Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Технологическая цепочка построения тренинга



1. Предложить выбрать объект окружающего мира, определить его составляющие и место обитания.

ПР. : у птицы есть туловище, голова, крылья, хвост, лапы и т.д.; в свою очередь птица является частью животного мира, а животный мир - частью природного мира и т.д. Сделать вывод о том, что все в мире состоит из частей.

2. Пригласить Волшебника Деления, который делит объект на составляющие.

ПР. : Волшебник Деления коснулся игрушечной машины. Расскажите, что с ней произошло (она распалась на части: кузов, кабину, колеса и т.д.).

А если Волшебник Деления коснется какой - то из этих частей, например, колеса, что произойдет (часть разделится на составляющие: шину, обод, диск и т.д.).

Волшебник Деления коснулся места обитания (функционирования) нашего грузовичка - дороги. Что с ней произошло (автомобильная дорога стала делиться на дорожное покрытие, бордюры и т.д.).

3. Ввести Волшебника Объединения, который объединяет все в произвольной последовательности.

4. Обсудить практическое применение полученного объекта.

ПР. : Если Волшебник Объединения коснется машины и дерева, что произойдет (они объединятся: машина может быть сделана из дерева и т.д.). А что произойдет, если Волшебник Объединения дотронется до диска от колеса и кузова (кузов может стать круглым, или наоборот: в дисках можно будет перевозить грузы).

5. Организовывать практическое занятие по итогам обсуждения.

ПР. : придумайте сказку с Волшебником Деления - Объединения; запишите сюжет с помощью схем.

Придумайте необычное животное, пригласив на помощь Волшебников Деления - Объединения (лепка, рисование, аппликация объектов, сделанных по типу фоторобота).

Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста

Работа с Волшебником Деления начинается с детьми 3 лет. Он воздействует на хорошо знакомые детям объекты и делит их на составляющие. В конце 2 младшей группы вводится Волшебник Объединения, с помощью которого происходит составление новых объектов.

ПР. : Волшебник Деления разделил лодочку на корпус, парус, лавочки. А Волшебник Объединения объединил парус от лодочки карандаш. Для чего это нужно?

С 4 летнего возраста необходимо давать задания по созданию нового объекта из каких-либо однородных геометрических форм (по типу лошарика – лошадка из шариков).

ПР. : нарисовать город, который сделан из арбузов, где по дороге ездит машина в виде четвертинки арбуза; дома выглядят, как арбузы, а деревья – маленькие арбузята.

Задания на составление фантастического животного по типу фоторобота (рекомендуется с пятилетнего возраста).

ПР. : составьте необычное животное, придумайте ему название (“Чебукракохвост” - голова Чебурашки, туловище крокодила, хвост павлина, 2 лапы белки, а две - обезьяны). Расскажите о месте его обитания, характере, способах питания и защиты от врагов.

Тренинговые задания по созданию образов на основе однородных объектов какой-либо классификационной группы (рекомендуется с 5, 5 лет).

ПР.: изобразите Цветочную принцессу (лицо-подсолнух, глаза - фиалки, рот - гвоздичка, нос - колокольчик и т.д.), или Овощного короля (лицо - тыква, глаза - стручки гороха, нос-морковка, рот - помидор и т.д.)

 

Организуется аналитическая работа на основе внешнего вида сказочных героев. Выбираются герои сказок и проводится анализ их облика (рекомендуется с 5 лет).

ПР.: кого объединили в себе следующие герои (“Русалка” - женщина и рыба, “Сфинкс” - человек и лев, “Кентавр” - мужчина и конь, “Сирин” - птица и женщина, “Тяни-Толкай” - две лошадки).

Анализируется необычное свойство сказочных героев. Устанавливается признаки, которые были получены в результате фантастического объединения (рекомендуется с 6 лет).

ПР.: чей признак приобрел объект (говорящее зеркало в сказке “О мертвой царевне и семи богатырях” приобрело свойство человека - говорить и свойство телевизора - показывать).

Детям 7 года жизни даются тренинги, которые обобщают знания детей по волшебным преобразованиям, основанным на приеме деления - объединения.

ПР.: герои каких сказок встречаются в мультфильме “Вовка в тридевятом царстве” (определение сказок, из которых сделан мультфильм: “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Василиса-Премудрая” и др.).

Ожидаемые результаты

· Умение производить фантастические преобразования объектов с помощью приема деления – объединения и его использование в практической деятельности

 

5.3. Прием " Преобразование признаков времени"

Описание приема

Фантазирование основано на изменении признаков времени. В связи с тем, что для преобразования берутся разные свойства времени, прием становится многофункциональным. Волшебник Времени может:

1. Убыстрить процессы, протекающие, в самом объекте ( Волшебник Быстрых Минут ), замедлить процессы ( Волшебник Замедления ).

2. Поменять местами временные отрезки, в которых протекали определенные события ( Волшебник Перепутывания Времени ).

3. Заставить протекать события в обратной последовательности ( Волшебник Обратного Времени ).

4. Переместить объекты на дальние временные отрезки ( Машина Времени ), на ближние - относительно жизни данного объекта ( Зеркало Времени ).

5. Остановить время для объекта, его частей или места нахождения (Волшебник, остановивший Время).

Технологическая цепочка построения тренинга с " Волшебником Быстрых (Медленных) минут"

1. Обсуждение эпизода из жизни детей.

ПР.: разговор  с детьми о том, чем они занимаются в детском саду, что делают утром, днем, вечером. Где в это время находятся родители, родные (брат, сестра, бабушка, дедушка), живущие вместе с ребенком в квартире. Чем занимаются обычно члены семьи вечером. Куда утром все расходятся (в будние дни) и чем занимаются в выходной день.

2. Введение проблемной ситуации с приглашением Волшебника Быстрых Минут.

ПР. : представить, что родители, отправившие детей утром в детский сад, пошли, как обычно, на работу и спокойно трудились рабочий день. В это время в группе, где находились их дети, за день прошло десять лет.

3. Обсуждение получившейся ситуации.

Педагог продумывает цепочку вопросов к детям.

ПР. : вечером родители пришли за вами с работы.

Как вы стали выглядеть? Что стало с вашим ростом? одеждой? волосами? Сколько вам стало лет?

Какое выражение лица было бы у родителей? Какие вопросы они задали вам? воспитателю? Как повели вас домой - нужного размера одежды нет, а на улице мороз.

Как отреагировали на ваше появление домашние? Младше (старше) стали вы своих сестер и братьев? Что делали бы вы вечером?

Куда отправились бы утром (в детский сад нельзя, так как вам 15-16 лет, в 9-11 класс школы нельзя - нет нужных знаний, в 1 класс - слишком взрослые).

Придумывание способа обучения подростка.

4. Организация практического занятия с детьми.

ПР. : рисование портрета кого-либо из родных (их выражения лица) в тот момент, когда они увидели вас так резко выросшим; лепка самого себя в сравнении (скульптура ребенка 5-6 лет, а рядом - подростка 15-16 лет). Запись всей ситуации схемами и рассказ родителям на тему “История о том, как к нам в группу пришел Волшебник Быстрых Минут”.

Технологическая цепочка построения тренинга с волшебником " Перепутывания Времени "

1. Продумывание реальной временной последовательности событий по отношению к чему-либо. Определение назначения каждого временного этапа и обозначение его схемами.

ПР. : определение временной оси жизни человека с обсуждением особенностей и возможностей каждого периода с использованием наглядности - картинок, схем. Младенец учится есть, ощущать, играть, говорить и т.д. Ребенок-дошкольник готовится к школе; в младших классах он учится писать, считать, читать, познавать мир и т.д. Подросток обучается в школе точным наукам и готовится к поступлению в профессиональное учреждение. Юноша – приобретает знания о выбранной профессии. Взрослый человек – профессионал, работает, строит семью, воспитывает детей. Пожилой человек – отдыхает от многолетнего труда, больше занимается воспитанием внуков, помогает близким, выращивает деревья, различные овощи и т.д.

2. Введение проблемной ситуации, в которой меняются местами события, нарушается последовательность во времени.

3. Обсуждение проблемы, возникшей с нарушением временной последовательности жизни человека. Использование приема перестановки схем.

ПР. : приглашение Волшебника Перепутывания Времени и обсуждение результатов его деятельности.

Что он мог сделать?

Что будет, если поменять местами школьный и подростковый возраста (схемы возрастов переставить местами). Как подросток будет готовиться к школе? Как школьник будет изучать точные науки? Что нужно, чтобы это он делал хорошо? Какие проблемы появятся у человека в эти временные отрезки? Как на это будут реагировать окружающие?

Возможны и другие перестановки: младенец поменялся местами с юношей, пожилой человек со школьником младших классов.

  1. Схематизация детьми придуманных ситуаций. Рассказ по записи получившейся истории.

Технологическая цепочка построения тренинга с " Волшебником Обратного Времени"

1. Восстановление цепочки знакомых детям событий. Выявление причинно-следственных связей. Моделирование действиями одного из данных событий.

ПР. : обсуждение последовательности действий в процессе пришивания пуговицы (заваривания чая, накрывания стола к обеду, уборки кровати после сна и т.д.).

2. Приглашение Волшебника Обратного Времени. Восстановление последовательности действий в обратном порядке. Моделирование последовательности действий какого-либо процесса в обратном порядке.

ПР. № 1 : описание в обратном порядке действий процесса пришивания пуговицы (пуговица пришита к рубашке, игла без нитки в руке у ребенка, нитка увеличивается в размере, вылезает из ткани и дырочек пуговицы, вставляется в иголку, игла идет ушком вперед, постепенно количество ниток, держащих пуговицу, уменьшается, а длина нитки в иголке все увеличивается и т.д.).

ПР. № 2: обсуждение эпизода встречи Емели со Щукой (русская народная сказка " По - щучьему велению" ).

Определение последовательности действий (зачерпнул Емеля ведром воду, а в ведре - Щука, просит отпустить ее в воду и обещает за это исполнять любые желания после произнесения волшебных слов).

Обсуждение с детьми результата этого события для всего произведения. Введение Волшебника Обратного Времени с момента произнесения Щукой заветных слов до момента опускания ведра в воду.

Представление всего сюжета сказки без Щуки и ее волшебства. Придумывание названия получившейся истории.

3. Организация практического занятия для детей: рисование по мотивам нового произведения, лепка героя с новым качеством, схематизация нового произведения или обратной последовательности какого-либо эпизода в знакомом произведении.

Технологическая цепочка построения тренинга с " Волшебником Перемещения во времени (Зеркало Времени, Машина Времени)"

1. Беседа о разных временных периодах жизни объекта.

ПР. : обсуждение временных периодов развития Земли, возникновения цивилизации. Представление будущего Земли в зависимости от разумной или неразумной деятельности человека. Обсуждение на уровне “плохо - хорошо”.

2. Путешествие с Зеркалом Времени, показывающим конкретные моменты из жизни объекта.

ПР.: путешествие в прошлое или будущее конкретного ребенка (Зеркало Времени может показать, чем ребенок будет заниматься в будущем, может помочь " увидеть" вчерашний поступок конкретного ребенка для последующего его обсуждения и изменения (элементы рефлексии).

3. Путешествие в прошлое или будущее объекта с помощью Машины Времени. Коллективное перемещение и обсуждение представляемой ситуации.

ПР.: перемещение группы детей с помощью Машины Времени в период зарождения жизни на Земле (человека не было, Земля была населена необыкновенными растениями и животными). Обсуждение последствий необдуманных поступков (убить древнее животное или уничтожить растение, что это значит для будущего).

4. Организация практического занятия с детьми по результатам фантазирования.

 

Примерные темы организации  практического занятия на основе использования приема " Зеркало Времени":

· лепка игрушек для детей будущего;

· сюжетное рисование (темы “Я и моя семья через 20 лет”, “Я - пожилой человек”, “Как меня маленького мама нянчила”, “Что бы я изменил во вчерашнем конфликте с другом”);

· аппликация (“Какие постройки из кубиков я делал, когда мне было 2 года” и т.д.);

· конструирование из строительного материала (“Дом, который я построю для своей будущей семьи”);

· схематизация (“История о том, где и чему я буду учиться”, “Какой поступок я совершу завтра вечером”).

 

Примерные темы организации практического занятия на основе использования приема " Машина Времени":

· лепка древних животных;

· рисование “Мир будущего”;

· аппликация “Растения (цветы) прошлого (будущего)”;

· конструирование из природного и бросового материала “Машины будущего”;

· схематизация “История о том, как человек делает Землю прекрасной”.

 

Технологическая цепочка построения тренинга с " Волшебником Остановки Времени"

1. Обсуждение временной цепочки развития животного мира.

ПР. : обсуждение изменений, происходящих с живыми объектами с течением времени (лягушонок, живущий на болоте, появляется из икринки, которая с течением времени превращается в головастика; в то время, когда лягушонок вырастает во взрослую лягушку, меняется само болото и его обитатели - комары, цапли, водные растения).

Гадкий утенок из сказки Г.-Х. Андерсена тоже развивается во времени и постепенно превращается в Прекрасного Лебедя. Окружение этого сказочного героя тоже меняется.

С течением времени меняется человек и его окружение.

2. Приглашение Волшебника, умеющего останавливать время. Обсуждение происходящего с объектом, его частью, местом обитания.

ПР.: обсуждение происходящего в случае воздействия Волшебника Остановки Времени на объект в определенной стадии его развития.

Что будет, если Волшебник коснется головастика: лягушка навсегда им останется, хотя мир вокруг изменится.

Что произошло бы в сказке с Гадким Утенком, если бы он навсегда остался таким; какие друзья были бы у него.

Обсуждение происходящего в случае воздействия Волшебника на окружение объекта.

Что произойдет с болотом и его обитателями при условии остановки времени: болото и его обитатели навсегда остановятся в своем развитии. Что произойдет с Утенком, превратившимся со временем в Лебедя, окружение которого навсегда оставалось таким, как в начале сказки.

Что было бы с тобой, если бы дети никогда не росли, а все окружающее развивалось, взрослело, старело?

Обсуждение происходящего в случае воздействия Волшебника на часть объекта.

ПР.: что произойдет с язычком лягушки, если Волшебник остановки Времени коснется его, когда лягушка будет молодой: у лягушки всегда будет ловкий, энергичный язык, позволяющий быстро ловить комаров и мух.

Что было бы, если бы Волшебник остановки Времени коснулся бы пуха маленького лебедя: взрослый прекрасный лебедь был бы очень пушистым.

Как бы жилось детям, если бы их окружение остановилось во времени, а дети продолжали бы расти?

Как бы выглядел ребенок, если бы Волшебник остановки Времени коснулся бы его языка, глаз (взрослый человек с молодым голосом или детскими глазами, что в этом плохого - хорошего).

3. Организация практического занятия. Придумывание сюжетов фантастического содержания с приемом остановки времени. Схематизация получившихся сюжетов.

Методические рекомендации построения системы тренингов по преобразованию признаков времени

С группой детей младшего возраста проводятся игры по моделированию действий из 3-5 последовательно собранных этапов.

ПР.: модель ситуации “Хочу попить чаю”: ребенок объясняет и показывает последовательность процесса (как он “ставит” чашку, блюдце на стол, “наливает” заварку, кипяток, “кладет” сахар, “мешает” ложкой сахар и осторожно “пьет”) в обычном, убыстренном и замедленном темпах.

Выстраиваются временные цепочки жизни человека, домашних птиц, растений (семя – росток – взрослое растение). Ознакомление с возможностями приема Зеркало Времени (ребенок " видит" себя в раннем детстве, в зрелом возрасте и составляет об этом рассказ).

С детьми среднего возраста повторяются и усложняются игры, проводимые ранее. Вводятся новые Волшебники: Быстрых и Медленных минут.

Расширяется диапазон рассматриваемых моментов с помощью приема " Зеркало Времени" (дети " видят" себя младенцами, малышами, школьниками, взрослыми).

Осуществляется перемещение с помощью приема " Машина Времени" (во времена древнего человека, в далекое будущее).

Дети старшего возраста знакомятся с остальными Волшебниками Времени.

Дети 7-го года жизни самостоятельно используют прием того или иного временного преобразования, изменяя знакомые литературные произведения. Они могут создавать сказки на основе бытовых ситуаций, решать творческие задачи. Игровые тренинги организуются в свободное время.

ПР: что будет, если Волшебник Быстрых Минут коснется тебя во время обеда?.. твоей руки?.. окружающих тебя предметов и людей во время обеда? Как решить проблему принятия пищи?

Волшебник Перепутывания Времени заставляет вымыть руки перед тем, как ты выходишь работать на огородных грядках. Как решить проблему чистоты рук?

В гости пришел Волшебник Остановки Времени. Он коснулся тебя во время одевания на прогулку... Волшебник коснулся всех детей группы во время одевания на прогулку... Вдруг он коснулся твоих ног во время переобувания...

С детьми 3 - 7 лет организуется работа по анализу литературных произведений с фиксацией происходящих в них временных преобразований на основе действия всех Волшебников Времени.

ПР: сказки Л. Кэролла “Приключения Алисы в стране Чудес”, “Алиса в Зазеркалье” основаны на принципах действия всех Волшебников Времени.

Прием остановки времени присутствует в произведении Д. Барри “Питер Пэн” – мальчик, который не растет.

Убыстрение времени - в “Сказке о царе Салтане...” – за три дня в бочке вырос сын его Гвидон.

Прием перемещения во времени использован в детских произведениях К. Булычева.

В “Сказке о потерянном времени” произошло перепутывание времени жизни героев.

В русских народных сказках часто встречается выражение “Растет не по дням, а по часам” (прием убыстрения времени).

Ожидаемые результаты:

· знание принципов действия каждого Волшебника Времени,

· самостоятельное использование известных приемов для создания творческого продукта.

5.4. Прием " Оживление-окаменение"

Описание приема

При воздействии Волшебника Оживления неживое становится живым и подвижным, живые организмы становятся более динамичными.

При воздействии Волшебника Окаменения живое становится неподвижным, а неживое – абсолютно статичным.

Использование приемов оживления-окаменения позволяет изменять объект, его часть или место обитания по признаку динамичности или статичности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.061 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь