Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Как называется умонастроение конца XX в., признающее плюрализм, равноправие множества сосуществующих картин мира, образов мысли и жизни, восприятие мира как хаоса?



а) постимпрессионизм;

б) постиндустриализм;

в) постмодернизм;

г) постпозитивизм.

 

Л и т е р а т у р а: [5, с. 269–334, 352–381; 6, с. 80–110; 7, с. 554–782; 8, с. 55–1005; 10, с. 137–243; 14, с. 87–133; 17, с. 318–354; 18, с. 29–38, 102–119, 134–142, 207–218, 311–325, 353–377, 472–485; 20, с. 240–241, 459–463, 683, 712–715, 812–819, 955–962, 1042–1050, 1128–1032; 1293–1297, 1305–1311; 21, с. 165–256; 30, с. 116–128, 192–262, 315–336; 33; 34, с. 244–261, 296–495; 35; 36, с. 123–152; 45; 50; 55, с. 53–197].
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ХIХ ВЕКА

ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

  СОВРЕМЕННАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ  


Т е м а 4. Философия и национальное

Самосознание. Философская мысль Беларуси

1. Основные этапы развития философской мысли в Беларуси.

2. Просветительская деятельность в период раннего Средневековья. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской мысли эпохи Ренессанса и Нового времени (Ф. Скорина, С. Полоцкий, К. Лыщинский).

3. Философия и развитие белорусского национального самосознания в начале ХХ в.

4. Философия, культура и общественная жизнь Беларуси в современных условиях.

 

Темы рефератов и докладов

 

1. Специфика и основные этапы развития философской мысли в Беларуси.

2. Философские взгляды Ефросиньи Полоцкой и Кирилла Туровского.

3. Мировоззрение Ф. Скорины как синтез национальной традиции.

4. Национально-освободительное движение и философская мысль Беларуси (К. Калиновский, Ф. Богушевич).

5. Идеи Возрождения и Просвещения в Беларуси (Ф. Скорина, А. Волан, С. Будный, С. Полоцкий, Г. Конисский, К. Нарбут).

6. Философия белорусского национального возрождения: проблемы и перспективы.

7. Проблемы белорусской идентичности в творчестве Я. Купалы и Я. Коласа.

8. Философско-историческая концепция И. Абдираловича: особенности и историческое призвание белорусского народа.

9. Художественная проза В. Быкова: война и экзистенциальный выбор человека в «пограничных ситуациях».

10. Философская мысль Беларуси в советский и постсоветский периоды.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные этапы развития философской мысли Беларуси. Что было характерно для каждого из них (тематика и проблемы, виднейшие представители)?

2. Почему философская мысль в Беларуси имеет ярко выраженный нравственный характер?

3. Что такое «стройный разум» в гносеологии К. Туровского?

4. В чем различие средневековой и ренессанской концепций человека у белорусских мыслителей?

5. Белорусский исследователь Возрождения С. А. Подокшин указывал, что «у рэнесансна-гуманiстычнай фiласофскай думцы Беларусi XVI–XVII ст. ст.…можна выдзелiць тры кiрункi – радыкальны рэфармацыйна-гуманiстычны, умераны рэфармацыйна-гуманiстычны i атэiстычна-гуманiстычны – у залежнасцi ад адносiн да папярэдняй культурна-фiласофскай i рэлiгiйна-тэалагiчнай традыцыi…». Что было характерно для каждого из этих направлений?

6. Ф. Скорина мудрость называл «мати всех добрых речей и учитель всякому доброму умению». Насколько подобная позиция перекликается с «этическим рационализмом» древнегреческого мыслителя Сократа?

7. Какое место отводил С. Полоцкий философии в жизни человека и государства?

8. Известный философ Ян Снядецкий в докладе «О философии», прочитанном в 1819 г. в Виленском университете, так характеризовал взаимоотношение философии и религии: «Религия как божье творение обошлась бы без всякой человеческой помощи, но как практикующаяся людьми требует против их двудушности и фальшивости помощи философии. Философия основывается на использовании разума в познании мира. Как религия, так и разум есть дары неба: поэтому они должны быть вместе и держаться один одного для сохранения общественного порядка, показывая человеку… те дороги, на которых он будет счастлив». Прокомментируйте, сколь рационально оправдана и жизнеспособна такая позиция.

8. Почему в Беларуси в конце XVIII – нач. XIX вв. широкое распространение получило учение физиократов? В чем его особенность?

9. Кто такие филоматы? Какие идеи, содержащиеся в их социально-политической программе, оказали влияние на формирование революционно-демократической идеологии в Беларуси?

10. Какие национальные проблемы были в центре внимания фило-

софии в Беларуси в начале ХХ в.? В чем философско-гносеологи-ческая и нравственно-эстетическая сущность воззрений Янки Купалы, Якуба Коласа, Максима Богдановича?

 

Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии

1. Объясните, как вы понимаете суждение: «Национальная философия – это относительно самостоятельная мировоззренческая система; вместе с тем она всегда выступает как процесс сложного взаимодействия локальных философских культур, в рамках которых под влиянием определенных факторов философ осуществляет свою творческую деятельность». Как это положение преломляется в истории философской мысли Беларуси?

2. Какие философские проблемы были центральными в творчестве Ф. Скорины? В чем актуальность его размышлений о счастье, свободе, государстве, благе, справедливости, правах человека, языке? Объясните в связи с этим его суждение: «Без мудрости и без добрых обычаев не есть мощно, почтиве жити людем посполитым на земли».

3. В чем смысл деизма К. Нарбута? Как им трактуется концепция вечного, неземного естественного права и как она согласуется с его представлениями о счастье, справедливости, свободе и воле человека? Исходите при этом из следующих его высказываний: 1) «Наш разум имеет определенные, присущие ему законы, в соответствии с которыми и поступает он в своих действиях»; 2) «…когда рассматриваем природу человека, мы не должны рассматривать его вне общества, а наоборот, как члена общества, и только тогда исследовать естественное право, только тогда применять его к обществу и ко всякому коллективу в частности»; 3) «Представления о всех предметах, которые только может иметь человек, приобретаются им благодаря обучению или применению этих предметов; ничего врожденного нет».

4. К. Лыщинский, написавший трактат «О несуществовании Бога», вследствие доноса был арестован, обвинен Варшавским сеймом в атеизме и приговорен к смертной казни. Можно ли, судя по содержанию сохранившихся фрагментов этой работы, считать его атеистом? В чем проявился, по Вашему мнению, гуманизм в его взглядах?

5. Что было характерно для философских взглядов ученых-естест-воиспытателей Горы-Горецкого земледельческого института (А. Советов, И. Стебут, А. Людоговский, А. Бажанов, М. Рытов), изложенных в их научных трудах?

6. Какие темы исследовались белорусскими философами во второй половине ХХ в.? Каковы перспективы развития философии в Республике Беларусь с учетом национально-философских традиций, связей с философскими культурами других народов и разнородных процессов в современной философии?

Глоссарий

 

Антитринитаризм – рационалистическое течение в эпоху белорусского Возрождения (С. Будный и др.), отрицавшее догмат обожественной Троице.

Гуманизм (от лат. человечность) – мировоззрение, которое основано на принципах равенства, справедливости, человеколюбия в отношениях между людьми. В отличие от западноевропейских у белорусских мыслителей эпохи Возрождения гуманизм сочетался с патриотизмом, не получил широкого развития принцип индивидуальной свободы, доминировали идеи права.

Идеология революционного демократизма получила развитие в Беларуси во второй пол. XIX – нач. ХХ вв.; разрабатывалась преимущественно в литературно-художественных произведениях и публицистике (Ф. Богушевич, М. Богданович, Тётка, Я. Купала, Я. Колас); ее существенная особенность – сфокусированность на вопросах освобождения народа (экономического, политического, национального и духовного), которые рассматривались в философском и нравственно-эстетическом контекстах проблем бытия (жизни) народа в целом и каждого человека в отдельности.

Западнорусизм – идеологическое течение в общественно-поли-тической мысли Беларуси XIX в., представители которого (И. Семашко, К. Говорский, М. Коялович) рассматривали Беларусь как западную часть России, а белорусов – как органично входящих в единый русский народ, хотя и имеющих самобытную историю и культуру.

«Променистые» – организация учащейся молодежи (1820 г.), которая своей главной целью считала «сохранять полезные отцов своих обычаи, любить природный язык и оному обучаться, иметь в памяти доблести и подвиги предков и подражать им по мере сил своих и состоянию».

Физиократы – представители направления в философской мысли Беларуси конца XVIII – нач. XIX вв. (И. Хрептович, И. Стройновский и др.), считавшие землю и труд на ней единственным источником богатства, а человека с его моралью – венцом и основой природы; рассматривали общество как естественный организм, разумное природное продолжение. Естественный порядок понимался как единство законов природы и общества.

Филареты (с греч. друзья добродетелей) – тайное общество 20-х гг. XIX в. в Вильно. Ставили задачи: дать «патриотически научное» образование молодежи Литвы и Беларуси, сохранить традиции польского языка и культуры. Находились под влиянием филоматов.

Филоматы (от греч. любители знания) – студенческоеобщество Виленского университета (О. Ежовский, Я. Чечет, А. Мицкевич и др.), члены которого выступали за национальное просвещение и воспитание молодежи в духе польской культуры. Изучали западноевропейских философов, ставили вопрос об отмене крепостного права.

Философия Беларуси – комплекс философских идей и представлений, сложившихся в Беларуси со Средневековья до настоящего времени.

Эклектика (от греч. выбираю, отбираю) – беспринципное, механическое соединение разных, часто не совместимых точек зрения и философских взглядов.

Эклектическая философия в Беларуси оформилась во второй половине XIX в. в лекционных курсах, читавшихся в Виленской академии (А. Скорульский, С. Шадурский, Б. Добшевич); представляла собой попытку совмещения философии и науки Нового времени с основными постулатами схоластики.

 

Тесты для самоконтроля

1. Какая направленность, по вашему мнению, доминировала на самом раннем этапе развития философской мысли Беларуси?

а) теологическая;

б) морально-этическая;

в) гуманистическая;

г) атеистическая.

2. Назовите имя мыслителя, с которым связано становление самобытной философской мысли Беларуси:

а) Ф. Скорина;

б) Е. Полоцкая;

в) К. Туровский;

г) Л. Сапега.

3. В произведениях Льва Сапеги получила обоснование идея:

а) патриотизма;

б) национального самосознания;

в) народного просвещения;

г) правового общества и государства.

4. Что Казимир Лыщинский считал основной причиной существования религии?

а) влечение человеческой души к нравственному идеалу;

б) естественный страх человека перед таинственными силами мира;

в) использование религиозной идеологии для власти над верующими;

г) наивность непросвещенных людей.

5. Выделите отличительную особенность религиозно-философских взглядов Сымона Будного, жившего во второй половине XVI в.:

а) антитринитаризм;

б) идеализм;

в) агностицизм;

г) наукоцентризм.

6. Кто из следующих мыслителей проявлял особый интерес к вопросам права?

а) К. Смолятич;

б) С. Будный;

в) А. Волан;

г) И. Абдиралович.

7. Определите временные рамки белорусского Просвещения:

а) XVII–XVIII в.;

б) XVIII в.;

в) сер. XVIII – нач. XIX вв.;

г) XIX в.

8. Основной целью общества филоматов было:

а) воссоздание Речи Посполитой;

б) национальное просвещение и воспитание молодежи в духе польской культуры;

в) независимость Беларуси;

г) свержение самодержавия.

9. Белорусское национальное самосознание – центральная тема творчества:

а) Е. Полоцкой;

б) К. Туровского;

в) Н. Гусовского;

г) А. Волана.

10. Работу «Адвечным шляхам. Дасьледзіны беларускага светапог-ляду» написал:

а) В. Конон;

б) Е. Карский;

в) И. Абдиралович;

г) В. Самойло.

 

Л и т е р а т у р а: [5, с. 452–467; 6, с. 66–73; 10, с. 263–273; 12, с. 133–148; 13, с. 53–60; 14, с. 133–154; 20, с. 139–140, 926–927, 1038; 22; 39; 43; 51; 54, с. 103–119].

 

2. Период Великого княжества Литовского (XIV–первая половина XVI вв.) Философия Ренессанса и Реформации Ф. Скорина, Н. Гусовский, В. Тяпинский, Л. Сапега, С. Будный, К. Лыщинский, М. Литвин, А. Волан (см. табл.)  

Т а б л и ц а 4.1. Основные направления белорусской философской мысли
(Возрождение, Реформация, Контрреформация)

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 1298; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь