Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вторая половина XVIII — первая треть ХIХ в. ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Русский классицизм поставил русскую архитектуру второй половины ХVIII в. на ведущее место в развитии мировой архитектуры. Характерные принципы классицизма — единообразие, согласованность, порядок, создание иллюзии гармонии и разумности монархии, политики просвещенного абсолютизма. Особенностями классицизма являются: стоечно-балочная тектоническая структура зданий, четкая планировка, масштабность. В период раннего классицизма (1760—1 770) в Петербурге были выстроены: Академия художеств (1765— 1777, А. Кокоринов, В. Деламот), фасады которой отличались большой сдержанностью декоративного убранства, введением портиков, применением дорического ордера; Мраморный дворец (1768—1785, А. Ринальди) с традиционным для дворцов входом в глубине двора, с коринфским ордером на фасадах. Признаки раннего классицизма — крупный ордер на фасадах, скромная пластика стен, членение пилястрами, полуколоннами. В Москве поворот архитектуры к классицизму начался со строительства Воспитательного дома (1764— 1770, К. Бланк, М. Казаков), пластически сдержанная обработка фасадов которого характерна для раннего этапа классицизма. Расцвет русской архитектуры классицизма связан с творчеством великих русских зодчих В. Баженова (1737—1799), М. Казакова (1738—1812/13), И. Старова (1745—1808), которые стремились сочетать классические принципы античного зодчества с переработкой и развитием русских архитектурных традиций. Автор грандиозных проектов (Каменноостровского дворца Екатерины II в Петербурге, перестройки Московского Кремля, дворцового ансамбля в подмосковном Царицыно) В. Баженов создал (1784—1786) один из лучших архитектурных па мятников Москвы — бывший Дом Пашкова, теперь старое здание Библиотеки им. В. И. Ленина. Застройка Москвы Домами нового стиля началась с 70-х годов. Ее отличают композиционное единство, тектоническая ясность, масштабность, свободное положение домов усадебного типа на участке, величественность, разнообразие форм и жизнеутверждающий характер архитектуры, симметрия планов и фасадов, ритмически построенные анфилады помещений с композиционным центром — залом — главной гостиной. Для усадеб классицизма характерна осевая композиция с главным домом, обрамленным флигелями, с парком сзади дома, спускающимся к воде. На смену геометрически спланированным паркам XVII в. приходят пейзажные парки XVIII в., такие, как Павловский под Петербургом. В усадьбе Царицыно под Москвой по проекту Баженова были возведены оперный дом, кавалерские корпуса, мосты и ворота, под руководством Казакова построен Большой дворец (1786—1793), где использованы мотивы русской архитектуры XVII в., в 1788 г. разбит парк. Застройка Москвы второй половины XVIII в. связана с именем М. Казакова. Построенные им Петровский дворец, усадьба Петровское-Алабино, здание Московского Сената в Кремле, здание Московского университета (1786—1793) и многие другие выдвинули его в ряд крупных зодчих. Для всех его построек характерно мастерское применение ордеров, образность и четкость композиции. Наиболее яркий и цельный ансамбль Казакова— Голицынская больница (1796—1801): нарядный фасад раскрыт в сторону улицы, в центре композиции — церковь-ротонда с куполом. В здании Благородного Собрания (ныне Дом Союзов ВЦСПС) Казаков создал один из лучших интерьеров того времени — двухсветный Колонный зал. Строительство Петербурга 70—90-х годов ХI в. связано с именами И. Старова, Д. Кваренги (1744—1817), Ч. Камерона (1740-е—— 1812). В торжественных и строгих формах Таврического дворца (1783—1788) Старов запечатлел идею величия России, одержавшей победу над Турцией. Шестиколонный римско-дорический портик ведет в центральный корпус с анфиладой залов, раскрытой в Зимний сад. Центральный зал увенчан куполом, ему противопоставлена Большая галерея с тридцатью шестью колоннами ионического ордера. Выдающиеся постройки Кваренги — Эрмитажный театр (1782—1785) в ансамбле набережной Зимнего дворца, в зрительном зале которого места расположены амфитеатром; здание Смольного института (1803—1806), имеющее ясную планировку главный фасад с колоннадой композитного ордера. Наиболее значительными работами Камерона были: постройка группы сооружений при Екатерининском дворце в Царском Селе (1780—1793), в которую входили «Агатовые комнаты», «Холодные бани», «Висячий сад» и «Камеронова галерея» (1783—1786); интерьеры Екатерининского и Павловского дворцов с характерной утонченностью приемов отделки, заимствованной у итальянской архитектуры. В подмосковных усадьбах этого времени (Кусково, Останкино, Архангельское), построенных крепостными архитекторами Ф. Аргуновым, М. Мироновым, Г. Дикушиным и др., богато обработанные росписями, лепкой, позолотой интерьеры контрастируют со сдержанной наружной Отделкой фасадов. На последнем этапе классицизма (конец XVIII — первая треть Х в.) создавались единые архитектурные ансамбли городов с широким введением триумфальных сооружений и монументов. Так, в Петербурге одновременно со строительством Казанского собора (1802—1811, А. Воронихин) полностью перестраивалось здание Главного Адмиралтейства (1806—1820, А. Захаров). Созданный ансамбль организовал пространство трех площадей: Адмиралтейской, Сенатской и Дворцовой. Важнейшее значение для городской панорамы с Невы имело создание ансамбля Стрелки Васильевского острова с центральным зданием — Биржей (1805—1806, Т. де Томон). Завершающий этап классицизма (после Отечественной войны 1812 г.) называют ампиром. В этот период в Москве был создан ансамбль Театральной площади с Большим театром (1821 —1824, О. Бове), восстановлен Московский университет (1817—1819, Д. Жилярди), при этом ионический ордер колоннады Казакова заменен дорическим. В греко-дорических формах строил В. Стасов (1769— 1848), характерным его сооружением являются Провиантские склады в Москве (1832—1835). К позднему классицизму относится также здание Манежа (1817—1825, А. Бетанкур, О. Бове), в котором конструкция стропил позволила перекрыть без опор пролет около 45 м. Принципиально изменилась жилая застройка Москвы. Дворянские городские усадьбы уступали место небольшим городским особнякам, фасады которых выносились на красные линии улиц. Регламентировались габариты домов, Этажность. Новым в приемах архитектурной композиции этого времени было свободное использование форм колоннады, арки, портика и их сочетаний в кон трасте с большим полем гладкой, часто легко рустованной стены; использование форм дорического ордера с целью создания героического облика архитектуры; применение светлой окраски фасадов в сочетании с белыми рельефами. По-новому использовалась декоративная скульптура, отражающая триумфальную и героическую тематику: лепные венки, медальоны, военная атрибутика. Все это создавало единую по стилю застройку в духе патриотического утверждения идей гражданственности, общегосударственных успехов России и подъема культуры русского народа. Середина ХIХ — начало ХХ в.
В связи с общим кризисом русской империи и развитием капитализма с 40.-х годов ХIХ в. в русской архитектуре заметен отход от ансамбля к композиции, развитие эклектики. В архитектуре Петербурга отход от русской классической школы виден в Исаакиевском соборе (1817—1857, А. Монферран), в котором нарушен архитектурный масштаб из-за обобщенной Деталировки, крупных скульптур и т. п.; в архитектуре Москвы — в соборе Богоявления в Елохове (1835—1845, Е. Тюрин), где смещались разные стили. В дворцовой архитектуре появилось реакционно-монархическое официальное направление, провозгласившее «русско-византийский» стиль. Например, в фасадах Большого Кремлевского дворца в Москве (1839—1849, К. Тон) механически соединены приемы композиции того времени с деталями древнерусской и византийской архитектуры. Другое направление в архитектуре применяло стилизацию деревенского декора изб, орнаментов народного прикладного Искусства, вышивок (центральная часть фасада Московского Политехнического музея, 1875—1877, И. Монигетти, Н. Шохин). Третье направление было основано на подражании нарядному московскому зодчеству середины ХУI 1 в., но создало сухую, вычурную архитектуру, например в Москве здание Исторического музея (1873—1883, В. Шервуд, А. Семенов) с симметричной усложнен ной композицией фасада, в архитектурные членения которой механически введены мотивы декора XVII в. Важным фактором, оказавшим влияние на развитие архитектуры, явилась потребность в строительстве новых типов зданий (крупных корпусов фабрик, заводов, больших многоквартирных доходных домов) и соответственно в новых строительных материалах, конструкциях (чугун, прокатное железо, позднее — железобетон) и новой строительной технике. С начала ХIХ в. вместо кирпичных и каменных столбов стали применять чугунные, вместо деревянных балок, каменных и кирпичных сводов — железные прокатные балки в качестве перекрытий лестниц, несущих частей балконов, ферм для мостов и большепролетных помещений. При постройке производственных, больших торговых и конторских зданий применяли каркасные стены, плоские ребристые железобетонные перекрытия, а с 1910 г.— безбалочные. Примером использования железных и железобетонных конструкций для перекрытий, внутренних переходов, мостиков служит здание Верхних торговых рядов (1889—1893, А. Померанцев), ныне ГУМ. Появились новые типы камневидных штукатурок, облицовочных кирпичей и плиток. Другим фактором, повлиявшим на архитектуру, был буржуазный вкус заказчика: космополитический характер капитализма привел к частичной потере русской архитектурой своего национального лица, к механическому смещению форм и принципов архитектурного построения разных исторических стилей. Во второй половине ХIХ — начале ХХ в. каждому разрешалось строить и благоустраивать свой дом, не вписывая его в существующее архитектурное окружение. Появившийся новый архитектурный стиль модерн возник как реакция на эклектические заимствования из архитектурного наследия прошлого. Характерные черты стиля модерн: стремление к комплексному решению архитектурно-планировочных и декоративных задач, вычурность, изломанность текучих форм и линий, как бы воспроизводящих ритмы живой природы; преобладание стилизованно-растительных орнаментов, декора (лилии, ирисы, орхидеи); блеклая цветовая гамма фасадов и интерьеров. Среди наиболее характерных зданий модерна в Петербурге — доходные дома (Ф. Лидваль) на Каменно островском (ныне Кировском) проспекте с текучими линиями карнизов и фронтонов, с различными по форме и размерам окнами. Черты стиля модерн в московском зодчестве наиболее отчетливо проявились в произведениях Ф. Шехтеля (1859—1926): бывший особняк Рябушинского (1900), ныне музей-квартира М. Горького— асимметричное здание с ползучими арками входа, многоплановое, полное трагической гармонии. Композиция особняка динамична, она воспринимается в процессе движения вокруг здания. Решетки оград, переплеты окон резко противопоставлены жесткой линии плоского металлического карниза. Наряду с поисками новых архитектурных форм продолжалось изучение архитектуры прошлых эпох. Началу ХХ в. свойствен интерес к глубинным истокам русской культуры — ее языческому прошлому. Сторонники национального романтизма обращались к неорусскому стилю в ретроспективном плане, применяя формы и детали древнерусской архитектуры. Другие ретроспективисты выражали свои идеи по преимуществу в формах ордерных стилей, прибегая или к итальянскому Возрождению (особняк Тарасова в Москве, 1912, И. Жолтовский), или к традициям русской классической архитектуры XVIII —ХIХ вв. (особняк Абамелек-Лазарева в Петербурге, 1912, И. Фомин). Время не ставило перед архитектурой больших идейно-художественных задач, и она развивалась односторонне. Великая Октябрьская социалистическая революция знаменовала новое мировоззрение, что обусловило развитие архитектуры в новом русле. СОВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА
В развитии мирового зодчества советская архитектура представляет собой новый прогрессивный этап, рожденный новым социальным строем. Советская архитектура неразрывно связана с историческими событиями, происходившими в нашей стране, и в каждый из периодов решала соответствующие необходимые задачи. Цель советской архитектуры в отличие от архитектуры капиталистических стран — служить интересам народа. Для нее характерна связь с природой, соразмерность по отношению к человеку, цельность композиции, жизнеутверждающий колорит. В основе строительства городов лежит плановая система народного хозяйства. Цель строительства — создание комфортабельных условий для работы, быта и отдыха. Важнейшая задача, поставленная перед архитекторами нашей страны, — обеспечить комплексность застройки. Гг. Началом революционных перемен в архитектуре было изменение назначения ряда зданий: в дворцах разместились учреждения, в особняках — рабочие клубы, детские сады и т. д., в многоквартирных доходных жилых домах и квартирах буржуазии — трудящиеся. Сразу после Великой Октябрьской социалистической революции были созданы проекты реконструкции Москвы и Петрограда (А. Щусев, И. Жолтовский и др.), проекты городов будущего. Поиски новых путей решения проблем в архитектуре велись в разных направлениях: в области градостроительства, стандартизации и типизации, основ архитектурного образования и т. п. Одни архитекторы, вслед за Жолтовским (1867—1959), проповедовали вечность законов классического зодчества или, как И. Фомин (1872—1936), разрабатывали приемы «реконструкции» классического наследия, другие (например, Э. Лисицкий, И. Голосов, К. Мельников) выражали архитектуру в романтических формах, стремясь порвать с традиционализмом. Контрасты в истории архитектуры века проявились в диалектике историзма и авангардизма. Наиболее влиятельным течением отечественной культуры Xx века была неоклассика. В духе этого творческого направления работали архитектуоры: И. Жолтовский, И. Фомин, В. Щуко, братья Веснины, К. Мельников, И. Голосов и др. Сторонники неоклассики рассматривали модерн как антихудожественное течение, страдающее «дурным вкусом», в то время как во многих европейских странах новаторские течения были преемственно с ним связаны. Приверженцы историзма в архитектуре стремились создать в среде будущего знаки исторической памяти. они часто обращались к наследию зодчих времён Великой французской революции, большое влияние имели патетические офорты Дж.Б. Пиранези. примерами Явились работы 1918-1923 гг. И. Фомина, его учеников Л. Руднева и др., а также И. Голосова, предельно упрощавшего ордер. Одновременно с этим в нашей стране развивались левые новаторские течения. В период 1912-1922 гг. преобладало левое изобразительное искусство, а в период 1922-1932 гг. – новаторское течение архитектуры. Стилеобразующими концепциями первого периода были конструктивизм (В. Татлин, А. Родченко и др.) и супрематизм (К. Малевич, В. Кандинский и др.) В начале 20-х годов архитектура советского авангарда приняла эстафету от левого изобразительного искусства и взяла на себя основную роль в формировании и развитии нового стиля. Конструктивизм предполагал конструкторско-изобретательское начало, конструирование изнутри, супрематизм предлагал поиски нового стиля через геометризацию форм, через цвет, через создание системы новых форм. Авангардизм не допускал прямое использование классического ордера. К середине 20-х годов сложились два первых объединения советских архитекторов: в 1923 г.— АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов), куда входили Н. Ладовский, В. Кринский, К. Мельников и др., выдвигавшие идею синтеза архитектуры и искусств с целью создания на основе психофизических законов «рациональной» архитектуры, обладающей «эмоционально-эстетическими качествами и свойствами»; в 1925 г.— ОСА (Объединение современных архитекторов), куда входили братья Веснины, М. Гинзбург, И. Николаев и др., называвшие себя конструктивистами и ставившие своей целью преобразование окружающей среды путем «функционального метода» на основе прогрессивных производственно-бытовых процессов, типизации и стандартизации массового строительства. Творчеством рационалистов и конструктивистов был создан стиль архитектуры 20-х годов. К крупнейшим произведениям зодчества конструктивистского направления относятся здания принципиально новых типов — дома-коммуны, построенные по принципу об я индивидуального жилища и общественно- бытовых учреждений в одной объемно-пространственной композиции: студенческий дом-коммуна (1929—1930, И. Николаев), дом-коммуна на ул. Чайковского в Москве (1928—1 930, М. Гинзбург и И. Милинис) с экономично спланированными квартирами и обобществленным обслуживанием. Однако качество материалов и строи тельных работ отставало от новых архитектурных идей. В 1925 г. возникли первые проекты социалистических городов на базе промышленных гигантов первой пятилетки: Автострой в Горьком, Запорожье, Кузнецк, Магнитогорск. Строили «соцгорода» комплексно: вместе с жилыми домами возводили предприятия, магазины, детские учреждения, школы, клубы и т. д. Промышленное строительство отличалось от дореволюционного современной архитектурной формой, крупными масштабами, четким силуэтом. Архитектурным сооружением мирового уровня явилось здание Днепрогэса в Запорожье (1929—1932, В. Веснин и др.), величественный образ которого характерен для первого этапа советской архитектуры. Развитие промышленности вызывало бурный рост городского населения. Сформировался новый тип четырех-, пятиэтажного многоквартирного секционного жилого дома. Многие жилые дома и общественные здания отличались выразительной архитектурой. Кроме школ, детских учреждений, фабрик-кухонь, больниц и универмагов строились новые типы общественных зданий — рабочие клубы: в Москве — Дворец культуры Пролетарского района (1931—1937, братья Веснины), в котором функционализм в объемно-планировочной композиции сочетается с элементами классической планировки; Клуб им. Русакова (1927—1929, К. Мельников), в котором символические формы порывают с традиционными архитектурными формами. Особое место в советской и мировой архитектуре этого периода занимает Мавзолей В. И. Ленина (1929— 1930, А. Щусев). Построенный как памятник создателю Советского государства, Мавзолей стал архитектурно-композиционным центром ансамбля Красной Площади благодаря доминирующему положению и выразительному образу, отражающему синтез тенденций авангарда и историзма. Ярусность и пирамидальный силуэт, идущие от древних архетипов мемориальных сооружений, соединены в его композиции с лаконизмом формы, присущим авангардной архитектуре 20-х годов. С начала 30-х годов в городах торжественная монументальность неоклассицизма отражала новый уровень развития страны. В 1932 году единый Союз советских архитекторов заменил творческие группировки. Культурное наследие архитектуры прошлого стало рассматриваться как источник архитектурных средств настоящего. С начала 20-х до середины 30-х годов постепенно изменяется стилевая направленность советской архитектуры. Если вначале простота архитектурных форм диктовалась демократическими идеалами, то к середине 30-х годов потребовалось уже отразить победы социализма. Архитекторы обратились к классическому наследию как арсеналу композиционных принципов, приемов и форм для создания «нового ампира», «стиля сталинской империи». Гг. Советская архитектура предвоенного времени характеризуется монументализацией архитектурного образа, парадной представительностью. Большую роль в выработке стиля этого периода сыграл объявленный в начале 30-х годов конкурс на разработку проекта Дворца Советов в Москве. Во втором туре конкурса на Дворец Советов (1932) высшими наградами были отмечены проекты, тяготевшие к романтизированному классицизму (И. Жолтовский) и ар-деко (Б. Иофан и американец Г. Гамильтон). Призыв к исполнению «как новых, так и лучших приёмов классической архитектуры» был воспринят как программная установка всей советской архитектуры. В 1939 г. началось строительство Дворца Советов (Б. Иофан, В. Щуко, В. Гельфрейх). Эта монументальная композиция 300-метровой высоты должна была быть увенчана 100-метровой статуей В. И. Ленина. Строительство было прервано войной, но проект оказал влияние на развитие архитектуры 50-х годов. В Москве в 1935—1941 гг. был обновлен центр города. Выдающимся архитектурным сооружением 30-х годов по образному решению, постановке в застройке, пропорциям является Дом Советов Народных Комиссаров СССР (1932—1936, А. Лангман), построенный на месте сноса старых строений в центре Москвы. Градостроительные и архитектурные работы в Москве в конце 30-х годов осуществлялись на основе постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июля 1935 г. О Генеральном плане реконструкции города Москвы. Первый комплексный Генеральный план Москвы, утвержденный в 1935 г., предусматривал расширение территории Москвы с сохранением основы исторически сложившейся радиально-кольцевой структуры, но с коренной перепланировкой за счет упорядочения сети улиц и площадей. Жилые территории формировались в виде укрупненных кварталов, объединённых в планировочные районы и включающих комбинаты бытового обслуживания. Началось строительство метрополитена, первая очередь которого вступила в действие в 1935 г. Перед Великой Отечественной войной появилась возможность больше внимания уделять массовому жилищному строительству. Особенно ценным стал опыт возведения жилых домов поточно-скоростным методом, а также домов из крупных блоков на Валовой улице и на Большой Полянке (1939—1941, А. Буров, Б. Блохин) в Москве, а также в Ленинграде, Магнитогорске, Новосибирске и других городах. Развернувшиеся в нашей стране процессы были прерваны войной 1941-1945 гг. В период Великой Отечественной войны гитлеровцы разрушили 1710 городов и поселков, более 70 тыс. сел и деревень, около 32 тыс. промышленных предприятий. В то же время выросли города Крайнего Севера (Норильск, Воркута), началось строительство на востоке и юго-востоке страны (Сумгаит, Рустави близ Тбилиси, Ангарск в Сибири). Восстановление, строительство и реконструкция городов после войны потребовали научного обоснования огромного объема проектно-планировочных работ, разработки схем и проектов районной планировки. Формирование нового архитектурного облика городов и сел в послевоенный период шло в короткие сроки, уже в первой половине 50-х годов разрушенные города и села в основном были восстановлены. В 1947 г. было принято решение о строительстве в Москве высотных зданий как символа победы в Великой Отечественной войне. Строительство системы высотных зданий в Москве, органично вросших в городскую застройку, явилось воплощением концепции города как единого художественного целого. В это же время были построены в Москве жилые дома по проектам И. Жолтовского на Смоленской площади и Большой Калужской улице, решенные на основе разработки тем классики, дом на Смоленской площади наделен легкими, облегчающимися кверху пропорциями, основанными на отношениях золотого сечения и его функций. Посредством этих пропорциональных отношений достигнута гармоническая согласованность всех элементов архитектурной композиции здания. Дом на Большой Калужской занимает встроенное положение в системе улицы. Поэтому его главный фасад сделан плоским, что хорошо согласуется с градостроительным характером большой транспортной магистрали. В многоэтажных домах, построенных по проектам И. Жолтовского, на фасадах с равномерной сеткой окон воссоздана структуры ренессансного палаццо. При этом архитектор использовал чистоту ренессансной системы при организации современного жилища. Важную роль в послевоенной архитектуре сыграло типовое проектирование, получившее развитие в 1945— 1954 гг. Это было время создания новой методологии типового проектирования — серийного метода при централизованном изготовлении унифицированных элементов. И. Жолтовский считал, что массовое типовое строительство в первую очередь должно быть прекрасным. Поэтому необходимо было создавать типы удобного, экономичного, красивого жилья и разрабатывать грамотные, высококачественные стандарты конструкций и архитектурных деталей. Начало нового этапа советской архитектуры относится к 1955 г. в связи с постановлением об устранении излишеств в проектировании и строительстве. В результате коренной перестройки архитектурно-строительного дела предполагалось создать архитектуру современного социалистического города. Гг. Для 60-х годов, характерных внедрением методов науки в творческие области, развитием структурно-типологических исследований, стремлением к точности формулировок, выводов, определений, времени НТР, типично увлечение пространственно-трансформируемыми решётчатыми конструкциями, сборными элементами, где доминируют сетчатые орнаменты, лишённые акцентов.это привело к появлению методов машинного проектирования, типологическому единообразию и стандартизации в сфере строительного искусства и архитектуры. Создаются крупные жилые массивы преимущественно на свободных городских землях. Началось строительство многоэтажных односекционных крупноблочных зданий башенного типа. В начале 60-х гг. появились дома из вибропрокатных панелей. Лаконизм форм при функционально-эстетически обоснованных объёмно-планировочных решениях, отразивших стилевые особенности 60-х годов, проявился в сооружении ансамбля проспекта Калинина (новый Арбат) (1962-1968, М. Посохин и др.) Для архитектуры 70-х годов как реакция на предшествующий период НТР характерна устремлённость в область экологии человека. Возрождаются осевые композиции, ассоциации с прошлым. При создании общегородских ансамблей творчески осваивался исторический опыт, учитывалась связь города с природным окружением. Многие ансамбли решены в современных градостроительных формах, но отражают определённую преемственность традиций. Таковы ряд ансамблей в Санкт-Петербурге, Ташкенте, Ашхабаде. Основу архитектуры городов формирует жилищное и культурно-бытовое строительство. В Москве был построен жилой массив в Новых Черемушках, отразивший успехи градостроительства. Были заложены новые жилые районы, в которых проверялись на практике новые решения социальных, архитектурно- художественных и технических задач, новые принципы планировки и застройки (Чертаново, Тропарево, Ясенево). Характерные черты жилой архитектуры и строительства в Москве 70-х годов — крупный экспериментальный жилой район в Чертаново-Северном, новые типы жилых домов Тропарева. Жилые дома, общественные здания и инженерные сооружения стали возводить на основе Единого каталога унифицированных железобетонных изделий и конструкций. Транспортные и пешеходные потоки начали располагать в разных уровнях, чтобы избежать их пересечения. Появились новые линии метрополитена, продолжающие и развивающие структуру города, новые транспортные магистрали. С 60-х годов все большее число зданий стали строить по индивидуальным проектам. Наряду с решением функциональных и технико-экономических задач ставилась цель создавать художественно-выразительные композиции: Кремлевский Дворец Съездов (1959—1961, М. Посохин и др.), дворец пионеров и школьников на Ленинских горах (1958—1962, И. Покровский и др.). Лаконизм форм при функционально-эстетически обоснованных общих решениях, отразивших стилевые особенности 60-х годов, проявились в сооружении ансамбля проспекта Калинина (1962—1968, М. Посохин и др). Силуэт города в 1967 г. обогатился зданием Телевизионной башни (гл. конструктор Н. Никитин) при Телевизионном центре (Л. Баталов). В 1971 г. был утвержден Генеральный план развития Москвы, рассчитанный на 25—ЗО лет, разработан проект детальной планировки центра Москвы, на основе которого в нем создается девять заповедных зон. Для 70-х годов характерно строительство комплексов общественных зданий. Вырос городок науки в Новых Черемушках в Москве. Реконструировались центры большинства городов нашей страны. Быстро застраивались города Тольятти и Набережные Челны, где созданы композиции общественных площадей с современным решением транспортной проблемы (многоярусное разделение пешеходов и транспорта). При создании общегородских ансамблей творчески осваивался исторический опыт, учитывалась связь города с природным окружением. Многие ансамбли решены в современных градостроительных формах, но отражают определенную преемственность традиций. Таковы площадь Латышских стрелков в Риге, площадь Ленина в Ереване, ряд ансамблей в Ленинграде, Ташкенте, Алма-Ате, Ашхабаде. В градостроительной деятельности значительное место заняли мемориальные сооружения в память о героических подвигах в Великой Отечественной войне: архитектурно-скульптурные комплексы в Саласпилсе, Хатыни, Волгограде, скульптурные комплексы в Тольятти и ряде других городов. Большое значение в формировании городской среды стало придаваться архитектуре малых форм. Архитектура конца 70-х – начала 80-х отмечена возросшим уровнем мастерства. Архитектурная практика переходит на более высокую ступень развития, характерной чертой которой является комплексное решение её задач архитекторами, конструкторами, строителями, экономистами, работниками промышленности и отделочных материалов, в том числе домостроительных заводов, социологами, медиками и другими работниками смежных профессий. В условиях роста населения городов формируются сложные транспортные системы, появляется новый масштаб градостроительных форм и районов застройки, создаются многофункциональные системы и центры городской активности. Советская архитектура развивается в лаконичных формах при функциональном и эстетически обоснованном образном решении архитектурных ансамблей и отдельных сооружений. При формировании архитектурно-художественного образа зданий используют различные виды монументально-декоративного искусства: настенную роспись, мозаичные панно, скульптуру. Стремление к яркой образности и эстетической выразительности характерно для всей современной советской архитектуры. Оно проявляется в городском, сельскохозяйственном и промышленном строительстве, но особенно интенсивно в архитектуре уникальных общественных зданий, таких, как новое здание МХАТа СССР им. А. М. Горького (1972, В. Кубасов и др.). Заметна тенденция перехода от пространственных решений зданий 60-х годов с применением железобетонного каркаса и стеклянного заполнения к более осязаемым материально-весомым и пластичным композициям 70-х годов. Сооружение центра Ульяновска к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина с главным зданием Ленинского Мемориала (1970, Б. Мезенцев и др.) — пример сочетания идейной глубины с силой эмоционального воздействия архитектуры, скульптуры и живописи в едином архитектурно-градостроительном решении. Продолжается строительство новых городов. В городах автомобилестроителей Тольятти и Набережные Челны (1973, Б. Рубаненко и др.) используется разноэтажная жилая застройка в сочетании с выразительными общественными зданиями. Композиционная цельность и художественные достоинства отличают новый город Зеленоград с такими городскими ансамблями, как Площадь Юности, городской центр (1975, И. Покровский и др.). Большие перспективы раскрыл метод подъема этажей и возведения зданий из монолитного железобетона в скользящей или передвижной опалубке, а также строительство из объемных блоков, что расширило композиционно-пластические возможности жилищной архитектуры, которая стала богаче по объемно-пространственным решениям и образной выразительности. Связью с природой отличаются новые застройки в Риге, Таллине, Вильнюсе, особенно в районах Жирмунай (1968, Б. Касперавичене и др.), Лаздинай (1974, В. Чеканаускас и др.), Виршулишкес. Эстетическое осмысление проектных решений характеризует такие промышленные сооружения, как гидростанции на Ангаре (Г. Орлов и др.) и Енисее (Н. Брусиловский, Р. Якубов). Все чаще стали использоваться архитектурные средства пластической выразительности: Дворец художественных выставок в Вильнюсе (1967, В. Чеканаускас), Ташкентский Дворец искусств (1965, Ю. Халдеев и др.), Дворец бракосочетаний в Вильнюсе (1974, Т. Баравикас). Выразителен Дворец культуры и спорта в пионерском лагере «Орле НОЮ под Туапсе (1977, Л. Гальперин и др.). В 1976 г. началось строительство олимпийских объектов к ХХII Олимпиаде 1980 г. в Москве. Некоторые из построенных олимпийских объектов являются уникальными по своим архитектурным и инженерно-техническим решениям, технологическому оборудованию. Таковы крытый спортивный стадион и бассейн «Олимпийский» на Проспекте Мира (М. Посохин и др.), крытый велотрек в Крылатском (Н. Воронина и др.). Архитекторы вместе с конструкторами и строителями добились за последние годы повышения качества архитектурно-строительных решений. Лучшие из работ отмечены Ленинскими и Государственными премиями СССР, премиями Совета Министров СССР, в том числе не только уникальные здания, но и массовое строительство. Крупным жилым и спортивным комплексом явилась Олимпийская деревня (Е. Стамо), сооруженная для временного пребывания 12 тыс., спортсменов — участников Олимпийских игр 1980 г. в Москве и заселенная впоследствии постоянными жителями. Комплекс включает жилую группу из 16—18-этажных домов с подсобными помещениями в первых этажах и обслуживающие учреждения, зону объектов культурно-бытового, коммунального и медицинского обслуживания, зону спортивных сооружений. В общественном центре Олимпийской деревни находятся главная площадь, административное здание и культурный центр с театральным залом, двумя кинозалами и рестораном, предприятия общественного питания на 4 тыс. мест, универмаг. Спортивный комплекс запроектирован в одном здании и включает трехзальный павильон для гимнастики, волейбола и баскетбола, бокса и борьбы, а также закрытый плавательный бассейн. В последнее десятилетие больше внимания стало уделяться восстановлению историко-культурных традиций. Возродился интерес к культурным корням, к истории и традициям, к архитектурной среде. В 70-е и 80-е годы совершается процесс самоопределения архитектуры, возрождается ее роль в формировании национальной культуры. В связи с этим в архитектуре поиски решений идут по двум направлениям. Одна линия основана на возможностях современной рационалистической архитектуры и строительной техники, на развитии логичных функционально-пространственных и конструктивных структур, на текстуре, фактуре материалов, цвете. Вторая линия поисков основана на взаимодействии новой архитектуры со сложившейся застройкой, которая рассматривается в качестве национального культурного наследия. Учитывается существующий жилищный фонд, не допускается его необоснованный снос. Разработана программа модернизации современных жилых домов первого послевоенного поколения, построенных в 50—60-е годы, за счет улучшения их архитектурно-планировочных решений, теплозащиты, звукоизоляции, инженерного оборудования. Форму в архитектуре стала определять культурно- историческая среда, больше стало проявляться уважения к историко-культурным традициям. По проектам архитекторов начались работы по восстановлению старых кварталов в Москве, Минске, Тбилиси, Ленинграде, Каунасе, Талине, Баку, Киеве. В Москве появилась первая пешеходная улица — Арбат, являющаяся с 1973 г. заповедной зоной. Пешеходные улицы стали прообразом нового уровня городской культуры, общения, досуга. Ведется разработка пешеходных зон ул. Сретенки и Столешникова переулка. Комплексный характер, связывающий воедино современное и историческое в архитектуре, получила реконструкция старых кварталов Тбилиси (1984, Г. Батиашвили и др., рис. 54), имевшая решающее значение в развитии архитектуры Грузинской ССР. Театрализованная романтичная трактовка возрождаемых комплексов в старых кварталах создает характерный образ старого Тбилиси. В архитектуре общественных зданий также заметна тенденция активного вкл< |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы