Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Когда образовалось Донское казачество?



“Недостаток летописных источников, как российских, так и зарубежных, не позволяет точно определить время зарождения Донского казачества как самостоятельной вольной военизированной общины, имеющей свою организацию и свои особенности. Некоторые авторы находят отправные моменты истории Донского казачества даже в эпоху амазонок. Но большинство склоняются к тому, что процесс формирования казачества на Дону проходил параллельно с процессом христианизации Киевской Руси. Так, в 1265 г., т.е. еще во времена владычества на Руси татаро-монголов, была учреждена так называемая Сарайская христианская епархия, которая охватывала население огромной территории между Волгой и Днепром, а значит и Подонья. Именно по берегам Дона в 1354 г. прошло разделение на новую Рязанскую епархию (левый берег) и прежнюю Сарайскую (правый берег). И уже от 1360 г. имеется исторический документ - послание " ко всем христианам, обретающимся в пределах Черленаго Яру и по караулом возле Хопор и Дону".

Историк В.Н. Татищев считал, что Войско Донское образовалось в 1520 г., а донской историк И.Ф.Быкадоров - с 1520 по 1546 г. Именно в это время казачество переходит на оседлый, постоянный образ жизнедеятельности, строя первые " зимовища и юрты", т.е. поселения, в которых можно было перезимовать в " Диком поле", как тогда называли глухие, малообжитые придонские степи. Естественно, что землянки и шалаши со временем сменились огороженными поселениями, т.е. городками, вокруг которых стоял острый частокол, сдерживающий внезапные набеги кочевников или разбойников. Позднее такие места стали называть " станицами", от слова " стан", стоянка.

О первых казачьих городках писал ногайский князь Юсуф в 1549 г. московскому царю Ивану Грозному в своей жалобе на разбойные действия донских казаков во главе с атаманом Сары-Азманом. Казаки в это время практически не признавали над собой ничьей власти и бились с татарами с одной стороны и турками с другой. В 1552 г. в лице Ермака и его дружины казаки участвовали в покорении Иваном Грозным Казанского царства, а позднее и Сибирского.

“Первым официальным письменным источником, дошедшим до наших дней является грамота царя Ивана Грозного от 3 января 1570 г. о том, чтобы атаман Михаил Черкашенин и Донские казаки слушали царского посла Новосильцева, едущего в Царь-Град через Дон и Азов, и " тем бы вы нам послужили., а мы вас за вашу службу жаловать хотим". Именно этот царский документ считается днем официального образования войска Донского. С этого времени Донские казаки постоянно взаимодействуют с царской властью и православной церковью в Москве в деле защиты южных рубежей Руси как с единородной по языку, вере и быту”

Кстати, о слове “атаман”. Оно не всегда писалось через “а”: “.всю Малую Русь в казаки превратили, гетмана или отомана избрав, все черкесы именовались.”.[17] Случайно ли совпадения имени создателя Оттоманской империи и казачьего чина: “.Отоман той бысть уже султан у турков.”? [18]

“Притязания” и “права” казаков

Вспомним фразу Гримберг о “притязаниях” казаков, предполагающих их “права”: " Выступления казаков (в частности, известные антиромановские выступления Степана Разина и Емельяна Пугачева) показывают их определенные притязания. Но если существовали " притязания", значит, существовали и обоснования этих притязаний - " права". Однако сведения XVI-XVII веков о казаках не все открыты и, вероятно, частично уничтожены".[19] Что бы это значило?

Казаки с упорным постоянством появляются во всех важнейших событиях в жизни московского ( и литовского! ) государства. Они представляют собой военную силу, способную склонять чашу весов в ту или иную сторону. Чего добивались казаки?

Если судить по учебникам, казаки то становились на сторону угнетенного крестьянства, восставшего против угнетателей - бояр да помещиков (до XIX в.), то подавляли восстания этого народа (в XIX-XXвв.). С точки зрения теории происхождения казаков из бежавших за пределы Московии “свободолюбивых крестьян”, то такое поведение казаков вполне естественно: пока голодные - бьют сытых, а насытившись (с помощью умной политики царских властей) - сами бьют голодных.

Заключение

Дореволюционная литература по казачеству обильна и разнообразна Публиковалось множество официальных документов: положения о казачьих войсках, распоряжения, отчеты. В правительственные акты включались документы, регламентировавшие штатный состав казачьих частей, порядок прохождения службы, продвижение по служебной лестнице и т. д. Выпускались всевозможные положения и постановления по каждому казачьему войску, регламентировавшие жизнь и службу в каждом конкретном случае Издавалась и литература справочного характера, содержавшая сведения по экономике, статистике, землевладению и земледелию, войсковым капиталам, земскому обложению того или иного войска. Выпускались положения, регулировавшие общественные и земельные отношения в станицах.

Масса литературы посвящена истории, происхождению казаков, их жизне- и бытоописанию, участию в военных кампаниях. Эти издания насыщены сведениями краеведческого характера. Так, материалы по истории Кубанского казачьего войска, включающие копии документов из архива Главного штаба Кубанского и Терского войск, изданные И. Дмитренко, составили четыре тома.

Многие публикации (как и в наши дни) способствовали мифологизации героического образа казака. В ряде работ содержались описания подвигов казачьих героев, отдельных исторических личностей

Можно констатировать, что современное изучение казачества в чем-то по инерции продолжает традицию, сложившуюся до революции. Исследователи обращают внимание на то или иное историческое событие, того или иного исторического деятеля. Работы чаще всего посвящены какому-либо одному войску. При этом количественно продолжали преобладать (как и до 1917 г.) работы по Донскому казачьему войску. Чуть позже исследователи обратили свои взоры к востоку.

В целом в появляющихся работах по казачеству большой акцент делается на историческое описание 11 традиционных казачьих войск, существовавших до октября 1917 г. О современном состоянии дается скорее краткий обзор, раздел или часть заключительной главы (практически без отсылок на появляющиеся новейшие работы). Пока нет исследования, специально посвященного современному возрождению казачества, которое подробно рассматривало бы истоки, движущие силы, динамику роста, потенциал казачества. Координаторы Консультативного совета по вопросам возрождения российского казачества так или иначе изначально тяготели к Союзу казачьих войск России. Их работа давала представление скорее о том, что разделяло альтернативные организации казаков. При этом подчеркивалась важность не только генетического, но и " родового" казачьего происхождения, что характерно для относящих себя к " белым" казакам.

Список литературы

1. А. Заичкин И. Н. Почков “Русская история от Екатерины великой до Александра II”

2. “История России” Ответственный редактор А. Н. Сахаров

3. Электронные ресурсы Internet.

[1] Из речи Войскового атамана Волжского казачьего Войска Б.Н.Гусева.

[2] Гримберг, с.294

[3] Татищев, т.1, с.324-325.

[4] Носовский, Фоменко, 1996. С.105

[5] Полевой, т.3. с.542

[6] Гумилев, 1992б. с.324

[7] Гумилев, 1992б. с.339

[8] Полевой, т.3. с.208

[9] Полевой, т.3. с.627

[10] Полевой, т.3. с.654

[11] Полевой, т.3. с.672

[12] Полевой, т.3. с.665

[13] Татищев, т.6, с.80

[14] Татищев, т.6, с.82

[15] Татищев, т.6, с.82

[16] Татищев, т.6. с.94

[17] Татищев, т.1, с.324-325

[18] Лызлов, 1990. С.179

[19] Гримберг, с.294

Название: История зарождения казачества

История советского общества: преодоление прошлого
Н.В.Романовский
Социологические исследования. 1999. № 4. С. 137-143.

Тематический раздел: Политическая социология

 

В статье анализируется двухтомник «Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал» - М., 1997, написанный авторским коллективом под руководством Ю.Н.Афанасьева. Автор публикации анализирует те моменты из рецензируемого труда, которые представляют интерес для социологов. Это вопросы исторической социологии, а также сюжеты на тему взаимодействия социальных наук. Кроме того, рецензент обращает внимание на социологические проблемы внутренней и внешней политики в Советском Союзе.

  • Текст статьи [217 Кбайт]

Размышления над новой книгой

©1999 г.

Н.В. РОМАНОВСКИЙ

ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА:

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОШЛОГО

РОМАНОВСКИЙ Николай Валентинович, доктор исторических наук, заместитель главного

редактора журнала " Социологические исследования".

Авторский коллектив, возглавляемый Ю.Н. Афанасьевым, подготовил четвертую в

серии из пяти книг " Россия: XX век" 1. Ей предшествовали публикации " Судьбы

российского крестьянства", " Советская историография", " Другая война. 1939-1945".

Проект осуществлен на грант Фонда Форда. Данным работам присущи богатое

содержание, новизна. Яркие сюжеты будят мысли, легко читаются и, на мой взгляд,

привлекут внимание интересующихся историей отечества поставленными проблемами

и достоверностью, изложением неизвестных фактов.

Новые факты и концепции - результат архивных поисков авторов и их раскре-

пощенности в формировании обобщений, выводов и оценок. Документального фак-

тического материала в книге много. Это и деятельность спецслужб, и жизнь но-

менклатуры на фоне бедствовавшего народа, и девиантное поведение отдельных

групп населения в 20-30-е гг., и становление в СССР военно-промышленного ком-

плекса, закрытые города, экономика ГУЛАГа, расстрел молодых строителей Те-

миртау (за несколько лет до Новочеркасска), взаимосвязь внутренней и внешней

политики советского государства, повседневность жизни людей в СССР и др.

В целом работа написана квалифицированно. Но встречаются фрагменты, которые

не соответствуют новым данным. Так, например, заявление, что И. Сталин после

22 июня 1941 г. " спрятался на даче" (Т. 1, с. 198), не подтверждается сведениями о

посетителях сталинского кабинета в Кремле: посетителей не было 29 (воскресенье) и

30 июня 1941 г., когда, возможно, Сталин был " на даче" [1 - с. 51-55]. Но

достоинства двухтомника делают ненужными частные замечания (хотя они есть); он

ценен другим. Конец века - рубеж. История России в XX в. - необычайно динамична и

противоречива. Новые книги - " планка" достигнутого и материал для обсуждения

проблем истории России XX в., уровня исторического знания и написания исторических

трудов последних лет. Желание создать историю советской России у авторов, ве-

роятно, было. Предпринятое издание - попытка обобщенно рассмотреть исторический

путь советского общества (Т. 2, с. 634). Однако картины общества не получилось.

В какой-то мере цельное представление дают лишь сюжеты о сталинском времени.

Системного движения к обобщенной " истории советского общества" нет. И об этом

подробнее.

1 СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РАЗВИТИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЙ ФИНАЛ. Под

общ. ред. Ю.Н. Афанасьева. М.: РГГУ, Тт. 1-2. 1997. Т. 1: От вооруженного восстания в Петрограде до

второй сверхдержавы мира. 510 с. Т. 2: Апогей и крах сталинизма. 761 с.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 620; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь