Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 4. Типы религиозных групп, объединений, организаций.



Типологизация, типологии и типы религиозных групп, объединений, организаций.

Разработанные на материалах христианства социологические типологии. «Церковь-Секта-Деноминация-Культ-типология». Выделение типа «Новая религия». Группы, объединения, организации «закрытого» типа, особенности их вероучения, строения, деятельности.

Правовые классификации, принятые в России: религиозные группы и организации, местные, централизованные, другие организации (с точки зрения организационно-правовых норм); российские и иностранные организации (по стране юридического оформления); духовные образовательные учреждения, монастыри, религиозные учреждения (по функциям); религиозные группы и организации, совершающие действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности (экстремизма), и не совершающие таких действий (экстремизма) (по квалификации в соответствии с правовыми документами).

Богословские деления религиозных групп, объединений, организаций, направлений: «Церковь-разделение-раскол-секта»; «ересь», «новые религиозные организации деструктивного и оккультного характера»; «тоталитарные секты».

Негативно-оценочные характеристики «сект» и «новых религиозных движений».

Необходимость конкретно-исторического подхода к выделению и характеристике типов. Соблюдение принципов объективности и свободы от негативно-оценочных суждений при рассмотрении каждого типа.

Текст лекции.

План лекции.

1. Эвристические функции типологии.

2. Социологические типологии.

3. Правовые классификации, принятые в России.

4. Богословские классификации.

При рассмотрении типов религиозных групп, объединений, организаций важно учитывать, в каком смысле используются термины «объединение», «группа», «община», «организация». В разных дисциплинах эти термины трактуются по-разному. Скажем о подходе к их рассмотрению в социологии.

Различают понятия «типологизация» и «типология». Под «типологизацией» понимают познавательную процедуру, включающую ряд приёмов объяснения, понимания, интерпретации, компаративистики, расчленения, группировки по каким-либо признакам. Результатом типологизирующего конструирования являются типы – абстрактные категории, вместе образующие типологию. Типология представляет собой классификационную картину изученных явлений. Типологии выполняют важные эвристические функции, дают упорядоченное знание разного уровня общности.

Религиозные индивиды- последователи определенной религии, конфессии находятся в многообразных связях друг с другом. Эти связи упорядочиваются по определенным организационным принципам. Общность религиозных индивидов со всеми своими организационными элементами представляет собой ре­лигиозное объединение. Первичной ячейкой религиозного объединения выступает община. Над общинами надстра­ивается комплекс звеньев (вплоть до высшего звена — центра объединения), обеспечивающий целостность объ­единения. Община также имеет свое строение. В рамках данного объединения имеется и целый ряд других обра­зований, выступающих в качестве элементов структуры (прихожане, духовенство, монашество в католицизме, православии и т. д.).

Многообразные совокупности религиозных индивидов представля­ют собой различные виды религиозных групп. Термином «религиозная группа» обозначаются община, совокупности формального порядка (церковный совет, клир, монашество и т. д.) и неформальные ассоциации и т. д.

Структура религиозных групп и организаций отражает определенные социальные условия и отношения. религиозные индивины представляют те или иные социальные группы ( страты, этносы, гендерные, профессиональные и пр. группы), которые соответствуют объективно сложившей­ся в процессе исторического развития структуре общест­ва. Однако далеко не всегда состав религиозных групп отражает адекватно в качественном и количественном отношении социальную структуру данного общества.

Параметры социальной группы следующие: 1) специфика социальной деятельности; 2) идейные принципы (общие цели, задачи, ценности, знаки и символы); 3) раз­витие специфического чувства общности: «мы— чувст­ва»; 4) субординация и координация, разделение позиций и ролей. Специфическим конституирующим видом дея­тельности религиозных групп является религиозная деятельность. В рамках объединения, общин и т. д. на осно­ве специальных критериев (особых видов деятельности) выделяется целая система субгрупп («духовенство», «монашество», «члены церковных советов», «учащиеся духов­ных учебных заведений», «преподаватели духовных учебных заведений» и т. д.). Создаются политические, про­фессиональные, женские, молодежные и другие органи­зации, члены которых также образуют специфические социальные группы, тип которых, однако, определяется с помощью иных критериев, чем собственно религиозные группы.

Религиозным группам присущи определенные идей­ные принципы, цели, ценности, нормы, задаваемые религиозным мировоззрени­ем. Структуру ре­лигиозных ценностей образуют догматы вероучения, ре­лигиозная вера, любовь к Богу, надежда на посмертное воздаяние, принципы религиозной морали. Ценности ис­толковываются телеологически и нормативно. В качестве важного средства «приведения в движение» религиозных идей и ценностей выступают знаки и символы. Для членов религиозных групп характерно развитие особого «мы-чувства» и отличения от представителей других групп, оцениваемых как «они». Чувство «мы— они» складывается посредством социально-психологиче­ских механизмов негативизма и контагиозности. С одной стороны, члены данной группы противопоставляют и об­особляют себя от других групп по определенным при­знакам. С другой стороны — они испытывают привя­занность друг к другу, их психология и поведение приоб­ретают черты сходства, стандартизируются. Противопо­ставление «миру», другим религиозным общностям свя­зано с усилением контактов внутри группы.

Структура религиозной организации (предписывается традицией и обычаем, церковным правом или уставом» «апостольскими правилами», «конституциями» и т. д. В зависимости от условий возникновения и существова­ния религиозные организации принимают монархический, парламенско-королевский, республиканско- демократический вид. Организационные принципы задают определен­ную совокупность позиций и ролей, правила субордина­ции и координации деятельности индивидов и отдельных звеньев структуры, определяют узлы деятельности (и со­ответственно группы деятелей), призванные обеспечивать организационное единство объединения. Механизмами контроля могут быть нормы религиозного права и мора­ли, мнение религиозной группы, система санкций и образ­цов и т. д. В качестве образцов христианство предлагает «светлые» идеальные образы, прежде всего образ Бога и Богочеловека. Кроме того, имеется совокупность религиозных авторитетов, к числу которых относятся апостол, святой, пророк, священник, пресвитер и т. д.

Организационная структура, способы субординации и координации, характер распределения позиций и ролей, институциональные органы и механизмы контроля раз­личны в группах, объединениях, организациях разного типа.

В социологии религии представлены эмпирическая, теоретическая, эмпирико-теоретическая типологии. Применительно к религиозным группам, организациям, объединениям, в зависимости от целей и задач, разработаны как теоретические, так и эмпирико-теоретические типологии. Теоретическая типология кодирует социальную информацию, задаёт концептуальную модель явлений, оптимальный познавательный «максимум-минимум» типов, необходимый и достаточный, содержит знания о тенденциях движения и изменения объектов. Когда мы говорим о типах, важны не столько количественные показатели, не столько количество последователей типа, сколько качественные, содержательные характеристики; это – характеристики не последователей, а типа.

Нет оснований считать типологизацию произвольным конструированием, а типы – произвольными конструктами. Если исследователь стремится выявить качественные характеристики объектов, он вынужден принимать, воспроизводить и представлять в тексте адекватную информацию. Конечно, всякое абстрактное «беднее» конкретного, концептуальная модель «охватывает» не все эмпирические факты, но абстракции помогают освободиться от несущественного. Эвристически выверенные абстракции воссоздают картину объекта, а значит, идеальный тип – не «утопия», он воспроизводит то, что имеет место.

При характеристике религиозных групп, организаций, объединений вряд ли правомерны позитивно или негативно нагруженные ценностные суждения в адрес того или иного типа.

Религиозные группы, организации, объединения- не застывшие образования; они сохраняют устойчивость в данном пространстве-времени, в данных условиях микро- и макросреды. Но при переходе в другое пространство-время, в иных условиях существуют разнонаправленные тенденции их движения и изменения.

Можно назвать ряд тенденций движения и изменения:

- увеличение или уменьшение числа последователей;

-укрепление status quo сакрального или «обмирщение» (дескарализация);

- к инклюзивности или эксклюзивности/селективности;

- к закрытости или открытости;

- к порядку или хаосу;

- к интеграции или дезинтеграции;

- к фундаментализму, к традицонализму или к модернизму;

- к конформизму или нонкомформизму;

- к толерантности или интолерантности;

- к компромиссу или конфликту со средой;

- к аутизму/изоляционизму или активизму/коммуникативности;

- к универсализму/глобализму или партикуляризму/регионализму;

Типы и типология как идеальные конструкции должны учитывать названные тенденции движения и изменения.

В европейской в социологии религии типологизация и характеристики типов религиозных групп, организаций, объединений восходят к идеям родоначальников социологии религии - немецкого философа и социолога Макса Вебера и немецкого теолога и историка религии Эрнста Трельча. Как известно, они предложили разделение: «Церковь-Секта-Мистическая община (Мистерия)»; это – называемая «Церковь-Секта типология».

Американский социолог Кит Робертс в работе «Религия в социологической перспективе»[144] представил обобщённый вариант «Церковь-Секта типологии»:

Секта Церковь
1. Добровольное членство (особенное внимание уделяется крещению и обращению к вере во взрослом возрасте). 1. Членство в большинстве случаев определяется «рождением» (поскольку крещение происходит во младенчестве). Особенное внимание уделяется религиозному образованию детей.
2. «Эксклюзивная» политика членства (то есть стать членом секты непросто: для этого требуется выполнение ряда обязательств) 2. «Инклюзивная» политика членства (то есть оно определяется гражданством лица или местом его проживания: общедоступность).
3. Партикуляризм – осуждающее отношение к тем, кто не принимает их «истинный путь»; собственное представление о наличии или отсутствии веры в ком-то или о признаке «избранности». 3. Универсализм – осознание многообразия религий и подчеркивание братства всего человечества.
4. Маленькая группа преданных вере людей. 4. Большая бюрократическая организация.
5. Спасение достигается посредством моральной чистоты, что включает соблюдение строгих этических норм и аскетизм. 5. Спасение гарантируется Благодатью Божией, наличие которой обеспечивается церковными таинствами и церковный иерархией.
6. Священство всех верующих, роль духовенства не столь значима, либо его вообще не существует; активное участие мирян. 6. Руководство и контроль осуществляются высоко образованным и профессиональным духовенством.
7. Враждебность или индифферентность по отношению к государству. 7. Тенденция к приспособлению, к компромиссу, к поддержке существующих социальных ценностей и социальных структур.
8. Фундаменталистская теология: только первоначальное откровение считается аутентичным выражением веры. 8. Либо ортодоксальная, либо модернистская теология – формулировки и интерпретации веры в поздние периоды истории являются законными в своих правах.
9. Преимущественно состоит из членов низших социальных классов, либо из лиц, лишённых гражданских прав. Члены секты не стремятся к достижению общественного престижа; духовные или харизматичные качества становятся базой для внутренней стратификации. 9. Ориентация на высшие и средние классы, занимающие руководящие позиции в обществе.
10. Неформальное спонтанное богослужение. 10. Формальное богослужение, которое имеет определённую последовательность.
11. Радикальная социальная этика – подчеркивается равенство всех личностей и необходимость экономического равенства. 11. Консервативная социальная этика – подтверждение социально-экономических отношений настоящего момента.

 

Ричард Нибур самим названием работы – «Социальные источники деноминационализма»[145] предложил выделить тип – «деноминация», и в ходе изложения дал характеристику этого типа. Типология стала выглядеть так: «Секта-Деноминация-Церковь». Этой схемой Р. Нибур имел в виду возможность движения от секты к церкви, полагая, что деноминация занимает в этом движении среднее звено.

Американский социолог Говард Беккер добавил ещё один тип – «Культ», и схема приняла такой вид: «Церковь-Секта-Деноминация-Культ». Г. Беккер полагал, что культ представляет собой эфемерную группу, сплотившуюся вокруг какого-нибудь харизматичного руководителя[146].

Определённые новации в построении типологии всёс американский социолог Мильтон Ингер, предложив вместо типа «Церковь» тип «Экклезия», в результате чего получилось такое расположение: «Экклезия-Деноминация-Секта-Культ»[147].

Американский социолог Джефри Нельсон, принимая в целом типологию Р. Нибура, добавил тип «учреждённая секта», и получил вариант: «Секта-Учреждённая секта-Деноминация-Церковь». Дж. Нельсон попытался также конкретизировать представления о типе «культ», выделив его виды[148]:

Харизматический культ Устоявшийся культ Централизованный культ
Зависим от харизмы лидера; минимальная организация. Рутинизированная харизма на местном уровне, отсутствует национальная организация или бюрократическая структура; в состоянии выжить независимо от харизматического лидера. Харизма рутинизирована; основаны национальный офис и бюрократическая структура.

 

По мнению Дж. Нельсона, «централизовнный культ» имеет тенденцию к превращению в тип «Новая религия». В «Новой религии» созданы центральный национальный офис и бюрократические структуры; она признается внешним миром как законная форма религиозности.

Английские социологи Дэвид Джерри и Джулия Джерри в «Словаре социологии» привели обобщенную схему «Экклезия-Церковь-Вероисповедание-Секта-Культ», и составили следующую таблицу с признаками типов[149]:

Экклесия Церковь Вероисповедание Секта Культ
Учрежденная   Приспособле- ние к социальному порядку   Формально организованная бюрократичес- кая; иерархичес кая   Наднациональ- ное членство; членство, приписанное при рождении Учрежденная   Приспособление к социальному порядку   Формально организованная бюрократи ческая; иерар хическая   Широкое членство; членство, приписанное при рождении «Застывшая» секта     Приспособление к социальному порядку     Формально организованное     Существенное, относительно устойчивое членство Относительно динамичная     Вызов религии в её установлен ной форме, возможно, сопровождаемой отходом от общественно-социальной исключительности   Относительно неформальная организация; иногда авторитарная   Относительно ограниченное членство; вы сокий уровень привержено- сти; новые члены делают положительный выбор, чтобы присоединиться Подвижный, часто преходящий   Отклонение или отступление от аспектов внешнего мира; характеризуется социальной девиацией     Неформальная организация     Ограниченное, часто локали зованное участие; учас- тие по личному выбору; часто ассоциируется с социальной маргиналь ностью.

 

Д. Джерри и Дж. Джери подчеркивают, что всегда имеется тенденция к появлению новых сект и культов. Многие секты и культы терпят неудачу и исчезают. А если сохраняются и растут, то долгосрочной тенденцией становится их превращение в более формально организованные, бюрократические, иерархизированные, консервативные образования. При этом они всё меньше ассоциируются с вызовом и даже становятся частью главного направления в обществе.

Социологи религии в России учитывают исследовательские поиски в западной социологии; наибольшее признание получили типы «церковь», «секта», «деноминация». В качестве одного из вариантов характеристики типов предложен следующий.

Церковь– широкое образование, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором индивида, а традицией, отсюда - признание возможности каждого человека стать членом церкви. Фактически отсутствует постоянно и строго контролируемое членство, прихожане анонимны. Во многих церквах члены делятся на духовенство и мирян, что находит отражение в организационной структуре, в строгой централизации управления. Подчеркивается традиционность руководства, позиции и роли, степени и градации упорядочены по иерархическому и авторитарному принципу

Секта (лат. secta — образ мыслей, образ действий, образ жизни, учение, школа, направление) возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям, она может быть выразителем социального протеста групп, недовольных своим положением. Для нее характерны претензия на исключительность своей роли, доктрины, миссии, настроения избранничества, а нередко и тенденция к изоляционизму, резко выраженное стремление к духовному возрождению (ревивализм). Институт священства отсутствует, лидерство считается харизматическим, право на него признается за лицом, получившим особую способность руководства, воспринимаемую как милость Божию. Подчеркивается равенство всех членов, провозглашается принцип добровольности объединения, делается акцент на обращение, предшествующее членству.

Деноминация может развиваться из других типов или складываться с самого начала в качестве таковой; ее идейные, культовые и организационные принципы формируются в оппозиции к церкви и секте и носят разноплановый характер. Сохраняя акцент на избранности членов, она признает возможность духовного возрождения для всякого верующего, придерживается принципа постоянного и контролируемого членства. Изоляция от «мира» и замкнутость не считаются признаками истинной религиозности, последователи призываются к активному участию в жизни общества. Несмотря на провозглашение принципа равенства всех членов и выборность руководящего состава, имеется элита руководителей, как правило, постоянных. При определенных условиях в деноминации может возникать тенденция к превращению в церковь, от нее могут отделяться секты.

Наряду с социологическими типологизациями существуют и юридические классификации[150]. К религиозным объединениям относят религиозные группы (объединения, действующие без государственной регистрации и соответственно не имеющие статуса юридического лица) и религиозные организации, зарегистрированные в соответствующих реестрах и обладающие статусом юридического лица.

Религиозные организации делятся на:

(1) местные (общины, приходы, другие юридически зафик­сированные группы физических лиц);

(2) централизованные (могут образовываться в соответствии с установлениями религии при наличии не менее 3 местных), ко­торые могут быть вершинами или составными элементами ие­рархической системы;

(3) другие, которые могут быть созданы централизованными религиозными организациями в соответствии с установлениями религии и уставами централизованных организаций, в том числе управленческие, административные, образовательные и так далее.

По стране юридического оформления организации делятся на российские и иностранные. Иностранной религиозной организацией именуются та, которая создана за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства.

В соответствии с правовыми документами выделяются религиозные группы и организации, совершающие действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности (экстремизма), и не совершающие таких действий (экстремизма).

Аннотация содержание темы.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 1623; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь