Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Й этап развития психологических знаний.
В эпоху Возрождения вновь появился интерес к естественнонаучным исследованиям души. Однако работы тех времен не оказали значительного влияния на развитие психологии. В 17 веке стремление к опытному изучению мира приобретает новый импульс благодаря работам английского философа Френсиса Бэкона (1561-1626 гг.) и французского философа Рене Декарта (1596-1650 гг.). Наибольший вклад внесли в тот период Р.Декарт, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк. Термин ассоциация был введен Английским философом, педагогом, основоположником эмпирической (опытной) психологии Джоном Локком (1632-1704 гг.). Он полагал, что главной задачей психологии должно быть не философствование о душе, а получение и анализ объективных научных фактов эмпирическим знанием. Для него ассоциация – один из механизмов мышления, причем не главный; Локк выступил против Декарта, утверждая, что идея не врожденная, а основывается на опыте. Опыт двояк: его источники – ощущения рефлексия («рефлексия» обозначал «внутреннее восприятие деятельности нашего ума», т.о. его можно считать в некотором роде и основателем метода интроспекции – гляжу внутрь, всматриваюсь). Из этих двух источников разум получает идеи – все, что является объектом человеческого мышления. Человек рождается как «табула раза» - чистая доска, на которой можно написать все, что и будет потом знанием. Согласно Локку, идеи ощущений в ходе развития предшествуют идеям рефлексии; простые идеи, ассоциируясь, складываются в сложные. Его идеи активно развивались в ассоцианизме 18 и 19 вв.; психология основное внимание сосредотачивает на изучении умственной деятельности, познания, объясняемого на основе принципа ассоциации. Р.Декарт пытался объяснить душевные явления органическими процессами, происходящими в мозге человека. Душа оказалась по Декарту равной сознанию, что дано человеку в мышлении о своем внутреннем мире. Рене Декарт сформулировал механический принцип объяснения поведения человека. Ввел в научный оборот понятие «рефлекс », где рефлекс –это биологический автомат на внешнее механическое воздействие. В дальнейшем 18-19 веках внутренний мир душевных явлений человека изучался чаще всего именно интраспективным методом. Немецкий философ Готфрид Лейбниц ( 1646-1716 гг.) ввел понятие бессознательной психики (публикует учение о бессознательных умозаключениях), считая, что нельзя отождествлять психику и сознание. Голландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677гг.) утверждал наличие единой субстанции – это природа. Все вещи - это состояния субстанции или модуса. Человек сложный модус, образуемый модусом – душой и модусом – телом. Душа тесно связано с телом и без него не существует. Дальше психология развивалась благодаря философам Томас Гобсс, Джон Локк, Дэвид Гартли, Христиан Вольф (ему принадлежит заслуга в разработке немецкой психологической терминологии, и само слово «психология» стало в Европе общеизвестным после выхода его книги «Эмпирическая психология»), где главным предстают как основоположники эмпирической (опытной) психологии. В 18 веке ученые находят связь психических явлений с деятельностью мозга (до этого предполагалась, что психика находится в сердце, печени или в других частях тела). Вклад в развитие психологического знания в 18 веке внесли также многие ученые Франции (Кондильяк и Ламетри), России (Я.П.Козельский и П.И.Новиков), США (Б.Раш и Бьюкенен). В 19 веке исследователи разных областей знания, прежде всего в области естествознания, описывали психологические факты. Одним из самых выдающихся физиологов 19 века был немецкий физиолог Йоганнес Мюллер (1801-1858 гг.), профессор Лейпцигского университета Э.Х.Вебер, работавший в сфере осязания и его работа показала возможность измерения этой сферы в психологии, позже его идея была осуществлена Т.Фехнером. Герман Гельмгольц и Йоганнес Мюллер создают первые психофизиологические теории, объясняющие зрительное, слуховое и осязательное восприятие. Франц Галь, Пьер Флуранс (1794-1867 гг.) – вместо размышлений ставят эксперимент. В 19 веке в психологии по-прежнему доминировало учение об ассоциациях. Оно позволяло описывать и объяснять многие психические явления. Идеи ассоцианизма получили большую популярность в Англии, благодаря работам Джеймса Милля и его сына Джона Стюарта Милля. Интерес к особенностям детской психики в связи с задачами обучения и воспитания был всегда характерен для научно-педагогических трудов Нового времени. Выдающиеся представителями педагогики интересовавшимися психологией были Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци, Иоганн Гербарт, Эрист Мейман, Александр Бэн, Герберт Спенсер (1820-1903 гг.) стремились сделать психологию объективной наукой. В середине 19 века в науках о живой природе взамен механической причинности утверждается биологическая. Чарльз Дарвин, Клод Бернар работают над «Выражением эмоций у человека и животных».Чарльз Дарвинразработал теорию естественного происхождения видов животных и человека, которая получила название«Теория эволюции». Русский физиолог и психолог И.М.Сеченов (1829-1905 гг.) разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения. В 1866 г. выходит книга «Рефлексы головного мозга». В основе книги – необходимость соединить физиологические знания и психологические знания в единое, рефлекторное объяснение психики и поведения человека. Русский физиолог И.П.Павлов (1849-1936 гг.) один из наиболее известных в мире русских ученых в области психологии, хотя он и не был психологом – создатель учения о высшей нервной деятельности, которое в значительной степени преобразило физиологию и психологию, обогатило медицину и педагогику. Он развил идеи И.М.Сеченова о рефлекторном характере происхождения психики, разработал теорию условного рефлекса, концепцию двух сигнальных систем, учение о различных типах высшей нервной деятельности. Э. Вебер и Г.Фехнер (19 в.) – основатели новой науки «Психофизика». Экспериментально подтверждают тесную взаимосвязь между физическими и психическими явлениями. Выводят основной психофизиологический закон для измерения порогов ощущений. 3-й этап развития психологических знаний начинается с формирования психологии как отдельной науки и психологической практики - вторая половина 19 века (особенно 60-70 гг.). Большое значение приобретали эмпирические методы изучения психических явлений, особенно эксперимент. В психологических исследованиях все чаще использовались измерения, что становилось важным критерием научности. Большой заслугой стали разработки немецкого физиолога, философа Вильгельма Вундта (1832-1920 гг.). Он стал активно использовать метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и изучения закономерных связей между ними. Он же основал первый в мире экспериментальную лабораторию в Лейпциге в 1879 г., где применяет метод исследования «интроспекция» - это метод самонаблюдения. Через два года лаборатория превратилась в Институт экспериментальной психологии. Там начинали работать известные психологи из Германии - Э.Крепелин, Г.Мюнстерберг, О.Кюльпе, Э.Мейман, из Англии – Э.Титченер, из Америки – Ст.Холл, Ф.Энджелл, Дж.Кэттел, из России - В.М.Бехтерев, Н.Н.Ланге. Наряду с лабораторным экспериментом в психологии стал использоваться естественный эксперимент. Методология естественного эксперимента разрабатывалась, в частности, отечественными российскими психологами А.Ф.Лазурским (1874-1917 гг.), В.М.Бехтеревым (1857-1927 гг.). Другим крупным психологом того времени – американский ученый Уильям Джеймс (1842-1910 гг.) – создатель теории «потока сознания», он был первым профессором психологии в Гарвардском университете. Он полагал, что кроме вопроса как устроена душа, что лежит в ее основе, как она меняется и по каким причинам и т.д. не менее, а возможно и более важен вопрос, какую ценность она составляет для человека, чему она служит. Это направление получило название – функционализм. Но несмотря на оригинальность идей они не оставили больших научных школ, теорий, которые «переворачивали» бы психологию. Глубинная психология ( психоанализ) - одним из наиболее важных для развития современной психологии направлений, явился как направление психологии 20 века, включает ряд концепций, в основе которых лежит положение о ведущей роли бессознательных, иррациональных, инстинктивных процессов и побуждений. К этому направлению относятся З.Фрейд, а также неофрейдисты А.Адлер, К.Юнг. Австрийский психолог Альфред Адлер (1870-1937 гг.) создал научную школу под названием «индивидуальная психология». В первую очередь он связан с именем З.Фрейда, австрийского психолога и психиатра (1856-1939 гг.) (он выделил три компонента человеческой психики, каждый из которых выполняет свои функции: «ид» (оно) – врожденный компонент, включающий общие инстинктивные влечения и поиск удовольствия – его основные составляющие – либидо, т.е. позитивные любовные, сексуальные импульсы, и танатос, т.е. деструктивные, агрессивные импульсы; «эго» - (Я) – эта та рациональная часть психики человека, которая объясняет и помогает ослабить или снять конфликт между либидо танатосом с одной стороны и то, что перенимает от родителей в процессе воспитания, общения с другой; «суперэго» (сверх Я) – это примерно то, что называют сознанием или нормы поведения, усваиваемые с помощью родителей – позволяющая часть психики, которая всегда конфликтует с «ид» и «эго» разрешает рационально этот конфликт). Психоанализ основывался на идее о том, что поведение человека определяется не только его сознанием, но и бессознательным, к которому относятся влечения, переживания, желания, в которых человек не может себе признаться и которые поэтому либо не допускаются до сознания, либо вытесняются из него, как бы исчезают, но в реальности остаются в душевной жизни и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам, проявляясь в искаженном виде (в сновидениях, творчестве, невротических нарушениях, фантазиях, оговорках и т.д.). Фрейд утверждал наличие в человеке двух начал, двух влечений - стремления к любви и стремления к смерти и разрушению. Основное место в концепции Фрейда – эротическое влечение, связываемое им со специфической энергией, называемой либидо. Она и движет человеком. Вся жизнь, начиная с рождения связана с эротичностью. Психоанализ рождался как метод психотерапии неврозов, в частности, истерии – заболевания при котором, именно психологические причины, внутренний конфликт вызывают симптомы физических нарушений (паралич, слепота, боли и.т.д.). По Фрейду все люди внутренне конфликтны. Его теории до сих пор вызывают самые противоположные мнения от восторга до полного неприятия. В психоанализе предметом изучения стала динамика отношений между бессознательным и сознанием; сексуальная сфера человеческой жизни вошла в круг психологического изучения; далее роль детского, прежде всего семейного опыта в развитии личности; идея психологической защиты – одна из центральных в современной психотерапии. Фрейдовский психоанализ действительно представлял абсолютно новую психологическую систему: в литературе можно встретить термин «психоаналитическая революция». Ученики Фрейда не разделяли пансексуализм своего учителя. Такими известными были А.Адлер, К.Юнг, Эрик Эриксон (1902-1990 гг.), Г.Салливен (1892-1949 гг.), Эрих Фромм (1900-1980 гг.). Например, основа теории Юнга – учение о коллективном бессознательном, существующем в душевной жизни наряду с личным бессознательным и сознанием (архетипы - первообразы, своего рода образцы поведения, мышления, видения мира, существующие наподобие инстинктов). Важная роль в развитии психологических знаний в начале XX века принадлежит русским ученым, хотя явного тяготения к каким-либо школам у них не было. Александр Федорович Лазурский (1874-1917 гг.) много занимался проблемами изучения характера человека. Одним из первых начал проводить исследования личности в естественных условиях деятельности. Русский психолог Николай Николаевич Ланге (2858-1921 гг.) стал одним из лидеров экспериментальной психологии в России. Разработал на экспериментальной основе концепцию стадиальности восприятия, моторную теорию внимания. Георгий Иванович Челпанов (1862-1936 гг.) сыграл особенно заметную роль в истории русской психологии. Он основатель первого и старейшего в России психологического института (в 1912 г.). Ему принадлежат работы по восприятию пространства и времени, труды по экспериментальной психологии. Выдающимся направлением XX века является генетическая психология. Основателем считается Жан Пиаже (1896-1980 гг.), создал Женевскую школу генетической психологии, которая изучала умственное развитие ребенка. Бихевиоризм. Бихевиоризм другое направление, существующее до настоящего времени. От английского слова – поведение, программу провозгласил основатель бихевиоризма американский ученый Джон Уотсон (1878-1958 гг.). Понятия как «осознание», «переживание», «страдание» не могут считаться научными; все они продукт человеческого самонаблюдения, т.е. субъективны, наука же не может оперировать представлениями о том, что не может быть зафиксировано объективными средствами. Он рассматривал психологию как теорию поведения, исключив из изучения субъективные явления и сознание человека. Идеи бихевиоризма получили развитие в трудах других американских психологов – Э.Толмена и К.Халла. Современным представителем бихевиоризма является американский психолог Берхус Скиннер (1904-1990 гг.), называл подобные понятия «объяснительными фикциями» и лишал их права на существование в науке. Он считает, что психология должна ограничиться описанием внешне наблюдаемых закономерных связей между стимулами, реакциями и подкреплением этих реакций. Но невнимание к внутреннему психическому миру человека бихевиористов приводит к общей дискредитации. Гештальтпсихология. Это направление появилось в Германии. М.Вертгеймер (1880-1943 гг.) считал, что сознание строится из целостных образов (гештальтов, неразложимых на отдельные сенсорные элементы), Курт Коффка, Вольфганг Келер, Курт Левин в своей психологической теории опирались на представление о целостности психических явлений. Принцип научности был главным в их исследованиях. Гуманистическая психология. В середине 20 века новое направление – гуманистическая психология – основателем считается американский психолог Карл Роджерс ( 1902-1987 гг.), в своей теории личности описывает определенную систему понятий, характеризующих представлений человека о себе и своих близких. Важнейшее место занимает в ней «Я-концепция» (хочу, могу, надо, должен – по А.Маслоу). Представителем гуманистической психологии считается другой американский психолог Абрахам Маслоу (1908-1970 гг.), который пришел к выводу о необходимости формирования третьего психологического направления, альтернативному бихевиоризму и психоанализу. Его теория имело ключевое понятие – «самоактуализация», одно из центральных в концепции гуманистической психологии. Цель развития личности – стремление к росту, к самоактуализации, в то время как остановка личностного роста – смерть для человека как личности, для самости. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы