Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


I.3.I. Целостное и парциальное описание психологии человека. Личность. Характер.



Данная тема одна из центральных в курсе современной психологии. Проектирование и диагностика личности, определение оптимальных условий и наиболее эффективных путей ее формирования невозможны без знания структуры личности и закономерностей ее становления и развития.

Важно четко представить, что личность человека формируется и раскрывается в процессе активного взаимодействия с окружающей его предметной и социальной средой. Новорожденный человек еще не личность. Личность – это прижизненное целостно-структурное психическое образование, отражающее социальную сущность человека как сознательного субъекта познания. Понимание личности тесно связано с осмыслением таких категорий, как человек, индивид, индивидуальность, субъект, субъектность.

Человек – понятие ведовое и включает в себя две взаимосвязанные системы: биологическую и психическую, духовную. Каждая из этих систем, в свою очередь, состоит из подсистем и отдельных феноменов. В своем физиологическом и психическом развитии человек проходит несколько стадий: младенчество, детство, отрочество, юность, взрослость, старость.

Индивид – это отдельный, конкретно взятый человек.

Индивидуальность – обычно рассматривается как совокупность физиологических и психических особенностей конкретного человека, характеризующих его своеобразие.

Субъект – это человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельности поведение в целом.

Субъектность – это способность человека к тому или иному целеполаганию и соответствующей поставленным целям активности.

Под личностью в отечественной психологии понимают сложное, системное, многоуровневое, иерархически организованное, разноплановое, полисодержательное, прижизненно сложившееся, сформировавшееся психическое образование человека, в котором он выступает не только как объект и продукт, результат педагогических и других воздействий, но и как сознательный субъект познания и активного преобразования действительности.

При изучении данной темы необходимо твердо уяснить, что в процессе онтогенетического развития человека и формирования его личности биологические и социальные факторы, непрерывно взаимодействуя, создают благоприятные внутренние условия, обеспечивающие, эффект внешнего воздействия.

Самосознание как высший уровень развития человека есть основа формирования умственной активности самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. Следовательно, структура личности представляет собой совокупность социально-значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение и деятельность.

При изучении данной проблематики следует рассмотреть существующие точки зрения на психологическую структуру личности и установить общее и особенное в разных позициях. При определении структуры личности надо постоянно иметь в виду, что личность – это саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека.

Здесь необходимо уяснить, что элементами психологической структуры личности является ее психологические свойства и особенности, называемые «чертами личности». Многие психологи пытаются условно уложить в подструктуры.

Согласно концепции К.К. Платонова,

1) первым уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента;

2) следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей;

3) уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется в процессе обучения, имеет социальный характер;

4) последним уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера.

Важно рассмотреть проблему формирования личности как объекта и субъекта культурного развития, развития при этом субъект-субъектных отношений, которая была и остается в центре психолого-педагогических исследований на наш взгляд будут соответственно влиять на профессионализм и компетентность педагога в формировании будущего специалиста, такого же компетентного, конкурентоспособного, будущего профессионала (Зиатдинова Ф.Н.).

Изучением личности занимались и занимаются философы, психологи, социологи, педагоги. Теория развития личности разрабатывалась ведущими учеными, психологами и педагогами: Б.Г. Ананьевым, П.П. Блонским, Л.И. Божович, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Б.И. Додоновым, Э.В. Ильенковым, А.Н. Леонтьевым, Д.А. Леонтьевым, А.С. Макаренко, А. Маслоу, А.В. Петровским, С.Л. Рубинштейном, К. Роджерсом, В.А. Сухомлинским, Л.Н Толстым, К.Д. Ушинским.

В краткой философской энциклопедии определяется как «Личность» – это, во-первых, человек как субъект отношений и сознательной деятельности, и, во-вторых, устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности (с.1600).Принципы субъектной деятельности в рамках самоактуализации личности обеспечивают условия реализации качеств, подкрепленных внутренними и внешними мотивами субъекта образования. Е.А.Волкова рассматривает понятие «субъектность» через категорию «отношение». На этом основании субъектность определяется как отношение человека к себе как к культурному деятелю. Субъектность как отношение включает в себя характер эмоционального отклика на себя и на другого человека. Она существует на осознанном и неосознанном уровне. Степень осознаний изменений, происходящих с человеком и производимых им действий, определяет уровень развития субъектности. Субъектность связана с активностью, инициативностью, преобразующими возможностями человека. Вместе с тем Е.А.Волкова подчеркивает, что субъектность нельзя понять как качество, присущее индивидуальному субъекту, поскольку человек не может один быть носителем только своей субъектности. Субъектность как свойство личности проявляется в способности производить взаимообусловленные изменения во внешнем и внутреннем мире человека. При этом специфика субъектности заключается во взаимосвязи предметов преобразований окружающей действительности, самого человека и его внутреннего мира.

В.А.Татенко считает, что под «субъективным» может пониматься все то, что задает качественную определенность жизни конкретного субъекта, принадлежит ему, производится или проистекает из него, и в этом не противостоит представлению об объективной реальности. Понятие «субъектный» отражает, прежде всего, авторский характер активности человека как субъекта и раскрывается в таких понятиях, как «свободный, самостоятельный, автономный, инициативный, творческий, оригинальный»[29]. Сказанное выше свидетельствует о том, что исходной атрибутивной характеристикой субъектности является активность – способность сознательно, целенаправленно преобразовывать окружающую действительность. Активность субъекта существует как единство познавательной и ценностно-ориентированной деятельности. Субъект в отличие от объекта в процессе деятельности обладает самосознанием, самообладанием, самооценкой, самоконтролем. Человек как субъект характеризуется способностью к целеполаганию. Внутренняя детерминация действий субъекта обеспечивает свободную деятельность. Свобода выбора цели, способов и средств ее реализации, осваиваемых в ходе развития культуры – важнейшая характеристика субъектности. Свобода придает деятельности человека нравственное измерение. Возможность выбора создает предпосылку для появления ответственности, которая выражает нравственные характеристики человека (см.гл.II).

В.М.Розин приводит мнения В.Ф.Сафина о том, что ответственность представляет собой форму проявления личностью своей субъектности, и мнение Г.С.Батищева о том, что замена ответственности исполнительностью (деятельностью, детерминированной внешними целями) привела к тому, что человек утратил свою целостность, самостоятельность и уверенность[30]. Основу понятия «субъектность» составляет активность, выражающаяся в дефинициях «целостная характеристика активности человека», «активная сторона психической организации человека», «активно-преобразующая функция личности», «авторский характер активности», «деятельность – преобразующий способ бытия») и диспозиционность, проявляющаяся в отношении «к жизни как личной проблеме», в «отношении человека как деятелю», способного интерпретировать действительность.

По мнению Л.А. Стахнева, философский аспект рассмотрения проблемы «субъекта» связан с вопросами о творческих силах человека, его свободе, ответственности, активности, диалектике внутреннего и внешнего в жизнедеятельности, роли конкретного человека в историческом процессе. Понятие «субъект» в философской литературе определяется как «носитель» предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленный на «объект» (Репкин В.В., Репкина В.В., Томск, 1997). Анализируя феноменологические особенности понятия «субъект», К.А. Абдульханова-Славская отмечает, что «ему присуща и конкретность, так как личная жизнь, индивидуальный уровень жизни субъекта порождают множество реальных ситуаций и противоречий, которые субъект призван решать. Ему присущ и дифференцированный смысл, раскрывающий реальные различия людей в меру их становления субъектами, в меру того, насколько их отношения стали человечны, подлинно этичны»[31]. Эту особенность отмечает и Б.А. Сосновский, поскольку считает, что понятие «субъект», являясь одной из базовых философских категорий, не может иметь однозначного вербального определения, оно в равной мере приемлемо для различных научных определений, для разных отраслей человекознания, для всего разнообразия решаемых ими теоретических и, главное, практических задач. В большинстве известных подходов и концепций это понятие не имеет самостоятельного значения, его подменяют некими родственными понятиями (индивид, человек, личность), либо употребляют в сугубо философском понимании. Согласно психологическому словарю, субъект – это существо, обладающее сознанием и волей, способное действовать целенаправленно, т.е. на основе предметного мира. Понятие «субъект» предполагает развитие определенного уровня активности – свойства психики, позволяющего не только отражать, но и преобразовывать среду, себя, творить новое. Субъект – это человек, познающий и преобразующий окружающий мир. По мнению А.В. Петровского, личность – это система социально-значимых черт и отношений, которую можно: 1) описать со стороны мотивов и стремлений, составляющих содержание ее «личного мира», т.е. уникальной системы личностных смыслов, индивидуальных, своеобразных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний; 2) рассматривать как систему устойчивых черт относительно внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые запечатлены в суждениях других людей; 3) раскрывает как деятельное «Я» субъекта: как систему планов, отношений, направленности, смысловых образований, регулирующих выход ее поведения за пределы исходных планов; 4) рассматривает и как субъекта персонализации, то есть с точки зрения ее потребности и способности вызывать изменения в других людях (Зиатдинова Ф.Н., Уфа, 2006). Это действительно, напрямую касается работников образовательной сферы, поскольку, во-первых, педагоги, прежде всего, сами должны быть профессионально компетентны в своей области деятельности, и, во- вторых, профессиональное образование всегда было и продолжает оставаться направленным на всестороннее развитие личности с целью подготовки ее к активному и эффективному участию в общественном производстве с наибольшей пользой для себя и для общества в целом. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус учителя, преподавателя, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. Показателями значимости профессионально-педагогической компетентности являются изменения в сфере общественного сознания в различные периоды истории, которые свидетельствуют о том, что именно в психолого-педагогической компетентности и педагогической культуре заключены большие возможности развития и стабильности общества, поскольку они могут служить основанием для снятия межнациональных конфликтов, конфликтов между старшими и младшими поколениями, способствуют адаптации к новым условиям, более эффективному процессу социализации личности и т.п.[32].

Рассматривая сущность современного образования и профессиональную компетентность педагога правомерно опираться на те образовательные модели, которые выдвигают в качестве ведущей идею поликультурного образования, где происходит приобщения к общечеловеческим ценностям и на те международные исследования, в которых выдвигается поиск способов усвоения студентами и самими педагогами диалекта общечеловеческого, международного и национального отношения к себе, языку, культуре народов, к историческому прошлому и настоящему, национальному достоинству личности как ключевому способу трансформации общественных ценностных ориентаций (авт. Зиатдинова Ф.Н.).

Характер

Слово «характер» в переводе с греч. означает «печать», «чеканка». В характере как бы запечатлены, отчеканены основные, наиболее существенные черты данной личности, которые устойчиво проявляются в поведении человека. Т.о., характер можно определить как иерархизированную, упорядоченную совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, которые формируются в процессе жизнедеятельности и проявляются в способах типичного реагирования личности в деятельности, поведении и общении [92, c.164]. Характер – система относительно устойчивых психических черт, качеств личности, ее психический склад, который определяет линию поведения человека и выражается в его отношениях к окружающему миру, деятельности, другим людям и самому себе.

Характер человека – это то, что определяет его типичные формы поведения и деятельности, его значимые поступки, а не случайные ситуативные реакции на те или иные обстоятельства.

Основу характера составляют ведущие и устойчивые направленности личности, ее установки, потребности, побуждения, цели и интересы, системы ценностно-смысловых образований, взгляды и убеждения, в целом ее потребностно-мотивационная сфера.

Физиологическую основу характера составляют динамические стереотипы, формирование которых у человека и есть с позиций физиологии высшей нервной деятельности формирование устойчивых базовых основ характера.

В характере также выделяются и инструментальные, исполнительские черты, придающие поведению и деятельности человека определенный стиль, манеру действий и поступков: умения, навыки, привычки, установки.

Изменение характера – это чаще всего сложный и длительный процесс. Характер может изменяться под воздействием нового опыта жизнедеятельности или в результате целенаправленного воспитания и самовоспитания личности. Характер тесно связан с системой отношений личности к миру, к окружающей действительности. Иногда говорят, что характер – есть определенная система отношений человека, только отношения эти стали достаточно устойчивыми. Все таки между характером и отношением человека к чему-то есть важное различие. Отношения являются более подвижными, динамичными, а черты характера – более неизменными, более статичными.

Таким образом, характер – это совокупность устойчивых свойств личности, определяющих отношение человека к другим людям, к себе самому, к труду, к вещам. Это сложившаяся система относительно устойчивых индивидуально-психических модификаций, определяющих образ поведения и действий человека. Будучи продуктом развития личности, характер сам является одним из условий ее формирования как целостной структуры.

Особенности характера личности различают в зависимости от следующих устойчивых ее отношений или в психологии принято выделять следующие группы отношений человека:

1) отношение к другим людям – общительные: избирательные или беспринципные и замкнутые – в современных условиях явление не совсем типичное;

2) отношение к самому себе – альтруистические и эгоистические характеры людей: есть эгоисты, выраженным себялюбием, высоким самомнением или с альтруистической, гуманистической ориентацией, или с приниженным чувством своего «Я», неуверенные имеющие большие сомнения при принятии решений;

3) отношение к миру, вещей и явлений (могут быть идейные) – система взглядов на окружающую его материальную и духовную, социальную и природную среду жизнедеятельности. Эти взгляды могут быть монистическими, материалистическими, идеалистическими дуалистическими и безыдейными (как сорванный лист на ветру), нет системы воззрений, легко подвергается внешним воздействиям. Различают черты характера как аккуратность-неряшливость, бережливость-мотовство и т.д.;

4) отношение к делу – у людей складывается деятельный (целеустремленно-деятельный и нецелеустремленно-деятельный) или бездеятельный характер.

Не трудно заметить, что различные черты характера, все же, связаны с определенными отношениями, такими как: увлеченность, самостоятельность, трудолюбие, которые связаны с отношением к делу; эгоцентризм, самовлюбленность, неуверенность, застенчивость, которые отражают отношение к себе; и агрессивность, грубость, черствость, нетерпимость к другим людям… и т.д.

С точки зрения теории характера отзывчивость, чувствительность, к примеру, является устойчивой личностной особенностью.

С точки зрения отношений, один и тот же человек может проявлять высокую отзывчивость, чувствительность по отношению к одним людям и одновременно демонстрировать образцы черствости, нечувствительности, агрессии по отношению к другим людям. Особенности черт характера чрезвычайно разнообразны, но особенности отношений личности еще более разнообразны и вариативны.

Характеры различают по чертам и качествам личности.

Черты характера проявляются в учебной и профессиональной деятельности человека, в его поступках в конкретных жизненных ситуациях, в особенностях общения с различными людьми и в различных ситуациях. В зависимости от особенностей характера люди могут по-разному реагировать, например, на неудачу, один - впадет в уныние, другой – просто откажется от решения задачи и радостно примется за что-то другое, третьего неудача только подстегнет, и он с еще большей энергией и упорством возьмется за дело. Но черты характера, когда мы говорим, являются устойчивыми личностными особенностями, конечно не должны воспринимать как неизменность черт характера. В процессе жизни те или иные черты характера могут претерпевать определенные, иногда существенные изменения.

Выделяют общие и специфические черты характера.

Общие черты характера: выражают отношения человека к основным сферам его жизни и деятельности – профессиональные, нравственные, эстетические, патриотические, политические и др. В них выражается и своеобразие направленности личности. Конкретное сочетание общих черт у того или иного человека дает основание говорить о соответствующих типах характеров, типах личности.

Специфические черты характера обусловлены своеобразием развития основных сфер личности: интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Соответственно говорят об интеллектуальных (любознательность, заинтересованность, аналитичность ума, тугодумие, инерционность...), эмоциональных (впечатлительность, горячность мнительность…) и волевых (настойчивость, решительность, самостоятельность, целеустремленность…) чертах характера.

В современной психологии используются различные основания для выделения психотипов личности.

К.Юнг, швейцарский психолог, ввел понятия «экстраверсия» (преимущественная направленность личности на мир внешних обстоятельств, на других людей...) и «интроверсия» (направленность на себя, явления субъективного мира, свои внутренние проблемы интересы, переживания) общие и специфические черты характера. Есть люди, у которых эти направленности выражены в одинаковой степени (нормовертированный, амбовертированный).

Немецкий психолог Э.Кречмер попытался найти те связи, которые существуют между строением тела человека и его психическим складом. По его мнению, существует 4 типа человеческой анатомии:

Астенический тип отличается недостаточной толщиной при среднем и высоком росте тела. Этот недостаток тела присутствует во всех частях тела и во всех тканях. Обычно это худой, хрупкого, тонкого телосложения, с узкими плечами плоской грудью, впалым животом, тонкими, длинными руками слаборазвитой мускулатурой…

Пикник – выраженное развитие головы, груди, живота, склонен к ожирению при относительно слабом развитии мышц и опорно-двигательного аппарата, короткая массивная шея, обычно это люди среднего роста.

Атлетик – характеризуетсядостаточно развитым скелетом, хорошей мускулатурой, широкими плечами, мощной грудной клеткой, рост - от среднего до высокого.

Дипластик – к ним относятся люди с явно выраженными девиантными аспектами строения тела. Э.Кречмер обнаружил связь психических заболеваний личности с типом телосложения человека.

Необходимо учесть, что симтомокомплексы свойств характера детерминированы условиями жизни и воспитания; вместе с тем все черты характера взаимосвязаны и составляют единство. Важно указать на сложность выделения той или иной черты характера: действительная черта характера может маскироваться другими, внешне ярко выраженными, но не ведущими чертами.

Многообразие условий формирования характера в их сложной динамической взаимосвязи порождает и многообразие характеров. Необходимо учесть, что в настоящее время не все компоненты характера стали предметом психологического исследования.

При изучении темы необходимо уделить внимание и акцентуации характера, что означает яркое выражение отдельных черт характера.

В психологии характера, наряду с понятием «черты характера», «особенности характера», существует и понятие «акцентуация характера». Существуют разные подходы к классификации типов акцентуации характера (К.Леонгард, А.Е.Личко, П.Б.Ганушкин, А.В.Петровский и др.).

Наиболее популярной классификацией характеров является описание акцентуации черт характера личности. Это понятие «акцентуации» впервые ввел немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард. Им же была разработана и описана известная классификация типов акцентуации личности:

К.Леонгард выделил 12 типов акцентуации характера: гипертимический, дистимичный, циклоидный, эмотивный, демонстративный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный, экзальтированный, интровертивный, экстравертивный.

Акцентуация характеров часто бывает у подростков и юношей (50-80%). Такие акцентуации при взрослении теряют свою остроту, но с возрастом могут опять проявиться. В нашей стране получила распространение иная классификация, предложенная известным детским психиатром А.Е.Личко: акцентуация характеров у подростков: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный[33].

В наиболее лаконичном виде акцентуация – это дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.

А.В.Петровский заимствовал из двух классификационных схем, следующие «важнейшие типы акцентуации характера»: интровертивный, экстравертный, неуправляемый, сензитивный, демонстративный.

Все представленные типологии акцентуации характеров имеют для этого достаточные основания и могут использоваться в практической работе. Характер существенно влияет на жизнь и деятельность человека, определяя линию его поведения. В психологии описаны не только акцентуации характеров, но и методики их выявления, диагностики. Раскрывая и понимая своеобразие своего характера, человек может соответствующим образом программировать саморазвитие и профессиональное становление личности при обучении в вузе, осуществлении своей профессиональной деятельности. Познания в этой области могут помощь специалисту лучше ориентироваться в окружающей среде, успешнее осуществлять контактное взаимодействие с ней [100, с.127].

 

Литература

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Психология человеческой судьбы. – М.: Прогресс, 1988. – 400с.

2. Годфруа Ж. Что такое психология. - М.: Мир, 1992. Т.2 – 376с.

3. Козлов Н.И. Как относится к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. – М.: Новая школа: АСТ – Пресс, 1996. – 320с.

4. Немов Р.С. Психология. Кн.3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение, 1994. – 512с.

5. Практическая психология для менеджеров. – М.: Филинъ, 1997. – 328с.

6. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. – М.: МГУ, 1989. – 216с.

7. Психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 279с.

8. Руденский Е.В. Социальная психология. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. – 224с.

9. Секреты хороших манер и поведения / Сост. О.Н. Улищенко. – Харьков: СП «Инарт», 1995. – 399с.

10.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1675; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.056 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь