Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
М о д у л ь 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ (темы 5–8)
Задачи студентов по изучению материала модуля № 2: 1) знать: основные принципы философского анализа бытия; смысл и содержание глобальных проблем в системе «человек-общество-природа» и основные теоретико-практические варианты их решения; важнейшие ценности современного общества и личности; социокультурные основания и закономерности человеческой деятельности (в том числе профессиональной); основные формы, принципы, законы и механизмы познавательной деятельности; философские методы анализа и регулятивы научного исследования; основные философские модели общества; факторы и источники социальной динамики; роль философии в полилоге культур в современном мире; перспективы развития современного общества в контексте реализации стратегии устойчивого развития. 2) уметь: использовать основные принципы диалектики и синергетики при объяснении природных и социокультурных процессов; характеризовать основные закономерности устройства природного мира во взаимосвязи с областью своей будущей профессиональной деятельности; позиционировать свое понимание смысла человеческого бытия; формулировать и аргументировать аксиологические ориентиры своей жизни и профессиональной деятельности; обоснованно осуществлять собственный ценностно-мировоззренческий выбор; применять навыки познавательной деятельности при анализе мировоззренческих, социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций; формулировать и аргументировать свою социальную позицию; оценивать состояние глобальных проблем современности, возможности собственного участия в их решении, в том числе в ходе профессиональной деятельности.
Т е м а 5. Философия бытия
1. Онтология как философское учение о бытии. Материальное и идеальное бытие. Системность и структурная организация материального мира. 2. Развитие как атрибут бытия. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Категории диалектики. Диалектика и синергетика. 3. Пространственно-временная организация бытия. Специфика социально-исторического пространства и времени. 4. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания. Экологические ценности современной цивилизации. Глобальные проблемы в системе «человек – общество – природа» и перспективы человечества.
Темы рефератов и докладов
1. Основные этапы эволюции представлений о материи в философии и науке. 2. Глобальный эволюционизм в современной научной картине мира. 3. Современные дискуссии о диалектике. 4. Теория синергетики и ее методологическая роль. 5. Специфика пространственно-временной организации физичес-кой, биологической и социальной реальности. 6. Современные взгляды на проблему внеземных цивилизаций и их философское осмысление. 7. Философская концепция биосферы и ноосферы В. Вернадского. 8. Космологические модели мира и их философский смысл. 9. Сценарии взаимодействия общества и природы в проектах Римского клуба. 10. Приоритеты экосознания в постчернобыльской Беларуси.
Контрольные вопросы и задания
1. Как соотносятся следующие понятия: бытие, существование, субстанция, субстрат? 2. Какие структурные уровни организации материального мира вы знаете? 3. Какой смысл вы вкладываете в понятия «развитие» и «прог-ресс»? Почему нельзя отождествлять развитие только с прогрессом? 4. В чем заключается специфика социально-исторического пространства и времени? 5. В чем принципиальное отличие диалектики от метафизики? С какими проявлениями метафизичности мышления вы сталкиваетесь в повседневной жизни? 6. Что нового дает синергетика для понимания процесса развития? 7. Какие вы знаете исторические типы взаимодействия общества и природы? 8. Кто ввел понятия «экология» и «биосфера»? Что они обозначают? 9. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник». Какой тип отношения общества к природе выражен в этих словах Базарова? 10. На конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) была принята концепция устойчивого развития. В чем суть содержащихся в ней рекомендаций и реализуются ли они мировым сообществом?
Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии
1. Философ А. Н. Чанышев в «Трактате о небытии» приходит к следующим выводам: «Я утверждаю, что небытие не только существует, но оно первично и абсолютно… Бытие же относительно и вторично по отношению к небытию… Бытие есть только тень небытия, его изнанка… Человек приходит из небытия и уходит в небытие, так ничего и не поняв». Влияние какой древней философской традиции проявляется в этом фрагменте? Согласны ли вы с Чанышевым? Аргументируйте. 2. «Нет оснований предполагать, что живая материя управляется другими законами, чем неживая материя, и имеются серьезные основания думать, что все в поведении живой материи может быть теоретически объяснено в терминах физики и химии». Является ли данное утверждение Б. Рассела проявлением механицизма? Какой смысл, на ваш взгляд, был вложен в эту фразу? 3. Одна из комедий Эпихарма содержит пародию на псевдодиалектику Кратила (ученика Гераклита), который считал, что в одну и ту же реку нельзя войти и один раз – настолько все изменяется. Сюжет таков: должник отказывается вернуть долг заимодавцу, аргументируя это тем, что они оба уже не те люди, что были прежде. Заимодавец его поколотил, за что был привлечен к суду. Каким образом обвиняемый оправдался? Как называется та позиция, которую занимал Кратил? 4. М. Горький написал статью «О борьбе с природой», где призывал уничтожить как вид все «бесполезные и вредные» растения, истощающие землю. В чем это противоречит современному пониманию развития биоценозов? 5. Некоторые авторы относят к глобальным проблемам современности проблему образования. Как вы считаете, почему?
Глоссарий
Бифуркация– разделение чего-либо на две ветви, которые в дальнейшем не сливаются. Биосфера – земная оболочка, охваченная жизнью и обладающая в связи с этим своеобразной геологической и физико-химической организованностью. Бытие –философская категория, которая объединяет все предметы, явления, состояния, процессы объективной и субъективной реальности по признаку существования. Время (как объективная форма существования материи) – категория, отражающая длительность существования и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов, систем и процессов. Вселенная – весь окружающий нас безграничный во времени и пространстве, бесконечно разнообразный объективный мир. Географическая среда – совокупность предметов и явлений природы, составляющих на любом этапе истории общества необходимое условие существования и развития человечества. Глобальный эволюционизм – современная научно-философская концепция, описывающая развитие Вселенной и отдельных ее частей как взаимосвязанных и изменяющихся по единому алгоритму – от простого к сложному, путем самоорганизации. Диалектика – одна изконцепций развития, способ понимания мира, утверждающий идею всеобщей взаимосвязи, изменчивости и развития всего существующего, источником чего считаются внутренне присущие миру противоречия, единство и борьба противоположностей. Жизнь – форма существования материи в виде организмов (растения, животные, человек), поддерживающих и развивающих себя посредством обмена со средой веществом, энергией и информацией. Концептуальные пространство и время выражают теоретический уровень отражения пространственно-временной организации мира; учения, концепции, теории о пространстве и времени, существующие в обществе в конкретную историческую эпоху. Коэволюция – соразвитие (т. е. совместное развитие) элементов одной системы, сохраняющей свою целостность и естественный (эволюционный) канал развития. Применительно к природе и обществу коэволюция предполагает такое их развитие, которое не разрушает стабильности окружающей среды (биосферы) и создает необходимые условия для развития общества. Материя (в марксизме) – философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в ощущениях, которая существует независимо от человеческого сознания и отображается им. Метафизика – термин неоднократно менял свой статус: от обозначения учения о сверхчувственных принципах и началах бытия до метода спекулятивного (исключительно умозрительного) мышления.Как стратегия познанияпротивоположна диалектике, отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеет к построению однозначной, статичной картины мира. Ноосфера – область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью. Объективная реальность– совокупность независимых от человеческого сознания объектов, связей, отношений, взаимодействий, процессов, объединенных в неживые, живые и социально организованные системы. Онтология (от греч. ontos – сущее, logos – слово, учение) – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, основные формы существования природной, социальной и духовной реальности. Природа – в широком смысле слова – это вся окружающая действительность во всем многообразии ее проявлений. В узком смысле под природой понимается совокупность естественных условий существования человеческого общества. Пространство – это объективная форма существования материи, которая характеризует взаимное расположение материальных объектов, их способность занимать определенный объем и иметь определенную форму, структуру. Развитие – это процесс накапливающихся, необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени. Реляционная концепция рассматриваетпространство и время как особого рода отношения между объектами и процессами, которые вне их существовать не могут. Синергетика (греч. synergeia – сотрудничество) – междисциплинарное научное направление, изучающее закономерности и принципы самоорганизации сложных, неравновесных, открытых нелинейных систем. Субстанция – это абсолютное, материальное или идеальное первоначало; то, что себе не имеет никакой причины, но является причиной всего существующего. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, как самостоятельные субстанции, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Экологический кризис –ситуация, близкая к нарушению динамического равновесия между живыми системами и их внешними условиями обитания, ставящая под сомнение их выживание. Экологическая культура общества – это духовно-практическое явление, порожденное разрушительным воздействием общества на природу и выражающее качественный уровень развития общественного сознания и деятельности в интересах сохранения, восстановления и разумного использования окружающей среды. Экология – наука, изучающая взаимоотношения человека с окружающей его природной средой, включая рациональное использование природных ресурсов, их охрану и восстановление. Тесты для самоконтроля 1. Что означает философский термин «онтология»? а) учение о бытии; б) учение о познании; в) учение о человеке; г) учение об обществе. 2. Кто из философов первым поставил вопрос о том, что такое бытие? а) Гегель; б) Декарт; в) Фалес; г) Парменид. 3. Что такое «структура»? а) внешний вид объекта; б) материал, из которого состоит объект; в) совокупность устойчивых связей элементов системы; г) элементы, входящие в систему. 4. Каким термином называется необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов? а) движение; б) идеализация; в) развитие; г) синтез. 5. Как называется междисциплинарное направление научных исследований, изучающее закономерности и принципы самоорганизации сложных, открытых, нелинейных систем? а) апоретика; б) логистика; в) синергетика; г) эвристика. 6. Какое из перечисленных свойств пространства и времени присуще пространству, но не времени? а) длительность; б) необратимость; в) одномерность; г) трехмерность. 7. Что буквально означает греческое слово «диалектика»? а) искусство вести беседу; б) искусство запутывать собеседника; в) противоречие в рассуждениях; г) умение критиковать заблуждения. 8. Как называется совокупность наук о природе, использующих методы эмпирического исследования? а) гносеология; б) естествознание; в) натурфилософия; г) природопользование. 9. Каким понятием выражается необходимость не только природу приспосабливать к нуждам человечества, но и человечеству меняться ради сбережения природы? а) инволюция; б) коэволюция; в) революция; г) эволюция. 10. Как называется сфера взаимодействия общества и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития? а) атмосфера; б) батисфера; в) биосфера; г) ноосфера.
Л и т е р а т у р а: [5, с. 251–268; 6, с. 111–146, 175–207; 9, с. 435–521; 10, с. 274–352; 11, с. 74–191; 13, с. 61–74; 14, с. 155–234; 15, ч. 1, с. 184–410; 17, с. 200–228; 18, с. 427–569; 21, с. 361–432; 30, с. 339–405; 36, с. 175–189; 54, с. 120–136; 56].
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ
Т а б л и ц а 5.1. Глобальные проблемы современности
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы