Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 9. Философия эпохи Возрождения

 

Эпоха Гуманизма и Возрождения - это взрыв свободной мысли и духовных исканий. Она отражала радикальные изменения в сознании человека и осмыслении им своего места в мире. Традиционная церковь не могла удовлетворительно отреагировать на данные перемены. Изобретение печатного станка (Иоганн Гуттенберг, 1399-1468) явилось важным фактором в распространении новых идей, но причина изменений заключалась не в этом.

Во-первых, это появление на Западе ранее неизвестных творений античных авторов. А, во-вторых, - приток интеллектуалов – в первую очередь греков – со всех концов рухнувшей (в 1453) Византии. В университеты и коллегиумы Запада перебрались десятки тысяч риторов, живописцев, богословов, инженеров из Византии. Возможно, без этого Возрождение ограничилось бы интересом к оккультным «наукам», который был присущ потомкам варварских племён – кельтов, галлов, германцев. Появление в западных университетах преподавателей-греков, людей, по преимуществу православных, привело к осознанию и обострению внутренних противоречий в католицизме, что уже через полвека дало импульс возникновению предреформационных течений и открытому началу европейской религиозной Реформации.

Выдвижение на первый план человека подрывает средневековую идею теоцентризма и закрепляет новую концепцию – антропоцентризма.

Сама суть мышления эпохи Возрождения сводилась к тому, что нет и не должно быть никакого разделения: всё является частью единой великой сокровищницы знания. Возрождается интерес к натурфилософии, неоплатонизму, алхимии и каббале. Данным системам предстояло коренным образом трансформировать дух эпохи.

На всём протяжении Средних веков Церковь учила, что человек – существо слабое, ничтожное, порождение первородного греха, зависящее исключительно от Божьего милосердия. Напротив, новая философия утверждала возвышенную природу души человека, постулируя, что каждый человек – это потенциальный Бог. И вдруг всё стало возможно и позволено, мир предстал увлекательным и захватывающим местом изучения и познания всего и вся, где можно было бесстрашно экспериментировать и, в рамках законов природы, управлять происходящим.

Страной, где началось бурное развитие эпохи ренессанса, стала Италия, а термин «гуманист» (humanista) появился в XV веке. Он указывал на преподавателей и учителей грамматики, риторики, поэзии, истории и философии морали. Кроме того, уже в XIV веке, для того, чтобы обозначить эти дисциплины, говорили: «studia humanitatis» (гуманитарные дисциплины) и «studia humaniora» со ссылкой на Цицерона.

«Humanitas» для латинских авторов означал, примерно, то же, что эллины выражали термином «пайдейа», воспитание и духовное образование человека. Считалось, что основная роль в этом принадлежала словесности, т.е. поэзии, риторике, истории, философии и греческому языку. Именно эти дисциплины способствуют его общему развитию и духовному возвышению.

Термин же «возрождение» вошёл в употребление в XIX веке, благодаря работе Якоба Буркгардта «Культура Ренессанса в Италии» (Базель, 1860). Однако гуманисты уже использовали такие выражения, как «воскрешать», «возвращать блеск древностям», «обновлять», «давать новую жизнь», «возрождать древний мир» и т.п. Джорджо Вазари (1511-1574) говорил о «возрождении» живописи и скульптуры из «ржавых» Средних веков к совершенству «современной манеры».

Ренессанс имел также корни в идее возрождения римского государства, жившей и в Средние века. Предшественник итальянского Возрождения Кола ди Риенцо (1313-1354) (вместе с Петраркой) провозгласил как пророк далёкого будущего настоятельную потребность национального возрождения Рима и единой Италии, а потом и всего христианского мира. Это он возглавил антифеодольное восстание в Риме (1347) и, на короткое время, Римскую республику.

«Возрождение» и «Реформа» становятся взаимопроникающими: в этих двух образах воссоздана мистическая концепция «воскрешения», которую можно найти и в древней языческой, и в христианской литургии. Так и «Гуманизм», понимаемый как миссия очеловечивания, совпадает с обновлением, он есть «Возрождение» духа человеческого. Поэтому Гуманизм и Ренессанс являются двумя сторонами одного и того же явления.

Хронологически эпоха полностью занимает собой два века: XV и XVI. Прелюдия же начинается с ХIII-XIV века, главным образом с Кола ди Риенцо и Франческо Петрарки. А эпилог (заключение) приходится на начало XVII века. Томмазо Кампанелла был последним представителем этой эпохи. А потому всю эпоху можно разделить на три периода: раннее (ХIII-ХIV вв.), среднее (ХV в.) и позднее Возрождение (ХVI в.).

Эпоха же «модерна» ведёт своё начало с Галилео Галилея (1564-1642) и первого «современного» философа – Рене Декарта (и частично также Френсиса Бэкона).

Начало Гуманизма восходит к Франческо Петрарке (1304-1374). Он провозгласил гуманизм как новое мироощущение, сориентировав искусство и культуру на земные ценности. Главное – не диалектико-схоластический рационализм, но интерес к человеку. Смысл жизни открывается не тому, кто нагромождает силлогизмы, но тому, кто овладел искусством быть свободным.

Против современной ему схоластики выступал и Колюччо Салютати, противопоставляя ей философию, как послание к жизни (подобное можно найти у язычника Сократа, и у Христа, и у св. Франциска Ассизского).

Леонардо Бруни (1370-1444) переводил Платона, Аристотеля, Плутарха, Ксенофонта, Демосфена и Эсхила. Человек осуществляется полностью и по-настоящему только в общественном и гражданском планах. А «высшее благо» - не абстракция, но то, что хорошо именно для человека и его свободы.

Поджо Браччолини (1380-1459) утверждал: «всяк куёт свою судьбу сам», выражая одну из ключевых мыслей Гуманизма.

Эрудит и учёный Леон Баттиста Альберти (1404-1472) понимает человека как Homo faber. Проводит эксперименты с камерой-обскурой. Разрабатывает урбанистическую философию градостроения по образцу античному.

Лоренцо Валла (1407-1457) филологически безупречно обосновывает фальшивость т.н. «Дарственной Константина», на основании которой Церковь узаконила свою светскую власть, ставшую источником её надменности и коррупции.

Николая Кузанского (1401-1464) интересовали проблемы бесконечности, уточнение числа π, замена юлианского календаря. Кузанец считал, что мир не имеет границ и центр его всюду, окружность же – нигде. В бесконечности (как и в Боге) имеет место совпадение противоположностей. Так и в человеке, как высшем единстве мира, есть единство природного и божественного, материального и духовного.

В 1462 году Козимо Медичи Старший дарит Марсилио Фичино (1433-1499) виллу Кареджи, чтобы тот на досуге и в спокойствии мог посвятить себя изучению и переводам Платона. Эта дата – дата рождения новой «платоновской академии». В своей концепции души в духе неоплатонизма, как «копула мунди» (связь мира) Фичино, одновременно с Джованни Пико делла Мирандолой (1463-1494), даёт обоснование «первенства» и «достоинства» человека. А последователь Аристотеля Пьетро Помнонацци (1462-1525) поставит под сомнение фундаментальный догмат всего платонизма и христианства о бессмертии души.

Виднейший представитель северного Возрождения - Эразм Роттердамский (1469-1536), глава т.н. «христианского гуманизма» (наряду с Т. Мором, Г. Бюде, И. Рейхлиным). Осуществил первопечатное издание Нового завета (1517). Оно не только стало важнейшим шагом на пути к Реформации, но и положило начало научной критике текста Нового завета.

Труд уже не рассматривается как искупление за грехи или лишь как занятие для рабов. Ренессанская творческая деятельность обретает своего рода сакральный характер. Человек «реабилитируется» со всей его телесностью и становится в центр творчества великих художников и скульпторов эпохи – Боттичелли, Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи. Интерес к натурфилософии усиливается по мере передачи миру физическому самостоятельности. Мистико-натурфилософские воззрения Парацельса (1493-1541) и Агриппы Неттесгеймского (1486-1535) как представителей т.н. оккультного Возрождения XVI века. В натурфилософию проникают идеи пантеизма («всебожие»). Джордано Бруно (1548-1600) защищает гелиоцентрическую систему Коперника, ликвидируя дуализм неба и земли. Духовные и материальные начала неразделимы и находятся в органическом единстве. Реалистические социально-политические концепции эпохи развивали Никколо Макиавелли, Жан Боден, а утопические - Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Эпоха сформировала сознание, отличное и от сознания античного, и от средневекового. Для мыслителей Ренессанса возможность богаче актуальности, а движение и становление предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия. На плечах этих титанов - лидеры и отцы научной революции – Галилей и Кавальери, Бэкон и Декарт, Лейбниц и Ньютон, Гук и Паскаль.

 

Литература

 

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. – М, РГГУ,1995.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М.: Высшая школа,1980.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль,1982.

Харрис М. Творчество Ренессанса. – М.: Лабиринт-К.,1997.

Хёйзинга Й. Осень Средневековья. – М.: Наука,1988.

 

Первоисточники

 

Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. – СПб.: ТО «Пальмира», 1992.

Петрарка Ф. Сонеты. Размышления. – М., 1999.

Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека/ Сб.: Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии /Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат,1991.

Томас Мор. Утопия. – М.: Изд-во АН СССР, 2-е изд.,1950.

Томмазо Кампанелла. Метафизика. О превосходстве человека над животными и божественной его душе / Сб.: Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат,1991.

Эразм Роттердамский. Жалоба мира /Трактаты о вечном мире. - М.,1963.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие века полностью занимают собой эпоху Возрождения?

2. На какие периоды делится эпоха Возрождения?

3. Кто явился основателем новой Платоновской академии во Флоренции?

4. Вспомните имена представителей т.н. «христианского гуманизма» эпохи Ренессанса.

Тема 10.Философия Нового времени: эмпиризм Бэкона

И рационализм Декарта

 

 

Эпоха порождает ученых новой плеяды. Они одновременно эрудиты, создатели новых идей, экспериментаторы и практики науки и техники. Таковы все гении научной революции: Кеплер, Галилей, Ферма, Торричелли, Паскаль, Гук, Роберваль, Ддекарт, Лейбниц, Гюйгенс, Ньютон и многие другие. Среди них имя Френсиса Бэкона (1561-1626) уникально. В нём мы видим одновременно и ученого, и идеолога Великого возрождения наук («Instauratio Magna Scientiarum»).

Философ-материалист критиковал схоластику перипатетиков, мистику пифагорейцев, идеализм (реализм) платоников, агностицизм скептиков, высоко ценя натурфилософию греков, особенно атомистику Демокрита. Девиз Бэкона уже не «наука для науки», но «Знание – сила». Категориям схоластической философии, спекулятивным рассуждениям о Боге, природе и человеке Бэкон противопоставил доктрину «естественной» философии, базирующейся на опытном познании.

В своём «Новом Органоне» философ дал типологию заблуждений человеческого ума, называя их «Идолами разума». «Идолы рода» присущи самой природе человека, его разуму и чувствам; это постоянное истолкование природы по аналогии с человеком; так, мы часто приписываем природе не свойственные ей конечные цели, больше порядка и единообразия, чем в ней содержится. «Идолы пещеры», к ним относятся индивидуальные особенности человеческой физиологии, психологии, характер, его воспитание, особенности судьбы; он верит скорее в истинность того, что предпочитает, что является для него более привычным и разделяется большинством. «Идолы площади» порождаются речевым общением людей, ошибками речи и языка. Здесь слова принимаются за вещи и люди впадают в псевдомудрость. «Идолы театра» порождаются слепой верой в авторитеты, в традиционные философские доктрины и системы; сюда же ведет суеверие и слепое неумеренное религиозное рвение.

Критику идолов Бэкон дополняет положительным учением о методе исследования и теорией индукции. Он разбирает догматический и эмпирический методы, и не соглашается ни с тем, ни с другим. Необходим, следовательно, истинный метод, состоящий в умственной переработке результатов опытов. Они делятся Бэконом на плодоносные (цель – непосредственное улучшение жизни людей) и светоносные (раскрытие законов природы с помощью индуктивного метода и создания опосредующей теоретической концепции).

Научная индукция («наведение») сводится к построению таблиц «Сущностей или Присутствия», «Отклонения или Отсутствия», «Степеней или Сравнения» и, наконец, завершается таблицей «Открытие».

Согласно его классификации наук философия как особая форма знания существует наряду с историей, поэзией и теологией. Философия включает в себя содержание всей теоретической науки. Отсюда – предмет ее троякий: Бог, природа, человек и она делится на естественную теологию, естественную философию и учение о человеке. Все три раздела – это «вторая философия, или действительная наука». Бэкон противопоставляет ей «первую философию, или мудрость» как всеобщую материнскую науку.

Идее прогресса посвящена утопическая повесть Бэкона «Новая Атлантида». В отличие от «Утопии» Мора или «Города Солнца» Кампанеллы, в ней нет критики социальной действительности. Вся повесть – это гимн величию и славе научно-технического прогресса. Это скорее сциентистская утопия, грандиозная фреска грядущей индустриальной эпохи.

Лидерами наступающей научной революции становятся уже не только философы, но и выдающиеся ученые-новаторы, заинтересованные в разработке проблем методологии и теории познания. Особое место среди них занимает Рене Декарт (Renatus Cartesius), французский философ и математик, представитель классического рационализма (1596-1650).

Его переменная величина ввела в математику движение, послужив толчком к созданию дифференциального и интегрального исчисления.

Декарт – один из родоначальников «новой философии и новой науки». В отличие от Бэкона, он обращался к разуму и самосознанию, а также к принципу очевидности, или непосредственной достоверности знания, вызывая опасения у церковников в условиях начавшейся контрреформации. Его сочинения с критикой схоластики и догматизма в науке были внесены Ватиканом в «Индекс запрещенных книг».

Первый вопрос философии - это вопрос о возможности достоверного научного знания и о методе, соответствующем решению данной задачи. На этом пути Декарту предстояло преодолеть скептицизм ряда «модных» философов XVI и XVII веков – Монтеня, Шаррона и др. Он стремился к опровержению самой основы скептицизма, настаивая, как ни парадоксально, на всеобщем и полном сомнении. Но при этом я не могу сомневаться в том, что я сомневаюсь. Следовательно, сомнение существует, как и моя мысль. Я наверняка существую в качестве мыслящего. «Я мыслю, следовательно, существую» («cogito ergo sum»).

Однако самосознание у Декарта не замкнуто на себя, а разомкнуто, открыто Богу, создавшему и мир, и вечные истины: математические законы и начала, по которым всё в мире существует и развивается. А потому строгое познание возможно, как сведение (редукция) всех качеств и элементов физического мира к элементам математического познания.

Cogito - это первый, непосредственно данный сознанию объект – мыслящая субстанция. Материальная субстанция – это основа физического мира. Обе субстанции равноправны и не сводимы друг к другу. Такая философская позиция называется дуализмом. Телесная субстанция имеет величину, т.е. протяжение в длину, ширину и глубину, делима на части, имеет фигуру, движение и определённое расположение частей. Духовная субстанция (душа) неделима, вечна, неизменна, внепространственна и др.

Всякое движение Декарт сводил к механическим законам, объясняя ими и все отправления живого тела, включая человеческое. Бог-творец - источник силы, но его роль ограничивается первоначальным толчком и изначальным установлением законов движения. Подобная позиция называется деизмом (Deismus; от лат. Dues – «Бог») – формой веры, в соответствии с которой хотя и есть Бог как первооснова мира, но ни какого вмешательства этого Бога после сотворения мира в движение мира не имело места – ни в форме чуда, ни как отправление его Сына на землю.

Отделив душу от тела, Декарт столкнулся с трудной «психофизической проблемой», которую также пытался решать механистически. «Психофизическая проблема» - это вопрос об отношении явлений психических к физическим. Согласно Декарту, живое тело является своего рода машиной, тогда как сознание, мышление, воля, будучи отличной от тела субстанцией, с одной стороны, испытывает его влияние (при ощущениях, аффектах и т.д.), с другой – способна воздействовать на него.

Ясные и отчетливые понятия, или интуиции ума (врождённые идеи) вложены человеку Богом, не зависят от чувств и опыта, но без опыта они не имеют повода обнаруживаться или проясняться для нашего ума. Общий метод - математическая дедукция, вывод искомых истин из других истин, достоверно установленных и известных. Так и правила научного метода Декарта ясны и прозрачны. Их четыре: 1) Допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются уму ясно и отчётливо, без сомнения; 2) Расчленять каждую сложную проблему на подпроблемы, подзадачи; 3) Методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному; 4) Не делать никаких пропусков в логических звеньях исследования.

 

Литература

 

Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. - М., 1971-1972.

Декарт Р. Размышления о первой философии// Соч.: В 2 т. – М.,1994. – Т.2. – М.:Мысль,1994.

Декарт Р. Рассуждение о методе/ Избранные произведения. - М.,1989. Т.1. С. 261.

Ляткер Я.А. Декарт. – М.,1975.

Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. – М.: Издательская группа «Прогресс»,1993.

Субботин А. Л. Френсис Бэкон. М., 1974 (“Мыслители прошлого”).

Чернов С.А. Начала философии. Ч. 1: Учеб. пособие. – СПбГУТ. – СПб. 2002. С. 58-64.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие мировоззренческие и методологические позиции занимал Бэкон?

2. Как метафорически Бэкон называл заблуждения человеческого разума?

3. В чем состоял дуализм и рационализм Декарта?

4. Почему Декарт много внимания уделял проблеме методологического сомнения?

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-16; Просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.082 с.) Главная | Обратная связь