Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Натурфилософия Фалеса, Анаксимандра Анаксимена, Пифагора, Гераклита
Натурфилософия - философия природы или естественная философия является самой ранней формой философствования. Специфической чертой именно античной натурфилософия был поиск вещественного первоначала. В этом проявлялось стремление первых философов отойти от мифологии в поисках естественных причин природных событий. Учение Фалеса(640-545). Он считался древними греками первым философом. В его теоретических построениях философия вышла за пределы житейской мудрости. Первоначалом он считал воду. К этому выводу Фалес пришел опираясь на наблюдения: находя на суше останки морских животных сделал вывод, что раньше она была покрыта водой, кроме того вода необходима для жизни и, по мнению философа, содержится во всех вещах. Землю Фалес считал прямоугольной и плавающей по воде, землятрясения происходят оттого, что она качается на волнах. Он считал все вещи одушевленными, даказательством наличия в них души полагал начие способности к самодвижению, например, кусочки янтаря притягиваются друг к другу. Учение Анаксимандра(610-546). Будучи учеником Фалеса он сумел продвинуться дальше учителя на пути абстрактного мышления. Первоначалом он считал апейрон - беспредельное нечто, отличающееся от всего существующего настолько, что мир возникает не через превращение первоэлемента, а путём выделения из него пар противоположностей: горячее - холодное, сухое - влажное, мягкое - твёрдое и т.п. Мир существует циклически и вещи возвращаются в апейрон, чтобы потом снова возникнуть из него. Движение вечно. Всё существующее проклято, сущность проклятия в неизбежности смерти и разрушения которые ждут то, что посмело отделиться от беспредельного, став поэтому предельным и смертным. Большим достижением Анаксимандра стало понимание необходимости бесконечности для первоначала. Учение Анаксимена(588-525). Его взгляды сравнительно со взглядами его учителя Анаксимандра являются упрощением. Первоначалом он считал воздух, потому что это самое простое вещество, самое тонкое. Всё сложное должно состоять из простого. Вещи есть сгущение воздуха в разной степени, за исключением огня, который есть разряженный воздух. Учение Пифагора(580-500). Он выбивается из общего ряда ранних философов своим повышенным интересом к мистицизму. Первоначалом он считал число, все вещи возникают согласно числу. Свойства вещей являются свойствами чисел, потому что весь мир построен по законам математической гармонии. Математика ключ к тайнам бытия. Эта установка Пифагора оказалась весьма благоприятной для развития математики, науки и философии. Учение о числах Пифагора - явление несомненно положившее начало развитию метафизики. Изучение природы согласно ему может происходить посредством размышления о математических закономерностях и не требует наблюдения за природными явлениями. Динамическая концепция бытия Гераклита(544-480) представляет значительный интерес своим богатством идей. Первоначалом он считал огонь, потому что тот наиболее подвижное и динамичное начало, что в наибольшей степени соответствует свойствам бытия, которое всегда в движении и изменении. Гераклит ввёл в философию процесс становления бытия - всё существующее всегда изменяется. По Гераклиту о вещах поэтому даже нельзя сказать, что они есть. Он первым отметил существование изначальной двойственности бытия, считая, что в мире всегда действуют две силы: война и мир. У Гераклита склонному к парадоксальному мышлению, война - порождающая сила, а мир - наоборот разрушительное начало. Гераклит первым констатирует сущность мудрости как нечто противоположное мнению толпы. Не всякий способен достичь истинной мудрости, которая рождается в человеке от познания логоса - скрытого закона управляющего миром. Логос постигается разумом, а не через чувства, что недоступно для большинства. Это явно метафизический подход. В логосе Гераклита можно увидеть прообраз божественного разума, правящего миром. Гераклит так же является создателем диалектики - учения о взаимосвязи и относитльности противоположных понятий. В мире Гераклита за хаосом борьбы скрыта тайная гармония, которую контролирует логос, но постичь это могут опять лишь мудрецы, живущие в согласии с природой и всегда говорящие правду. Учение о бытии Парменида(540-470). Философ вводит новое понятие - бытие, ставшее главной проблемой всей последующей философии вплоть до XIX века. Бытие - всё существующее. В отличии от своих предшественников Парменид отказывается от концепции первоначала. Его бытие вечно и неизменно, всегда было, есть и будет, не делится на части, имеет форму шара. Парменид родоначальник рационализма, выдвинувший знаменитый тезис о тождестве мышления и бытия - всё, что можно помыслить существует. Истина постигается только разумом, потому что истина то, что вечно и неизменно, а это свойство объектов мысли. Чувственно - воспринимаемое непостоянно и изменчиво и не может быть истиной. Чувственно - воспринимаемый мир поэтому только кажется бытиём, но им не является, ибо непостоянен. Истинное бытиё у Парменида умопостигаемо, его можно только мыслить, но не видеть. И его следует отличать от мира в котором живёт человек. Возможно, под бытием Парменида следует полагать божественный логос. Зенон(490-430) создатель знаменитых апорий - затруднений. Это логические примеры с помощью которых иллюстрировались некоторые положения Парменида - нет движения, нет изменения. Апории показывают, что между мышлением человека и чувственно - воспринимаемым бытиём есть несоответствие и нужно выбирать чему отдать предпочтение. А поскольку истина познаётся разумом, то чувственные данные объявляются недостоверными. Апория «Ахиллес и черпаха» утверждает, что Ахиллес не сможет догнать черепаху, потому что пока он проходит расстояние отделяющее его от черепахи на момент старта, та тоже движется вперёд. И когда Ахиллес приходит в место где была черепаха, он обнаруживает, что их отделяет новое расстояние пусть и меньше первого, пройдя это новое расстояние Ахиллес обнаружит, что опять черепаха его не ждала, хотя расстояние между ними стало еще меньше и так до бесконечности, отрезок пространства между ними будет стремится к нулю, но никогда полностью не исчезнет. Апория «Стрела» утверждает, что летящая стрела в действительности неподвижна, потому что в каждый отдельный момент времени она занимает определённое местоположение в пространстве и в этот момент она неподвижна. Весь полёт стрелы таким образом состоит из суммы состояний неподвижности. Апория «Дихотомия» полагает, что путь нельзя пройти, потому что вначале нужно пройти первую половину пути, но, чтобы пройти первую половину пути нужно сперва пройти первую половину первой половины пути и так до бесконечности. В результате человек по сути не сможет сдвинуться с места. Атомизм Демокрита(460-370). Существуют только атомы и пустота. Атомы - это мельчайшие материальные частицы, которые неделимы, внутренне однородны, но различаются по величине и форме. Атомам изначально присуще движение, а пустота необходимое условие для движения. Все вещи возникают через соединение и разъединение атомов между собой. Демокрит объясняет любые изменения в мире через движение в взаимодействие атомов. Он родоначальник детерминизма - учения о причинной обусловленности явлений. Существование атомов познаётся с помощью мышления, чувственное познание не вполне достоверно в силу своей грубости. Например, атомы лишены цвета. вкуса, запаха. Эти свойства субъективны и порождаются взаимодействием атомарных образов вещей, отделяющихся от объектов с органами чувств.
Контрольные вопросы
1. Познаваемо ли бытие Парменида? 2. В чем смысл апорий? 3. Почему чувственное познание для многих философов недостоверно? 4. В чем принципиальная разница между представлениями Демокрита об атомах и современными? 5. Есть ли рациональное зерно в философии Фалеса? 6. Почему Анаксимандра можно считать пессимистом? 7. Может ли математика быть источником мистицизма в философии? 8. Есть ли элементы научного знания в философии Гераклита?
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 4475; Нарушение авторского права страницы