Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 2. Структура и функции философии. Основные направления в философии.



 

Предпосылками возникновения античной философии явилась древняя мифология, творчество «семи мудрецов» и наука того времени.

В мифологии мы распознаём первые веяния философии, которая стремиться освободиться от мифа, восстав против неё. Действительно, в мифологии сформулированы основные философские проблемы и положения: проблема первоначала, диалектическое развитие как переход в свою противоположность, противоречивость мира, проблема жизни и смерти, проблема любви, проблема целого, мотивации и др. Но, несмотря на это, мифология имеет ряд недостатков. Она является выражением общественного сознания и игнорирует сознание индивидуальное. От людей в мифологическом контексте ничего не зависит, они бесправны и являются игрушками в руках богов.

Проявление личностного сознания и роли личности как таковой можно найти во второй предпосылке генезиса древней философии, - в творчестве «семи мудрецов». По Платону, ими были: Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Месон и Хилон.

Мудрость «семи мудрецов» нельзя отнести ни к мифологии, ни к науке. Здесь проявляется обыденное сознание, которое достигает житейской мудрости и проявляется в пословицах, поговорках, афоризмах, поднимающихся подчас до большой обобщённости и глубины в понимании человека и мироздания. Миру богов и героев противопоставляется осмысление обыденного сознания в афоризмах, в которых нет ничего от сверхъестественного мира. Такие афоризмы получили название «гном». Гнома – это высказывание общего характера.

В творчестве «семи мудрецов» происходит пробуждение личного самосознания, на передний план выходит человек, личность, без творчества которой появление философии было бы невозможным.

Третьей предпосылкой генезиса философии является наука.

Зачатки научных знаний впервые появились на Востоке. Они носили сугубо утилитарный, прикладной характер. В Древней Греции все эти знания обобщались, систематизировались и выстраивались в научные теории. Существовавшие в то время науки (астрономия, физика, математика и медицина) являлись средством обобщения эмпирических данных и средством обоснования, доказательности. В Греции же впервые появляется аксиоматический и дедуктивный методы построения научных теорий.

Чтобы создать философскую концепцию, нужно было уметь обобщить имеющиеся данные о различных сферах мироздания и при этом выделить самое главное, существенное, неизменное. Без знания наук этого сделать было бы невозможно. Неудивительно, что многие крупные философы были учёными (Платон был математиками, Аристотель – физиком и логиком и т.д.). Возникшую философию стали называть наукой наук царицей наук, ибо под её эгидой развивались все существовавшие науки. Науки, в свою очередь, оказывали влияние на философские концепций, особенно, в части представлений о природе, космосе, планет и даже на организацию социума.

Перечисленные предпосылки (мифология, творчество «семи мудрецов» и наука) сделали возможным возникновение античной философской мысли. Это был путь от мифа – к логосу, от образа – к понятию, от конкретного – к абстрактному, от разрозненных и фантастических представлений о мире - к логически непротиворечивому, стройному, теоретическому знанию.

Структуру философского знания составляют:

Метафизика – «первая философия», учение о первых началах и причинах всего существующего в общем и целом, материального и духовного, о последних основаниях, о глубочайшем, о божественном, об абсолютном, о бытии и небытии.

Онтология – общая теория бытия: что в мире не возникает, не уничтожается, существует вечно и неизменно, образует основу и источник всякого конкретного бытия.

Натурфилософия – учение о природе в целом (Космосе, мире, Вселенной, универсуме), т.е. о материальном бытии в целом в пространстве и времени.

Психология – учение о душе как субстанции, о внутреннем мире человека, о сознании и бессознательных психических процессах, о нематериальной субъективной реальности.

Логика – наука о разуме, о мышлении, о правильных, последовательных, упорядоченных рассуждениях, о формальных условиях истинности знания.

Гносеология – учение о знании, об источниках, способах, сущности, границах, видах и методах познания; учение об истине.

Этика – учение о высшем благе человека, учение о добре и зле, о морали и нравственности, о долге и счастье.

Эстетика – учение о прекрасном, о его проявлении в природе и в искусстве; общая теория искусства, его место в жизни человека.

Философская антропология – учение о человеке, поиске им своей сущности и своего места в мире.

Социальная философия – есть учение о сущности, строении общества в целом, о наиболее общих законах его существования и развития и человеке как социальном существе.

Философия истории - учение о смысле, законах, периодах всемирной истории, о судьбе человечества как единого целого.

Философия науки – изучение особенностей, сущности, и значения научного знания в познании, его принципов, методов, форм и целей; места науки в обществе, воздействия науки на жизнь человека.

Философия религии – учение о сущности религии, её происхождении и формах, о Боге, о «божественном», сакральном, о значении религии для человека и общества.

Философская герменевтика - теория и методология истолкования текстов («искусство понимания»). Направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, представляющей собой совокупность основополагающих текстов.

История философии - раздел философии, изучающий исторические типы философии. В его рамки включены как философские системы отдельных философов, так и развитие их взглядов в рамках философских школ.

Ценность философии выражена в функциях философии (во многом соответствующих философским наукам):

Мировоззренческая – формирование целостной системы взглядов на мир, на человека и его место в мире.

Идеологическая – рисует нам идеал, к которому мы должны стремиться. В каждой философской системе существует свой идеал. Так, в буддизме идеалом является состояние нирваны. У Платона – строение идеального государства. У Гегеля – достижение абсолютной истины. У Маркса – построение коммунистического общества.

Методологическая – это путь достижения идеала (метод). В соответствии с выбранным идеалом в каждой философской концепции предлагается свой путь его достижения. Так, в буддизме таким путём является восьмеричный путь йоги. У Гегеля – диалектический путь познания. У Маркса – уничтожение частной собственности на средства производства.

Логическая – создание системы «правильных форм» мышления опирающихся на законы логики.

Аксиологическая – формирование системы критериев, категорий, описывающих и объясняющих ценности культуры и их роль в становлении человека и общества.

Онтологическая – объяснение реальности как таковой. Это могут быть атомы и пустота Демокрита, идеи и вещи Платона, Монады Лейбница, абсолютный дух Гегеля и т.д.

Гносеологическая – объяснение, что такое истина, возможность её достижения, способы и методы истинного познания.

Эвристическая - содействие приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий.

Критическая - подвергает сомнению окружающий мир, ищет его новые черты, качества, вскрывает противоречия, расширяет границы познания, разрушает догмы, увеличивает достоверность знания.

Основными философскими направлениями являются материализм и идеализм, а их историческими формами выступают, соответственно, метафизический, вульгарный и диалектический материализм, с одной стороны, и объективный и субъективный идеализм, с другой стороны.

Отвечая на этот вопрос о соотношении бытия и мышления, природы и духа, философы разделились на два больших лагеря материалистов и идеалистов. Существовали и позиции, признававшие равноценность, равноправие обоих начал – материального и духовного. Это позиция называется дуализмом.

Другой стороной основного вопроса является вопрос о познаваемости мира. Отрицательный ответ на этот вопрос характерен для представителей скептицизма и агностицизма, а положительный – для представителей эмпиризма, материалистического сенсуализма, рационализма и диалектического материализма. Представители иррационализм также признают познаваемость мира, но нерациональными, внетеоретическими методами озарения, инстинкта, интуиции, откровения, воображения.

 

Литература

 

Кессиди Ф.Х. К истокам греческой мысли. – СПб.: Алетейя, 2001.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс,1990.

Ойзерман Т.И. Главные философские направления. – М.: Мысль, 1971. С.20-61.

Чернов С.А. Начала философии. Ч.1. – СПб.: ГУТ, 2002.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите предпосылки возникновения античной философии.

2. Какие науки входят в структуру философского знания?

3. Назовите основные функции философии.

4. Определите основные философские направления и их исторические формы.

 

Раздел II. История философии

Тема 3. Философия древности: Индия и Китай

 

Примерно с середины первого тысячелетия до нашей эры по европейскому летоисчислению начинается классический период индийской философии. Появляются различные школы и системы философии, личное философское творчество. Однако для всей истории индийской философии характерны подчинение личности традиции, идее, школе, отсутствие стремления к индивидуальному самовыражению и к новизне, второстепенность авторства, невнимание к течению времени и датам, что затрудняет периодизацию и установление авторов тех или иных текстов и идей.

Первым памятником религиозно-мифологической мысли индийцев были Веды. Слово «веды» в переводе с санскрита означает «знание». Веды состоят из четырёх сборников: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа, но важнейшим является Ригведа. В ней, помимо гимнов, молитв и жертвенных формул имеется и ряд космогонических гимнов – а это уже начало философской мысли, хотя и в образах политеистической мифологии.

Первыми же «еретиками», поставившими под сомнение авторитет брахманов и безусловность ритуала, стали аскеты-проповедники. Их называли шраманами, т.е. «совершающими усилия». В V1- V вв. до н.э. возникло множество критических в отношении брахманизма течений. Главными из них были адживика, джайнизм и буддизм.

К Ведам примыкают Упанишады (букв. – сидение около, т.е. вокруг учителя с целью познания истины) – главный источник религиозно-философской системы веданты. В эпоху Упанишад формируются первые философские проблемы: «откуда мы произошли, где мы живём и куда мы движемся,… по чьему повелению существуем мы здесь, то в страданиях, то в удовольствиях? Будет ли этому причиной время, или природа, или необходимость, или случайность, или элементы, или тот, кто называется Пуруша, человек, представляющий собой верховный дух?». В центре – учение о природе мировой души, о единстве Брахмана и Атмана. Брахман в индийской идеалистической философии - понятие, обозначающее безличный, индифферентный абсолют, «душу мира», первооснову всех вещей и феноменов.

Брахману не может быть дано никакое позитивное определение, дать ему характеристику можно только через отрицание: бесконечный, неизменный, неподвижный. В ведической философии концепция Брахмана (то есть Бога-Абсолюта) тесно связана с личностным восприятием каждым человеком всеобъемлющего Бога-Брахмана в качестве индивидуального Атмана — своего наивысшего запредельного «Я». В Упанишадах о поддерживается идея тождественности Атмана и Брахмана. Всё конечное имеет ценность лишь как отражение вечного.

Локаятики (или чарваки) – индийские материалисты – утверждали, что Первоначалу присущи четыре «великие сути»: земля, вода, воздух и огонь. Представители ньяя и, особенно, вайшешики представляли древних атомистов.

Рост рационализма привёл, с одной стороны, к агностицизму (аджняна-веда), с другой – к разработке учения о средствах достижения познания (праманавада). В школе сангхьи признавались три средства познания (три праманы): восприятие, логический вывод и свидетельство авторитета. Ньяики добавляли четвёртое средство – сравнение, а миманса – предположение.

Совокупность индийских философских школ принято разделять на две группы: ортодоксальные, признающие авторитет Вед как священного текста, и неортодоксальные, не признающие Веды единственным или абсолютно авторитетным источником. Шесть ортодоксальных школ индийской философской традиции обычно объединяют попарно: санкхья и йога, ньяя и вайшешика, веданта и миманса. К неортодоксальным школам причисляют буддизм, джайнизм, чарваку-локаяту и др.

Формирование основных направлений китайской философии происходило в переломный момент истории Китая. Эпоха получила название «Борющихся царств» или «Воюющих государств» - «Чжаньго» (453-221 до н.э.). Была нарушена гармония социальных отношений, люди, не обладающие знатностью, богатели, росли т.н. «сильные дома». В страну приходит хаос и смута, и уже нет великих мудрецов древности - Яо, Шуня, Хуанди («Жёлтый император», «Жёлтый предок» - культурный герой, один из родоначальников китайской нации – ханьцев), способных возвратить Китай в лоно вселенской гармонии.

В «Книге перемен» («И - цзин») ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого, мужского и женского начал в природе, символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного, четного и нечетного и т. д. Концепция о взаимодействии полярных сил инь-ян, которые рассматриваются как основные космические силы движения, как первопричины постоянной изменчивости в природе, составляет главное содержание большинства диалектических схем китайских философов. Представления об инь-ян нашли также разнообразное применение в разработке теоретических основ китайской медицины, химии, музыки и т. д.

В такой обстановке зарождались основные школы философско-общественной мысли Китая. Эти школы получили такой заряд энергии («пассионарности»), что сумели охватить все области социальной и духовной жизни на несколько тысячелетий вперёд.

Как управлять государством, как привести страну в гармонию с Небом – высшим деятельно-указующим началом мира? Как устранить бунты, сделать народ покорным? Может быть, стоит обратиться к «высокой древности», когда народ придерживался важнейших морально-нравственных понятий, оставленных великими предками и связующих каждого человека с высшими сакральными силами мироздания? На эти вопросы отвечало конфуцианство, основанное Кун-цзы (551-479 до н.э.), первым китайским философом, личность которого исторически достоверна. Известен нам как Конфуций.

Предшественниками конфуцианцев были выходцы из потомственных чиновничьих семей, которые зарабатывали на жизнь преподаванием древних книг, образовавшими со временем «Тринадцатикнижие» («Шицзин» - «Книга песен и гимнов», «Шуцзин» - «Книга истории»; «Лицзи» - «Записки об обрядах» и др.).

Конфуций тоже принадлежал к сословию «учёных книжников». В его этико-политическом учении центральное место занимали вопросы нравственной природы человека, его этики и морали, жизни семьи, управления государством. Исходной является концепция «неба» и «небесного веления». «Небо» - это часть природы, но и высшая духовная сила, определяющая природу и человека. Человек, наделённый небом этическими качествами, должен поступать в согласии с ними, с моральным законом («Дао») и совершенствовать их при помощи обучения. Цель совершенствования – достижение уровня «благородного мужа» (цзюнь-цзы), соблюдающего ли-этикет, доброго и справедливого по отношению к народу, почтительного к старшим и высшим.

Центральное место в учении Конфуция занимает концепция «жень» (человечности) – закона идеальных отношений между людьми в семье, обществе и государстве, в соответствии с принципом «Чего не желаешь себе, того не делай другим».

Ради идеального порядка в Поднебесной надо всё расставить на свои места, или «исправить имена». Чтобы «отец был отцом, сын – сыном, государь – государем, чиновник – чиновником». В идеале критерий разделения людей - это степень близости человека к идеалу «благородного человека» (цзюнь-цзы), а не знатность и богатство. На деле же сословие чиновников было отделено от народа «стеной иероглифов» - грамотностью. Провозглашая ценность интересов народа, учение предполагало, что без опеки образованных конфуцианцев-управителей он обойтись не может. Конфуцианство как учение крайнего консерватизма поддержало культ императора и сделало шаг к разделению всего мира на цивилизованный Китай и некультурных варваров. Последние могли черпать знания и культуру из одного источника – из центра Мира, Китая.

Основателем даосизма (кит. Дао цзя – школа Дао) считается Ли Эр (Ли Бо-Ян, Лао Дань) названный Лао-цзы, что значит «мудрый старец» (V1-V вв. до н.э.).

Исходная идея – это учение о Дао – пути, извечном, неестественном и всеобщем законе спонтанного возникновения, развития и исчезновения всей Вселенной и дэ – проявлении ДАО. Этому посвящена «Каноническая книга о Дао и дэ» («Дао дэ цзин»), иначе «Лао-цзы» («Книга учителя Лао»), - основополагающий трактат философии даосизма.

Из учения о Дао вытекает принцип следования Дао, т.е. поведения, согласующегося в микрокосмосе с Дао как природой человека, а в макрокосмосе – с Вселенной. При соблюдении данного принципа возможно бездействие («у вэй» - недеяние, одна из основных идей даосизма), приводящее, однако, к полной свободе, счастью, успеху и процветанию. Всякое же действие, противоречащее Дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом, для воцарения его нужно дать свободу её прирождённым качествам. Поэтому мудрый правитель следует Дао, не делая ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии.

Дао затемняется человеческой односторонностью, само же не имеет никаких разграничений: стебель и столб, урод и красавица, великодушие и вероломство – всё объединяется Дао в единое целое. Все вещи равны между собой, а мудрец свободен от пристрастия и предвзятости, одинаково смотрит на знатного и раба, соединяется с вечностью и с Вселенной и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая их естественность и неизбежность. Поэтому Лао-цзы отвергал конфуцианское понятие «человеколюбие», считая его чуждым сущностной природе человека, а требование его соблюдения – неоправданным вмешательством в жизнь общества.

Для даосов истинный человек – вне добра и зла, подобно миру как пустоте, где нет ни добра, ни зла, ни противоположностей вообще. Если же появляется добро, тотчас возникает и его противоположность – зло и насилие. Всё живёт в некоем законе «парных рождений» - вещи и явления существуют лишь как противоположности друг другу.

Легизм ( от лат. – род, закон), учение школы законников «фацзя», этико-политическое учение об управлении человеком, обществом и государством. Возникло и оформилось в V1-111 веках до н.э. Легизм стремился к созданию мощного, хорошо управляемого государства, расходясь, однако, в обосновании и методах его построения. Но если конфуцианство выдвигало на первый план нравственность людей, то легизм исходил из законов и доказывал, что политика несовместима с моралью.

Легисты создали концепцию деспотического государства, основанную на равенстве всех перед законом. Исключение – это сам император, монарх, правитель. Но государственные должности должны замещаться по способностям, а не по именитости. Отсюда – запрет на наследственность должностей. Законники ввели круговую поруку и практику взаимного доносительства.

В 136 году до н.э. ханьский император У-ди возвёл конфуцианство на уровень государственной идеологии Китая, но уже с примесью легизма. Характерные для доханьского периода плюрализм школ, борьба мнений, невмешательство властей в область мировоззрения – так никогда и не были восстановлены вплоть до начала ХХ века в Китае, а легизм прекратил своё существование как самостоятельное учение.

 

Литература

 

Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1995.

Дао дэ цзин. – СПб.: Азбука-классика, 2005.

Дао и даосизм в Китае. - М., 1982.

Древнекитайская философия. В 2 т. – М., 1972-1973.

Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии: И-Цзин, Дао Дэ Цзин, Лунь Юй. – М.: Радикс, 1995.

Радхакришнан С. Индийская философия: в 2 т. – СПб.: Стикс, 1995.

Чанышев А.Н. Философия древнего мира. – М.: Высш. школа, 1999.

Чаттерджи С., Датта Д. Древняя индийская философия. - М., 1954.

Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». - М., 1960.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какое произведение является первым памятником религиозно-мифологической мысли индийцев?

2. В каком древнеиндийском памятнике формировались первые философские проблемы?

3. Что является основной темой философии Конфуция?

4. Как именуется первоначало, безличный мировой закон в древнекитайской философии?






Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-16; Просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.108 с.) Главная | Обратная связь