Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 11.1.4 Основные гносеологические концепции: эмпиризм и рационализм



 

Исторически сложились два основных подхода к тому что считать источником знаний.

Это эмпиризм - учение считающее опыт главным источником знаний, где опыт рассматривается как совокупность чувственных данных, дополненных экспериментальными процедурами. Экспериментальное подтверждение знания необходимо для эмпиризма. Близкое по смыслу к эмпиризму понятие сенсуализм - это учение, считающее ощущения главным источником знаний. Эмпиризм близок к материализму. Он полагает, что в разуме содержится только то, что было в ощущениях. Наиболее известный эмпирик Джон Локк (1632-1704), его взгляды на природу познания считаются классическими для этого направления философской мысли.

Эмпирики считали, что разум склонен подменять действительность своими фантазиями, поэтому его выводам не следует доверять если они не опираются на ощущения. Правда ощущения есть только материал для знания. С ними нужно выполнить рад умственных процедур: запомнить их, различить, сравнить, классифицировать по общим признакам объединить в группы и сделать выводы.

При этом отдельные ощущения считались простыми идеями, сложные идеи - это комбинации ощущений.

Чувственное знание традиционно обвиняется в субъективности. Чтобы избежать этих обвинений Локк ввёл различия на «первичные качества» - это свойства вещей присущие им объективно (форма объем, размер, вес, скорость). Эти свойства достоверны в них сомневаться нельзя, именно они являются предметом научного познания и «вторичные качества» - это свойства вещей, порожденные субъективностью человеческого восприятия - цвет, вкус, запах. Эти свойства недостоверны относительно них точного знания не существует.

Поскольку в опыте даны лишь единичные явления, то главным методом познания для эмпириков была индукция - вывод от частного случая к общему правилу.

Антитезой эмпиризма был рационализм. Рационализм - учение считающее мышление главным источником знаний. Основатели Парменид и Платон. Рационализм всегда идеализм. Рационалисты считали, что чувства обманывают, верить им нельзя, истина познается только разумом, потому что истина — это то, что вечно и неизменно. А этими свойствами обладают только объекты мысли. Так теорема Пифагора есть вечной истины. Всё чувственно-воспринимаемо непостоянно, изменчиво и поэтому не содержит в себе истины.

Рационализм обычно основывался на двух предпосылках:

1. Тезис о тождестве мышления и бытия - всё что можно помыслить существует. Благодаря этому тезису мир можно рассматривать как познаваемым. Единственной гарантией что тезис этот верен является Бог, позаботившийся устроить мир именно таким образом, чтобы человек мог его познать.

2. Теория «врожденных идей - так рационалисты называли знания якобы изначально присущие человеческому разуму. Это идеи Бога, аксиом в математике. Некоторые рационалисты считали, что благодаря врожденному знанию человек в принципе знает всё. Точнее обладает потенциально всезнанием, ибо это знание нуждается ещё в осознании. Врожденные идеи являются исходными предпосылками человеческого познания, отталкиваясь от которых человек строит свои рассуждения.

Основной метод познания для рационалистов дедукция - вывод от общего правила к частному случаю. Внешний опыт для рационалистов был лишь стимулом для пробуждения скрытого в человеке знания.

Представители обоих направлений критиковали друг друга. Наиболее известна полемика Дж.Локка с Г. Лейбницем (1646-1716). Локк отвергал теорию врожденных идей. Если бы это было правдой, то людей не надо было бы учить многим истинам, они бы знали их с рождения, а поскольку это не так, то тем самым доказывается их несуществование. Локк называл человеческий разум чистой доской, на которой только опыт пишет свои письмена.

Возражая ему Лейбниц указывал, что законы мышления логика не выводятся из опыта и поэтому слова сенсуалистов о том, что в разуме нет ничего кроме ощущений следует дополнить словами за исключением самого разума. Эмпирики так же не могли удовлетворительно объяснить процесс образования абстракций. Рационалистам здесь было проще, они считали абстракции разновидностью врожденных идей.

В чистом виде и рационализм и эмпиризм существовал редко, большинство философов опирались и на чувства, и на разум. Например, И. Кант считал, что чувства задают содержание нашего познания, а разум придает ему форму.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Почему сторонники рационализма всегда идеалисты?

2. Существуют ли врождённые идеи?

3. Существует ли универсальный критерий истины?

4. Почему рационалисты считают, что логика не выводится из опыта?

5. Возможен ли компромисс между эмпириками и рационалистами?

 

 

Тема 11.2 Философия науки

 

Философия науки изучает структуру и закономерности развития науки как познавательной деятельности, системы научного знания и социального института. В процессе развития философии науки сложилось несколько типичных представлений о природе и функциях философии науки. Одно из них гласит, что философия науки является формулировкой общенаучной картины мира, которая совместима с важнейшими научными теориями и основана на них. Согласно другому, философия науки есть выявление предпосылок научного мышления и тех оснований, которые определяют выбор учеными своей проблематики. Далее, философия науки понимается как анализ и прояснение понятий и теорий науки. Наконец, наиболее распространено убеждение, что философия науки есть метанаучная методология, проводящая демаркацию между наукой и ненаукой, т. е. определяющая, чем научное мышление отличается от иных способов познания, каковы основные условия корректности научного объяснения и каков когнитивный статус научных законов и принципов, каковы механизмы развития научного знания. В начале века в фокусе внимания философии науки находились, во-первых, идея единства научного знания и связанная с ней задача построения целостной научной картины мира, анализ понятий детерминизма, причинности, пространства и времени, соотношения динамических и статистических закономерностей. Вторым элементом традиционной тематики философии науки стали структурные характеристики научного исследования — соотношение анализа и синтеза, индукции и дедукции, логики и интуиции, открытия и обоснования, теории и фактов.

С 1920-х гг. на первый план выходит проблема демаркации — разделения науки и метафизики, математики и естествознания, естественно-научного и социально-гуманитарного знания. Большую значимость приобретает в это время проблема эмпирического обоснования науки, вопрос о том, можно ли построить всю науку на фундаменте чисто эмпирического

знания. С эмпирическим редукционизмом – сведением сложного целого к простым составляющим и объяснением свойств целого исходя из свойств частей, тесно связан вопрос о статусе и значении теоретических терминов. Осознание относительной самостоятельности теоретического и эмпирического уровней научного знания переводит проблему обоснования науки в изучение процедур верификации – научное предложение имеет смысл только тогда, когда оно верифицируемо, то есть его можно проверить на опыте.

В рамках критики, а затем вообще отказа от фундаменталистских программ, предполагавших принципиальную возможность редукции всей совокупности научного знания к неким далее неразложимым и достоверным элементам опыта, вводятся интегральные понятия, ориентирующие на социокультурный подход к проблеме оснований научного знания. Возрождается интерес к метафизическим (философским) измерениям науки. От проблем структуры научного знания анализ смещается к проблемам его роста, оспариваются кумулятивистские модели развития науки.

 

Контрольные вопросы

 

1. Почему возникла философия науки?

2. Какова роль метафизики в построении научной картины мира?

3. Существует ли универсальный критерий научной истины?

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь