Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
История советского общества и социология
Двухтомник отражает современное состояние в России истории, исторической социологии, взаимодействия социальных наук. На его страницах дважды выходит " на сцену" социология. Первый раз в связи с докладами советского посольства в США (при участии А.А. Громыко) И. Сталину о результатах опросов институтом Гэллапа американцев о действиях СССР накануне Великой Отечественной войны [пакт 23 августа 1939 г., Финляндия, Прибалтика] (Т. 1, с. 348). И. Сталин знал о возможностях социологии, но ему мнение народа было не нужно. Во второй раз упомянуты социологические опросы реакции населения СССР на шахтерские стачки 1989 г. (что сейчас думают шахтеры о том времени? - Н.Р.). Социология, замечено давно, - демократическая наука, обратившая внимание уче- ных и общественности к массам, низам, к народу [2 - pp. 222, 223]. Те, кому данные об обществе небезразличны, без социологии не обойдутся. Сталин, его наследники обхо- дились. Это - показатель социальной природы той системы. В итоге в ней накопилось столько неосмысленного, неизвестного, игнорируемого, что к концу советского периода оказались утраченными ориентиры политики. Известные запреты (на статистику, социологию, политическую науку и т.п.) оставили неисследованной социальную при- роду и историю советского общества. Между тем, историко-социологические страницы прошлого актуальны: нынешние слои и группы не далеко ушли от предшественников (30-80-х гг.). В двухтомнике и в одной из предыдущих книг серии говорится о крестьянстве. Но социальный облик " раскрестьяненных" жителей городов, рабочих поселков, послед- ствия массового исхода сельчан (80% населения страны в 1926 г.) в города и массовой урбанизации для общества не проанализированы. Несколько зарисовок не заменяют истории трансформации крестьянина в горожанина, рабочего, служащего, офицера армии или НКВД и т.п. Окрестьянивание города лишь упомянуто (Т. 1, с. 274), а ведь мы живем в " позавчерашнем" крестьянском обществе, окрестьяненных поселениях, домах, микрорайонах и т.п. Города СССР и России - материал отечественного варианта знаменитой " чикагской" книги " Польский крестьянин в Европе и Америке" (1920) У. Томаса и Ф. Знанецкого. Социологически важны исследования крестьянства национальных республик СССР и РСФСР. Компаративный анализ урбанизации России и, например, Югославии, строившей социализм с трагическим результатом для по- следней и ее населения, углубил бы понимание общественной динамики. История гендерная, история советских, российских женщин представлена (лишь! ) обложкой первого тома. Фото удачно подобрано (демографическая находка офор- мителей): расширенная семья в 23 человека у сельского дома. Многие на фото вы- глядят по-городскому. 7 детей: мало, рождаемость низка. 5 мальчиков из 9 лиц муж- ского пола: дисбаланс, следствие войны. Большинство женщин в годах. Они все вытя- нули - до войны колхозы, в войну - промышленность. Была и вторая работа — дома, в семье, и третья — детей растили. Но коллективным портретом " с женским лицом" двухтомник ограничился. Какими были советские рабочие, интеллигенция в первом поколении? Показаны послевоенные " идеологические чистки" - подробно, ново, интересно. Но не нашлось места национальной интеллигенции союзных республик, выросшей при И. Сталине, относившемся к ней " неоднозначно". Об этом говорят репрессии начала 50-х гг., нацеленные на гуманитарную интеллигенцию республик СССР. Констатация в одной из глав, что в 60-70 гг. в республиках стало складываться национальное диссидентское движение, не подкреплена данными о его генезисе. Симптоматичнее обстоит дело с военной интеллигенцией (с людьми в погонах) после войны 1941-45 гг., - для И.В. Сталина куда более важными (опасными? ), чем " гнилая интеллигенция", безродные космополиты". Избирательность памяти? После войны память о судьбе военных в 37-м г. была свежа. Может быть, не только у И. Сталина. Победа, а за кулисами - репрессии (Г.К. Жуков, Н.Г. Кузнецов), дело " авиаторов", дело " артиллеристов", расстрелы (Г.И. Кулик, В.Н. Гордое, Ф.Т. Рыбальченко) [3 - с. 216-220]. Вариации на тему " Сталин - вождь и организатор победы" были " промы- ванием мозгов", " коррекцией" памяти о войне вчерашних солдат, сержантов, офи- церов, генералов и маршалов. " Ставили на место" людей, общавшихся с бывшими союзниками - чем не " шпион", " фильтровали" военнопленных, и т.д. Социологически традиционно показана партия - объект политической и социальной истории, специфическая группа, один из ключевых институтов советского общества (наряду с репрессивными, хозяйственными, советскими, военными к иными структура- ми). Существенные черты ее эволюции обойдены вниманием: трансформация сталин- ской партии (жесткий отбор, ограничения на прием, исключения из ее рядов, практически стабильный уровень численности) в партию Н.С. Хрущева, а потом и Л.И. Брежнева - рыхлая и массовая, менее управляемая, большая дистанция между верхами и низами (что сыграло существенную роль в 1991 г.). После Сталина проблема руководящей и направляющей роли партии могла решиться иначе. При таком " хозяине" как Л.П. Берия или Г.М. Маленков (шансы 2 против 1) центром системы могло стать правительство. Н.С. Хрущев в борьбе за власть все поставил на партию, сделав ее заложницей системы, поскольку легитимиро- вался Н. Хрущев исключительно через нее, через марксизм-ленинизм, В.И. Ленина, большевизм и т.п. символы. Он же убрал Г.К. Жукова, который мог систему поме- нять. Обладавший харизмой, как Д. Эйзенхауэр или Ш. Де Голль, " Маршал Победы" властвовал бы на других институциональных основах. Поэтому его и " съел" Пленум ЦК в октябре 1957 г. С точки зрения исторической социологии большего внимания заслуживает идеоло- гия, заменившая лидерам СССР общественную теорию. М. Вебер писал о " харизме науки", иллюзии научности (в применении к большевизму) [4 - р. 287]. Н. Хрущев, можно утверждать, так же фанатично верил в неизбежность коммунизма, как И. Ста- лин в общий кризис капитализма или в связь империализма с войной. Сталин, правда, сомневался в уместности принятия программы строительства коммунизма, колебался по этому поводу после войны. Вне учета фактора идеологии (смеси науки и мифов) не понять структуру сознания и логику действий " вождей". Сложно понять Л.П. Берия после 5 марта 1953 г. без учета его знаний о так называемом строительстве социализ- ма в Восточной Европе. Не " на пустом месте" возникли у В.М. Молотова " шатания" в этом вопросе в 1955 г. Не на " пустом месте" возник потенциал протеста против советской модели и власти коммунистов в Берлине (1953 г.), в Венгрии (1956 г.). В тот же 1956 г. взрывоопасными были ситуации в Польше, ГДР, позднее в Чехословакии, Польше и т.п. Может быть, жесткость Ю.А. Андропова вытекала из знания действи- тельного характера советского общества, понимания: послабления опасны, прежде чем начинать перемены (их необходимость он видел), надо затянуть гайки. Слой, без анализа которого нет социальной и политической истории советского общества, - верхи, которые в итоге, оказалось, " не могут". Менталитет властвующей группы (авторитаризм, навыки подковерной борьбы и т.п.) политически в литературе не оценен. В книге (Т. 2, с. 147) рассказано о секретаре ЦК и Москвы Г.М. Попове. " Хозяин" столицы неосторожно " залез" в дела " оборонки", и И.В. Сталин в 1949 г. снял его со всех постов из-за конфликта с лидерами ВПК, среди которых был Д.Ф. Устинов (сюжет истории институтов). Целесообразность социолого-исторического анализа СССР подтверждается многими главами двухтомника: ГУЛАГ, институциональная коррупция системы - это истоки актуальной сегодня социальной и политической проблемы криминального беспредела, в 90-х гг. возникшего не из пустоты. Полоса девиантности, беззакония, неправовых действий отсутствия единых для всех норм права началась еще в период революции 1917 г Массы, включая " опекунов" в мундирах ГПУ-НКВД-МВД-КГБ, калечились как субъекты и объекты права. К этому добавились " теневая экономика", контакты в местах заключения уголовников с протопредпринимателями, отсутствие правового воспитания и пренебрежение правом при подготовке " кадров". В книге (и в томе серии " Другая война 1939-1945" ) фактически обойдена Великая Отечественная война как глава истории советского общества. Необходимость новых подходов очевидна; какими они могут быть, пока, видимо, неясно; новое в освещении войны чаще всего связывают с " белыми пятнами" истории, поисками в архивах. Но в проблематике войны ключевой для общества может стать социология не столько самой войны, сколько жизни и смерти, - дихотомия, к которой жизненный опыт привел Л.Н. Толстого (война - мир) и К. Симонова (живые - мертвые), да и всех, кто испытал " дыхание смерти". Может быть, из " афганцев" или " чеченцев" явится мыслитель, художник, который скажет новое слово в вечной проблеме жизни и смерти на войне. Социология, антропология позволяют точнее оценить потери России в XX в. Не только война унесла миллионы жизней. И. Сталин искажал цифры жертв войны, данные переписи 1937 г., когда "...Демографическому развитию населения был на- несен удар, превосходящий последствия двух больших войн: мировой и гражданской" [5 - с. 64]. Масштаб потерь населения СССР между 1926 и 1937 гг. проливает свет на 20-30 гг., на " построение социализма в СССР". Демографических " дыр" у России XX в. три, их последствия для нас пока не вполне ясны: накопилась ли сверхусталость от человеческих потерь, напряжений, голода, неустроенности? Каковы в этой ситуации перспективы на очередной век? Долго ли России еще " сосредотачиваться", говоря фразой А.М. Горчакова? Проблемы " мега" - и " мезо" -уровней Имя руководителя российской внешней политики второй половины XIX в. - повод перейти к " делам иностранным". Они подробно рассмотрены только в связи с " истоками биполярного мира" (глава научного редактора двухтомника B.C. Лельчука). История советского, любого общества, не может быть между тем понята вне тенденций века, в нашем случае - места России (СССР) в глобальных переменах, вне понимания " внешней среды" лидерами (общество было не в счет) страны и т.д. Так, в 30-е гг. перспектива войны на Дальнем Востоке по-иному характеризует поведение СССР на западе. Не раскрытое в книге желание И. Сталина иметь " великий флот" обозначает вектор " задумок" вождя; на этом фоне атомные бомбы, ракеты и радио- локация могли быть менее масштабны. Опала В.М. Молотова и А.И. Микояна (конец 1952 г.) - возможное следствие стремления " хозяина" действовать в глобальном противостоянии по Наполеону и Ленину (ввяжемся, там видно будет), а те понимали (может быть, знали), что сил у СССР с союзниками мало - даже с человеческой массой Китая, возглавляемого Мао Цзэдуном. И т.д. В социологической " мега" -проблематике немало загадок судьбы СССР. Полоса вос- станий угнетенных и эксплуатируемых уходила в прошлое, лишая внешнюю и внут- реннюю политику СССР raison d'etre. Однако с какого времени? XX в. по меньшей мере с 1914 г. был веком недовольства, бунтов, экстремизма, - предпосылок револю- ционного сценария. С 14-го г. в России все и началось, но не Россия его придумала. Если это так, то роковым для страны стал не октябрь 1917 г. Мир шел своей дорогой, СССР - своей. В конце 80-х гг. курс на мировую революцию был снят без обсуждений и прогноза возможных последствий. Но крах революционного мессианства не предпо- лагает отказа от учета направлений движения мира в обозримом будущем. На мой взгляд, точнее всего учесть их позволяет теория модернизации - идеально-типическая конструкция, понимаемая "...в трех измерениях: во-первых, как секулярный процесс после индустриальной революции, в ходе которого образовалась небольшая группа сегодня современных обществ; во-вторых, как многогранный процесс, в ходе которого отставшие догоняют ушедших вперед; в-третьих, как усилия самих современных обществ преодолеть свои новые вызовы путем инноваций и реформ" [6 - S. 6]. Связанные с социологией возможности в данной книге реализованы в малой сте- пени. Акцентируется цивилизационный подход, при реализации которого правомерно ожидать (см. А. Тойнби, С. Хантингтона и т.п.) показа архетипа русского сознания и мышления, православия, взаимодействия основных конфессий в истории России в XX в., проявлений их в общественной конкретике. Русская православная церковь не обойдена вниманием, чего не скажешь об исламе. Нет попытки социологического анализа " советской цивилизации", которая в координатах своего времени виделась частью имманентного движения мира к социализму и коммунизму. Качественная специфика этой цивилизации может быть отражена в ее взаимодействии с другими цивилизациями. Сравнивая характер и последствия перемен в республиках СССР, можно выстроить шкалу масштаба цивилизационного обновления. Но для этого историю СССР следовало показать как историю " мест", республик, областей, из которых складывается целое (не наоборот), как итог взаимовлияния (в плане раскрытия потенциала цивилизационного подхода) культур, политик, социумов, демографии, генетики, как импульс перевода многих регионов в новую цивилизацию, остановленный после объявленного построения социализма, ограничения возможных новаций. Тогда проблема России в СССР (и опыт РФ в СНГ) видится как взаимо- действие с ближайшим и непонятым окружением. Бывшим республикам СССР в двухтомнике посвящена одна глава. Неизученность истории составных частей СССР не позволяет ответить на вопрос: был ли СССР империей; представленные в двухтомнике доводы неоднозначны. Возможности этно- социологии не используются. Для некоторых разделов книги характерна " российская точка стояния" (заметим, затрудняющая понимание проблем СНГ). Такой подход, видимо, неосознан, о чем говорит фраза "...согласно всероссийской переписи 1926 г. в деревне проживало до 80% граждан СССР (курсив наш - Н.Р.)" (Т. 2, с. 633). Без анализа этнического фактора, различий в положении республик СССР, раз- личий культур " советское общество" можно оценивать лишь приблизительно. Говорится, что первый удар по перестройке неожиданно нанес национализм. Но при ориентире системы на мировую революцию, в ожидании ее на национализм не обращали внимания. А после победы социализма и провозглашения торжества дружбы народов сообщения о межэтнических, антирусских конфликтах руководители партии прятали в " особые папки". Но информированный Л.П. Берия, симптоматично, по- слабления марта-апреля 1953 г. начал с этой сферы. Одной из основ анализа российской цивилизации названо евразийство - посылка, не показанная на конкретном материале истории. Теория евразийства, возникнув, со временем основательно трансформировалась. Отдельные направления его расходятся в фундаментальных аспектах: часть их ставят в центр особые свойства носителя этой идеи - русское крестьянство (в современном городском и сельском виде не исследо- ванное); для других - евразийство аргумент в пользу особенного пути развития России в прошлом и будущем, повод выступать против вестернизации или европеизации. Есть вариант, связанный с обоснованием исторической общности народов Евразии и т.п. Но все варианты этой концепции требуют конкретного материала. В книге упомянута антропология - социальная (через слово - историческая), позво- ляющая уделить значительно большее внимание индивиду, отдельным слоям и группам в истории советского общества (Т. 1, с. 14). Эта посылка начинает pea- лизовываться только в работах о ментальности. Для роли несущей конструкции отечественной истории эмпирического антропологического и культурологического, материала в книге недостает. В сущности, общество, цивилизацию, культуру, мен- тальности трудно изучать порознь. Наибольший задел накопленных данных здесь у социальной истории, потенциал которой отражен в главах двухтомника. О " Непреодоленном прошлом" Социологов может заинтересовать констатация того, что история - и наука и искусство (Т. 1, м. 8). Действительно, в чем разница между " историографией и " исторической наукой"? Развитие исторической мысли - это движение от жанра рассказа о прошлом в назидательных целях к наукам - гуманитарным, социальным. Рассматриваемый двухтомник - признак состояния истории в России, когда она час- тично - наука, частично - ведомство музы Клио с авторскими мнениями, симпатиями, пристрастиями, избирательностью (осуждение, прославление или наставление). Такие подходы имеют право на существование. Но часть из них - вне исторической науки, в сфере написания историй, которые (А. Солженицын, Э. Радзинский и др.), правда, будят интерес если не к изучению прошлого, то к знакомству с ним. Неприемлемость вольностей в обращении с прошлым в социологической науке даже в эпоху методологического " постмодерна" очевидна. В России, однако же, не прео- долены последствия краха представлений о незыблемых законах и закономерностях истории. Дает о себе знать прошлое, когда история лишь считалась точной наукой (не будучи таковой), поскольку иным марксистско-ленинская историческая наука, " марк- сизм-ленинизм в действии" (одно из определений истории КПСС) не могли быть. В номенклатуре специальностей по историческим наукам нет специальности № 1, в рамках которой другие отрасли наук рассматривают свои историю, теорию, мето- дологию. В этом сказывается время, когда специальностью № 1 (07.00.01) в исторических науках была История ВКП(б)/КПСС, писавшаяся по рецептам мифов И.В. Сталина. Истории КПСС как специальности больше нет, но " пост № 1" не занят. Самые слабые разделы диссертаций историков, как правило, - характеристика теоре- тической и методологической базы. В поиске ее отечественным историкам в известном смысле некуда прислониться: в номенклатуре специальностей научных работников теоретические разделы исторической науки спрятаны в специальность 07.00.09 - " историография, источниковедение и методы исторического исследования". Такое положение анахронизм даже в сравнении с кануном XX в. В настоящее время нет былых взаимодействия, взаимообогащения истории, социологии и других наук, развития на этой базе теории истории. Диалог с мировой исторической мыслью ос- тается перспективой для российских историков. Оборвана практика работы историков в зарубежных архивах, нет концепций, подходов, " русских школ", признававшихся пионерными за рубежом. Сообщество историков разрезано по институциональным линиям - университеты, институты академического профиля, и т.п. " Исторического материализма" нет, " историософия" или " теория истории" не воссозданы. Теория, методология истории, подходы к анализу прошлого - как бы вне профессионального поля историков. Упал интерес к теории профессии; а ее не заменит работа в архивах. С точки зрения социологии в рассматриваемом двухтомнике отмеченные обстоя- тельства проявляются в нескольких аспектах. 1) Разработка истории советского общества достоверно решена на уровне отдельных проблем. Ткань истории страны не исследована, обобщения преимущественно механические, и этот аспект текстов двух- томника местами выглядит как нечто несущественное. 2) Подходы авторов раз- личаются, используются спорные для отечественной и мировой литературы концепты. Необозначенные споры и разногласия свидетельствуют о необходимости теоре- тических поисков. Видимо, у внимательного читателя возникнут сомнения в право- мерности применения таких терминов как тоталитаризм, империя, " национал-боль- шевизм", элита, демократизация, реформы и др. 3) В беглом (по сравнению с анализом сталинизма) описании 60-90-х гг. немало ценностных суждений, субъективных оценок (кооперативов, аренды и фермерства конца 80-х, приватизации, русского национа- лизма, создания РКП, выхода России из СССР, отношения Запада к М.С. Горбачеву и пр.). 4) Характерны метафоры, понятия из публицистики, противопоказанные соци- альным наукам. Корни таких проявлений в отечественной исторической науке не только в прошлом. К ним в последние годы добавились проблемы (помимо материального обеспечения), связанные с хаотичным, без должной научной критики заполнением вакуума концепций и терминов. Ряд " ярлыков" попали в обиход практически без обсуждения смысла и применимости к условиям России, стали мифами, скрывающими реалии. Их содер- жание не выверено историческим, историко-социологическим материалом, который медленно входит в научный оборот. Термины, конечно, явление преходящее, внешнее. Но из них конструируются предлагаемые практике модели, тенденции и тренды. Это обстоятельство девальвирует возможности историков, всех обществоведов, играть большую роль в российских переменах. На массовые аудитории активно влияет агрес- сивный дилетантизм; в перспективе возможны масштабные манипуляции прошлым. Низкий уровень теоретичности (по опыту некоторых стран) вызывает стремление снять курс отечественной истории из вузовских программ. Нужны новые подходы к возможным обобщениям материала истории советского общества. В предложенные в книге новации, на мой взгляд, следовало также вклю- чить осмысливание теоретических проблем, поиск теоретических ориентиров напи- сания истории, которые в систематизированном виде в последний раз в отечественной практике были изложены в 1987 г. в книге И.Д. Ковальченко [7]. С учетом написания ее в условиях обязательных истмата, законов исторического развития, формаций и т.п. в ней подробно раскрыты методы исторического исследования, возможности использо- вания смежных дисциплин, грани между исторической наукой и другими обществен- ными науками и др. Обсуждения последних лет методологии исторического исследо- вания пока мало влияют на практику. Серию " Россия XX век" обещано завершить книгой " Непреодоленное прошлое" о связи происходящих сейчас в России перемен с советской историей (когда-то историки ГДР под такой обложкой критиковали буржуазную историографию в ФРГ [8]). Трудно удержаться от вывода: двухтомник по истории советского общества, объект моих размышлений, не преодолел прежде всего прошлое в менталитете подхода к истории страны как науке. В содержании будущих книг на эту тему, позволительно ут- верждать, главным полем исследований тоже станет преодоление прошлого, поиск на стыке истории и социологии, анализ трансформации (и ее последствий) многонацио- нальной сельской России, ее вхождения в городской, гражданский образ жизни и пове- дения в этой новой социальной роли, образа мыслей (сознания) недавно урбанизи- рованного населения, несущего - неосознанно - традиции и привычки прошлого. Для преодоления " непреодоленного прошлого" обществоведам предстоит основательно работать над социальной историей России в XX в. Только бы Фонд Форда не жалел грантов на такие книги! СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Посетители кремлевского кабинета И.В. Сталина. Журналы (тетради) лиц, принятых первым генсеком 1924-1953 гг. // Исторический архив. 1996. № 2. 2.G. Iggers. Neue Geschichtwissenschaft. Vom Historismus zur historischen Sozialwissenschaft. Munchen. 1978. Kapitel 4: F. Oppenheimer. History and sociology / The social sciences and their interrelations. Eds. W. Ogden and A. Goldenweiser. Boston e.a. 1927. 3 См. Дело маршала Г.И. Кулика // Известия ЦК КПСС. 1991. № 8. 4. S. Breuer. Soviet communism and Weberian sociology //Journal of historical sociology. 1992. September. 5. В.Б. Жиромская идр. Полвека под грифом " секретно". Всесоюзная перепись населения 1937 года. М. 1996. 6. W. Zаpf. Die Modernisierungstheorie und unterschiedliche Pfade der gesellschaftlichen Entwicklung // Leviathan, 1996. Heft 1. 7. И.Д. Ковальченко. Методы исторического исследования. М.: Наука. 1987. 8. Unbewaltigte Vergangenheit. Kritik der burgertichen Geschichtsschreibung in der BRD. Hrsg. G. Lozek u.a. Berlin: Akademie-Verl. 1977. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы