Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Т е м а 1. Философия как социокультурный феномен



1. Понятие мировоззрения. Знания, ценности и эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Становление и функции философии как рационально-теоретического мировоззрения.

2. Проблемное поле философии. Взаимосвязь онтологической, гносеологической, антропологической, аксиологической проблем. Философские категории и универсалии культуры.

3. Рефлексивность и критичность как фундаментальные характеристики философии. Творческий характер философского мышления.

4. Взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии.

 

 

Темы рефератов и докладов

 

1. Мировоззрение как форма духовно-практического освоения действительности.

2. Миф: сущностные черты и современные формы.

3. Религия как социокультурный феномен.

4. Особенности философского мышления.

5. Вечные проблемы философии и повседневная жизнь человека.

6. Философия как форма национального самосознания.

7. Философия и наука: общее и специфическое.

8. Статус и роль философии в современной культуре.

9. Вызовы современности и прогностическая функция философии.

10. Осмысление философских идей в художественной культуре.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое мировоззрение? Какие его исторические типы вам известны?

2. Каково соотношение между философией и мировоззрением? Всякая ли философия является мировоззрением? Всякое ли мировоззрение есть философия?

3. Чем отличается философское мировоззрение от мифологии и религии?

4. Какие философские категории выражаются в следующих строках А. Фета:

«Два мира властвуют от века,

Два неотменных бытия –

Один, что окружает человека,

Другой – душа и мысль моя»?

5. В чем состоит сходство и различие философии и науки? Применимы ли к философскому знанию стандарты строгого научного знания? В каком смысле философия «больше чем наука»?

6. Прокомментируйте высказывание Н. Бердяева: «Философия не есть наука, а есть творческое осознание духом смысла человеческого существования».

7. Философствуют все люди – даже те, кто никогда не слышал этого слова. В чем же, на ваш взгляд, состоит различие между философствованием и философией?

8. «Философия не выполняет непосредственных социальных заказов. Философ видит даже свою гордость в том, чтобы стать выше предъявленных ему социальных требований. Философия не социальная, она персональная» (Н. Бердяев). Согласны ли вы с утверждением философа?

9. Аргументируйте данное утверждение и, исходя из этого, определите ценность философского познания: «…Парадокс философии в том, что в ней нет абсолютно истинных знаний, как и нет абсолютно ложных. Свою меру истинности могут содержать совершенно противоположные взгляды».

10. Р. Декарт в «Началах философии» различал пять ступеней мудрости. Первая ступень содержит только те понятия, которые благодаря собственному свету настолько ясны, что могут быть приобретены без размышлений. Вторая ступень охватывает все то, что дает чувственный опыт. Третья – то, чему учит общение с другими людьми. На четвертом месте – чтение книг. Это как бы вид общения с их творцами. Пятая ступень мудрости – философия. В каком отношении находится философия с названными Р. Декартом четырьмя ступенями мудрости? Как бы вы определили эту ступень?

 

Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии

1. Какое влияние на формирование мировоззрения оказывает образование? Назовите наиболее важные, с вашей точки зрения, проблемы образования, которые в полной мере можно считать философскими.

2. О каких специфических особенностях философии прямо или косвенно повествует фрагмент: «…Философии нельзя обучиться уже потому, что она еще не существует в форме готовой, признанной науки. Всякий философ строит свою систему на обломках предыдущей, но никогда не была построена еще система, которая сохранилась бы во всех своих частях»?

3. «Многие ученые, стоявшие на позициях идеализма, внесли значительный вклад в историю человеческой культуры. Многие же ученые-материалисты такого вклада не сделали. Не говорит ли это о том, что философское мировоззрение не оказывает существенного влияния на научное творчество, поэтому борьба против идеализма в науке не оправдывает себя? ».

Проанализируйте это рассуждение и ответьте на вопрос: «Могут ли идеалистические учения стимулировать научное познание? ».

4. Английский философ, математик, логик Б. Рассел, размышляя о специфике философии, в фундаментальном трехтомном труде «История западной философии» замечал: «Философия… является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное значение оказывалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия. Согласны ли вы с таким определением места и роли философии в духовной жизни общества? Свою позицию аргументируйте.

5. Почему потребность в философии возрастает в кризисные периоды мировой истории? Чем сейчас философия может быть полезна человечеству?

6. Изучать научные дисциплины студенту полезно для будущей профессиональной работы. Но зачем нужна студентам сельскохозяйственного вуза философия – ведь напрямую философские знания в работе на поле или на ферме не применишь?

 

Глоссарий

 

Аксиология – учение о ценностях; раздел философии, изучающий природу ценностей, их связи между собой, с социокультурными факторами и структурой личности.

Гносеология – философская теория познания; раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в познавательной деятельности, возможности познания мира, критерии истинности и достоверности знания.

Диалектика – способ понимания мира, утверждающий идею всеобщей взаимосвязи, изменчивости и развития всего существующего в мире, источником чего считаются внутренне присущие миру противоречия, единство и борьба противоположностей.

Дуализм – философский принцип, утверждающий идею о наличии двух несводимых друг к другу, лежащих в основе всего сущего начал: духовной и материальной субстанций.

Идеализм – термин, введенный для обозначения философских кон-цепций, утверждающих в качестве основания и субстанции всех форм бытия духовное начало (надмировое сознание, мышление, разум).

Материализм – термин, введенный для обозначения философских концепций, утверждающих в качестве основания и субстанции всех форм бытия материальное начало, материю, объективный мир.

Метафизика – термин неоднократно менял свой статус: от обозначения учения о сверхчувственных принципах и началах бытия до метода спекулятивного (исключительно умозрительного) мышления.Как стратегия познанияпротивоположна диалектике, отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеет к построению однозначной, статичной картины мира.

Мировоззрение – это не всегда осознаваемая совокупность представлений и теоретических взглядов человека о себе и о мире, ценностных установок, а также программ поведения и деятельности, обеспечивающих ему возможность ориентироваться в мире.

Миф (от греч. mythos повествование, сказание) – исторически первый тип мировоззрения, присущий обществам, находящимся на ранней стадии развития, и характеризующийся: а) нерасчлененностью реального и вымышленного, эмоций и знаний, субъективного и объективного, предмета и знака, вещи и слова, происхождения и сущности; б) очеловечиванием (персонификацией) фрагментов мира, их одушевлением; в) безразличием к противоречию.

Монизм (от греч. monos – один) – термин для обозначения философских учений, признающих основой всего существующего одно начало (материю, дух, Бога).

Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на производство и теоретическую систематизацию объективных и обоснованных знаний о действительности.

Объективный идеализм рассматривает в качестве первоосновы мира некоторую надличностную (не связанную ни с каким конкретным человеком) идеальную субстанцию (абсолютная идея, мировая воля, космическое сознание, Бог и др.).

Основной вопрос философии (в марксизме) – оботношении сознания к бытию, первичности духовного либо материального, а также о принципиальной возможности познания мира в результате его отражения человеческим сознанием.

Онтология – (от греч. ontos – сущее, logos – слово, учение) – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, основные формы существования природной, социальной и духовной реальности.

Плюрализм – философское учение, согласно которому существует множество независимых друг от друга субстанций или видов бытия; мировоззрение, объявляющее многообразие основополагающим принципом действительности.

Праксеология – философия деятельности, учение об активном практико-преобразующем отношении человека к миру.

Религия (от лат. religio – благочестие, святыня, предмет культа) – исторический тип мировоззрения, отличительными признаками которого являются вера в существование сверхъестественных сил, способных определять судьбу человека и мира в целом, и идея удвоения мира на земной и высший, небесный.

Рефлексия(от лат. reflexio – обращение назад) – оборачивание мышления на самое себя; в философии – обращение познания на осмысление и осозна­ние собственных форм и предпосылок, предметное рассмотре­ние самого знания, критический анализ его содержания и методов познания.

Социальная философия – это система наиболее общих теоретичес­ких знаний о закономерностях бытия, развития и познания общества.

Субстанция – это абсолютное, материальное или идеальное первоначало; то, что себе не имеет никакой причины, но является причиной всего существующего.

Субъективный идеализм в качестве исходного, порождающего материальное, полагает сознание отдельного, конкретного, живого человека, его ощущения, восприятия, формы самопознания и т. д.

Философия – исторический тип мировоззрения и особый вид духовно-практической деятельности, в которой формируется система знаний о наиболее общих законах бытия и познания, об отношении человека к миру и его месте в этом мире.

Философская антропология – раздел философии, изучающий человеческое существование во всей его полноте, определяющий место и отношение человека к окружающему миру; философская школа (М. Шелер, А. Гелен и др.), считающая главной своей задачей восстановление целостного философского образа человека, а также объяснение из него и через него как собственно природы человека, так и окружающего его мира.

Философствование– свойственная человеку способность к самоисканию, абстрактным размышлениям о природе, собственной жизни, отношениях к другим людям, к социокультурным ценностям и Богу.

 

Тесты для самоконтроля

1. Выберите суждение, характеризующее мировоззрение:

а) мировоззрение – это совокупность индивидуального опыта человека;

б) мировоззрение – это строгая непротиворечивая система суждений о природе;

в) мировоззрение – это система взглядов человека, позволяющая ему интегрироваться в общество;

г) мировоззрение – это система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем.

2. На самой ранней стадии общественного развития основным способом понимания мира была:

а) мифология;

б) религия;

в) философия;

г) наука.

3. Найдите черту, характеризующую мифологическое мировоззрение:

а) стремление к целостности и системности знаний;

б) логическая аргументация выдвигаемых положений;

в) неразрывное единство человека и природы, когда люди не стремились выделиться из окружающего мира;

г) удвоение мира: наряду с реальным выделяется сакральный (священный) мир и между ними устанавливается граница.

4. Найдите черту, характеризующую религиозное мировоззрение:

а) стремление к целостности и системности знаний;

б) логическая аргументация выдвигаемых положений;

в) неразрывное единство человека и природы, когда люди не стремились выделиться из окружающего мира;

г) удвоение мира: наряду с реальным выделяется сакральный (священный) мир и между ними устанавливается граница.

5. Определите, что является предметом изучения философии:

а) Бог;

б) физическая реальность;

в) материя;

г) наиболее общие сущностные характеристики мира, человека и общества.

6. Какой раздел философии занимается исследованием принципов, закономерностей и механизмов познавательной деятельности?

а) онтология;

б) гносеология;

в) философская антропология;

г) социальная философия.

7. Выберите правильное высказывание:

Материализм – это:

а) признание того, что весь мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц (атомов, электронов, протонов и др.);

б) принцип жизни, заключающийся в признании главным наличие материальных благ для жизни человека;

в) философское направление, утверждающее первичность природы, бытия и вторичность сознания, идеального;

г) здравый взгляд на вещи, отказ от иллюзорных, далеких от реальной жизни рассуждений.

8. Как называют направление в философии, признающее существование двух независимых друг от друга субстанций?

а) скептицизм;

б) монизм;

в) дуализм;

г) агностицизм.

9. Идеализм – это:

а) учение об идеалах и их роли в жизни человека;

б) мечтательность души, не замечающей житейской реальности;

в) учение о первичности сознания и вторичности материи;

г) стремление сделать свою и общественную жизнь идеально истинной, доброй, красивой.

10. Какая из нижеперечисленных черт отличает философию от науки?

а) логическая аргументация;

б) теоретическая форма изложения;

в) отсутствие эмпирических критериев доказательства или опровержения теоретических положений;

г) критическое отношение к уже имеющимся знаниям.

Л и т е р а т у р а: [5, с. 5–58; 6, с. 5–20; 10, с. 6–33; 11, с. 5–26; 14, с. 11–28; 15, ч. 1,

с. 10–129; 17, с. 15–65; 18, с. 3–223; 30, с. 7–39; 36, с. 9–25; 42; 55, с. 5–14, 21–49; 56].

 

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ФИЛОСОФИЯ

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

 

РЕШЕНИЕ ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ

СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Рис. 1.5. Структура философского знания

 

 

СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ФИЛОСОФИЕЙ И НАУКОЙ (ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЙ)

Т е м а 2. Исторические типы классической философии

 

Занятие 1

 

1. Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии. Становление философии в культурах древнего Востока. Специфика философской традиции древней Индии, ее культурно-мировоззренческие основания. Особенности философской мысли древнего Китая, ее рационально-прагматическая направленность.

2. Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции. Космоцентризм античного философского мышления. Проблема первоначала в философии досократиков. Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии. Рационально-идеалистическое направление в классической античной философии. Сократ, Платон, Аристотель. Проблема от-ношения человека и космоса в эллинистической философии.

3. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Исторические этапы развития средневековой философии. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (Августин). Дискуссии о природе универсалий в поздней средневековой философии (номинализм, реализм, концептуализм). Философия Фомы Аквинского.

4. Философия эпохи Ренессанса. Гуманизм. Пантеизм. Развитие гелиоцентрической модели Вселенной.

Темы рефератов и докладов

1. Основные идеи древнеиндийской философии и их судьба в современном мире.

2. Философия буддизма.

3. Конфуций о человеке, обществе и государстве.

4. Античная атомистическая философия: виднейшие представители, основные идеи и их судьба.

5. Объективный идеализм Платона. Теория идей.

6. Философское учение Аристотеля.

7. Концепция двойственной истины в средневековой философии и ее роль в развитии научного познания.

8. Философский скептицизм М. Монтеня.

9. Идеалы свободы, равенства, братства в социальных утопиях эпохи Ренессанса (Т. Мор, Т. Кампанелла).

10. Учение Д. Бруно о множественности миров и форм разума во Вселенной в контексте современной космологии и уфологии.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Как повлияло общественное устройство на характер философии в Древней Индии и Китае? Что у них было общего и чем они различаются?

2. Назовите четыре благородных истины буддизма. Как они взаимосвязаны?

3. Проинтерпретируйте изречение Конфуция: «Слушай всех, но учись у немногих», используя при этом разработанные им этические категории.

4. Какую роль в становлении философского и научного знания сыграл лозунг милетцев: «Ищи во всем что-нибудь одно»?

5. В чем состоял онтологический, гносеологический и нравственный релятивизм софистов? Насколько распространены подобные взгляды в современной культуре?

6. Как назывался метод философствования Сократа? В чем его особенности? Получил ли он широкое распространение?

7. Объясните тезис: «Философия – служанка богословия». Кто из схоластов его выдвинул и почему?

8. Раскройте предмет споров между номиналистами и реалистами в схоластической философии Средневековья. На чье учение из античной философии опирались номиналисты, а на чье – реалисты?

9. В чем значение открытий Дж. Бруно и Н. Коперника для философии и науки?

10. Какие идеи высказывались в социально-политических утопиях эпохи Возрождения?

 

Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии

1. «Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни» (Конфуций). Можно ли построить общество на этом принципе?

2. Будда говорил: «Будьте сами своими светильниками». Что это означает? Можете ли вы сказать о себе, что вы уже стали своим «светильником»?

3. Источником морального несовершенства (человеческих пороков) Сократ считал недостаток знаний. Никто сознательно не хочет быть плохим, а если и делает зло, то только по причине незнания, по собственной глупости и нерассудительности. Такой подход к этическим проблемам характерен для всей античности и называется этическим рационализмом. Прав ли Сократ? Аргументируйте свою позицию.

4. Прокомментируйте следующие оценки эпохи Средневековья:
1) это был упадок, тысячелетие, напрасно потерянное человечеством, философией и наукой; 2) это было тысячелетие развития и расцвета духовности, а упадок – это последующие эпохи неверия и потребительства. А какой вам видится эпоха Средневековья? Что можно отнести к ее достижениям?

5. Сравните античное и средневековое понимание судьбы и возможностей человека с тем, которое выражено в следующей мысли Дж. Бруно: «Возьми фортуну за волосы – ускорь, если нужно, бег ее колеса».

 

Глоссарий

Антропоцентризм – принцип, утверждающий человека как центр бытия, а также провозглашающий человека хозяином своей судьбы, влияющим на ход собственной истории.

Ахимса – принцип джайнизма, выражающий регулятивное требование к человеческому поведению – ненанесение вреда всему живому, что обусловлено представлением о всеобщей одушевленности природы и отсутствием противопоставления духовного и материального.

Буддизм – неортодоксальная религиозно-философская школа Древней Индии (впоследствии мировая религия); основатель – Гаутама Шакьямуни; краеугольным камнем учения являются следующие четыре истины: страдания правят миром, причиной страданий является сама жизнь, уйти от страданий можно лишь погрузившись в нирвану, существует путь, ведущий к нирване.

Гуманизм (в философии Возрождения) – принцип, заключающийся в признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждающий благо человека в качестве критерия общественных отношений.

Дао – в конфуцианстве – правильный путь в жизни; в даосизме – закон, скрытая основа мира, источник мирового движения и незыблемой судьбы всех вещей.

Даосизм – философско-религиозная школа Древнего Китая, в основе которой лежит учение о дао или «пути вещей»; основоположником принято считать Лао-цзы; согласно даосизму, только соблюдение естественных законов (дао) жизни позволяет человеку «сохранить в целостности свою природу», лишь на этой основе представляется возможным постижение истины и овладение мудростью.

Джайнизм – неортодоксальная философско-религиозная школа Древней Индии; согласно ее учению, посредством правильного познания, аскетизма и отказа от всего материального душа человека освобождается и поднимается в высшую сферу чистой духовности.

Карма – закон возмездия; сумма злых и добрых дел каждого человека, определяющая форму последующих перерождений.

Конфуцианство – философско-религиозная школа Древнего Китая (основоположник – Кун-цзы или Конфуций), определяющей целью учения которой является воспитание человека в духе уважения существующих порядков.

Конфуцианские этические категории: жэнь – гуманность (скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям); и – чувство долга (внутренняя убежденность в том, что следует поступать именно так, обусловленная знанием высших принципов, а не расчетом); ли – ритуал, народная традиция, метод осуществления жэнь; шу – принцип взаимности в отношениях; ди – почтительность к родственникам и окружающим; Цзюнь-цзы – в конфуцианствевысокоморальный муж.

Концептуализм – философское учение (принцип), которое, не приписывая общим понятиям самостоятельного существования, вместе с тем утверждает, что они воспроизводят объединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей (в единичных предметах существует нечто общее, на основе чего возникает концепт, выраженный словом).

Космоцентризм – тип философского мировоззрения, направленный на познание природного мира и следование природе в объяснении человека, характерный для досократической греческой философии.

Креационизм – принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.

Легизм (фа-цзя) – в Древнем Китаешкола законников, противопоставившая конфуцианским ритуалу закон, совести – страх, нравственному убеждению – принуждение и наказание.

Нирвана – (угасание, затем блаженство), в буддизме и джайнизме высшая цель человеческих стремлений: блаженное вечное состояние, когда все переселения, все страдания прекращаются навсегда.

Номинализм – философское учение (принцип), утверждающее, что универсалии (общие понятия) существуют не в действительности, а только в мышлении.

Пантеизм – философское учение (принцип), отождествляющее Бога и мировое целое, природу; различают натуралистический пантеизм, когда Бог растворяется в природе, и мистический пантеизм, когда мир растворяется в Боге.

Патристика – этап в европейской средневековой философии (II–VIII вв.), возникший в условиях глубокого кризиса поздней античности и характеризующийся как период формирования Отцами церкви христианской философской парадигмы и догматов веры.

Провиденциализм – система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение.

Реализм – философское учение (принцип) в средневековой схоластике, признающее самостоятельное, т. е. независимое от вещей, вечное существование универсалий (общих понятий).

Ренессанс – синоним эпохи Возрождения, означающий в том числе обращение к античной традиции философского диалога, к оригинальным текстам философов античности, а в культуре в целом – к идеалам классической Греции и Рима.

Сансара – колесо перевоплощений, материальное пленение души, определяемое кармой человека.

Социальная утопия – модель идеального общества, реализация которой на практике не имеет места в истории; в основе утопии нередко лежит идея социального равенства как основа справедливости.

Схоластика – второй период в европейской средневековой философии; тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических установок и рационалистической стратегии их обоснования.

Теодицея – идея оправдания Бога перед лицом мирового зла (Бог не является источником зла).

Теоцентризм – принцип, в соответствии с которым Бог трактуется как центр и начало всего существующего, совершенное бытие и высшее благо, а также как источник совершенного бытия и высшего блага.

Универсалии – общие понятия (категории), выражающие сущность вещей и явлений.

Увэй – в даосизме принцип недеяния, следование естественному ходу вещей, созерцание мира.

Чарвака-локаята – древнеиндийская философская школа, утверждающая в качестве существующего только этот мир, в качестве единственной реальности – материю; единственной целью человеческого существования считала наслаждение.

Этический рационализм – философский принцип, утверждающий в качестве определяющего условия нравственности человека знания, обладание мудростью.

 

Тесты

1. Где возникает философия как рационально-теоретический тип мировоззрения?

а) в Древней Греции;

б) в Древнем Китае;

в) в Древней Индии;

г) в Древнем Египте.

2. Главная особенность философии Древней Индии состоит в том, что она:

а) рассуждает об искусстве управления государством;

б) в большинстве учений остается в плену религиозно-мифологи-ческих представлений;

в) размышляет о свободе человека;

г) стоит на твердой почве науки.

3. Что означает понятие «Дао» в китайской философии?

а) уважение к старшим, к императору;

б) путь от неверия к вере;

в) это и субстанция, и небесный закон, и правильный жизненный путь человека;

г) божество в китайской мифологии.

4. Как определяли философию мыслители Древней Греции?

а) стремление к Богу;

б) любовь к человеку;

в) любовь к миру;

г) любовь к мудрости.

5. Назовите главную черту древнегреческой философии:

а) креационизм;

б) антропологизм;

в) космоцентризм;

г) теоцентризм.

6. Чему противопоставлялась вера в Средневековье?

а) интуиции;

б) чувствам;

в) разуму;

г) эмоциям.

7. Направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий и считавшее их лишь словесными оболочками:

а) номинализм;

б) реализм;

в) концептуализм;

г) апологетика.

8. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоящая схоластике и духовному господству церкви, – это:

а) гуманизм;

б) реализм;

в) теологизм;

г) антиклерикализм.

9. Какой принцип философии эпохи Возрождения характеризует выражение «природа есть не что иное, как Бог во всем»?

а) эмпиризм;

б) пантеизм;

в) теоцентризм;

г) дуализм.

10. Эпоха, характеризующаяся рассмотрением человека и природы как единого, гармонически взаимосвязанного целого, – это:

а) античность;

б) Средневековье;

в) Ренессанс;

г) Новое время.

 

Занятие 2

1. Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Опытно-индуктивная методология Ф. Бэкона. Правила рационалистического метода Р. Декарта. Эмпиризм и рационализм как основные гносеологические программы в философии XVI–XVII вв.

2. Философская мысль эпохи Просвещения. Принцип суверенности разума. Концепции «естественных прав» человека и «общественного договора». Основные идеи материалистической философии XVIII в.

3. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли. Критическая философия И. Канта. Диалектическая философия Г. Гегеля. Истоки и основные черты философии К. Маркса. Взаимосвязь философских, экономических и социально-политических идей в учении марксизма.

 

Темы рефератов и докладов

1. Научная революция и научно-философская картина мира Нового времени.

2. Проблема метода в философии XVII–XVIII вв.

3. Антропологическая философия Б. Паскаля.

4. Ж.-Ж. Руссо о противоречивости общественного прогресса.

5. Социально-политические учения эпохи Просвещения.

6. Концепция «вечного мира» И. Канта и современность.

7. Философия Г. Гегеля: система и метод.

8. Проблема свободы в немецкой классической философии.

9. К. Маркс об отчуждении и перспективах его преодоления.

10. Материалистическая концепция истории.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы особенности новоевропейской классической философии? В чем заключался культ разума в этот период? Раскройте содержание механицизма как фундаментального принципа мировоззрения Нового времени.

2. Почему Ф. Бэкон, анализируя процесс познания, отдает предпочтение «пути пчелы», а не муравья или паука? О каких «идолах», встающих на пути познания, предупреждает Ф. Бэкон?

3. Какие основные правила отыскания истины формулирует Р. Декарт?

4. «Ты можешь, конечно, знать, что огонь горяч, а вода текуча; но это значит знать не больше, чем какие ощущения вызываются в твоей собственной душе, когда огонь и вода соприкасаются с твоими органами чувств» (Д. Беркли). Какие взгляды отражает этот тезис? Попробуйте его опровергнуть.

5. Какие новые темы появились в философии Просвещения по сравнению с ХVII веком?

6. Как философы эпохи Просвещения интерпретировали проблему отчуждения?

7. Каковы особенности и главные заслуги немецкой классической философии?

8. В чем заключается сущность переворота, совершенного в гносеологии И. Кантом?

9. Что такое априорное знание по И. Канту? Существует ли вообще такое знание?

10. «Абсолютная идея» у Г. Гегеля – каково содержание этого понятия-феномена? Правомерно ли его философию называть философией абсолютного идеализма и панлогизма?

11. Школьный учитель заметил на парте Р. Зорге, ставшего в последующем легендарным советским разведчиком, одну из книг Гегеля и был чрезвычайно удивлен тому, что 15-летний паренек способен понять всю ученую мудрость немецкого философа. Учитель спросил Рихарда, как он понимает историческую схему Гегеля о развитии мировой идеи, мирового духа. Зорге ответил ему в такой шутливой форме: «Мировой дух зарождается в потенциальной форме в Китае, он там, так сказать, спит. В Индии мировой дух начинает грезить. В Персии он просыпается, в Египте встает и одевается, вместе с финикиянами он прогуливается по Средиземному морю и останавливается в Греции, чтобы позавтракать. В Риме он обедает, с тем чтобы в Римской империи, поужинавши, улечься спать по поводу пришествия варваров. Спячка продолжается в течение всего Средневековья. Вторичное пробуждение мирового духа происходит в эпоху Ренессанса. Потом он воплотился в прусской абсолютной монархии. Так ему и надо! » Прокомментируйте ответ Зорге, сопоставив его с концепцией самого Гегеля.

12. Каким образом К. Маркс и Ф. Энгельс преодолели созерцательный характер предшествующего философского материализма?

 

Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии

 

1. В чем состоит мировоззренческое и методологическое значение тезиса Р. Декарта: «Мыслю, следовательно, существую»?

2. «Знание есть только путь к силе» (Т. Гоббс). Что такое «сила знания»? В чем сила философского знания?

3. Согласны ли вы с утверждением Вольтера: «Если бы не было Бога, его следовало бы выдумать»? Ответ аргументируйте.

4. Объясните смысл категорического императива И. Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу всеобщего законодательства». Возможно ли его реализовать в жизни отдельного человека и общества в целом?

5. К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе» указывает: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Означает ли это, с точки зрения К. Маркса, что философия больше не нужна? Какую роль, исходя из этого положения, должна играть философия?

 

Глоссарий

Абсолютная Идея (у Гегеля) – идеальная первооснова мира, самопознающая субстанция, представленная как тождество субъекта и объекта, бытия и мышления.

Антиклерикализм – критическое отношение к церкви и священнослужителям за духовное ханжество, своекорыстие, жестокость и фанатизм; может совмещаться с верой в Бога, что было характерно для деистов ХVIII в.

Априоризм – рационалистическая установка, согласно которой однозначное познание объективной реальности является возможным благодаря наличию в структуре разума неких универсальных, доопытных по своей природе, схем, форм, категорий.

«Вещь в себе» – термин гносеологии И. Канта; вещь сама по себе, находящаяся за пределами нашего опыта с ней, трансцендентный объект, находящийся «по ту сторону» познания; эта вещь вызывает у нас ощущения, но сущность ее познанию недоступна.

Деизм – религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.

Диалектический материализм – философское учение марксизма, базирующееся на принципах диалектики и материального единства мира.

Естественное право – понятие политико-правовой мысли, означающее совокупность принципов, правил и ценностей, продиктованных самой природой человеку; большинство просветителей ХVIII в. к их числу относили жизнь, свободу и собственность.

Исторический материализм – социально-философское учение марксизма, базирующееся на материалистической теории исторического развития; ход истории объясняется сменой общественно-экономи-ческих формаций.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 926; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.171 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь