Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методы и средства воспитания



Методы воспитания это путь достижения заданной цели воспитания. Это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработать определённые качества.

Классификация методов воспитания

В настоящее время наиболее объективной и удобной является классификация методов воспитания на основе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания.

Методы формирования сознания (убеждение): рассказ, объяснение; разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение; инструктаж; диспут, доклад, пример.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение): приучение, педагогическое требование; нравственный образец; поручение; воспитывающие ситуации.

Методы стимулирования (мотивация): поощрение, наказание; соревнование; субъективно-прагматический метод.

Средства воспитания – это элементы материальной и духовной культуры, которые используются для решения воспитательных задач: знаковые символы, способы коммуникации, материальные средства, мир жизнедеятельности воспитанника, коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания, технические средства, культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства).

Исторические типы воспитания

Исторически первый тип (архаический) возник в эпоху первобытных обществ в условиях архаической культуры. Его характер определялся главной целью общества – выжить в трудных условиях природного окружения, нередко в конфликте с другими социально-культурными группами. Воспитание было подчинено полному усвоению социальных правил и запретов, точному следованию ритуалам, ранней социализации. Обряд инициации, проводимый прежде всего для мальчиков-подростков, довольно суровый и жёсткий, означал признание его полноправным взрослым со всеми вытекающими отсюда последствиями. Он становился и охотником, и воином, и кормильцем, и защитником своего племени, а это предполагало множество знаний и умений и сакрального (священного), и сугубо практического характера. Цементирует эти племена сила общности – «мы одной крови, ты и я».

Второй тип (традиционный) складывается в эпоху ранних цивилизаций, в период третьего - первого тысячелетий до н.э.: шумерская, вавилонская, древнеегипетская, Дальневосточная, Южноазиатская цивилизации, объединяющим началом которых была сила власти, сформировала другие подходы к воспитанию. Это уже не отдельные племена, а государства – с разделением труда, с трудом разной степени сложности, с разными социальными слоями общества, с письменностью и религиозными системами. Соответственно, произошла дифференциация целей воспитания и способов их реализации, изменились задачи. Большое влияние оказали социокультурные особенности этих государств, народов, их населяющих. На Дальневосточную цивилизацию повлияло конфунцианство, которое проповедовало культ предков, уважение к старшим, подчинение властям и общественным нормам, нравственные начала у «совершенномудрого мужа». На Южноазиатскую, центром которой была Индия, повлиял индуизм и буддизм с его безличностным началом, преодолением страстей, самоограничением и проповедью разумности и скромности.

Вместе с тем при всех различиях можно найти общие черты восточного типа воспитания, при котором человеку предъявляются жёсткие требования следования традиционным нормам и канонам. Ограничены индивидуальная свобода, самостоятельность в общественной жизни. Высок авторитет воспитателя, ценится послушание и уважение к старшим.

Формирование третьего типа (гуманистического)воспитания связывают с античной эпохой, с началом становления западной цивилизации. В Древней Греции в городах-полисах, прежде всего в Афинах, находим модель обучения и воспитания всесторонне и гармонично развитого человека. Именно здесь был выдвинут идеал воспитания свободной творческой личности, в которой сочетаются умственное, физическое, эстетическое развитие, высокие нравственные качества, общественная активность. Принцип состязания пронизывал жизнь полиса, состязались атлеты, ораторы, драматурги; дети и молодые люди состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, стремясь достичь наилучших результатов. Система воспитания в Афинах была подчинена сложившейся социокультурной системе – демократическому правлению, при котором обеспечивалось участие в управлении полисом свободнорождённых граждан (мужчин), экономическому укладу с широкими связами, обменом товарами с другими городами-полисами и миром, состоянию науки и философии с чертами рационализма и аналитики, эстетической картине мира с высокохудожественными антропоцентрическими основами. Система реализовывалась в несколько этапов. До 7 лет мальчики воспитывались дома под крылом матери. С 7 до 16 лет посещали вначале мусическую, а чуть позже и гимнастическую школу (палестру), в которых получали общее образование и воспитание, в том числе музыкальное, литературное, военно-спортивное.

С 16 до 18 лет юноши совершенствовали своё образование и воспитывались в гимнасиях. С 18 до 20 находились в эфебиях – общественных учреждениях, где воспитывались как защитники Отечества, несли милицейскую службу.

Беря разбег в Античности, постепенно в течение веков в Западной Европе складывается западный тип воспитания (при наличии национального колорита в разных странах), который имеет основные черты:

· ценностно-рациональный характер обучения и воспитания;

· преимущественная ориентация на развитие воли и разума;

· утверждение в человеке индивидуального творческого начала.

Системы воспитания

7.1. Мы уже рассмотрели афинскую систему воспитания. Обратимся к спартанской системе. Спарта тоже была полисом, но с иной социокультурной системой: это была военизированная община, построенная на рабстве, на сохранении завоёванных земель, на архаических экономических и культурных традициях. Если в Афинах идеалом воспитанного человека был атлет, всесторонне и гармонически развитый человек, то в Спарте идеал воспитанного человека – воин, жестокий, бесстрашный, физически закалённый, не боящийся боли, готовый защищать Спарту всеми доступными ему средствами.

До 7 лет мальчик рос в семье. С 7 и до 30 лет государство брало на себя воспитание и обучение спартиатов. С 7 до 15 лет дети обучались письму и чтению, но ровно настолько, насколько нужно, чтобы расписаться. Главным было физическое воспитание, закаливание, довольно суровое: дети ограничивались в еде и в одежде, спали на матрасах, набитых соломой. В 14 лет подростка после суровых испытаний посвящали в эйрены, он становился членом общины с гражданскими правами. Жестокость испытаний видна, в частности, в состязании первого дня, которое было по существу дракой – можно было царапаться, кусаться, бить ногами и руками, нанося при этом серьёзные увечья. Следующий день был ещё более серьёзным – день публичного сечения у алтаря Артемиды, при этом родители нередко стояли рядом и просили не опозорить их стоном или криком.

С 15 до 20 лет спартиаты обучались пению и музыке, пели по преимуществу хором. Воспитание ужесточалось. Юношей держали в голоде, еду нередко приходилось добывать самим, и наказывались не за то, что украли, а за то, что попались. В 20 лет происходило посвящение в воины. С 20 до 30 лет шло усовершенствование в воинском искусстве.

7.2. Интересными примерами сословного воспитания являются системы воспитания средневекового рыцаря и английского джентльмена 18-19 веков.

В основе рыцарского воспитания мальчика богатого сословия лежала программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьём, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение и игра на музыкальном инструменте. В идеале воспитанного и образованного человека закреплялись определённые физические, эстетические и нравственные качества: следование кодексу чести и религиозным заповедям, смелость и щедрость, сила и мужество, верность сюзерену и чувство собственного достоинства, умение писать стихи и исполнять их под собственное музыкальное сопровождение прекрасным дамам.

Система воспитания состояла из нескольких этапов. До 7 лет мальчик получал домашнее воспитание. С 7 до 14 лет при дворе феодала (сюзерена) он был пажом при супруге сюзерена и её придворных и приобретал круг знаний, умений и опыт придворной жизни. С 14 до 17 лет он переходил на мужскую половину и становился оруженосцем при рыцарях двора сюзерена. За эти годы жизни при дворе молодому человеку необходимо было освоить начала любви, войны и религии». В 21 год он посвящался в рыцари. Перед этим он проходил испытания на физическую, воинскую и нравственную зрелость на турнирах, поединках и пирах.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь