Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Т е м а 6. Философская антропология



1. Основные стратегии осмысления природы человека в классической философии. Постклассические версии философских учений о че-ловеке. Разработка интегральной концепции человека в философской антропологии.

2. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности. Сущность и существование; свобода и ответственность. Проблема смысла жизни.

3. Деятельность как сущностная характеристика человека. Практика как материально-предметная деятельность. Духовная деятельность человека. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности.

4. Многомерность и системная природа сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание.

 

Темы рефератов и докладов

 

1. Философия человека в культурных традициях Запада и Востока.

2. Философское осмысление проблемы антропосоциогенеза и его естественнонаучные основания.

3. Возможности естественного отбора и генная инженерия.

4. Игра как феномен человеческого бытия.

5. Тема смерти и бессмертия человека в философии и науке.

6. Проблема свободы человека в условиях информационного общества.

7. Человек как деятельностное и творческое существо.

8. Язык как знаковая система и средство общения.

9. Ценности и нравственные императивы профессиональной деятельности.

10. Проблема искусственного интеллекта в современной философии и науке.

Контрольные вопросы и задания

 

1. Какой подход к пониманию человека представлен в высказыва-

нии: «…в своей действительности сущность человека есть совокупность всех общественных отношений» (К. Маркс)?

2. Прокомментируйте высказывание Э. Роттердамского: «Человек –

это некое странное животное, состоящее из двух или трех чрезвычайно разных частей».

3. Каждый ли человек – личность? Когда начинается и заканчивается процесс формирования личности? Какие вам известны типы личности? Состоялись ли вы как личность?

4. Что представляет собой внутренняя и внешняя, позитивная и негативная свобода? Приведите примеры.

5. Почему человек задается вопросом о смысле жизни? Как соотносятся цели и смысл жизни?

6. Какова структура человеческой деятельности? Чем отличается коммуникация от деятельности? Что общего и различного в материальной и духовной деятельности?

7. Каково содержание и функции процесса социализации? Какую роль в этом процессе играет образование?

8. Раскройте содержание положения: «Сознание не только отражает мир, но и творит его».

9. Каковы качественные отличия сознания людей от психики животных?

10. В чем, по-вашему, отличие содержания понятий: «бессознательное», «неосознанное», «подсознательное», «надсознательное»?

 

Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии

 

1. Б. Паскаль писал: «Природа человека состоит в том, чтобы все время идти вперед». Как вы понимаете эту мысль? Приведите собственные доводы о «незавершенности» и неисчерпаемости человека.

2. Э. Фромм так сказал о двойственности человеческой натуры: «Многие полагают, что люди – это овцы, другие считают их хищными волками». Б. Паскаль также говорил, что мы «не ангелы и не животные», а всегда находимся «между». Куда же движется человек, по вашему мнению? Аргументируйте свою точку зрения.

3. Поэт Н. Мартынов писал: «…И знаете, что значит быть свобод-ным? Ведь это значит быть за все в ответе». К какой философской интерпретации свободы близки эти строки? Согласны ли вы с поэтом?

4. Что такое творчество? Какие элементы творчества возможны в вашей будущей профессиональной деятельности?

5. Телепатия, телекинез, проскопия (видение будущего), экстрасенсорное восприятие, нейролингвистическое программирование, зомбирование личности… Что об этих явлениях говорит современная наука? Дайте оценку возможности подобных явлений с позиций различных подходов к сознанию.

 

Глоссарий

 

Архетипы – универсальные структуры человеческой психики, имеющие формальный характер и проявляющиеся всегда в связи с конкретным культурным содержанием.

Антропология философская – раздел философии, изучающий человеческое существование во всей его полноте, определяющий место и отношение человека к окружающему миру; философская школа (М. Шелер, А. Гелен и др.), считающая главной своей задачей восстановление целостного философского образа человека, а также объяснение из него и через него как собственно природы человека, так и окружающего его мира.

Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и неподдающихся контролю по крайней мере в данный момент.

Внимание – характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определенный объект.

Воля – способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.

Гоминидная триада – совокупность видовых изменений (прямохождение, формирование руки как органа труда, увеличение объема мозга), полагаемых в качестве факторов возникновения сознания человека.

Деятельность– специфически человеческая форма актив­ного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Духовность – гуманистическая ориентация индивидуального и об­щественного сознания, культуры; духовное в человеке – высший культурный слой социального.

Индивид –это человек как единичное природное существо, представитель вида Нomo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт.

Индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; качество, харак-

теризующее неповторимость личности и психики индивида.

Информация – сведения о чем-либо, которые используются для выработки поведения, для принятия решения, для управления или для обучения.

Коммуникация – социальное взаимодействие людей, представляющее собой процесс обмена информацией с целью поддержания межиндивидуальных связей.

Личность –это индивид, обладающий системой общественно значимых качеств, которые позволяют ему активно включаться в общественную жизнь.

Мозговой рубикон – объем мозга, равный 850 см3, полагаемый в качестве границы, по которой семейство гоминид выделяется из всего отряда приматов как положившее начало развитию сознания человека.

Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий.

Направленность личности – устойчивая система мотивов поведения и деятельности: интересы, убеждения, идеалы, вкусы и т. д.

Образование – социально-исторический механизм целенаправленной, системной передачи знаний от поколения к поколению.

Общественное сознание – это совокупность идей, взглядов, традиций, а также привычек и настроений людей, в которых отражается жизнь общества.

Отражение –это свойство материальных предметов, заключающееся в их способности воспроизводить в процессе взаимодействия внешние особенности и внутреннее строение других предметов, сохранять в себе эти отпечатки.

Отражение информационное – способность материальных объектов использовать следы взаимодействия для активной ориентации в действительности.

Память – способность к воспроизведению прошлого опыта; одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.

Практика – совокупность предметно-материальных действий че­ловека в отношениях с природой (производство, научный экспери­мент, наблюдение) и в социуме (классовая борьба, реформы и др.).

Психика – свойство высокоорганизованных живых существ актив­но отвечать на внешние воздействия с использованием субъективно усвоенной информации.

Самосознание –это выделение человеком себя из окружающего мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих действий, мыслей и чувств, желаний и интересов.

Свобода – способность человека к ответственному действию в соответствии со своими побуждениями, интересами и целями, а не под внешним принуждением.

Смысл жизни – предельное основание бытия человека, определяющее направленность самой жизни.

Сознание – высшая функция мозга, свойственная только людям и связанная с речью, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

Социализация –процесс и результат освоения и активного использования индивидом социокультурного опыта, осуществляемого в общении и деятельности; институты социализации – семья, школа, церковь, армия, СМИ, вуз и др.

Творчество– человеческая деятельность, направленная на достижение качественно нового результата, обладающего соци­альной значимостью и эстетическим совершенством.

Труд – целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда создает предметы, необходимые для удовлетворения своих потребностей.

Ценность – вовлеченная в сферу человеческих интересов и отно­шений положительная значимость для индивида какого-либо духов­ного явления или реального объекта.

Человек – высшая ступень развития живых существ; субъект культуры и активной деятельности, осуществляемой на основе таких важ-

нейших свойств, как труд, сознание, язык, творчество и свобода.

Эвтаназия – право, предоставленное человеку законом на добровольный уход из жизни при условии наличия неизлечимого заболевания.

Эмоциональная сфера – выражает состояние внутреннего мира человека, его личностное, субъективно-психологическое отношение к объекту внешнего мира, к другим людям, к самому себе; она включает: а) собственно чувства (радость, любовь, ненависть, отвращение, симпатия, антипатия); б) аффекты (ярость, ужас, отчаяние, предчувствие, галлюцинации, стрессы); в) страсти и эмоциональное самочувствие или настроение (веселое, подавленное); г) элементарные эмоции, связанные с сенсорными реакциями (голод, жажда, усталость).

Язык – система знаков, служащая средством общения, мышления и выражения чувств; с помощью языка сознание человека не только выявляется, но и формируется.

 

Тесты для самоконтроля

 

1. В философии какой эпохи впервые появилось понятие о человеке как «микрокосме»?

а) в античной философии;

б) в новоевропейской философии;

в) в ренессансной философии;

г) в средневековой философии.

2. В философии какой эпохи человек впервые представлен владыкой «над всею землею»?

а) в античной философии;

б) в новоевропейской философии;

в) в ренессансной философии;

г) в средневековой философии.

3. В философии какой эпохи появились механистические представления о человеке («человек-машина»)?

а) в античной философии;

б) в новоевропейской философии;

в) в ренессансной философии;

г) в средневековой философии.

4. Кто определил сущность человека словами: «...Сущность человека… есть совокупность всех общественных отношений»?

а) Демокрит;

б) К. Маркс;

в) Б. Спиноза;

г) Л. Фейербах.

5. Как называются ситуации в истории философии, когда на место натурфилософии или спекулятивной метафизики приходили учения, ставившие на первое место вопрос о человеке?

а) антропологический поворот;

б) коперниканская революция;

в) научная революция;

г) позитивная стадия.

6.Как называется процесс эволюционного формирования физического типа человека, его трудовой деятельности, речи и общества?

а) антропосоциогенез;

б) антропометрия;

в) антропоморфизм;

г) антропоцентризм.

7. Как называется воззрение, предполагающее во всем осуществление неотвратимой предопределенности, которая исключает свободный выбор человека и случайность?

а) волюнтаризм;

б) ригоризм;

в) фатализм;

г) холизм.

8. Вопрос об отношении сознания к чему марксисты считают «основным вопросом философии»?

а) вопрос об отношении сознания к бытию;

б) вопрос об отношении сознания к подсознанию;

в) вопрос об отношении сознания к труду;

г) вопрос об отношении сознания к языку.

9. Какой фактор сыграл, с точки зрения диалектического материализма, решающую роль в генезисе человеческого сознания?

а) комфортный климат;

б) перенаселение;

в) суровый климат;

г) труд.

10. Какое из направлений, занятых моделированием искусственного интеллекта, моделирует интеллектуальную деятельность человека с помощью вычислительных машин?

а) бионическое моделирование;

б) эвристическое программирование;

в) эволюционное моделирование;

г) киборгизация.

 

Л и т е р а т у р а: [5, с. 292–351; 6, с. 266–332; 9, с. 650–658, 717–721; 10, с. 353–406, 500–501; 11, с. 192–222, 262–288, 319–324; 12, с. 567–664; 14, с. 200–230, 365–374; 15, ч. 1, с. 412–477, ч. 2, с. 8–142; 17, с. 229–267; 21, с. 535–575; 28, с. 254–580; 30, с. 406–451, 473–484; 31; 35; 38; 41; 54, с. 137–163].

 

 

ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ

 

 

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.06 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь