами, изображающими события правления царицы.

В эпоху Нового царства (ХVI—ХI вв. до н. э.) — время расцвета египетской архитектуры, были построены грандиозные храмы бога солнца Амона-Ра – Луксорский и Карнакский. Лучшие египетские зодчие работали над их созданием. Самым большим храмом в Древнем Египте был Карнакский, построенный в XIII веке до н.э. каждый фараон считал своим долгом и честью что-нибудь в нём построить – новый колонный зал или молельню, или изобразить на стенах свои военные походы. Храм был каменным архивом истории Египта. Наиболее богат и знаменит был храм во время правления Аменхотепа III. Из 17 победных походов в переднюю Азию в Египет привезли несметные сокровища: золото, серебро, ценные породы дерева, использованные в украшении храма.

Устроен храм был следующим образом: с гранитного причала к храму вела широкая мощёная дорога, охраняемая трёхметровыми напряжёнными, словно готовыми вскочить бараноголовыми сфинксами (баран – священное животное Амона, 1 раз в год жрецы выбирали самого красивого барана, убивали его, а шкуру набрасывали на плечи статуи Амона). Вход в храм – прямоугольная рама, расположенная между двумя суживающимися кверху башнями – пилонами. Пилоны и вход увенчивались карнизом характерной для египетской архитектуры мягко изогнутой формы — в виде выкружки и валика. Перед пилонами, по обе стороны двери – гигантские статуи фараона и флагштоки. За пилонами располагался огромный двор (ширина 103 м, длина 84 м), по обеим сторонам двора колоннады под крышей – портики. Посередине двора аллея из 10 колонн с завершением в виде цветка папируса. В конце двора терраса, на которой высился второй пилон. За вторым пилоном – огромный зал колонн (144 штуки) – знаменитый «гипостильный зал» (колонны 14 м высотой, 12 центральных – 20, 4 м при диаметре 3, 4 м). Колонны применял ещё Имхотеп, но они были соединены со стеной, здесь же они стоят свободно. Замыкают гипостильный зал пилоны 40-метровой высоты. За ними открытый двор, в нём 14 папирусообразных колонн снизу доверху окованных золотом. Пятый пилон «пропускает» в зал «анналов». «Annales» – по римски означает летопись. В этом зале на стенах изображены победы фараонов, расцвеченные разными красками иероглифические надписи, повествуют о сражениях и добыче. Из зала анналов – вход в святая святых храма, место обитания бога. В центре на постаменте – ладья бога Солнца. Раз в год жрецы выносили её к Нилу, спускали на воду и фараон вместе со статуей Амона совершал торжественное плавание по Нилу. По обеим сторонам священной ладьи хранились одежды Амона, драгоценности храма, хозяйственные документы, священные рукописи. За ладьёй в особых помещениях, доступных не для всех жрецов стояли фигуры Амона, жены – Мут и сына – Хонсу. Завершался храм огромным юбилейным залом, где фараон, жрецы и придворные праздновали знаменательные события царствования.

С восточной стороны у входа стоял 33 метровый обелиск, верхушка которого была окована листами электра – сплава серебра и золота – остриё вспыхивало под первым лучом солнца, возвещая каждодневный приход Амона. (В 330 г. н.э. римский император Константин I приказал перевезти «каменную иглу» в Рим, где она находится и сегодня).

В целом храмы Древнего Египта структурно повторяли жилые дома: прямоугольные в плане осевые композиции, включающие вход, открытый двор, следующие один за другим два или три помещения для приёма гостей и трапез, в самом конце спальня хозяина. Вокруг прямоугольного участка, на котором располагался храм, возводили глухую каменную ограду также по схеме жилого дома богатого египтянина.

Для архитектуры Нового царства характерно подавление человека величественными громадами архитектурных форм многократно повторяющихся монументальных элементов — колонн, пилонов, сфинксов.

Археологические раскопки показали четкую организацию центральной части городов Древнего Египта с улицами, пересекавшимися под прямым углом. В центре возводили дворец и святилище, склады, казармы, дома, усадьбы вельмож, на окраинах — дома ремесленников и хижины бедняков.

В эпоху Позднего периода (ХI—IV вв. до н. э.) Египет покоряли ассирийцы, персы, однако архитектурные традиции не исчезли даже после завоевания его греко-македонцами, когда в страну проникло сильное влияние античной архитектуры и общий облик храмов стал менее грандиозен и торжествен.

Древняя Греция

 

В культурном наследии древних цивилизаций особое место занимает греко-римская культура в Средиземноморском бассейне, Причерноморье и соседних странах (с 3-го тысячелетия до н. э. до Середины Ч в. н. э.), которую называют античной (лат.antiques — древний).

Термин «античный был введен итальянскими гуманистами в эпоху Возрождения для определения Греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Она привлекала их жизнеутверждающей силой, сознанием ценности и красоты человеческой личности, верой в безграничные творческие способности человека.

История Древней Греции охватывает временной промежуток, начиная с рубежа III – II тыс. до н.э. и до II до н.э. Если сама история поступательна и непрерывна, то история культуры при этом испытывает величайшие взлёты и падения. В этот отрезок времени укладывается древнейшая высокоразвитая, богатая крито-микенская цивилизация, гибель этой цивилизации, разрушение культуры вплоть до утраты письменности; затем Гомеровский период, оставивший «Илиаду» и «Одиссею»; архаический период, сформировавший письменность, новую демократическую государственную систему – город-государство – полис, создавший религиозную систему, мифологию, натурфилософию, театр, поэзию, олимпийские игры, архитектурные ордера, понятие общегреческого государства – Эллады и граждан – эллинов; классический период – время расцвета Древней Греции, наивысшего развития всего того, что было наработано в архаический период; эллинистический период – развитие науки, техники, распространение греческой культуры по всему миру.

Греки всегда хранили в своих мифах и эпических сказаниях воспоминание о древнейшем периоде их культуры. Они видели развалины крепостных стен, которые, по их мнению, могли построить только легендарные великаны – циклопы. Но эти древнейшие обитатели страны были лишь неуловимой тенью. Только раскопки английского учёного А. Эванса (1851-1941 гг.) на Крите вернули материальность великолепной догреческой культуре. Хотя ещё благодаря Г. Шлиману, откопавшему Трою, Микены и Тиринф, стало ясно, что греческая история фактически начинается не с Гомера, а много раньше. Раскопки Эвансом Большого и малого дворца в Кноссе обнаружили целый мир культуры, названной им минойской – по имени мифического царя Миноса. Раскопки на о-вах Пилос, Мелос, Делос, Фера обогатили картину. В результате сложился целостный образ многовековой эгейской культуры, созданной догреческим населением, а во II тысячелетии до н.э. при участии предков позднейших греков – ахейцев, которые заимствовав, творчески развили достижения минойской культуры и создали микенскую культуру.

Культурный период 3—2-е тысячелетия до н. э. (эгейская культура) названная так потому, что ее создали племена, обитавшие на островах и побережье Эгейского моря, в материковой Греции, на острове Крит и в Трое (западное побережье Малой Азии), включает следующие главные культуры:

1. минойскую – о-в Крит;

2. кикладскую –Кикладских о-вах: Делос, Мелос, Фера и т.д.;

3. элладскую – развивавшуюся на территории материковой Греции (Микены, Тиринф);

4. троянскую.

Раньше других районов Эгейского моря вступил на путь культурного развития остров Крит с центром в Кноссе, к середине 2-го тысячелетия — города Микены и Тиринф. Там была обнаружена значительная группа памятников архитектуры, поэтому эгейский период называют еще и крито-микенским. В последнее время установлено, что эгейская культура распространилась и на острова Мелос, Санторин, Кипр.

Критская или минойская культура делится на 3 периода:

· раннеминойская (3000 – 2300/2100 гг. до н.э.)

· среднеминойский (2300/2100 – 1600 гг. до н.э.)

· позднеминойский (1600 – 1200 гг. до н.э.)

В начале раннеминойского периода мелкие поселения были разбросаны по всему острову и состояли из глинобитных хижин на простейших каменных фундаментах. Стены внутри домов были оштукатурены.

В среднеминойский период на Крите формируются крупные экономические и культурные центры, где создаются большие жилые комплексы и первые монументальные здания — дворцы — резиденции правящего рода, а позже — царя. Все постройки дворцов, частично двухэтажные, размещались по сторонам большого двора и были обращены входами во двор. Такой тип жилища с обширным прямоугольным центральным залом, окруженный по периметру сплошной каменной стеной, получил название «мегарон». Дворцовый комплекс включал и хозяйственные помещения.

Период «старых дворцов» оборвался в 1750 г. до н.э. в результате сильного землетрясения. Но через 50 лет Крит вновь вступил в пору расцвета, ещё более пышного, чем прежде – наступил позднеминойский период. На фундаментах «старых дворцов» воздвигаются новые, гораздо более масштабные, с богатым внутренним убранством. Стены дворцов сложены из правильных квадратов камня, частично из рваного камня, кирпича, колонны деревянные, с большой дорического типа капителью на каменной базе. Внутренние стены помещений украшаются росписями по штукатурке, оформляется система освещения дворца световыми колодцами, устраиваются женская и мужская половины дворца, хозяйственные помещения – кладовые, мастерские, сооружается зрелищная площадка с местами для зрителей в виде лестницы.

Кносский дворец, так называемый лабиринт (по легенде принадлежал царю Миносу, там же обитал Минотавр), несёт на себе признаки восточной пышности. Его архитектура отличается цельностью, идеальной приспособленностью к местному климату, живописностью декоративного убранства. В объёмно-пространственном и планировочном отношении Кносский дворец представляет собой двухэтажное здание с огромным количеством просторных залов, сгруппированных вокруг центрального двора и соединённых многочисленными коридорами. Центральный мощёный двор делит дворец на две половины: восточную и западную. Западная часть включала – тронный зал, дворцовое святилище, 22 большие кладовые. Восточная половина – комнаты царицы, парадный зал с изображением на стенах двойных секир – лабрисов (священных на Крите предметов). Дворец был оборудован водостоками, ваннами. Свет проникал в залы дворца с обширного центрального двора или же через световые отверстия в перекрытиях (тронный зал), или через специальные окна верхнего света.

В кносском дворце сохранились многочисленные царские архивы, фрески, гипсовые рельефы, отличающиеся оптимистическим, радостным характером, стремлением к роскоши, восхваляющие силу и красоту природы и человека. На фресках – изображения морских растений, летающие рыбы, осьминоги, каракатицы (так называемый «морской стиль» 16 в. до н.э.). Позже появляется тенденция к стилизации – на фресках предстаёт придворная и религиозная жизнь острова. Изображены элегантные дамы, сильно декольтированные, сверкающие драгоценными камнями, гуляющие мужчины, срывающие крокусы. От периода наивысшего расцвета Крита дошёл фрагмент росписи, представляющий танцовщицу, за элегантность и очарование названную археологами «парижанкой». Нередки и изображения традиционных ритуальных игр с быками – тавромахий (культ бога-быка – один из главных минойских культов – воплощение разрушительных сил природы). Центральная фигура минойского пантеона богов – Великая богиня (Владычица) – символ вечного обновления природы, материнства, женственности.

В период «новых дворцов» процветал и остров Фера. Археологи раскопали часть городского поселения, название которого неизвестно, однако дома, фрески, керамика аналогичны критским. Установлено, что город погиб в 1450 г. до н.э. в результате грандиозного землетрясения и извержения вулкана, при этом часть острова опустилась на морское дно. Стихийное бедствие на Фере было столь велико, что цунами, дождь из пепла достигли Крита и разрушили все дворцы и поселения. Ослабленный Крит был завоёван пришельцами с материковой Греции – ахеянами.

В конце позднеминойского периода (14-12 вв. до н.э.) происходило разложение критской культуры, деградация искусства. В то же время наступил расцвет ряда поселений материковой Греции. Наиболее сильными становятся города Микены, Тиринф, Пилос.

Микенская культура делится на:

· раннемикенский период (1700-1550 гг. до н.э.)

· среднемикенский (1550-1400 гг. до н.э.)

· позднемикенский (1400-1200 гг. до н.э.)

В раннемикенский период сильно влияние минойской культуры – женщины одеваются, как критянки, строятся святилища критских богинь, однако архитектура носит суровый, оборонительный характер. Жили в мегаронах с постоянным очагом. Если критяне, главенствовавшие на море, не боялись набегов и не строили укреплений, то ахейцы строили мощные оборонительные сооружения.

Символ могущества царя – крупное укрепление на возвышенном месте, обнесённое прочными стенами – акрополь, гдерасполагалась центральная религиозная и политическая площадь.

Древнейшие крепостные стены Микен окружали только дворец и не охватывали площадь акрополя. Позже были возведены громадные по высоте и толщине стены из глыб камня, частью неправильной формы. Греки считали, что эти стены воздвигли одноглазые великаны– циклопы, поэтому такая кладка называется циклопической. Вход на акрополь оформлен Львиными воротами. Справа от входа была устроена большая защитная башня. Часть стены у ворот возведена из больших, правильных по форме камней (квадров), уложенных ровными рядами. Львиные ворота сложены из двух колоссальных плит, поставленных вертикально и перекрытых третьей плитой. Для облегчения нагрузки на горизонтальную плиту над нею было оставлено пустое пространство - ряды кладки сходятся выше, образуя свободный треугольник (или «ложный свод»), закрытый огромной треугольной плитой с рельефным изображением двух львиц, опирающихся на пьедестал с изящной «эгейской» колонной, суживающейся книзу, напоминающей критскую. «Львиные ворота» считаются первым в эгейском искусстве примером монументальной скульптуры.

От ворот дорога вела на широкую, круглую площадь, обнесённую стеной – кладбище (шахтные гробницы, выдолбленные в скале), а затем на холм, где находился царский дворец, план которого отличался простотой и строгостью архитектурного замысла. В центре дворца — парадное прямоугольное помещение (12 Х 13 м) с очагом в середине — мегарон. Четыре колонны поддерживали крышу с отверстием для дыма. Вокруг мегарона размещались коридоры, кладовые, ванные и жилые комнаты.

Планировка мегарона была применена и в жилище. В древней Греции мегарон стал характерным типом жилища. Это небольшое прямоугольное в плане здание с двускатной крышей и входом по узкой стороне в виде портика с двумя колоннами. Греческие дома были несимметричными в плане и состояли из переднего помещения и зала с очагом. Тесаные камни стен штукатурили, перекрытия были деревянными. На этой основе сформировались древнегреческие храмы, ставшие классическими. Эгейская архитектура широко пользовалась полихромией: штукатурку окрашивали в белый или красный цвет, на фасаде части ордера — в черный, охристый, голубой.

Когда могущество микенских царей возросло «шахтные гробницы» сменились в 14 в. до н.э. купольными – толосами. Такова гробница царя Агамемнона, сокровищница Атрея. В купольную гробницу вёл коридор –дромос, 36 метров длиной. Свод украшался бронзовыми, позолоченными розетками. Вход из дромоса в камеру оформлялся также как и львиные ворота. Полуколонны, обрамлявшие вход, выполнены из зелёного мрамора.

Прибытие с севера на рубеже XII-XI вв. до н.э. новых греческих племён – дорийцев повлекло за собой значительные исторические события. Это были самые воинственные и доблестные племена, противопоставившие бронзовым мечам ахейцев более эффективное железное оружие. Они считали себя потомками Геракла. Под их натиском рухнула микенская культура, произошла утрата письменности в связи с усвоением повсеместно диалекта дорян. Они положили начало могущественным государствам на Пелопоннесе. Именно доряне начали создавать собственно греческую культуру, возвеличившую и прославившую в будущем всю Элладу.

Ранний период истории Древней Греции (ХI—IХ вв. до н. э.) принято называть - гомеровским, потому что главным письменным источником для изучения его служат поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». От архитектурных сооружений этого периода сохранились лишь руины, по которым можно судить о преемственности гомеровской Грецией эгейской культуры: в именах богов, которым посвящались храмы; в планах храмов, напоминавших очертания мегарона микенской эпохи с входом на узкой стороне прямоугольной постройки. Фундаменты жилых домов и храмов делали из грубого камня, стены — из кирпича-сырца, частично с деревянным каркасом. Деревянные балочные перекрытия домов обычно поддерживались внутри помещения четырьмя деревянными столбами с отверстиями между ними для выхода дыма. Вход в дом или храм представлял собой двухколонный портик. Здание завершалось двускатной крышей, образующей на торцовых сторонах фронтоны. Эта форма стала исходной для всех типов греческих храмов последующего периода.

С VIII в. до н. э. начинается массовое строительство храмов. Простейший храм, посвященный какому-либо божеству, состоял из одного помещения — наоса, где стояла культовая статуя, освещавшаяся лучами восходящего солнца через проем входа на восточном фасаде. Святилище называлось целла. Перед входом помещался алтарь для жертвоприношений. Один из древнейших храмов – храм Артемиды Орфии в Спарте (9-8 вв. до н.э.) имеет прямоугольную форму, разделённую внутри рядом деревянных столбов на две параллельные галереи – нефы.

Типы храмов были разнообразны: с выдвинутыми вперед 4, 6, 8-колонными портиками на одном или двух противоположных торцовых фасадах. Часто здание храма окружали одним (периптер) или двумя (диптер) рядами колонн.

Храмы становятся центрами политических, культурных, экономических связей. Так, у храма Зевса в Олимпии с 766 г. до н. э. каждые четыре года устраивали олимпийские игры.

Период греческой истории, охватывающий VIII и VI вв. до н. э., получил название архаического. Это время Великой греческой колонизации, освоения греками побережий Средиземного и Чёрного морей, формирования греческого рабовладельческого общества и возникновения городов-государств (полисов) — укрепленных экономических и политических центров гражданской общины, обеспечивающей членам право собственности на землю и рабов. Оживлённая торговля и взаимодействие с другими народами способствовали складыванию понятий «эллины» и «Эллада». Важными центрами экономических, политических, культурных связей становятся общегреческие святилища, а объединяющими событиями – общегреческие игры, посвящённые богам: олимпийские (спортивные – Зевсу), пифийские (музыкальные – Аполлону), истмийские.(морские – Посейдону).

В архаический период появляются монументальные постройки из камня, главным образом из известняка мягких местных пород. Эллинские мастера архитектуры уже в VII в. до н. э. разработали строго продуманную систему рациональных соотношений между несущими и ненесущими (несомыми) частями здания, между колоннами и перекрытием, лежащим на них. Эта цельная, художественно осмысленная система сочетания конструктивных и декоративных частей с определенными соотношениями их размеров, установившая определенный порядок в отношениях частей здания, получила название ордер (лат. ordo — порядок).

Греческий архитектурный ордер состоял из следующих основных элементов: трехступенчатого стереобата — цокольной части храма; колонн, состоящих из базы, ствола (фуст) и капители; антаблемента (перекрывающей части сооружения), делящегося, в свою очередь, на архитрав (балку), фриз и карниз. Выше антаблемента — треугольной формы фронтон, ограниченный сверху двумя скатами крыши.

В процессе формирования греческой архитектуры возникли вначале два основных ордера: дорический и ионический, несколько позже (430 г. до н. э.) появился коринфский в интерьере храма Аполлона в Бассах (Иктин). Они различались в деталях и пропорциях. Дорическая архитектура отличалась простотой и мужественностью форм, ионическая — легкостью, стройностью, изяществом, женственностью, коринфская — большей декоративностью. Дорический и ионический ордера возникли еще в деревянно-сырцовых постройках, где архитектурные элементы составляли необходимые конструктивные части. Позднее эти же формы были переведены, с небольшими изменениями, в камень. В каменных постройках многие конструктивные части превратились лишь в декоративные элементы, воспроизводившиеся по традиционной схеме, но в новом материале. Переход от дерева к камню мягких пород совершился во второй половине VII в. до н. э.

Дорический ордер развивался в основном на Пелопоннесе и на западе Греции на основе микенской архитектуры, ионический — в Аттике и в восточных районах Средиземноморья на основе архитектуры стран Передней Азии.

Характерным дорическим храмом архаики был храм Аполлона в Коринфе (вторая половина V в. до н. э.). Его окружали 6 Х 15 колонн, тяжелых пропорций, с капителями с большим выносом абаки (прямоугольная плита, венчающая капитель).

Ионический храм Артемиды в Эфесе — большой диптер (75 х 142 м в плане), колонны его имели сильно развитые капители со свисающими вниз волютами и рельефные пояса над базами. Храм был построен из мрамора, который в ионической архитектуре начали применять раньше, чем в дорической.

Архитектурные ордеры как композиционная система сложились в древней Греции в VI — V вв. до н. э., окончательно ознаменовав начало классического периода в архитектуре.

Классический период древнегреческой архитектуры (V — последняя треть IV в. до н. э.) начался с греко-персидских войн, завершившихся созданием Афинской морской державы. Созданные с первых десятилетий V в. творения зодчих, скульпторов, художников в последующие века стали образцом для подражания и назывались классическими (лат. с1аssicus — первоклассный). Преобладающим типом храма в V в. становится дорический периптер. На фронтонах дорических храмов размещали высеченные из мрамора многофигурные композиции. Рельефы на метопах фриза выдерживали в одном масштабе и с одинаковым количеством действующих фигур.

Мастера V в. до н. э. успешно решили одну из величайших задач, которая во все эпохи стоит перед архитекторами, — задачу органической связи (синтеза) архитектуры, скульптуры и живописи.

Мраморную скульптуру (круглую скульптуру, рельеф, украшения архитектурных сооружений) по-прежнему раскрашивали. Примером классического дорического периптера является храм Зевса в Олимпии (468—456 гг. до н. э., Либон), построенный в честь победы над персами. Высота его колонн (10, 43 м) стала каноном при создании многих храмов.

Середина V в. до н. э.— время возвышения Афин. Центральный архитектурный ансамбль Афин — Акрополь — включал в себя следующие сооружения (рис. 4): главный храм Парфенон (447—438 гг. до н. э., Иктин и Калликрат рис. 5); парадный вход на западном склоне Акрополя — Пропилеи (437—432 гг. до н. э., Мнесикл); грандиозную статую Афины-воительницы, созданную скульптором Фидием. Позже были построены храм Нике Аптерос (449—421 гг. до н. э., Калликрат) и Эрехтейон — храм, посвященный Афине и Посейдону (421—407 гг. до н. э., Архилох и Филокл). Асимметричный ансамбль Акрополя — пример единого композиционного замысла.

Парфенон — крупнейший дорический храм в Греции, построен из пентелийского мрамора на вершине Акрополя. Размеры его стилобата 30, 89 Х 69, 54 м. По типу Парфенон — октастильный (восьмиколонный на коротких фасадах) периптер, высота колонн —10, 4 м. Сосредоточенная в верхних частях здания раскраска восковыми красками (энкаустикой) по мрамору подчеркивала тектонику.

Эрехтейон — несимметричный храм из пентелийского мрамора, расположенный на крутом рельефе. Шести колонный портик с восточной стороны и четырех колонный с северной решены в ионическом ордере. Фриз выложен из темного элевсинского мраморовидного известняка, на фон которого наложены высеченные из белого мрамора рельефные скульптуры. С юга расположен портик кариатид, где роль опор играют изображения девушек (кор).

Афинский акрополь в V в. до н.э. был символом свободного демократического государства, средоточением совершенных образцов греческой архитектуры. Улицы города оставались узкими и кривыми, дома низкими и скромными. Лишь новый построенный по планировке Гипподама порт Пирей свидетельствовал о бурном развитии всех сторон жизни. Украшалась агора – была построена Стоя Пойкиле, административное сооружение, «расписной портик» которого был украшен живописью Полигнота и др. мастеров. Росписи прославляли великие деяния афинян, начиная с легендарной войны против амазонок и до исторической битвы под Марафоном. Ещё одним памятником классической эпохи были знаменитые Длинные стены, соединявшие Афины и порт Пирей.

В течение IV в. до н.э. в классической Греции преобладали Афины, затем Спарта, затем Фивы. Между тем возвысилась Македония во главе со способным царём Филиппом II, который ловко используя распри греческих городов, выступая союзником и защитником то одних, то других овладел большинством из них в короткий срок. После битвы под Херонеей в 338 г. до н.э. Греция лишилась независимости. Созданный Филиппом Коринфский Союз (формальный союз против Персии) фактически закреплял гегемонию Филиппа. Сын Филиппа II Александр прекратил греко-персидские войны, вступил в 334 г. до н.э. в Малую Азию и за 3 года подчинив себе Персидское царство. Утвердив столицу в Вавилонии, он стремился создать вселенскую монархию, включавшую в себя Грецию, Македонию и Персию. В планы входило и завоевание Индии, Африки и Италии, но преждевременная смерть помешала осуществлению этих планов. После 20-летних междоусобных войн полководцы Александра основали на территории его бывшей империи свои государства: Птолемеи в Египте, Селевкидов в Сирии и Месопотамии, Антигонидов в Македонии и Греции и государство Лисимаха во Фракии и северной части Малой Азии, распавшееся на Пергамское, Вифинское, Галатское и Понтское царства.

С распада державы Александра Македонского (последняя треть IV в. до н.э.) начался последний – эллинистический – период истории древнегреческой культуры и продолжался до завоевания подчинённого Греции Египта Римом (30 – годы до н.э.). Греция переживала экономический упадок, возросло расслоение общества. Предприимчивые люди покидали страну, устремляясь на Восток. Ко дворам эллинистических владык прибывали греческие поэты, художники, учёные. Греция стала страной бедной, обезлюдевшей, но хранившей памятники, поэтому привлекательной, особенно для римлян. Почти все крупные культурные центры располагались за пределами собственно Греции, в столицах новых эллинистических государств. Греческая культура, выйдя за пределы полиса, стала более открытой, впитала в себя новые восточные элементы, стала космополитичной культурой интеллектуальной элиты, цвела в тени восточных дворцов на деньги местных владык, служа их престижу и интересам.

Достижения эллинистической культуры были высоки и многообразны. Рубеж III-II вв. до н.э. ознаменовался бурным расцветом науки и техники. Это время оставило в истории такие имена как Эпикур, Зенон, Феофраст, Евклид, Архимед, Аристотель.

После завоевания Александром Македонским Персидского царства возникло много городов. Сам Александр основал 70 с Александрией Египетской во главе. Города имели прямоугольную планировку (милет, Делос, Эфес), подобно пирею Гипподама Милетского. Проводилось санитарное обустройство – канализация, водоснабжение. Агоры окружались портиками, часто двухэтажными. По образцу храмов строили административные здания – булевтерии (для заседаний городского совета), экклесиастерии (где находился священный огонь города). Города обносились оборонительными стенами, вдоль широких улиц стояли дома разного типа: партерные, без окон, куда свет проникал из центрального дворика, или же многоэтажные дома с окнами, выходящими прямо на улицу. Богатые дома обносились колоннадой, перистилем. Александрия поражала богатством и пышностью. Треть городской территории занимал дворцовый комплекс Птолемеев. Дворцы аристократии украшались мозаичными полами, стенными росписями. Царские парки содержали монументальные фонтаны из мрамора. В городе были гимнасии, палестры, стадионы и театры.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.067 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь