Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


и конкуренции между различными элементами общества.



Политический процесс – совокупная деятельность социальных субъектов (индивидов, групп, классов, общностей), посредством которой происходит формирование, изменение, преобразование и функционирование политической системы общества.

Правовое государство – тип государства, при котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая правовая система и эффективная судебная власть.

Политическая сфера жизни общества – это сфера отношений между классами, нациями и другими большими социальными группами по поводу государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене.

Производительные силы – орудия и средства труда (средства производства), а также люди, участвующие в производстве.

Производственные отношения – совокупность отношений между людьми в процессе производства, в которой определяющими являются отношения к собственности на средства производства.

Символический интеракционизм Д. Мида – в этой теории социальная среда трактуется как результат взаимодействия людей, которые используют те или иные символы и значения для изменения этой среды. В поведенческих актах люди выступают своеобразными зеркалами друг для друга. Человек разгадывает значение поступка другого человека прежде, чем ответить на него. Чтобы поведение человека стало адекватным ситуации, он должен прежде всего научиться понимать и использовать символы.

Социальная сфера жизни общества – это область социальных отношений как отношений между более или менее широкими общностями людей (социальными слоями и группами, классами, нациями, народностями, коллективами и т. д.) и самими людьми, выступающими в качестве представителей этих общностей.

Социальная философия – это система наиболее общих теоретических знаний о закономерностях бытия, развития и познания общества.

Социальный институт – это совокупность устойчивых форм организации и регулирования общественных отношений.

Способ производства– исторически определенный способ добывания материальных благ; единство производительных сил и производственных отношений.

Стратификация –дифференциация какой-либо социальной общности на слои (страты) в их иерархическом ранге.

Структурный функционализм – теория и подход, считающие, что взаимосвязь общества в целом и его отдельных частей (например, социальных институтов) обеспечивается их самыми разнообразными функциями. Под функцией понимается такая зависимость в рамках данной целостности (системы), при которой изменения одного ее элемента оказываются производными (функцией) от изменений другого элемента.

Толерантность – терпимость к взглядам, нормам поведения, привычкам, отличным от тех, которых придерживается индивид или определенная общность людей.

Тоталитаризм – политический режим, характеризующийся контролем государства над всеми сферами жизни общества, в том числе и частной жизнью граждан. В тоталитарных системах государство возвышается над правом и регулирует по своему усмотрению все процессы, происходящие в общественной системе.

Экономическая сфера жизни общества – сфера деятельности и отношений, направленных на производство материальных благ и удовлетворение потребностей в них.

Тесты для самоконтроля

1. Общество как сложноорганизованная система является предметом исследования философской науки:

а) культурологии;

б) социальной философии;

в) гносеологии;

г) политологии.

2. Какой тезис выражает суть философского подхода к пониманию общества (социума)? Общество – это:

а) совокупность людей, проживающих на определенной территории;

б) союз людей, объединенных производственными, религиозными, национальными и другими связями;

в) специфический вид отношений между людьми;

г) обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

3. Какое воззрение на происхождение общества и государства получило распространение в Европе в эпоху Просвещения?

а) теория коммуникативного действия;

б) теория общественного договора;

в) теория общественно-экономических формаций;

г) теория этногенеза.

4. В марксизме утверждается, что структура общества вытекает из:

а) жизни людей согласно их речевым актам;

б) истолкования смысла социальных действий людей;

в) формы материального производства;

г) соответствующего общественного договора.

5. Назовите автора концепции социального действия:

а) К. Маркс;

б) Аристотель;

в) Платон;

г) М. Вебер.

6. Кто был основоположником исследовательской программы структурного функционализма?

а) Ф. Ницше;

б) К. Маркс;

в) Т. Парсонс;

г) Г. Плеханов.

7. Согласие с каким утверждением присуще географическому детерминизму?

а) законы развития общества отличны от законов природы;

б) географическая среда определяет политический строй, экономику, культуру и мораль живущего в ней народа;

в) географическая среда может лишь незначительно ускорить или замедлить ход исторического развития;

г) природная среда – необходимое условие существования людей.

8. Какие из перечисленных отношений не входят в производственные отношения?

а) отношения собственности;

б) правовые отношения;

в) отношения обмена;

г) отношения потребления.

9. К основным сферам (подсистемам) общества не относится:

а) социальная;

б) политическая;

в) научная;

г) экономическая.

10. Признание свободы личности в качестве важнейшей социальной ценности – это ядро идеологии:

а) коммунистической;

б) консерватизма;

в) либерализма;

г) социал-демократизма.

 

Занятие 2

 

1. Социальные отношения. Человек в системе общественных отношений. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция. Концепция ненасилия и социальные реформы. Роль народных масс и личности в истории. Феномен массового общества.

2. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

3. Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества. Философские основы психолого-педагогической культуры.

4. Техника и ее роль в истории цивилизации. Перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества.

 

Темы рефератов и докладов

1. Проблема субъекта общественного развития: народ, масса, толпа, элита, личность.

2. Трансформационное общество: особенности политических и идео-логических процессов (на примере Беларуси и России).

3. К. Ясперс: человек и история.

4. Особенности и формы молодежной субкультуры.

5. Проблема диалога культур: позитивные и негативные аспекты.

6. Культурно-цивилизационная специфика и перспективы развития Беларуси.

7. Виртуальные общности и их место в современном мире.

8. Белорусская культура: состояние, условия и предпосылки развития.

9. Техносфера и проблема ее гуманизации.

10. Концепция устойчивого развития и перспективы постиндустриальной цивилизации.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы особенности классического и неклассического этапов развития философии истории?

2. В чем отличие социальных законов от законов природы?

3. Что характерно для линейных и нелинейных интерпретаций истории?

4. Какие общественно-экономические формации вам известны? Что К. Маркс имел в виду под «азиатским способом производства»?

5. Раскройте суть формулы: «культура – это социальная наследственность».

6. Что такое «культурная диффузия»? Приведите ее примеры.

7. Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»?

8. Когда зародилась европейская техногенная цивилизация?

9. Прокомментируйте фрагмент, определив при этом круг проблем, связанных с развитием науки и техники. «В ходе истории бывают моменты сложного переплетения таких сил и обстоятельств, которые, по-видимому, в одинаковой мере способны привести и к катастрофе, и к скачку вперед. Сейчас мы, как кажется, на непродолжительное время вышли к развилке исторического пути».

10. По мере своего развития человечество должно становиться сильнее и умнее. Почему же тогда растут вероятность и масштабы техногенных катастроф?

 

Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии

1. Разные поколения и народы создают свои версии прошлого, опираясь на собственные представления, реальные факты и социальные мифы. Можно ли считать историю объективной наукой? Возможны ли в ней общечеловеческие конвенции в понимании узловых событий прошлого?

2. Поэт А. Вознесенский отмечал: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Какой критерий прогресса предлагает поэт? А какой критерий общественного прогресса могли бы предложить вы?

3. Западные сторонники теории лидерства, доказывают, что массы не могут совершать конструктивные действия без лидеров, вождей. Поэтому народ, конечно, творит историю, но не сам по себе, а под руководством вождей. При этом они (вслед за теоретиками волюнтаризма и «героической школы» в истории) считают, что лидер навязывает волю толпе, а другие полагают, что лидер делает то, что от него хочет толпа, что толпа выбирает лидером «Я–проекцию» и управляет лидером.

Дайте критическую оценку изложенной концепции.

4. Определите на основании фрагмента, в чем заключается специфика культуры.«Ни одной культуре пока еще не удавалось создать порядок, при котором человек формировался бы в нужном направлении, причем с самого детства».

5. В работе «Закат Европы» О. Шпенглер утверждал о полной противоположности русского и западного. Согласны ли вы с этой оценкой? Как вы оцениваете место белорусской культуры в системе славянской и общеевропейской культуры?

6. «Однажды возникнув, техника приобретает собственную инерцию развития, существенно влияющую на направленность, характер и темпы социальной эволюции». Прокомментируйте это положение.

 

Глоссарий

Антитехницизм – его представители Д. Бернал, А. Бергсон, Н. Бердяев, К. Ясперс, Э. Фромм и другие рассматривают технику и технологию как причину отчуждения человека, гибели культуры, уничтожения естественных основ человеческого существования вплоть до возможной деформации человечества, изменения его видовых признаков.

Волюнтаризм (во взглядах на общество)– это характеристика социально-политической практики, не считающейся с общественно-историческими законами и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих ее лиц.

Глобализация – определяющая тенденция современного общества, проявляющаяся во взаимозависимости стран мира на уровне всех сфер общественной жизни (политической, экономической, экологической, культурной и т. п.); масштаб этой взаимозависимости носит планетарный характер.

Диалог культур – процесс взаимного обмена и совершенствования культурных программ разных сообществ. Активизация взаимодействия различных обществ, начиная с XIX в., привела к формированию единого пространства диалога культур, затрагивающего практически все общества.

Духовная культура – деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, а также итоги этой деятельности; содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.).

Информационное общество (Е. Масуда, О. Тоффлер) – развившееся постиндустриальное общество, где ведущее место занимает инфосфера, определяющая развитие экономики, политики, культуры, тенденции изменения социальной структуры; главным общественным ресурсом такого общества становится знание.

Контркультура – совокупность социокультурных установок и ценностей, противостоящих принципам официальной культуры. Разновидности: молодежная и андеграунд.

Культура – это человеческий опыт, воплощаемый в программах поведения, ценностях, социальных нормах и знаниях, а также коды, посредством которых они передаются и воспроизводятся; это особое качественное состояние общества с определенными материальными и духовными показателями цивилизационного развития.

Линейные интерпретации истории – констатируют направленность и поступательность социокультурного развития общества. В зависимости от объяснения вектора этой направленности и характера смены состояний общества, различают «регрессизм» (Августин Аврелий, Ж. Ж. Руссо и др.) и «прогрессизм» (Г. Гегель, К. Маркс). В современных компромиссных вариантах подчеркивается роль социокультурных обстоятельств и возможность вариативного развития истории («Пределы роста» Д. Медоуза, концепция конфликта цивилизаций С. Хантингтона и др.).

Массовая культура охватывает разнородные явления культуры, получившие распространение в связи с развитием коммуникационных систем, глобализацией информационного обмена. Ориентирована на стандартное удовлетворение низкопробных вкусов и потребностей широких слоев общества.

Материалистическое понимание истории – марксистский принцип, утверждающий, что условия человеческой жизнедеятельности, общественное бытие определяют взгляды людей, их целевые установки, ценностные ориентиры и теории.

Материальная культура – деятельность по формированию «условий человеческого существования»; опредмеченные человеком в природном материале различные знания, умения, функции, направленные на удовлетворение потребностей, позволяющие людям адаптироваться к природным и социальным условиям жизни.

Мультикультурализм – концепция, которая рассматривает все культуры как равные и имеющие одинаковое право на жизнь; предлагается интеграция (объединение) культур без их ассимиляции (слияния).

Научно-техническая революция– ускоренное преобразование произ­водительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства.

Научно-технический прогресс– единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники.

Нелинейные интерпретации истории своим истоком имеют древние представления о круговороте событий и получили распространение в концепциях Просвещения в форме цивилизационно-цик-лической модели истории (Дж. Вико, И. Гете). В дальнейшем – это концепции культурно-исторических типов Н. Данилевского, «морфологии культуры» О. Шпенглера, «локальных» цивилизаций А. Тойнби.

Новация – процесс создания или спонтанного формирования новых культурных программ. Часто термином «новация» называются сами новые культурные программы.

Общественно-экономическая формация (в марксизме)исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии; смена формаций осуществляется через социальную революцию.

Общественные отношения – совокупность устойчивых взаимодействий между людьми, в которых они обретают свои ролевые и статусные характеристики, права и обязанности, определяющие порядок их взаимной связи, а также вытекающую из него систему взаимоожидаемых поведенческих реакций.

Посттехногенное (постиндустриальное) общество – общественный порядок, приходящий на смену индустриальному (техногенному) обществу. Д. Белл связывает его со сферой услуг, другие – с интеллектуальной сферой (наука, образование, здравоохранение), обслуживающей человеческий капитал в отличие от промышленных инвестиций; третьи – с постэкономическим человеком, ориентированным не столько на материальный уровень жизни, сколько на ее качество.

Провиденциализм – система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение.

Революция – коренное качественное изменение, глубокий прерыв непрерывности в развитии явлений природы (появление новой формы движения материи), в обществе (социальная, политическая и др.), в познании (революция в науке).

Социальный прогресс – это процесс направленного, поступательного и необратимого развития общественной жизни в целом или отдельных ее сторон.

Субкультура – способ существования культуры, связанный с особенностями жизнедеятельности отдельных социальных групп (молодежная, сельская, профессиональная и др.).

Техника– совокупность вещественных, энергетических и информационных систем, служащих в качестве средств разнообразной человеческой деятельности; рациональное поведение вообще.

Техногенная цивилизация – социокультурныйтип общества, главным стержнем которого является культ науки и техники.

Технократизм– направление в социальной философии, абсолютизирующее возрастающую роль техники и науки, специального знания в жизни современного общества.

Технология инструментальный способ рационального действия; включает в себя инструментальные системы, операциональные про­цедуры, технологический менталитет, информационные ресурсы.

Техносфера – часть биосферы, преобразованная людьми посредством воздействия технических средств.

Технофобия – общественное настроение, выражающее крайне критическое отношение к технике и результатам ее применения; буквальнобоязнь техники.

Традиция (культурная) – процесс сохранения и передачи значимых культурных программ от поколения к поколению, а также между различными сообществами. Зачастую термин «традиция» используется для описания самих сохраняемых и передаваемых программ.

Фатализм – философская концепция, согласно которой мировой процесс, включая жизнь человека и развитие общества, предопределен высшей волей, роком, судьбой.

Цивилизация – многозначный философский термин, который используется в деятельностном подходе для обозначения материального аспекта жизни общества. В некоторых концепциях цивилизация обозначает этап развития общества, следующий за варварством (Л. Г. Морган, Ф. Энгельс). О. Шпенглер определяет цивилизацию как стадию омертвения и деградации живого организма культуры. В ряде социально-философских концепций цивилизация рассматривается как совокупность культур, связанных едиными теоретико-мировоззренче-скими основаниями (например, православная, западная и мусульманская цивилизации). Иногда цивилизация предстает как синоним культуры.

Элиты – высшие слои общества, занимающие ключевые позиции в различных сферах жизнедеятельности общества – политической, экономической, военной, технической, интеллектуальной и других, обычно имеющие ряд явных и неявных привилегий.

Тесты для самоконтроля

1. Фактору случайности в саморазвитии общества основное значение придает современное направление:

а) герменевтика;

б) структурализм;

в) феноменология;

г) синергетика.

2. Кто осуществил разработку материалистического понимания истории, учения об общественно-экономических формациях?

а) Л. Фейербах;

б) К. Маркс;

в) М. Вебер;

г) Г. Гегель.

3. Кто из перечисленных мыслителей рассматривал историю как рождение и гибель этносов?

а) Аристотель;

б) Г. Гегель;

в) Л. Гумилев;

г) К. Маркс.

4. Кто с точки зрения исторического материализма является творцом истории, ее субъектом?

а) интеллигенция;

б) народные массы;

в) правители, вожди;

г) революционеры.

5. Кто из нижеприведенных мыслителей разрабатывал линейную интерпретацию истории?

а) Г. Ф. Гегель;

б) Л. Г. Гумилев;

в) Н. Я. Данилевский;

г) О. Шпенглер.

6. Кто из нижеприведенных мыслителей разрабатывал нелинейную интерпретацию истории?

а) Г. Гегель;

б) Ж. Кондорсе;

в) К. Маркс;

г) О. Шпенглер.

7. Коренное изменение всех сторон общественной жизни называется:

а) реформой;

б) инновацией;

в) революцией;

г) стагнацией.

8. Как называется философская концепция, интерпретирующая культуру как совокупность всех ценностей, созданных человечеством?

а) аксиологическая концепция культуры;

б) деятельностная концепция культуры;

в) игровая концепция культуры;

г) семиотическая концепция культуры.

9. Какая стратегия в отношениях между культурами признается в современной философии наиболее разумной?

а) диалог культур;

б) нивелировка культур;

в) поглощение культур;

г) слияние культур.

10. На каком этапе цивилизационного развития находится Республика Беларусь?

а) аграрном;

б) индустриальном;

в) научно-техническом;

г) постиндустриальном.

 

Л и т е р а т у р а: [2; 3; 4; 5, с. 402–452; 6, с. 333–420; 9, с. 678–845; 11, с. 485–513, 590–605; 12, с. 437–566; 15, ч. 2, с. 144–585; 19, с. 20–40, 70–99, 144–231, 262–347; 23; 24, с. 6–191, 363–481; 25, с. 23–215, 266–377; 27; 28, с. 123–250; 29; 38; 40; 44; 47; 52; 53; 54, с. 186–254; 57].

 

 

СОСТАВ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

 

 

Т а б л и ц а 8.1.Основные подходы к определению культуры

 

 

ПОДХОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
    ПРЕДМЕТНЫЙ Культура есть все, что создано человеком; продукты человеческой деятельности – мера опредмеченных сущностных сил человека  
    ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ Культура – это интегративная качественная характеристика любых форм и результатов человеческой активности, задающая ее границы, определяющая ее возможности и придающая ей смысл и значимость в социуме
  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ Культура – это совокупность средств и механизмов для решения проблем, с которыми сталкивается ее носитель; она вкладывает в различные виды активности апробированные, типологизированные и в той или иной степени институциализированные программы деятельности
  ИГРОВОЙ Культура – это самоценная игра, организующая уже имеющиеся содержания, порождающая новые мысли и возможные схемы взаимодействия; быть в поле культуры, значит играть по принятым правилам; правила можно менять, но нарушение принятых правил чревато выпадением из культуры
    СЕМИОТИЧЕСКИЙ (СИМВОЛИЧЕСКИЙ) Культура формируется и развивается в особом знаковом пространстве и является знаковым механизмом передачи опыта; в основе культурного взаимодействия лежит понимание символов и умение ими оперировать
  АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ Культура конституируется определенной структурированной системой материальных и духовных ценностей, признаваемой тем или иным социумом
  ГУМАНИТАРНЫЙ Культура – процесс совершенствования человека, «мера человеческого в человеке»
    ДИАЛОГОВЫЙ Культура – это многоуровневое, полифункциональное, самоорганизующееся образование, в котором происходит постоянный полилог традиций и содержаний не только в пространстве, но и в исторической ретроспективе
    СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ Культура – социализирующая система, вне которой человек не может выстраивать свои деятельностные и коммуникативные стратегии  

ЛИТЕРАТУРА

З а к о н о д а т е л ь н ы е и н о р м а т и в н ы е а к т ы

 

1. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //minsk.gov.by. – Дата доступа: 10.10.2012.

2. Государственная программа устойчивого развития села на 2011–2015 годы / отв. за выпуск А. П. Курдеко. – Горки: БГСХА, 2011. – 99 с.

3. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь, 2008. – 64 с.

4. Л у к а ш е н к о, А. Г. Наш исторический выбор – независимая, сильная и процветающая Беларусь: Доклад Президента Республики Беларусь на четвертом Всебелорусском народном собрании / А. Г. Лукашенко // Беларусь сегодня. – 2010. – 7 дек. – С. 1–9.

 

О с н о в н а я

 

У ч е б н и к и и у ч е б н ы е п о с о б и я

 

5. В и ш н е в с к и й, М. И. Философия: учеб. пособие / М. И. Вишневский. – Минск: Вышэйш. шк., 2008. – 479 с.

6. К а л м ы к о в, В. Н. Основы философии: учеб. пособие. – 2 изд. / В. Н. Калмыков. – Минск: Вышэйш. шк., 2008. – 431 с.

7. С к и р б е к к, Г. История философии: учеб. пособие для студентов вузов / Г. Скирбекк, Н. Гилье / пер. с англ. В. И. Кузнецова; под ред. С. Б. Крымского. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2008. – 799 с.

8. Современная западная философия: учеб. пособие / В. Л. Абушенко [ и др.]; под общ. ред. Т. Г. Румянцевой. – Минск: Книжный дом, 2009. – 1024 с.

9. Философия: учебник для вузов / под общ. ред. В. В. Миронова. – Москва: Норма, 2005. – 945 с.

10. Философия: учебник для высш. учебн. заведений / под общ. ред. Я. С. Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. – 624 с.

11. Философия: учебник для высш. учебн. заведений / под ред. Ю. А. Харина. – Минск, 2008. – 448 с.

12. Философия: учебник / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2005. – 828 с.

13. Философия: учеб.-метод. комплекс / А. И. Зеленков [и др.]; под ред. А. И. Зеленкова. – Минск: БГУ, 2003. – 162 с.

14. Философия: учеб. пособие / В. К. Лукашевич, Д. В. Баташев, А. А. Бородуля
[и др.]; под ред. В. К. Лукашевича. – Минск: БГЭУ, 2012. – 463 с.

 

Х р е с т о м а т и и и а н т о л о г и и

 

15. Мир философии: книга для чтения. В 2 ч. – М.: Политиздат, 1991. – Ч. 1. – 672 с. – Ч. 2. – 624 с.

16. Хрестоматия по философии: учеб. пособие для высш. учебн. заведений. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997. – 544 с.

17. Хрестоматия по философии: учеб. пособие / отв. ред. и сост. А. А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – 416 с.

18. Хрестоматия по философии: учеб. пособие / сост. П. В. Алексеев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 576 с.

19. Философия истории: антология: учеб. пособие для студентов гуманит. вузов / сост. ред. и вступ. ст. Ю. А. Кимелёва. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 361 с.

 

И н ф о р м а ц и о н н о - с п р а в о ч н ы е и з д а н и я

 

20. История философии: Энциклопедия. – Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. – 1376 с.

21. Философия. Справочник студента / Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцов. – М.: Фило-логическое общество «Слово», 2000. – 672 с.

22. Франциск Скорина и его время: Энциклопедический справочник. – Минск:
БелСЭ, 1990. – 631 с.

 

Д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а

 

23. Б а б о с о в, Е. Дихотомия моделей мироустройства в ХХI веке / Е. Бабосов // Беларуская думка. – 2011. – № 10. – С. 66–70.

24. Б а б о с о в, Е. М. Основы идеологии белорусского государства: курс лекций / Е. М. Бабосов. – Минск: Амалфея, 2012. – 212 с.

25. Б а р у л и н, В. С. Социальная философия: учебник / В. С. Барулин. – Изд. 2-е. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 560 с.

26. Белорусский путь / под ред. О. В. Пролесковского и Л. Е. Криштаповича; Информ.-аналит. центр при Адм. Президента Респ. Беларусь. – Минск: [б.и.], 2010. – 495 с.

27. Б е л я к о в и ч, Н. Дорогу среднему классу / Н. Белякович // Беларуская думка. – 2012. – № 12. – С. 52–59.

28. Б е р д я е в, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. – М.: Изд-во «Правда», 1989. – 608 с.

29. В а с и л е н к о, И. А. Политическая философия: учеб. пособие / И. А. Василенко. – М.: Гардарики, 2004. – 240 с.

30. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / авт. кол.: Фролов И. Т. [и др.] – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2007. – 822 с.

31. В о р о н е н к о, А. И. Образование как социальный институт: теоретико-методологические проблемы изучения / А. И. Вороненко // Философия и социальные науки. – 2010. – № 2. – С. 61–65.

32. Г о р е л о в, А. А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для вузов / А. А. Горелов. – М.: ООО «Изд-во Асбрель»; ООО «Изд-во АСТ», 2004. – 380 с.

33. Г у с с е р л ь, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль // Вопросы философии. – 1992. – № 7. – С. 136–176.

34. История мировой философии: учеб. пособие / А. И. Алешин [ и др.]; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Спиридоновой. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. – 494 с.

35. К а м ю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / А. Камю; пер. с фр. – М.: Политиздат, 1990. – 415 с.

36. К а н к е, В. А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В. А. Канке // Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2003. – 376 с.

37. К и р в е л ь, Ч. Драма противостояния / Ч. Кирвель // Беларуская думка. – 2011. – № 2. – С. 76–85. – № 3. – С. 111–120.

38. К л и м е н к о, С. Internet: среда обитания информационного общества / С. Клименко, В. Уразметов. – М.: РЦФТИ, 2005. – 308 с.

39. К о з е л, А. А. Философская мысль Беларуси: учеб. пособие / А. А. Козел. – Минск: Амалфея, 2004. – 352 с.

40. М а р к с, К. К критике политической экономии. Предисловие. – К. Маркс, Ф. Эн- гельс. Сочинение. – Т. 13. – С. 489–499.

41. М а т о р и н а, Л. Е. Философская антропология: учеб. пособие для вузов / Л. Е. Ма-

торина. – М.: Академический проект, 2009. – 270 с.

42. М и р о н о в, В. В. Философия и Слово (или Еще раз о специфике философии) / В. В. Миронов // Философские науки. – 2012. – № 1. – С. 4–27.

43. Национальная философия в современном мире: сб. науч. ст. / Ин-т философии НАН Беларуси. – Минск: Право и экономика, 2010. – 143 с.

44. Н е х а й, В. Н. Глобализация: проблема концептуальной и исторической эволюции / В. Н. Нехай // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». – 2011. – № 3. – С. 106–112.

45. Н и ц ш е, Ф. Сочинения: в 2 т. / Ф. Ницше; пер. с нем. – М.: Мысль, 1990. – Т. 2. – 829 с.

46. О р т е г а -и- Г а с с е т, Х. Эстетика. Философия культуры / Х. Ортега-и-Гассет. – М.: Искусство, 1991. – 588 с.

47. С т е п и н, В. С. Научная рациональность в техногенной культуре: типы и историческая эволюция / В. С. Степин // Вопросы философии. – 2012. – № 5. – С. 18–25.

48. Т е р е щ е н к о, О. В. Коммуникация как поле профессиональной деятельности / О. В. Терещенко // Философия и социальные науки. – 2011. – № 3–4. – С. 3–28.

49. Т о й н б и, А. Дж. Цивилизация перед судом истории: сборник / А. Дж. Тойнби; пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Айрэс-пресс, 2003. – 592 с.

50. У с о в с к а я, Э. А. Постмодернизм: учеб. пособие / Э. А. Усовская. – Минск: ТетраСистемс, 2006. – 256 с.

51. Філасофская і сацыялагічная думка ў Беларусі. – Горкі: БГСХА, 1992. – 48 с.

52. Философия техники в ФРГ: пер. с нем. и англ. – М.: Прогресс, 1989. – 528 с.

53. Ф у к у я м а, Ф. Будущее истории / Ф. Фукуяма [Электронный ресурс] // Ми-ровой кризис. – Режим доступа: http: //worldcrisis.ru/crisis/948519. – Дата доступа: 15.06.2013.

54. Ч у е ш о в, В. И. Философия: курс лекций / В. И. Чуешов, И. И. Таркан. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 272 с.

55. Ш а п о в а л о в, В. Ф. Основы философии. От классики к современности: учеб. пособие для вузов / В. Ф. Шаповалов. – М.: «ФАИР-ПРЕСС», 1998. – 576 с.

56. Э н г е л ь с, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / Ф. Энгельс // Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – Т. 21. – С. 269–317.

57. Я с п е р с, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс; пер. с нем. – 2-е изд. – М.: Республика, 1997. – 527 с.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение..……………………………………………………………………………..….3

МОДУЛЬ 1.Философия в исторической динамике культуры (темы 1–4)……………5

Т е м а 1. Философия как социокультурный феномен………………………………....5

Т е м а 2. Исторические типы классической философии……………………………..18

Занятие 1. ………………………………………………………………………………...18

Занятие 2. ………………………………………………………………………………...24

Т е м а 3. Становление и основные направления неклассической философии.……41

Занятие 1. ………………………………………………………………………………...41

Занятие 2. ………………………………………………………………………………...46

Т е м а 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль

Беларуси………………………………………………………………………………......57

МОДУЛЬ 2. Основные проблемы современной философии (темы 5–8) ……………65

Т е м а 5. Философия бытия ……………………………………………………………65

Т е м а 6. Философская антропология ………………………………………………... 77

Т е м а 7. Теория познания и философия науки ………………………………………89

Т е м а 8. Социальная философия ……………………………………………………..98

Занятие 1. ………………………………………………………………………………...98

Занятие 2. …………………………………………………………..…………………..105

Литература ………. …………………………………………………………………….120

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.138 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь