Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Политическое сознание: понятие, сущность, уровни



 

Политическое сознание является важнейшей частью политических отношений общества и выступающей компонентом духовной жизни индивида. Поэтому понятие политического сознания – одна из центральных категорий современной политической науки, входящей в систему ее понятийных координат.

В своем диалектическом развитии политическое сознание проявляет свою многомерность и многоаспектность, выражающиеся в многообразии процессов и форм отражения политической действительности. Политическое сознание, как целостное образование, имеет свое содержание, сложную структуру и процесс формирования.

По своему содержанию политическая деятель­ность представляет собой процесс воспроизводства социальных институтов, а также систем ценностей, форм коммуникации, массивов информации по поводу содержания и форм властных отношений. Таким образом, политическая жизнь представляет собой диалектическое переплетение определенных видов практики и разнообразных форм политического сознания. В этом ракурсе политическое сознание отражает все неинституциональные компоненты, субъек­тивную сторону политической сферы общественной жизни.

Самопонятие политического сознания имеет длительную историю существования и исследования. В содержательном отношениибольшинство исследователей рассматри­вают политическое сознание как многомерное, неоднородное, внутренне противоречивое, многоуровневое образование, что находит отражение и в многообразии подходов к определению данного понятия. В частности, политическое сознание в обобщенной форме отражает «сте­пень знакомства субъекта с политикой и рационального к ней отноше­ния (в противовес, скажем, коллективному бессознательному в политике)», [109] т.е. политическое сознание представляет собой «воспри­ятие субъектом той части реальности, которая связана с политикой, с вопросами власти и подчинения, государством и его институтами».[110] Следовательно, в этом контексте оно выступает «наиболее общей категорией, отражающей всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений человека, которые опосредуют его отношения с политическими структурами», это – «комплекс идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, эмоцио­нальных состояний субъектов политических отношений».[111]

Не смотря на многообразие подходов к определению, все исследователи единодушны в том, что «исходной основой политического сознания являются психолого-политические состояния человека, формирующие предпосылки для его ориента­ции в окружающем его политическом пространстве, где он «иг­рает» активную или пассивную роль в зависимости от темперамента, воспита­ния и образования, убеждений, потребностей и ценностей».[112] Следова­тельно, политическое сознание определяется как совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики субъектом политиче­ского процесса, т.е. это и результат, и одновременно процесс отражения в сознании людей политической действительности.

На данный момент в политической науке сформировались два основных подхода к определению сущности политического сознания. Первый подход основан на концептуальных постулатах бихевиоризма, его последователи рассматривают политическое сознание как форму рационального мышления человека, совокупность его представлений и воззрений, которую он использует при осуществлении своих функций в сфере власти. Таким образом, в рамках этого подхода, политическое сознание представляется как мышление человека по отношению к политике в целом, при этом отсутствуют требования к формированию человеком собственных оценок политических событий и собственной политической позиции.

Представители второго подхода, аксиологического, относятся к политическому сознанию как к определенному уровню социального мышления, включая в него общечеловеческие воззрения и ценности индивида. При этом сущность индивидуального политического сознания сводится к его способности определять групповые интересы, сопоставлять их с другими групповыми потребностями, а так же находить пути и способы использования государственной власти для реализации этих интересов. В этом случае политическое сознание понимается как определенный уровень представлений, на который может подняться индивид в оптимизации своего политического участия и выполнении необходимых функций во властной сфере.

Вгносеологическом плане политическое сознание тесно связано с дру­гими основополагающими политическими понятиями и категориями. В частно­сти, в основе ориентации субъекта политического процесса лежит его отношение к политике как к специфической сфере общественной жизни и специфической форме деятельности. Поэтому политическое сознание тесно связано с политическим поведением – оно представляет собой реак­цию субъектов политической жизни, обусловленную поли­тическими ценностями, установками и ориентациями. В этом случае, диалектика политической деятельности и политических отношений иниции­рует и содержательно обусловливает феномен политического сознания.

Политическое сознание связано с политической системой, выступая, с одной сто­роны, в каче­стве ее субъективного фундамента, «человеческой основы», с другой, его содержание, формы и типы непосредственно детермини­руются господствующими политическими системами.

Связь политического сознания с политической культурой заключается в том, что последняя проявляется в сферах политического сознания и поведе­ния субъекта, а также в сфере функционирования политической системы и ее институтов. Так как политическое сознание, является рефлексией субъ­екта политического процесса относительно этого процесса и собствен­ной роли в нем, политическая культура фиксирует устойчивые, типические образцы этого сознания. Вместе с тем, политическая культура включает в себя наряду с политическим сознанием образцы политического поведения индивидов и групп и функционирования политической системы и ее институтов.

Выявление всего многообразия взаимосвязей политического сознания с другими феноменами (с политическим режимом, общественным мнением и пр.) обусловливает не только трудности в его определе­нии, но и сложность самого феномена.

Политическое сознание, является сложным духовным феноменом, содержащим общезначимые для каждого конкретного общества знания, которые отражают воззрения индивидов относительно политики. Как правило, выделяются три уровня осознания политики: когнитивный, аффективный и оценочный. На когнитивном уровне формируются знания о политике и политической системе общества в целом, например, об общих принципах функционирования партийных систем. На аффективном уровне отражаются настроения людей, имеющие отношение к политике, например, эмоции по поводу того или иного кандидата на выборах. На оценочном уровне индивид выступает как субъект политики, у которого формируются принципы политической деятельности и возникают суждения относительно политических целей, например оценка деятельности партии за определенный период ее функционирования.

По степени и формам отражения содержания политической деятельности в политическом сознании как сложном системном явле­нии в современной политологической литературе выделяются четыре диалек­тически взаимосвязанных уровня: государственный, теоретический, эмпирический и обыденный.

На государственном уровне осуществляется выработка и обоснование офици­альной политики, организация и соответствующее нормативное регули­рование функционирования политических институтов, отношений и деятельности. В качестве субъекта, т.е. носителя этого уровня сознания (государственного сознания) выступает государство, защищающее и отстаивающее собственные интересы. В этом случае фунда­ментом нормативной системы выступает Конституция, далее – сис­тема законодательных актов (закон о политических партиях, о выборах, об информации, о СМИ, о регламентации форм выражения общественного мне­ния – демонстраций, митингов, шествий, об общественных организа­циях и пр.), а также морально-этические нормы, принятые в обществе. Весь этот круг норм выступает средством организации и регулирования отноше­ний между людьми в рамках отдельных институтов, институтов государства и гражданского общества, отдельных людей или групп к институтам и пр. На данном уровне политического сознания наиболее последовательно защища­ются существующие политические порядки и принципы управле­ния.

Для теоретического уровня характерна ориентация на раскрытие тенденций (закономер­ностей) политической жизни общества и их использова­ние в организации практической политической деятельности. Его содержание составляет выработка теорий и концепций, разработка стратеги­ческих направлений развития и путей достижения стратегических целей, определение направлений и путей организационно-политического обеспечения решения назревших проблем, обоснование существующей сис­темы ценностей и политических установок.

Нередко теоретический уровень политического сознания называют полити­ческой идеологией или идеологию определяют как теоретическое сознание. Но это не совсем корректно, поскольку теория занимается «поис­ком истины», а идеология в большей степени обоснованием интересов и ценно­стей, она включает суждения, оправдывающие преобладание одних политических интересов и ценностей над другими.

Если первые два уровня политического сознания (государственный и теорети­ческий) «занимаются» формированием и обоснованием политики, то эмпирический уровень базируется непосредственно на практике – участии в политическом процессе различных социальных общностей, отражая политическую действи­тельность в форме ощущений, иллюзий, представлений, пережива­ний. Следует отметить, что образы эмпирического уровня теоретически не обобщены. Они зачастую не отражают сущности явлений политической жизни. Знания людей о сущности политического процесса, политических явлениях на эмпирическом уровне поверхностны. Отношение к политическим явлениям на этом уровне сознания четко не зафиксировано, оно неустойчиво и переменчиво. На этом уровне политического сознания мысли практически не отделяются от эмоций. Кроме этого, этот уровень политического сознания включает и представления, перешедшие от прошлых поколений и воспринимаемые людьми каких собственные, а также традиции, обычаи, привычки. Важной особенностью эмпирического политического сознания является и то, что характерные для него иллюзии, представления и переживания могут прямо перерастать в действие, поведение.

Обыденный уровень политического сознания тесно связан с предыдущим, но имеет и различия. Так, эмпирический уровень отражает практический опыт субъектов. В свою очередь обыденный уровень политического созна­ния представляет собой своеобразный сплав знаний, представлений, настрое­ний, чувств, мнений, носителями которого являются различные социаль­ные общности. Этот уровень политического сознания формируется под влиянием как теории и политической идеологии, так и политической практики. Обыденный уровень политического сознания во многом является результатом стихийного процесса духовного освоения действительности в рамках повседневной практической деятельности. Следовательно, в нем представ­лены как практические, так и теоретические элементы, что придает ему осо­бую динамичность и адаптивность к изменениям политической ситуации.

Являясь отражением действительности, политическое сознание вместе с тем обладает относительной самостоятельностью. Относительная самостоятельность политического сознания заключается, в том, что, с одной стороны, оно обладает способностью опережать ход развития политических процессов, а с другой стороны, ему присуща тенденция отставания от развития политического бытия. Так же относительная самостоятельность политического сознания проявляется в том, что оно не просто отражает действительность, а стремится ее осмыслить, преобразовать в ходе практической деятельности. Относительно самостоятельный характер политического сознания проявляется в специфике политического пространства, политических отношений, политической культуры, традиций и норм политического поведения, а так же в специфике политических технологий и методов политической деятельности.

Политическое сознание, будучи вплетенным в различные виды деятельности, внутренне структурируется, разделяясь на различные элементы и образования. В структуре политического сознания, как правило, выде­ляют две основные группы компонентов: когнитивные (знания о политике, интерес к политическим явлениям и убеждения) и мотива­ционные (потребности, ценности, чувства и установки). В действительно­сти достаточно сложно выделить тот или иной элемент политиче­ского сознания в чистом виде, и однозначно отнести его к познава­тельному блоку или к мотивационному. Все эти элементы переплета­ются между собой, оказывая друг на друга взаимное влияние.

Неотъемлемым элементом содержания политического сознания являются политические знания, которые в различной степени представлены на всех уровнях политического сознания. Они, отражая интересы тех или иных классов и групп, нередко отличаются скорее по форме, чем по существу.

Поскольку знания есть результат политического опыта, то опыт в этом случае выступает основным источником формирования политического созна­ния. Последнее открыто для восприятия разного опыта, для постоянного уточнения оценок минувшего и настоящего, новой интерпрета­ции разнообразных политических явлений.

Следующим элементом структуры выступают поли­тические интересы. Политические интересы представляют собой реальную причину политической деятельности, внутренний, осознанный источник политического поведения, который стимулирует людей к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных действий по их достижению. Между политическими интересами и знаниями существует тесная корреляция. Интересы отчасти зависят от уже приобретен­ных знаний, и в то же время они являются побудительным стимулом приобрете­ния новых. Усвоение новых знаний в свою очередь увеличивает способ­ность адекватно отражать происходящие политические изменения, адаптиро­ваться к ним, занимать активную или пассивную позицию в поле политики.

Так как в политике концентрированно выражены все стороны общественной жизни, она и становится сферой взаимодействия интересов. Различные материальные, экономические, культурные, религиозные и т.д. потребности, осмысленные как интерес, рано или поздно переносятся в политику и становятся причиной, а еще точнее – пружиной политической деятельности. Здесь они сталкиваются, объединяются, побеждают друг друга, определяя политический облик данного общества.

Все уровни сознания связаны с интересами, но эта связь менее стабильна и последовательна. Если политическая идеология ориентирована, главным образом, на коренные интересы того или иного класса в целом, то обыденное политическое сознание в большей мере отражает дифференциа­цию этих интересов внутри класса. Иначе говоря, оно носит дифференцирован­ный, более пластичный характер.

Общественные (массовые) настроения – самый изменчивый и неустойчивый элемент политического сознания. На настроения оказывают влияние различного рода факторы: экономические, социальные, политические, нацио­нальные, психологические и пр. Концептуально настроение может быть обозначено как определенное психическое состояние, интегрирующее влияние объективных событий на субъективное их переживание. От всех других психических состояний его отличает интеграция. Это не просто субъек­тивное переживание и не просто знание объективных событий, это – один из высших уровней субъективного осмысливания: сегодня, подспудно влияя на деятельность человека, завтра, будучи осознанным, оно превра­тится в умонастроение, и уже непосредственно будет определять характер деятельности. Как правило, в массовых настроениях отражается удовлетворенность или неудовлетворенность общими социально-политическими условиями жизни; субъективная оценка возможности реализации социально-политических притязаний при данных условиях; а также стремление к изменению условий ради осуществления этих притязаний. Массовые настроения охватывают большие общности людей и являются переходным состоянием от непосредственных эмоций к осознанным мнениям. «От повседневных эмоций они отличаются более обобщенным в политическом отношении характером, и рационализированы условиями политической жизни, ее нормами и устоями».[113]

Политические знания и настроения создают основные предпосылки для формирования оценочных суждений, лежащих в основе общественного мне­ния. Последнее образуется как результат группового (массового) обще­ния, интенсивного обмена социальной информацией по актуальным и жиз­ненно важным для людей проблемам. Связь между общественным мнением и политическим сознанием осуществляется через индивидуальные политические установки.

Под политическими установками понимается отношение человека к тем или иным политическим объектам, например институтам политической системы или политическим лидерам, а так же субъективную готовность человека вести себя определенным образом по отношению к этим объектам. Установки связаны со стереотипами, которые определяются как устойчи­вые структуры сознания и поведения, возникающие на основе много­кратного повторения одного и того же действия в соответствии с установ­ками субъектов действия. Следовательно, установка – это именно субъективное отношение к объектам действия, а стереотип – стандартизирован­ная схема действия.

На формирование политической установки значительное влияние оказывает социальный контекст: политические установки служат выражением глубоких социально обусловленных мотивационных потребностей, таких как ощущения включенности в структуру социальных связей, близости с социальным окружением, безопасности, самопознания и самоутверждения и т.п., т. е. они усваиваются в процессе социализации и коммуникации.

В структуре установки, как правило, выделяются три уровня: во-первых, когнитив­ный, который связан со знаниями о политических объектах или явле­ниях и их нормативной оценкой; во-вторых, аффективный, связанный с чувствами, испытываемыми индивидом по отношению к объекту; и, в-третьих, поведенческий, под которым понимается склонность к определенному поведению относительно объекта в конкретных условиях.

Факт наличия раз­ного рода установок у той или иной социальной группы может служить основа­нием к типологии различных типов политического сознания населе­ния.

Следующим элементом выступают ценности. По сравнению с другими компонентами политического сознания ценно­сти рассматриваются как более фундаментальное ментальное образование. Ценности выступают как некие абстрактные идеалы, которые не связанны с конкретным объектом или ситуацией, как своего рода представления человека об идеальных моделях поведения и идеальных конечных целях, представле­ние о том, что желательно и необходимо. Ценности имеют ярко выраженную социальную природу и характеризуют индивидуальное сознание. Формируясь в период социализации личности, они не только влияют на политические предпочтения, но качественно определяют политиче­ское сознание: у групп с различными ценностями кардинально разли­чаются политические предпочтения (установки). Но ценности человека не идентичны его поступкам, при определенных условиях они могут стать одним из побудителей его практических действий, направленных на воплощение этих ценностей в жизнь.

Изучение политического сознания в первую очередь включает исследова­ние его субъектов – носителей, динамики его развития и основ­ных форм. С точки зрения субъекта политического сознания можно выде­лить массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание.

Структурно массовое политическое сознание включает статичные (ценно­сти, предпочтения) и динамичные (массовые настроения) элементы. В структуру массового политического сознания включаются: уровень ожиданий людей и оценка ими своих возможностей влиять на политическую систему в целях реализации имеющихся ожиданий; социально-политические ценности, лежащие в основе идеологического выбора (например, справедли­вость, демократия, стабильность, порядок и пр.); быстро меняю­щиеся мнения и настроения, связанные с оценками текущего положе­ния, деятельности правительства, конкретных политических акций и т.д. Массовое политическое сознание, определяя тип и уровень развития политической культуры общества, обуславливает типичные варианты политического поведения. Наиболее распространенным способом определения уровня массового политического сознания являются опросы общественного мнения по политическим вопросам.

Групповое политическое сознание представляет собой обобщенное созна­ние тех или иных определенных, организованных больших (классы, социально-этнические образования, социальные группы, слои и пр.) или «ма­лых» (политическая элита, группы давления и пр.) групп, связанное с политикой. Исходя из объективного места группы в социально-политиче­ской системе и особенностей группового самосознания, такое политическое сознание рассматривается как совокупность представлений, определяющих содержа­ние, направленность и интенсивность политической активности группы. В структурном отношении в группо­вом политическом сознании доминируют политиче­ские позиции и идеологические предпочтения. Наиболее распространенный способ выявления такого типа сознания – анализ политических документов, исходя­щих от конкретной политической группы.

Индивидуальное политическое сознание является свойством и качеством личности, «политического человека», способного воспринимать политику, более или менее точно ее оценивать и относительно целеустремленно действовать в политическом поле. В индивидуальное политическое сознание включаются субъективно-психологические особенности, типовые характеристики и структурные компоненты сознания и поведения человека в политике, а так же процессы политической социализации личности, способы используемые индивидом для освоения массового и группового политического сознания.

Таким образом, диалектика политического сознания представляет собой существенный показатель социально-политического развития общества.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь