Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Половые извращения (перверсии, парафилии). Ретифизм. Трансвеститский фетишизм



Большую, отдельную группу нарушений влечений (в том числе и импульсив­ных) составляют половые извращения (перверсии, парафилии). Данная патология многократно и многостранично описана в специальной литературе, начиная от Р. Краффт-Эбинга и кончая последними монографиями А.А. Ткаченко (Сексу­альные извращения — парафилии. — Москва, 1999). Парафилии изучали и изуча­ют с различных точек зрения — психиатрической, психологической, судебно­психиатрической, литературно-эстетической и т.д. Необходимо отметить, что в художественной литературе, особенно в детективах последних лет, эта тема не­щадно эксплуатируется, на страницах книг встречаются монстры, почище Чика- тилло, но неизменно ощущается привкус и налет некоего романтизма, своеобраз­ного жонглирования кровавыми сценами насилия над духом и плотью человека. Между тем некоторые парафилии в реальной жизни предстают значительно про­ще, страшнее и отвратительнее. Мы сознательно не будем рассматривать патоге­нетические и этиологические аспекты парафилий. Начинающему врачу для ос­мысления их клинической картины вполне достаточно будет освоить феномено­логическую картину данной патологии, на основе чего каждый сможет самостоятельно углублять свои знания, тем более что массовым тиражом вышло прекрасное классическое руководство Р. Краффт-Эбинга, которое студенты 60-70-х годов XX столетия могли встретить только в областных библиотеках и только на немецком языке с описанием клинических случаев языком старой латыни. От парафилий следует отличать симптом насильственной непреодолимости влечений (Гуревича—Голант—Озерецковского) — приступообразно возникающее непреодолимое влечение (стремление кого-нибудь задушить, выкрикивать не­цензурные, ругательные слова, покупать лишние вещи и т.д.). Больные осознают нелепость своих влечений, неправильность поведения, но преодолеть их не мо­гут. Встречается при тяжелых органических заболеваниях головного мозга - хро­ническом течении эпидемического энцефалита, опухолях и травмах головногомозга. От парафилий следует также отличать псевдопарафилии, когда сексуаль­ные нарушения являются симптомом хронического психического заболевания, например шизофрении.

Итак, согласно МКБ-10, данная группа психических нарушений именуется расстройствами сексуального предпочтения (парафилии). Проще всего изучать эти расстройства, идя вслед классификации.

Фетишизм (F65.0) — нарушение сексуального предпочтения, при котором че­ловек использует неодушевленные предметы для возбуждения или усиления сек­суального удовлетворения. Чаще всего данные предметы связаны с противопо­ложным полом или тем полом, который является для пациента сексуально значи­мым: предметы одежды, чаще нижнего белья, предметы интимного туалета, разного рода парфюмерные и косметические средства, непосредственно связан­ные с интимной жизнью или интимным туалетом человека. Иногда это могут быть нейтральные предметы, но получающие при конкретной жизненной ситуа­ции особое сексуальное значение.

Так, например, один молодой человек, точно выполняя рекомендации популярной эн­циклопедии, с первой брачной ночи использовал обычную подушку, которую подкладывал под таз своей партнерши. Вскоре одна подушка сама по себе стала вызывать у него в от­сутствие жены сексуальное возбуждение. На протяжении 3мес. отъезда жены в учебную командировку, почти ежедневно, манипулируя подушкой, он совершал мастурбацию. Пос­ле возвращения жены из командировки он оказался несостоятельным, так как обстанов­ка случившейся близости исключала использование этой конкретной подушки — скорее всего это был случай транзиторного фетишизма.

В судебно-психиатрической практике фетишизм встречается в случаях совер­шения кражи фетиша.

Ретифизм. Разновидность фетишизма. Название пошло от Ретиф де ля Брето­на, писателя Франции, запечатлевшего эротические сцены любования мужчина­ми ножками и туфельками героинь. Лица, страдающие ретифизмом, стремятся завладеть привлекательной женской обувью.

По одному из таких случаев нами проводилась АСПЭ.

Мужчина сорока с лишним лет, имеющий жену и двоих детей, был пойман с поличным на балконе пятого этажа при совершении кражи выстиранного женского белья. Стои­мость похищенного обозначалась символической ценой. Как выяснилось, испытуемый ре­гулярно совершал кражи женского интимного белья. Сначала с веревок во дворах, где оно сушилось. Но так как во дворах сушилось только «приличного» вида белье, оно перестало с какого-то времени его удовлетворять, ибо ему для достижения возбуждения требовалось женское белье со следами ежемесячных женских «праздников». Именно такое белье и фи­гурировало в уголовном деле, вызывая своим фотографическим изображением недоумение и смех у следственных работников... В одной из школ небольшого городка регулярно совер­шались кражи женской обуви. Удивление вызывало то обстоятельство, что выбор обуви был необычным для вора. Исчезали не только не новые и не дорогие модели, а, как правило, старые, долго носимые, хозяевами которых оказывались сотрудницы школы и ученицы. Следователи обратили внимание еще на одно странное обстоятельство - все потерпев­шие проживали в старых бараках, где отсутствовало водоснабжение, а следовательно, возможность должного гигиенического поведения была, мягко говоря, затруднена. Все объяснилось, когда был пойман с поличным сторож школы, который, согласно его объясне­ниям, в качестве фетиша использовал женскую обувь с максимально имеющимся запахом пота ног.

Трансвеститский фетишизм (фетишистский трансвестизм) (F65.1). Использова­ние одежды противоположного пола с целью изменения собственного внешнего вида — это еще не фетишизм. Трансвеститский фетишизм — не просто использо­вание предметов туалета или одежды противоположного пола, а преобразование собственного облика с целью придания ему качеств представителя противопо­ложного пола.

Один молодой человек в ранней юности забирался в девичью раздевалку, снимал с веша­лок трико, школьные платья, колготки, прижимал эти предметы к себе и онанировал. К концу школьных лет он попробовал на несколько минут надевать девичью одежду и од­нажды был застигнут за этим занятием, что вызвало необыкновенный скандал. В это время, когда на него особенно сильно кричала учительница по физкультуре, он испытал сильный оргазм и эякулировал. Устроившись работать на завод, он один-два раза в месяц «случайно» забредал в женские раздевалки, душевые, переодевался в женскую одежду и мастурбировал. У него был в жизни период сожительства с гражданской женой. Снача­ла она с большим недоумением воспринимала его «капризы», затем привыкла и полагала чудачеством его стремление надеть на себя перед интимной близостью ее лифчик, ночную рубашку и большие пушистые тапочки.

Очень близко к фетишизму, но отличающееся от него, примыкает нарушение сексуального влечения, именуемое парциализм. Человек удовлетворяет свои сек­суальные потребности, видя или взглядывая на определенные части тела полово­го партнера — ногу или ягодицы, живот или бедро. В отличие от парциализма, при фетишизме не требуется наличие или присутствие партнера, его место зани­мает фетиш, символизирующий гениталии.

Эксгибиционизм и Вуайеризм

Эксгибиционизм (F65.2). Стремление к внезапному, неожиданному обнаже­нию своих половых органов перед лицом противоположного пола, чаще в каких- либо общественных местах, с целью достижения полового возбуждения и получе­ния сексуального удовлетворения. Необходимо отличать от часто возникающих сцен публичного обнажения половых органов сильно пьяными людьми при отп­равлении физиологических потребностей. Эксгибиционисты нередко бывают умственно отсталыми людьми.

В окнах медицинского училища, где обучаются в подавляющем большинстве девушки, несколько раз показывался парень со спущенными штанами, выставивший напоказ свое мужское достоинство. В классе поднимался крик, смех, визг. Парень с довольной физионо­мией соскакивал с окна и совершал под окнами училища публичный онанистический акт. Его пытались привлечь к уголовной ответственности за хулиганство, он был признан невменяемым вследствие выраженной дебильности.

Как правило, эксгибиционизм не сочетается с половым насилием. Чаще встречается у мужчин. Дифференцировать эксгибиционизм у женщин с распу­щенным или хулиганским поведением бывает очень сложно, ибо без личного рассказа об испытанном половом удовлетворении это сделать почти невозможно.

Девушка с имбецильностъю, деревенская «дурочка Маша», идя по улице, встречая пар­ня или мужчину, внезапно распахивала свой грязный халатик и выставляла напоказ свои прелести. Парни или мужчины шарахались в сторону, а она начинала хохотать.

Что это? Психиатру нужно стремиться осторожно наклеивать диагностичес­кие ярлыки. Скорее всего, больная с имбецильностью демонстрировала социаль­но-педагогическую запущенность, сочетающуюся с умственной отсталостью. Еще более осторожными необходимо быть в случаях якобы вуайеризма.

Вуайеризм (F65.3). Внезапно возникающее или постоянное стремление под­глядывать, подсматривать за людьми, совершающими половые акты, за одева­нием, раздеванием или пребыванием в обнаженном состоянии лиц противопо­ложного пола. Как правило, этот поступок заканчивается половым возбуждени­ем и совершением мастурбационного акта. Почему мы оговорились об осторожности? В подростковом возрасте, в период юношеской гиперсексуаль­ности, стремление подглядывать за лицами противоположного пола есть сос­тавная часть нормального полового созревания. Мальчишки, подглядывающие за женщинами, моющимися в бане, засматривающиеся в дырочки в обществен­ных туалетах, душевых раздевалках и бассейнах на раздевающихся, одевающих­ся девочек и девушек, — это будущие мужчины, и они неминуемо должны прой­ти период полового любопытства и сексуальной любознательности при своем взрослении. То же самое относится к частым случаям, когда взрослеющие братья заглядывают под одеяло своих ровесниц сестер, залезают на кухне на та­буретки и заглядывают в оконце ванной комнаты на процесс мытья под душем сестры, ее подружек или даже собственной матери. Вуайеризм встречается, на­верное, заметно реже, чем принято думать. Многие случаи могут расцениваться как псевдовуайеризм, как продолжение практики просмотра порнографических фильмов или картинок.

Однажды на «телефон доверия» обратился молодой мужчина с вопросом, здоров ли он. Время от времени наряду с регулярной интимной жизнью с женой он просматривал с целью усиления собственной мужской силы порнографические кассеты. После очередно­го шедевра, содержанием которого были многократные половые акты между героями, со­вершаемые «на природе», на капоте автомобиля и внутри кабины, он решил посмотреть, как же это происходит в жизни. Он отправился в известное в городе место отдыха — на­бережную городского пруда, на которой в ночное время скапливалось немало автомашин для проведения отдыха на свежем воздухе. В некоторых таких машинах происходили сви­дания мужчин с представительницами древней профессии. Заметив в ночной темноте иномарку с включенным в салоне светом, он подошел к машине и через стекло отсмотрел в реальном исполнении то, что за несколько часов до этого видел в порнофильме. Несмот­ря на использование партнерами довольно нетрадиционных и рискованных позиций ин­тимной близости, реальность оказала на зрителя парадоксальное гнетущее действие. Не возникло не только возбуждения, а более того, ему было, как он утверждал, весьма про­тивно наблюдать это зрелище, так как он невольно заметил отталкивающие детали происходящего. У мужчины был большой живот, кривые, волосатые ноги, а у «девочки» на голенях виднелись варикозные узлы. Когда сквозь скрип амортизаторов он услышал хлюпа­ющие звуки фрикций под аккомпанемент притворных стонов, у него появилась тошнота, и его вырвало в прибрежные кусты. Последнее обстоятельство его настолько сильно ис­пугало, что он отважился позвонить врачу.

Конечно же, это приключение никакого отношения к вуайеризму не имеет, а является дурным экспериментом, поставленным самим пострадавшим. Дважды в практике АСПЭ мы встречались с настоящим вуайеризмом.

В первом случае средних лет мужчина, ранее судимый, был задержан при следующих обстоятельствах. Он заходил в детскую музыкальную школу, расположенную в районе ле­сопосадки, проходил по первому этажу к туалету, дожидался, когда в туалет заходит девочка, и спустя минуту резким движением открывал дверь, обрывая шпингалет. Девоч­ки начинали кричать, а он убегал из школы. При рассказе о случившемся (привлекали его по статье «хулиганство») он сообщал, что испытывал при быстром оглядывании сидящей на унитазе девочки сильное половое возбуждение. Во втором случае мы встретились с со­четанием вуайеризма с особым вариантом садизма, описанным у Краффт-Эбинга, — так называемым «пачканьем женщин». Мужчина, работавший на большом заводе, заходил в одну из кабинок туалета, в которой заранее были просверлены две дырочки. Через одну из них он в момент, когда женщина, находящаяся в соседней кабинке туалета, поднимала подол юбки или платья, обрызгивал ее с помощью шприца соляной кислотой. При этом че­рез вторую дырочку он прицеливался, стараясь попасть на капроновые чулки или колготы. Он испытывал «грандиозное возбуждение» именно в тот момент, когда видел расползаю­щиеся под действием кислоты чулки и слышал крик женщины.

Педофилия

Педофилия (F65.4). Постоянное или преобладающее предпочтение и исполь­зование в качестве сексуального партнера или в качестве стимулятора сексуаль­ной активности детей или половозрелого субъекта, имеющего физические дан­ные, равнозначные детским. Нередко встречается у отчимов, реже — у биологи­ческих отцов. Нередко среди педофилов регистрируются лица, ранее судимые за насильственные действия сексуального характера. Педофилия, как и садизм, не­однократно описывалась в художественной литературе. Вновь повторимся, что романтическая любовь Гумберта к Лолите, описанная гениальным В. Набоко­вым, далека от реальной жизни педофилов, во всяком случае в практике АСПЭ встречаются совсем иные человекообразные существа.

В одном из последних детективов П. Дашковой «Вечная ночь» врач-психиатр, изучаю­щий психопатологию педофила, довольно талантливо и реалистично описывает педофи­ла, депутата Государственной думы, торговца детским порно и психически больного, убивающего девочек, в развратных телах которых находятся ангелы. Он выпускает анге­лов на волю, убивая испорченные, извращенные девичьи тела.

Несколько раз мы сталкивались с педофилией в практике АСПЭ; один раз на «телефон доверия» обратилась «законный представитель» так называемого потер­певшего.

Лет десять назад на АСПЭ был доставлен пожилой мужчина, проведший в местах, не столь отдаленных, более тридцати лет своей жизни. Он был страшно неряшлив. Волосы, слипшиеся в один комок, грязное затасканное пальто. Возле одной из городских школ он поджидал девчушек, возвращавшихся домой, протягивал им конфетки, а затем предлагал поглядеть на диковинные карты с порнографическими картинками. Одна из девчушек рассказала матери о случившемся. Следующим вечером в кустах засел ОМОН, педофил был арестован. Он ничего не совершил, его привлекали за попытку педофилического акта, хотя, строго говоря, и попытки-то не было. Но при беседе он сообщил, что действитель­но ранее имел интимные отношения с девочками от 12 до 16 лет.

Из литературы известно, что правонарушители, совершившие сексуальные злоупотребления с детьми, делятся [Groth, 1979] на фиксированных и регрессив­ных правонарушителей. К первой группе относятся педофилы с задержанным пси­хосексуальным развитием, предпочитающие в качестве половых партнеров детей. Они способны к половым отношениям со взрослыми, но предпочитают детей. Вторую группу составляют, как правило, вполне заботливые родители, которые прибегают к сексуальным отношениям со своими детьми в стрессовой ситуации. Трудно оценить, насколько это правильно, но в наших наблюдениях мы сталкива­лись только с первой группой. 72 % детей - жертв сексуального насилия - состав­ляют девочки. В 41 % устанавливается факт инцеста. В 88 % случаев имели место генитальные контакты (данные New England Medical Center — Boston).

В уголовном деле фигурировал мужчина, которого убила собственная дочь. Он совер­шал с ней педофильные акты с 9-летнего возраста. Сначала это были развратные дейст­вия. С 12 лет — половые акты в обычной форме. Девочка молчала несколько лет, боясь уг­розы убийством. В 14 лет рассказала все матери. Мать также приказала ей молчать (за что она перестала уважать мать). В 16 лет у нее появился парень, и она отказала отцу в дальнейших интимных отношениях. Когда девушке исполнилось 18 лет, отец, бу­дучи пьяным, вновь начал приставать к ней, и она в аффекте убила его, нанеся 17 ноже­вых ранений в область сердца.

Педофилия, по данным различных авторов, значительно реже встречается у женщин.

Об одном из таких случаев нам поведала по «телефону доверия» мать мальчика 14 лет. Это был ребенок, выросший в семье «новых русских», у которых был коттедж, три автомобиля, загородная дача, прибыльная фирма. Единственное, чего не хватало им до «полного счастья» — настоящей гувернантки. Спрос рождает предложение, вскоре и появилась гувернантка со знанием трех языков и двумя высшими образованиями. В числе прочих рекомендаций была и такая, на первый взгляд, внушающая доверие, — она была «не опасна в качестве конкурентки для жен новых русских». Для жен — действительно была не опасна. Она, как выяснилось позже, «обучала любви» маленьких мальчиков. В течение двух лет (с 12 до 14 лет) она завоевывала душу и тело любимого сына своих хозяев. Была поймана с поличным отцом своего воспитанника, который неожиданно вернулся из загра­ничной поездки и застал сына в компаний с гувернанткой в ванной комнате, где они под струями теплой воды изучали очередную главу из «Камасутры». Отец пришел в неописуе­мый гнев, тотчас выгнал гувернантку, но сын начал чахнуть, ибо полюбил свою учитель­ницу всей силой первой подростковой любви. Позже хозяйка выяснила, что и в предыдущей семье эта особа обучала тому же искусству малолетнего воспитанника, но прежние хо­зяева щедро поблагодарили ее за неформальную педагогическую систему. Они полагали, как и дворяне дореволюционной России, что с помощью гувернантки решили ряд проблем подросткового кризиса своего сына.

Садомазохизм. Гербиллинг

Садомазохизм (F65.5) — такое предпочтение сексуальной активности, при ко­торой сексуальное удовлетворение наступает при причинении физической боли или психических страданий, унижения партнеру. Если партнер причиняет боль другому лицу для достижения оргазма — это садизм. В обратном случае он являет­ся реципиентом и называется мазохистом. Наиболее часто и значительно более подробно данная парафилия описана в беллетристике. Собственно, само назва­ние происходит от имена маркиза Де Сада, описавшего в художественной манере случаи парафильного поведения с причинением партнеру боли. Одно из редких описаний садизма, в клинической картине которого фигурировал синдром gerbilling, встречается в романе Марка Фишера «Психиатр».

Гербиллинг — использование тушканчиков для получения сексуального удовлетво­рения пассивными гомосексуалистами — был видоизменен извращенцами, которые после предварительного изнасилования героини романа, через стеклянную трубку, диаметром 7—8 см, запустили в прямую кишку жертвы крысу. Мучения женщины, ректальную слизистую оболочку которой покусывала крыса, вызывали у нескольких мужчин удовольствие.

Мы наблюдали редкий случай осуществления садистических действий по от­ношению к близким родственникам. Этот случай был опубликован в материалах конференции в Ростове-на-Дону «Серийные убийства и социальная агрессия» (2001). С небольшими купюрами приведем здесь этот случай.

Наследственность подэкспертного была отягощена алкоголизмом отца. Отмечалась вы­раженная социально-педагогическая запущенность. В 13 лет он совершает первое убийство кошки, затем 1-2 раза в месяц. В15 лет убивает собаку. Первый половой акт в 12 лет «не получился»: «Она разделась, а я ее просто избил, получил моральное удовлетворение от ее сос­тояния». В 16 лет убивает свою бабушку. После ссоры появилась мысль взять топор и уда­рить ее по голове. Ярко представил себе, как ее голова развалится на части, «как трухлявый пень». Подумав, что топором будет много крови, убил несколькими ударами молотка по голо­ве. Был признан вменяемым, осужден на 4 года. Освобожден за «примерное поведение» через два с половиной года. В течение двух последующих лет пять раз осуществлял демонстратив­ные суицидальные попытки. В апреле 1996 г. в состоянии алкогольного опьянения утопил до­машнюю собаку в ванной, отрезал ей голову, содрал шкуру, сложил кишки в банку, нарезал кусками мясо. Сестре подбросил половой член собаки, матери - язык собаки. Глаза собаки долго жарил в присутствии матери на сковородке, затем в приемном покое психоневрологи­ческого диспансера играл этими глазами, как шариками. Испытывал явное удовольствие от реакции персонала на эту игру. В течение двух недель обследовался в ПН Д. Диагностирована мозаичная психопатия (истеро-эпилептоидная) с явлениями формирующегося садизма. Сооб­щено в органы внутренних дел о необходимости особого контроля за данной неблагополучной семьей. В июне 1996 г. убил сестру. После ссоры в состоянии легкого алкогольного опьянения (судя по его показаниям) несколько раз подвешивал сестру к турнику, подтягивал, вызывая удушье раз за разом. Испытывал ощущение «полета и легкости», когда сестра начинала аго­нировать и «дергаться». Не смог перерезать голову ножом, мешал позвоночник. Двумя удара­ми топора отрубил голову, так как ему не понравился вид мертвого лица. Гулял по городу с головой сестры в сумке. Предлагал незнакомым людям угадать, что лежит в сумке, был очень удовлетворен реакцией женщины и ее догадкой. Хотел показать голову сестры родите­лям школьного друга, «чтобы они увидели», как они в нем ошибались. При беседе с экспертами обнаруживал ясное сознание, уверенность в ответах на все вопросы, большое желание смако­вать и подробно излагать обстоятельства убийства. Лицо озарялось улыбкой, когда экспер­ты обнаруживали удивление или недоумение по поводу причин содеянного. Пытался объяс­нять, что убивал, «так как не чувствовал к себе внимания со стороны своих близких». Отри­цал сексуальные мотивы содеянного, но неоднократно повторял, что при удушении и виде синюшного лица сестры испытывал «подъем, легкость, ощущение полета». Заявлял, что по отбытии наказания, лет через пятнадцать обязательно кого-нибудь убьет. Констатирова­на полная сохранность памяти и интеллекта, по направленности и объему несколько прими­тивного. Вся беседа была записана на видеомагнитофон, анализировались малейшие нюансы эмоциональных реакций испытуемого. Было отмечено, что он мог осознавать фактический характер своих действий, их общественную опасность и мог руководить своими действиями. Учитывая чудовищность и необычность совершенного преступления, была назначена стацио­нарная экспертиза, подтвердившая результаты АСПЭ.

Особенностью данного случая явилось не столько сочетание садизма с анома­лией личности (психопатией истеро-эпилептоидного склада), сколько выбор в ка­честве жертв самых близких людей — бабушки, сестры, а также домашней собаки.

Бертранизм

Бертранизм (некросадизм). От имени Бертрана — французского сержанта, ставшего героем скандального судебного процесса, обвинявшегося в глумлении над трупами. Встречается у служителей моргов, специально устраивающихся на эту невеселую работу, для них характерна особая жестокость в обращении с тру­пами, которые часто обезображиваются, расчленяются на части.

То же самое отмечалось у Чикатилло в числе многих иных парафилий. Вы­резал у трупов убитых им детей и женщин молочные железы, части лица, внут­ренние и наружные половые органы, затем варил их в котелке и поедал. У Чика­тилло диагностировались: педофилия, фетишизм, садизм, некрофилия и некро-

садизм, людоедство. Со случаями мазохизма нам встречаться не пришлось. Только однажды при консилиумном разборе одного юноши мы заподозрили мазохизм, обнаружив на животе множественные небольшой глубины следы от колюще-режущих ранений. Пациент не мог объяснить причинение самому себе ножевых ранений. Никаких признаков эндогенного психического заболевания не выявлялось. О своей интимной жизни сообщал очень неохотно и скупо, явно что-то скрывая. Как одно из проявлений мазохизма описывается питье, обню­хивание мочи (уролагния). Подобные действия с иными жидкостями (купание, мытье, питье, обливание и т.д.), в том числе и с мочой, называются еще синдро­мом Эллиса (1910).

В сборную группу других расстройств сексуального предпочтения (F65.8) вхо­дят самые различные случаи парафилий, встречающихся реже. Между прочим, это отнюдь не очевидно. Так, например, в МКБ-10 в данную группу включается такое расстройство, как зоофилия, хотя это, пожалуй, было самым часто описыва­емым девиантным сексуальным предпочтением в древности. Множественные па­мятники древней литературы включали описания сексуальных отношений между человеком и животными, начиная с «Золотого осла» Апулея и «О природе вещей» Лукреция и заканчивая библейскими сказаниями и легендами. Современные слу­чаи зоофилии случаются не с пастухами и не среди полей зеленых, а в респекта­бельных особняках со скучающими от безделья молоденькими женами некото­рых денежных магнатов.

Как-то раз по «телефону доверия» позвонила дама с нелепым, на первый взгляд, вопро­сом: не смогли бы мы порекомендовать опытного дрессировщика собак? Она, мол, купила щенка дога и хотела бы вышколить его по всем правилам искусства. На наше предложе­ние обратиться по объявлениям в клубы собаководства дама уклонилась от дальнейшего обсуждения на собачью тему и вдруг начала рассказывать историю, случившуюся с ее подругой. Мол, подруга, вернувшаяся недавно с Лазурного Берега, поделилась с нею неви­данным удовольствием, которое испытала та при орально-сексуальных отношениях со специально обученным догом. Теперь звонившая дама тоже решила заполучить во что бы то ни стало дрессированного специфическим образом кобеля. На вопрос врача, а зачем ей это нужно, собеседница с жеманными и капризными интонациями сообщила, что изныва­ет от скуки и безделья, и ей хотелось бы поразвлечься.

Р. Краффт-Эбинг в 1896 г. описал особый вил данной парафилии — эротичес­кую зоофилию, при которой больные испытывают наслаждение при рассматрива­нии животных, обращении с животными. При этом как таковое стремление к половому акту отсутствует. Проявляется при верховой езде, дрессировке, уходе за животными — мытье, чистке, просто рассматривании животных [42].

Некрофилия и парафилия

Относительно редко встречается чистая некрофилия. Лишь один раз довелось беседовать с некрофилом, позвонившим по «телефону доверия».

Он долго рассказывал, как раскапывает свежие могилы, каким образом совершает с телами умерших женщин сексуальные действия, как пытался устроиться работать в морг, но формалин мешал ему «сосредоточиться на истинном запахе тлена», и он ушел из морга. Он просил помочь избавиться от своей «страсти», так как предчувствовал, что рано или поздно начнет убивать женщин. Мы договорились продолжить телефонный диа­лог, но неизвестный абонент больше не звонил.

В последние годы все чаще встречается телефонная скатофилия — звонки по телефону незнакомым абонентам с ведением разговоров откровенно сексуальной направленности. При этом неизвестный абонент возбуждается тем больше, чем яростнее его собеседник пытается его образумить, обругать, высказать свое него­дование. Женщинам-врачам, дежурившим на «телефоне доверия», довольно час­то звонили мужчины и начинали вести разговоры о том, например, какого цвета волосы у собеседницы, размер груди, форма тела, приятно ли ей бывает при том или ином поглаживании, ощупывании, в какой позе ей предпочтительнее прово­дить свидание с любовником. При этом выказывают глубокие знания, а самое главное, по отзывам врачей, имеют (или специально воссоздают) хриплый, бар­хатный голос. Непристойные разговоры продолжаются до тех пор, пока собесед­ник держит телефонную трубку. Есть только один способ избавиться от такого собеседника — сразу обрывать разговор и класть трубку на аппарат.

Довольно широко распространено явление, не расцениваемое «потерпевши­ми» как парафилия, — фроттеризм. В многолюдном месте, чаще всего в битком набитом людьми автобусе, трамвае, троллейбусе, к девушке сбоку или сзади пристраивается мужчина, начинает сначала задевать ее частями своего тела, а за­тем тереться определенной и только одной частью тела. Такая сексуальная стиму­ляция через одежду весьма распространена среди подростков, юношей и девушек как добрачный период сексуального развития, в том числе в виде петтинга. Отли­чие заключается в том, что в случае парафилии такие действия производятся без согласия и доброй воли партнера, со случайными попутчиками, порой носят им­пульсивный характер. Положение девушки или женщины в такой ситуации явля­ется довольно непростым. Кричать на весь автобус и предавать гласности дейст­вия соседа по салону автобуса — неминуемо ставить себя в двойственное положе­ние. И как вообще доказать, что действия таковые были, а вдруг это все показалось?

Парафилия

Известный также с древних времен пигмалионизм — половое влечение к стату­ям. Название данная парафилия получила от имени древнего скульптора Пигмали­она, который влюбился в созданную им самим очень красивую женскую статую.

В числе прочих влечений авторами описывается донжуанизм — непреодолимое влечение к женщинам. При первых же сексуальных контактах субъект испытывает не удовлетворение, а отвращение и начинает часто менять партнерш. В женщинах привлекают только физические половые особенности, ни потребности, ни интере­са к личностным особенностям партнерши субъект не испытывает. Назван по име­ни знаменитого и неоднократно описанного в художественных произведениях Дон Жуана Тенорио из Севильи, одной из провинций Испании.

В разделе других расстройств сексуального предпочтения описывается так называемая апотемнофилия - предпочтение к сексуальным отношениям с парт­нерами, у которых ампутированы конечности (чаще одна или обе ноги).

Много лет назад довелось наблюдать женщину с ампутированными ногами в верхней трети бедра (железнодорожная травма). Она вела формально одинокую жизнь, но время от времени к ней захаживал ее давний кавалер. Появлялся он один-два раза в неделю. Их отношения продолжались много лет. Однажды на вопрос, не боится ли она потерять фи­зически здорового мужчину и не стоит ли узаконить отношения, она с загадочной улыбкой на лице обмолвилась, что не боится измены, так как у него §с ногастыми бабами ничего не получается». Пациентка поведала невероятную, на первый взгляд, историю. Сама она бросилась под поезд в 18 лет из-за Iподлой измены» своего первого возлюбленного. Через несколько лет, передвигаясь на своей коляске вечером по парку, она случайно наткнулась и спасла от гибели юношу-суициданта. Тот готовил веревку, чтобы повеситься, привя­зывая ее к толстой ветви тополя. Будучи сама жертвой суицида, в представлении людей калекой, она вместо священника исповедала юношу, и тот рассказал ей о своей беде. Он считал себя импотентом, так как при нескольких попытках близости с «опытными» да­мами у него ничего не получилось. Он подвергся негласному осмеянию и презрению в своем рабочем общежитии и решил уйти из жизни. Проговорив несколько часов, наша героиня подмерзла и попросила юношу поднять ее на скамейку, а он посадил ее к себе на колени. Вряд ли она подозревала, что этим самым нашелся способ вылечить несчастного. После того как он усадил ее к себе на колени, через пару минут она ощутила физические призна­ки сильного сексуального возбуждения у юноши. Будучи к тому времени уже зрелой жен­щиной, она тут же провела рациональную психотерапию, убедительно разъяснив псевдо­импотенту очевидность ошибочности его умозаключений. Впоследствии он называл ее очень ласково: «Мой обрубышек», сажал к себе на колени и у них все заканчивалось всегда замечательным финалом. В конце-концов она полюбила его и попыталась устроить счас­тье любимого — познакомила с одной из своих одиноких подруг, считая, что такому «вид­ному» мужчине негоже становиться мужем «обрубышка». Но при первой же навязанной ему попытке вступить в интимные отношения с другой женщиной у «кавалера» вновь случилось фиаско. После этого они не повторяли таких экспериментов, договорившись, что будут жить, как сейчас выражаются, гражданским браком.

Что это? Парафилия? По формальным признакам — вроде бы похоже, а по сути — непростое человеческое счастье, связавшее двух несчастных людей. На этом примере молодым врачам нужно учиться отказываться от попыток судить людей. Даже не потому, что «не судите, да не судимы будете». Каждый должен заниматься своим делом. Судья и прокурор — судить, а врач — понимать и помогать. В сфере сексуальной жизни человека столько всякого намешано, столько сложного наворо­чено, столько мерзкого навязывается сегодня средствами массовой информации молодым людям и даже детям, что впору вспомнить строчки Омара Хайяма: «Будь мягче к людям, хочешь быть мудрей, не делай больно мудростью своей».

Расстройства памяти


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1538; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.048 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь