Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 3. Религиозные отношения.
Система общественных отношений: материальные, отношения в духовной сфере, «синтетические» отношения. Нерелигиозные и религиозные отношения религиозных индивидов, групп, организаций. Религиозные отношения в системе отношений в обществе, в ряду различных отношений в духовной сфере. Специфика религиозных отношений. Религиозные деятельность и отношения. Виды религиозных отношений. Характер религиозных отношений – согласия, толерантности, конкуренции, конфликта и борьбы. Связь конфликтного характера религиозных отношений с религиозным экстремизмом. «Наложение» религиозных отношений на экономические, политические, этнические, нравственные и др. Складывание религиозно-политических, религиозно-правовых, религиозно-этнических и пр. отношений. Текст лекции. План лекции. 1. Объективация религиозного сознания в религиозных деятельности и отношениях. 2. Религиозная деятельность как способ реализации религиозных отношений. 3. Свойства религиозных отношений. 4. Виды религиозных отношений. 5. Характер религиозных отношений. 6. Связь конфликтного характера религиозных отношений с религиозным экстремизмом. Религиозные отношения представляют собой вид отношений в духовной сфере; они складываются в соответствии с религиозным сознанием, реализуются посредствам религиозной деятельности. В религиозных деятельности и отношениях религиозное сознание объективируется. Деятельность людей представляет собой способ существования социальной действительности. Деятельность не есть совокупность реакции, операций или актов поведения индивида. Данная категория отражает систему активности индивида, группы, общества. Действия индивидов и групп входят в эту систему в качестве элементов. Различают практическую и духовную социальную деятельность. Видами практической деятельности являются материально-производственная, социально-преобразующая, управленчески-административная, воспитательно-педагогическая и медицинская деятельность. К духовной деятельности относятся познавательная, прогностическая, ценностно-ориентировочная. Кроме основных сфер (практической и духовной) социальной деятельности имеются и промежуточные, в которых практическая и духовная деятельности интегрируются в специфическую целостность. Это - практически-духовное освоение мира. Религиозная деятельность является практически-духовным освоением мира. Она зависит от материального производства, которое составляет первую предпосылку человеческого существования. Первоначально религиозная деятельность непосредственно вплетена в материальную деятельность и в материальное общение людей. Лишь постепенно, в ходе истории, по мере роста прибавочного продукта и дифференциации социальной деятельности, религиозная деятельность вычленяется как относительно самостоятельная. Как и другие виды деятельности, религиозная деятельность включает следующие структурные элементы: содержание, предмет, субъект, средства, способы и результат. Можно выделить два основных вида религиозной деятельности: внекультовую и культовую. Внекультовая деятельность осуществляется в духовной и практической сферах. Производство религиозных идеи, систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение богословских произведений составляют духовную религиозную внекультовую деятельность. Религиозные индивиды и группы ведут и практическую внекультовую религиозную деятельность, к которой относятся миссионерская деятельность, участие в работе «соборов», преподавание богословских дисциплин в учебных заведениях (школах, университетах, духовных учебных заведениях), управленческая деятельность в системе религиозных организаций и институтов, пропаганда религиозных взглядов через печать, радио, телевидение, религиозная пропаганда в семье и в других контактных группах и т. д. Следует подчеркнуть, что, как правило, во внекультовую деятельность в большей или меньшей мере «проникают» и элементы культа. Содержание, предмет, субъект, средства, способы а результат специализируются в каждой разновидности внекультовой деятельности. Важнейшим видом религиозной деятельности является культовая деятельность. Культовая деятельность и есть культ в собственном смысле слова. В практике на каждом этапе развития общества реализуются две стороны отношения человека к внешнему миру — господство человека над объективными условиями и господство объективных условий над человеком. Второе «абсорбируется» и «преодолевается» в культе. Результатом культовой деятельности является прежде всего удовлетворение религиозных потребностей. Ядро религиозной потребности образует стремление к общению с Богом. Верующий убежден, что Бог существует, что с ним возможно духовное общение, что он помогает человеку и т. д. Культовая деятельность способствует оживлению религиозного сознания. В повседневной жизни религиозные образы верующих оттеснены реальными проблемами на задний план, религиозные чувства существуют в инактуальной форме, а культовые действия совершаются, как правило, спорадически. Во время отправления культа в сознании верующих воспроизводятся религиозные образы, символы, мифы, возбуждаются соответствующие эмоции. Культовые действия становятся для верующих единственно значимыми. Культовая деятельность накладывает печать конформизма на сознание и поведение верующих, прежде всего на религиозное сознание и поведение. Культ может стать фактором динамики психологических состояний верующих: происходит переход из состояния подавленности (беспокойства, неудовлетворенности, скорби, тоски) в состояние удовлетворенности (успокоенности, гармонии, радости). В культовой деятельности происходит общение верующих друг с другом. Если иметь в виду, что общение — одна из социальных потребностей человека, то станет ясно, почему для многих людей, даже не обладающих устойчивой религиозной верой, участие в отправлении культа очень важно. В культовой деятельности конституируется религиозная группа как одна из специфических социальных групп. Нельзя не упомянуть, что в культовой деятельности удовлетворяются и эстетические потребности человека. Икона, обладающая художественными достоинствами, архитектура и убранство храма, музыка, чтение молитв и псалмов — все это может доставлять эстетическое наслаждение. Таким образом, культовая деятельность является тем «движущим» элементом, посредством которого реализуется религиозные отношения. Общество, представляя собой целостный организм, имеет сложную систему общественных отношений. Среди общественных отношений выделяют: 1) материальные, 2) отношения в духовной сфере. 3) «синтетические». К «синтетическим» относят отношения связанные с историческими общностями людей — родом, племенем, народностью, нацией, классами, семьей, стратами. Эти отношения складываются как результат взаимодействия материальных и отношений в духовной сфере; их свойства нельзя свести к простой сумме свойств взаимодействующих сторон. Семейные, родо-нлеменпые, национальные, стратовые и другие общественные отношения выступают в виде сложных, комплексных («синтетических») общественных отношений. Каждое из них имеет специфическую основу целостности: семейно-бытовые отношения — брачные и родственные связи; национальные — общность экономической жизни, территории, языка, духовной культуры и т. д. Среди отношений в духовной сфере наряду с политическими, правовыми, нравственными, художественными выделяются и религиозные отношения. Последние складываются в соответствии с религиозным сознанием, существуют посредством религиозной деятельности. Их носителями могут быть индивиды, группы, институты, организации. Не всякое отношение религиозных людей, групп, институтов, организаций друг с другом и с внерелигнозными сферами есть религиозное отношение. Религиозные индивиды, группы и институты могут вести экономическую, политическую, просветительскую и иную деятельность. Соответственно этому они вступают в экономические, политические, просветительские и т. д. отношения. Вряд ли целесообразно безоговорочно объявлять такую деятельность и такие отношения религиозными. Следует, видимо, признать возможность субъективно полагаемого религиозного аспекта в такого рода деятельности и отношениях. Он может появляться (и появляется) лишь постольку, поскольку в них (деятельности и отношениях) имеется отнесенность к представляемым и мыслемым существам, свойствам и связям. Однако эта деятельность и отношения как целое, по своему объективному содержанию и значению не являются религиозными. Религиозные отношения суть выражение действительных отношений несвободы, когда над людьми господствуют чуждые силы. Отношения людей имеют субъективный план, само сознание в определенном аспекте является отношением субъекта к его среде. В религии способность сознания к развертыванию отношений в плане представления получает особое развитие, подвергается специальной тренировке. Религиозное сознание «полагает» определенные отношения верующих к воображаемым и мыслемым существам, а также отношения, в которые непосредственно включены индивиды в условиях религиозной среды. Схемы отношений, предписываемые религиозными идеями и нормами, строятся по типу различных общественных отношений. Отражая силы, господствующие над людьми в повседневной жизни, религия включает отношение господства — подчинения. В религиях доклассового общества особенно большое место занимало воспроизведение отношений людей к природе, хотя, конечно, и связи между людьми (внутри данной группы и между группами) служили оригиналом, в соответствии с которым строились религиозные отношения. В религии могут моделирозаться государственные, правовые, нравственные, семейные, родоплеменные и другие отношения. Например в христианстве отношения верующих к Богу и друг к другу отразились в виде – «господин – раб» («Господь и раб Господень», папа «наместник Господа на земле»). Отношения верующих к Богу, верующих друг с другом строятся и по схеме государственно-правовых отношений (Бог — «царь небесный», патриарх — «владыка»). Отношения религиозных персонажей друг с другом часто изображаются в виде судопроизводства — «суд» над Христом, «страшный суд», Бог как «судья», грешники как «судимые» и т. д. В католицизме и православии действует сложная система церковного права, предписывающая правила взаимоотношений духовенства и мирян, духовенства между собой. Особое значение в религии имеет воспроизведение нравственных отношений. По существу все религиозные отношения облекаются в форму нравственных. Весьма распространенной является схема внутрисемейных отношений: «отцовство—сыновство» («Бог — Отец», «Бог — Сын»), «брат», «сестра» и т. д. Следует различать культовые и внекультовые религиозные отношения. Культовые отношения существуют посредством культовой деятельности. Последняя акцентирует внимание на отношении к представляемым или мыслимым существам, свойствам, связям. Это отношение, развертывающееся а сфере сознания, накладывает печать на действия людей. В ходе культовой деятельности руководитель богослужения или обряда играет специфическую роль, которая обусловливает своеобразие его взаимосвязей с рядовыми участниками. Складываются отношения рядовых участников друг с другом. Православное венчание, например включает жениха и невесту во взаимные отношения, предписываемые нормами церковного брака; крещение устанавливает связь «крестного сына (дочери)» с «крестными родителями (отцом и матерью)» и т. д. Внекультовые религиозные отношения существуют посредством внекультовой религиозной деятельности. В них преимущественное значение приобретают отношения между религиозными индивидами, группами, организациями. К внекультовой религиозной деятельности относятся деятельность теологов по производству, интерпретации и систематизации религиозных. идей, преподавание богословских дисциплин в духовных учебных заведениях, религиозная пропаганда в печати, по радио и телевидению, миссионерская деятельность, воспитание детей в семье (осуществляемое вне культовой деятельности), управление различными звеньями религиозной организации. Занимаясь духовным производством, теологи вступают друг с другом в определенные отношения (взаимная информация, богословские собеседования и т. д.). Педагогический процесс в духовных школах предполагает наличие связей «учитель — ученик», «ректор— педагогический коллектив», «учебное заведение — центр религиозной организации», определенных взаимоотношений слушателей и т. д. Пропаганда, миссионерство, воспитание в семье осуществляются посредством информационных отношений, механизмов наставления, сообщения, адаптации, идентификации и т. д. В религиозной организации действуют отношения властвования. Имеются различные символические посредники и соответствующие способы фиксации религиозных отношений. В качестве посредников могут выступать: 1) предметы неживой и живой природы и тогда отношения опосредуются в предметной, вещной форме; 2) индивид или группа лиц – в этом случае можно говорить о персонифицированном способе фиксации отношений; 3) религиозные образы – это идеализированная, образная форма опосредования; 4) язык – отдельные слова и целые предложения, содержащие наставления о том, с кем и как надо поддерживать связи; это – языковой способ фиксации отношений. В религиозных отношениях нормативной контрольной инстанцией выступают религиозные организации, имеющие «центр» и «периферию», включающие отношения по горизонтали и по вертикали, управляющие взаимосвязями как внутри данной религии, ее направлений, конфессий, общин, общностей, субобщностей, так и отношениями между ними, а также связями с внерелигиозными сферами жизнедеятельности. Религиозные отношения включены в систему общественных отношений — материальных и отношений в духовной сфере. В зависимости от места и роли религии в обществе религиозные отношения могут в большей или меньшей степени «накладываться» на другие отношения (или вообще не «накладываются»). Чем больше влияние оказывает религия, тем в большей мере религиозные отношения «врастают» в политические, правовые, нравственные, семейные, племенные, национальные и другие отношения. В этом случае общественные отношения приобретают религиозно-культовый аспект. Религиозные отношения развертывались и развертываются в полиэтническом социокультурном пространстве. Они включены в движение социума, в той или иной мере (в обществах разных типов: традиционное, индустриальное, постиндустриальное; в условиях разных типов цивилизационного развития: традиционный, техногенный, посттехногенный) «до-полняют», «за-полняют», «вос-полняют» социокультурное пространство. В глобальном масштабе существовал и существует полиэтнический полирелигиозный, поликонфессиональный континуум. По мере развития все более широких экономических, политических связей, в ходе «переселения народов», завоевательных войн, формирования и эволюции территориально крупных государств, развития урбанизации, миграционных процессов, образования мегаполисов складываются неглобальные полиэтнические образования. Эти образования оказывались полирелигиозными, поликонфессиональными. Традиционный тип развития обусловливал и обусловливает сохранение монорелигиозности, моноконфессиональности этносов или монополии в них той или иной религии, конфессии. В ходе становления и развития индустриальных обществ происходил переход от религиозной монополии в этносах к религиозному плюрализму. Родоплеменные и народностно-национальные религии с их культурой возникали и развивались в составе этнокультуры, были включены в социокультурное пространство, границы которого «прочерчивает» данный этнос. А те или иные направления надэтнических, мировых религий, их культура в конкретно-исторических условиях становились компонентом этнокультуры, приобретая черты данного этноса. На индивидуально-и-общественно-психологическом уровнях именование принадлежности к надэтническим, мировым религиям, их направлениям, конфессиям нередко о-значает принадлежность к этносу. С другой стороны, в нетрадиционных обществах и цивилизациях религии, связанные с историко-стадиальным типом этноса, постепенно становились «открытыми» для принятия (при соблюдении определенных условий и процедур) представителей других этносов, в том числе и тех из этих представителей, которые прежде идентифицировали себя с другими религиями, с их различными направлениями и конфессиями. Религии, их направления, конфессии, общности, субобщности, общины имеют сакральные центры (храм, монастырь, места поклонения святыням, звенья управления вплоть до высшего звена и пр.) в гео- и- социокультурном пространстве. В религиозных отношениях нормативной контрольной инстанцией выступают религиозные организации, имеющие «центр» и «периферию», включающие отношения по горизонтали и по вертикали, управляющие взаимосвязями как внутри данной религии, ее направлений, конфессий, общин, общностей, субобщностей, так и отношениями между ними, а также связями с внерелигиозными сферами жизнедеятельности. Носителями и субъектами религиозных отношений могут быть индивиды, общины, общности, субобщности, организации, субинституты. Индивид, если в ходе социализации приобретает качество субъектности, может стать активным субъектом религиозных отношений («Я» - «Ты», «Я» -«Мы», «Я» - «Они»). В зависимости от степени влияния религии ее носителями могли становиться семья, этнос, профессиональная группа, сословие, класс, государство со своими подданными или их части, т.е. такие социальные и политические объединения, представители которых относят себя к одному, общему вероисповеданию («Мы» - «Вы», «Мы» - «Они», «Мы» - «Другие», «Оные»). Особенно большую роль в сохранении и воспроизводстве религиозных отношений играли социальные группы, выделявшиеся по религиозному признаку – варна брахманов в древнеиндийском обществе, жрецы в древних рабовладельческих государствах, сословие духовенства в средневековых феодальных монархиях и т.д. По мере образования специальных религиозных общин, общностей, субобщностей, объединений, организаций, субинститутов, партий, обществ, союзов и пр., к ним переходит приоритет актуализации, несения и трансляции религиозных отношений. Религиозные отношения могут иметь разный характер – солидарности, нейтралитета, толерантности, конкуренции, конфликта и борьбы. Но и при мирном сосуществовании, как правило, наличествует представление о превосходстве истины «своих» религий, направлений, конфессий, общностей, общин. Характер религиозных отношений обусловливается соотвтствующими экономическими, политическими, геополитическими, государственными и межгосударственными связями. В свою очередь религиозные отношения включаются в указанные связи и в зависимости от характера могут по-разному влиять на эти связи. Как показывает история, религиозная толерантность и, тем более, солидарность способствовали утверждению согласия в различных областях жизнедеятельности людей, выполняли интегрирующую функцию в социокультурном пространстве, а религиозные конфликты и борьба оказывали дезинтегрирующее влияние, могли питать ксенофобию, в экстремальном выражении принимали форму «религиозных войн», вооруженных столкновений, терактов. Религиозные отношения различного характера могут проявляться на глобальном, территориальном и локальном уровнях, внутри стран, государств и между ними. Аннотация содержания темы. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 2035; Нарушение авторского права страницы