Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Политическая идеология: сущность, структура и функции



Политическая идеология представляет собой высший уровень политического сознания. «Общество не может жить без идеологии, часто определяющей смысл жизни людей, их духовную и гражданскую идентичность. Идеология бывает правдивой и ложной, реальной и иллюзорной, она может возвышать и принижать человека; одним словом, ее роль в обществе трудно переоценить».[116] И наблюдаемая сегодня в той или иной форме массовая реакция отторжения идеологии – феномен по опреде­лению идеологический, отчасти отражающий социально-психологиче­скую, экономическую, политическую специфику жизни современ­ного общества. Но это, по большому счету, не конец эпохи идеоло­гий, а скорее «смена сценариев и ролей, задающих иные стили и жанры пред­ставления». На сегодняшний день ощущается потребность в особом внима­нии к идеологическим процессам в обществе, к тем изменениям, трен­дам, которые имеют место, но пока латентны. Кроме того, слишком много накопилось проблем, которые не могут быть решены волевым спосо­бом, подразумевая направленное, интегрированное, сознательное участие народа. В этой связи важность углубленного анализа идеологических явле­ний общественной жизни представляется очевидной.

Сегодня и теоретики, и практики признают, что идеология – одно из са­мых сложных и неоднозначных понятий и одна из самых дискуссионных проблем в истории социально-политической мысли и общественных наук. Существование различных подходов к определению понятия служит тому подтвер­ждением. По мнению автора фундаментальной работы «Идеология» Т. Иглетона, который проанализировал более двадцати определений понятия идеологии, ни одно из них нельзя признать адекватным.

Понятие «идеология» было введено в научный оборот в 1796 г. в докладе «Проект идеологии» А. Дестютом де Траси – лидером группы философов, получивших в дальней­шем название «идеологов». В этом док­ладе, и в более позднем исследовании «Элементы идеологии», де Траси стремился разработать методологию систематизации идей выдаю­щихся мыслителей Нового времени – Бэкона, Локка, Кондильяка, Гельвеция и др., тем самым заложив основы общей «теории идей», или науки об идеологии. Во главу угла ставится понимание той всеобъемлющей роли, которую идея, как один из основных элементов человеческого мышления и восприятия, играет в жизни человека и всего общества. Идеологии предназнача­лось стать основой разумного и справедливого устройства общества, изменить лицо мира. Однако идеология де Траси носила абстрактный характер, не учитывала интересы наций, клас­сов, социальных групп, имела субъективно-идеалистическую методологиче­скую основу. Отвлеченность «науки идеологии» от реальной жизни объясняется причиной методологического характера. Д. де Траси придерживался субъективно-идеалистических взглядов, видел задачу философии в исследовании фактов сознания вне их связи с объективной реальностью.

Стремление создать новую науку об идеях – идеологию, с одной стороны, и противостояние идеологии и политики – с другой, положили начало рассмотрению идеологии в разных ракурсах: гносеологическом — соотношение идеологии и науки, онтологическом – связь с практикой, политикой. Эта связь может быть апологетической или критической.[117]

В активный социально-политический оборот понятие «идеология» было введено основателями марксизма в XIX в. Заимствуя понятие идеологии у его создателей – «идеологов» XVIII века, К. Маркс использовал его для разоблачения притязаний на власть со стороны буржуазии, при этом он не возлагал надежд на идеологию как на источ­ник общезначимых ценностей. Он раскрыл ее «мнимую всеобщность», которой она пытается прикрыть связь с интересами вполне определенных социальных групп, и сделал отсюда вывод о принципиальной неистинности идеологии, определив ее как «ложное сознание». Иллюзорное и идеологическое отражение действительности Маркс и Энгельс рассматривали как тождественные понятия. Но иллюзии – ложные и пре­вращенные формы сознания – в определенных условиях могут быть упразд­нены. Разоблачению фетишистских форм сознания, в том числе идеологии как «ложного сознания», сопутствует уверенность в наличии истинного созна­ния (носителем которого будет выступать пролетариат), способного вытеснить не только ложные, но и превращенные его формы, а также присущие ему фетишизмы. Наука может лишь разоблачать иллюзор­ные мыслительные формы, но упразднены они могут быть лишь прак­тически. Следовательно, идеология может быть адекватной по отноше­нию к объективной действительности, но может быть и превратной, извращен­ной. В работах К. Маркса и Ф. Энгельса содержится мысль о необхо­димости искать источник социальных идей, понимания историче­ского процесса в реальной жизни людей, их практической деятельности, матери­альных отношениях.

В работах исследователей более позднего времени идеология рассматривалась как сознание общества, мировоззрение, при этом указывалось на ее связь с потребностями и интересами людей. Например, П. Сорокин под идеоло­гией общества понимал совокупность представлений, понятий, суждений и их комплексы: убеждения, верования, теории, «мировоззрение», свойствен­ные членам общества, переживаемые и мыслимые про себя и проявленные во вне словами, жестами, рисунками, письменными знаками и др. М. Вебер относил идеологию к области веры, отрицая ее научность. У А. Грамши идеологии дается более широкое толкование – мировоззрение, в неявном виде содержащееся в различных формах социаль­ной жизни.

Оригинальный взгляд на сущность идеологии имел и немецкий исследователь теории идеологии первой половины XX в. Карл Манхейм. Он различал два значения понятия идеологии: первое он называл частичным, вто­рое – тотальным. О понятии частичной идеологии говорится в тех случаях, когда это слово должно означать, что мы не верим определенным«идеям» и «представлениям противника», так как счи­таем их более или менее осознанным искажением фактов действительности, подлинное воспроизведение которых не соответствует его интересам. Частич­ной противопоставляется понятие радикальной, тотальной идеоло­гии. В этом случае речь идет об идеологии историче­ской эпохи или конкретной и социальной группы (например, класса): имеется в виду своеобра­зие и характер всей структуры сознанияэпохи или социальных групп. Таким образом, частичная и тотальная идеологии различаются и по субъекту – их носителю, и по объему, так как во втором случае под идеологией понимается мировоззрение.[118]

Многообразие подходов к определению идеологии объек­тивно и является отражением того, что идеология это сложный, многоуровневый и многофункциональный феномен, который принадлежит определенной куль­турно-исторической эпохе. В зависимости от конкретной ситуации проявляются разнообраз­ные свойства и качества этого явления, раскрывается его сущность. Именно это позволяет авторам вычленять те или иные ее стороны, которые представляются им наиболее значимыми. Таким образом, обобщая основные исследовательские подходы к определению идеологии, выделяются основные значения этого термина. Целостный же подход требует выявления родовой сущности идеологии, присущей любым ее проявлениям. В рамках такого подхода раскрываются коренные свойства идеологии, которые характеризуют ее способ бытия и функциональное предназначение. Учитывая это замечание, сущность идеологии определяется как групповое сознание, реализованное в системе теоретически обоснованных и эмоционально-психологически мотивированных идей, выражающих интересы, идеалы, ценности, цели определенных социальных общностей, политических организаций, наций, государств, цивилизационных сообществ, которые направляют их деятельность на сохранение или преобразование различным способом существующего общественного устройства. Идеология « охватывает нематериальные аспекты человеческого существования, связанные с субъективной сферой идей, ценностей и мировоззрений в человеческой истории».[119]

При более общем подходе идеология – это совокупность идей и взгля­дов, отражающих в теоретической, более или менее систематизированной форме отношение людей к окружающей действительности и друг к другу и служащих закреплению или изменению общественных отношений, при этом осно­вой идеологического отражения действительности выступают социальные интересы. В этом ракурсе идеология выступает как специфический процесс интерпретации опыта, идеалов, знаний, ценностей, тради­ций с целью общественного объединения людей, вовлечения их в социаль­ную взаимосвязь. Этот процесс интерпретации социокультурно обуслов­лен, детерминируется социальными интересами и вместе с тем предстает в виде взаимодействующих традиций, идей, идеалов, их распространения в обществе. Следовательно, идеология – это и система теоретически организованных принципов, идей, ценностей, описывающих социальное положение индивида в обще­стве, и система нравственных, правовых, политических директив действия и организации общественной жизни.

Так какидеология представляет собой сложное системное образование, возможны разные подходы к ее структурированию. Структуру идеологии, если иметь в виду отражение в ней общественного бытия в целом, можно рассматривать в зависимости от того, какая сфера, сторона общества отра­жается, осмысливается и оценивается посредством идей. При таком подходе можно выделить политическую, правовую, экономическую, религиоз­ную и другие формы идеологии, что соответствует формам обществен­ного сознания, но не сводится к ним.

Что касается понятия политической идеологии, то оно употребляется для характеристики рационально-ценностной мотивации политического поведения и мировоззренческой основы политики и относится к числу наиболее распространенных и важных форм идеологии. Эта приоритетная позиция обуславливается тем, что она затрагивает центральные проблемы мировоззрения людей, государственного и общественно-политического устройства, деятельности политических партий. И, самое главное состоит в том, что политическая идеология обосновывает притязания какой-либо группы на власть или ее использование, предусматривая ту или иную стратегию политических действий. Таким образом, политическая идеология в целом включает в себя следующие основные структур­ные элементы: 1) связь с общей мировоззренческой системой эпохи; 2) про­граммные установки, сформулированные на основе тех или иных положе­ний этой системы; 3) стратегию реализации программных установок; 4) пропа­ганду; 5) конкретные шаги по реализации программы.

Поскольку политическая идеология предназначена для целевой и идей­ной ориентации политического поведения, как правило, выделяют следую­щие уровни функционирования идеологических систем: теоретико-концеп­туальный (экспертный), программно-политический (функциональный, пропагандист­ско-просветительный) и актуализированный (обыденный).

На первом уровне формулируются основные положения, политические теории, обосновываются идейные принципы, раскрывающие интересы и идеалы класса, слоя, нации, государства.

На втором – теории и идейные принципы трансформируются в программы и политические лозунги, формируя нормативную основу для принятия полити­ческих решений и стимулирования политического поведения граж­дан. На этом уровне идеология становится политической пропагандой – прони­кает в школы и университеты, газеты и журналы, кинофильмы, телевизи­онные передачи и рекламу.

Третий уровень характеризует степень освоения гражданами целей и принци­пов данной идеологии, меру их воплощения в своих практических делах и поступках. Можно даже говорить о том, что актуализированный уро­вень выявляет степень эффективности идеологической пропаганды, кото­рая, проникая в общественное и индивидуальное сознание, выражается в различных формах политического участия. Именно на этом уровне развертыва­ется идеологическое пространство (дискурс) с такими его элемен­тами как идеологические политические культуры, идеологическая агрегация (Г.Алмонд, Г.Пауэлл), идеологические требования, идеологиче­ская цензура, идеологическая борьба, сопровождаемая такими побочными явлениями как «идеологические диверсии» и «идеологические инсинуации» (И.Ильин).

Постоянное взаимодействие трех уровней политической идеологии стано­вится важнейшей составной частью «стиля агрегации интересов» (Г. Ал­монд и Г. Пауэлл). Этим понятием обычно обозначают специфический харак­тер, способ функционирования политической системы, определяющие внеш­ние ее проявления в политических культурах.

Вывод о том, что идеология для людей и общества необходима, выступая в качестве «идеальной системы», «схематического образца социального по­рядка», предполагает выяснение ее функций.

Гносеологическая (или когнитивная) функция выражается в том, что на основе система­тизации знания, полученного в различных сферах и с учетом опыта различных социальных групп, создается та или иная модель мира и места человека в нем.

Оценочная (аксиологическая) функция – заключается в том, что на основе социальных интересов вырабатывается отношение к различного рода ценно­стям и нормам поведения.

Программно-целевая функция состоит в том, что идеология «намечает», опреде­ляет цели, разрабатывает программы их достижения, регламентируя и зада­вая субъекту норму социального поведения (а заодно и его мотивы), систему политических ориентаций, определенный социальный, нравствен­ный и эстетический образец, с которыми он соизмеряет стоящие перед ним задачи и преследуемые им цели.

Интегративная функция идеоло­гии проявляется в сплочении людей, усилении солидарности, готовности к согласован­ным действиям. При этом объединение людей происходит как на основе общности созидательных целей деятельности, так и на основе целей противоборства и конфронтации.

Воспитательная функция: идеология обладает существенным воспитательным потенциалом и обеспечивает решение задач политической социализации личности, способствует формированию и развитию политической культуры граждан.

Данный список функций не претендует на закрытость, он, безусловно, относителен. Тем не менее, можно указать универсальную функцию идеоло­гии – выработка языка социальной жизни, без которого не мыслимы ее целост­ность, «разумность» в решении многих проблем, затрагивающих инте­ресы граждан. Идеология выступает как система взаимодействующих символов и структура взаимовлияющих смыслов. Вне языка идеологии не произойдет артикуляции социальных интересов и признания всеобщих це­лей. То есть, идеология это – метапроект; это – программная среда, обеспечивающая развитие. Идеология призвана придавать значимость институциональным отношениям между людьми как субъектами политики, объяснить, обосно­вать, оправдать или отвергнуть политические реальности в конкретных общест­венно-исторических условиях. Таким образом, идеология нераз­рывно связана с проблемами, касающимися авторитета власти, властных отно­шений, выполняя не только функцию легитимации власти, но и высту­пая в качестве основы и ресурса власти. Что касается последнего, то в этом отношении идеологии нет равных: «исчерпаем», «конечен» практически любой ресурс: материальный, экономический, военный, административ­ный, но идеологический ресурс, как правило, неисчерпаем.

Несмотря на полифункциональность, история обнаружила несостоятель­ность претензий какой-то одной единственной идеологии на исключитель­ность и научность, но это отнюдь не свидетельствует о несовместимости идео­логии и науки. Идеология, как и наука, базируется на определенных теоретических основаниях, используя рациональные методы рассуждения и убеждения. Но в отличие от науки ее характеризует направленность не на познание истины, а на достижение определенных целей, соответствующих интересам определенных социальных групп.

Научная теория не терпит оценочных суждений, а идеология неизбежно стро­ится на допущениях и оценках. Научная теория, чтобы соответствовать своему назначению, должна стро­иться исключительно на фактах, установленных и проверенных наукой. А идеология нередко базируется на субъективных предпосылках и условных толкованиях.

Таким образом, идеология не нацелена на получение «чистого знания», выявление «объективного состояния вещей» и потому, строго говоря, не имеет права претендовать на объективность и истинность. Наука в отличие от идеологии в постижении истины опирается на разнообразные исследователь­ские методы и методики, которые в отличие от здравого смысла идеологии позволяют многократно и с разных сторон проверять надеж­ность полученных результатов. Идеология же субъективна по при­роде, по своей функциональной заданности. Она внедряется в массо­вое сознание в форме ценностей, идеалов, норм и программ поведения. Ее конечная цель – способствовать утверждению, укреплению или, наоборот, изменению некоторой системы экономических, политических и иных отноше­ний.

Немаловажное значение имеет и то, что любой исследователь в той или иной форме и степени подвержен влиянию идеологических пристрастий, споров и дискуссий и, соответственно, не может быть полностью свобод­ным от определенной тенденциозности и идейно-политической ангажированно­сти в трактовке политических реалий. Здесь во­прос состоит в степени и масштабах такой тенденциозности.

Признавая принципиальные различия между идеологией и наукой, а также то, что они автономны, обладают различными функциями и не могут быть тождественными, тем не менее, следует признать, что плодотворный диалог и взаимодействие между наукой и идеологией не просто возможны, но и необходимы. Наличие плюрализма идеологий, их состязательность – одно из условий того, что борющиеся идеологии будут «прибегать» за сове­тами и рекомендациями к науке. В частности, Ф. Д. Рузвельт был первым президентом, сознательно привлекшим для разработки идеологии ведущих ученых нации, представителей общественных наук. Именно представители науки должны осуществлять экспертизу идеологических про­грамм.

Таким образом, не корректно утверждать, что между идеологией и нау­кой проходит жесткая демаркационная линия, и между ними не могут сущест­вовать точки соприкосновения.

В заключение следует отметить, что устойчивые формы идеологии, их прогрессивность или реакционность, свойство идеологии выражать реальные или иллюзорные ситуации и интересы, в других, неидеологических сферах жизни общества (культуре, экономике, науке и др.) являются основой развития самой идеологии и ее отношений с другими системами и прежде всего с политикой.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь