Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Третий подход: создание культуры обучения
Эдгар Х.Шайн, профессор Массачусетского технологического института, является главным архитектором культур обучения — или, если угодно, главным археологом, раскапывающим эти культуры. Шайн определяет организационную культуру «как накопление предшествующего обучения на основе прежних успехов»27 и «матрицу исходных посылок. которые изобретены, открыты или разработаны определенной группой. в процессе ее обучения решению своих проблем. и которые работают достаточно хорошо для того, чтобы считаться действительными. Следовательно, они. должны быть преподаны новым членам организации в качестве. правильного способа восприятия, мышления и правильного отношения к этим проблемам»28. Во врезке «Развитие орга-
Конец страницы 129 ¯ Начало страницы 130 ¯ низационной культуры» показано, каким образом организации могут сформировать свои собственные культуры обучения. Корни организационной культуры, говорит Шайн, лежат в основных убеждениях, ценностях и исходных посылках основателей организации. Впоследствии, с течением времени, эти ценности разрабатывались и интегрировались в организацию посредством множества механизмов. В числе основных убеждений, ценностей и исходных посылок:
• то, на что руководители обращают внимание, что они измеряют и контролируют; • то, как руководители реагируют на критические, несущие эмоциональный заряд события и организационные кризисы; • сознательное моделирование ролей и обучение их выполнению; • критерии, применяемые при предоставлении вознаграждений и статуса; • критерии, в соответствии с которыми осуществляют прием людей на работу, их отбор, продвижение по службе и отстранение от выполнения обязанностей; • исходный проект и структура организации; • действующие в организации системы и процедуры; • архитектурный замысел физического пространства, фасадов и зданий; • истории, легенды, мифы и символы; • формальное изложение философии, основных принципов и уставных норм организации29.
Насколько культура, побуждающая к обучению, отличается от культуры, препятствующей ему? Рассмотрим таблицу 3.1 и попытаемся определить, какая культура более всего походит на ту, которая господствует в вашей организации. Итак, как вы поживаете? Ваша организация способствует обучению или препятствует ему? Если она подобна большинству организаций, с которыми сталкивались Шайн и другие наши эксперты, то, вероятно, она скорее препятствует образованию, нежели благоприятствует ему. Истина состоит в том, что сегодня очень немногие организации обладают культурой обучения, и трансформация культуры, господствующей в вашей организации, в культуру обучения весьма проблематична, если вообще возможна. Та культура обучения, которую описывают Шайн и другие гуру, настолько далека от культурной реальности, царящей на большинстве рабочих мест, что изображаемый экспертами идеал представляется практически недосягаемым. Превращение в обучающуюся организацию требует не просто определенного изменения, которое, как показано в главе 2, является достаточно тяжким делом, но и огромных преобразований. Факторы, препятствующие обучению в организациях, одновременно мешают и тем изменениям, которые делают обучение возможным. Если ваша организация уже не является обучающейся, то, Конец страницы 130 ¯ Начало страницы 131 ¯ кажется, ей и не стать таковой; как не без сарказма заметил один из наших клиентов, «только обучающиеся учатся и только обучающиеся учатся тому, как надо учиться».
Таблица 3.1 Культуры, способствующие обучению, и культуры, препятствующие ему
(окончание на следующей странице) Конец страницы 131 ¯ Начало страницы 132 ¯ Таблица 3.1 (окончание)
1) Schein E. Organizational and Managerial Culture as a Facilitator or Inhibitor of Organizational Learning. MIT Organizational Learning Network Working Paper 10.004, 1994, May 19, p.7. 2) Ibid. 3) Ibid. 4) Ibid.
Вы в замешательстве? Как и наши гуру, которые чувствуют, что потерпели поражение. В одном из выступлений в 1995 г. Шайн изумился поразительному упорству, с которым организации противятся обучению:
«Почему организации, одна за другой, сначала открываются новым революционным идеям вроде наделения работников властью, Конец страницы 132 ¯ Начало страницы 133 ¯ управления всеми аспектами качества, провидческого руководства, построения сетей, перестройки, информационных технологий и всем прочим концепциям, которые ученые и консультанты рекламируют как пути в будущее, затем начинают кампанию ударного осуществления этих идей, а через год или чуть позже приходят к выводу, что эти идеи неэффективны? Почему столь многие программы обеспечения всеобщего качества и перестройки организаций заканчиваются провалами? Почему идея наделения людей полномочиями, вовлечения их в процесс изменений, которые окажут на них воздействие, идея, которую обсуждают по меньшей мере с 1920-х гг., когда были проведены готорнские исследования*, должна всплывать на поверхность через каждые два-три десятилетия под новыми ярлыками и по-прежнему укореняться лишь местами? Или, хуже того, почему многие организации утверждают, что наделили своих работников властью, хотя стиль повседневного руководства в них вряд ли изменился хоть на йоту? Почему выдвинутая Макгрегором теория Y, утверждающая, что люди хотят и могут работать и приносить пользу организациям, идея, которую Макгрегор поддержал в своей классической, опубликованной в 1960 г. работе «The Human Side of Enterprise» («Человеческий аспект предприятия»), в большинстве организаций по-прежнему попирается циничными постулатами теории X, гласящей, что люди по природе своей ленивы и что управленцы должны стимулировать и контролировать их? »30.
Шайн дает два возможных ответа на собственные риторические вопросы. Первый ответ таков: мы исповедуем циничную модель человеческой природы потому, что, следуя ей, организации способны эффективно функционировать. Разумеется, отмечает Шайн, в условиях предсказуемой, стабильной, медленно развивающейся среды, в которой в течение последних 30 лет функционировало большинство американских предприятий, любая модель могла бы действовать с неменьшим успехом. Однако, продолжает он, более удовлетворительный ответ таков: наши отрицательные исходные представления о человеческой природе — или, если угодно, наши интеллектуальные модели человеческой природы — сформированы за долгий период времени и крайне трудно поддаются изменениям. Мы эмоционально подготовлены к тому, чтобы цепляться за свои устаревшие исходные посылки и поведенческие ритуалы независимо от издержек, с которыми сопряжено наше упрямство. Чтобы проиллюстрировать эту эмоциональную предвзятость, Шайн использует следующую аналогию: _____________________ * Речь идет о готорнских экспериментах (Готорн, штат Иллинойс) по изучению психологических аспектов управления рабочими. — Примеч. науч. ред. Конец страницы 133 ¯ Начало страницы 134 ¯ «Если вы поместите собаку в зеленую комнату, позвоните в колокольчик, а затем ударите ее электрическим током, то собака очень быстро научится избегать зеленых комнат. Заслышав звон колокольчика, она постарается убежать или подожмет хвост от страха. Даже если вы перестанете мучить помещенную в зеленую комнату собаку, она не будет заходить в нее и, следовательно, не узнает, что там больше не сделают ей больно. Обучив собаку избегать зеленой комнаты, позвольте ей убежать в красную комнату, где опять примените электрошок. Собака станет метаться между зеленой и красной комнатами до полного изнеможения, и такое поведение сохранится даже после того, как вы перестанете мучить собаку в обеих комнатах. Как только поведенческий шаблон закреплен, для поддержания соответствующего поведения достаточно одного лишь беспокойства. Даже без применения электрошока»31.
Шайн утверждает, что большинство из нас, подобно этой собаке, были приучены к одному образу мышления о человеческой природе и ее проявлениях в организациях, и при экспериментировании с любым иным набором посылок, как правило, нарывались на неприятности. Соответственно мы, подобно собаке, любой ценой и любыми способами избегаем таких ситуаций, ограничиваясь очень узкими, безопасными вариантами поведения. Страх перед совершением ошибок парализует нас, заставляет придерживаться испытанных, проверенных способов поведения и уклоняться от обучения. Обучаясь чему-то новому, мы нуждаемся в значительной дозе обнадеживающих нас стимулов и поощрений. В этих случаях нам требуется, говорит Шайн, психологически надежное убежище, в котором и может происходить обучение. Тогда и только тогда мы начнем не просто учиться, но и учиться обучению. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы