Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ФИЛОСОФСКИЕ МОДЕЛИ ДИНАМИКИ НАУКИ И ПРОБЛЕМА НАУЧНОЙ ИСТИНЫ⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17
Философские модели в основном воспроизводят движение научного познания в соответствии с внутренней логикой, законами движения научного познания (внутренний детерминизм). Исследование динамики сводится к вычленению из практики научного познания механизмов развития научного познания и их описанию. На сегодняшний день не существует общепринятой универсальной философской модели динамики научного познания. Предлагаются модели движения научного познания на разных его стадиях и уровнях как без учета, так и с учетом влияния внешних по отношению к научной познавательной деятельности факторов. С внешней стороны философские модели динамики науки воспринимаются в качестве поиска универсальных «механизмов» движения научного познания. Безусловно, механизмы, внутрен- 169 няя логика движения научного познания являются для философских моделей предметом более или менее тщательной разработки. Но за этой внешней стороной, по нашему мнению, скрывается решение более глубокой задачи — возможности движения науки к истинному знанию. Термин «истина» несет два различных смысла. Первый смысл в развернутом виде можно выразить словами «внутренняя истина» или «логическая истина». Внутренняя истина — это высказывание, строго логически выводимое внутри относительно замкнутой, цельной системы высказываний — например, внутри аксиоматизированной теории — из аксиом и ранее выведенных высказываний. Всякое высказывание, логически выведенное из уже принятых в теории высказываний, является внутренней или логической истиной теории. Знание как внутренняя истина принимается не на основе его проверочного сопоставления с объектом познания, но на основе логической выводимости из другого знания. Внутренняя истина выступает, таким образом, в логическом модусе строгой выводимости, то есть согласованности и когерентности знаний. Именно в таком модусе характеризуются математические теоремы как логические следствия принятых аксиом и ранее выведенных положений. Истинность теорем аксиоматизированной математики непосредственно является вопросом чистой логики (при условии общезначимости правил логики в смысле переноса значений истинности с посылок на заключение). Вопросом чистой логики является также истинность сложных высказываний, истинных в силу одной своей логической формы. Такие высказывания называются всегда-истинными, тождественно-истинными. Второй смысл термина «истина» можно выразить словами «внешняя истина». Это знание, рассматриваемое по отношению к объекту внешнего мира. Термин «внешняя истина» сохраняет свой смысл и в случае отношения знания к идеализированным, умственным объектам предметной области теории. Если первый смысл термина «истина» раскрывается в его логическом модусе, то второй — в эпистемологическом. От логического модуса рассмотрения истины можно переходить к эпистемологическому модусу, и наоборот. Так, формулы всегда-истинных сложных высказываний могут переводиться на любой язык первого порядка (в соответствующие предложения любой стандартной модели семантики первого порядка), на котором высказывания делаются об объектах познания. Большинство авторов философских моделей динамики науки допускают существование внешней научной истины в смысле 170 соответствия научных представлений некоторой внешней реальности — природе, социуму. Однако их скорее интересует не абстрактный вопрос о внешней истине в науке, но конкретный вопрос: если допустить существование научных представлений, соответствующих внешнему миру, то какими способами ученый может удостовериться в истинности этих представлений? В основе указанного разделения двух модусов научной истины лежит, в сущности, разделение двух понятий — общего понятия истины как соответствия объекту познания и понятия истины как доказанного, достоверно установленного знания. Суть проблемы, стоящей перед авторами философских моделей динамики науки, можно выразить вопросом: каким образом в науке возможен перевод предположительной внешней истины в достоверно доказанную внутреннюю истину? Сформулированный вопрос не тривиален. Человек, вообще говоря, может отдавать себе отчет о содержании имеющихся у него представлений, он может оперировать этим содержанием и вместе с тем не знать, соответствуют ли эти представления объекту познания, являются ли они истинными. Типичным примером могут служить научные гипотезы. Не знать об истинности своих представлений означает не иметь доказательства их истинности. После доказательства соответствующие представления приобретают статус доказанной, внутренней истины. Коренная задача философских моделей динамики науки состоит, как нам представляется, в анализе соотношения, взаимодействия внешней и внутренней истины в научном познании. В основе кумулятивистской модели динамики науки в конечном итоге лежит убеждение в существовании окончательных истин научного познания. Динамика науки в соответствии с указанным убеждением сводится к постепенному, последовательному и непрерывному накоплению окончательных истин науки. Заблуждение исключается из того, что называется процессом становления научного знания, становления науки. Эмпирический вариант кумулятивизма сводит рост научного знания к увеличению его эмпирического содержания. Получаемые наукой новые истины относительно рассматриваемых объектов, согласно кумулятивистам, ничего не меняют в содержании старых научных представлений, поскольку очевидно, что ни одна окончательная истина не может противоречить никакой другой окончательной истине. Теория, состоящая из окончательных истин, не может противоречить никакой другой теории, также состоящей из окончательных истин. 171 Ясно, что кумулятивистская модель динамики науки несет с собой представление, согласно которому развитие научного познания исключает любой пересмотр, опровержение ранее полученных научных результатов. Развитие научного познания может состоять лишь в открытии новых объектов, их новых свойств, их новых отношений (новых предметных областей). В таком ключе кумулятивисты рассматривают переход от классической физики, истины которой действительны в макромире, к современной микрофизике, истины которой действительны в мире элементарных частиц. Такой переход к новым научным истинам можно рассматривать в качестве научной революции в том смысле, что новые истины в корне отличаются от истин, выполняющихся в ранее изученных предметных областях и не применимых к новым предметным областям. Научная революция не исключает внешней интеграции научных представлений, истин, касающихся качественно различных объектов и предметных областей. В адрес кумулятивистской модели высказывается обвинение в чрезмерно упрощенном понимании развития научного познания, в исключении качественного изменения научных представлений (об объектах одной и той же предметной области), в отрицании возможности отбрасывания ошибочных и устаревших научных представлений [42. С. 146]. Основанием для такой критики является ссылка на реальную историю науки, демонстрирующую примеры пересмотра или даже отказа от старых научных представлений L49.C. 113-114]. Критика в адрес, кумулятивизма, безусловно, справедлива. Однако она должна быть конструктивной. В научном познании имеют место как отбрасывание заблуждений, так и накопление научных истин. Эти два процесса взаимодополняющи. Кумуляти-визм, защищающий принцип непрерывного пополнения научных истин, в своем отрицании скачков и перерывов (в виде отбрасывания ошибочных представлений) в движении научного знания неправ. Однако в нем есть и доля истины, соответствующая практике научного познания. В подтверждение сошлемся на принцип дополнительности Бора, согласно которому эмпирические высказывания о взаимно дополнительных величинах (в частности о координате и скорости частицы), характеризующих микрообъекты точными значениями величин, не могут быть интегрированы в едином описании состояния микрочастицы. Одно из этих высказываний характеризует микрочастицу в одной экспериментальной ситуации, другое — в другой, и нет экспериментально фиксируемых ситуаций, в которых оба высказывания фиксировали бы 172 одновременно точные значения дополнительных величин. Такие ситуации не относятся к физической реальности. Таким образом, соответствующие высказывания могут лишь дополнять друг друга, их можно принимать лишь в «накопительном» модусе. Модель динамики науки критического рационализма, разработана Карлом Поппером [72]. В вышедшей в 1963 году книге «Предположения и опровержения. Рост научного знания» смысл своего критического рационализма Поппер выразил формулой: научное познание заключается в решении проблем с помощью разума и опыта. Модель динамики науки критического рационализма основана на ряде общих «метафизических» положений. Прежде всего, мы выделяем веру в существование взаимодействующих друг с другом физического мира и мира человеческого сознания [Там же. С. 440], веру в существование закономерностей и единообразия в мире, природе, поскольку без этой веры «нельзя было бы понять практическую деятельность людей» [С. 194]. К «метафизическим» компонентам критического рационализма необходимо отнести и постулирование так называемого третьего мира объективного логически цельного и связного содержания элементов мышления (научных идей, поэтических мыслей, образов произведений искусства и т. п.). Существование третьего мира обеспечивается реализацией высших функций человеческого языка — дескриптивной и аргумента-тивной. Научные понятия и теории, согласно Попперу, «черпаются» из третьего мира, открываются в третьем мире, в «пространстве человеческого языка». Далее мы отмечаем условное признание структурности мира («если она вообще существует»), которая превосходит способность человеческого понимания [Там же. С. 371 ]. К этому примыкает признание реальности первичных и вторичных качеств (в традиционном смысле этих понятий), а также некоторых положений вещей и фактов [Там же. С. 320, 354]. При этом реальность трактуется в смысле положения вещей, которое описывается высказываниями [С. 320]. Важнейшим «метафизическим» элементом концепции критического рационализма является отказ от использования понятия истины в смысле соответствия знания действительности по причине безнадежности разъяснения такого соответствия [Там же. С. 220, прим. 28]. Критический рационализм не был бы рационализмом, если бы не отвергал сенсуалистическую трактовку познания, возводящую всякое знание в конечном итоге к чувственному опыту [Там же. С. 405]. Поппер отвергает существование «чистого опыта», поскольку дает свое рационалистическое толкование опыта, изначально нагруженного определенными ожиданиями и теориями. 173 Подлинный смысл трактовки критическим рационализмом проверки научного знания нельзя понять без учета упомянутой выше трактовки опыта, а также трактовки истины. Концепция истины критического рационализма распадается как бы на два уровня. Первый уровень — «метафизический», на котором Поп-пер, можно сказать, восторженно приветствует предложенное А. Тарским семантическое определение истины как соответствия знания действительности. По словам Поппера, определение Тар-ского реабилитирует теорию абсолютной, или объективной истины (корреспондентскую концепцию истины). На этот восторженный прием Поппера толкали, по-видимому, то обстоятельства, что идея объективной истины Тарского «с доверием принимается всеми», а также нежелание выбиваться из общего строя. А. Тарский писал, что ведет речь исключительно о трактовке интенций, содержащихся в «классическом» понимании истины как соответствия действительности применительно к формализованным языкам, в которых имеет смысл различение высказываний предметного языка и метаязыка [130. S. 450]. Свои интенции Тарский иллюстрирует известным примером: «" Снег бел" — истинно, если только снег действительно бел». При этом Тарский однозначно утверждает, что его семантическое понятие истины на почве обыденного («естественного») языка не только не может иметь точного определения, но и совершенно не может последовательно применяться [129. S. 357]. Поппер последнее обстоятельство, в сущности, игнорирует. Согласие Поппера с корреспондентской концепцией истины имеет, по нашему мнению, чисто абстрактный характер, поскольку в конечном итоге он фактически уклоняется от использования этой концепции применительно к научным высказываниям и теориям. Ревизия корреспондентской концепции истины и перевод проблемы истины в контекст логического вывода и обоснования высказываний образует второй уровень трактовки истины критическим рационализмом. Формально отход от корреспондентской концепции истины мы усматриваем уже в трансформации Поп-пером указанной формулы Тарского: «" Снег бел" — истинно, если и только если снег действительно бел». Из этой формулы Поппер предлагает изъять слово «действительно». В результате формулу Тарского становится легко трактовать, например, в смысле обычной логической эквиваленции двух высказываний: «" Снег бел" — истинно» и «Снег бел». Оба высказывания всегда принимают одинаковые значения истинности. Отказ Поппера от использования семантического понятия истины Тарского вовсе не является уловкой. 174 Этому отказу дается обоснование: задача разъяснения соответствия «начинает казаться безнадежной и... понятие истины становится подозрительным, и мы предпочитаем не использовать его» [72. С. 320, прим. 28]. Безнадежной считает Поппер также попытку ясно понять «весьма странную и неуловимую идею соответствия между высказыванием и фактом» [Там же. С. 336]. Наиболее значимым аргументом Поппера в пользу отказа от использования корреспондентской концепции истины является ссылка на «смутность» понимания связи высказываний с действительностью и с чувственным опытом. Эта смутность демонстрируется Поппером в ходе критики «протокольных предложений» в смысле Р. Карнапа. Последний рассматривал «протокольные предложения» как высказывания о чувственных переживаниях, восприятиях субъекта (феноменалистская трактовка «протокольных предложений»): «Вижу красное», «Ощущаю острую боль» и т. п. Такого рода высказывания оценивались Карнапом как абсолютно достоверные истины, образующие фундамент научного знания. В конечном итоге сводимость к «протокольным предложениям» принималась за критерий научности любого научного высказывания. Более поздняя «либеральная» трактовка «протокольных предложений» неопозитивистами сводилась к их пониманию как высказываний, выражающих результаты наблюдения чувственно воспринимаемых объектов. Поппер справедливо отмечал, что фиксируемые протокольными предложениями субъективные восприятия не интерсубъективны, поскольку в них нельзя непосредственно удостовериться другим людям (в этой связи странным представляется промелькнувшее у Поппера положение об интерсенсуальности научных теорий). Во внутреннем опыте мы можем «видеть» свои явления субъективного мира, например, на основе некоторой интеллектуальной интуиции. Однако эта интуиция зачастую сбивает нас с верного пути [Там же. С. 408]. Кроме того, субъективные восприятия не обладают абсолютной адекватностью действительному миру. Известный немецкий психолог Г. Гельмгольц приводил пример человека, который чувствовал боль в ампутированной ноге. Факт существования восприятия боли в ампутированной ноге для самого воспринимающего не подлежит сомнению. Однако это восприятие не выражает объективную истину, поскольку соответствующая нога ампутирована. Содержание оборота «действительно воспринял то-то и то-то» по справедливой оценке Поппера определяется во многом «сомнительной» психологической теорией «правильного видения». В целом протокольные высказывания в смысле Карнапа 175 имеют психологический характер. Они являются гипотетичными как в субъективном, так и в объективном аспектах. Поппер дает нетрадиционную рационалистическую трактовку понятия «опыт». Опыт, согласно Попперу, является сплетением обычно ошибочных догадок —предположений, ожиданий, гипотез и т. п. [72. С. 405], —их проверок и обучения на своих ошибках. Ни на одной стадии такой проверки не используются «данные чувственного опыта», трактуемые в смысле адекватного воспроизведения реальности. Высказывания обосновываются не «данными» чувственного опыта, но другими высказываниями, также подлежащими проверке. В соответствии с изложенным пониманием опыта любая реальность дается познающему человеку- только в высказываниях, через высказывания как результаты дескриптивной и аргу-ментативной функций языка. Понимание объективной истинности так называемых высказываний наблюдения, именуемых сингулярными, по мнению Поппера, также сталкивается с трудностями. К сингулярным высказываниям в критическом рационализме причисляются частные высказывания типа «отчетов» о наблюдениях и экспериментах, относящихся к определенным конечным областям пространства и времени: «Эта нить имеет структуру S»; «К этой нити подвешен груз весом в два фунта» и т. п. В класс сингулярных высказываний попадают также специфические предсказания («Эта нить оборвется»). Сингулярные высказывания, согласно Попперу не следует рассматривать в качестве абсолютно достоверных истин, поскольку в ходе наблюдений часто совершаются ошибки, порождающие ложные сингулярные высказывания. Кроме того, не существует логических способов выведения истинности сингулярных (и других) научных высказываний из чувственного опыта (например восприятий). Сингулярные высказывания логически (и это существенно для рационализма! ) не выводимы из опыта. Некоторые сингулярные высказывания Поппер именует базисными. Система базисных высказываний включает все непротиворечивые сингулярные высказывания определенной логической формы (логической формы всех мыслимых сингулярных высказываний о единичных фактах). Явления, к которым относятся базисные высказывания, должны быть наблюдаемыми (понятие наблюдаемости относится к неопределяемым), то есть характеризоваться положением и движением некоторого макроскопического физического тела. Утверждаемое в базисном высказывании существование объекта в определенном месте должно быть регулярно повторяемым, интерсубъективно проверяемым наблюдателями. 176 Однако наблюдение, как уже говорилось, не оправдывает истинности ни одного высказывания. Два высказывания — «Я вижу, что стоящий здесь стол бел» и «Стоящий здесь стол бел» — в равной мере ненадежны. Разговор о явлении предлагается свести к разговору о классе сингулярных высказываний, претендующих на описание явления. Явление как класс эквивалентных (взаимовыводи-мых) сингулярных высказываний, разумеется, не тождественен явлению в смысле «реалистического» модуса языка. Задача субъекта познания в этих условиях должна состоять в рациональной критике высказываний и теорий, в их проверке опытом в его рационалистической трактовке. В ходе рациональной критики, согласно Попперу, допускается в пробном порядке для нужд данного момента принимать за достоверные некоторые сингулярные высказывания, описывающие заведомо сомнительные результаты чувственного опыта. В такие высказывания верить следует только в предварительном порядке, всегда помня, что по самой нашей природе мы способны выносить и неверные суждения. В еще большей мере рациональной критике и проверке подлежат общие высказывания, играющие существенную роль в науке. Общее высказывание, относящееся к конечному классу объектов (конечной, отдельной пространственно-временной области), как известно, можно представить в виде конъюнкции конечного числа сингулярных высказываний. Объекты, о которых идет речь в таких сингулярных высказываниях, в принципе могут быть пересмотрены, пересчитаны. Истинность общего «конечного» высказывания сводится к истинности конъюнкции соответствующих сингулярных высказываний. Для таких высказываний теоретически, как известно, допустимо индуктивное обоснование их достоверной истинности (с помощью полной индукции). Однако в случае достаточно большого количества таких высказываний подобное обоснование практически не достижимо. Всеобщие «строго универсальные» высказывания о неограниченном числе объектов (а они играют фундаментальную роль в научных теориях) не могут заменяться конечной конъюнкцией сингулярных высказываний. Истинность такого высказывания нельзя свести к истинности конъюнкции какого-либо конечного множества отдельных сингулярных высказываний и ее нельзя вывести из опыта. Строго логически такие высказывания могут лишь опровергаться, фальсифицироваться путем приведения противоречащих примеров. Итак, исследователь не имеет дела непосредственно с объективной реальностью и не занимается сведением своих высказываний к чувственному опыту. Он замкнут в круге логических отноше- 177 ний гипотетических высказываний и теорий. Для него понятия «истинно» и «ложно» трактуются лишь в контексте выводимости одних высказываний (выражающих следствия, предсказания) из других высказываний и теорий. Так, предсказание р считается истинным, если оно следует из непротиворечивой конъюнкции некоторой теории и некоторого принятого (формулировка высказывания может мотивироваться, в частности, и чувственным опытом) базисного высказывания (выражающего начальные условия). Высказывание р ложно, если оно противоречит множеству принятых базисных высказываний. Таким образом, согласно критическому рационализму наука не начинается с наблюдений, она начинается с проблем, хотя иногда проблемы могут порождаться неожиданными наблюдениями. Задачей ученого является решение некоторой проблемы с помощью построения теории, решающей проблему, например, объясняющей неожиданные и необъясненные ранее результаты наблюдений. Начиная с проблем, наука и заканчивает проблемами возрастающей глубины. В русле своей концепции замены идеи истины идеей выводимости высказываний Поппер детализирует метод проверки знания. Он вводит понятие «логического содержания» высказываний и теорий. Логическое содержание высказывания (или теории) — класс всех высказываний, логически следующих из него. Класс истинных следствий высказывания (теории) образует его истинное содержание, класс ложных высказываний —ложное содержание. Это открывает путь количественной трактовке истинности высказываний. Теория, как и отдельное высказывание, тем более истинна, чем больше имеет истинных следствий в своем содержании. Теория может быть ближе к истине и вместе с тем быть ложной. Одна теория по сравнению с другой ближе к истине (правдоподобнее), если ее истинное (но не ложное) содержание больше истинного содержания другой или когда ложное (но не истинное) содержание другой теории больше ложного содержания первой. Максимума правдоподобности может достичь теория, которая «не просто истинна, но полностью и исчерпывающе истинна: если она соответствует, так сказать, всем фактам и, конечно, только реальным фактам» [72. С. 354]. Но это недостижимый идеал по сравнению с соответствием некоторым фактам. Ложная теория может быть лучше другой ложной теории, если она выдержала проверки, которые не выдержала вторая теория (ложное содержание второй превосходит ложное содержание первой). При том же самом условии 178 (ложное содержание второй превосходит ложное содержание первой) первая теория более правдоподобна, когда более точна по сравнению с первой. Окончательное обоснование или оправдание теорий находится вне сферы человеческих возможностей» [72. С. 394]. Существенное значение для понимания процедуры эмпирической проверки высказываний и теорий имеет оригинальная трактовка Поппером эмпирического содержания высказываний и теорий. Эмпирическое содержание высказывания (теории) трактуется как класс всех базисных высказываний, противоречащих заданному высказыванию (или теории). Такие базисные высказывания запрещают в предметной области рассмотрения те «положения дел», которые разрешает проверяемое высказывание (теория). Такое понимание эмпирического содержания делает фальсификацию высказывания (теории) прозрачной: высказывание (теория) запрещает «положения дел», выражаемые противоречащими ему высказываниями, а наблюдение, эксперимент показывают, что запрещенные вещи существуют в соответствующей предметной области (противоречащие теории высказывания истинны). Это является достаточным основанием для того, чтобы считать фальсифицированным исходное высказывание (теорию). Источником знания, согласно критическому рационализму, могут быть традиция, разум, воображение, наблюдение и др. Ни один из этих источников не обладает абсолютным авторитегом [72. С. 391]. В философии науки Поппера действует «метафизический» принцип фаллибилизма: наука, как и всякое человеческое познание, погрешима и призвана делать лишь информативные догадки относительно структуры мира [Там же. С. 371]. При этом высказывается убеждение в том, что человек в случаях фальсификации высказываний (теорий) способен «видеть реальность» [Там же. С. 320]. В литературных источниках по философии науки довольно часто встречается положение о теоретической нагруженности высказываний наблюдения. В каждом высказывании используются универсальные имена, что делает высказывание теорией или гипотезой: универсалии не могут быть соотнесены с каким-либо специфическим чувственным опытом, универсалии не могут быть сведены к классам восприятий. Высказывания наблюдения и о результатах эксперимента представляют собой интерпретации фактов в свете теории [Там же. С. 143, прим. 16]. Смутные чувственные фиксации результатов наблюдения и эксперимента благодаря интерпретации замещаются более понятными и точными (сингулярными) высказываниями наблюдения. 179 Поппер идею теоретической нагруженности высказываний наблюдения достаточно часто сопровождает идеей нагруженно-сти этих высказываний ожиданиями. Поскольку Поппер лишь вскользь касается идеи ожидания, мы предлагаем следующий анализ этого понятия. Адекватное рассмотрение ожидания реализуется, как нам представляется, в контексте умственной и практической деятельности человека. Если использовать термин «интен-циональность», выражающий включенность мыслящего человека в бытие, то интенциональным объектом (предметом) ожидания является будущий результат деятельности. Потенциальный результат акта деятельности в ожидании умственно предвосхищается в форме его идеи или проекта. По своей гносеологической сущности ожидание является мысленным выражением отношения между «наличной» реальностью и предметным будущим. Ожидание, таким образом, непосредственно ограничено деятельностью сознания, мышления. Ожидание является формой выхода сознания «из себя» (из знания «наличной» реальности) к «самому себе» (к знанию будущего). В этом смысле ожидание представляется интенцией человеческого сознания на предметы будущего, в частности на будущие результаты деятельности, представленные их идеями, проектами. Если ожидание увязывается со стремлением к реализации идеи, проекта, то оно выражает надежду на достижение результата и становится руководящим началом деятельности по достижению результата. Успешная реализация демонстрирует соответствие результата его предварительной идее. Ожидание — это «technical lag», то есть выражение отставания реального достижения результата от умственного предвосхищения этого результата. Предвосхищение реального результата деятельности в форме идеи, проекта обычно формируется на основе уже имеющегося, «наличного» знания. В этом случае ожидание может выражать, в частности, надежду на то, что будущее будет таким же, как и настоящее. Чем теснее связано формирование ожидания с «наличным» знанием, тем больше ожидание выражает надежду на то, что будущий результат будет повторением прошлого. В этом коренится понимание ожидания как выражения уверенности, опирающейся на опыт или принятую теорию. Однако в определенном аспекте образ формируемого в ожидании будущего события может и противополагаться чистой наличности настоящего положения вещей. В целом ожидание, повторяем, является выражением интенции, то есть направленности сознания на определенные результаты «технической» умственной и практической деятельности или спонтанного естественного процесса. Абстрактным моментом 180 интенции является желание как стремление к осуществлению чего-либо или обладанию чем-либо. Ожидание придает желанию конкретную окраску, поскольку конкретизирует образ желаемого. Препятствием на пути осуществления ожиданий является неоднозначность механизмов реализации идей и планов, порождаемая, в частности, пространственно-временной «растянутостью» связи причины и следствия. В этом смысле используется термин «отдаленные следствия». Подобная растянутость позволяет внешним, в том числе случайным факторам воздействовать на процесс порождения результата причиной, что является источником неожиданных (неожидаемых) результатов. Если достигнутый результат познания (например эксперимента) в основном совпадает с предварительным, созданным на основе принятой теории его проектом, то можно говорить о теоретической нагруженности соответствующего результата познания. Интересно отметить, что, несмотря на подчеркивание своего рационального характера, критический рационализм учитывает также влияние на научное познание бессознательных моментов, в частности врожденных бессознательных ожиданий [72. С. 262]. Однако в целом Поппер отдает предпочтение ожиданиям (высказываниям, выражающим ожидания), опирающимся на теории [Там же. С. 333]. Поппер рассматривал объективную, или абсолютную теорию истины (корреспондентскую концепцию истины) как теорию соответствия (безнадежного для ясного понимания) высказываний фактам [Там же. С. 400]. Определенная смутность понимания соответствия высказывания фактам действительно имеет место, что отмечалось выше при рассмотрении категории «понимание». Именно эта смутность была одним из оснований отказа Поппера от использования корреспондентской концепции истины. Видимо, поэтому он отказался и от детального анализа отношения высказываний к фактам и определения того, что такое факт, а использовал прием контекстуального разъяснения этого понятия. О фактах Поппер говорит в смысле актов принятия или отбрасывания норм, создания норм [Там же. С. 400—401], симпатий и антипатий человека [Там же. С. 400], велений Бога или любого другого «авторитета» делать нечто [Там же. С. 401], принятия и проведения в жизнь сводов законов (социальные и политические факты) [Там же. С. 410], обучения на ошибках [Там же. С. 412] и т. п. Однако общего определения факта нет. Значимым моментом попперовской трактовки отношения высказывания к факту является утверждение, что высказывание не создает факта, что в «мире фактов мы можем стремиться к абсолютно истинным предложениям или, по край- 181 ней мере, к предложениям, которые как можно ближе приближаются к истине» [72. С. 402]. В этом можно было бы усмотреть намек на онтологическую реальность фактов. Однако надо помнить, что согласно критическому рационализму всякая реальность предстает исследователю только в форме гипотетических дескриптивных высказываний. Именно поэтому «эмпирическая» проверка, например, теорий сводится к установлению меры соответствия выводимых из теории следствий базисным высказываниям, принимаемым на основе некоторого решения. У ученого нет универсального критерия истины, однако это, по мнению Погшера, не в большей степени превращает понятие истины в бессмысленное, чем отсутствие критерия здоровья делает бессмысленным понятие здоровья [Там же. С. 385]. Можно стремиться к истине, не заботясь особенно о значении этого термина. Задачей науки является поиск научных теорий, но никогда нельзя узнать, что они истинны. Истина — не единственная цель науки. Цель науки — интересная, глубокая, новая картина природы. Рост научного знания — не накопление истинных теорий и не движение к одной единственно истинной теории, но бесконечный процесс перехода от одной проблемы к другой. Истины недостаточно, ибо мы ищем, прежде всего, ответы на наши проблемы. Только если имеется решение некоторой трудной, плодотворной, глубокой проблемы, истина (или предположение об истине) приобретает значение для науки. Только с помощью смелых предположений мы можем обнаружить интересные и важные истины. Наука не покоится на твердом фундаменте фактов. Наука не является системой достоверных или хорошо обоснованных высказываний; она не представляет собой и системы, постоянно развивающейся к некоторому конечному состоянию абсолютной истины [Там же. С. 226]. Наука никогда не может претендовать на достижение истины [Там же]: мы не знаем — мы можем только предполагать [Там же]. Наши предположения направляются ненаучной, метафизической верой в существование законов и регулярностей [Там же]. Стремление к знанию и поиск истины — наиболее сильные мотивы научного исследования. Здесь следует заметить, что такое стремление совместимо и с отрицаемым Поппером достижением истины. Концепция динамики науки критического рационализма прямо противоположна кумулятивистской концепции. Неопозитивисты полагали, что истинность научного знания, в частности научной теории, можно доказать опытной (в смысле классической гносеологии) проверкой выведенных из знания высказываний (индуктивный по своей природе метод верификации). Поппер 182 справедливо подчеркивал, что индуктивный по своей природе опыт не может доказывать достоверную истинность теории, он может лишь опровергать, фальсифицировать ее. Вывод о ложности теории при этом вполне рационален, поскольку осуществляется в полном соответствии с общезначимой формой логического вывода по modus tollens. Отбрасывание фальсифицированных теорий открывает путь для новых теорий, которые в свою очередь фальсифицируются. Нефальсифицируемых научных теорий, высказываний не существует. В той степени, в которой научное высказывание говорит о реальности, оно должно быть фальсифицируемо, а в той степени, в которой оно нефальсифицируемо, оно не говорит о реальности [72. С. 239]. Фальсифицируемость полагается признаком научности теорий и высказываний, что, однако, согласно критическому рационализму не лишает определенной значимости для науки философской «метафизики» и опытного подкрепления. Тезис критического рационализма о фальсифици-руемости любой научной теории глобально справедлив, поскольку в науке безнадежно ждать теорий, соответствующих всем известным (и тем более будущим) фактам. Парадоксальным образом Поппер считает, что ученый способен обнаруживать ис тину: «...я верю, что во многих случаях это нам удается» | Там же. С. 3881. Обнаружить ошибку—значит указать, где не следует искать истину. Идея роста знания — это идея приближения к истине. Ученый обречен в конечном итоге лишь верить в истинность теорий, не имея позитивных оснований для оправдания такой веры. В то же время имеется эффективный общий критерий ложности теорий — их противоречивость. Но доказательство противоречивости — дело непростое. Поэтому ученый может иметь дело с: ложной теорией, упорно сопротивляющейся эмпирической критике, проверке. К таким теориям следует относиться серьезно, с определенной мерой доверия. Наука не имеет ничего общего с поисками достоверности, цель науки — критика и проверка теорий. Идея истины позволяет разумно говорить об ошибках и рациональной критике. Устранение ошибок приближает к истине. Сама идея ошибки включает в себя идею объективной истины как стандарта, кото< |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы